УДК 378.147:004.9 ББК 74.580 Г 61
И.Г. Головцова
Доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. E-mail: golovtsova@mail.ru
JI.B. Рудакова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. E-mail: lidija.r@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, которые касаются оптимального внедрения в учебный процесс интерактивных форм обучения, а также доказывается необходимость модификации компетентностного подхода в модульно-компетентностный.
Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные формы обучения.
I.G. Golovtsova
Doctor of Economic Sciences, Associate Professor of Management Department at St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; E-mail: golovtsova@mail.ru
L.V. Rudakova
Ph.D. in Economy, Associate Professor of Department of Information Technology in Business at St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; E-mail: lidija.r@mail.ru
IMPLEMENTATION CHALLENGES OF INTERACTIVE FORMS OF LEARNING WITHIN COMPETENCE-BASED
APPROACH
Abstract. The paper examines the problems associated with the transition to federal state educational standards that are related to the optimal implementation of the interactive forms of learning into the educational process. Also it proves the necessity of modification of the competence approach into the modular -competence.
Keywords: competence approach, interactive forms of learning.
В настоящее время в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3+) нового поколения возникает ряд проблем, связанных с оптимальным внедрением в учеб-
ный процесс интерактивных форм обучения. В соответствии с пунктом 7.3. ФГОС «Реализация компетентностного подхода - широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компью-
терных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» и «удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий». Эти определения в полной мере определяют важность процесса внедрения интерактивных форм обучения в учебный процесс. Основные критерии, характеризующие образовательный процесс до использования ФГОСЗ+, включали в себя фундаментальный подход к подаче знаний; направленность на накопление и передачу теоретических знаний; при этом знание определялось как ценность.
К критериям, формирующим образовательный процесс после внедрения ФГОС 3+, можно отнести прикладной (компетентностный) подход к подаче знаний; направленность на выработку коммуникативных и социальных навыков у обучающихся: в этом случае именно практика определяется как ценность. В связи с разностью подходов определилась проблематика реализации основных положений ФГОСЗ+.
Одним из основных понятий компетентностного подхода сегодня можно считать так называемый «образовательный модуль», при этом итоговую компетентность, необходимую в какой-либо сфере профессиональной деятельности, можно представить как совокупность соответствующих образовательных модулей, каждый из которых может быть сформирован в качестве специфической функции будущей профессиональной деятельности. Таким образом, можно считать,
что в сегодняшних реалиях, отвечающих современному рынку труда, компетентностный подход модифицируется в модульно-компетентностный, наиболее значимой особенностью которого является тот факт, что совместно с представителями образовательных учреждений соответствующие модели образовательных стандартов/ программ разрабатываются представителями предприятий, которые осуществляют координацию совместных с вузами действий в соответствующих сферах профессиональной деятельности. В этом случае само понятие компетентностного подхода приобретает иное значение: в данном случае речь может идти о соответствующей системе, которая позволяла бы в полной мере оценить адекватность каждого выпускника соответствующей профессиональной деятельности, а также определить критерии качества этой деятельности, которые позволили бы заинтересованным сторонам осуществлять целенаправленную подготовку для получения глубоких профессиональных знаний в этой области [1].
При данном подходе можно определить в качестве ключевых принципов ориентацию на цели, имеющие наибольшую значимость на рынке труда. В рамках одного отдельного модуля, который является определенной целостной единицей образовательного стандарта по направлению подготовки при использовании модульно-компетентностного подхода, происходит комплексное приобретение знаний в рамках формирования конкретной компетенции, обеспечивающей конкретную трудовую функцию, отражающую требования рынка труда.
При таком подходе представляется совершенно необходимым элементом образовательного процесса использование инструментария интерактивного обучения как способа познания, основанного на диалоговых формах взаимодей-
ствия участников образовательного процесса. Эта форма предполагает также обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности в рамках процесса творческого поиска. Формы, в рамках которых могут проводиться интерактивны формы обучения, могут быть следующими: фронтальные; групповые; парные; индивидуальные. К основным группам методов интерактивного обучения относятся:
- дискуссионные методы (круглый стол, дебаты и дискуссия);
- мозговой штурм (мозговая атака);
- игровые методы (ролевые и деловые игры);
- тренинговые методы;
- проектные методы (групповые и индивидуальные).
Цели, которые преследуют интерактивные формы обучения, - это формирование творческой личности и формирование потребности к постоянному развитию. При этом решается целый ряд задач, среди которых можно выделить учебно-познавательные, коммуникационно-развивающие и социально-ориентационные.
В процессе использования рассматриваемого способа обучения необходимо основываться на следующих требованиях: активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения знаний; формирование, накопление и развитие навыков в процессе занятий; максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности; сотрудничество обучающихся и преподавателя в процессе обучения.
В настоящее время прослеживается ряд отличий между ФГОС и ГОС, которые определенным образом влияют на дальнейшее развитие процесса обучения в рамках компетентностного подхода. К таким отличиям можно отнести следующие пункты:
3.0. Мерой трудоемкости образовательной программы стали зачетные единицы.
6.2. Вариативная часть. Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части.
7.1. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ОПП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
7.3. Использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий не менее пяти процентов аудиторных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги).
7.4. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающемуся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.15. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ОПП подготовки специалиста. Обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза должно проходить с привлечением работодателей.
7.16. Доля преподавателей, имеющих ученую степень, увеличилась до 65 процентов, ученую степень доктора наук, профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
7.16.1. Не менее 70 процентов преподавателей, обеспечивающих
образовательный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
7.16.2. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
7.17. Должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронной библиотечной системе для 25 процентов обучающихся.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ОПП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ОПП.
7.19. При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее 7 компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы.
8.1. Регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей [2].
В связи с вышеописанным можно выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения при внедрении обновленного процесса обучения.
1. В настоящий момент существует определенная рассогласованность государственной стратегии в
области образования и содержания ФГОС. Размыты стратегические цели образования, и не до конца ясны представления о требуемом для современного российского общества конечном типе человека, специалиста, личности.
2. Целевая аудитория для применения интерактивных форм и методов - это студенческий контингент. При этом отсутствуют необходимые исходные условия для творческого развития, реализуемого через внедрение интерактивных форм обучения. К основным критериям, которые описывают в настоящий момент эту целевую аудиторию (студентов), относятся: низкий уровень базисных знаний выпускников школ; сниженный уровень элементарной грамотности; отсутствие навыков абстрактно-логического мышления и широкой эрудиции; низкий уровень способности к развернутой логической аргументации; сниженная способность к построению развернутой речи и квалифицированной дискуссии; неспособность к анализу различных ситуаций. Школа не готовит к творческому обучению, что затрудняет применение интерактивных форм обучения в рамках ФГОС, перед ней поставлены другие цели: равный доступ для выпускников в вузы различного уровня; достоверность результата; исключение субъективного фактора; типизация заданий; планомерная подготовка к сдаче экзаменов. При этом у абитуриентов формируется тестовое мышление; отсутствует творческий компонент; не развиваются навыки творческого мышления; формируется ограниченное заданными рамками стандартное мышление.
3. Сниженная мотивация студентов к обучению. При отсутствии мотивации дальнейшего применения знаний у субъекта, интерактивные групповые методы и формы занятий дают возможность пассивного присутствия в группе, снятия с себя индивидуальной ответствен-
ности за процесс усвоения знаний, то есть знания потребляются как результат творчества других.
4. Сниженная мотивация профессорско-преподавательского состава к освоению новых образовательных технологий. Мотивация к освоению новых технологий значительно снижена в силу сомнений в своем будущем в данной профессиональной области. Особенно это касается возрастных категорий профессорско-преподавательского состава. К основным критериям, которые описывают в настоящий момент эту целевую аудиторию (ППС), относятся: трудности в быстром овладении информационными технологиями, активно используемыми в интерактивном обучении; недоверие/негативное отношение к инновациям в образовании; наличие собственной методологии / фундаментально-ориентированное научное мышление; сомнение в продуктивности интерактивных методов; сопротивление «насаждению сверху» форм обучения; трудоемкость интерактивных форм обучения и непредсказуемость результата.
5. Проблема, носящая образовательно-технологический аспект, может быть охарактеризована следующими критериями: дефицит учебного времени; фрагментарность общей познавательной картины; спорность прочного закрепления полученных знаний; размеры студенческих групп затрудняют контроль над индивидуальным творческим процессом; интегрирование ранее независимых дисциплин; дефицит технических средств обучения; неразвитость технической инфраструктуры образовательных учреждений.
Что касается условий, необходимых для всестороннего развития личности (пункт 7.2 ФГОС), то можно использовать следующие элементы социальной культуры, которые обеспечивают планомерное развитие личности в ВУЗе: наличие ко-
манды КВН; студенческое научное общество; проведение конкурсов и выставок; проведение спортивных и культурно-развлекательных мероприятий; профсоюз; фотостудия; клуб интеллектуальных игр; участие в молодежных форумах; проведение творческих вечеров и встреч; кураторство с привлечением старших курсов; студенческая газета, телевидение, радио; студенческие туристические слёты; театральная студия.
Выбор методов обусловливается целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией студентов, необходимостью формирования коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности. К наиболее приемлемым интерактивным формам и методам обучения, которые возможно использовать в учебной практике, можно отнести следующие.
1. Лекции нетрадиционной формы проведения. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует неоднотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для ответа на не проблемный вопрос существует правило, которое нужно знать. Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.
2. Лекция вдвоем. В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профес-
сиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п. Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. При представлении двух источников информации задача студентов - сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.
3. Лекция с заранее запланированными ошибками. Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала,
дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.
4. Лекция-пресс-конференция. Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
5. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
6. Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию
для оценки характерного явления и обсуждения [3].
Тренинг - это специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании ограниченного набора конкретных компетенций.
Занятия с применением затрудняющих условий, к которым можно отнести временные ограничения; внезапные запрещения на использование определенных методик, механизмов и т.п.; информационная недостаточность.
Деловые игры: (имитационные, операционные, ролевые). Они имеют ряд преимуществ: отражают реальную экономическую жизнь хозяйственных объектов; стимулируют интерес к рассматриваемой проблеме; увлекательны для участников группы. При проведении деловой игры необходимо учитывать, что она спонтанна и не имеет никаких предписаний, которым нужно следовать (за исключением механизма проведения игры); участники должны хорошо понимать свою роль для успешного завершения игры.
Варианты проведения семинарских занятий в интерактивной форме могут быть самыми различными. Это мозговой штурм, эстафета, диспут, творческая мастерская,
конкурс шпаргалок, творческая гостиная, семинар-встреча, кейс-метод, методы группового решения творческих задач, метод портфо-лио, конкурс профессионального мастерства и др.
Исходя из вышеописанных проблем, можно сделать вывод, что формирование интерактивного образовательного пространства высшего учебного заведения - это довольно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия многих структур вуза с целью повышения качества образовательного процесса. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. Использование интерактивных методов обучения студентов специализированным дисциплинам позволяет привлечь интерес как к профильным предметам, так и к реальным процессам, а также сформировать у них потребность занимать активную жизненную позицию и адаптироваться к сложным современным условиям.
Примечания:
1. Фурутина Е.Ю. Сущность модульно-компетентностного подхода к подготовке квалифицированных кадров. URL: http://festival.lseptember.ru/articles/601727/
2. Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 80100 экономика (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ от 21 декабря 2009г. №747. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m747-n.pdf/
3. КириковаМ.И.СовременныеметодыобучениявВУЗе. URL: http://sociosphera. com/publication/conference/2012/138/sovremennye_metody_obucheniya_v_vuze/
4. Дёмкина E.B. Методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. Вып. 2(136). С. 19-30.
References:
1. Furutina E.Yu. The essence of modular and competence-based approach to qualified personnel training. URL: http://festival.lseptember.ru/articles/601727/
2. On the approval and introduction of the Federal State Educational Standard of higher vocational education in teaching 80100 Economics (qualification (degree) "a bachelor"): The order of December 21, 2009 No. 747. URL: http://www .edu.ru/ db/mo/Data/d_09/m747-n.pdf/
3. Kirikova M.I. Modern methods of teaching in higher school. URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/138/sovremennye_metody_ obucheniyavvuze/
4. Demkina E.V. Methodology of creation of educational process in higher school on the basis of mental characteristics of modern Russian students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2014. Issue 2(136). P. 19-30.