ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378; 37.02
М. Д. Даммер
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физики и методики обучения физике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»), г. Челябинск
E-mail: dammermd@yand^c.ru
Manana D. Dammer Dr.Sc. (Education), Professor, the Chair of Physics and Methodics of Physics Teaching, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian-Pedagogical University", Chelyabinsk, Russia
М. Г. Ковтунович
Кандидат педагогических наук, доцент, специалист учебно-методического духовной образовательной организации высшего образования Русской Православной Церкви «Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (РО ДОО ВО ОЦАД им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), г. Москва E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕМ ФИЗИКИ К РАЗВИТИЮ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Цифровая трансформация образования ставит новые задачи в сфере подготовки будущих учителей, в том числе учителей физики. Основу цифровой компетентности учителя составляют цифровые навыки, которые проявляются, в частности, в умении применять электронные образовательные ресурсы: обучающие программы, тренажеры, компьютерные модели и др., а также комплекс таких средств — виртуальные обучающие среды. Подготовка будущего учителя физики к развитию способов познавательной деятельности обучающихся должна учитывать факторы, определяющие подходы к формированию цифровых навыков учителя, умений применять электронные образовательные ресурсы в профессиональной деятельности. Авторы статьи представляют опыт разработки содержания подготовки будущих учителей физики к развитию учебно-познавательной деятельности школьников в виртуальной обучающей среде, основанный на современных представлениях о развитии образования.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, цифровой образовательный ресурс, цифровые навыки учителя, способы познавательной деятельности обучающихся, виртуальная обучающая среда.
Как цитировать статью: Даммер Н. Д., Ковтунович М. Г., Леонова Е. А. Подготовка будущих учителей физики к развитию способов познавательной деятельности обучающихся в виртуальной обучающей среде // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 30-45.
Введение
В настоящее время развитие цифровой экономики в России привело к необходимости цифровой трансформации всех аспектов деятельности человека, включая образование. Считается, что процесс информатизации образования, начавшийся в 90-х гг. прошлого столетия, решил поставленные перед ним задачи. Новые возможности компьютерной техники позволяют решать и новые задачи в сфере образования. Сетевые среды, искусственный интеллект, обработка больших данных выводят систему образования на новый уровень. Существуют разные точки зрения на то, как соотносятся информатизация и цифровизация образования [5]. Мы также считаем, что это поколения в развитии системы образования. Следовательно, необходимо рассматривать современный этап с точки зрения преемственности всех наработок, сделанных в условиях информатизации. Однако при этом следует учитывать новые требования.
В условиях цифрового мира, чтобы обеспечить выполнение производственных и иных функций, сам человек и способы взаимодействия его с миром должны поменяться [3]. В условиях цифровой экономики значимыми становятся такие характеристики, как «цифровая компетентность», «цифровая грамотность», «цифровые навыки».
«Цифровая компетентность» для студентов педагогического вуза, в частности для будущих учителей физики, включает в себя не только уверенное пользование компьютером, планшетом, мобильным телефоном и интерактивной доской. Сюда входит также понимание общей структуры цифровых компьютерных устройств, физической сущности заложенных в них процессов, высокий уровень владения управлением информацией через цифровую технику и мастерство владения самой этой техникой. Кроме того, будущему
Marina G. Kovtunovich
PhD (Education), Associate Professor, Religious Organization — Higher Theological Educational Organization of the Russian Orthodox Church "Saints Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies", Moscow, Russia
Е. А. Леонова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»), г. Челябинск
Elena A. Leonova
PhD (Education), Associate Professor the Chair of Informatics, Informatin Technologies and Informatics Teaching Methodics, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
учителю физики необходимы базовые навыки владения программированием, умением создавать собственные программные продукты для обеспечения образовательного процесса, а также понимание высокого потенциала новых компьютерных (цифровых) технологий для собственной инновационной деятельности и творческой деятельности учащихся.
Формированию цифровых компетенций, в том числе у будущих учителей физики, посвящены многие работы как отечественных, так и зарубежных исследователей [8; 9; 12]. Так, Р. В. Майер провел исследование математических моделей дидактических систем на компьютере [4]. Ж. Аллио [7] поднимает вопросы компьютеризации школ, при этом приводит описание обучающих программ, которые могут использоваться школьниками для самостоятельной работы дома. Интересна идея B. Kurshan по созданию «глобального класса», основанная на развитии телекоммуникационных сетей [10]. Педагогические возможности такого подхода огромны. Московское правительство внедряет подобную технологию в московские школы.
