12. Слабышева А.В. Самостоятельная работа студентов как фактор повышения качества образовательного процесса при изучении иностранного языка [Текст] / А.В. Слабышева, Л.А. Белова // Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы: сборник научных трудов. - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2018. - С. 147-151.
13. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy [Текст] / О.Г. Смолякова // Инновации в российском образовании: сб. - М.: ВПО, 2000.
14. Шимутина Е.В. Кейс-технологии в учебном процессе [Текст] / Е.В. Шимутина // Народное образование. - 2009. - №2 . - С. 172-179.
15. Fremdsprachendidaktik im Aufbruch: Zwischen Selbstverständnis und Fremdverstehen / Helmut J. Vollmer, Herbert Krumm, Hans-Jürgen // Pluralität und Bildung. - Wiesbaden. - 2008. - P. 213-23
Педагогика
УДК 37.08
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гордеев Кирилл Сергеевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Современное образовательное пространство неразрывно связано с использованием информационных технологий. Цифровые технологии в вузе, электронные образовательные ресурсы нового поколения, система их разработки, внедрения и использования призваны решать соответствующие реалиям времени задачи подготовки высококвалифицированных кадров. В статье рассмотрен опыт применения цифровых технологий, применяемых во время пандемии; проанализированы основные проблемы, возникшие среди субъектов системы образования и пути их решения; показана значительная роль цифровых технологий и их использования в обеспечении качества образования. Использование цифровых ресурсов для организации дистанционного образовательного процесса непременно является ответом программе «Цифровая экономика». Но также дистанционное образование привнесло свои коррективы в привычный уклад жизни всех участников учебной деятельности. В статье рассмотрение дистанционного образования идёт со стороны как положительных, так и проблемных моментов.
Ключевые слова: пандемия, дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, образование, цифровая экономика, цифровизация, цифровые технологии, обеспечение качества образования.
Annotation. The modern educational space is inextricably linked with the use of information technologies. Digital technologies at the university, electronic educational resources of a new generation, the system of their development, implementation and use are designed to solve the tasks of training highly qualified personnel corresponding to the realities of the time. The article considers the experience of using digital technologies used during the pandemic; analyzes the main problems that have arisen among the subjects of the education system and ways to solve them; the significant role of digital technologies and their use in ensuring the quality of education is shown. The use of digital resources for the organization of the distance educational process is certainly the answer to the program "Digital Economy". But also distance education has brought its own adjustments to the usual way of life of all participants in educational activities. The article considers distance education from the side of both positive and problematic aspects.
Keywords: pandemic, distance learning, electronic educational resources, education, digital economy, digitalization, digital technologies, quality assurance of education.
Введение. В современном мире цифровые технологии стремительно охватывают все больше сфер и направлений человеческой деятельности. Сейчас достаточно сложно спрогнозировать скорость распространения цифровой трансформации в мире, однако уже точно понятно, что цифровые навыки и компетенции становятся определяющими в профессиональном и личностном развитии человека. В настоящее время отсутствие цифровой грамотности, навыков работы в использовании информационных технологий становится ведущим барьером при трудоустройстве, в области коммуникации, даже получении услуг потребления. Особенно остро проблема сформированности цифровых навыков обнажилась в период самоизоляции, когда, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, множество контактов, профессиональных обязанностей, развлечений и многое другое ушли в дистанционный формат.
Пандемия внесла свой вклад в движение в сторону программы «Цифровая экономика» в области образования, ведь основными положениями являлись реформирование образовательной инфраструктуры и изменение её в сторону активного использования информационно коммуникационных технологий для проведения образовательного процесса, повышение уровня цифровой грамотности (что успешно выполнялось в дистанционном обучении). Внедрение нововведений проходило, в основном, силами преподавателей в процессе самостоятельного изучения всех ресурсов. В этих условиях онлайн-образование обеспечило возможность осуществления и дало старт педагогическому сдвигу от традиционных классических методов преподавания к цифровым педагогическим технологиям: от личного общения к виртуальному, от семинаров к вебинарам [4].
Раньше электронное обучение, дистанционное обучение и заочные курсы обычно рассматривались как часть неформального образования, но на данный момент, по мнению значительного числа экспертов,
дистанционное обучение постепенно заменяет значительную часть очного образования. В уже обозримом будущем все больший вклад в качество образования будет вносить создание и эффективное использование цифровых технологий. От того насколько преподаватели и обучающиеся смогут воспользоваться открывающимися возможностями будут зависеть результаты обучения, выраженные в количестве и качестве приобретенных компетенций.
