Научная статья на тему 'О роли цифровых образовательных ресурсов в обучении современных школьников'

О роли цифровых образовательных ресурсов в обучении современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1457
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / "ЖЕСТКИЕ" И "МЯГКИЕ" НАВЫКИ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / DIDACTIC AND ERGONOMIC REQUIREMENTS / "HARD" AND "SOFT" SKILLS / CLIP THINKING / EDUCATIONAL PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухих Татьяна Юрьевна, Глухих Максим Валериевич, Малышева Елена Николаевна

В статье рассматриваются особенности освоения знаний современными подростками, как одна их причин кризиса школьного естественнонаучного образования в условиях развития цифровых технологий. На основе психолого-педагогических и эргономических требований сделан обзор цифровых образовательных ресурсов и их классификация по полноте решаемых дидактических задач. В качестве примера приведена характеристика шести прикладных программных продуктов. Авторы подчеркивают целесообразность использования цифровых ресурсов как средства для повышения эффективности учебного процесса и развития будущих «жестких» и «мягких» навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухих Татьяна Юрьевна, Глухих Максим Валериевич, Малышева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of digital educational resources in teaching modern schoolchildren

The article discusses the features of knowledge development by modern adolescents, as one of the causes of the crisis of school science education in terms of development of digital technologies. On the basis of psycho-pedagogical and ergonomic requirements, an overview of digital educational resources is made and their classification according to the fullness of didactic problems solved. The characteristic of six applied software products is given as an example. The authors emphasize the appropriateness of using digital resources as a means to improve the effectiveness of the educational process and development of future “hard” and “soft” skills.

Текст научной работы на тему «О роли цифровых образовательных ресурсов в обучении современных школьников»

О роли цифровых образовательных ресурсов в обучении современных школьников

Глухих Татьяна Юрьевна

студент, Тюменский государственный университет, [email protected]

Глухих Максим Валериевич

студент, Тюменский государственный университет, [email protected]

Малышева Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Тюменский государственный университет, [email protected]

В статье рассматриваются особенности освоения знаний современными подростками, как одна их причин кризиса школьного естественнонаучного образования в условиях развития цифровых технологий. На основе психолого-педагогических и эргономических требований сделан обзор цифровых образовательных ресурсов и их классификация по полноте решаемых дидактических задач. В качестве примера приведена характеристика шести прикладных программных продуктов. Авторы подчеркивают целесообразность использования цифровых ресурсов как средства для повышения эффективности учебного процесса и развития будущих «жестких» и «мягких» навыков. Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, дидактические и эргономические требования, «жесткие» и «мягкие» навыки, клиповое мышление, образовательный портал.

о

Е

СП

о

Естественнонаучные дисциплины являются одними из самых сложных для изучения предметных областей в школе. Их освоение связано не только с формированием широкого объема знаний обо всей окружающей действительности, но и развитием научного стиля мышления, основанного на применении закономерностей диалектической логики. Однако именно эти предметы с годами все чаще выбираются школьниками в качестве выпускных государственных экзаменов. В чем причина такого явления?

Современный мир диктует свои условия и требования. Рынок труда остро нуждается в грамотных инженерных кадрах. Они получают хорошую заработную плату и имеют большой выбор площадок для работы. Это привлекает выпускников школ, и они сдают именно те предметы, которые требуются для поступления технические ВУЗы. Но этого недостаточно для устойчивого успеха. В профессиональных технических сферах очень важно иметь так называемые «жесткие навыки», или «hard skills», - владение узкоспециализированными программами, опора на логику и интеллект, умение анализировать и запоминать большое количество информации. С другой стороны, именно «мягкие навыки», или «soft skills», связанные с умением коммуницировать внутри и вне рабочего коллектива, часто определяют успешность продвижения идей и проектов. Результаты совместного исследования фонда Карнеги Мелона и Стэндфордского исследовательского института указывают на то, что «мягкие» навыки в большей степени влияют на развитие карьеры [1]. Значит, специалист, желающий реализовать себя в полной мере по своему направлению, должен овладеть и «жесткими» и «мягкими» навыками, основы которых закладывает школьное образование.

Сегодня школа находится в таких условиях, когда уровень информационного и техногенного развития общества определяет не только содержательный компонент подготовки обучающихся, но и требует качественного переосмысления методов обучения. Методы, считавшиеся несколько лет назад эффективными, сейчас теряют свою актуальность, и возникает необходимость в создании новых условий, в которых педагоги смогут организовать учебный процесс для школьников с учетом их особенностей. Вся сложность состоит в том, что современные школьники мыслят иначе, чем дети прошлых лет.

Рассмотрим особенности освоения знаний учащимися подросткового возраста (период обучения физике), как условия формирования основы будущих мягких и жестких навыков при получении профессии.