В своем исследовании мы, в теоретическом плане, во многом опираемся на недавнее исследование, предпринятое В. П. Куприяновским, В. А. Сухомлиным, А. П. Добрыниным и др. [3]. Полемизируя и во многом соглашаясь с ними, мы будем пользоваться терминологией, представленной в данной статье. В обсуждаемой работе отмечается, что термин «навыки» получил международное признание, и авторы определяют три направления развития новых цифровых навыков: общие ИКТ-навыки, профессиональные ИКТ-навыки, комплементарные ИКТ-навыки (ИКТ — информационно-коммуникационные технологии).
Распространение цифровых технологий вызывает повышение спроса на общие и дополнительные ИКТ-навыки. Современное производство основано на все более усложняющейся и быстро обновляющейся информации. Это требует от работающих в современной цифровой экономике умения создавать и обрабатывать сложную информацию, а также навыков оперативного планирования. Такое умение и необходимые навыки невозможны без внедрения в процесс обучения, тем более педагогов, технологий, призванных развивать критическое, системное, научное мышление.
Постановка проблемы
ФГОС высшего образования по направлению «Педагогическое образование» определяет перечень универсальных и профессиональных компетенций, формируемых у будущих педагогов в дисциплинах базовой
и вариативной частей учебного плана. Для подготовки педагога нового поколения необходимо в образовательной программе предусмотреть формирование у него цифровых навыков, учитывая их комплексный характер.
Особенности формирования цифровых навыков справедливы и для системы общего образования. Современный урок, как правило, проводится с применением электронных образовательных ресурсов: обучающие программы, тренажеры, компьютерные модели и др. Комплекс таких средств — составляющие виртуальной обучающей среды. Развитие цифровых технологий способствует достаточно быстрым темпам совершенствования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), а значит, обучающей среды.
Вопросы исследования
Виртуальная обучающая среда Обучение в виртуальной обучающей среде имеет большие дидактические возможности. «Включение в процесс обучения виртуальных физических демонстраций и интерактивных лабораторных работ, электронных презентаций и видеоматериалов, компьютерных анимаций и статичных изображений обеспечивает улучшенное восприятие учебной информации учащимися» [1].
Физический эксперимент является в методологии преподавания физики основополагающим. В основе его лежит не только поисковый метод. Он также строится на проблемном обучении и направлен не только на получение знаний о физических законах, но и на развитие системного естественнонаучного мышления и миропонимания. При этом обучающая среда может быть усилена цифровыми технологиями, то есть переходом из традиционной образовательной среды в виртуальную.
Эффективность учебного занятия зависит от определенных свойств обучающей виртуальной среды. Отметим некоторые важные свойства, которые, по нашему мнению [1], нужно учитывать при проектировании виртуальных учебных сред:
- избыточность виртуальной среды обеспечивает так же, как и при столкновении с реальной физической окружающей средой, множество связей, среди которых необходимо выделить те, которые относятся непосредственно к рассматриваемому физическому объекту или явлению;
- доступность когнитивному опыту субъекта соответствует его познавательным возможностям при контактах человека с виртуальной средой;
- виртуальная обучающая среда весьма насыщена. Эта насыщенность проявляется в наполненности ее учебными ресурсами, связанными с вовлечением обучающегося в учебную деятельность, представленную как смоделированными (искусственными), так и реальными физическими объектами;
- мотивационность виртуальной среды характеризуется тем, что предоставляет такие возможности и механизмы воздействия на ученика, которые не только моделируют его познавательную активность, но и развивают глубокий познавательный интерес, глубоко погружая в учебную деятельность;
- иммерсивность, создающая эффект присутствия или погружения в нее;
- интерактивность, присущая виртуальной образовательной среде, позволяет ученику самостоятельно управлять физическим экспериментом, изменяя или выбирая параметры системы.
Свойства виртуальной обучающейся среды, которые мы указали выше, не только отображают особенности ее функционирования, но и характеризуют ее как самоорганизующуюся систему.
