ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Ю. Н. Гостева
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Yulia N. Gosteva
PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
И. Н. Добротина
Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией филологического общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: dobrotina.irina@ yandex.ru
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Статья отражает результаты исследования вопросов обновления школьного филологического образования в связи с актуализацией Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Анализ проблем, связанных с осмыслением влияния интернет-коммуникаций на развитие личности, процессов воспитания и обучения школьников; определение соотношения технологического и этического аспектов владения цифровыми технологиями; целей и форм взаимодействия педагога с обучающимся в условиях цифровизации; технологии организации учебной деятельности с использованием цифровых инструментов позволяет говорить об актуальности разработки научно-методического сопровождения преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Среди методов исследования ведущим становится метод контент-анализа открытых баз данных педагогов и филологов-исследователей, разнообразных форм педагогической коммуникации в интернет-пространстве, в которую вовлечены и в разной степени интегрированы группы специалистов различных направлений, где учителя русского языка и литературы позициониру-
Как цитировать статью: Гостина Ю. Н., Добротина И. Н., Шамчикова В. М. Научно-методическое сопровождение концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 1 (65). С. 84-98.
ют себя как экспериментаторы. Однако анализ источников подтверждает, что учителя-филологи недостаточно владеют информацией о том, какие цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) существуют и как можно их применять на уроках русского языка и литературы. Требуют исследования вопросы влияния интернет-коммуникаций на развитие личности, процессы воспитания и обучения школьников; разработки научно обоснованной стратегии педагогического сопровождения учителя и ученика при обучении русскому языку и литературе в условиях цифровизации; выбор наиболее эффективных форм взаимодействия педагога с обучающимся; разработки технологии организации учебной деятельности с использованием цифровых ресурсов при обучении русскому языку и литературе; проектирования качественного образовательного медиаконтента.
Решение обозначенных проблем связано и с исследованием современного речевого пространства школы в аспекте изучения целесообразности и эффективности использования информационно-коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий при обучении русскому языку и литературе.
Ключевые слова: обновление школьного филологического образования, Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, цифровые образовательные ресурсы.
Irina N. Dobrotina
PhD (Education), Head of the Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education,
В. М. Шамчикова
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]
Valentina M. Shаmchikova
PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of General Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Введение
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 года, стала важнейшим документом, определившим с учетом динамики развития российского общества стратегические направления и базовые принципы, цели и задачи преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.
Новаторский характер Концепции определялся ориентацией не только на многолетний опыт и богатый потенциал отечественного образования, но и на выявленные на тот момент мотивационные, содержательные и методические проблемы. В целях наиболее оптимального решения задач, поставленных Концепцией, в том же году был разработан План мероприятий по ее реализации. В этом Плане выделены конкретные мероприятия, касающиеся общего, дополнительного профессионального и высшего образования; связанные с популяризацией русского языка и дополнительным образованием, а также общесистемные, мониторинговые и контрольные мероприятия, срок исполнения которых был определен до 2020 гг. Вне сомнения, указанный План мероприятий сыграл положительную роль, став дорожной картой реализации основных положений Концепции.
Вместе с тем, отвечая на проблемы и вызовы, характерные для стремительного развития современного информационного общества, необходимо определить актуальные направления корректировки Плана мероприятий таким образом, чтобы он соответствовал меняющимся запросам всех участников образовательного процесса, общества и государства.
В рамках выполнения государственного задания № 073-00086-19-02 от 07.10.2019 г. «Организационное, методическое и экспертное сопровождение Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» на основании контент-анализа нормативных документов и экспертных заключений «О результатах исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» подготовлены предложения в План мероприятий на период до 2024 года. Эти предложения отражают вопросы организационно-правового обеспечения образовательной деятельности, содержания образовательных программ, вопросы воспитания и социализации обучающихся, обеспечения условий реализации образовательного процесса, а также вопросы, связанные с дополнительным образованием обучающихся и популяризацией учебного предмета.