Важным периодом для формирования будущего успешного специалиста является возраст 14-18 лет (7-11 классы). Для него характерно усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, сформирован-ность абстрактно-логического мышления, развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения, готовность к самоуправлению, стремление к получению профессии [2, 3, 4]. Однако, мышление современного ребенка клиповое, что с годами

все больше проявляется и влияет на протекание учебного процесса.

Дети не могут долго заниматься одной и той же монотонной работой, требующей сосредоточения на одном объекте, с трудом воспринимают и способны анализировать, обобщать материал в виде больших объемов научного текста. Современный ребенок большое количество времени проводит с смартфоном, особой популярностью у подростков пользуются социальные сети. Они построены таким образом, что вся информация представлена пользователям в виде меняющейся череды картинок и минимального количества текста. Далеко не всегда вся эта информация имеет прямую логическую связь между собой. Иначе говоря, одной из причин появления клипового мышления у современных детей являются экранные гаджеты.

Гаджеты занимают большую часть времени любого современного человека. Кто-то их использует в качестве развлечений, кто-то получает новые знания. Одни считают, что повсеместное использование гаджетов - это вредно для психического и физического здоровья человека. Другие считают, что это необъемлемая часть жизни, и он нее никуда не деться. Это действительно так, в век повсеместной цифровизации и огромного количества информации без современных технологий не обойтись. Однако нужно уметь правильно использовать современные технологии на благо общества, в том числе, в образовательных целях. Учитывая особенности современных школьников, гаджеты необходимо сделать помощниками в учебе [5].

На сегодняшний день существует достаточно большое количество разработанных программ и платформ для изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе и физики, которые доступны и пользуются популярностью у школьных педагогов. Как информационный (цифровой) образовательный ресурс, эти программы должны удовлетворять дидактическим (научность, доступность, систематичность и др.), эргономическим (качество мультимедийных объектов, требования к шрифтам и цветовой палитре и др.) и специфическим (интерактивность, адаптивность, развивающий характер, уникальность, полнота дидактического цикла и др.) требованиям. Эти требования основаны на психолого-физиологических закономерностях восприятия информации человеком и должны в обязательном порядке учитываться педагогами при выборе того или иного информационного средства для использования в учебном процессе [6, 7].

Обзор различных программ и платформ, содержание которых проходит определенную экспертизу на соответствие этим требования, позволил условно разделить их на две группы. К первой труппе относятся универсальные (мультипредметные) порталы и платформы, в которых могут работать как педагоги, так и учащиеся, эти программы могут выполнять несколько образовательных задач. Во вторую группу мы отнесли обучающие в ограниченной предметной области программы с более узким кругом образовательных задач (виртуальные лаборатории, электронные учебники). Многие из программ имеют мобильные версии.

Рассмотрим для примера несколько универсальных порталов и платформ.

Портал «ЯКласс» [8].

Это цифровой образовательный ресурс для школ. Своего рода, тренажёр, с которым ученик сможет подготовиться к контрольной работе или экзамену, узнать что-то новое, поработать над своими ошибками и узнать, какое место в рейтинге класса/школы он занимает. Система сама проверяет тестовые задания, отмечает задания с ошибкой и выводит статистику по темам заданий.

Стоит отметить, что составление рейтинга является хорошим способом мотивировать школьников на учебную деятельность. Благодаря многообразию заданий, возможности составлять свои задания и проверять их автоматически, этот портал может стать отличным помощником ученику и учителю. Для доступа к нему требуется регистрация, и ее могут пройти учителя школы, создав для каждого ученика личный кабинет. Достоинства: возможность использования непосредственно на уроках и дома; контроль успеваемости класса; на сайте есть возможность решения экзаменационных тестов; не требуется скачивание; дифференциация заданий по классам и уровням сложности. Недостатки: сервис, в большей степени, предназначен для помощи педагогам, а не ученикам.

Универсальная образовательная платформа «Облако знаний» [9].

Проект «Облако знаний» от издателя «Физикон лаб» - это универсальная образовательная платформа для учащихся школ, лицеев, гимназий и их преподавателей. В настоящее время «Физикон лаб» входит в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, допускаемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования [10]. Кроме того, в конце 2016 года платформа «Облако знаний» была внесена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Достоинства: наличие конструктора для создания учителями и репетиторами собственного обучающего контента; совместимость со всеми компьютерными устройствами (компьютерами, планшетами и смартфонами); разнообразие мультимедийного контента; 32 типа интерактивных заданий, цифровых изображений и моделей. Недостатки: пробный доступ к материалам дается на 7 дней, далее требуется покупка подписки; часть контента не удастся протестировать в бесплатный период.

Образовательная платформа 1.е&а [11].