Изложение основного материала статьи. Образовательный процесс перешел из состояния очного присутствия в дистанционный формат. И главный вопрос, который стоял перед организациями, предоставляющими услуги - как, каким образом организовать процесс, чтобы при этом качество образования не снижалось? В состоянии выхода из комфортной зоны (то есть из формата личного присутствия на занятиях) организации, связанные с образованием, показали готовность к изменениям и новым форматам. Несомненно, это является признаком прогресса, так как изначально возможностям цифровых образовательных ресурсов, meeting программ (Zoom, Microsoft Teams, Discord) не придавалось нужное значение. В переходе на дистанционный формат для преподавателей и студентов открылись новые варианты организации решения образовательной задачи. Выделим следующие положительные моменты в дистанционном формате: экономия времени на передвижениях; студенты не выпадают из образовательного процесса; снижение трат на дорогу и питание на работе; увеличение скорости проверки заданий; разнообразие интерактивных инструментов для проверки заданий [6].
Спонтанный незапланированный переход на дистанционное обучение для многих вызвал значительные трудности в адаптации, что привело к формированию негативного отношения к онлайн-образованию. Значительными проблемами, отмеченными преподавателями, были отсутствие возможностей для значимого взаимодействия, узкий диапазон применения новаторства в обучении и механическое проведение занятий, а также проблемы с Интернет-соединением; большие траты времени на подготовку; низкая компьютерная грамотность; сложность адаптации проведения занятий в онлайн-формате. Отметим, что данные проблемы могут быть решены с использованием существующих цифровых продуктов (онлайн-платформ, обеспечивающих коммуникационный процесс).
Другой, более важной проблемой стала невозможность видеть лица обучающихся, то есть иметь невербальный отзыв, преподаватели не могут читать по лицам обучающихся, что затрудняет изменение модели обучения. Данная проблема не позволяет вовремя мотивировать студентов, изменив содержание материала или иными методами. Решение вполне возможно в будущем, требуется создание новых технологических решений, обеспечивающих возможность единовременно видеть лица всех обучающихся.
Для педагогов становится первоочередной задачей создание условий для овладения обучающимися цифровыми навыками. Понятие «цифровые навыки» или «цифровая компетенция» в разных источниках определяется по-разному. Так, в работе А. Брольпито [7] в содержание цифровой компетенции включаются «умения работать с информацией и данными, онлайн-коммуникацию и взаимодействие, создание цифрового контента, безопасность и решение проблем». Базовыми умениями выступают умения пользоваться компьютерами и гаджетами при поиске, хранении и обмене информацией, общаться в социальных сетях, мессенджерах и в целом уверенное использование Интернета.
Цифровая компетенция подразумевает осмысленную и ответственную ориентацию в цифровом мире, а также критическое отношение к разным формам онлайн-взаимодействия.
В соответствии с приведенной трактовкой, цифровая компетентность преподавателя должна базироваться на компетенциях, связанных с использованием цифровых образовательных ресурсов различных типов, среди которых целесообразно выделить:
- электронные информационные продукты (базы данных, демонстрации в форме презентаций, электронные журналы и т.д.);
- электронные информационные материалы, для которых ранее использовался бумажный носитель (учебники, учебные и учебно-методическое пособия, методические указания, образовательные стандарты, учебные планы и программы дисциплин, фонды оценочных средств, образцы экзаменационных и зачетных учебных материалов, конспекты лекций и др.);
- программные продукты различных уровней (пакеты прикладных программ, автоматизированная информационно-библиотечная система, системное программное обеспечение, автоматизированная система управления вузом, а также программные средства, поддерживающие различные образовательные технологии);
- инструментарий, используемый для создания электронных средств обучения;
- программно-информационные продукты (электронные словари, справочники и энциклопедии, информационно-поисковая и информационно-решающая системы, экспертная система);
- специализированные Internet-ресурсы (виртуальные библиотеки, поисковые системы, Internet-каталоги);
- электронные средства обучения, обеспечивающие теоретическую и технологическую подготовку обучающихся (электронные учебники, задачники и обучающие системы, электронные учебные курсы, электронные тренажеры и лабораторные практикумы, электронная система контроля знаний, психофизиологического тестирования и др.) [8].