Рамки статьи не позволяют детализировать все указанные направления, предметом рассмотрения станут вопросы, касающиеся научно-методического сопровождения преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Цель статьи
В статье обозначена проблема научно-методического сопровождения школьного преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов в контексте обновления школьного филологического образования. Процесс обновления рассматривается в связи с реализацией Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Актуализируются вопросы, связанные с применением инновационных, доказавших свою эффективность цифровых образовательных ресурсов и технологий и инновационных цифровых образовательных технологий, не разработанных специально для учителей и школьников (цифровая гуманитаристика, медиапроекти-рование, цифровой сторителлинг), однако методически целесообразных для преподавания русского языка и литературы, формирования речевой культуры школьников, повышения профессиональной компетентности педагогов.
Методология и методы исследования
В ходе проводимого исследования на основе методов контент-анализа открытых баз данных педагогов и филологов-исследователей, разнообразных форм педагогической коммуникации в интернет-пространстве, а также методов наблюдения и сопоставления проанализированы цифровые образовательные ресурсы, их потенциал при обучении русскому языку и литературе, формировании речевой культуры школьников, интереса к чтению; выявлены проблемы разработки научно обоснованной стратегии педагогического сопровождения учителя и ученика при обучении русскому языку и литературе в условиях цифровизации и обозначены пути их решения.
Результаты исследования
В одном из выступлений Президент РФ В. В. Путин акцентировал внимание общественности на необходимости «добиться всеобщей цифровой грамотности», для чего «следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений» [8]. Активно решает эту задачу Национальный проект «Образование», в котором большое значение придается созданию и развитию цифровой образовательной среды в школе. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», реализуемый во всех регионах страны, пред-
полагает участие преподавателей и школьников в открытых онлайн-у-роках, онлайн-олимпиадах, использование образовательных платформ и многочисленных интернет-ресурсов в образовательном процессе. Создана Целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), которая будет регулировать «отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [12].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования акцентирует внимание на необходимости создания в школах информационно-образовательной среды [14]. Обучение русскому языку и литературе современного школьника невозможно представить себе без применения цифровых образовательных технологий. Словесники пользуются ресурсами Интернета для своего самообразования, повышения уровня профессиональной квалификации [4].
Однако существует ряд проблем, вызванных недостаточностью исследований вопросов влияния интернет-коммуникаций на развитие личности, процессы воспитания и обучения школьников; определения соотношений технологического и этического аспектов владения цифровыми технологиями; целей и форм взаимодействия педагога с обучающимся в условиях цифровизации; технологии организации учебной деятельности с использованием цифровых инструментов; качества образовательного медиаконтента; проектирования научно обоснованной стратегии педагогического сопровождения учителя.
Решение обозначенных проблем связано и с исследованием современной речевой среды школы в аспекте использования информационно-коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий и методов обучения. Современные социологические исследования подтверждают «массовое и целенаправленное использование пространства Интернета, образовательно ориентированных компьютерных программ разных типов: собственно обучающих, прикладных, инструментальных
телекоммуникационных — с целью создания интегрированной обучающей среды», позволяющей интенсивно развивать речемыслительные способности обучающихся, повышать их познавательную мотивацию [1].
В настоящее время учеными обращается внимание на специфический потенциал Интернета для обучения русскому языку в общеобразовательных организациях, поскольку ресурсы Интернета предоставляют учителям и обучающимся информацию по самым различным вопросам. Специализированный контент представлен на порталах, ресурс которых позволяет повышать предметную, методическую, общедидактическую компетентность учителя, участвовать в дискуссиях на высоком профессиональном уровне, изучать эффективные педагогические практики. Обширен профессионально значимый контент электронных библиотек с поисковыми системами по тематической и предметной областям, систематизированными ссылками, методическими проектами, планами уроков, интерактивными заданиями.
При этом «проблема достоверности, научно-образовательной ценности и содержательной значимости найденной информации» остается актуальной [1]. «Жанровая специфика сайтов (сайты новостей, личные страницы, информационные материалы, научные публикации и др.) предполагает различное их содержание, и учителя, и ученики должны владеть умениями критично воспринимать информацию, размещенную в Интернете» [1].
Сегодня учащиеся, как правило, имеют значительный опыт взаимодействия с различными цифровыми формами представления информации в повседневной жизни и испытывают большой интерес к их использованию в качестве средства для проведения досуга, и очевидно, что компьютерные игры, общение в социальных сетях больше привлекают подростков, чем образовательные программы [9].
