Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА: К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ РОЛИ АКТОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА: К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ РОЛИ АКТОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ТЬЮТОР / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / E-LEARNING / LMS MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анна Владиславовна

В современных условиях модернизации образовательного процесса роль преподавателя меняется, возникает необходимость в преподавателях нового типа. На основе сравнительного анализа современной научной литературы и опыта преподавания в вузе в условиях развития цифровой педагогики автор статьи приходит к выводу, что тьюторство становится необходимой составной части нового образовательного процесса в вузах. Цифровая педагогика характеризуется открытостью образовательной среды и индивидуализацией образовательной траектории. Когда студент самостоятельно выбирает с помощью образовательных технологий и интернет-платформ авторские учебные курсы в различных университетах России и иностранных государств, особой популярностью пользуются курсы Lms Moodle. При этом особое значение приобретает не просто преподаватель, а наставник, помогающий студенту не только использовать цифровые технологии, но и приобретать необходимые коммуникационные компетенции. В результате исследования в статье делается вывод, что в современных условиях меняются роли основных акторов образовательной вузовской среды, когда при применении дистанционных форм обучения, развитии цифровой педагогики, а также увеличения удельного веса самостоятельной работы в студенческой среде по сравнению с классической (традиционной) системой образования особую роль должен играть преподаватель-тьютор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Анна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PEDAGOGY: ON THE ISSUE OF CHANGING THE ROLE OF ACTORS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS

In the modern conditions of modernization of the educational process, the role of the teacher is changing; there is a need for a new type of teachers. Based on a comparative analysis of modern scientific literature and the experience of teaching in higher education in the context of the development of digital pedagogy, the author of the article comes to the conclusion that tutoring is becoming a necessary part of the new educational process in higher education institutions. Digital pedagogy is characterized by the openness of the educational environment and the individualization of the educational trajectory. When a student independently chooses proprietary training courses at various universities not only in Russia, but also in foreign countries, with the help of educational technologies and Internet platforms, Lms Moodle courses are particularly popular. At the same time, it is not just the teacher who is of particular importance, but the mentor who helps the student not only to use digital technologies, but also to acquire the necessary communication competences. As the result of the research, the article concludes that in modern conditions, the roles of the main actors of the educational environment of higher education are changing, when the use of distance learning, the development of digital pedagogy, as well as the increase in the share of independent work in the student environment in comparison with the classical (traditional) education system, a special role should be played by a teacher-tutor.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА: К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ РОЛИ АКТОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.2 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-81-93

ББК 74

ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА: К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ РОЛИ АКТОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

DIGITAL PEDAGOGY: ON THE ISSUE OF CHANGING THE ROLE OF ACTORS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS

Попова Анна Владиславовна

Профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры теории государства и права Института права, Башкирский государственный университет, доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент

E-mail: [email protected]

Popova Anna V.

Professor at the Department of International and Public Law, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation; Professor at the Department of Theory of State and Law, Institute of Law, Bashkir State University, ScD in Law, PhD in Philosophy, Associate Professor

E-mail: [email protected]

Аннотация. В современных условиях модернизации образовательного процесса роль преподавателя меняется, возникает необходимость в преподавателях нового типа. На основе сравнительного анализа современной научной литературы и опыта преподавания в вузе в условиях развития цифровой педагогики автор статьи приходит к выводу, что тьюторство становится необходимой составной части нового образовательного процесса в вузах. Цифровая педагогика характеризуется открытостью образовательной среды и индивидуализацией образовательной траектории. Когда студент

Abstract. In the modern conditions of modernization of the educational process, the role of the teacher is changing; there is a need for a new type of teachers. Based on a comparative analysis of modern scientific literature and the experience of teaching in higher education in the context of the development of digital pedagogy, the author of the article comes to the conclusion that tutoring is becoming a necessary part of the new educational process in higher education institutions. Digital pedagogy is characterized by the openness of the educational

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Попова А. В., 2021

самостоятельно выбирает с помощью образовательных технологий и интернет-платформ авторские учебные курсы в различных университетах России и иностранных государств, особой популярностью пользуются курсы Lms Moodle. При этом особое значение приобретает не просто преподаватель, а наставник, помогающий студенту не только использовать цифровые технологии, но и приобретать необходимые коммуникационные компетенции. В результате исследования в статье делается вывод, что в современных условиях меняются роли основных акторов образовательной вузовской среды, когда при применении дистанционных форм обучения, развитии цифровой педагогики, а также увеличения удельного веса самостоятельной работы в студенческой среде по сравнению с классической (традиционной) системой образования особую роль должен играть преподаватель-тьютор.

