Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация образования / цифровизация / цифровое обучение / электронное обучение / дистанционное обучение / цифровые технологии / цифровая дидактика / цифровая компетентность / цифровая грамотность / digital transformation of education / digitalization / digital learning / e-learning / distance learning / digital technologies / digital didactics / digital competence / digital literacy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетова Г.А.

Автор статьи обозначил проблему цифровой трансформации высшего образования и установил противоречия между непрерывным возрастанием требования к доступности и качеству высшего образования в условиях цифровой трансформации образовательной системы и запаздывающим характером разработок дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и методик электронного обучения (МЭО). На данный момент общеизвестным является тот факт, что актуальность проблемы цифровизации образования требует от вузов комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION

The author of the article identified the problem of digital transformation of higher education and established contradictions between the continuous increase in the requirements for accessibility and quality of higher education in the conditions of digital transformation of the educational system and the lagging nature of the development of distance educational technologies (DOT) and e-learning methods (MEO). At the moment, it is a well-known fact that the urgency of the problem of digitalization of education requires an integrated approach from universities that would set new goals, change the structure and content of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кречетова Г.А.

Институт педагогики, психологии и дефектологии Чеченского государственного педагогического университета,

Грозный, Россия

THE PROBLEM OF DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION

Krechetova G.

Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

Аннотация

Автор статьи обозначил проблему цифровой трансформации высшего образования и установил противоречия между непрерывным возрастанием требования к доступности и качеству высшего образования в условиях цифровой трансформации образовательной системы и запаздывающим характером разработок дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и методик электронного обучения (МЭО). На данный момент общеизвестным является тот факт, что актуальность проблемы цифровизации образования требует от вузов комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса.

Abstract

The author of the article identified the problem of digital transformation of higher education and established contradictions between the continuous increase in the requirements for accessibility and quality of higher education in the conditions of digital transformation of the educational system and the lagging nature of the development of distance educational technologies (DOT) and e-learning methods (MEO). At the moment, it is a well-known fact that the urgency of the problem of digitalization of education requires an integrated approach from universities that would set new goals, change the structure and content of the educational process.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровизация, цифровое обучение, электронное обучение, дистанционное обучение, цифровые технологии, цифровая дидактика, цифровая компетентность, цифровая грамотность.

Keywords: digital transformation of education, digitalization, digital learning, e-learning, distance learning, digital technologies, digital didactics, digital competence, digital literacy.

Введение

Цифровизация коренным образом изменила образовательную политику. Однако, цифровая трансформация образования интерпретируется учеными неоднозначно и требует более глубокого изучения.

«Цифровизация - это не просто перевод данных и процессов из «аналоговой» эпохи в цифровой вид. Цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному интернету. Меняется сам подход, чему и как учить. Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса [6, с. 8].

Обзор публикаций, связанных с современным состоянием цифровой трансформации высшего образования дает основание считать, что цифровая «революция» внесла свои коррективы не только в экономику, политику, социальную идеологию и общественное сознание, но и перевернула традиционные постулаты в системе образовательной политики.

Ситуация с глобальной пандемией, которая привела к непредвиденным обстоятельствам общество, все сферы жизни и, в частности образование, серьезно обеспокоила все педагогическое сообщество. По оценкам ЮНЕСКО, более 1,5 миллиардов студентов в 165 странах не имело возможности посещать занятия из-за СОУ[Э-19. В этой связи, пандемия подтолкнула вузы к поиску инновационных подходов в сторону электронного обучения, дистанционных технологий и цифровой грамотности и преподавателей и обучающихся.

Вместе с тем вынужденный переход к дистанционному обучению вскрыл и существующие в этой области проблемы. Исследования В.Л. Назарова, Д.В. Жердева, Н.В. Авербух, Д.О. Королёвой, Н.В. Исаевой (2020) показывают, что в сложившихся условиях большинство педагогов оказались недостаточно готовы к использованию цифровых технологий (41% не был готов к каким бы то ни было самостоятельным действиям в этом направлении) [4].

На важность подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования указывает М.П. Лапчик [3], формирования цифровой компетентности педагога в области цифровых тех-

нологий - С.М. Гущина [1], на необходимость формирования навыков создания электронного учебника - Н.П. Ячина [8].

Основные аспекты проблемы цифровиза-ции образования и ее решение

В этой связи, автор научной статьи обозначил проблему исследования и установил противоречия между непрерывным возрастанием требования к доступности и качеству высшего образования в условиях цифровой трансформации образовательной системы и запаздывающим характером разработок дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и методик электронного обучения (МЭО).