Образовательная платформа LECTA предназначена для распространения и использования электронного образовательного контента в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Проект стартовал в декабре 2015 года. Содержание материала определяется федеральными государственными образовательными стандартами. Достоинства: наличие приложения для электронных учебников; имеется возможность создания своего личного кабинета педагога со своими учебными материалами; с помощью платформы учащийся сможет подготовиться к ВПР, а педагог пройти курсы повышения квалификации; платформа предоставляет готовые материалы для проведения уроков в виде презентаций с иллюстрациями, мультимедийным контентом, и интерактивными заданиями; совместимость со всеми компьютерными устройствами (компьютерами, планшетами и смартфонами); обеспечение авторских прав на использование учебников; низкая цена за использование учебников по подписке на класс по сравнению с печатными изданиями. Недостатки: ограниченное число учебников для бесплатного пользования в течение 30 дней по про-мокоду; ограниченное число учебников доступны для предварительного просмотра без регистрации.

Ниже приведены результаты обзора нескольких узкопредметных образовательных ресурсов и программ.

Виртуальная лаборатория по физике для школь-ников от Virtulab [12].

Этот ресурс является типичным представителем виртуальных лабораторий для школьников, содержит набор экспериментов по школьному курсу физики и предназна-

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

чен для использования учителями на уроках, а также учащимися для выполнения заданий с использованием компьютеров на уроках и дома. Может быть использован при подготовке школьников к ЕГЭ и интернет-олимпиадам по физике. Достоинства: позволяет проводить лабораторные работы без необходимого оборудования в классе; возможно использование и дома, и на уроках; наличие некоторых экспериментов с использованием трехмерных моделей; онлайн - ресурс. Недостатки: наличие рекламы отвлекает от содержания; ограниченный выбор лабораторных работ, мелкий шрифт.

Обучающая компьютерная игра Kerbal Space Program от компании Squad [13].

Kerbal Space Program - это космический симулятор с реалистичной анимацией, разработан при сотрудничестве с НАСА и SpaceX. Задания игры основаны на строгом соблюдении законов физики. Игровой процесс заключается в продумывании и построении пользователем своего корабля/ракеты и выведении его на различную орбиту в различных условиях тяготения. Программа KerbalEdu была выпущена в 2014 году и внедрёна в десятках школ. В Kerbal Space Program предусмотрено три игровых режима: песочница, наука и карьера. Помимо перечисленных, игра предоставляет выбор обучающего режима, где игрок сможет на практике освоить ракетостроение, отработать навыки пилотирования и навигации и др. Достоинства: возможность выбора пакета игры; доступна для платформ Windows, macOS и Linux, а также есть версии для консолей PlayStation 4 и Xbox One; наличие музыкального сопровождения; наглядная демонстрация применения знаний по физике и астрономии; углубление знаний по физике, астрономии, изучение прототипов реальных кораблей и принципов ракетостроения. Недостатки: относительно высокая стоимость игры (от 14,99$ до 39,99$).

Портал для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Незнайка» [14].

Это один из ряда цифровых ресурсов-тренажеров, предназначенных для подготовки школьников к сдаче ЕГЭ или ОГЭ. Содержит в себе актуальную информацию об итоговом сочинении, обновляющийся список литературы, банк работ и сами тестовые задания по всем школьным предметам. Достоинства: наличие 20 вариантов тестовых заданий с проверкой ответа; возможность учителю создания своего экзаменационного теста; наличие видеоматериалов с полным разбором заданий по выбранному варианту. Недостатки: реклама на сайте.

Таким образом, существует множество цифровых образовательных ресурсов, как для учителя, так и для учащихся, которые удовлетворяют общим дидактическим и эргономическим требованиям. Проведенное исследование в школах города показало, что, в основном, эти ресурсы используются учителями для организации самостоятельной работы и внеурочных занятий. С другой стороны, школьники испытывают потребность в увеличении динамичного, мультимедийного, интерактивного контента на уроках, свойства которого отвечают особенностям восприятия информации современных детей [15]. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках поможет учителю не только развивать познавательный интерес к предмету, но и формировать критическое и системно-логическое мышление школьников, способствуя более глубокому усвоению знаний, как основы будущих «жестких» и «мягких» навыков.

Литература

1. Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: soft skills или hard skills? // Управление человеческим потенциалом. №3б 2010 / Colloquium. - URL:

http://www.colloquium.ru/article/hard_soft/hard_soft.php (дата обращения 21.11.2019).

2. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. - М.: НИУ «ВШУ», 2012. - 528 с.

3. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 416 с. - ISBN 978-5-496-02069-5. - Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055289.

4. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.

5. Трайнев, В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) / Трайнев В.А. - Москва :Дашков и К, 2018.

- 256 с

6. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: Сб. учебно-методических материалов для педагогических вузов / Под общ. ред. Е.В. Оспенниковой. - М.: Издательский Дом «Университетская книга», 2008. 480 с.