Ключевые слова: образовательная среда, цифровое образование, педагогический процесс, преподаватель-тьютор, индивидуальная образовательная траектория, Е^еагшп^ Lms Moodle.

environment and the individualization of the educational trajectory. When a student independently chooses proprietary training courses at various universities not only in Russia, but also in foreign countries, with the help of educational technologies and Internet platforms, Lms Moodle courses are particularly popular. At the same time, it is not just the teacher who is of particular importance, but the mentor who helps the student not only to use digital technologies, but also to acquire the necessary communication competences. As the result of the research, the article concludes that in modern conditions, the roles of the main actors of the educational environment of higher education are changing, when the use of distance learning, the development of digital pedagogy, as well as the increase in the share of independent work in the student environment in comparison with the classical (traditional) education system, a special role should be played by a teacher-tutor.

Keywords: educational environment, e-education, pedagogical process, teacher-tutor, individual educational trajectory, E-Learning, Lms Moodle.

На современном этапе развития системы образования все участники педагогического процесса сталкиваются с определенными трудностями, связанными как с изменением содержания и форм такого процесса, так и с изменением роли его акторов. Ставится вопрос о необходимости замены классического преподавателя-ментора иным типом - преподавателем-тьютором, осуществляющим особую коммуникацию между студентом и преподавателем, помогая развить индивидуальный подход к каждому студенту, раскрыть личностный потенциал. При переходе в режим занятий онлайн и «расширению» дистанционных форм цифровой педагогики возникает вопрос: зачем нужен преподаватель-тьютор при внедрении нового цифрового формата образования?

Казалось бы, индивидуализация образования при такой форме цифрового обучения обладает высокой результативностью, ведь студент самостоятельно может выбирать образовательные программы, прослушивать лекции, выполняя соответствующие

задания и проходя контрольные тесты, однако это только на первый взгляд. Информация и знание не являются идентичными понятиями, так как формирование знания является субъективным процессом, когда одна и та же информация, полученная разными студентами под влиянием их личного опыта, менталитета, по-разному воспринимается и преобразуется в смысловую интерпретацию, формируя подсознательно определенное (формальное) знание.

Кроме того, процесс обучения - это процесс взаимодействия преподавателя и студента, основанного на общении, состоящем из вербального (словесного), невербального (мимика, жестикуляция, выражение лица) и экстралингвистического (интонация, высота голоса, тон) компонентов. Нахождение информации и прослушивание лекций на соответствующих интернет-платформах не может считаться обучением в том смысле, о котором принято судить в педагогической литературе. Как отмечал А. А. Вербицкий, «компьютер в принципе не способен превращать значения в смыслы, информацию в знание. <...> Переработка информации компьютером не является механизмом порождения из нее знаний человеком, и нужно искать собственно психологические закономерности и механизмы понимания этого процесса» [1].

Процесс образования составляющим компонентом включает в себя воспитание нового человека, которое представляет собой морально-нравственную категорию. Каким образом и с помощью каких средств оно будет осуществляться в цифровом формате, не ясно, так как сама по себе информация нейтральна по своей сути и не может быть основой для воспитания, которое осуществляется при общении в коллективе и с преподавателем.

Однако степень индивидуализации цифрового обучения столь высока, что подобное общение, кроме как в социальных сетях, представляется затруднительным, то есть происходит разрыв воспитания и обучения, не происходит полноценного психического и психологического развития обучающегося, что может привести и уже приводит к потере социализации и цифровому аутизму [2; 3]. Полный отказ от живого общения с преподавателями и сверстниками не сможет сделать процесс образования эффективным, поэтому предложение Я. И. Кузьминова полностью отказаться от классических лекций и заменить их записанными онлайн-курсами [4], по нашему глубокому убеждению, опасно для формирования творческих способностей обучающихся, которые диалогичны в своей основе. При этом мы не призываем к неизменности дидактики лекций, формат последних должен быть изменен при помощи интенсивных и интерактивных методов активизации внимания студентов, а также информационных и цифровых технологий.

Для нивелирования негативных сторон цифрового обучения и необходим преподаватель-тьютор, роль которого в электронной педагогике подразумевает определенные партнерские отношение со студентами. Как отмечает Л. Е. Баева, в киберреальности, «с одной стороны, преподаватели, открывающие свои частные (внеуниверситетские) идентификационные данные в профилях, не всегда соответствуют ожиданиям студентов, оценивающих личность преподавателя с профессиональной точки зрения; с другой стороны, студенты, активно ищущие контакт с преподавателями в сетях и при этом участвующие в формировании профиля преподавателя, могут иметь неверные ожидания от общения» [5, с. 72]. «Цифровые следы» заставляют современного пользователя (не только

преподавателя) быть более внимательным к тому, какую информацию он размещает в своем аккаунте, что комментирует, в том числе в ходе частной переписки» [6, ^ 13].

