Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная школа / методология / профессиональная педагогика / устойчивое развитие / профессиональное образование / гражданскоинформационная парадигма образования / образовательные стандарты / педагогическое конструирование и моделирование. / scientific school / methodology / professional pedagogy / sustainable development / vocational education / civic information paradigm of education / educational standards / pedagogical design and modeling.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна

Представлена характеристика социального заказа, теоретических предпосылок и методологические основы научной педагогической школы, к которым относятся идеи профессионализации на основе формирования общекультурной и профессиональной компетентности, в контексте гражданско-информационной парадигмы образования, описана реализация совокупности образовательных возможностей, посредством самоанализа, самомотивации, самоконтроля и самокоррекции с ориентацией на принципы устойчивого развития в антропологическом и социогенном контексте. Представлена систематизация полученных научных результатов, характеризуются перспективы и прогноз развития программы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PEDAGOGY AND EDUCATION OF SOCIETY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: METHODOLOGICAL BASIS AND RESEARCH PROGRAM

The article presents the characteristics of the social order, theoretical premises and methodological foundations of the scientific pedagogical school, which include the ideas of professionalization based on the formation of general cultural and professional competence, in the context of the civic information paradigm of education, describes the implementation of a set of educational opportunities through introspection, self-motivation, self-control and self-correction with a focus on the principles of sustainable development in an anthropological and sociogenic context. The systematization of the obtained scientific results is presented, the prospects and forecast of the development of the research program are characterized.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ»

РАЗДЕЛ 1

НАУЧНАЯ ШКОЛА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37.01

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-5-16

Долинина Ирина Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 29, (342) 219-84-82 e-mail:[email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Irina G. Dolinina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Life

Safety

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm National Research Polytechnic University», Perm, Russia 614990, Perm, Komsomolsky Prospekt str., 29 e-mail: [email protected]

PROFESSIONAL PEDAGOGY AND EDUCATION OF SOCIETY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: METHODOLOGICAL BASIS AND

RESEARCH PROGRAM

Аннотация. Представлена характеристика социального заказа, теоретических предпосылок и методологические основы научной педагогической школы, к которым относятся идеи профессионализации на основе формирования общекультурной и профессиональной компетентности, в контексте гражданско-информационной парадигмы образования, описана реализация совокупности образовательных возможностей, посредством самоанализа, самомотивации, самоконтроля и самокоррекции с ориентацией на

© Долинина И.Г., 2020

принципы устойчивого развития в антропологическом и социогенном контексте. Представлена систематизация полученных научных результатов, характеризуются перспективы и прогноз развития программы исследования.

Ключевые слова: научная школа, методология, профессиональная педагогика, устойчивое развитие, профессиональное образование, гражданско-информационная парадигма образования, образовательные стандарты, педагогическое конструирование и моделирование.

Abstract. The article presents the characteristics of the social order, theoretical premises and methodological foundations of the scientific pedagogical school, which include the ideas of professionalization based on the formation of general cultural and professional competence, in the context of the civic information paradigm of education, describes the implementation of a set of educational opportunities through introspection, self-motivation, self-control and self-correction with a focus on the principles of sustainable development in an anthropological and sociogenic context. The systematization of the obtained scientific results is presented, the prospects and forecast of the development of the research program are characterized.

Key words: scientific school, methodology, professional pedagogy, sustainable development, vocational education, civic information paradigm of education, educational standards, pedagogical design and modeling.

Профильная подготовка специалистов к трудовым функциям той или иной профессии достаточно давно ушла в прошлое в связи с нарастающими требованиями современного техногенного мира. Реализуется понимание того, что объект профессиональной педагогики - не узкопрофильная подготовка к выполнению трудовых функций выпускниками, а вся целостная система образования на основе интегративного, междисциплинарного взаимодействия наук.

Процесс формирования профессионально значимых качеств личности выпускников современных вузов предполагает комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, что и регламентируют федеральные государственные образовательные стандарты.

Данные процессы придают профессиональной педагогике нормативный характер, что позитивно, с одной стороны, так как придают всеобщий обязывающий характер, с другой, насильственный (нормативно установленный) путь достижения практико-ориентированных результатов в теории и внедрении уводит от глубинного философско-социального смысла образования.