Направления развития виртуальной обучающей среды связаны, мы считаем, с развитием таких свойств, как иммерсивность и интерактивность.
Иммерсивность, погруженность обучающегося в виртуальный мир имеет огромные возможности для познания, так как обучающийся, погружаясь в образовательную среду и взаимодействуя с ней, воспринимает себя включенным в нее, диалогизируя с ней, действуя в ней таким образом, что не отвлекается на внешние стимулы, включая свои внутренние механизмы. При этом такое погружение обучающегося требует также дополнительного изучения со стороны психологической науки и учета ее рекомендаций, чтобы ученик не переступил ту грань, при которой он не может отличить виртуальный мир от мира физической реальности.
Интерактивность, которую мы охарактеризовали выше как предоставляемую ученику возможность самостоятельно управлять физическим экспериментом, изменяя или выбирая параметры системы, управляется таким инструментом системы, как игрофикация виртуальной среды. Уже
из названия инструмента вытекает, что он заключается в разработке и внедрении в виртуальную обучающую среду игровых методик, которые, несомненно, повышают как познавательный интерес обучающегося, так и его мотивацию к обучению и получению новых знаний.
Кроме того, виртуальная среда дает возможность использовать моделирование физических процессов как способ учебной деятельности и метод познания физической реальности. Моделирование направлено на развитие таких процессов мыслительной деятельности, как абстрагирование и конкретизация, которые являются неотъемлемыми свойствами развитого теоретического мышления [2].
Цель исследования
Таким образом, целью нашего исследования явилось: проектирование содержания подготовки будущих учителей физики к развитию учебно-познавательной деятельности школьников в виртуальной обучающей среде.
При этом мы предполагаем, что необходимо учитывать следующие факторы:
- формируемые цифровые навыки будущего педагога должны учитывать динамичность способов деятельности педагога в условиях цифровой трансформации образования;
- использование электронных образовательных ресурсов основывается на теории формирования научных понятий в процессе обучения;
- развитие виртуальной обучающей среды связано, прежде всего, с развитием таких ее свойств, как иммерсивность и интерактивность;
- становление будущего педагога невозможно без погружения его в научную среду и формирования его научного мышления.
Для достижения данной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Включение в учебный план подготовки учителей физики дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании» (вариативная часть) и разработка ее содержания, учитывающая все вышеперечисленные факторы.
2. Проведение педагогического эксперимента для определения влияния разработанного курса на уровень сформированности цифровых навыков у студентов.
Методы исследования
Для решения задачи 1 мы использовали следующие научно-исследовательские методы: анализ педагогической и методической литературы; моделирование различных подходов и педагогических ситуаций; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез современных подходов к формированию цифровых навыков студентов и осмыслению собственного опыта; конструирование нового содержания обучения.
Для решения задачи 2: экспериментальное обучение, педагогическое тестирование, анализ продуктов деятельности (пооперационный анализ работ учащихся), методы математической статистики.
Нами было проведено исследование в форме педагогического тестирования, в процессе которого были опрошены 32 студента, будущие учителя физики, обучающиеся в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете по направлению «Педагогическое образование», программам бакалавриата «Физика. Математика» и «Физика. Английский язык».
Результаты
Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании» относится к вариативной части образовательной программы, изучается в седьмом семестре, трудоемкость дисциплины — 4 зачетных единицы. Для изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании» необходимы компетенции, сформированные в следующих дисциплинах образовательной программы: физика, информатика, педагогика, психология, методика обучения и воспитания.
В содержании дисциплины выделены два раздела: «Методика формирования понятий в школьном курсе физики» и «Информационные и коммуникационные технологии в обучении физике в школе».
Конкретизированные цели освоения первого раздела дисциплины реализуются с помощью компетентностно-ориентированных заданий и кейс-задач:
- составление характеристик понятий различного уровня общности;
- составление схемы обобщения и конкретизации различных физических понятий;
- анализ определений понятий в различных учебниках физики;
- составление заданий для самостоятельной работы учащихся на
различных этапах формирования понятий (изучение и уточнение существенных признаков понятия, сравнение и отграничение понятий, классификация понятий, установление связей и отношений между ними и др.).