Частью исследования стало анкетирование учащихся 9-х — 10-х классов (всего 98 человек), которым были предложены вопросы (здесь приводим только часть): «Какие источники информации вы используете для обучения?», «Кого можно считать ответственными за ваше образование?», «Как отличить истинную информацию от ложной? Составьте алгоритм». На первые два вопроса было предложено ответить, заполнив круговую диаграмму, указав источники информации и их соотношение; аналогично представить вклад различных образовательных организаций; при желании можно было дать комментарий.
Анализ ответов позволяет сделать предварительные выводы: учащиеся старших классов не рассматривают учебники (учебные пособия) как ресурс для поиска информации, единицы из них при работе с информацией оценивают ее качество и достоверность, не ставя под сомнение получаемые факты. Некоторые отмечают, что «проще получить информацию в Интернете, создав запрос», «в учебнике не найдешь сразу нужную формулу», «учебники должны быть заменены справочниками»; авторитетными для учащихся являются электронные энциклопедии, словари, такие ресурсы, как «Арзамас», сайты по подготовке к экзаменам, материалы электронной школы, электронного дневника и др. Система гиперссылок и быстрых переходов с одной страницы на другую в поисковой системе крайне важна для учащихся в поиске информации.
Распределение «ответственных» за получение образования выглядит так (первые три позиции): школа, государство, родители. Обращают на себя внимание комментарии, касающиеся скорее материальной и/или технической стороны вопроса: предоставление учебников, компьютерного класса и планшетов для уроков, проведение тестирований. Только 10 человек из опрошенных указали себя в качестве ответственных за получение собственного образования.
Предложение создать алгоритм, помогающий отличать истинную информацию от ложной, вызвал наибольшую сложность: были рекомендации «спросить у друзей», «загуглить», «не доверять всему» и пр. Несмотря на активное обсуждение сейчас даже в социальных сетях опасности фейковой информации, которая окружает учащихся в информационном пространстве, некоторые из них, по-видимому, не осознают важности умения критически оценивать получаемую информацию. Это позволяет говорить об актуальности исследований влияния интернет-коммуникаций на развитие личности, процессы воспитания и обучения школьников.
Современные особенности информационно-образовательной среды актуализируют такие вопросы научно-методического сопровождения школьного преподавания русского языка и литературы, как обновление содержания и организации образовательного процесса, выявление современных методов, приемов обучения, позволяющих не только эффективно формировать информационные, коммуникативные, рефлексивные умения, умение рационально использовать компьютер в процессе получения и переработки необходимой образовательной
ценной информации, но и развивать личностные качества, ценностные ориентиры. Использование современных цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий способно существенно изменять, обновлять образовательный процесс и, как свидетельствуют мониторинговые исследования социологов, дидактов, методистов, учителей, эффективно влиять на достижение планируемых результатов обучения.
Однако внедрение современных методов и приемов обучения русскому языку и литературе с использованием образовательно значимых цифровых образовательных ресурсов и ИКТ-технологий идет медленно и не является системным. Многие организационно-педагогические проблемы еще требуют решения, недостаточна готовность учителей к решению обозначенных стандартом задач, связанных с цифровизацией образовательного процесса. Во многом затрудняет процесс обновления школьного обучения русскому языку и литературе отсутствие научно-методического сопровождения, которое даст учителям ориентиры и методический инструментарий, покажет, как современные мультимедийные средства и информационно-коммуникативные технологии помогут достичь планируемых результатов обучения русскому языку и литературе, каковы должны быть изменения в содержании, формах организации, методах и приемах обучения [7]. В процессе исследования были подвергнуты количественному и качественному анализу открытые базы данных педагогов и филологов-исследователей (порталы «Единое окно доступа к информационным ресурсам», «Педсовет — персональный помощник педагога»; сайт «Педагогическая библиотека»); ЭБС «Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского» Российской академии образования; электронные ресурсы и массивы документов, среди которых «Интеллектуально-творческий потенциал России — национальная образовательная программа»; «Методисты — профессиональное сообщество педагогов»; «Московская электронная школа»; «Московский центр качества образования»; «Открытое образование — массовые открытые онлайн-курсы»; «Педагогическая платформа развития творческого потенциала учителя 21 века»; «Просвещение: видеолекции и вебинары»; «Российская электронная школа»; «Русский язык в школе»; «Педагогическое сообщество Урок.рф»; учебно-методический портал «УчМет»; образовательный портал «Учеба.Ру»; «Учительский портал — сообщество учителей-предметников»; «Фестиваль педагогических идей
„Открытый урок"»; «Электронное портфолио педагога МЕТБОЫО».