Приведем примеры и выделим особенности различных типов занятий, связанных с применением новых информационных технологий, которые преподаватель, обладающий цифровой компетентностью, может разработать и реализовать в учебном процессе:
1. Занятие с применением Internet-технологий. Дает возможность привлечь для участия в проведении занятия специалистов различных предметных областей, обеспечить непосредственный диалог с ними обучающихся в режиме реального времени (online). Такая форма особенно эффективна при проведении интегрированных лекций, практических и лабораторных занятий, проблемность которых возникает в результате совмещения различных предметных зон [4].
2. Занятие-диалог. Позволяет организовать совместную проектную деятельность, поиск оптимального решения проблемы. Обеспечивает возможность конструктивного учебного диалога между удаленными группами обучающихся.
3. Занятие с использованием баз данных удаленного доступа. Позволяет использовать удаленные ресурсы (вычислительные, имитационные модели, виртуальные лаборатории и лабораторные комплексы), проводить лабораторные занятия с привлечением уникального оборудования, экспериментальных установок.
Одним из современных видов дистанционного обучения является видеоконференция - это мероприятие в реальном времени, проходящее в режиме онлайн. При этом участники мероприятия могут образовывать виртуальную «аудиторию», физически расположенную в разных местах [2].
Организация видеоконференций включает в себя:
- проведение тестовых (рекламных) видеоконференций;
- техническая подготовка к мероприятию, выбор платформы для проведения видеоконференций;
- предварительные тесты сайта для видеоконференций;
- подготовка наглядных материалов;
- поддерживать общественный интерес во время видеоконференций;
- поддержание общественного внимания во время мероприятия;
- отзывы участников после видеоконференции.
Большинство программ видеоконференций оплачиваются, и многие пользователи переходят на традиционное программное обеспечение для них. Многие находят функции в бесплатном программном обеспечении для проведения видеоконференций, таких как FreeConferenceCall.com, Zoom, Apache OpenMeetings и другие.
Выбор платформы и программного обеспечения для видеоконференций зависит от возможностей образовательного учреждения, административного управления или рекомендаций технических экспертов. Если педагог организует видеоконференцию за пределами образовательного учреждения, он также получает полную поддержку. Тема занятия в профессиональном учебном заведении определяется тематическим планом учебной дисциплины или курса.
Во время подготовки к видеоконференции, преподавателю требуется предварительный набор материалов, презентаций и многое другое. Педагог может и должен проводить пробное занятие в режиме реального времени, чтобы узнать, успеет ли он представить все, что он запланировал, в оговоренное время. Видеоконференция включает в себя не только монолог преподавателя, но и опросы обучающихся и их практические задания.
Требования педагога остаются неизменными в отношении функции видеоконференцсвязи:
- четкие и компетентные высказывания; соответствующий внешний вид;
- исправлено освещение помещения;
- подходящая рабочая среда.
У педагога должен быть составлен план, обучающиеся должны понимать материал, определения должны быть ясными и понятными, чтобы они не тратили время на поиск данных определений и на разъяснение их в Интернете [1].
Преподаватель удерживает внимание аудитории, старается визуализировать материал, вовлекает учащихся в диалог. В конце видеоконференции необходимо предоставить обратную связь: собрать выполненные работы, записать видео, которое можно отправить обучающим. Желательно получить отзывы, учитывать их пожелания и исправлять ошибки в будущем. Все участники видеоконференции должны иметь возможность высказаться и должны иметь доступ к записи проведенной видеоконференции.
Выводы. Таким образом, использование современных образовательных технологий в обучающем процессе является средством, с помощью которых у обучающихся формируются и развиваются умения и навыки активного творчества [2] и самостоятельного обучения, что в свою очередь позволяет накопить определенный объем знаний и навыков необходимых в современном мире, что позволит выпускникам вуза и колледжа стать успешными, активными, творческими, конкурентоспособными на рынке труда.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Белова И.Л., Ахмед Э.У.Х.С. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. -С. 30-33
2. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Захарова Н.А. Электронная обучающая среда как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-1. - С. 108-111.
3. Быстрова Н.В., Илюшина Е.С., Гришина В.А. Образовательные технологии как средство развития самостоятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. -С. 11-14.