В разделе 2 — «Информационные и коммуникационные технологии в обучении физике в школе» — рассматриваются на теоретическом уровне:
- информационные и коммуникационные технологии в обучении физике в школе;
- электронные приложения к школьным учебникам физики;
- компьютерный эксперимент по физике;
- компьютерное сопровождение самостоятельной работы учащихся по физике;
- учебно-методический комплект обучения теме школьного курса физики.
Тематика практических занятий включает:
- анализ цифрового образовательного ресурса по физике;
- анализ электронного приложения к школьному учебнику физики;
- разработку цифровых заданий для самостоятельной работы учащихся на различных этапах формирования физических понятий;
- разработку учебно-методического комплекта по определенной теме школьного курса физики;
- уточнение и подготовку к защите учебно-методического комплекта по определенной теме школьного курса физики.
Представим здесь план занятия по теме «Анализ цифрового образовательного ресурса по физике»:
1. Выбор цифрового образовательного ресурса.
2. Проведение анализа цифрового ресурса по заданной схеме.
3. Составление презентации по результатам анализа.
4. Доклад и защита результатов анализа выбранного цифрового образовательного ресурса по физике.
Практическое занятие «Разработка цифровых заданий для самостоятельной работы учащихся на различных этапах формирования физических понятий» предполагает следующий план:
1. Разработка цифровых заданий для самостоятельной работы учащихся на этапе первоначального знакомства с понятием.
2. Разработка цифровых заданий по варьированию несущественных признаков понятия и выделению существенных.
3. Разработка цифровых заданий на сравнение и разграничение понятий.
4. Разработка цифровых заданий для самостоятельной работы учащихся на этапе применения понятий в стандартных и нестандартных ситуациях.
5. Разработка цифровых заданий для самостоятельной работы учащихся на этапе систематизации и обобщения знаний о физическом понятии.
На практических занятиях учащиеся выполняют следующие типы заданий:
- анализ литературы и подготовка краткого описания основных понятий курса: информационные технологии обучения, программные средства, используемые в учебном процессе, их классификация;
- поиск и анализ цифрового ресурса определенного вида;
- отбор и/или разработка цифровых ресурсов различного вида по теме, предложенной преподавателем;
- самостоятельное изучение темы «Педагогическое проектирование учебных материалов по физике в школе»;
- разработка системы натурного и компьютерного эксперимента по теме;
- описание способа создания проблемной ситуации и методики ее разрешения с помощью компьютерного эксперимента.
Планируемые результаты освоения данного раздела:
- знание видов цифровых образовательных ресурсов по физике и приемов их использования на занятиях;
- умение отбирать и/или самостоятельно проектировать, а также использовать цифровые образовательные ресурсы в процессе формирования физических понятий у учащихся школы;
- владение приемами использования цифровых учебных материалов на учебном занятии.
Обучение дисциплине проходило на основе технологии продуктивного обучения. Результатом такого обучения является разработанный студентом образовательный продукт, имеющий объективную ценность и значимый в его будущей профессиональной деятельности. Продуктивное обучение меняет роль педагога, характер занятий. Преобладают индивидуальные консультации и групповые обсуждения. Учебный материал включен в содержание занятий и осваивается в процессе работы над проектом. Проекты
индивидуальные и по данной дисциплине представляют собой учебно-методический комплект по определенной теме школьного курса физики.
Тестирование студентов на предмет владения приемами использования цифровых учебных материалов по физике
Выявление уровня сформированности у студентов навыков использования цифровых образовательных ресурсов на уроках осуществляется с помощью тестовых заданий, а также кейс-задачи. Приведем примеры.
Задание 1. Посмотрите видеоролик «Сообщающиеся мыльные пузыри» [6]. Выберите тип урока, соответствующий дидактическим возможностям ролика, если он представляет собой видеозадачу на объяснение физического явления.
A. Урок изучения нового материала.
B. Урок закрепления и совершенствования знаний и умений.
C. Урок решения задач.
Б. Урок повторения и систематизации знаний.
Задание 2. Посмотрите видеоролик «Сообщающиеся мыльные пузыри». Выберите тип урока, соответствующий дидактическим возможностям ролика, если он используется для постановки проблемы перед изучением темы «Поверхностное натяжение жидкости».
