Научная статья на тему 'Политеоретические основы профессионально-педагогического образования'

Политеоретические основы профессионально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович

В статье рассматриваются политеоретические основы профессионально-педагогического образования, а также выделяются основные тенденции его развития, связанные с созданием новых типов учебных заведений. Авторы предлагают многоуровневый подход к профессионально-педагогическому образованию. Данный феномен рассматривается на методологическом, теоретическом и прикладном уровнях. Политеоретические основы рассмотрены с точки зрения следующих педагогических теорий: теории интеграции, стандартизации, технологизации и проектирования профессионально-педагогической подготовки. В статье характеризуются особенности стандартизации профессионально-педагогического образования, обеспечивающие повышение качества образования через выделение базовой и вариативной частей содержания; интеграции, направленной на обеспечение межнаучного взаимодействия общесоциальных, общепедагогических, общепрофессиональных закономерностей профессионально-педагогического образования; проектирование технологий профессионального обучения, реализующие предметный и аналитический подходы к научно-методическому обеспечению профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYTHEORETICAL BASES OF IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION

This article discusses the basics politeoreticheskie professionally-pedagogical education, and highlights the main trends of its development, related to the creation of new types of educational institutions. The authors propose a multi-level approach to vocational and teacher education. This phenomenon is seen in the methodological, theoretical and applied levels. Politeoreticheskie bases considered in terms of the following pedagogical theories: the theory of integration, standardization, technologizing and design professional-pedagogical preparation. The article characterized by particular standards of professionally-pedagogical education to ensure improvement of the quality of education through the provision of basic and variable parts of the content; integration aimed at providing general social interaction Interscience, obschepedagogicheskih, laws of general vocational teacher education; designing training technologies that implement substantive and analytical approaches to the scientific and methodological support of vocational education.

Текст научной работы на тему «Политеоретические основы профессионально-педагогического образования»

УДК 378

С.М. МАРКОВА1, А.К. НАРКОЗИЕВ2

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2 Международный университет Кыргызской Республики учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана», г. Бишкек, Кыргызстан

ПОЛИТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются политеоретические основы профессионально-педагогического образования, а также выделяются основные тенденции его развития, связанные с созданием новых типов учебных заведений. Авторы предлагают многоуровневый подход к профессионально-педагогическому образованию. Данный феномен рассматривается на методологическом, теоретическом и прикладном уровнях. Политеоретические основы рассмотрены с точки зрения следующих педагогических теорий: теории интеграции, стандартизации, технологизации и проектирования профессионально-педагогической подготовки. В статье характеризуются особенности стандартизации профессионально-педагогического образования, обеспечивающие повышение качества образования через выделение базовой и вариативной частей содержания; интеграции, направленной на обеспечение межнаучного взаимодействия общесоциальных, общепедагогических, общепрофессиональных закономерностей профессионально-педагогического образования; проектирование технологий профессионального обучения, реализующие предметный и аналитический подходы к научно-методическому обеспечению профессионального образования.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, политеоретические основы, технологизация, стандартизация, проектирование.

S.V.MARKOVA1, А.К. NARCOSIEV 2

1 Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

2 Educational Research and Production Complex «International University of Kyrgyzstan», Bishkek, Kyrgyzstan

POLYTHEORETICAL BASES OF IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract: This article discusses the basics politeoreticheskie professionally-pedagogical education, and highlights the main trends of its development, related to the creation of new types of educational institutions. The authors propose a multi-level approach to vocational and teacher education. This phenomenon is seen in the methodological, theoretical and applied levels. Politeoreticheskie bases considered in terms of the following pedagogical theories: the theory of integration, standardization, technologizing and design professional-pedagogical preparation. The article characterized by particular standards of professionally-pedagogical education to ensure improvement of the quality of education through the provision of basic and variable parts of the content; integration aimed at providing general social interaction Interscience, obschepedagogicheskih, laws of general vocational teacher education; designing training

technologies that implement substantive and analytical approaches to the scientific and methodological support of vocational education.

