Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования социально ответственного мышления студентов'

Педагогическая технология формирования социально ответственного мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Кошик Андрей Вячеславович

Представлены результаты исследования по разработке и реализации педагогической технологии формирования социально ответственного мышления студентов по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Раскрыто понятие «социально ответственное мышление студентов», обоснованы подходы к его формированию.The article presents the analysis of the research on educational technology. Presents pedagogical technology of formation of socially responsible thinking in students of training direction «Technosphere safety». Clarified the definition of «socially responsible thinking students» and its corresponding definition of «the development of socially responsible thinking in students» training direction «Technosphere safety».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования социально ответственного мышления студентов»

Э01:10.25586/RNU.HET.18.01.P.28 УДК 378.048.2

И. Г. Долинина, А. В. Кошик,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Педагогическая технология формирования социально ответственного мышления студентов

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Система подготовки инженерно-технических кадров призвана динамично реагировать на меняющиеся потребности производства. Одна из актуальных задач современного периода - более полный учет в содержании образования инженеров техногенных рисков и возрастающей роли человеческого фактора. В свою очередь, это предполагает повышение социальной ответственности специалистов, которая должна формироваться на протяжении всего периода обучения студентов в технических вузах благодаря использованию адекватных педагогических технологий.

Анализ научной, учебной и справочной литературы позволяет сде-

лать вывод о том, что в педагогике отсутствует единое понимание педагогической технологии. В качестве синонимов этого термина часто используются понятия «системная последовательность учебных операций», «совокупность форм и методов обучения», «способ реализации содержания образования» и др. Отождествляются понятия «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения».

Однако, несмотря на терминологическую неопределенность и теоретические разногласия между исследователями, категория «педагогическая технология» содержит в себе созидательный научный потенциал. Любая тех-

нология обладает средствами, организующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства представляют собой решающую предпосылку улучшения качества обучения и профессиональной подготовки кадров.

Создание и использование теоретически обоснованных и методически выверенных педагогических технологий ведет к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, позволяя:

1) наиболее гармонично построить педагогический процесс, определить диагностируемую цель, формы и методы обучения и воспитания, средства диагностики качества подготовки кадров;

2) снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность преподавателя) при проведении контроля учебных достижений обучающихся;

3) больше внимания уделять воспитанию, развитию личности обучающихся.

В рамках нашего исследования понятие «педагогическая технология» понимается как проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение целей образования, реализацию теоретических основ и функционирования содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса.

© Долинина И. Г., Кошик А. В., 2018

ИРИНА

ГЕННАДЬЕВНА

ДОЛИНИНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: педагогика профессионального образования, технос-ферная безопасность. Автор более 150 опубликованных научных работ

АНДРЕИ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ КОШИК

аспирант Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: педагогика профессионального образования, техносферная безопасность. Автор 6 опубликованных научных работ

Представлены результаты исследования по разработке и реализации педагогической технологии формирования социально ответственного мышления студентов по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Раскрыто понятие «социально ответственное мышление студентов», обоснованы подходы к его формированию.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, техносферная безопасность, социальная ответственность, социально ориентированное мышление, педагогическая технология.

The article presents the analysis of the research on educational technology. Presents pedagogical technology of formation of socially responsible thinking in students of training direction «Technosphere safety». Clarified the definition of «socially responsible thinking students» and its corresponding definition of «the development of socially responsible thinking in students» training direction «Technosphere safety».

Key words: professional competences, technosphere safety, social responsibility, socially-oriented thinking, educational technology.

Одним из относительно новых понятий в науках об образовании является категория социальной ответственности, которая понимается как объективная необходимость соблюдения социальных норм. Эта категория выражает характер взаимоотношений личности с обществом, государством, коллективом, другими социальными группами и общностями - со всеми окружающими каждого человека людьми.

В основе социальной ответственности лежит общественная природа поведения человека. Давно сказано: жить в обществе и быть свободными от общества нельзя. Социальная ответственность - сложная, собирательная нравственно-правовая, философская и этико-пси-хологическая категория, изучаемая многими науками, но под разными углами зрения. Различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности, которые в совокупности составляют родовое понятие - «социальная ответственность».

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность», особенно актуаль-

на профессиональная социальная ответственность будущего специалиста. Ее формирование предполагает освоение обучающимися:

• истории возникновения и развития социальной ответственности как специфической области науки и практики; теоретических оснований социальной ответственности как интегративной области знания; понятий «социум», «ответственность», «социальная ответственность», «социальная ответственность специалиста»;

• этических норм социальной ответственности и взаимодействия;

• основных положений теории социальной ответственности, применимых к профессиональному образованию; современных тенденций в развитии образования; методов социального взаимодействия.

В нашем исследовании формирование социальной ответственности понимается как целенаправленный (цель - формирование социально ориентированного мышления обучающихся), управляемый (с помощью разработанной педагогической технологии) образовательный процесс станов-

ления личности обучающегося, ответственного гражданина России и специалиста в сфере полученной профессии по направлению «Техносферная безопасность».

Социально ориентированное мышление обучающихся - это результат воспитания и обучения, выраженный в умении профессионально анализировать состояние общественных и производственных событий, явлений и процессов, связанных со стабильностью развития и безопасностью, готовность на основе приобретенных компетенций находить решение проблем, возникающих в нестандартных ситуациях, способность нести социальную ответственность.

Соответственно, формирование социально ориентированного мышления обучающихся представляет собой процесс воспитания и обучения, способствующий становлению специалистов, умеющих самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора на основе утвердившейся в обществе системы ценностей, профессиональной компетентности и социальной активности.

Педагогическая технология формирования социально ответственного мышления студентов предполагает проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение цели образования - овладение правовыми основами техносферной безопасности и профессиональными компетенциями. Она включает систему реализации содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса (форм, методов, критериев и средств диагностики).

Цель педагогической технологии состоит в создании условий для формирования социально ответственного мышления студентов, получающих образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Овладение будущим специалистом социально ответственным мышлением должно помочь ему развивать способность критически оценивать реальную ситуацию и прогнозировать появ-

ление опасности, овладеть умением творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат своей деятельности. Оно готовит обучающихся к профессиональному общению и создает мотивацию к освоению специальности

Спроектированную педагогическую технологию характеризуют: логика процесса, целостность, взаимосвязь частей; возможность диагностики целеполагания, проектирование процесса обучения и воспитания, вариативность его форм и методов, поэтапная оценка качества подготовки кадров.

Логическая основа педагогической технологии состоит из трех основных элементов: ее концептуальных основ, содержательного и процессуального компонентов.

Концептуальной основой для спроектированной педагогической технологии явилось уточнение определения понятия «социально ответственное мышление студентов» и соответствующего ему определения понятия «формирование социально ответственного мышления студентов».

Содержательный компонент осуществляется на основе: - блочного изучения учебного материала, включая правовые осно-

вы техносферной безопасности, историю и теоретические аспекты безопасности в Российской Федерации;

- межпредметных связей; посредством наблюдения за реальностью (анализ событий, в том числе на основе публикаций в средствах массовой информации), изучения положения дел на производстве;

- проблемного представления содержания учебных дисциплин. Процессуальный компонент реализуется:

• через формы организации учебного процесса: групповая работа над проблемными вопросами, парная и индивидуальная;

• через активные и интерактивные методы организации обучения;

• через диагностику результата: контроль знаний (тестирование и блочный контроль), наблюдение за развитием умений и навыков (работа с техническим и правовым тестом, развитие профессиональной речи, способность к творческой реализации знаний), рефлексия (анкетирование).

В соответствии с федеральными государственными стандартами высшего образования 3 и 3+ по направлению «Техносферная без-

опасность» проведение в жизнь компетентностного подхода предусматривает использование при проведении занятий активных и интерактивных форм.

В процессе аудиторной работы используются:

• педагогическая технология формирования социальной компетентности в контексте социальной ответственности специалиста;

• дискуссии по содержанию самостоятельно подготовленного теоретического материала, предполагающего обобщение и систематизацию результатов самостоятельных эмпирических исследований, сопоставление их с данными, опубликованными в литературе, соотнесение личного опыта и обобщенного теоретического знания. Специалисты в области техносферной безопасности, обладающие социально ответственным мышлением, востребованы во всех сферах экономики. Улучшение качества их подготовки и более полное обеспечение этими кадрами отечественной экономики позволят своевременно предотвращать возникновение опасных для общества техногенных ситуаций и ощутимо сократить их число.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования: монография. Пермь, 2011. С. 266.

2. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающихся // Гуманизация образования. 2017 № 4. С. 85-91.

3. Долинина И.Г., Булатова А.А. Педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза // Гуманизация образования. 2017. № 3. С. 54-60.

4. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // Высшее образование сегодня. 2015. № 9. С. 83-85.

5. Остапенко ГФ. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие. Пермь: ПГТУ, 2012.

LITERATURA

1. Dolinina I. G. Formirovanie роШсЬ^коу киИ'игу: opyt metoCol.ogicheskogo konstruirovaniya: топод^у. Регт', 2011. Б. 266.

2. Dolinina I. в, Kushnareva О. V. РеСадодкЬ^кауа 1еИпо1од1уа ^эгтлгоуагнуа ^к-опеп^гоуапподо тузЫегнуа оЬисИау^ИсЫЬ^уа // Gumanizaciya obrazovaniya. 2017. № 4. Б. 85-91.

3. Dolinina I. в., Ви1аШа А.А. РеСадодкЬ^кауа tehпol.ogiya foгmiгovaпiya киП:игу тед1пе^с1^кодо vzaimoCeystviya stuCentov tehnicheskogo vuza // Gumaпizaciya obrazovaniya. 2017. № 3. Б. 54-60.

4. Dolinina I. в, Kushnareva О. V. Bezopasпost' zhizneCeyatel.'nosti: sostoyaпie obrazovatel.'noy sreCy, foгmiгuyushchey pгofessioпa['пuyu киИ'игу obuchayushchihsya // Vyshee obrazovanie segoCnya. 2015. № 9. Б. 83-85.

5. Ostapenko в.F. Когрога^пауа social.'пaya otvetstvennost': ucheb. posobie. Рет: PGTU, 2012. URL http://elib.pstu.ru/ finC/?ssg, (Са:а obrashcheniya: 11.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.