Развитие цифровых технологий на современном этапе и обучение новым приемам и навыками общения в интернет-пространстве для повышения эффективности системы образования в целом и изучения конкретной учебной дисциплины в частности является уже насущной необходимостью. Современные студенты обладают более продвинутыми навыками в этой области, практически «живут» в киберреальности, в то время как большинство преподавателей пока еще используют Интернет лишь частично, зачастую не применяя весь объем предоставляемых в нем возможностей, то есть соблюдая определенный баланс между реальной и интернет-средой.

Как показал опыт дистанционного образования в период пандемии, отчасти произошло изменение ролей, когда студент обучает, помогает своему преподавателю в преодолении сложностей в онлайн-общении на различных интернет-платформах, в социальных сетях и др., психологически как бы становясь над ним, что для некоторых преподавателей было необычно и некомфортно. На наших глазах формируется префи-гуративное общество, где младшее поколение передает опыт старшему.

В силу того, что «цифровые дети» не обладают «автоматически встроенным» уважением к индивиду только за то, что он является преподавателем, доцентом, профессором, необходимо такое уважение «заслужить», поэтому роль педагога только как человека, обладающего знаниями в определенной области, но не умеющего коммуницировать в привычной для нового поколения виртуальной среде при условии, что личностный контакт между участниками образовательного процесса не налажен, является серьезным препятствием для процесса образования и обучения.

В связи с этим известной проблемой для качественного онлайн-обучения может быть то, что «преподаватели университетов социализируются как эксперты по вопросам контента, но не получая достаточной подготовки в е^еагш^, оцениваются преимущественно по результатам их научных исследований, а не преподавания» [7, ^ 53]. На сегодняшний день система LMS Moodle представляет собой популярный ресурс, используемый в большинстве стран мира. При этом Российская Федерация входит в первую десятку стран, широко использующих подобный цифровой ресурс1.

Для любого человека крайне важны определенные «правила игры», определенные рамки, в которых психологически он будет ощущать себя комфортно. Использование технических и технологических особенностей Интернета - не будущее, но настоящее современного образовательного контента, поэтому преподаватель обязан не просто ими пользоваться при реализации компетентностного подхода, но, в первую очередь, использовать их в процессе обучения, представляющего собой сочетание образования и воспитания как студентов, так и педагогов.

В виртуальной среде существуют определенные правила поведения и интернет-коммуникации, отличающиеся от тех, которые есть в реальном социуме. Правила интернет-среды хорошо известны молодому поколению, но ими не всегда владеют

1 Карта регистрация Moodle URL: https://stats.moodle.org/ (дата обращения 11.05.2021).

преподаватели, которые, обладая методикой преподавания своих учебных дисциплин в реальной образовательной среде, при переходе в Интернет оказываются зачастую неспособными также успешно вести занятия и общаться. Вот почему сегодня, чтобы быть успешным, преподаватель должен обладать знаниями электронной педагогики, которая отличается от классической педагогики Я. А. Коменского не столько содержанием, сколько методологией.

Применение казавшихся априорными принципов классического университетского образования, к числу главных из которых А. М. Новиковым отнесены такие, как: «а) учение в молодости как запас на всю жизнь; б) монологическая передача знаний и доминирующая позиция педагога; в) стабильная структура учебных дисциплин и форм организации учебного процесса с акцентом на аудиторные занятия; г) опора на книгу как на основное средство обучения» [8, с. 113; 9], в эпоху информационного общества и общества знаний уже не столь эффективно. Причина этого заключается в том, что применение технологических средств и использование интернет-среды настоятельно диктует необходимость в так называемом «цифровом обучении» или «цифровой педагогике» [10].

Как отмечают исследователи, «технологической основой электронного образования является прикладное программное обеспечение, включающее в себя: системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS); системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS); авторские программные продукты (Authoring Packages), объединяемые на основе цифровой образовательной среды (платформы)2, что является ключевой характеристикой, отличающей E-leaning [11] от иных образовательных систем» [12, с. 22]. Мы разделяем определение М. В. Слепцовой, что E-leaning как «подход к преподаванию и обучению на базе образовательной прикладной модели или ее части, основанный на использовании электронных средств массовой информации и устройств в качестве инструмента для улучшения доступа к обучению, общению и взаимодействию, который способствует принятию новых путей понимания и развития обучения» [12, с. 23].

