Научная статья на тему 'Концептуальная модель формирования социально-ответственного мышления обучающихся'

Концептуальная модель формирования социально-ответственного мышления обучающихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / DESIGN / CONCEPTUAL MODEL / FORMATION / SOCIALLY RESPONSIBLE THINKING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Кошик Андрей Вячеславович

Статья посвящена детальному научно-обоснованному конструированию формирования социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза. Применение педагогического конструирования усилило образовательные возможности, так как позволило: разработать и обосновать концептуальные теоретические положения формирования социально-ответственного мышления обучающихся; координировать части концептуальной модели для достижения поставленной диагностируемой цели, разработать формы и методы обучения и воспитания, средства диагностики; снизить роль субъективного фактора, обеспечив повторяемость и воспроизводимость педагогического воздействия с целью диссеминации опыта; целенаправленно организовывать процесс формирования индивидуального уровня социальной ответственности обучающихся политехнического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Кошик Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual model of forming socially responsible thinking of students

The article is devoted to the detailed scientifically grounded design of the formation of socially responsible students of a polytechnic university. The use of pedagogical design has strengthened educational opportunities, since it allowed: to develop and substantiate conceptual theoretical concepts of the formation of students’ socially responsible thinking; to coordinate parts of the conceptual model to achieve the set diagnostic goal, to develop forms and methods of training and education, diagnostic tools; reduce the role of the subjective factor by ensuring the repeatability and reproducibility of the pedagogical influence in order to disseminate experience; purposefully organize the process of forming the individual level of social responsibility of students of a polytechnic university.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель формирования социально-ответственного мышления обучающихся»

педагогическая психология

Долинина И.Г., Кошик А.В.

концептуальная модель формирования социально-ответственного мышления обучающихся

В последние десятилеления в российской педагогике активно развивается технологический подход, поскольку содержит в себе значительный научный потенциал.

В данном исследовании проведено педагогическое конструирование концептуальной модели формирования социально-ответственного мышления обучающихся технического вуза.

Авторская педагогическая концепция основывается на системной корреляции важных понятий «социальная ответственность» и «мышление». Исследуемая проблема формулируется в категориях педагогической науки, через призму профессиональной и общественной деятельности будущих специалистов.

Важнейшими факторами формирования социально-ответственного мышления обучающихся считаем: мотивацию студентов рассматривать изучаемые дисциплины с позиции социальной ответственности, их профессиональную ориентированность на реализацию добровольной профессиональной ответственности, овладение студентами компетенциями, непосредственно связанными с социальной ответственностью, создание в вузе обстановки по принципу «свобода выбора и ответственность».

концептуальная модель (табл. 1) формирования социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза состоит из взаимодополняющих частей.

Целеполагание концептуальной модели заключается в выполнении государственного и профессионального заказа на формирование социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза. Представлены принципы и формы социальной ответственности, приоритетом является добровольная социальная ответственность. Исходными являлись принципы социальной ответственности: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона, соблюдение международных норм права и российского законодательства,

соблюдение прав человека.

По итогам изучения работ, посвященных проблеме социальной ответственности личности (Л.А. Барановская, А.Ф. Гулевская, O.P. Кривошеева, Е.Ф. Самарина и др.), обосновано содержание понятия «формирование социально-ответственного мышления обучающихся».

Теоретической основой концептуальной модели явилось уточнение определения понятия «социально-ответственное мышление обучающихся» - это готовность и способность применять действующие правовые нормы для решения задач юридической, моральной и общественной социальной ответственности при анализе состояния производственных событий, явлений и процессов, определять меры по обеспечению безопасности и стабильности общества, добровольно нести социальную ответственность.

Соответственно, формирование социально-ответственного мышления обучающихся представляет собой процесс воспитания и обучения, способствующий становлению специалистов, умеющих самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, на основе специальных компетенций, системы ценностей, профессиональной подготовки и добровольного социально-ответственного поведения.

Акцент делался на выработку добровольной формы юридической ответственности. Мы исходили из понимания, что социальная ответственность системна и реализуется в двух формах: добровольной (выражается в готовности и способности субъекта свободно и, инициативно следовать предписаниям социальных норм в его правомерном поведении и реакции на него) и принудительной (выражается в обязанности нарушителя социальных норм подвергнуться определенным мерам общественного и(или) государственного принуждения и принять неблагоприятные последствия этого принуждения).

концептуальное содержание индивидуальных уровней социально-ответственного мышления обучающихся: низкий - информационно-нейтральный, эмоциональный (мышление конкретное, персонализированное, эгоцентричное (имеет немедленный, чувственный, очевидный и прагматичный характер и в значительной степени основано на бытовых представлениях, содержит элементы безответственности и правовой нигилизм, развиваются правовые и научные представления); средний - избирательно-фрагментарный, эмоционально-волевой (развиваются временные представления (осознаются последствия поступков, осмысливаются причинно-следственные связи управленческих решений в сфере безопасности, развивается социоцентризм (достижение коллективных целей), увеличивается объем специальных знаний права и техносферной безопасности, способность нести ответственность в условиях государственно-правового принуждения); высокий - системно-ценностный, эмоционально-рациональный (снижается личный эгоизм и авторитаризм, развивается этичность и уважение интересов заинтересованных сторон, признание верховенства закона, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности, появляются социальные цели, готовность и способность социально-

ответственному добровольному мышлению и поведению).

Сегодня российской педагогике известно значительное количество подходов к педагогической технологии. Теория образовательной технологии Г.К. Селевко рассмотрена нами в качестве основополагающей для разработки педагогической технологии формирования социально-ответственного мышления обучающихся. Считаем достаточно научно обоснованным понимание, что педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления - конструирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение цели образования - формирование социально-ответственного мышления обучающихся, овладение ими теоретическими и правовыми основами социальной ответственности, компетенцией социальной ответственности.

Цель педагогической технологии формирования социально-

ответственного мышления обучающихся политехнического вуза состоит в создании условий, позволяющих будущему специалисту развивать способность критически оценивать реальную производственную и общественную ситуацию, прогнозировать развитие опасности, творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат своей деятельности, а также готовит к профессиональному общению и создает мотивацию к освоению специальности. Представленная педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления обучающихся состоит из трех основных компонентов: научно-концептуального, предметно-содержательного и организационно-процессуального.

В предметно-содержательный компонент входят: обучающие блоки (нормативно-правовые основы техносферной безопасности, история и теоретические основы социальной ответственности РФ); межпредметные и транспрофессиональные связи; анализ событий, публикации в СМИ, деятельность на производстве; работа с документами (международное право и законодательство рФ по социальной ответственности и техносферной безопасности международного, федерального и местного значения); проблемный подход в изучении учебных дисциплин. В организационно-процессуальный компонент включены такие формы как дискуссионная групповая работа над проблемными вопросами, парная и индивидуальная. Методы организации (активные и интерактивные): целеполагание и мотивация, работа с тезаурусом теории социальной ответственности, обучение при помощи составления аналитических, сравнительных, обобщающих схем и таблиц, анализ конкретных ситуаций, постановка проблемных вопросов, «мозговая атака».

Оценка результата проведена по следующим критериям: когнитивно-информационный, мотивационно-ценностный, результативно-деятельностный. Диагностика результата организована в соответствии с компетентностным подходом. Диагностировались ЗУН, заинтересованное отношение к последствиям социальной и производственной деятельности, готовность нести социальную ответственность на производстве и в обществе, способности взаимодействовать в вопросах социальной ответственности с обществом,

руководством предприятии и государственными институтами разного уровня.

Характеристика сконструированной педагогической технологии формирования социально-ответственного мышления на основе классификатора Г.К. Селевко следующая: по уровню применения - отраслевая; по философской основе - диалектичная, сциентичная, гуманистичная, антропософичная, прагматичная; по ведущему фактору психического развития - социогенная, психогенная; по концепции усвоения - интериоризаторская; по ориентации на личностные структуры - саморазвивающая самоуправляющие механизмы личности, формирующая сферу эстетических и нравственных качеств личности, формирующая действенно-практическую сферу личности, представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, общественной) деятельности человека; по характеру содержания и структуры - обучающая, воспитательная, светская, профессиональная, политехнологичная; по организационным формам - академическая, индивидуальная, групповая; по типу управления познавательной деятельностью

- обучающая с помощью технических средств обучения, системы малых групп; по подходу к обучающемуся - личностно-ориентируемая, гуманно-личностная, технология сотрудничества; по преобладающему (доминирующему) методу

- объяснительно-иллюстративная, развивающая обучение, проблемно-поисковая; по направлению модернизации существующей традиционной схемы

- на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, на основе эффективности организации и управления, на основе методического и дидактического обеспечения; по категории обучающихся - массовая технология.

На констатирующем этапе эксперимента изучено отношение обучающихся к «социальной ответственности» как феномену будущей профессиональной и социальной жизни. С помощью интервью выявлены мнения по вопросам: в чем смысл социальной ответственности; факторы, влияющие на социально-ответственное мышление специалиста; перед кем должны нести ответственность специалисты производства. Ответы проявили субъективное значение социальной ответственности и центральные элементы понимания, выражающие отношение с социальной ответственности как регулятору производственных и социальных отношений.