A. Урок изучения нового материала.
B. Урок закрепления и совершенствования знаний и умений.
C. Урок решения задач.
Б. Урок повторения и систематизации знаний.
Задание 3. Соотнесите представленную ниже гипотезу, высказываемую при разрешении проблемной ситуации на основе видеоролика «Сообщающиеся мыльные пузыри», с уровнем проблемности.
Учитель предполагает, что причиной такого странного поведения пузырей является сила, действующая на свободную поверхность жидкости. Она, в свою очередь, может зависеть от рода жидкости и площади ее свободной поверхности.
Задание 4. Соотнесите представленную ниже гипотезу, высказываемую при разрешении проблемной ситуации на основе видеоролика «Сообщающиеся мыльные пузыри», с уровнем проблемности.
Поскольку отличие между сообщающимися мыльными пузырями и сообщающимися воздушными шарами заключается только в их оболочке, «странное» поведение мыльных пузырей должно быть связано
именно с мыльной пленкой. Сокращение поверхности мыльной пленки говорит о ее «напряженном» состоянии, т.е. о действии некоторой силы. Следовательно, проблема состоит в исследовании силы, действующей на поверхность мыльного раствора или других жидкостей. Скорее всего, она зависит от площади свободной поверхности и рода жидкости.
A. Учитель выдвигает проблему и сам же предлагает ее решение.
B. Учитель выдвигает проблему, а ученики находят ее решение.
С Ученики самостоятельно выдвигают проблему и находят ее решение.
Задание 5. Укажите причины, побуждающие учителей физики использовать цифровой образовательный ресурс.
A. Совершенствование процесса обучения физике, повышение уровня профессиональной культуры, переход от роли учителя-транслятора к роли учителя-тьютора.
B. Плохое обеспечение школ учебниками, слабое оснащение физической лаборатории.
С Возможность проведения уроков физики в кабинете информатики, невозможность использования наглядных пособий на печатной основе.
D. Оказание поддержки слабым по физике, но хорошо владеющим компьютером ученикам.
Кейс-задача
В 8-м классе проводилась контрольная работа, целью которой было определение сформированности у учащихся умения описывать физи-ч еское явление на основе обобщенногоплана ответа. В работах рассматривались явления коолеации и геплопооводнлоти (по вариантам).
Результаты анализа работы наглядно приведены на Рис. 1.
Рис. 1. Результаты пооперационного анализа работ учащихся
Описание операций: Признаки — описал внешние признаки явления; Условия — описал условия протекания явления; Сущность — объяснил сущность явления; Определение — дал определение явления; Факторы — описал связь данного явления с другими; Применение — описал применение явления на практике; Защита — привел примеры вредного воздействия явления и способов защиты от него. К — коэффициент полноты сфор-мированности умения.
Студентам были предложены задания для анализа результатов контрольной работы.
Задание 6. Используя диаграмму, определите, чему равен коэффициент полноты сформированности умения описывать физическое явление на основе обобщенного плана ответа.
Задание 7. Какие две операции сформированы у учащихся хуже всего?
Задание 8. Какая операция сформирована у учащихся лучше всего?
Задание 9. Для какой операции при описании явления конвекции коэффициент полноты ее выполнения равен 0,28?
Задание 10. Определите, какое количество учащихся писали контрольную работу по теме «теплопроводность», если количество учащихся, верно описавших вредное воздействие явления теплопроводности и способы защиты от него, равно 4.
Задание 11. Установите соответствие между пунктами плана обобщенного характера и их раскрытием для явления «конвекция».
Анализ результатов исследования
Для подтверждения значимости предлагаемых подходов был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 4-го курса в 2018-м и 2019 гг. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальная группа студентов изучила курс «Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании» в 2018 г., в контрольной группе методическая и информационная подготовка студентов осуществлялась только на дисциплинах профессионального цикла. Студентам обеих групп были предложены одинаковые задания по тестированию на предмет владения приемами использования цифровых учебных материалов по физике, содержание теста приведено выше.
1,20
т О 2£
1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 0,00
ш
1
1
■ Контр. Эксп.