Сложился социальный заказ на пересмотр теоретико-методологических основ профессиональной педагогики как социокультурного и педагогического феномена и как важнейшего механизма воспроизводства кадров, и как условия удовлетворения актуальных потребностей личности, общества и государства, укрепления устойчивого развития.

Профессиональная педагогика в современном трехуровневом понимании образования интегрирует знания многих наук и не ограничивается подготовкой

специалистов по конкретным направлениям и содержит потенциальную возможность непрерывного образования.

Из этого следует, что профессиональная педагогика специализируется на иерархичной динамике от профориентации и ранней профессионализации, адаптации к уровням подготовки профессиональной компетентности и непрерывности образования постдипломного образования и самообразования.

Компетентность выпускника профессионального образовательного учреждения складывается из трех взаимообусловленных компонентов: общекультурной компетентности, профессиональной компетентности, культуры непрерывного образования.

В происходящем активном процессе стандартизации принимаются новые образовательные и самоустанавливаемые вузами образовательные стандарты, названия компетенций и их групп меняются, что не отражается на педагогическом контексте направленности на формирование гражданских и профессионально значимых качеств личности выпускников различных уровней и профилей подготовки.

В статье представлены основания научной педагогической школы, достигнутые результаты и перспективная научно-исследовательская программа.

Организуемые нами исследования основываются на трудах создателя современной методологии, педагогики и теории образования Александра Михайловича Новикова (1941-2013), чей путь в профессиональной педагогике начался с 1966 г. в лаборатории НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР и продолжился в должности руководителя Исследовательского центра теории непрерывного образования Российской академии образования.

Проводимые нами исследования опираются на ряд научных подходов авторитетных российских ученых: философско-методологические основы педагогики профессионального образования (Б.С. Гершунский), учение о сущности и структуре педагогического процесса и педагогической технологии, о смене образовательной парадигмы в постиндустриальном обществе, на идеи непрерывного образования (А.М. Новиков [8]), личностно-ориентированное профессиональное образование (Э.Ф. Зеер), целенаправленное гуманистическое социально-педагогическое сопровождение обучающихся профессиональной школы (М.И. Рожков).

Опираясь на концепцию устойчивого развития (англ. sustainable development), а также гармоничного и сбалансированного развития, выдвигаем на передний план акцент на развитие личности выпускника, участника научно-технического прогресса и институциональных изменений для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений, участника процессов формирования безопасной сферы жизнедеятельности, способного содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Поддержанная российскими учеными и официальными структурами управления образования Российской Федерации и отраженная в нормативных документах компетентностная парадигма образования утвердилась,

и, соответственно, компетентностный подход приобрел всеобщий характер. На наш взгляд, происходит универсализация концепции компетентностного подхода, предполагающего и системность, и активную деятельность, и личностную ориентацию. Направленность компетентностного подхода на формирование гуманистической личности утвердилась в отечественном научном сообществе посредством консенсуса.

Тем не менее в последние годы не только сохраняется значимость, но и усиливается потребность в экспликации идей гражданственности и информационности, т.е. идет процесс, в результате которого открывается содержание смены парадигмы образования как целостного феномена, а его части имеют самостоятельное существование, отличаются одна от другой и вместе с тем связаны социальной детерминированностью и имеют синергетический эффект.

Гражданско-информационная парадигма образования исследована как методологический конструкт, который интегрирует основополагающие философские и педагогические научные теории, объясняющие направление развития современного мира, способы поиска новых знаний о нем и приоритетные ценностные ориентации образовательного конструирования [4].

Гражданско-информационная парадигма включает совокупность уже состоявшихся фундаментальных знаний, ценностей, научных убеждений, методов и приемов, выступающих в качестве эталона научной деятельности для большинства представителей научного сообщества. Значение гражданско-информационной парадигмы состоит в научно обоснованном выборе средств и методов, соответствующих конкретно поставленной цели.

С целью представления сущностных теоретико-методологических и нормативных основ деятельности научной школы разработана матрица, способствующая эффективности решения научных проблем детерминированная как социально-культурными, так и профессиональными условиями (рисунок).

