Научная статья на тему 'Использование технологий интерактивного обучения в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования'

Использование технологий интерактивного обучения в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВРИАТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / BACHELOR'S DEGREE / {RUSSIAN) FEDERAL PUBLIC EDUCATION STANDARD / INTERACTIVE LEARNING TECHNIQUES / COMPETENCE APPROACH / OCCUPATION-SPECIFIC AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Мария Леонидовна

В статье показаны варианты применения интерактивных технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING TECHNIQUES APPLIED IN VOCATIONAL TRAINING FOR THE BACHELOR’S (DEGREE) IN EDUCATION AND PSYCHOLOGY

The paper has demonstrated some options in applying interactive techniques aimed at shaping the occupation-specific awareness in the course of vocational training for the Bachelor’s in Psychology and-Education.

Текст научной работы на тему «Использование технологий интерактивного обучения в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования»

УДК 378

СПИРИНА Мария Леонидовна, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии, Армавир, Россия vispirina@rambler.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показаны варианты применения интерактивных технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, компетентностный подход, бакалавриат, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

SPIRINA Maria Leonidovna, Associate Professor, Chair of Social and Specific Pedadogics and Psychology, Armavir State Academy of Pedagogics, Armavir, Russia vispirina@rambler.ru

INTERACTIVE LEARNING TECHNIQUES APPLIED IN VOCATIONAL TRAINING FOR THE BACHELOR'S (DEGREE) IN EDUCATION

AND PSYCHOLOGY

The paper has demonstrated some options in applying interactive techniques aimed at shaping the occupation-specific awareness in the course of vocational training for the Bachelor's in Psychology and-Education.

Keywords: interactive learning techniques, competence approach, Bachelor's Degree, {Russian) Federal Public Education Standard, occupation-specific awareness.

Изменения, которые происходят в настоящее время в России, направлены на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников высших учебных заведений на рынке труда, усиление практической направленности профессионального образования.

В связи с введением Болонского соглашения с 2010 г. учебные заведения системы ВПО осуществляют переход на новые федеральные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС). Особенностью требований данного стандарта и соглашений является использование компетентностного подхода в основе формирования профессиональных компетенций у выпускников вузов.

Компетентностный подход по определению нацелен на результат образования, в качестве результата рассматривается характер усвоенной информации и способность человека использовать полученные знания в различных ситуациях, что будет проявляться в дальнейшем как профессиональная компетентность. «Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [4].

Для эффективного формирования профессиональных компетенций у выпускника необходимо использовать технологии обучения, которые требуют самостоятельности студентов, диалогичности и изменения характера взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, активизации деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Заметим, что компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому необходимо у студентов формировать и развивать такие качества, как самостоятельность, ответственность, познавательную, творческую, коммуникативную и личностную активность. Поэтому в учебном процессе вуза необходимо активное внедрение активных и интерактивных методов и форм обучения и проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Действительно, применение подобных методов в процессе обучения необходимо для подготовки высококвалифицированных бакалавров, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к социальной и профессиональной мобильности, что заложено в качестве основополагающего момента в требованиях ФГОС [9].

Соответственно, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностями контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. ФГОС определяет минимум интерактивных занятий от аудиторных часов. Этот минимум различен для отдельных направлений подготовки и составляет 25% для направления подготовки бакалавриата 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» [9].

Интерактивные формы работы дают возможность для введения в процесс обучения ситуаций реальной профессиональной деятельности, с помощью которых обучающиеся решают различного рода задачи и анализируют ситуации, что подтверждает одно из требований к усло-

виям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС: «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой».

Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Решение проблемы создания позитивного взаимодействия субъектов образования связано с определением вариантов использования конкретных интерактивных методов и форм обучения (С.А. Бизяева, A.M. Болгова, Т.Н. Добрынина, О.А. Ким, Н.Е. Седова и др.). Организация интерактивного обучения рассматривается в исследованиях Л.К. Гейхман, И.М. Горба-ченко, И.А. Горяиновой, И.А. Дмитриевой, М.В. Кларин, Е.В. Коротаевой, А.В. Кошарного, В.В. Чистова и др., в которых данный тип обучения предстает как средство и как условие развития познавательной активности обучаемых, и как фактор педагогического взаимодействия субъектов учебного процесса.

В результате использования интерактивных методов решаются следующие задачи образовательного процесса, в частности:

1) усиление мотивации, активизация интереса в изучении дисциплин, предусмотренных планом;

2) повышение эффективности и оптимальности усвоения учебного материала;

3) приближение и соответствие представляемой учебной информации сфере будущей практической деятельности;

4) обучение самостоятельности в поиске путей и вариантов решения поставленной перед ними задачи (проблемы);

5) обучение уважению прав участника взаимодействия на собственное мнение;

6) формирование жизненных и профессиональных навыков.

Интерактивные методы характеризуются широким взаимодействием студентов, как с преподавателем, так и друг с другом. Преобладающей, доминирующей при данном характере образования является активность именно студентов в процессе обучения. Роль преподавателя характеризуется направлением деятельности студентов на достижение целей занятия, на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, интенсивное развитие познавательных мотивов, творческих способностей.

Поэтому при интерактивных методах важным становится не столько усвоение знаний, сколько формирование умений, навыков, личностных качеств, способностей применять их в общественной и профессиональной деятельности, то есть формирование определенной системы компетенций обучаемого. Особое значение при этом имеет формирование аналитических, исследовательских, коммуникативных навыков, выработка умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать оптимальные решения (представленные в содержании ФГОС по направлению подготовки). Поэтому использование метода предусматривает моделирование реальных жизненных, социальных, профессиональных ситуаций, совместный анализ и решение предложенных проблем.

В настоящее время ученые выделяют три типа интерактивного обучения, используемого в учебном процессе.

Первый тип интерактивного обучения заключается во взаимодействии студента и предмета обучения. Предполагается, что студент повышает уровень своего интеллектуального развития путем «общения с самим собой» об идеях, информации, полученной из учебника, лекции, телепередачи. Для этого студенты должны располагать следующими средствами обучения: учебные аудио-, видеоматериалы, компьютерные программы, тексты.

При втором типе интерактивного обучения студент взаимодействует с преподавателем. Преподаватель, следуя программе преподаваемой дисциплины, способствует повышению интереса у студента к изучаемому материалу, вызывая у него мотивацию к обучению.

Студент изучает определенный информативный материал, демонстрирующий способы применения полученных знаний, моделирования определенных подходов. Затем преподаватель создает ситуацию, в которой студент может показывать, как он самостоятельно применяет полученные знания, умения и навыки. В ходе взаимодействия студент, опираясь на помощь преподавателя, может определить стратегию изучения дисциплины.

При третьем варианте применения интерактивного метода происходит взаимодействие студентов в различных ситуациях. Студенты обучаются навыкам групповой работы, используют принципы группового взаимодействия в ходе соответствующих тренингов.

Сущность интерактивных методов обучения, как отмечает Л.А. Пескова, состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все студенты оказываются вовле-

ченными в процесс познания, имея возможность осуществлять рефлексию своих знаний и умений [1, 3, 5].

Таким образом, суть организации интерактивного обучения состоит в том, что предоставляется возможность всем субъектам образовательного процесса быть задействованными в процесс общения как полилога, высказывать свои ценностные мнения, обмениваться информацией и моделями умений, что позволяет стать полноправными участниками учебного процесса изнутри. Роль преподавателя заключается в том, чтобы определить качественные соответствующие условия для поддержания оптимальной активности студентов, стать помощником в организации работы на занятии и быть качественным источником информации, инициатором дискуссий и обсуждений. Можно сделать вывод о том, что интерактивное обучение способствует более эффективному усвоению студентами учебной информации, развитию коммуникативной компетенции и особенностей личности, необходимых бакалавру психолого-педагогического направления подготовки. Это обеспечивается тем, что:

- методы интерактивного обучения моделируют содержание психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности;

- овладение знаниями, умениями и навыками происходит в процессе равноправного диалогического общения в атмосфере доверия, понимания;

- участники образовательного процесса оказывают друг другу поддержку различного рода;

- содержание учебного материала оптимально стимулирует к совместному поиску и творческому решению учебных проблем [1, 3, 5].