Контент-анализ интернет-ресурсов позволил выявить разную степень интеграции учителей-филологов в цифровую образовательную среду. Учителя русского языка и литературы осознают возможности мультимедийных технологий в обучении школьников русскому языку и литературе, если учитель или ученик (например, при создании собственного проекта [13]) будут использовать гипертекстовые комментарии, аудио- и видеоматериалы Интернета, который содержит изображения и звукозаписи, видеофрагменты спектаклей и кинофильмов [5], интернет-словари и энциклопедии, анимационные эффекты презентации для выделения на экране ключевых слов и многое другое. Педагоги обсуждают текущие профессиональные проблемы на форумах, создают персональные сайты и собственные страницы в социальных сетях, где делятся своими профессиональными наработками, пользуются электронными версиями, виртуальными и электронными библиотеками. Учителя-филологи заканчивают дистанционные курсы по подготовке учащихся к итоговому сочинению, к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Пользуются Интернетом учителя с целью получения дополнительного образования, повышения уровня профессиональной квалификации. Выявлено, что, имея в запасе достаточно большой арсенал цифровых ресурсов (электронные версии произведений, фрагменты экранизаций, виртуальные литературные музеи, аудио- и визуальные материалы), учителя применяют их на уроках литературы крайне редко [16]. Практически не используются электронные библиотеки, интерактивные тематические материалы к урокам, представленные в Сети, и это во многом обусловлено проблемами с техническим оборудованием кабинетов (отсутствием высокоскоростного Интернета, современных компьютеров и пр.). Но при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе как учителя, так и школьники активно обращаются к учебным видеороликам, а также к готовым мультимедийным презентациям о жизни и творчестве мастеров художественного слова.
В процессе исследований выявлено, что мало востребованы учителями-филологами телекоммуникационные технологии, в частности создаваемый на уроках литературы телекоммуникационный проект [11], который строится на основе сотрудничества обучающихся разных школ, городов, регионов. Несмотря на то, что самой востребованной в учительском сообществе на сегодняшний день является мультиме-
дийная тематическая презентация, создавать ее и использовать на уроке умеет небольшой процент словесников, так же, как и применять мультимедийные технологии в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Разнообразные формы педагогической коммуникации в интернет-пространстве организуют новую социокультурную реальность, в которую вовлечены группы специалистов различных направлений, при этом учителя-филологи позиционируют себя как исследователей и экспериментаторов. Однако анализ источников подтверждает, что словесники недостаточно владеют технологиями организации учебной деятельности с использованием цифровых инструментов.
Актуальны для преподавания русского языка и литературы такие цифровые образовательные технологии, как цифровая гуманитаристи-ка, медиапроектирование, хотя они и не специально разработаны для использования в образовательном процессе.
Цифровая гуманитаристика может быть полезна в некоторых направлениях работы с текстом на уроке литературы, когда надо выявить особенности использования лексики в произведении, определить значимость художественного образа в развитии сюжета, очень эффективна возможность пользоваться различными электронными базами данных [3] и т.д.
Цифровая гуманитаристика является средством стимулирования творческой деятельности школьников, их мотивации в обучении русскому языку и литературе.
Сегодня одной из главных задач школьного литературного образования является воспитание школьника как читателя, современного читателя, использующего цифровые ресурсы. Приобщению к чтению обучающихся будет способствовать использование технологии меди-апроектирования. Создавая собственные рекламные видеоролики по художественным произведениям (буктрейлеры), школьники выбирают фрагменты для иллюстрирования, создают с помощью мультимедиа образы героев и пр. [6] Такая работа продуктивна, так как соответствует цифровым интересам подростков и приобщает их к чтению.
Ресурсы Интернета позволяют учителям и учащимся наблюдать за активными процессами в русском языке, исследовать живой, неадаптированный языковой материал, оценивать его с точки зрения нормативной речи. Это особенно важно в связи с тем, что значительную долю речевого
общения подростка составляет «устно-письменная речь», содержащая намеренное искажение норм литературного языка, окказионализмы, сленг [10].
