УДК 37.08
DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-35-42
Долинина Ирина Геннадьевна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности
ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 29, (342) 219-84-82 e-mail: [email protected]
Хлебникова Марина Анатольевна
заместитель директора
МАОУ ДПО «Центр развития системы образования», Пермь, Россия 61400, г. Пермь, ул. Нефтяников, 50, (342) 226-18-68 e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Irina G. Dolinina
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Safety
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm National Research Polytechnic University», Perm, Russia 614990, Perm, Komsomolsky Prospekt str., 29 e-mail: [email protected]
Marina A. Khlebnikova
Deputy Director
Center for the Development of the Education System, Perm, Russia 614990, Perm, Neftyanikov str., 50 e-mail: [email protected]
RELEVANCE OF THE FORMATION OF COMPETENCE OF INFORMATION SECURITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF REGIONAL MODERNIZATION OF EDUCATION
© Долинина И.Г., Хлебникова М.А., 2020
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что современное российское общество характеризуется радикальными переменами в социальной, политический и экономической жизни, происходящими под влиянием информатизации.
Современная система образования, отражая потребности информационного общества, трансформирует парадигму обучения, переходя от традиционного образования в условиях ограниченности доступа к информационным ресурсам к образовательной деятельности в условиях всеобщей доступности информации.
Научная новизна исследования заключается в научном обосновании и обогащении эффективного комплексного педагогического процесса формирования компетентности информационной безопасности путем разработки теоретических основ, педагогического моделирования, интегрирующего методы активного и интерактивного обучения на основе реализации принципов системного и личностно-деятельного подходов, обеспечивающих установление структуры и организации элементов личности обучающегося.
Ключевые слова: компетентность, информационная безопасность, обучающиеся, регион, модернизация, педагогическое моделирование, индивидуальные уровни, динамика, диссеминация.
Abstract. The relevance of the project is due to the fact that modern Russian society is characterized by radical changes in the social, political and economic life of society, taking place under the influence of informatization.
The modern education system, reflecting the needs of the information society, transforms the learning paradigm, moving from traditional education in conditions of limited access to information resources to educational activities in the context of universal availability of information.
The scientific novelty of the research lies in the scientific substantiation and enrichment of an effective integrated pedagogical process of forming information security competence, through the development of theoretical foundations, pedagogical modeling, integrating methods of active and interactive learning based on the implementation of the principles of systemic and personal-active approaches that ensure the establishment of the structure and organization of personality elements student.
Key words: competence, information security, students, region, modernization, pedagogical modeling, individual levels, dynamics, dissemination.
Актуальность исследования формирования компетентности информационной безопасности обучающихся вытекает из анализа социально-экономических потребностей российского общества в целом и Пермского края в частности.
Существует научная целесообразность разработки и обоснования методологических основ формирования компетентности информационной безопасности обучающихся. Она продиктована внешними по отношению к российскому образованию и внутрисистемными причинами, такими как: 1) радикальные социально-экономические изменения в стране, цифровизация экономики; 2) интенсивное обновление информационной базы содержания образования и необходимость применения адекватных целям информационных ресурсов; 3) усиление потребности в реализации правовых основ в сфере информационной безопасности.
Возрастающая потребность общества и отдельных граждан в обеспечении информационной безопасности определяет социальный аспект актуальности исследования.
В российском образовании активно внедряются образовательные стандарты, ориентированные на требования информационной безопасности обучающихся. Существующее методолого-теоретическое сопровождение данного процесса нередко отражает принципы знаниевой парадигмы образования, что не соответствует представлениям о сущности, характеристиках, эффективных методах формирования нового интегративного результата образования и, соответственно, не обеспечивает необходимый уровень компетентности информационной безопасности обучающихся, что является педагогическим аспектом актуальности исследования.
Формирование методологического обеспечения компетентности информационной безопасности как актуальной цели образования позволяет расставить приоритеты относительно двух важнейших компонентов образования:
- во-первых, развития информационных технологий как базового инструмента процесса непрерывного образования;
- во-вторых, обеспечения информационной безопасности путем моделирования педагогического процесса формирования компетентности и диссеминации полученных научных результатов.
«В системе образования расширяется применение цифровых технологий. Образовательные организации имеют выход в сеть "Интернет" и представлены там на своих сайтах...», - говорится в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», где также подчеркивается, что одним из основных инфраструктурных элементов цифровой экономики является обеспечение информационной безопасности [4].