7. Векслер В.А. Эргономические требования к электронным образовательным ресурсам // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс].

- URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4949 (дата обращения 23.11.2019).

8. ЯКласс. Цифровой образовательный ресурс для школ. - URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4949 (дата обращения 01.12.2019).

9. Облако знаний. Универсальная образовательная платформа / ООО «Физикон Лаб». - URL: https://www.imumk.ru (дата обращения 09.12.2019).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" / Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71336240/ (дата обращения 04.12.2019).

11. Lecta Образовательная платформа / Корпорация «Российский учебник». - URL: https://lecta.rosuchebnik.ru (дата обращения 17.11.2019).

12. VirtuLab. Виртуальная образовательная лаборатория. - URL: http://www.virtulab.net (дата обращения 11.12.2019).

13. Kerbal Space Program. Официальный сайт. - URL: https://www.kerbalspaceprogram.com (дата обращения 13.12.2019).

14. Незнайка. Портал для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. -URL: https://neznaika.info (дата обращения 06.12.2019).

15. Бухрякова Т.Ю., Глухих М.В. Изучение заинтересованности школьников в физике как науке и школьном предмете // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сборник статей по материалам XI между-нар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 13.12.2019)

On the role of digital educational resources in teaching modern

schoolchildren Glukhikh T.Yu., Glukhikh M.V., Malysheva E.N.

Tyumen State University

The article discusses the features of knowledge development by modern adolescents, as one of the causes of the crisis of school science education in terms of development of digital technologies. On the basis of psycho-pedagogical and ergonomic requirements, an overview of digital educational resources is made and their classification according to the

fullness of didactic problems solved. The characteristic of six applied software products is given as an example. The authors emphasize the appropriateness of using digital resources as a means to improve the effectiveness of the educational process and development of future "hard" and "soft" skills. Key words: digital educational resources, didactic and ergonomic requirements, "hard" and "soft" skills, clip thinking, educational portal. References

1. Ivanov D. The path to the top. Success factors. What is more

important: soft skills or hard skills? // Management of human potential. No. 3b 2010 / Colloquium. - URL: http://www.colloquium.ru/article/hard_soft/hard_soft.php (accessed 11/21/2019).

2. Bolotova A.K., Molchanova O.N. Developmental Psychology and

Developmental Psychology: A Training Manual. - M .: NRU "Higher School of Economics", 2012. - 528 p.

3. Pedagogical psychology: a training manual / ed. L.A. Regush, A.V.

Orlova. - St. Petersburg: Peter, 2016 .-- 416 p. - ISBN 978-5-49602069-5. - Text: electronic. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055289.

4. Shapovalenko I.V. Development Psychology and Developmental

Psychology. - M .: Yurayt, 2013 .-- 567 p.

5. Traynev, V. A. Electronic educational resources in the development of the information society (generalization and practice) / Traynev V.A. - Moscow: Dashkov and K, 2018 .-- 256 s

6. Digital educational resources at school: methodology of use. Natural History: Sat. educational materials for pedagogical universities / Ed. ed. E.V. Ospennikova. - M.: University Book Publishing House, 2008. 480 p.

7. Wexler V.A. Ergonomic requirements for electronic educational

resources // Psychology, Sociology and Pedagogy. 2015. No. 5 [Electronic resource]. - URL:

http://psychology.snauka.ru/2015/05/4949 (accessed

11.23.2019).

8. YaKlass. Digital educational resource for schools. - URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4949 (accessed December 1, 2019).

9. The cloud of knowledge. Universal educational platform / LLC

Fizikon Lab. - URL: https://www.imumk.ru (accessed December 9, 2019).

10. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 9, 2016 No. 699 "On approval of the list of organizations issuing educational materials that are allowed to be used in the implementation of state-accredited educational programs for primary, basic, general, and secondary education" / Information GARANT.RU Legal Portal URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71336240/ (accessed December 4, 2019).

11. Lecta Educational platform / Russian Textbook Corporation. -URL: https://lecta.rosuchebnik.ru (accessed November 17, 2019).

12. VirtuLab. Virtual educational laboratory. - URL: http://www.virtulab.net (accessed December 11, 2019).

13. Kerbal Space Program. Official site. - URL: https://www.kerbalspaceprogram.com (accessed December 13, 2019).

14. Dunno. Portal for preparing for the exam and the exam. - URL: https://neznaika.info (accessed December 6, 2019).

15. Bukhryakova T.Yu., Glukhikh M.V. Studying the interest of schoolchildren in physics as a science and a school subject // Humanities. Student Scientific Forum: Electr. collection of articles on the materials of the XI int. Stud. scientific-practical conf. No. 11 (11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (accessed December 13, 2019)

o o

OD ■O

m

O m n m b A

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X £ m O

x O m

O DI ■o A u o 00 A X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.