Развитие компьютерных технологий, интернет-коммуникации привело к возникновению нового жаргона — компьютерного. Создавшийся на базе профессионального сленга программистов и компьютерщиков, он преодолевает границы профессионального средства общения и проникает в речевую практику современных носителей языка. Это такие слова, как винчестер, дисплей, принтер, сканер, виснуть (о компьютере), хакер, глючить, мозги в значении «память» и другие.
Глобализация, расширяющиеся контакты с другими языками, бурное развитие информационных технологий, необходимость международного обмена информацией обусловили активизацию процесса заимствований, особенно из американского варианта английского языка. Заимствование иноязычных слов — неизбежное требование времени и важный источник пополнения словаря. Такие слова, как Интернет, грант, блейзер, плейер, менеджмент, папарацци и др., вошли в русский литературный язык для наименования новых понятий и явлений действительности (или их разграничения, специализации и проч.), поскольку в русском языке не оказалось адекватных наименований. В то же время нельзя не заметить, что нередко употребление иноязычного слова стало не столько нужным, сколько престижным. Однако неоправданное использование варваризмов в средствах массовой коммуникации ведет, по мнению ряда исследователей, к помехам в понимании текстов, размывает языковую картину мира носителей языка. Так, например, использование текстинга, представляющего собой обмен информацией с помощью общепринятых в английском языке сокращений, необходимо рассматривать и как влияние иной, не русской языковой и культурной сферы.
Выполненный в процессе исследования обзор современных цифровых образовательных ресурсов дает основание сделать вывод об их серьезном дидактическом потенциале, что позволяет организовать образовательный процесс на основе повышения интереса к обучению за счет применения широкой языковой наглядности, визуализации, диалогизации, интерактивности, использования различных форм учебного взаимодействия и таким образом достичь планируемых результатов, совершенствовать во взаимосвязи все виды речевой деятельности школьников. Доказана образовательная эффективность контента справочно-информационного
портала «Грамота.ру» — «русского языка для всех», контента электронного журнала о русском языке и литературе TextoLogia, сайта о культуре письменной речи «Грамма.ру». Для совершенствования устной речи полезны технологии, имитирующие реальное диалоговое общение, среди них — технологии диалоговых ассистентов Алиса (Яндекс), Alexa (Amazon) или Siri (Apple). «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Московская электронная школа» (МЭШ) представляют собой комплекс проверенных и допущенных к размещению видеоуроков, аудио- и текстовых файлов, сценариев уроков, оцифрованных учебников и учебных пособий, специальных приложений для учителей и школьников. Данные проекты доступны в онлайн-режиме для всех участников образовательного процесса и в любое время [2; 17].
Использование в учебной деятельности интернет-ресурсов позволяет решать разнообразные педагогические задачи, в том числе и задачи медиаобразования, а именно: формировать и развивать у обучающихся медиакомпетентность — «совокупность мотивов, знаний, умений, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах» [15], определению способов воздействия медиа на личность.
Заключение
Цифровые образовательные ресурсы могут способствовать доступу учителей-словесников к необходимой информации, повышению их профессионального уровня, качества уроков русского языка и литературы в соответствии с современными требованиями обучения школьников. Однако нельзя с уверенностью говорить о том, что цифровая грамотность, включающая не только технологический, но и этический аспект, сформирована у всех участников образовательного процесса. Следовательно, необходимо продолжить работу по подготовке отвечающего задачам реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации научно-методического сопровождения.
Проектирование урока с учетом осознанных целей, разнообразия форм взаимодействия, включающих общение учащихся не только онлайн, будет способствовать оптимизации обучения школьников русскому языку и литературе, реализации учебных задач, поставленных ФГОС ООО, «Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», формировать информационную грамотность.
Литература
1. Александрова О. М., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н. Школьный учебник русского языка в цифровом образовательном пространстве: к постановке проблемы // Русский язык в школе. 2018. № 79 (8). С. 3-6. DOI: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-3-6.
2. Александрова О. М., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. и др. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании родных языков // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (International conference "Education Environment for the Information Age — 2019") (EEIA -2019) / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 1069-1081.
3. Аристова М. А. Использование сетевых ресурсов на уроках литературы в школе: метапред-метные и предметные результаты // Ученые записки ИСГЗ. 2018. № 1 (16). С. 52-57.