Методический аспект актуальности исследования обусловлен стоящей перед системой образования задачей формирования компетентности информационной безопасности обучающихся, способных своевременно адаптироваться к изменениям информационных технологий, а также к увеличению потока необходимой информации, умеющих преодолевать возможные опасности путем интеграции специальных знаний, и необходимости обеспечения безопасности как в обычных, так и в нестандартных ситуациях.
Современное общество характеризуется радикальными переменами в социальной, политический и экономической жизни, происходящими под влиянием информатизации. Эти изменения определили необходимость перемен и в системе образования. За последние годы проблемы внедрения и практического использования современных информационных и интернет-технологий, телекоммуникационных и глобальных сетей в организацию учебного процесса и создания образовательной среды все более широко и интенсивно обсуждаются в отечественной и зарубежной научной, научно-методической литературе. При этом отмечается тенденция неуклонного роста объема дистанционного и онлайн-обучения, что требует переосмысления традиционного обучения, нового понимания профессионального развития педагогов. В цифровом мире педагоги должны уметь анализировать различные информационные ресурсы, разрабатывать дистанционные курсы и создавать эффективные учебные среды.
В числе нарастающих проблем - несоответствие современной системы образования обеспечению информационной безопасности обучающихся, новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. Одной из стратегических задач, определенных государственными документами Российской Федерации, является «обеспечение условий защиты от информации, причиняющей вред ... здоровью и психическому развитию» обучающихся [3].
Происходит постоянное увеличение количества разнообразных информационных ресурсов, появляются новые формы и виды электронного взаимодействия, новые технологии, такие как аддитивные и облачные технологии, виртуальная и дополненная реальность, электронное обучение и др. Увеличивающийся объем современной информации и неограниченный доступ к ней всех пользователей создают ситуации неконтролируемого потока информации в сети Интернет, особую информационную среду общества в целом.
На передний план выдвигается новый аспект данной проблемы: осуществление необходимой защиты обучающихся от негативного информационного воздействия, осуществление педагогического контроля в сфере информационной безопасности.
Авторы статьи убеждены, что средствами образования можно направить процессы обеспечения информационной безопасности по пути компетентностного обеспечения, для чего необходимо разработать теоретико-методологические основы и провести экспериментальное апробирование целенаправленного педагогического процесса формирования компетентности информационной безопасности обучающихся.
Компетентность информационной безопасности обучающихся, кроме практических навыков защиты информации, включает опыт ориентации в информационных потоках, а также умение эффективно противодействовать несанкционированному воздействию на личность обучающегося,
прогнозировать возможные угрозы, обеспечивать защиту информации и предотвращать угрозы информационной безопасности в деятельности [7].
Таким образом, исследование предполагает, что одной из приоритетных задач образования должно стать формирование у обучающихся внутренней потребности в саморазвитии и самообразовании по обеспечению информационной безопасности, овладение методами социальной и личной защиты.
Анализ современного состояния исследований в данной области детерминирован тем, что в конце XX в. сформулирована концепция цифровой экономики, которая затрагивает многие аспекты жизни человека, в том числе и образование. Как мы уже говорили выше, в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» подчеркивается важность обеспечения информационной безопасности, являющейся одним из основных инфраструктурных элементов цифровой экономики [4].
Формирование компетентности информационной безопасности обучающихся является задачей государственного значения и регламентировано в ряде документов об образовании.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» определил важные ориентиры развития образования в вопросах реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Во-первых, образовательные организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Во-вторых, при использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации «должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся». В-третьих, образовательная организация должна обеспечить информационную безопасность и защиту персональных сведений участников образовательных отношений [5].
Важнейшей компетентностью, которую необходимо сформировать у обучающихся, является цифровая компетентность. «Цифровая компетентность», основанная на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) -способность уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в образовательном процессе (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера) [8]. Эта компетентность основана на высоком уровне владения управлением информацией (компетентностью информационной безопасности) и на высоком уровне владения цифровой техникой [10].
Принципиально новым в данном подходе является учет исследователями мотивационной и ценностной сфер личности. В структуре цифровой компетентности выделяются четыре компонента: знания; умения; навыки; мотивация и ответственность (в том числе и безопасность).
В центре исследований, проводимых по проблеме формирования цифровых компетенций, находятся следующие вопросы:
- методика обучения информационным технологиям педагогов (Н.В. Гафурова) [1];
- информационные технологии в профессиональной деятельности будущего учителя (А.П. Шмакова, Е.Л. Федотова) [6, 9];
- использование Сети и новые формы работы, новые функциональные и пространственные отношения и взаимодействия в университете (К. Fross, Б. Winnicka-Jaslowska, Sempruch) [12];
- использование смартфонов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (М. СаМ^к, S. Odluyurt) [11].