Простое наложение форм и методов классического образовательного процесса на такой новый формат онлайн-обучения, когда апробированные дидактические приемы и способы традиционной университетской модели просто технологически и технически усовершенствуются, в результате чего преподаватель помещается в интернет-среду, не меняя себя и свои наработки в образовательном процессе, приводит к усилению кризисных явлений, уже существующих во взаимодействии с поколением Z.

Исходя из новых сущностных характеристик электронного обучения, роль преподавателя в виртуальной среде меняется, ведь из привычного социума (society) он

2 Включает более 400 платформ, среди которых: настоящее время существует огромное множество сервисов для разработки онлайн курсов: MOODLE, eDX, iSpring, TeachBase, GoogleClassroom, Udemy; платформ для проведения вебинаров: Tutorium, Webinar, ClickMeeting; конструкторы курсов: articulate, Lectoralnspire, CourseLab, iSpring; диалоговые тренажеры: Branchtrack, iSpring; презентации: Google Slides, Prezi, PowerPoint, Sway; опросы и тесты: Kahoot!, ProProofs, esay Test Makes, Let's Test, Mentimeter; интерактивные объекты для курсов: Learningapps. org, Raptivity, HSP; видео: VideoScribe, animoto. com, moovly, PowToon; подкасты: VoiceThread, Audacity, и др.

попадает в среду виртуального сообщества (community), действующего по иным правилам, чем те, который характеризовали классического аудиторное взаимодействие педагога и ученика/студента. Как отмечается в современной педагогической литературе, в результате трансформации привычной образовательной среды преподаватель не является единственным, кто влияет на формирование личностного контента, так как «полноценное поддержание, присутствие и управление "online learning community" возможно только при наличии образовательного сообщества, а также сообществ практиков и виртуального сообщества» [13, c. 87].

В этой связи преподаватель-тьютор обязан придерживаться универсальных дидактических принципов, но при обязательном соблюдении установленных в виртуальном сообществе правил поведения:

1. Принцип соотношения информации и самоподготовки. Полученные знания, умения и навыки в результате самостоятельной учебной деятельности должны значительно превышать полученные от преподавателя, тогда в результате рефлексии обучающимся собственного опыта и результатов своей учебной деятельности полученные ими компетенции будут лучше усвоены. Преподаватель, не являясь более ретранслятором информации, в индивидуальных консультациях со студентом сможет с учетом индивидуальных особенностей каждого не только добиться усвоения учебной дисциплины, но и вызвать исследовательский интерес.

2. Коммуникативное взаимодействие на основе партнерских взаимоотношений. При условии соблюдения цифровой этики общения в интернет-среде обучающиеся и преподаватели входят в определенное взаимодействие на равноправных началах, что позволяет снимать психологические ограничения, существующие в офлайн-действитель-ности, и позволяет «раскрыться» обеим сторонам образовательного процесса.

3. Личностно-опосредованное взаимодействие, сочетающее в себе модели преобразующей и электронной педагогики. При такой системе образования студент не только получает возможность прослушать лекции и сравнить как содержательную, так и методическую стороны преподнесения информации в разных университетах не только России, но и зарубежных стран, но и получить «живые» консультации преподавателя-тьютора, акцентирующего внимание студента(ов) на отдельных важных моментах, которые могут и ускользнуть от его (их) внимания, помочь им создать индивидуальную образовательную траекторию. Такое сочетание интернет-ресурсов аудиовизуального восприятия информации записанной лекции профессора и непосредственного общения с тьютором в виде «смешанного обучения» (blended learning) позволяет «отслеживать динамику изменения потребностей студента и траекторию его развития; проводить экспертизу творческих результатов деятельности, решения нестандартных ситуаций; способствовать развитию креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей» [13, c. 88] каждого обучающегося или, используя определенную систему методических приемов и средств, группой студентов.

4. Открытый образовательный контент. Преподаватель организует специальное коммуникативное пространство путем проведения различных видов занятий с использованием инновационных, интерактивных технологий с использованием

компьютерных телекоммуникаций, цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта. Для этого необходимо владение специальной методикой создания анимации, графики, спецэффектов, гипертекстов и т. д., причем поколение Z, обладающее в большей мере подобными навыками, следует привлекать к совместному созданию образовательного контента. В этом случае образовательный процесс будет реализовы-ваться в тесной взаимообратной связи педагога и обучающегося, что позволит создать творческие созидательные взаимоотношения.

