Научная статья на тему 'Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации'

Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICE / DEVELOPMENT FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Пулькина Елена Евгеньевна

В процессе исследования авторами рассмотрены социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации. Определено, что общество диктует системе образования социальный заказ на формирование личности, адекватный его новым потребностям, что определяет постановку целей и задач образования, методов и форм их решения, концептуальных подходов, дидактических и теоретических оснований конструирования его содержания. Истоки обновления образования лежат внутри социально-экономических проблем, которые складываются на той или иной ступени культурно-исторического развития общества. Противоречие между необходимостью решать эти проблемы и недостаточностью для этого средств у существующей системы образования выступает основной движущей силой процесса ее обновления. Выявлено, что реализация образовательной деятельности вуза как социального института осуществляется через предоставление образовательных услуг. На формирование и функционирование рынка образовательных услуг влияет ряд факторов: политико-правовые, экономические, демографические, национальные, социально-культурные, научно-технические и другие факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Пулькина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC AND SOCIO-CULTURAL FACTORS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

In the process of research, the authors considered the socio-economic and socio-cultural factors of the development of the educational organization. It is determined that the society dictates the education system a social order for the formation of a personality that is adequate to its new needs, which determines the formulation of the goals and objectives of education, the methods and forms of their solutions, conceptual approaches, didactic and theoretical grounds for constructing its content. The origins of the renewal of education lie within the social and economic problems that are formed at one or another stage of the cultural and historical development of society. The contradiction between the need to solve these problems and the lack of funds for this in the existing education system. It is revealed that the implementation of educational activities of the university as a social process is carried out through the provision of educational services. The formation and functioning of the market of educational services: a number of political, legal, economic, demographic, national, socio-cultural, scientific and technical and other factors.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Пулькина Елена Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В процессе исследования авторами рассмотрены социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации. Определено, что общество диктует системе образования социальный заказ на формирование личности, адекватный его новым потребностям, что определяет постановку целей и задач образования, методов и форм их решения, концептуальных подходов, дидактических и теоретических оснований конструирования его содержания. Истоки обновления образования лежат внутри социально-экономических проблем, которые складываются на той или иной ступени культурно-исторического развития общества. Противоречие между необходимостью решать эти проблемы и недостаточностью для этого средств у существующей системы образования выступает основной движущей силой процесса ее обновления. Выявлено, что реализация образовательной деятельности вуза как социального института осуществляется через предоставление образовательных услуг. На формирование и функционирование рынка образовательных услуг влияет ряд факторов: политико-правовые, экономические, демографические, национальные, социально-культурные, научно-технические и другие факторы.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, образовательная услуга, факторы развития.

Annotation. In the process of research, the authors considered the socio-economic and socio-cultural factors of the development of the educational organization. It is determined that the society dictates the education system a social order for the formation of a personality that is adequate to its new needs, which determines the formulation of the goals and objectives of education, the methods and forms of their solutions, conceptual approaches, didactic and theoretical grounds for constructing its content. The origins of the renewal of education lie within the social and economic problems that are formed at one or another stage of the cultural and historical development of society. The contradiction between the need to solve these problems and the lack of funds for this in the existing education system. It is revealed that the implementation of educational activities of the university as a social process is carried out through the provision of educational services. The formation and functioning of the market of educational services: a number of political, legal, economic, demographic, national, socio-cultural, scientific and technical and other factors.

Keywords: education, vocational education, educational service, development factors.

Введение. В исторической ретроспективе просматривается глубокая взаимосвязь между общественным развитием, характером и уровнем производства, экономики и культуры с одной стороны, и образованием - с другой. Обновляющееся общество диктует системе образования социальный заказ на формирование личности, адекватный его новым потребностям, что определяет постановку целей и задач образования, методов и форм их решения, концептуальных подходов, дидактических и теоретических оснований конструирования его содержания и т.д.