Матрица демонстрирует двуединую природу исследования как процесса, и результата, обладающего целостностью, взаимосвязанностью, взаимодействием, взаимопроникновением, взаимозависимостью. Исследование показало, что объединение в единое целое современных дифференцированных подходов порождает качественные педагогические и потенциальные образовательные возможности научной школы. Перечисленные подходы в нашем исследовании находятся в корреляционной зависимости, смысловое изменение одного их них влечет систематическое изменение и других.

Исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, выполненные под нашим руководством в период с 2014 по 2020 г., детерминированы компетентностным подходом в социальных и профессиональных научных контекстах с привлечением институциональных ресурсов сетевого взаимодействия (В.Н. Алексеев), правового просвещения (Е.А. Шакирова), социально-гражданской компетентности (Л.С. Бороненковой), социальной ответственности (А.Н. Кошик), компетентности обеспечения

безопасности (А.Н. Попцов) и рискологической компетентности (О.В. Кушнарева).

Профстандарт: 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования ФГОС ВО / СУОС _Профессиональные стандарты по направлениям подготовки

Теория и методология педагогики_

Результаты педагогических исследований

Методологические подходы: социокультурный, социального конструктивизма, _междисциплинарной коммуникации_

Универсализация компетентностного подхода в корреляции системного, интегративного, субъектного, аксиологического

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Теория и методика профессионального образования (уровень высшего образования)

Целенаправленная динамика качеств личности студентов на основе педагогической эмпирики, теории и эксперимента

ЗУН, способность, готовность

Общечеловеческие и гражданские ценности

Мотивация к профессиональной научной деятельности

Философия, педагогика, психология, менеджмент

Матрица уточнения смыслового значения исследований научной школы

Наиболее существенные научные результаты состоят в следующем:

- в развитии теории научно-педагогических исследований на основании уточнения имеющегося фонда знаний по вопросам конститутивных смыслов, значений и принципов профессиональной педагогики;

- обогащении имеющегося знания об интеграции профессиональной подготовки и личностного становления выпускников представлениями об обществе устойчивого развития, о гражданственности, о социальной ответственности, об обеспечении безопасности;

- разработке методологии изучения сущности, семантике и компонентном составе применяемых концептуальных понятий проведенных исследований как одного из разделов педагогического науковедения;

- расширении имеющихся представлений о компетентностном подходе в ходе профессиональной подготовки на основе конкретизации структуры компетентности, наполняющих ее компетенций и их дескрипторов, а также методов диагностики;

- выявлении возможностей педагогического моделирования для схематического изображения исследуемых педагогических процессов как

целостной, взаимосвязанной и взаимообусловленной совокупности целей, идей, приемов, логических операций познания (наблюдение, анализ, синтез, построение гипотез, формализация, идеализация, абстрагирование, сравнение, аналогия, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация, структурирование, построение умозаключений и др.) и практических действий моделирования (экспериментирование, интерпретация, верификация), выполняемых для организации исследования объекта.

Центральная идея и главный тезис проведенных исследований заключается в формировании личной и профессиональной компетентности специалистов общества устойчивого развития на основе гражданских ценностей и правовых норм:

- обеспечение образовательной адаптации и развитие способности к адаптированности как фактора социализации и результат целенаправленного инструментального согласования требований образования и предстоящей трудовой деятельности (А.Н. Попцов);

- вовлечение в образовательный процесс педагогических объединений, местного самоуправления и бизнес сообщества исходя из актуальной потребности в сетевом взаимодействии при решении поставленных обучающих задач, компенсации ресурсного дефицита и роста потенциальных возможностей партнеров (А.Н. Алексеев);

- расширение просветительской функции образования с целью интеграции объектов, синтеза, единого действия при формировании правовой культуры обучающихся (Е.А. Шакирова);

- использование личных способностей и компетенций к достижению основополагающей цели безопасности и применению принципов безопасности на основе общих целей, ценностей и норм поведения (О.В. Кушнарева);

- приверженность к добровольной активной социальной ответственности выпускников политехнического вуза (А.В. Кошик).

Возможность получения конкретной информации о совокупности теоретических положений, методиках и практических результатах предоставит рассмотрение диссертационных исследований [1, 2, 3, 4, 10], монографий, публикаций в периодических изданиях и материалов национальных и международных конференций, методических пособий, которые предназначались:

- для анализа современных подходов к профессиональной педагогике и образованию;

- педагогического моделирования и технологизации образовательного процесса;

- уточнения профессионально-педагогических понятий и определений, целенаправленной мотивации и диагностики;

- выявления специфики образовательного процесса при повышении квалификации и получении профессионального образования;

- разработки организационно-педагогических условий формирования компетентного выпускника, способного реализовать концепцию устойчивого развития;

- готовности и способности выпускника действовать безопасным способом на основе ценностей культуры безопасности.

По статусу научной идеи описываемое сообщество теоретико-экспериментальное. Консолидированная форма организации деятельности участников школы создает синергетический эффект результата. Сосуществует индивидуальная и групповая научно-исследовательская работа, которая строится, с одной стороны, на обобщении личного опыта и достижений отдельных участников, создаются условия для научной самореализации и компетентности, с другой стороны, коллективное изучение образовательных проблем с позиции профессиональной педагогики и обеспечения образовательного процесса преподавателями-педагогами.

Организация общения и взаимодействия проходит в форме научного семинара, на специальных секциях и общественных дискуссиях и форумах, международных и национальных конференциях, что обеспечивает согласованность проводимых исследований, позволяет отслеживать и обобщать полученные результаты, а также решать педагогические задачи по обучению участников семинара.

Стратегические ориентиры исследования реализуются

посредством методологических подходов:

- посредством социокультурного подхода выявлены факторы влияния общественных процессов на образование и влияние образования на общественные процессы, аксиологической детерминации гражданско-информационной образовательной парадигмы (А.Н. Алексеев, Л.В. Бороненкова, А.А. Булатова, Е.А. Шакирова);

- при помощи методологии социального конструктивизма реализуются идеи трансформации «знание что» к «знанию как», социогенные аспекты профессионального образования (А.С. Долгих, А.В. Кошик), первичная профессионализация обучающихся суворовского училища (О.И. Корчагина, А.В. Рыбаков), постдипломное образование и развитие культуры непрерывного образования педагогов (И.А. Дремина) [5];

- базируясь на методологии междисциплинарной коммуникации и синергетического диалога научных и учебных дисциплин, дискурсного анализа, определяется область применения субъектной позиций, социальный прагматизм, в частности, техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности (О.В. Кушнарева, А.Н. Попцов, М.А. Хлебникова).

Избранные подходы позволяют находить новые контексты профессиональной педагогики и образования.

Институализация научной школы охватывает широкий спектр образовательных учреждений, общего, среднего специального и высшего образования, системы повышения квалификации, развивая общую систему

знаний на основе системно-ценностных ориентаций (мировоззрение, культурные аспекты, менталитет) и преемственность субъективных (личностных) и объективных компонентов научной деятельности.

Организационное оформление - программа подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Исследовательский коллективный стиль работы заключается в целеполагании, когда цель каждого исследователя совпадает с целью всего коллектива, в выработке новых научных знаний, методологических основ исследований, воспроизводстве норм и традиций научно-исследовательской деятельности, а также научного сообщества.

Объективность проведенных исследований характеризуется категориальностью, системностью, рациональностью, универсальностью, инструментальностью, верификацией и валидностью.

Позитивный вклад в развитие педагогической науки внесено исследованиями общественно научного характера с привлечением административных структур и общественных просветительских организаций.

В процессе реализации федерального закона РФ «Об образовании» [9] выявлен педагогический потенциал сетевого взаимодействия в совокупности возможностей (расширение свободы действий субъектов сетевого взаимодействия, моделирование взаимоотношений; объединение ресурсов субъектов взаимодействия; проектирование многопланового содержания разнообразных форм совместной деятельности для активизации «гражданской инициативы» обучающихся) и ресурсов (коммуникационных, методических, воспитательных, кадровых), составляющих содержательную основу формирования гражданской компетентности обучающихся (В.Н. Алексеев) [1].