5. Индивидуализация процесса обучения. Большой объем информации, некритичность мышления, доверчивость и инфантильность, теговое мышление и короткая память поколения Z в целом требует от преподавателя проведения значительной работы с каждым обучающимся в целях обучения его способам, средствам самостоятельного конструирования личностно-ориентированного содержания получаемой информации, соответствующего индивидуальным потребностям и интересам каждого, формирования устойчивого интереса и возможности применения полученной информации для анализа окружающей действительности и соотнесения их между собой.

Таким образом, преподаватель-тьютор должен обладать несколько иными компетенциями, чем педагог классического образования: уметь работать принципиально в других организационных формах виртуальной образовательной среды: «проводить офлайн-семинар (конференцию); передавать в процессе занятия полномочия студенту; проводить практическое занятие с использованием ресурсов, составление информационных презентаций; подготавливать проектно-аналитические сессии, помогать обучающимся работать над проектом, с кейсами; сопровождать студентов и помогать им в самостоятельной работе, стажировке или производственной практике; правильно проводить тренинги, тьюториалы, в том числе и виртуальные; лично принимать участие в проектах; помогать в индивидуальной и групповой защите проектов; уметь организовать вебинар, видеоконференцию, видеолекцию, виртуальную консультацию; направлять и корректировать выполнение контрольных работ; проводить деловые и ролевые игры, коучинг» [13, ^ 89]).

Все эти организационные формы являются отражением существующих в электронной педагогике подходов к процессу обучения, которые можно свести к трем форматам обучения:

а) традиционные формы обучения (лекции, практические и семинарские занятия);

б) инновационные формы (деловые и ролевые игры, мозговые штурмы, кейс-стадии, дебаты и др.);

в) практико-ориентированные формы (участие в проектной деятельности, НИРС и др.).

Особое внимание в процессе обучения в вузе поколения Z следует отвести использованию преподавателем-тьютором знаний по андрагогике, акцентирующей внимание на психологические и социально-физиологические черты обучающихся (сформированные/ несформированные нравственные ценности, зависимость/независимость в экономическом и социальном плане, жизненный опыт, уровень самосознания, способность ответственно подходить к учебе, умение самоконтроля). Такие знания и правильно выбранная образовательная методика позволит сформировать у обучающегося универсальные

способности, компетенции (soft skills), являющиеся основой для системного, процессного и критического мышления, в результате чего студент сможет решить поставленные задачи в изменяющейся среде, с изменяющимися граничными условиями.

Развитие интернет- и цифровых технологий привело к изменению роли преподавателя, когда в условиях развития «цифрового поколения» педагог должен помочь студенту сориентироваться в потоке интернет-информации, развить критическое мышление при ее оценке и использовании; научить различать достоверную и недостоверную информацию; критически относиться к любому типу информации и проверять ее подлинность. Исходя из важности новых функций и появления необходимости в преподавателе-тьюторе появляются стандарты такой новой профессии, в том числе и на международном уровне.

Так, в соответствии со стандартом педагога, разработанного Международной ассоциацией по развитию информационных технологий в образовании (ISTE), «педагоги направляют обучающихся на позитивный вклад в развитие цифрового общества и способствуют формированию у них понимания социальной ответственности» - цифрового гражданина (digital citizenship), помогая им в обретении положительного социального опыта ответственного, корректного и этичного поведения в сети; формируя культуру обращения к онлайн-ресурсам; курируя обучающихся в их работе с цифровыми инструментами; реализуя и популяризируя принципы формирования и управления персональными данными и информацией [14].

В российском образовательном процессе выделяют три варианта координирующей роли педагога-тьютора:

1) педагог-консультант (основная задача такого педагога заключается в консультировании обучающихся в решении возникающих проблем в процессе обучения в аудиторном и дистанционном режимах);

2) педагог-модератор (его цель - раскрыть максимально творческие интеллектуальные способности каждого студента);

3) собственно педагог-тьютор (непосредственно занимается педагогическим сопровождением обучающихся). В сфере высшего образования преподаватель-тьютор сопровождает студентов в «предметной (продвижение в границах учебного предмета); социальной (аспекты зоны ближайшего развития) и антропологической (понимание себя, своих возможностей) сферах» [15, с. 101].

М. Н. Попов, анализируя роль тьютора в образовательном процессе в вузе на современном этапе, приходит к выводу о том, что тот выполняет несколько ролей в образовательном процесс вуза: консультанта, наставника, менеджера, педагога, андрагога и маркетолога, причем каждая из таких ролей связана с определенным видом профессиональной деятельности. По его мнению, «роль педагога связана с умением передавать знания по предмету; роль андрагога - с умением практически управлять процессом обучения с учетом особенностей обучающихся; роль маркетолога определяется умением понимать и удовлетворять потребности обучающихся» [16, с. 61].