К основным видам и способам интерактивного метода обучения относятся: мозговой штурм, лекции, ролевые и деловые игры, дискуссии, моделирование (имитационные игры), дебаты, круглые столы, case-study, мастер-классы, метод проектов, тренинги и т.д. [7, 8].

При анализе интерактивных методов рассматривают имитационные и неимитационные методы обучения.

Таблица 1.

Методы обучения

Имитационные методы Игровые методы (игровое проектирование, деловая и ролевая игра)

Неигровые методы (кейс, анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных и производственных задач, групповой тренинг)

Неимитационные методы Активные лекции и семинары (лекция-визуализация, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция-провокация, мозговой штурм и пр.)

Применение активных и интерактивных методов обучения с разбивкой по циклам учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» показывает широкое использование современных образовательных технологий в лекционных и практических занятиях всех циклов дисциплин (табл. 2).

Применение активных и интерактивных методов обучения с разбивкой по циклам учебного плана

Таблица 2.

Цикл дисциплин Наиболее часто применяемые методы

Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Дискуссия - 24%, игра (деловая, ролевая) - 38%, лекция-визуализация и проблемная лекция - 38%

Б.2. Математический и естественно-научный цикл Решение ситуативных задач - 30%, лекция-визуализация - 30%, проблемная лекция - 24%, мозговой штурм - 16%

Б.3. Профессиональный цикл Деловая и ролевая игра - 20%, кейс, анализ конкретных ситуаций - 32%, тренинги - 45%, проблемная лекция и лекция-дискуссия - 13%

Интерактивные образовательные технологии могут опираться на проблемный метод обучения, активизирующий учебно-исследовательскую работу будущего бакалавра и позволяющий получать углубленные знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности выпускников.

Важно направить учебный процесс на разбор конкретных ситуаций, разрешение выявленных противоречий и проблем путем поиска и обоснования вариантов их решения на основе

использования знаний социальных, политических и профессиональных явлений и процессов. Метод разбора конкретных профессиональных ситуаций получил название кейс-метода fcase study). Кейс-технология развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся, включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей различные проблемные ситуации. Кейс-технология предоставляет выбор, развивает активность обучающихся, формирует познавательный интерес, умения оценивать свои возможности, развивает самостоятельность, творчество, инициативность. Занятия по технологии «кейс-стади» могут стать необходимым дополнением при изучении нового материала, индивидуального выполнения задания и групповой работы [6].

Кейс (ситуационное упражнение) заключает в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать и предложить определенное решение, обоснованное рядом условий и критериев. Анализ кейс-ситуации, решение содержащейся в этом кейсе теоретической или практической задачи предполагает поиск, обоснование различных возможных вариантов ответов на вопросы этой задачи.

Разработка и разбор кейсов, сценариев деловых, ролевых игр, занятий, проводимых методом малых групп, может быть организовано разными способами и применяться в различных целях. Разработанные кейсы и другие материалы могут быть использованы и в качестве домашнего задания с обсуждением его результатов на занятии или анализом письменно выполненного задания.

В составе кейс-технологии реализуется целый комплекс активных методов обучения, среди которых: метод проектов (при игровом проектировании обучающиеся организуются в небольшие группы для обсуждения инновационных идей; в мастер-классе обучаемые анализируют различные ситуации-кейса; на тренингах разыгрываются ситуации в ролях) [6].

Тренинг - форма и метод интерактивного обучения, в цели которого входит развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении: именно в ходе тренинга все участники образовательного процесса могут быть активно вовлечены в процесс обучения.

В практике подготовки бакалавров в аспекте компетентностного подхода возможно использовать навыковый, социально-психологический и другие виды тренинга.

Соответственно, навыковый тренинг обеспечивает формирование и выработку определенных умений и навыков. В нашем аспекте это навыки взаимодействия, выстраивания контакта и пр.

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ обеспечивает в основном смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Основная цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении - может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Применение интерактивных технологий обучения на занятиях обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, интеллектуальное, но и творческое развитие обучаемых, их самостоятельность, активность. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения и дает возможность каждому студенту раскрыть себя, развить свои творческие способности и самореализоваться как личность [2].

Таким образом, применение этих методов в учебном процессе позволяет сделать студента активным его участником, формировать и развивать познавательную активность обучаемых, их саморефлексию. Применение активных и интерактивных методов способствует формированию творческой, активной личности, способной адаптироваться в современном, постоянно изменяющемся мире.

Преимуществом методов интерактивного обучения является то, что они пробуждает интерес обучающихся, способствуют результативному усвоению материала, оказывают многоплановое воздействие, формируют жизненные навыки, высокую мотивацию и прочность знаний, развивают фантазию, творчество, коммуникабельность. У студентов вырабатывается командный дух, индивидуальность, возможность самовыражения. Эти методы учат деятельности

и взаимоуважению. Как показывает практика образовательного процесса, методы интерактивного обучения позволяют снять нервную нагрузку студентов, дают уникальную возможность менять формы деятельности и акцентировать внимание на основных задачах и вопросах занятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе [Текст]: учебно-метод. пособие / С.В. Белова [и др.]; Под ред. Т.В. Черниковой. - Москва: Планета, 2011. - 489 с.

2. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/172651 .html

3. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. - Минск: Тетрасистемс, 2011. -224 с.

4. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 392 с.

б. Макарова Е.Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smtueco.ru/en/items/interactive-forms-of-learning

6. Подгребельская Н.И. Кейс-метод как условие формирования исследовательских способностей студентов вуза [Текст] / Н.И. Подгребельная // Наука и школа. - 2008. - № 1. - С. 73-76.

7. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза: Методические рекомендации. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 58 с.

8. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты http://mon.gov.ru/dok/fgos/

REFERENCES

1. Gumanitarnye tekhnologii prepodavaniya v vysshey shkole [Tekst]: uchebno-metod. posobie / S.V. Belova [i dr.]; Pod red. T.V. CHernikovoy. - Moskva: Planeta, 2011. - 489 s.

2. Dvulichanskaya N.N. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya klyuchevykh kompetentsiy // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html

3. Kashlev S.S. Interaktivnye metody obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. - Minsk: Tetrasistems, 2011. - 224 s.

4. Kozyrev V.A., Radionova N.F., Tryapitsyna A.P. Kompetentnostnyy podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaya monografiya / Pod red. prof. V.A. Kozyreva, N.F. Radionovoy, A.P. Tryapitsynoy. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2012. - 392 s.

б. Makarova E.L. Ispolzovanie interaktivnykh form obucheniya dlya povysheniya effektivnosti obrazovatelnogo protsessa // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.smtueco.ru/en/items/interactive-forms-of-learning

6. Podgrebelskaya N.I. Keys-metod kak uslovie formirovaniya issledovatelskikh sposobnostey studentov vuza [Tekst] / N.I. Podgrebelnaya // Nauka i shkola. - 2008. - № 1. - S. 73-76.

7. Reutova E.A. Primenenie aktivnykh i interaktivnykh metodov obucheniya v obrazovatelnom protsesse vuza: Metodicheskie rekomendatsii. - Novosibirsk: Izd-vo NGAU, 2012. - б8 s.

8. Stupina S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vysshey shkole: Uchebno-metodicheskoe posobie. - Saratov: Izdatelskiy tsentr "Nauka", 2009. - б2 s.

9. Federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty http://mon.gov.ru/dok/fgos/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.