Обновление системы образования оказывает влияние на состояние и развитие всех подсистем общества, обеспечивая не только сохранение его культурного ядра, но и работая на опережение, на производство новых социально-культурных и социально-экономических отношений, обеспечивающих стабильность развития в будущем. Истоки обновления образования лежат внутри социально-экономических проблем, которые складываются на той или иной ступени культурно-исторического развития общества. Противоречие между необходимостью решать эти проблемы и недостаточностью для этого средств у существующей системы образования выступает основной движущей силой процесса ее обновления.

Формулировка цели статьи. В связи с этим, целью статьи является рассмотрение социально-экономических и социокультурных факторов влияющих на развитие образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Современным обществом образование осознается как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Несмотря на широкое употребление в практике термина «образовательная деятельность», его конкретное понимание не нашло своего полного отражения в научной и справочной литературе.

Наиболее полно отражающим задачи нашего исследования являются определения образования, предложенные И.В.Богдановым и Э.Н. Гусинским. И.В. Богданов под образованием понимает «особую сферу, существующую в обществе наряду с другими сферами, обеспечивающую воспроизводство этого общества, подготовку новых его членов». Э.Н.Гусинский в качестве одного из общеупотребительных значений этого термина приводит следующее: «образование - это специальный социальный институт, одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре».

Реализация образовательной деятельности вуза как социального института осуществляется через предоставление образовательных услуг. Под образовательной услугой мы понимаем целенаправленно организованную деятельность, осуществляемую одним или несколькими субъектами, через непосредственное взаимодействие в другими субъектами (обучающимися), по передаче знаний и формированию компетенций, путем организации учебной деятельности человека.

Образовательные услуги в высшем образовании отличаются от всех других видов услуг, представляя собой услуги интеллектуального характера и обладая специфическими особенностями: целями, социальными ценностями, содержанием деятельности.

На формирование и функционирование рынка образовательных услуг влияет ряд факторов: политико-правовые, экономические, демографические, национальные, социально-культурные, научно-технические и другие факторы.

К политико-правовым факторам развития образовательной организации относят:

- социально-политическая стабильность в регионе и стране;

- бюджетные и внебюджетные формы предоставления профессионального образования;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации;

- зависимость экономики образования от политических действий в стране и мире.

К экономическим факторам развития образовательной организации относятся:

- изменение уровня доходов предприятий и населения;

- динамика потребительской способности обучающихся;

- спрос на предоставление образовательных услуг.

В настоящее время образовательная организация становится субъектом рыночной экономики. Вуз выступает «товаропроизводителем» образовательных услуг, который подчиняется тем же экономическим и правовым нормам, что и другие хозяйствующие субъекты.

К социальным факторам относятся такие процессы как - дифференциация населения по жизненному уровню, проблемам трудоустройства, социально-профессиональной ориентации, изменением ценностной ориентации членов общества, престижности профессий.

К демографическим факторам относится изменение динамики численности абитуриентов образовательных организаций высшего образования, численность занятых в отраслях народного хозяйства, численность трудоустроенного населения, показатели смертности и рождаемости, соотношение женского и мужского взрослого населения страны и др.

К национальным факторам относятся модели образовательных систем в различных странах мира, определяющиеся национальными структурами, особенностями. Данные модели имеют свою типологию и характерные черты.

Культурные факторы определяют сложный комплекс ценностей, традиций и идей, а также иных символов, оказывающих влияние на развитие образовательной системы конкретной страны. Спрос на предоставление образовательных услуг связан с уровнем культуры. Чем выше уровень культуры, тем выше становится потребность в новых знаниях. Можно говорить о том, что рынок образовательных услуг во многом зависит от социально-культурной среды, и тех ценностей, норм и традиций, которые играют главенствующую роль в обществе.

К научно-техническим факторам развития образовательных организаций относятся факторы прямого действия, которые определяют спрос на образовательные услуги под воздействие развития научно-технического прогресса.

Все вышеперечисленные факторы обусловливают тенденции развития высшего образования в современном обществе. К данным тенденциям можно отнести:

- непрерывность образования - система непрерывного образования, дающая возможность постоянно пополнять и обновлять знания и навыки на основе интенсификации инновационных процессов в обучении и воспитании;

- диверсификация - индивидуализация образования с одновременным расширением профиля и повышением гибкости, что дает возможность адаптироваться к участившейся смене поколений техники, направлений деятельности и видов труда, учесть разнообразие способностей людей и требования диверсифицированного и гибкого производства;

- креативность - осваиваются методы креативной педагогики и научного познания, делающие установку на всесторонне развитие творческой активности личности и сознательного выбора для педагогов и обучающихся, на внутреннюю потребность постоянного пополнения и обновления знаний;

- информатизация образования - использование в образовательном процессе и для самостоятельной подготовки компьютеров, видеотехники, телесистем, средств мультимедиа, учебных приборов и тренажеров;

- основные перспективные глобальные тенденции становления и подъема постиндустриального образовательного уклада;

- приоритетная роль профессионального образования - сфера интеллектуального производства, обеспечивающая адаптацию человека к наукоемкому, дифференцированному, гибкому производству, к усложняющимся условиям жизни в отдельных странах и мире в целом; это обусловит повышение доли образования, как в интеллектуальном продукте, так и в валовом общественном продукте;

- фундаментализация - подготовка к творческой, плодотворной работе должна основываться на формировании у студентов стиля научного мышления, вооружении их методологией и инновационной технологией обучения;

- гуманизация и гуманитаризация - всестороннее, гармоничное, универсально-целостное, творческое развитие личности, отражающее императивы человеческой революции как части цивилизованного развития, ориентирующая образование на личность студента, когда в процессе обучения учитываются его индивидуальные особенности и интересы;

- инновационность - переход от репродуктивного к активному способу организации обучения, который предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащегося и его взаимодействие с преподавателем в процессе обучения.

Перечисленные выше факторы и тенденции развития образования являются общими; однако, они преломляются через региональные особенности.

В условиях функционирования рыночной системы любая структурная единица региона, самостоятельно определяя необходимое для своей деятельности количество рабочих мест и численность работников, будет заинтересована в их сокращении до минимальных пределов. Такая ситуация, наряду с позитивными моментами (упрощается возможность достижения определенного равновесия в системе «рабочее место -работник» на уровне каждого отдельно взятого предприятия), будет способствовать усилению

разбалансированности между спросом на рабочие места и их предложением в масштабе того или иного территориального образования.

В нынешних условиях хозяйствования резко увеличилась ответственность регионов за экономическое состояние своих территорий, за их сбалансированное и рациональное развитие. Это обосновывает необходимость максимального использования её потенциала, эффективность функционирования которого напрямую зависит от степени обеспечения сбалансированности рабочих мест с рабочей силой в рамках региона.

Следовательно, в настоящее время, с одной стороны, затруднено достижение общей сбалансированности между трудовыми ресурсами и рабочими местами на территории того или иного регионального формирования, а с другой стороны, объективно повышает необходимость обеспечения этого равновесия. Все это позволяет рассматривать проблему территориальной сбалансированности в качестве детерминирующего фактора развития производительных сил.

Отсутствие эффективных мер поддержки семьи со стороны государства, среднесрочной и долгосрочной стратегии, неразработанность правовой базы остаются серьезным препятствием на пути улучшения демографической ситуации в стране в целом. Любые принимаемые меры не способны изменить ситуацию мгновенно, но не принятие их скажется уже в ближайшие годы утратой потенциала рынком трудовых ресурсов и связанных с ним общего, среднего и высшего образования.

В этих условиях статус высшего учебного заведения выступает индикатором научно-технического и социально-культурного развития города и прилегающей территории, формирует образ жизни населения, в определенной степени совершенствуя показатели качества жизни. Он становится заметным культурным и научно-методическим центром непрерывного образования.

Выводы. Одной из стратегических задач развития системы образования становится задача формирования гражданина с высоким уровнем общей культуры, ориентированного на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способного не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, но и обеспечить своей деятельностью его дальнейшее устойчивое развитие.

Таким образом, исследую факторы, влияющие на развитие образовательной организации очень важно использовать историко-культурный потенциал региона и города где он расположен, опираться на многовековые традиции и опыт, накопленный региональной системой образования в предшествующие периоды.

Литература:

1. Колдина М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 256-260.

2. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 35-45.

3. Маркова С.М. Проектирование педагогических систем и их реализация в условиях региональной системы профессионального образования (на примере Мининского университета): монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 168 с.

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

5. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Экономические, технические и социальные предпосылки интеграции профессионального образования и производства // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 158-164.

6. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 38-43.

7. Федоров А.А., Седых Е.П., Родионова Е.Л. Независимая оценка качества работы образовательных организаций: опыт нижегородского региона // Нижегородское образование. 2015. № 4. С. 16-22.

8. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 2. С. 102-104.

9. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 129.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Мурыгин Никита Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Тимофеева Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Основы профессионализма, умения самостоятельной профессиональной деятельности закладываются в период обучения в вузе, поэтому необходимо уделять особое внимание на проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности. Особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами поиска информации, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности. Самостоятельная работа предоставляет студентам возможность самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допущенные в ходе собственных познавательных действий, корректировать осуществление своей деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное обучение, самостоятельная работа.

Annotation. The fundamentals of professionalism, the ability of independent professional activity are laid in the period of study at the university, therefore it is necessary to pay special attention to the problems of mastering students by methods of independent cognitive activity. It is especially important for students, mastering the knowledge and methods of information retrieval, to realize that independent work is called upon to complete the tasks of all other types of educational work, for no knowledge that has not become an object of its own activity can be considered a true property of the individual. Independent work provides students the opportunity to independently plan their own activities, identify errors committed in the course of their own cognitive actions, adjust the implementation of their activities.

Keywords: vocational education, vocational training, independent work.

Введение. Своевременное и разностороннее развитие молодого поколения, его творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности - главная цель современного образования, определенная «Национальной доктриной образования в РФ». Приоритетным направлением в образовании становится развитие личности, способной к профессиональной реализации в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях.

Формулировка цели статьи. Выявлена необходимость исследования путей, форм и средств индивидуализации содержания образования и образовательного процесса, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. В новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования третьего поколения наблюдается тенденция к сокращению аудиторных часов и увеличению часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся. Количество дисциплин, устанавливаемых государством для обязательного изучения в базовой части основных образовательных программ сокращается с каждым новым вступившим в силу образовательным стандартом. Однако эти изменения не влияют на общую трудоемкость основной образовательной программы, поскольку это восполняется увеличением нагрузки по естественно-научным и профессиональным циклам.

Снижение количества дисциплин в базовой части основных образовательных программ при его практически неизменном объеме трудоемкости позволяет сделать вывод о повышении адаптации образовательной программы под социально-экономические запросы работодателей и предпочтения обучающихся, самостоятельно определяющих основную долю дисциплин для изучения.

Увеличение объема зачетных единиц, отводимых на самостоятельную работу при изучении дисциплин в высших учебных заведениях способствует не только совершенствованию практических умений обучающихся, но и максимально приближает академическое образование в вузах к их будущей профессиональной деятельности. Самостоятельное выполнение различного рода заданий программного материала, не освещенного во время аудиторных занятий, способствует активизации и развитию творческой деятельности студентов, повышает качество подготовки специалистов.

Значение самостоятельной работы отмечали многие известные учёные и педагоги. Так, К.Д. Ушинский считал, что самостоятельная работа является деятельностью по усвоению знаний и умений, осуществляемой без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляемой им.

А. Дистервег обращал внимание, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...».

Вопрос о роли самостоятельной работы студентов рассматривался в трудах Н.А. Введенского, Н.Г. Дайри, Р.Г. Лемберга, Г.М. Муртазини и других ученых. Каждый автор вкладывает в понятие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.