Keywords: professional-pedagogical education, politeoreticheskie base technologization, standardization, design.

В современных условиях развития общества повышение культуроемкости и наукоемкости образования позволяет разрешить противоречия между наукой и практикой, между социальным заказом и потребностями практики.

Для реализации федерального государственного образовательного стандарта необходимо решать как фундаментальные, так и практические задачи образования.

Фундаментальные задачи образования охватывают все сферы взаимодействия образовательных учреждений с внешними социальными организациями на основе преемственности начального, среднего и высшего образования. Генерализация теоретического знания происходит не только в сфере конкретных наук, но и в более широких сферах, таких как техника, обществознание, информатизация, технологии и др. Взаимообусловленность различных областей знаний дает возможность переноса интеграционных процессов на педагогическую действительность, что требует перехода от монотеорий к политеориям.

Важным становится изучение философских, социологических, технико-технологических, психолого-педагогических проблем профессиональной педагогики как комплексной науки в современных условиях.

Исследование научных проблем особенно актуально в связи с созданием новых интегративных образовательных структур.

Особую роль и актуальность приобретают методологические и теоретические проблемы развития профессионально-педагогического образования как целостной социально-педагогической системы.

Разработка научных концепций развития профессионально-педагогического образования на основе тенденций интеграции и дифференциации, гуманизации и демократизации, технологизации и интенсификации позволила обосновать создание новых типов учебных заведений интегративного типа.

Реализация основных тенденций развития профессионально-педагогического образования осуществляется на трех уровнях обобщения: методологическом, теоретическом и прикладном.

На методологическом уровне исследуются методологические проблемы создания интегративной теории профессионально-педагогической подготовки; наличие общности в содержании труда рабочих в условиях автоматизированного и интеллектуального производства, обеспечение социализации и профессионализации личности будущих рабочих и специалистов, разработана концептуальная основа профессионально-педагогических технологий обучения.

На теоретическом уровне определяются принципы и закономерности содержания и процесса профессионально-педагогической подготовки, исследуются возможности расширения видов деятельности в учебных заведениях (от обучения и воспитания до научно-исследовательской, производственной, предпринимательской деятельности), изучаются условия реализации комплексного, системного, интегративного, информационного и

модульного подходов к исследованию проблем профессионально-педагогического образования.

На прикладном уровне изучаются способы повышения эффективности профессионального обучения, процесса формирования понятий, умений и способов деятельности, разрабатываются интегративные учебные планы и программы, комплексные методики обучения по формированию профессионально важных качеств личности.

Научное обоснование стандарта профессионального образования предполагает развитие новых концепций содержания профессионального образования. Основная задача стандартизации - упорядочить структурную организацию профессионально-педагогического образования.

Стандарт профессионального образования - междисциплинарная интегративная категория, представляющая комплекс норм, ценностей, требований, ценностей, правил к базовому уровню, содержанию и качеству профессиональной подготовки в соответствии с развитием рынка труда и системы многоуровневого образования.

Стандартизация профессионального образования направлена на:

- повышение качества профессиональной подготовки через универсализацию содержания образования, внедрение модульной системы подготовки;

- установление базового уровня подготовки, обеспечивающего продолжение профессионального образования;

- обеспечение преемственности уровней образования в условиях направленного образования.

Важное значение в решении научных проблем профессионально-педагогического образования имеет разработка теории интеграции профессионального образования, являющаяся ведущей закономерностью развития науки, образования, производства. Внедрение интеграционных процессов определяет изменение структуры и содержания профессиональной деятельности рабочих и специалистов, что требует от будущих рабочих и специалистов интегрированные и разносторонние знания, высокий образовательный и культурный уровень профессионала нового типа.