При этом уточнено содержание понятия «гражданская компетентность обучающихся» как интегративной характеристики личности, определяемой готовностью и способностью осуществлять активное участие в общественно-политической жизни на основе усвоенных гражданских знаний, выраженной гражданской позиции, имеющегося опыта гражданской деятельности, в отличие от существующих исследований, рассматривающих изучаемую дефиницию как: обладание компетенциями гражданственности (И.А. Зимняя); совокупность квалифицирующих предпосылок для реализации прав и исполнения обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства (Х. Мюнклер); синтез мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов (Е.В. Митина).

В ходе широкой общественно-научной деятельности нашло применение понятие «правовая культура обучающегося» (Е.А. Шакирова) [11 ] как характеристика личности, отражающая сформированность необходимых правовых знаний, уважительное отношения к праву и законности, овладение умениями и навыками правомерного поведения, позволяющих осуществлять социально одобряемые действия в основных сферах общественной жизни

(экономической, социальной, политической и духовной). Конкретизировано содержание понятия «правовое просвещение», рассматриваемое как информационно-просветительская деятельность, осуществляемая

с привлечением образовательно-воспитательных и общественных ресурсов, обеспечивающая накопление правовых знаний обучающихся, устойчивую позицию по отношению к праву и законности как социальной ценности, овладение умениями применять законы в реальной практике в отличие от существующих исследований близких по смыслу дефиниций: распространение правовых знаний в форме образования (Е.А. Певцова); профилактическое направление профессиональной деятельности социального работника (А.А. Полханов); целенаправленная деятельность государственных организаций, общественных и религиозных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан по передаче юридического опыта (М.В. Снегирева).

Одним из значимых качеств выпускников является социальная ответственность обучающихся политехнического вуза, личное качество будущих специалистов, характеризующиеся осознанием последствий принимаемых решений для обеспечения техносферной безопасности, интериоризацией (освоением) правовых и моральных норм для оценки производственных событий, явлений и процессов, готовность и способность добровольно определять меры по обеспечению безопасности и устойчивости развития общества (А.В. Кошик) [6].

Непрерывность профессионального образования зачастую понимается как постдипломное, однако и переход от основного общего образования в высшую школу требует специальной педагогической поддержки обучающихся на начальных курсах обучения и научной проработанности процессов адаптации.

Например, под адаптацией к формированию компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов политехнического вуза следует понимать целенаправленную подготовку студента, направленную на динамическую прогрессивную трансформацию личности в соответствии с мотивацией и заинтересованностью в обеспечении техносферной безопасности, способность понимать причины опасности на основе естественно-научного мышления, умение оценивать уровень техногенного риска, готовность принимать аргументированные решения в сложной жизненной и производственной обстановке (А.Н. Попцов). Адаптированность студентов к формированию компетентности обеспечения техносферной безопасности как результат целенаправленного инструментального согласования требований образования оптимально реализуется в структурных компонентах: мотивационно-ценностном (осознание необходимости обеспечения техносферной безопасности в быту и на производстве), когнитивном (овладение естественно-научными знаниями для понимания причин техносферной опасности и значимости компетентности обеспечения техносферной безопасности), операционно-деятельностном (готовность к формированию компетентности обеспечения техносферной безопасности).

Исследование проблем ранней профессиональной социализации, усвоения обучающимися самостоятельно или посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, моделей поведения, социальных норм, необходимых для развития и профессионального самоопределения личности (О.И. Корчагина, А.В. Рыбаков), проводилось в ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище».

Возрастающая потребность общества и отдельных граждан в обеспечении информационной безопасности определяет социальный аспект актуальности исследования компетентности информационной безопасности обучающихся, которая включает, кроме практических навыков защиты информации, опыт ориентации в информационных потоках, умения эффективно противодействовать несанкционированному воздействию на личность, прогнозировать возможные угрозы, обеспечивать защиту информации и предотвращать угрозы информационной безопасности в деятельности. Для обеспечения должной подготовки обучающихся необходимо развитие компетентности информационной безопасности педагогов как интегративное профессиональное качество, представляющее собой способность применять основные информационные ресурсы, противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних информационных угроз в образовательной деятельности, готовность к эффективному решению педагогических задач в сфере информационных технологий для решения образовательных и социальных задач [10].