4. Аристова М. А., Беляева Н. В., Бердышева Л. Р. и др. Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников // Вестник Московского университета, сер. 20 «Педагогическое образование». 2018. № 3. С. 85-95.
5. Беляева Н. В. Информатизация школьного литературного образования // Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL: http://www. instrao.ru/images/Izdaшya/Беляева_Н.В._Монография_Информатизация_школьного_литературно-го_образования.pdf (дата обращения: 23.12.2019).
6. Бердышева Л. Р. Использование приемов медиапроектирования на уроках литературы для достижения предметных и метапредметных результатов // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 1. М.: 5 за знаниями; МПГУ 2019. С. 345-349.
7. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 216 с.
8. Выступление В. В. Путина на пленарном заседании ПМЭФ-2017 // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 25. 09. 2019).
9. Гостева Ю. Н. К проблеме развития навыков диалогической речи при обучении русскому языку в современной информационно-образовательной среде // Инновационная деятельность в образовании: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. П. Новиковой. Ч. 1. Ярославль; Москва: Канцлер, 2017. С. 228-234.
10. Королева Н. Н., Цейтлин С. Н., Проект Ю. Л. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnoe-i-rechevoe-razvitie-rebenka-v-usloviyah-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 02.02.2020).
11. Критарова Ж. Н. Телекоммуникационный проект по литературе в условиях поликультурного образования // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2016. № 6. С. 98-102.
12. Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды: Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 № 649 // Гарант.ру: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976 (дата обращения: 15.01.2020).
13. Стрижекурова Ж. И. Реализация технологии проектно-исследовательской деятельности по литературе в информационно-образовательной среде современной школы // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 1. М.: 5 за знаниями; МПГУ, 2019. С. 384-388.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 25. 09. 2019).
15. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
16. Шамчикова В. М. Использование ИКТ и мультимедиа в литературном образовании школьников в условиях информационно-образовательной среды // Современные технологии в образовании: мат-лы XVIII Всерос. науч. конф. 27.04.2018. Выпуск XVIII. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2018. С. 218-221.
17. Aleksandrova O. M., Vasilevykh I. P., Gosteva Yu. N., et al. Digital educational resources in teaching native languages // Education Environment for the Information Age" (EEIA-2019): International conference. Moscow, Russia, June 4-5 2019. P. 42-49. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CONCEPT OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE USING DIGITAL EDUCATIONAL
RESOURCES
The article reflects the results of the research on the issues of updating school philological education in connection with the updating of the action Plan for the implementation of the Concept of teaching Russian language and literature in the Russian Federation: analysis of problems connected with comprehension of influence of Internet communications on personal development, processes of education and training of students; identify the technological and ethical aspects of digital technology ownership; goals and forms of interaction between the teacher and the student in the conditions of digitalization; technologies for organizing educational activities using digital tools, allows us to speak about the relevance of developing scientific and methodological support for teaching Russian language and literature using digital educational resources.
Among the research methods, the leading method is content analysis of open databases of teachers and philologists-researchers, various forms of pedagogical communication in the Internet space, in which groups of specialists in various fields are involved and some extent integrated, where teachers of Russian language and literature positioned themselves as experimenters. However, the analysis of sources confirms that teachers of Philology do not have enough information about what digital educational resources exist and how they can be used in Russian language and literature lessons. Research issues of the impact of Internet communications on personality development, the processes of education and training of students are required, the processes of education and training of students; development of scientifically grounded strategies pedagogical support of teachers and students in teaching Russian language and literature in the context of digitization: choosing the most effective forms of interaction between teacher and students; development of technology of organization of educational activities using digital resources in teaching Russian language and literature; the design of quality educational media content.
The solution of these problems is also connected with the study of the modern speech space of the school in the aspect of studying the feasibility and effectiveness of using information and communication technologies in teaching the Russian language and literature.
Keywords: updating school philological education, Concept of teaching Russian language and literature in the Russian Federation, digital educational resources.
References
• Aleksandrova O. M., Gosteva Yu. N., Dobrotina I. N. Shkol'nyj uchebnik russkogo yazyka v cifrovom obrazovatel'nom prostranstve: k postanovke problemy // Russkij yazyk v shkole. 2018. № 79 (8). S. 3-6. DOI: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-3-6. [In Rus].