На данном этапе исследования рассматриваем цифровую компетентность как элемент компетентности информационной безопасности, которая должна быть связана с адекватной оценкой рисков и угроз Интернета. Естественный характер формирования компетентности информационной безопасности понимается как философско-педагогический принцип, которым необходимо руководствоваться педагогам при формировании безопасной информационной образовательной среды в профессиональной деятельности.
В 2013 г. разработана и принята Государственная программа Пермского края «Развитие информационного общества», в которую внесены изменения и дополнения 15 апреля 2020 г.
Целями программы являются: повышение качества жизни и социальной защищенности населения Пермского края за счет использования информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности и качества предоставления услуг и исполнения функций; повышение эффективности и прозрачности управления в Пермском крае; развитие цифровой экономики Пермского края.
Среди поставленных задач программы: «создание современной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение предоставления на ее основе услуг, организация защиты информации, обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и информационных технологий, в том числе в рамках реализации регионального проекта "Информационная безопасность (Пермский край)", соглашений о реализации региональных проектов» [2].
Задачи увеличения «количества квалифицированных кадров для сферы информационно-коммуникационных технологий и повышения качества их подготовки, формирования цифровых навыков и ИТ-компетенций, развития прорывных и перспективных сквозных технологий и цифровых платформ» ориентированы только на специалистов данной сферы и не носят всеобщего
образовательного характера, несмотря на то, что участником программы является Министерство образования и науки Пермского края.
Ведущие вузы Пермского края осуществляют обучение по направлению подготовки «Информационная безопасность» по 8 программам обучения в 2020 г., однако эта подготовка относительно не многочисленных специалистов не решает общую проблему формирования информационной безопасности обучающихся.
Данная проблема требует создания обоснованной методологической базы, правовых, методических и организационных механизмов для обеспечения информационной безопасности всех участников образовательного процесса.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что проведенные исследования по данному направлению не восполняют в достаточной мере поставленных государственных и социальных задач, необходимо оперативное методологическое восполнение и экспериментальная проверка теоретических представлений. Значимость исследования состоит в том, что на основе комплекса научных подходов к проблеме будут рассмотрены особенности формирования компетентности информационной безопасности, определены условия эффективности, выявлены критерии динамики становления личности обучающихся.
Список литературы
1. Гафурова Н.В., Чурилова Е.Ю. Методика обучения информационным технологиям. Практикум [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Сибир. федерал. ун-т. - Красноярск, 2011. - 181 с. - URL: http ://znanium.com/catalog .php?bookinfo=441409
2. Государственная программа Пермского края «Развитие информационного общества», утв. постановлением Правительства Пермского края от 25 сентября 2013 г. № 1270-п [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/911543777 (дата обращения: 13.10.2020).
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 09.12.2018).
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 08.12.2018).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г. с изменениями 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 08.12.2018). - Ст. 16.
6. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с. - (Профессиональное образование). - URL: http ://znanium.com/catalog .php?bookinfo=4847 51
7. Хлебникова М.А., Долинина И.Г. Модель формирования компетентности информационной безопасности педагогов в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN320.pdf
8. Цифровая компетентность подростков и родителей / Г.У Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова // Результаты Всероссийского исследования. - М.: Фонд развития Интернет, 2013. - 144 с.
9. Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс]. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 184 с. - URL: http ://znanium.com/catalog .php?bookinfo=462991
10. Ячина Н.П., Фернандез О.Г.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве // Вестник ВГУ: Проблемы высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 136-138.
11. Cattik M., Odluyurt S. The effectiveness of the smart boardbasedsmall-group graduated guidance instruction ondigital gaming and observational learning skills of childrenwith autism spectrum disorder // Turkish Online Journal of Educational Technology Volume. - 2017. - Vol. 16, Issue 4, October. - P. 84-102.
12. Fross K., Winnicka-Jaslowska D., Sempruch A. «Student zone» as a new dimension oflearning space // Case study in Polish conditions (ConferencePaper). Advances in Intelligent Systems and ComputingVolume. - 2018. - Vol. 600. - P. 7783 (AHFE2017 International Conference on Human Factors, SustainableUrban Planning and Infrastructure, 2017). (LosAngeles; United States; 17 July 2017 до 21 July 2017; Код 193329).