Наблюдения за опытом работы педагогов в условиях пандемии, мы пришли к выводу о том, что «дистанционное образование в перспективе может использоваться и как самостоятельная форма обучения и как смешанная... По нашему мнению, чтобы повысить эффективность дистанционного обучения нужно подготовить педагогические кадры к работе в дистанте, создать электронные методические ресурсы курсов, совершенствовать информационно-образовательную среду и др.» [2, с. 357]

Рассмотрим три составляющие цифровой трансформации высшего образования:

- цифровая грамотность педагогов и обучающихся;

- цифровое и электронное обучение студентов;

- цифровая компетентность и ее структурные компоненты.

Проблема цифрового обучения (Digital Learning) и электронного обучения (E-learning) как никогда сегодня актуальна, так как бытует мнение, что «дети опережают школу», то есть модернизация образования «топчется» на месте, а цифровые технологии неумолимо и динамично внедряются в общество, социум и формируют навыки цифровой компетенции у детей, подростков и молодежи. Поэтому перед высшим образованием закономерно возникают следующие вопросы, которые требуют решения: Способны сегодня вузы осуществлять цифровую трансформацию высшего образования? Какие ресурсы нужно задействовать, чтобы эффективно проводить учебно-воспитательную работу со студентами в формате дистанционного и онлайн обучения? Сможет педагог эффективно работать в условиях цифровизации образования, если у него отсутствуют цифровые умения и навыки? Как сформировать у педагога и студента цифровую грамотность?

А.Ю. Уваров в книге «Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования» пишет о том, что сегодня педагог находится в такой ситуации, когда «постоянно открываются новые технологические возможности. Однако у работников управления образованием недостает ресурсов и инструментов, чтобы оперативно следить за ними, планировать исследования по их изучению, оценивать их потенциал для обновления образовательной практики и вырабатывать политические решения» [7, с. 8].

Методика электронного обучения включает совокупность методов, правил и средств обучения, форм и способов развития цифровой грамотности обучающихся и разработку электронных учебно -методических комплектов дисциплины (ЭУМКД) для студентов.

К средствам и методам интерактивного электронного обучения относятся:

- электронные библиотечные системы (ЭБС) и образовательные электронные платформы;

- программные приложения совместной коммуникации;

- интерактивные ресурсы и материалы;

- обучающие материалы и курсы;

- виртуальное общение

- видиоконференции;

- чаты и видиочаты;

- видиоконсультации;

- электронная почта.

В условиях пандемии, а также экологического, экономического и политического кризиса вузы столкнулись с проблемой цифровой грамотности и цифрового обучения, решение которой обеспечит качественную функциональность цифровой трансформации высшего образования.

«Цифровая грамотность - это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми» [6, с. 8].

Так, Дуг Белшоу выделяет «восемь элементов цифровой грамотности, среди которых понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, умение создавать и распространять контент, навыки использования цифровых технологий для саморазвития» [9].

Рассмотрим элементы педагогического процесса цифровой дидактики обучения студентов:

- цели (ожидаемые результаты) обучения, поставленные в соответствие требованиям цифровой экономики и цифрового общества;

- организационные формы, технологии и методы обучения, обеспечивающие максимальное использование дидактических возможностей цифровых технологий для достижения поставленных целей обучения;

- содержание обучения и требования к методике преподавания;

- средства обучения, в том числе цифровые (онлайн) и программно-аппаратные;

- формы организации процесса обучения с учетом цифровых и электронных ресурсов в распределении и координации образовательного процесса;

- формирование у студентов цифровой грамотности, цифровой компетентности и цифровых умений и навыков.

Таким образом, цифровая дидактика позволяет осмысленно и эффективно использовать современные цифровые технологии и средства в образовательном процессе.

Рассмотрим структурные компоненты цифровой компетентности

№ п/п Компоненты цифровой компетентности студентов Показатели цифровой компетентности студента

1 Когнитивный Развитие цифрового и критического мышления; осознание роли цифровой грамотности в интеллектуальном развитии;

2 Деятельностный Способность осваивать знания, цифровые умения и навыки, оценивать собственную деятельность, которая обеспечивает необходимый образовательный результат и высокий уровень подготовки студентов

3 Компетентностный Владеть: -набором компетенций, которые важны для выполнения какой-либо деятельности не только в процессе обучения, но и в течение все жизни; -способностью сохранять, трансформировать, обрабатывать, перемещать, а также владеть инструментами создания и размещения информации

4 Эмоционально -коммуникативный Умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичными и внимательными друг к другу

5 Психологический Минимизация кризиса безопасности в интернете

«В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies) - способность решать разнообразные задачи в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ): использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование, важность осознанного и ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе и в общественной жизни. Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем. Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом» [5].