• Aleksandrova O. M., Vasilevyh I. P., Gosteva Yu. N. i dr. Cifrovye obrazovatel'nye resursy v prepodavanii rodnyh yazykov // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu: sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (International conference "Education Environment for the Information Age — 2019") (EEIA -2019) / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2019. S. 1069-1081 [In Rus].
• Aleksandrova O. M., Vasilevykh I. P., Gosteva Yu. N., et al. Digital educational resources in teaching native languages // Education Environment for the Information Age" (EEIA-2019): International conference. Moscow, Russia, June 4-5 2019. P. 42-49. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.
• Aristova M. A. Ispol'zovanie setevyh resursov na urokah literatury v shkole: metapredmetnye i pred-
metnye rezul'taty // Uchenye zapiski ISGZ. 2018. № 1 (16). S. 52-57. [In Rus].
• Aristova M. A., Belyaeva N. V., Berdysheva L. R. i dr. Aktual'nye problemy ispol'zovaniya IKT v literaturnom obrazovanii shkol'nikov // Vestnik Moskovskogo universiteta, ser. 20 «Pedagogicheskoe obrazovanie». 2018. № 3. S. 85-95. [In Rus].
• Belyaeva N. V. Informatizaciya shkol'nogo literaturnogo obrazovaniya // Institut strategii razvitiya ob-razovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.instrao.ru/images/ Izdaniya/Belyaeva_N.V._Monografiya_Informatizaciya_shkol'nogo_literaturnogo_obrazovaniya.pdf (data obrashcheniya: 23.12.2019) [In Rus].
• Berdysheva L. R. Ispol'zovanie priemov mediaproektirovaniya na urokah literatury dlya dostizheniya predmetnyh i metapredmetnyh rezul'tatov // Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya: sb. nauch. tr. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 2-h ch. Ch.1. M.: 5 za znaniyami; MPGU, 2019. S. 345-349. [In Rus].
• Bovtenko M. A. Komp'yuternaya lingvodidaktika: uchebnoe posobie. M.: Flinta: Nauka, 2005. 216 s. [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru (data obrashcheniya: 25. 09. 2019), [In Rus].
• Fedorov A. V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza: monografiya. M.: Izd-vo MOO VPP YuNESKO «Informaciya dlya vsekh», 2007. 616 s. [In Rus].
• Gosteva Yu. N. K probleme razvitiya navykov dialogicheskoj rechi pri obuchenii russkomu yazyku v sovremennoj informacionno-obrazovatel'noj srede // Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: mat-ly XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. G. P. Novikovoj. Ch. 1. Yaroslavl'; Moskva: Kancler, 2017. S. 228-234. [In Rus].
• Koroleva N. N., Cejtlin S. N., Proekt Yu. L. Kognitivnoe i rechevoe razvitie rebenka v usloviyah sovremen-nogo rossijskogo obshchestva // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2013. № 4 [Elektronnyj resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnoe-i-rechevoe-razvitie-rebenka-v-usloviyah-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (data obrashcheniya: 02.02.2020)
• Kritarova Zh. N. Telekommunikacionnyj proekt po literature v usloviyah polikul'turnogo obrazovaniya // Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva. Vladikavkaz: Izd-vo SOGPI, 2016. № 6. S. 98-102. [In Rus].
• Ob utverzhdenii celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 02.12.2019 № 649 // Garant.ru: informacionno-pravovoj portal [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976 (data obrashcheniya: 15.01.2020) [In Rus].
• Shamchikova V. M. Ispol'zovanie IKT i mul'timedia v literaturnom obrazovanii shkol'nikov v usloviyah informacionno-obrazovatel'noj sredy // Sovremennye tekhnologii v obrazovanii: mat-ly HVIII Vseros. nauch. konf. 27.04.2018. Vypusk HVIII. Vladikavkaz: Izd-vo SOGPI, 2018. S. 218-221. [In Rus].
• Strizhekurova Zh. I. Realizaciya tekhnologii proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti po literature v informacionno-obrazovatel'noj srede sovremennoj shkoly // Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya: sb. nauch. tr. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 2-h ch. Ch.1. M.: 5 za znaniyami; MPGU, 2019. S. 384-388. [In Rus].
• Vystuplenie V. V. Putina na plenarnom zasedanii PMEF-2017 // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 (data obrashcheniya: 25. 09. 2019) [In Rus].