Анализ интегративных процессов в науке, технике, производстве делает возможным выделить следующие основные направления интеграции профессиональной подготовки:

- социально-экономическое, научно-техническое прогнозирование профессионального образования;

- обеспечение межнаучного взаимодействия развития профессионально-педагогического образования (взаимосвязь общесоциальных, общепедагогических, общепрофессиональных закономерностей);

- генерирование основных положений развития науки, техники, производства для обоснования интегративных процессов в профессиональном образовании;

- обеспечение инновационных процессов профессиональной подготовки (внедрение новых технологических устройств);

- разработка эффективных систем профессионального обучения;

- моделирование образовательно-воспитательной системы обучающихся в условиях профессиональной деятельности обучающихся;

- научное обоснование управления профессиональной подготовкой.

В этой связи систематизирующим фактором является взаимодействие закономерностей педагогики и закономерностей производства.

На основе интеграции необходимо обеспечить высокий уровень образования и общей культуры будущих рабочих и специалистов, повысить роль интегративных знаний, обеспечить достижение профессиональной мобильности, духовно-нравственного развития личности.

В связи с этим возникает много проблем в определении интеграции и дифференциации содержания профессионально-педагогического образования, стабилизации и дальнейшей универсализации форм обучения, в обеспечении саморазвития и самообразования. Требуется конструктивное изменение содержания профессионально-педагогического образования в организационном, структурном и процессуальном планах в целях достижения нового качественного уровня подготовки.

В учебно-воспитательном процессе важное место занимает педагогическое проектирование технологий профессионального обучения. Реализация предметного и аналитического подходов к решению задач научно-методического обеспечения приводят к изолированному рассмотрению отдельных элементов педагогического процесса.

Возникает необходимость разработки научно-методического обеспечения, учитывающего связи и зависимости между структурными элементами. Поэлементное рассмотрение отдельных дидактических средств не дает правильного понимания будущей профессиональной деятельности и не способствует эффективной реализации имеющихся условий в процессе обучения, что углубляет противоречие между целями социального заказа на подготовку компетентных специалистов и результатами подготовленности их к профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает ряд проблем, обусловленных многообразием трудовых функций, дифференциацию педагогического процесса. Данные проблемы могут быть решены путем реализации системного подхода к разработке научно-методического обеспечения.

С этих позиций выделяются следующие компоненты научно-методического обеспечения:

- педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса в условиях изменения характера и содержания труда рабочих и специалистов;

- создание интегративной модели профессии и модели дифференциации подготовки с учетом специфических особенностей учебных предметов;

- научное обоснование и разработка учебно-методических средств теоретического и производственного обучения;

- установление логических связей и системных характеристик изучаемых объектов;

- управление учебно-воспитательным процессом и учебно-профессиональная деятельность;

- учет индивидуальных и интеллектуальных возможностей на разных ступенях обучения;

- повышение квалификации инженерно-педагогических работников.

Реализация системного подхода позволяет решить следующие проблемы научно-

методического обеспечения педагогического процесса:

1. Создание благоприятных условий для реализации норм, ценностей, способов деятельности будущими специалистами в профессиональной деятельности на основе принципов системности, интеграции, дифференциации, информатизации и технологизации.

2. Установление логических связей и систематических характеристик изучаемых объектов, отдельных структурно-содержательных элементов, что позволяет рассмотреть роль профессиональной деятельности в жизни человека.

3. Организация интегративной и дифференцированной частей содержания профессионально-педагогического образования рассматривается как определенный инвариант, обеспечивающий взаимосвязь между отдельными учебными предметами и профессиями одной укрупненной группы.

4. Учет индивидуальных и интеллектуальных возможностей, что должно найти отражение в построении содержания, эффективности методов и средств обучения.

Системный подход позволяет обеспечить последовательность изучения основных вопросов, которые необходимы для расширения профессионального профиля, овладения несколькими профилями подготовки, для организации творческой деятельности обучающихся.

Таким образом, интенсификация профессиональной подготовки потребовала создания новой научной концепции построения системы изучения на основе структурой, программно-теоретической и функциональной взаимообусловленности, которая обеспечивает универсальность системы профессиональной подготовки на основе изменяющихся требований к личности и деятельности будущих рабочих и специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Н.М., Варковецкая Г.Н., Дитяткина Л.А. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании // Институт педагогического образования и образования взрослых РАО (Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, 2013. 269 с.

2. Быстрова Н.В., Ваганова О.И. Основы педагогических измерений // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. №7 (74). С. 61.

3. Ваганова О.И. Педагогические технологии в условиях уровневой системы высшего профессионального образования: учебно-методическое пособие. НГПУ им. Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2012. 101 с.

4. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2). С. 14.

5. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. №1 (9). С. 16.

6. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2). С. 15.

7. Лапшова А.В. современное определение сущности профессионализма педагога в условиях модернизации образования // Вестник Мининского университета. 2013. №4 (4). С. 12.

8. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. №3 (7). С. 20.

9. Маркова С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования // В мире научных открытий. 2014. №3 (51). С. 296-301.

10. Наркозиев А.К. Компетентностный подход к разработке базового учебного плана для бакалавров // Социология образования. 2009. №9. С. 64-69.

11. Наркозиев А.К. Самостоятельная работа как одна из составляющих при формировании компетенции специалиста // Политика и общество. 2008. №3-4. С. 30.

12. Наркозиев А.К. Компетентностный подход как основа модернизации высшего образования Кыргызстана // Дискуссия теоретиков и практиков. 2010. №2. С. 73-79.

13. Полунин В.Ю. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов // В мире научных открытий. 2014. №3 (51). С. 373-378.

14. Селевко Т.К. Энциклопедия образовательных технологий, Т.2. М.: НИИ шк.технол, 2006. 816 с.

15. Современные образовательные технологии: уч.пособие. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

16. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). URL: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-07%201/Cyplakova.pdf

17. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Т. 11. No. 11s. Pp. 489-493.

18. Barber M., K. Donneliy and S. Rizvi, 2013. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.

19. Barber M., K. Donnelly and S. Rizvi, 2012. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. L.: IPPR [Electronic resource]. Available at: http://www.ippr.org/publication/55/9543/oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education (accessed 04.07.2014)

20. Online education: Targeted MOOC captivates students. Nature. Date Views 19.03.2014.

21. Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research [Electronic resource]. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf. (accessed 04.07.2014)

REFERENCES

1. Aleksandrova N.M., Varkoveckaja G.N., Ditjatkina L.A. Teorija professional'noj didaktiki v pedagogicheskom obrazovanii [The theory of professional didactics in teacher education]. Institut pedagogicheskogo obrazovanija i obrazovanija vzroslyh RAO (Sankt-Peterburg). Sankt-Peterburg, 2013, 269 p. (In Russian)

2. Bystrova N.V., Vaganova O.I. Osnovy pedagogicheskih izmerenij [Fundamentals of Education Measurement]. Hroniki obedinennogo fonda jelektronnyh resursov Nauka i obrazovanie, 2015, no. 7 (74), pp. 61. (In Russian)

3. Vaganova O.I. Pedagogicheskie tehnologii v uslovijah urovnevoj sistemy vysshego professional'nogo obrazovanija [Pedagogical technologies in a tiered system of higher education]. NGPU im. Koz'my Minina, Nizhniy Novgorod, 2012. 101 p. (In Russian)

4. Koldina M.I. Dejatel'nost'prepodavatelja vuza v uslovijah modernizacii obrazovanija [Activity of the teacher of high school in the conditions of modernization of education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2 (2), pp. 14. (In Russian)

5. Krivonogova A.S., Cyplakova S.A. Tehnologija realizacii proektnoj dejatel'nosti pedagoga professional'nogo obuchenija [Technology implementation of project activities of the teacher of vocational training]. VestnikMininskogo universiteta, 2015. no. 1 (9). pp. 16. (In Russian)

6. Lapshova A.V. Professional'naja podgotovka bakalavrov v uslovijah modernizacii vuza [Training of bachelors in the modernization of the university]. Vestnik Mininskogo universiteta,

2013, no. 2, p.15. Available at: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/ Vestnik/2013 -06%202/lapshova.pdf (In Russian)

7. Lapshova A.V. Sovremennoe opredelenie sushhnosti professionalizma pedagoga v uslovijah modernizacii obrazovanija [The modern definition of the essence of professionalism of the teacher in the conditions of modernization of education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 4 (4), pp. 12. (In Russian)

8. Markova S.M., Cyplakova S.A. Proektirovanie pedagogicheskogo processa na tehnologicheskoj osnove [Designing of pedagogical process on the technological basis]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3 (7), p.20. Available at: http://www.mininuniver.ru/

mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-09%203/Markova_S.M._Cyplakova_S.A..pdf (In

Russian)

9. Markova S.M. Tehnologizacija pedagogicheskogo processa professional'nogo obrazovanija [Tehnologizatcija pedagogical process of vocational education]. V mire nauchnyh otkrytij, 2014, no. 3. (51), pp. 296-301. (In Russian)

10. Narkoziev A.K. Kompetentnostnyj podhod k razrabotke bazovogo uchebnogo plana dlja bakalavrov [Competence approach to the development of core curriculum for undergraduate]. Sociologija obrazovanija, 2009, no. 9, pp. 64-69. (In Russian)

11. Narkoziev A.K. Samostojatel'naja rabota kak odna iz sostavljajushhih pri formirovanii kompetencii specialista [Independent work as one of the components in the formation of professional competencies]. Politika i obshhestvo, 2008, no. 3-4, pp. 30. (In Russian)

12. Narkoziev A.K. Kompetentnostnyj podhod kak osnova modernizacii vysshego obrazovanija Kyrgyzstana [Competence approach as the basis for the modernization of higher education in Kyrgyzstan]. Diskussija teoretikov ipraktikov, 2010, no. 2, pp. 73-79. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Polunin V.Ju. Proektirovanie tehnologii professional'noj podgotovki rabochih i specialistov [Technological design of vocational training of workers and specialists]. Vmire nauchnyh otkrytij,

2014, no. 3 (51), pp. 373-378. (In Russian)

14. Selevko T.K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij [Encyclopedia of Educational Technology]. Moscow, NII shk.tehnol Publ., 2006. T.2, 816 p. (In Russian)

15. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii [Modern educational technology]. Moscow, KNORUS Publ., 2010. 432 p. (In Russian)

16. Cyplakova S.A. Teoreticheskie osnovy proektnogo obuchenija studentov v vuze [Theoretical Foundations of project-based learning students in high school]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 1 (5). Available at: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/ Nauch_deyat/Vestnik/2014-07%201/Cyplakova.pdf (In Russian)

17. Markova S.M. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions /S.M. Markova, E.P. Sedhyh, S.A. Tsyplakova // Life Science Journal. 2014. T. 11. No. 11s. S. 489-493.

18. Barber M., K. Donneliy and S. Rizvi, 2013. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.

19. Barber M., K. Donnelly and S. Rizvi, 2012. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. L.: IPPR. Date Views. Available at: http://www.ippr.org/publication/55/9543/oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education (accessed 04.07.2014)

20. Online education: Targeted MOOC captivates students. Nature. Date Views 19.03.2014.

21. Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research. Date Views. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf. (accessed 04.07.2014)

© Маркова С.М., Наркозиев А.К., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Маркова Светлана Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный

педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, e-mail: cveta-ts@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Markova Svetlana Mikhaylovna - doctor of pedagogical sciences, professor, head of vocational education and management of educational systems, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, e-mail: cveta-ts@yandex.ru

Наркозиев Аманбек Карашович - доктор педагогических наук, академик, Вице-президент по академическим вопросам МУК Международного университета Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан, e-mail: narkoziev@bk.ru

Narcosiev Amanbek Karashoviz - doctor of pedagogical sciences, professor, Vice-President for Academic Affairs International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.