Заключение

Таким образом, цифровая трансформация образования предусматривает реализацию следующих ключевых задач:

- разработка и обновление пакета правовых и нормативных документов, который легализует цифровое, дистанционное и онлайн обучение как самостоятельную форму обучения, так и в смешанном формате;

- профессиональная переподготовка или повышение квалификации ППС вуза в области электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных технологий (ЦОТ);

- разработка функционального модуля и включение его в учебный план вуза «Цифровые образовательные технологии» в электронном формате для обучения студентов цифровым умениям и навыкам, формирования цифрового мышления и цифровой компетентности;

- разработка онлайн курса «Цифровая начальная школа» для учителей начальных классов в формате дистанционного обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в контексте цифровой трансформации регионального образования;

- разработка электронного учебно-методического комплекта дисциплин (ЭУМКД) с учетом информационных и коммуникационных технологий;

- разработка методического сопровождения работы в дистанте или онлайн-обучении (электронные учебники, учебные пособия, рабочие тетради, циклы лекционных и практических занятий и др.);

- разработка авторских интерактивных электронных курсов «Применение цифровых ресурсов в предметных областях начальной школы» для студентов педагогических вузов, куда входят:

1. Тесты, кейсы, опрос для закрепления темы.

2. Тренажеры.

3. Видеоролики.

4. Электронные учебники, учебные пособия, электронные рабочие тетради.

5. Лекционный и практический курс (методика электронного обучения в предметных областях).

6. Обучающие электронные статьи.

По мнению автора статьи, обществу сегодня нужен профессионал и специалист широкого спектра. У выпускника вуза должны быть сформированы не только универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, но и цифровая грамотность и цифровая компетентность. Для этого нужно подготовить такого специалиста, который сможет легко адаптироваться в современной цифровой образовательной среде, обусловленной следующими принципами: «определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование, саморазвитие; опора на субъективный опыт обучаемого, учет его индивидуальных особенностей, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности» [8, с. 135].

Список литературы

1. Гущина С.М. Формирование цифровой компетентности педагога в области разработки цифровых образовательных ресурсов / С.М. Гущина. - Режим доступа: http://znanium.com/cata-log.php?bookinfo=485601

2. Кречетова Г.А., Шабазова П.Х. Роль и функции преподавателя в системе дистанционного обучения // В сборнике: УЧИТЕЛЬ СОЗДАЕТ НАЦИЮ (А-Х.А. Кадыров). Сборник материалов V международной научно-практической конференции. Махачкала - Грозный, 2020. - С. 354-357.

3. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования : учеб. пособие / М.П. Лапчик. - М. : БИНОМ, 2013. - 182 с. - Режим доступа: https://zna-nium.com/read?id=79061

4. Назаров В.Л., Жердев Д.В., Авербух Н.В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. - 2021. - № 23(1). - С. 156-201.

5. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше

чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 - 122 с.

6. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. - Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с.

7. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / А.Ю. Уваров; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 108 с. - 200 экз. - (Современная аналитика образования. № 16(46)).

8. Ячина Н.П. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Н.П. Ячина, О.Г. Фернандез // Вестн. ВГУ. - 2018. - №1. - С.134-138.

9. URL:

https://dougbelshaw.com/Ыog/2016/01/02/digilit-ebook-199

ДРЕВНИЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА В РЕГИОНЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ

СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Лукьяненко О.В.

кандидат в мастера спорта, студент факультета спортивного менеджмента, педагогики и психологии

Ахметов С.М. доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР Овчинников Ю.Д. кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин» Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Россия, г. Краснодар

ANCIENT MARTIAL ARTS IN THE REGION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE

SPORTS MANAGEMENT STRUCTURE

Lukyanenko O.,

candidate for Master of Sports, student of the faculty sports management, pedagogy and psychology

Akhmetov S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Master of Sports of the USSR,

Ovchinnikov Yu.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of "Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences" Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Russia, Krasnodar

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.