Осмыслены актуальные потребности политехнического образования в формировании рискологической компетентности студентов интегративного качества личности, проявляющегося в знаниях в области обеспечения безопасности и предотвращения риска, мотивации и рефлексии, в ценностях культуры безопасности, риск-ориентированном мышлении, в способности обеспечивать безопасность на основе умений и навыков преодоления опасных производственных ситуаций [7].

Перспективная исследовательская программа научной школы определяется вызовами времени:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дальнейшая разработка и углубленное изучение теоретических и методологических основ профессиональной педагогики и образования в ходе непосредственного общения коллектива.

2. Реализация совместной исследовательской деятельности руководителя и членов научного коллектива по формируемой ими проблематике прикладного характера в области профессиональной педагогики и образования.

3. Дальнейшее развитие понятийного аппарата научной школы и методологического инструментария.

4. Разработка авторских методик и педагогического инструментария, адекватного теоретическим положения научной школы и задачам прикладного характера.

5. Формирование профессиональной готовности аспирантов и молодых исследователей к самостоятельной научно-исследовательской и научно-

педагогической деятельности на основе внутренних стандартов оценки деятельности, сочетающихся с государственными правовыми нормами.

6. Разработка концептуальных систем, моделей и научно-исследовательских программ по решению исследовательских задач как результата инициативы и творческого поиска участников научной школы в реализации ими экспериментальных работ.

Продолжается ряд актуальных исследований в сфере профессиональной педагогики, имеющих общую цель - формирование «homo competentis» -«человека компетентного» XXI в. Изучаются процессы целенаправленного формирования: экспертной компетентности студентов политехнического университета (С.С. Дмитриева), социальной компетентности подростков средствами журналистики (Д.С. Косолапова), конституционно-правового сознания обучающихся (В.С. Конопко), культуры электробезопасности обучающихся политехнического университета (А.С. Боброва), педагогических условий подготовки полицейских кадров (Э.А. Абдурахманова), гражданско-информационной компетентности студентов (Е.В. Зернина), культуры межэтнического взаимодействия студентов (А.А. Булатова), любви к родному краю как подготовки к гражданскому участию обучающихся (А.А. Боталова), отношения к здоровью студентов (Е.М. Берестова), гражданского лидерства (И.П. Миронов, Н.С. Федосеев).

Из вышесказанного следует, что наше научное партнерство направлено на прогнозирование и проектирование педагогической методологии, согласование развития индивида и институциональных изменений, обеспечение учета будущих потребностей, адекватности и диверсификации профессиональной педагогики и образования. Участниками признаются не только аспиранты и коллеги по работе, но и участники проводимых нами мероприятий - научно-педагогическая общественность, руководители и преподаватели всех уровней образования и направлений подготовки, разделяющие общие научные позиции, теоретические концепции, методологию научной и опытно-экспериментальной деятельности.

Список литературы

1. Алексеев В.Н. Формирование гражданской компетентности в условиях сетевого взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Оренбург, 2014. - 240 с.

2. Бороненкова Л.С., Долинина И.Г. Теоретические основы формирования социально-гражданской компетентности студентов // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 1 - С. 29-34.

3. Долинина И.Г. Возможности и характеристика подготовки кадров высшей квалификации в условиях политехнического вуза // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - С. 115-119.

4. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования: моногр. - Пермь: ПГУ, 2011. - 366 с.

5. Долинина И.Г., Дремина И.А. Оценка уровня профессионализма педагогов в процессе формирования культуры непрерывного образования // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2020. -№ 3 (226). - С. 57-63.

6. Кошик А.В. Современные подходы к социальной ответственности в высшей школе // Вестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. -2019. - № 1. - С. 219-229.

7. Кушнарёва О.В. Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN419.pdf

8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - Изд. 2-е, доп. - М., 2011. - 151 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

10. Хлебникова М.А., Долинина И.Г. Модель формирования компетентности информационной безопасности педагогов в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN320.pdf

11. Шакирова Е.А. Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся в среднем профессиональном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2014. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.