123456789 10 11 Номер задания теста
Рис.2. Результатыпедагогическоготестирования студентов экспериментальной и контрольной групп
На Рис. 2 представлены результаты педагогического тестирования студентов. Анализ диаграммы показывает, что студенты эксперимен-тальнойгруппы в целомлучшевыполнилизадания теста,показавболее высокий уровень владения методическими умениями по применению цифровых образовательных ресурсов в своей деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что успешность выполнения отдельных заданий студентами экспериментальной и контрольной групп в некоторой степени коррелировали друг с другом, т.е. студенты двух групп одинаково хорошо или одинаково плохо справились с одними и теми же заданиями. Можно сказать, что «форма экспериментальной кривой» в обеих группах одинаковая. Здесь уже роль сыграла специфика отдельных заданий. Так, например, студенты справились с заданиями №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9 лучше, чем с остальными. Они соотнесли дидактические возможности просмотренного видеоролика с типами уроков. Однако полнота ответов студентов контрольной группы оказалась ниже допустимого уровня. Аналогичная ситуация сложилась с пятым заданием, отражающим целесообразность использования цифровых ресурсов. В заданиях №№ 6-9 надо было просто сделать отсчет по оси диаграммы, и студенты с этим справились. Но одинаково трудными оказались для
студентов обеих групп вопросы, связанные с проблемным обучением (№№ 3, 4). Следует отметить, что методика проблемного обучения физике традиционно вызывает затруднения у студентов самого разного уровня подготовки. Например, на Всероссийской олимпиаде по теории и методике обучения физике, в которой участвуют лучшие студенты страны, проблемное обучение всегда вызывает затруднения у студентов как в способах постановки проблемы, так и способах ее разрешения.
Качество выполнения десятого и одиннадцатого заданий теста говорит о недостаточном уровне владения методикой поэлементного и пооперационного анализа работ учащихся. Но и здесь студенты экспериментальной группы отличились в лучшую сторону. А дальнейшее развитие данного умения предполагается при выполнении выпускной квалификационной работы.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что реализованная нами в содержании дисциплины по выбору «Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании» стратегия методической подготовки будущего учителя физики себя оправдала. Уместным оказалась и технология продуктивного обучения, реализуемая на занятиях. После завершения курса у каждого студента был разработанный им учебно-методический комплект по определенной теме школьного курса физики, содержащий систему цифровых ресурсов и заданий к ним по формированию физических понятий, работе с компьютерной моделью физического явления, выполнению виртуальной лабораторной работы и др.
Статья выполнена в рамках научных проектов «Технология продуктивного обучения в методической подготовке будущего учителя физики» и «Теоретические и практические аспекты формирования цифровых навыков педагога в условиях цифровизации образования» Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности научного центра Российской академии образования на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы.
Литература
1. Даммер М. Д., Рогозин С. А., Шамаева Т. Н. Задания в тестовой форме как средство диагностики методической литературы будущего учителя физики: монография. Челябинск: Центр научного сотрудничества, 2013. 118 с.
2. Ковтунович М. Г. Реализация принципа системной дифференциации в обучении физике через моделирование физических процессов // Теория развития: дифференционно-интегратив-ная парадигма / сост. Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 143-154.
3. Куприяновский В. П., Сухомлин В. А., Добрынин и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5, № 1. С. 19-25.
4. Майер Р. В. Исследование математических моделей дидактических систем на компьютере: монография. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2018 [Электронный ресурс]. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). URL: http://maier-rv.glazov.net/Mayer_monograph2018.pdf (дата обращения: 14.01.2020).
5. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.
6. Сообщающиеся мыльные пузыри // Вся физика: научно-образовательный проект [Электронный ресурс]. URL: http://sfiz.ru/video/videokolmol/soobschajuschiesja_mylnye_puzyri (дата обращения: 14.01.2020).
7. Alliot J. L'ordinateur nouveau est annonce // Lemonde de l'Education. 1991. No. 182. P. 52-55.
8. Fross, K., Winnicka-Jastowska D., Sempruch A. «Student zone» as a new dimension of learning space. Case study in Polish conditions // Advances in Intelligent Systems and Computing Volume. 2018. Vol. 600. P. 77-83.
