Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
912
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумашева Светлана Сатыбалдиевна

Статья рассматривает актуальность цифровой грамотности и использования современных технологий обучения в учебных заведениях. Анализируется рынок труда в контексте требований цифровой экономики. Описывается понятие и формирование «цифровой грамотности» в условиях учебного процесса. Приводятся примеры активного использования цифровых технологий в учебном процессе. Анализируется цифровая грамотность педагога как система базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жумашева Светлана Сатыбалдиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY AS ONE OF THE KEY COMPETENCES OF A MODERN TEACHER

The article examines the relevance of digital literacy and the use of modern learning technologies in educational institutions. The labor market is analyzed in the context of the requirements of the digital economy. The concept and formation of "digital literacy" in the educational process is described. Examples of the active use of digital technologies in the educational process are given. The digital literacy of a teacher is analyzed as a system of basic knowledge, skills and attitudes in the field of everyday use of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Жумашева С.С. Email: Zhumasheva6112@scientifictext.ru

Жумашева Светлана Сатыбалдиевна - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра педагогики, институт педагогики и психологии Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: статья рассматривает актуальность цифровой грамотности и использования современных технологий обучения в учебных заведениях. Анализируется рынок труда в контексте требований цифровой экономики. Описывается понятие и формирование «цифровой грамотности» в условиях учебного процесса. Приводятся примеры активного использования цифровых технологий в учебном процессе. Анализируется цифровая грамотность педагога как система базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий.

Ключевые слова: интернет, цифровая грамотность, цифровая компетентность, информационные технологии, информационная среда.

DIGITAL LITERACY AS ONE OF THE KEY COMPETENCES OF A

MODERN TEACHER Zhumasheva S.S.

Zhumasheva Svetlana Satybaldievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

DEPARTMENT OF PEDAGOGY, INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY ABAI KAZAKH NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article examines the relevance of digital literacy and the use of modern learning technologies in educational institutions. The labor market is analyzed in the context of the requirements of the digital economy. The concept and formation of "digital literacy" in the educational process is described. Examples of the active use of digital technologies in the educational process are given. The digital literacy of a teacher is analyzed as a system of basic knowledge, skills and attitudes in the field of everyday use of digital technologies.

Keywords: internet, digital literacy, digital competency, information technology, information environment.

УДК 378.02

DOI: 10.24411/2312-8089-2021 -10911

Новая цифровая реальность трансформирует систему образования — меняется роль учителя и родителей в учебном процессе, появляется потребность в изучении новых предметов, связанных в основном с IT-технологиями. У этих тенденций есть много преимуществ, однако они не лишены сложностей. Человек с каждым днем увеличивает объемы поглощаемой информации, и ему становится все труднее учиться, ориентироваться в информационном потоке и планировать время.

Мировая цифровая экономика формируется под влиянием волн инноваций: социальные сети, электронная коммерция, интернет вещей, виртуальная реальность,

робототехника. Все это меняет повседневную жизнь человека и предъявляет новые требования ко всем сферам жизни и деятельности человека, которые немыслимы без информационно-коммуникационных технологий.

На рынке труда, опирающемся на требования цифровой экономики, возрастает необходимость в специалистах, которые смогут непрерывно повышать свои знания, улучшать навыки и умения, адаптироваться к новым технологиям производства, будут способны к самостоятельной работе с использованием современных средств информационных технологий. В таких условиях и система образования должна совершенствоваться посредством использования современных подходов и способов формирования компетентности обучающихся и обеспечивать цифровую экономику компетентными и конкурентоспособными специалистами.

Цифровые и сетевые технологии так плотно вошли в наш обиход, причем во все сферы жизни, что без них мы чувствует себя неполноценно или, как минимум, некомфортно. Используются прогрессивные инновации и в образовании, в том числе высшем.

Самый простой пример активного применения информационных технологий, распространенный, как среди студентов, так и их преподавателей - это доступ к данным, необходимым для учебного процесса. Доступ реализуется и с помощью ресурсов тематических порталов в интернете, и с помощью локальных ресурсов университетов. Ассортимент ресурсов постоянно пополняется и расширяется - от статистических и энциклопедических сервисов до сайтов с контентом, который генерируют сами пользователи.

Не все дисциплины удается доходчиво объяснить, используя ораторское искусство лектора или доску с мелом. Важную роль в развитии цифровой грамотности играет системное использование цифровых технологий в образовательном процессе. Наличие функциональных демонстрационных инструментов, вроде проектора с диаграммами, слайдами, видео, позволяет донести нужную информацию до студентов быстрее и эффективнее.

Наглядный пример использования технологий в учебном процессе - это информационные ресурсы для работы со студентами, изучающими историю, картографию, геологию, географию. Современные технологии позволяют и демонстрировать информацию в масштабируемом формате, и в режиме реального времени вносить правки, настройки, дополнения.

Информационные технологии, в том числе, позволяют улучшить учебный процесс «на дистанции», предоставляя деканатам и преподавательскому составу необходимую базу для проверки знаний и сбора необходимой статистики. Возможность оперировать большими объемами данных, (по всему университету, за несколько лет и так далее) дает возможность для адекватного анализа.

Еще одна технология, которая в период пандемии плотно вошла в жизнь и школьником, и студентов, и учителей - это дистанционное обучение. Несмотря на то, что в этом направлении практические технологии преподавания, контроля над выполнением заданий, особенности коммуникации в рамках больших групп еще не отработаны до идеала, в будущем дистанционное обучение может стать более популярным. В том числе среди обучающихся и преподавателей, которые не могут находиться физически в том или ином городе или ВУЗе.

В настоящее время создание цифровой экономики в Казахстане требует соответствующей ориентации системы образования, подготовки человека, использующего в своей деятельности современные цифровые технологии.

Одной из компетентностей, которую необходимо сформировать у преподавателя нового поколения, является «цифровая компетентность».

Понятие «цифровая грамотность» принято связывать с именем Пола Гилстера, американского писателя и журналиста, в прошлом - профессора университета штата Иллинойс (Чикаго), по образованию инженера в области электроники. Его книга

«Цифровая грамотность» была издана в 1997 году и стала первой в мире монографией, посвященной проблеме цифровой грамотности.

«Интернет требует, чтобы мы воспринимали его как комбинацию традиционных форм медиа». Это неявно предполагает, что цифровая грамотность вбирает в себя медиаграмотность, в том числе умение оперировать различными семиотическими системами, развитое критическое мышление, т.е. умение понимать, интерпретировать, оценивать информацию. Интернет содержит свободно размещаемую информацию, и пользователь должен уметь определять ее надежность и достоверность. «Цифровая грамотность - это умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров». Компьютер включен в некоторую сеть, и пользователь должен принять эту сетевую концепцию как ключевую. Отсюда следует, что пользователь должен постоянно находиться в состоянии коммуникации, общения с другими пользователями [1].

Цифровая грамотность - это расширяющиеся возможности креативных действий. Интернет полон таких возможностей. Существует множество сайтов, на которых можно создавать информацию в разных формах - текстовых, графических, фотографических, аудиальных, аудиовизуальных. В Интернете есть множество бесплатных программ, приложений, баз данных. Грамотный пользователь должен уметь разыскивать их и обращаться к ним.

«Пользователь Интернета постоянно находится в поле гипертекста, возможности быстрой навигации с одного ресурса на другой». Это формирует новые паттерны поведения человека, приемы поиска информации, особенности общения. Это приводит к формированию сетевого мышления, основная черта которого - высокая степень информационно-коммуникационной активности [1].

Цифровая грамотность акцентирует социокоммуникативные аспекты в деятельности человека. Критерии достижения цифровой грамотности:

1. критерии достижения медиаграмотности;

2. навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (информационная грамотность);

3. навыки общения с другими пользователями (коммуникативная компетентность);

4. навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах (креативная компетентность).

Под цифровой компетентностью мы понимаем основанную на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности.

Иными словами, цифровая компетентность - это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ - компетентности, информационной компетентности, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности».

На важность подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования указывает М.П. Лапчик [2], формирования цифровой компетентности педагога в области цифровых технологий - С.М. Гущина [3], на необходимость формирования навыков создания электронного учебника - Н.П. Ячина [4]. Одни ученые утверждают, что при подготовке учителей необходимо формировать цифровые компетенции, так как от них зависит в будущем успешность результатов учащихся.

Другие считают, что необходимо проектировать образовательное пространство вуза и учебная аудитория должна отвечать современным требованиям и запросам цифрового общества. Для подготовки конкурентоспособного педагога необходимо в вузе

продолжить формирование у него цифровых компетенций. А преподаватель университета должен способствовать развитию цифровых компетенций студентов. Но чаще бывает так, что цифровые компетенции профессора отстают от компетенций студентов. Для решения этой проблемы целесообразно вести речь о проектировании образовательного пространства вуза, создании специальной профессионально-ориентированной среды для формирования цифровой компетентности как преподавателя, так и студента. Данная среда должна создаваться в соответствии со следующими принципами: определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование, саморазвитие; опора на субъективный опыт обучаемого, учет его индивидуальных особенностей, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности.

Проблеме формирования цифровых компетенций посвятили свои работы как российские, так и зарубежные ученые. Н.В. Гафурова [5] создала методику обучения информационным технологиям; А.П. Шмакова [6], Е.Л. Федотова [7] указывают на важность информационных технологий в профессиональной деятельности будущего учителя; K. Fross, D. Winnicka-Jaslowska, Sempruch [8] подчеркивают, что деятельность, связанная с использованием сети и новыми формами работы, создает новые функциональные и пространственные отношения и взаимодействия в университетских зданиях.

Таким образом, в настоящее время преподавателю необходимо планировать, организовывать и направлять процесс обучения в соответствии с меняющимися представлениями о готовности обучаемого к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, обеспечивать условия для подготовки к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях, демонстрируя разнообразие применения информационных сред и получаемых базовых знаний. Изучение новых информационных сред дает возможность выявить будущему специалисту достоинства и недостатки этих программ и тем самым определить степень их эффективного использования в практической деятельности.

Список литературы /References

1. Шариков А.В. Теоретические подходы к определению понятия цифровой грамотности. Всероссийская научно-практическая конференция «Интернет и социокультурные трансформации». Москва, 21-22 апреля 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/2015/ isct/presentations/sharikov.pdf/ (дата обращения: 18.05.2021).

2. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учеб. пособие / М.П. Лапчик. М: БИНОМ, 2013. 182 с.

3. Гущина С.М.Формирование цифровой компетентности педагога в области разработки цифровых образовательных ресурсов / С.М. Гущина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=485601/ (дата обращения: 18.05.2021).

4. Yachina N.P. E-Teaching Materials as the Means to Improve Humanities Teaching Proficiency in the Context of Education Informatization / N.P. Yachina, L.A. Valeeva, A.F. Sirazeeva // International Journal of Environmental and Science Education, 2016. Vol. 11. Is. 4. P. 433-442.

5. Гафурова Н.В. Методика обучения информационным технологиям. Практиум: учеб. пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 181 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/catalog. php?bookinfo=441409/ (дата обращения: 18.05.2021).

6. Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий / А.П. Шмакова. М.: ФЛИНТА, 2013. 184 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=462991/ (дата обращения: 18.05.2021).

7. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.Л. Федотова. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 368 с.

8. Fross K. «Student zone» as a new dimension of learning space / K. Fross, D. Winnicka-Jaslowska, A. Sempruch // Case study in Polish conditions (Conference Paper). Advances in Intelligent Systems and Computing Volume, 2018. Vol. 600.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.