Всю совокупность таких ипостасей тьюторов можно свести к трем психолого-педагогическим характеристикам «арбитра», поощряющего или осуждающего действия студентов в процессе обучения (соответствует ролям наставника и менеджера); «равного»,

участвующего в образовательном процессе наравне со студентами, организует дискуссионные площадки, дебаты, конференции, в ходе которых высказываются точки зрения, оказывающие подспудное влияние на интеллектуальную деятельность студентов (соответствует ролям консультанта, менеджера и маркетолога); «учебного образца», профессионально передающего информацию, показывающего правильные решения и требующего точного их применения (роль педагога и андрагога) [16, ^ 61].

Солидаризируемся с признанным в научной литературе определением значимости тью-торства, как необходимой составной части нового образовательного процесса в вузах, характеристикой которого является открытость образовательной среды и индивидуализация образовательной траектории, когда студент самостоятельно выбирает с помощью образовательных технологий и интернет-платформ авторские учебные курсы в различных университетах не только России, но и иностранных государств. Полагаем, что в результате применения дистанционных форм обучения, развития электронной педагогики, а также увеличения удельного веса самостоятельной работы по сравнению с классической (традиционной) системой образования, особенно значимой на первом курсе, когда бывший школьник не может самостоятельно понять, какую именно информацию он должен найти в интернет-пространстве, как определить ее достоверность и актуальность, безопасность и ее соотносимость с нравственными и правовыми ценностями социума и этическими правилами высшей школы; каким образом применить полученные, в первую очередь, в ходе самоподготовки, знания, умения и навыки (компетенции) при выполнении различного рода письменных работ (эссе, рефератов, контрольных, домашних творческих заданий, курсовых и проектных работ, выпускных квалификационных и др.); роль преподавателя-тьютора неуклонно возрастает.

В современной системе образования основными формами тьюторского сопровождения выступают:

1) индивидуальная тьюторская консультация (беседа), заключающаяся в обсуждении с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого обучающегося;

2) групповая тьюторская консультация, в которой задача тьютора заключается в сопровождении индивидуальных образовательных программ обучающихся с похожими познавательными интересами;

3) тьюториалы (открытые учебные тьюторские семинары и тренинги с применением активных (интенсивных) и интерактивных форм обучения), в ходе которого тьютор помогает обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя в учебной группе, вырабатывая интеллектуальные, коммуникативные компетенции.

Выбор формы тьюторского сопровождения самостоятельной работы обучающихся определялся содержанием конкретной дисциплины (модуля и силлабуса) и уровнем подготовленности обучающихся. Основными направлениями тьюторства сегодня являются:

а) тьюторское сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья;

б) сопровождение дистанционного обучения;

в) сопровождению внеучебной деятельности [17].

Каждое из направлений требует собственной системы методов, приемов и способов такой тьюторской деятельности. Анализируя типы и роли преподавателя-тьютора

в процессе обучения в вузе, можно сделать вывод, что именно за таким преподавателем закрепляется функция формирования образовательной среды, где студент при его помощи учится самостоятельно получать информацию, преобразовывать ее в соответствующие его индивидуальной образовательной траектории знания и умения, применять их при решении возникающих практических задач.

Однако следует помнить, что простое перенимание без учета национальных особенностей менталитета и характеристик российского поколения Z форм преподавательской деятельности, хорошо зарекомендовавшей себя в зарубежной педагогической практике, не всегда может принести желаемый результат. Как отмечает Е. М. Николаева, образовательная среда университета, формируемая «новыми» преподавателями, должна стать «контекстуализированной, в которую интегрированы разнообразные актанты: исследователи, бизнес-структуры, консультанты-профессионалы, провайдеры обучения, проблемно ориентированные коллаборации. Ей должны быть присущи динамичность, насыщенность, стремление к эволюции, способность реагировать на внешние и внутренние изменения. В этом случае университетская образовательная среда становится генератором, проводником и интегратором знания» [3, с. 165].

Все вышеперечисленное дает основание полагать, что тьютор должен быть профессиональным педагогом, обладающим знаниями психологии, дидактики и компетентностью в той области знаний, в которой он призван помогать формировать индивидуальную образовательную траекторию студентам. Кроме того, индивидуализация российского вузовского образования требует взаимной ответственности обеих сторон образовательного процесса. Однако следует отметить, что современное поколение Z пока не совсем понимает свои личные предпочтения в профессиональной сфере, не могут четко определиться с интересами, зачастую перелагая ответственность за свой выбор на других людей, поэтому преподаватель-тьютор и призван помочь им не только определиться с профессиональным выбором, но и научить нести ответственность за принятое решение.

Задача преподавателя-тьютора состоит в активизации самостоятельной работы студента, для чего необходимы:

а) помощь в осознании правильности выбора направления подготовки;

б) разработка индивидуальных заданий в соответствие с индивидуальными особенностями каждого студента, «полезных» с точки зрения прагматичного поколения Z;

в) применение методов интенсивной педагогики, в частности, деловые игры, мозговые штурмы, дебаты и дискуссии, в ходе которых выявляются творческие способности обучающихся;

г) помощь в написании научных статей, акцентировании на интересных фактах и способах нахождения информации;

д) мотивация процесса обучения, индивидуальный подход к каждому на основе выявления психологических характеристик каждого;

е) разработка различных видов и форм контроля знаний с тем, чтобы у обучающегося не потерялся интерес к изучению учебной дисциплины, когда на занятии при их выполнении хотя бы в одном из предлагаемых видов контроля студент преуспел;

ж) обязательное поощрение каждого студента [17].

В заключение отмечаем, что как в существующей сегодня системе высшего образования «4+2», так и в предлагаемой в скором будущем системе «2+2+2» роль преподавателя-тьютора представляется значительной. Но процесс обучения - это двусторонний процесс, и положительная роль тьюторства зависит от роли обучающегося. Поколение Z имеет противоречивые характеристики, так, с одной стороны, его представители социально и политически активны, открыто заявляют свою позицию, обладают большим объемом интеллектуальных возможностей, но с другой - клиповым (теговым) мышлением, с неразвитой «долгой» памятью, зачастую они не способны определить достоверность получаемой информации, инфантильны в принятии решений, не желают нести ответственность за собственный выбор. Если в роли тьютора будет выступать «случайный» в педагогике человек, не владеющий приемами дидактики и методики и не имеющий практического опыта работы, то процесс индивидуализации образования может закончиться, не начавшись. Предлагаемая система «2+2+2», позволяющая менять выбранное направление подготовки не только после окончания бакалавриата, но и после 2-го курса, потребует от тьюторов более эффективной работы, а значит, и повышения требований к личностным и профессиональным характеристикам преподавателя, занимающегося тьюторской деятельностью.

Список литературы

1. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". 2019. № 1 (6). URL: http:// journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 08.11.2020).

2. Курпатов А. Наша проблема - цифровое слабоумие, никаких гаджетов до 3 лет // Комсомольская правда. 26.02.2020. URL: https://www.kp.ru/daily/27097/4170114/ (дата обращения: 09.11.2020).

3. Курпатов А. Эпидемия цифрового аутизма. Лекция на завтраке на форуме в Давосе. URL: https://strana.ua/news/249203-tsifrovoj-autizm-lektsija-andreja-kurpatova.html (дата обращения: 11.11.2020).

4. Кузьминов Я. И. ВШЭ полностью откажется от традиционных лекций в пользу онлайн-курсов. URL: https://rb.ru/news/vshe-study-online (дата обращения: 11.11.2020).

5. Баева Л. Е. Этика информационного мира: проблемы становления и развития // Философия и культура. 2016. № 4 (100). С. 514-522. DOI: https://doi.org/10.7256/1999-2793.2016.4.17665.

6. Гуторова Н. А. Особенности общения преподавателя и студента в социальных сетях: этический аспект // Знак. 2019. № 2 (32). С. 7-16.

7. Галиханов М. Ф., Хасанова Г. Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 2. С. 51-62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-51-62.

8. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113-116.

9. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

10. Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений: моногр. / М. А. Эскиндаров, Г. Ф. Ручкина, Н. И. Беседкина [и др.] / под ред. М. А. Эскиндарова. М.: Проспект, 2021. 496 с.

11. Кувшинова Е. Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ) // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 8-15.

12. Слепцова М. В. Электронное образование: методологический подход к постановке образовательной цели // Инновационные процессы в науке и образовании: моногр. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 218 с. С. 19-28.

13. Щенников С. А. Дидактика электронного обучения // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83-91.

14. ISTE Standards for Students, Educators, Computer Scientists, Technology Coaches and Administrators by ISTE (International Society for Technology in Education). 12 с. URL: https://id.iste.org/docs/pdfs/iste-standards-2017-rus-web-version.pdf?Sfvrsn=0 (дата обращения: 08.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ерофеева Н. Е., Мелекесов Г. А., Чикова И. В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2015. № 7 (182). С. 98-104.

16. Попов М. Н. Тьюторское сопровождение студентов в вузе // Гуманитарные науки. 2013. № 1 (25). С. 59-65.

17. Голубева О. В., Шляхов М. Ю. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся // Вестн. Мининского ун-та. 2016. № 4. URL: https://vestnik.mininuniver. ru/jour/article/view/296 (дата обращения: 09.11.2020).

18. Николаева Е. М. Организация образовательного процесса в условиях новомедийного пространства // Изв. Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 162-166. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-2-162-166.

References

1. Verbitskiy A. A. Tsifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy. Elektronnyy nauchno-publitsisticheskiy zhurnal „Homo Cyberus". 2019, No. 1 (6). Available at: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (accessed: 08.11.2020).

2. Kurpatov A. Nasha problema - tsifrovoe slaboumie, nikakikh gadzhetov do 3 let. Komsomolskaya pravda. 26.02.2020. Available at: https://www.kp.ru/daily/27097/4170114/ (accessed: 09.11.2020).

3. Kurpatov A. Epidemiya tsifrovogo autizma. Lektsiya na zavtrake na forume Davose. Available at: https://strana.ua/news/249203-tsifrovoj-autizm-lektsija-andreja-kurpatova. html (accessed: 11.11.2020).

4. Kuzminov Ya. I. VShE polnostyu otkazhetsya ot traditsionnykh lektsiy v polzu onlayn-kursov. Available at: https://rb.ru/news/vshe-study-online (accessed: 11.11.2020).

5. Baeva L. E. Etika informatsionnogo mira: problemy stanovleniya i razvitiya. Filosofiya i kultura. 2016, No. 4 (100), pp. 514-522. DOI: https://doi.org/10.7256/1999-2793.2016.4.17665.

6. Gutorova N. A. Osobennosti obshcheniya prepodavatelya i studenta v sotsialnykh setyakh: eticheskiy aspect. Znak. 2019, No. 2 (32), pp. 7-16.

7. Galikhanov M. F., Khasanova G. F. Podgotovka prepodavateley k onlayn-obucheniyu: roli, kompetentsii, soderzhanie. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019, Vol. 28, No. 2, pp. 51-62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-5l-62.

8. Andreev A. A. Pedagogika v informatsionnom obshchestve, ili elektronnaya pedagogika. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011, No. 11, pp. 113-116.

9. Novikov A. M. Postindustrialnoe obrazovanie. Moscow: Egves, 2008. 136 p.

10. Eskindarov M. A., Ruchkina G. F., Besedkina N. I. et al. Transformatsiya obrazovatelnogo protsessa v usloviyakh smeny pokoleniy: monogr. Moscow: Prospekt, 2021. 496 p.

11. Kuvshinova E. E. Distantsionnoe obuchenie v usloviyakh krizisa 2020 (na primere Finansovogo universiteta pri Pravitelstva RF). Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020, No. 4, pp. 8-15.

12. Sleptsova M. V. Elektronnoe obrazovanie: metodologicheskiy podkhod k postanovke obrazovatelnoy tseli. In: Gulyaev G. Yu. (ed.) Innovatsionnye protsessy v nauke i obrazovanii: monogr. Penza: MTsNS "Nauka i Prosveshchenie", 2019. 218 p. Pp. 19-28.

13. Shchennikov S. A. Didaktika elektronnogo obucheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010, No. 12, pp. 83-91.

14. ISTE Standards for Students, Educators, Computer Scientists, Technology Coaches and Administrators by ISTE (International Society for Technology in Education). 12 p. Available at: https://id.iste.org/docs/pdfs/iste-standards-2017-rus-web-version. pdf?Sfvrsn=0 (accessed: 08.11.2020).

15. Erofeeva N. E., Melekesov G. A., Chikova I. V. Opyt realizatsii tyutorskogo soprovozhdeniya obrazovatelnogo protsessa v vuze. Vestn. Orenburgskogo gos. un-ta. 2015, No. 7 (182), pp. 98-104.

16. Popov M. N. Tyutorskoe soprovozhdenie studentov v vuze. Gumanitarnye nauki. 2013, No. 1 (25), pp. 59-65.

17. Golubeva O. V., Shlyakhov M. Yu. Rol tyutora v upravlenii samostoyatelnoy rabotoy obuchayushchikhsya. Vestn. Mininskogo un-ta. 2016, No. 4. Available at: https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/296 (accessed: 09.11.2020).

18. Nikolaeva E. M. Organizatsiya obrazovatelnogo protsessa v usloviyakh novomediynogo prostranstva. Izv. Saratovskogo un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2017, Vol. 17, Iss. 2, pp. 162-166. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-2-162-166.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3

Статья поступила в редакцию 11.11.2020 The article was received on 11.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.