9. Hsiang-Chuan L., Wen-Pei S. Computer, Intelligent Computing and Education Technology. 2014. 1510 p. // KodGes.ru: библиотека книг [Электронный ресурс]. URL: http://www.kodges.ru/ komp/seti/245224-computer-intelligent-computing-and-education-technology.html (дата обращения: 14.01.2020).
10. Kurshan B. Creating the Global Classroom for the 21st Centuary // Educational Technology. 1991. № 4. P. 47-51.
11. Sgurev V., Piuri V. Learning Systems: From Theory to Practice. 2018. 310 p. // KodGes.ru: библиотека книг [Электронный ресурс]. URL: http://www.kodges.ru/komp/program/374755-learningsystems-from-theory-to-practice.html (дата обращения: 14.01.2020).
PREPARING FUTURE PHYSICS TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY METHODS OF STUDENTS IN A VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT
Digital transformation of education poses new challenges in the preparation of future teachers, including teachers of physics. The basis of digital competence of teachers is digital skills, which are manifested in particular in the ability to apply electronic educational resources: training programs, simulators, computer models, etc., as well as a set of such tools — virtual learning environments. The preparation of a future physics teacher for the management of students' cognitive activity should take into account the factors that determine the approaches to the formation of digital skills of a teacher, the ability to apply electronic educational resources in professional activities. The authors of the article present the experience of developing the content of training future physics teachers to manage learning and cognitive activity in a virtual learning environment which is based on modern ideas about the development of education.
Keywords: e-learning resources, digital educational resource, digital skills of a teacher, ways of cognitive activity of students, virtual learning environment.
References
• Alliot J. L'ordinateur nouveau est annonce // Lemonde de l'Education. 1991. No. 182. P. 52-55.
• Dammer M. D., Rogozin S. A., Shamaeva T. N. Zadaniya v testovoj forme kak sredstvo diagnostiki metodicheskoj literatury budushchego uchitelya fiziki: monografiya. Chelyabinsk: Centr nauchnogo sotrudnichestva, 2013. 118 s. [In Rus]
• Fross, K., Winnicka-Jastowska D., Sempruch A. «Student zone» as a new dimension of learning space. Case study in Polish conditions // Advances in Intelligent Systems and Computing Volume. 2018. Vol. 600. P. 77-83.
• Hsiang-Chuan L., Wen-Pei S. Computer, Intelligent Computing and Education Technology. 2014. 1510 p. // KodGes.ru: biblioteka knig [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kodges.ru/komp/seti/245224-computer-intelligent-computing-and-education-technology.html (data obrashcheniya: 14.01.2020).
• Kovtunovich M. G. Realizaciya principa sistemnoj differenciacii v obuchenii fizike cherez mode-lirovanie fizicheskih processov // Teoriya razvitiya: differencionno-integrativnaya paradigma / sost. N. I. Chuprikova, A. D. Koshelev. M.: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2011. S. 143-154. [In Rus]
• Kupriyanovskij V. P., Suhomlin V. A., Dobrynin i dr. Navyki v cifrovoj ekonomike i vyzovy sistemy obrazovaniya // International Journal of Open Information Technologies. 2017. T. 5, № 1. S. 19-25. [In Rus]
• Kurshan B. Creating the Global Classroom for the 21st Centuary // Educational Technology. 1991. № 4. P. 47-51.
• Majer R. V. Issledovanie matematicheskih modelej didakticheskih sistem na komp'yutere: monografiya. Glazov: Glazov. gos. ped. in-t, 2018 [Elektronnyj resurs]. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM). URL: http://maier-rv.glazov.net/Mayer_monograph2018.pdf (data obrashcheniya: 14.01.2020). [In Rus]
• Nikulina T. V., Starichenko E. B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravlenie // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. № 8. S. 107-113. [In Rus]
• Soobshchayushchiesya myl'nye puzyri // Vsya fizika: nauchno-obrazovatel'nyj proekt [Elektronnyj resurs]. URL: http://sfiz.ru/video/videokolmol/soobschajuschiesja_mylnye_puzyri (data obrashcheniya: 14.01.2020). [In Rus]
• Sgurev V., Piuri V. Learning Systems: From Theory to Practice. 2018. 310 p. // KodGes.ru: biblioteka knig [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kodges.ru/komp/program/374755-learningsystems-from-theory-to-practice.html (data obrashcheniya: 14.01.2020).