4. Быстрова Н.В., Ремизова Е.А., Ермолаева Е.Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 14-17.
5. Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Сидоров А.Н. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-1. - С. 111-114.
6. Быстрова Н.В., Уракова М.Н., Ермолаева Е.Л Цифровые технологии в образовательном пространстве // В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск, 2020. - С. 88-91.
7. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Шалина Е.Ю., Госельбах О.И. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 3 (37). - С. 37.
8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1 (26). - С. 2.
Педагогика
УДК 37.035
кандидат педагогических наук Бузни Виктория Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МУЛЬТИМЕДИА
СРЕДСТВ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается использование информационных технологий в работе учителей начальных классов по совершенствованию школьного обучения. Внимание уделяется внедрению информационных технологий в процесс обучения.
Ключевые слова: начальная школа, информационные технологии, интернет в работе учителя, источники информации, гуманитарные дисциплины.
Annotation. This article discusses the use of information technologies in the work of primary school teachers to improve school education. Attention is paid to the introduction of information technologies in the learning process.
Keywords: primary school, information technology, Internet in the work of teachers, sources of information, humanities.
Введение. Знание информационных технологий ставится в один ряд с такими качествами в современном мире, как умение читать и писать. Квалифицированный и эффективный человек, владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый образ мышления, принципиально иной способ оценки возникших проблем, организацию своей деятельности. Практика показала, что невозможно представить современную школу без новых информационных технологий. Понятно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров возрастет, и в соответствии с этим возрастут требования обучающихся начальных классов к компьютерной грамотности.
Существуют неограниченные возможности для персонализации и дифференциации образовательного процесса, репозиционирования его как развития мышления, воображения как основного процесса, необходимого для успешного обучения. Наконец, обеспечить эффективную организацию познавательной деятельности младших школьников. Сочетание текстовой, графической, аудио- видео- информации и анимации в компьютере значительно повышает качество учебной информации, представленной обучающимся и успешность их обучения [4].
Долгое время начальная школа в системе образования была "школой навыков", то есть считалась этапом обучения, на котором обучающиеся должны были овладеть базовыми навыками, такими как чтение, письмо и счет, чтобы получить дальнейшее образование. Сегодня начальные школы другие. Новые образовательные стандарты коренным образом изменили роль начальных школ в образовательном процессе. Это должен быть первый опыт ребенка в системе образования - место для проверки его образовательного мастерства. На этом этапе важно развивать активность, самостоятельность, поддерживать познавательную активность и создавать условия для гармоничного вхождения ребенка в мир образования, поддерживать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества школьников внедряют ИКТ в учебный процесс.
Начальный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальными (зрительными, слуховыми) системами восприятия, низкой степенью развития познавательных способностей, особенностями учебной мотивации [1].
В целях обеспечения того, чтобы использование компьютеров в предметной программе давало положительные результаты, педагог создаёт компьютерные задания на основе содержания предмета и методов его преподавания, развивает, активизирует психологическую деятельность и формирует учебную деятельность обучающихся, помогает овладеть навыками работы с компьютерами на уровне, необходимом для выполнения компьютерных задач.
Изложение основного материала статьи. Основной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий является появление новых видов образовательной деятельности. Новая информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемым с помощью компьютеров.
Современный педагог теперь психологически и технически готов использовать информационные технологии в обучении. Любой этап курса может быть активным путем внедрения новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовывать различные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, позволяя обучающимся активно и целенаправленно работать самостоятельно. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к образовательной информации, предоставляющее возможности для поиска, сбора и использования источников информации, в том числе в Интернете, а также как средство предоставления и хранения информации. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе может повысить качество учебных материалов и повысить эффективность образования.
Одним из результатов обучения и воспитания на первом этапе обучения в школе должно стать то, что дети готовы овладеть современными компьютерными технологиями и имеют возможность обновлять полученную с их помощью информацию с целью дальнейшего самообразования. Для достижения этих целей педагогу начальных классов необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.
Использование ИКТ в различных учебных программах начальной школы позволяет перейти от объяснительного и иллюстративного способа обучения к позитивному способу обучения, при котором дети становятся активным субъектом образовательной деятельности. Это помогает обучающимся осознанно усваивать знания, повышать мотивацию к обучению, качество обучения знаниям [5].
Внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит: