УДК 378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Коротеева Олеся Дмитриевна, студентка ([email protected]) Чумакова Лада Андреевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ([email protected])
Данная статья посвящена проектированию технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов. Авторы статьи говорят о необходимости проектирования технологии профессионального обучения на основе развития научно-технического прогресса, развития производственных технологий и тенденций технологизации и интенсификации процесса профессионального обучения. Научно-производственные технологии оказывают непосредственное влияние на подготовку будущих рабочих. В статье описываются этапы профессионального обучения через целевой, содержательный, операционально-деятельностный, оценочно-
результативный компоненты. Показаны факторы интенсификации профессионального обучения (социальные факторы - новые формы собственности, ценностные ориентации, экологизация, информатизация, структурные и организационные изменения).
Ключевые слова: профессиональное обучение, технология, производственные технологии, научно-технический прогресс, факторы интенсификации.
Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования. Требования к высшей школе сегодня определяются ситуацией, в которой находится государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения труда. Главная задача, стоящая перед высшей школой - обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда.
Проектность рассматривается сегодня «как определяющая стилевая черта современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры едва ли не во всех основных ее аспектах, свя-
занных с творческой деятельностью человека. Переживая этап основательного методологического переоснащения и переосмысления, проектирование все глубже проникает во все гуманитарные отрасли научного знания как технология современной культуры и как основа для создания инновационных систем, с использованием которых педагоги связывают решение проблем повышения качества профессионального образования и профессионального развития личности будущего специалиста. Проектирование представляет собой особый взгляд на будущую профессиональную реальность специалиста в соответствии с требованиями педагогического сообщества и ценностными ориентациями самого педагога [2].
Вопросы проектирования многоуровневой профессиональной подготовки, теоретического и производственного обучения, содержание процесса обучения в профессиональных учебных заведениях рассматривались в работах С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, Г.С. Гуторова, Р.Х.Джураева, А.Х.Шкляра.
Большое количество исследований посвящено вопросам конструирования содержанию профессионального обучения по интегрированным профессиям, разработке внедрению интегративно-модульной, профессионально-технической информационной систем обучения, разработке учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях, интенсификации теоретического обучения, дидактических особенностей процесса производственного обучения и т.д [5].
Новые условия хозяйствования, развитие производственных технологий требуют качественно иного уровня подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях. Одним из направлений решения данной проблемы может является технологизация процесса профессионального обучения рабочих, обеспечивающая повышение уровня организации и результативности. Педагогические технологии позволяют перейти от стихийности в построении и реализации педагогического процесса к стройной обоснованности каждого его элемента и этапа, нацеленности на объективно диагностируемый результат.
Проектирование технологии профессионального обучения будущих специалистов с учетом многоаспектности и многоуровневости процесса профессионального обучения является сложной научно-педагогической проблемой. Решение данной проблемы связывается с разработкой организационных форм и содержательных аспектов технологизации процесса обучения, построением модели будущего объекта в соответствии с выявленными факторами технологичности и интенсификации, разработкой критериев, позволяющих оценить эффективность технологии профессионального обучения.
Проектирование технологии профессионального обучения связывается с анализом тенденций развития научно-технического процесса в конкретной отрасли экономики и их влияние на развитие производственных техноло-
гий: с моделированием профессионального обучения и выделением факторов интенсификации, являющихся научной основой проектирования технологии профессионального обучения.
Развитие технологических процессов связывается с разработкой автоматизированных систем управления технологическими процессами.
Производственные технологии развиваются в направлении механизации и автоматизации производственного процесса, обеспечивая непрерывность и поточность технологического процесса. Например, комбинированные, поточно-конвейерные технологии, технологии с применение магрегатов для выполнения комплекса работ [4].
Научно-производственные технологии оказывают непосредственное влияние на профессиональный состав, содержание труда и профессиональную подготовку профессионально-компетентных рабочих, что должно учитываться при проектировании технологии профессионального обучения. При этом квалифицированные рабочие должны иметь четкое представление о целом технологическом процессе, уметь оптимально эксплуатировать используемое оборудование. Для этого они должны обладать глубокими профессиональными знаниями, владеть профессиональными компетенциями, в том числе в области электроники, автоматики информационных технологий, иметь широкий технический кругозор, быть профессионально мобильными.
При построении модели процесса профессионального обучения квалифицированных рабочих мы ориентировались на компонентный состав и основные этапы профессионального обучения и воспитания, обеспечивающие целостность процесса профессионального обучения и основные направления его технологизации [3].
Рассмотрим этапы процесса профессионального обучения (подготовительный, основной, практический) через целевой, содержательный, опера-ционно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.
1 этап - подготовительный.
Целью данного этапа является подготовка к освоению профессии, обеспечение общетехнической и общетехнологической подготовки; формирование интереса к будущей профессиональной деятельности.
Содержательный компонент содержит информацию об общей структуре профессиональной деятельности, учебную информацию по общетехническим и общетехнологическим дисциплинам.
Операциионно-деятельностный компонент предполагает активную исполнительскую деятельность по овладению общетрудавыми и общепрофессиональными компетенциями по освоению общих основ конструкций и работы технических устройств.
Результатом первого этапа является готовность к будущей профессиональной деятельности.
2 этап - основной.
Целью основного этапа является овладение основами профессиональной деятельности, поддержка интереса к профессиональной деятельности, развитие познавательных интересов обучающихся.
Содержательный компонент включает содержание о технике и технологиях, формах организации профессиональной деятельности рабочих и специалистов.
Организационно-деятельностный компонент отражает овладение техникой и технологией производства, освоение основ конструкции и работы техники, совместную деятельность по овладению приемами и способами профессиональной деятельности.
Оценочно-результативный компонент связывается с оценкой готовности к освоению профессии рабочего, готовность к выполнению конкретных профессиональных функций, основных операций технологического процесса [6].
Практический компонент рассматривается как производственная практика, целью которой является овладение профессиональным мастерством, освоение производственных отношений в трудовом коллективе, развитие социальной активности в трудовом коллективе.
Содержательный компонент обеспечивает формирование знаний о технике и технологии конкретных функций профессиональной деятельности, участие в ученических бригадах соответствующего профессионального и квалификационного уровня.
Операционно-деятельностный компонент обеспечивает реализацию самостоятельной деятельности по выполнению работ соответствующего профессионального и квалификационного уровня; творческую деятельность по овладению наиболее рациональными способами выполнения технологических операций, совершенствованию используемой техники и технологий.
Оценочно-результативный компонент содержит оценку готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по выполнению основных операций технологического процесса, получения продукции.
Научной основой построения технологии профессионального обучения будущих рабочих являются факторы интенсификации процесса профессионального обучения.
Рассмотрим факторы, оказывающие наибольшее влияние на компоненты процесса профессионального обучения.
Социальные факторы интенсификации (формы собственности, ценностные ориентации, экологизация и др.) взаимосвязаны прежде всего с целевыми и содержательными компонентами.
Появление новых форм собственности приводит к изменению как в содержательном - социально-экономические компоненты, так и в профессиональном плане. Рыночные отношения требуют формирования профессиональных компетенций в области экономики и организации труда, зна-
ний особенностей конструкции и работы технических устройств, применяемых технологий.
Экологизация также связана с содержательным компонентом, подразумевающая рассмотрение вопросов охраны природы, глубокое рассмотрение вопросов экологии в рамках различных компонентов профессионального образования.
Информатизация как фактор интенсификации взаимосвязан с такими компонентами процесса профессионального обучения, как оценочно-результативный, операционно-деятельностный. Использование новейших технических средств обучения и контроля приводит к усилению активной исполнительской деятельности будущих рабочих не только на этапе практического освоения технических устройств, технологий производства, но и на этапе предварительного освоения технических устройств, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Структурные изменения, как фактор интенсификации взаимосвязаны с содержательным и целевым компонентами процесса профессионального обучения. Логика учебного процесса, логика формирования профессиональной деятельности во многом определяются содержанием обучения, где учитывается необходимый объем содержания общетехнической и общетехнологической подготовки, непрерывность и последовательность работ
[4].
Организационные изменения, включающие управление учебным процессом, формы организации учебно-производственной деятельности, связаны с такими компонентами процесса профессионального обучения как содержательный и оценочно-результативный. Изменение форм организации учебно-производственной деятельности, появление новых форм связан с изменением содержания процесса профессионального обучения.
Управление учебным процессом в первую очередь связано с оценочно-результативным компонентом процесса профессионального обучения, так как происходит оценка процесса и результатов учебной деятельности и корректировка содержания и компонентов профессионального обучения.
Таким образом, ведущими факторами интенсификации технологии обучения является социально-экономические факторы и информатизация. Это объясняется влиянием данных факторов на все компоненты процесса профессионального обучения будущих рабочих.
Список литературы
1. Маркова С.М. Проектирование педагогического процесса на технологической основе /С.М. Маркова, С.А. Цыплакова// Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.
2. Полунин В.Ю. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов /В.Ю. Полунин// В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 373-378.
3. Седых Е.П. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональной школе // В мире научных открытий. 2012. № 5. С. 170-180.
4. Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 334-337.
5. Цыплакова С. А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 274-280.
6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Koroteeva Olesya Dmitrievna, student Chumakova Lada Andreevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
DESIGNING TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING OF WORKERS AND SPECIALISTS
Abstract: This article is devoted to the design of technology training workers and professionals. The authors of the article speak about the need to design a technology for vocational training based on the development of scientific and technological progress, the development of production technologies and trends of technologization and the intensification of the vocational training process. Research and production technologies have a direct impact on the training of future workers. The article describes the stages of vocational training through the target, content, operational-activity, evaluative and effective components. The factors of intensification of vocational training (social factors - new forms of ownership, value orientations, greening, informatization, structural and organizational changes) are shown. Key words: vocational training, technology, production technologies, scientific and technical progress, factors of intensification.