В дальнейшем выявлены и изменчивые элементы, содержащие положительное и отрицательное отношение к социальной ответственности.

Утверждения анкеты разработаны по смысловым блокам:

Блок 1. Понятия о характере развития социальной ответственности, о ее природе: у разных людей социальная ответственность развита в разной степени; в человеке социальная ответственность закладывается обучением и воспитанием; социальная ответственность - врожденное качество человека; человек сам у себя воспитывает социальную ответственность.

Блок 2. Влияние социальной ответственности на техносферную безопасность, производство и социум: а) положительные суждения: социальная

ответственность помогает не выходить за рамки законодательства; социальная ответственность уберегает от риска принятия непоправимых технических и техногенных решений/ошибок; от социальной ответственности зависит способность принимать /совершать обдуманные технически и социально безопасные решения /поступки; социальная ответственность помогает все делать лучше; социальная ответственность предполагает ограничение собственных потребностей, своего эгоизма; социальная ответственность способствует нормальным отношениям между людьми»; б) отрицательные суждения: понимают социальную ответственность все, только не хотят выполнять требования и ограничения; от социальной ответственности многие люди/ специалисты/руководители хотят избавиться, это мешает успеху; социальная ответственность мало что способна изменить в мире.

Значительная часть респондентов проявили мнения, отражающие понимание социальной ответственности, но не представляют путей реализации в практической деятельности. некоторые респонденты выбирали противоречащие суждения, с одной стороны респонденты отмечают приобретенный характер социальной ответственности («В человеке социальная ответственность закладывается обучением и воспитанием»), с другой - согласны с естественным характером социальной ответственности. Встречались и взаимоисключающие и отрицательные суждения («Социальная ответственность есть, если начальство наседает», «Понимают социальную ответственность все, только не хотят выполнять требования и ограничения»), что свидетельствует о незрелом характере их отношения к социальной ответственности и их социально-ответственное мышление требует коррекции.

на формирующем этапе операционализация диагностики индивидуального уровня социально-ответственного мышления обучающихся включала анкеты и шкалы: Когнитивный компонент (социальная ответственность...что это?; усвоение понятийного аппарата; принципы социальной ответственности); Социальный компонент (приоритеты социальной ответственности; признаки добровольной и государственно-принудительной форм юридической ответственности); компетентностный компонент (социальная ответственность: знаю, понимаю, владею; готовность к социально-ответственному мышлению и поведению).

реализация концептуальной модели формирования социально-ответственного мышления обучающихся позволила увидеть результат - обеспечение индивидуальной траектории формирования социально-ответственного мышления каждого обучающегося, изменяющейся по приблизительной траектории 1) незаинтересованность и скептицизм; 2) наблюдение; 3) обучение и подготовка; 4) готовность и способность к социально-ответственному мышлению и поведению.

на основе проведенного анализа готовности и способности к социально-ответственному мышлению и поведению можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в условиях педагогического воздействия динамической

модели формирования социально-ответственного мышления обучающихся процессуальные характеристики и результативные параметры носят комплексный и согласованный характер, поскольку его различные проявления закономерно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Обучающиеся умеют устанавливать конструктивные отношения с другими людьми на основе взаимных интересов и соблюдения требований социальных норм, способны разрешать конфликты путем компромисса, реализующегося в правовом поведении, демонстрируют готовность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, ориентируясь на социально-полезное и одобряемое поведение.

Во-вторых, специфика процессов формирования социально-ответственного мышления обучающихся затрагивает не только их феноменологические проявления, сколько основные компоненты социальной ответственности — альтернативы выбора, его критерии и информационную основу. Осуществляют осознанный выбор по ценностным критериям безопасности и ответственности. Владеют методами отстаивания собственных интересов и интересов третьих лиц на основе понимания обязанности субъектов общественных отношений. Способны вносить коррективы в собственное поведение на основе уважительного отношения к установленным социальным нормам и правилам.

Педагогический эксперимент доказал, что концептуальная модель формирования социально-ответственного мышления обучающихся позволит выпускникам политехнического вуза успешно осуществлять профессиональную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долинина И.Г., Кошик А.В. Диагностика и результаты экспериментальной работы по формированию социально-ответственного мышления обучающихся/ И.Г. Долинина, А.В. Кошик//Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 3. - С. 29-35 (0,5 п.л., авт. текст - 0,25 п.л.).

2. Долинина И.Г., Кошик А.В. Педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления студентов / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Высшее образование сегодня. 2018. №1. - С. 23-25.

3. Долинина И.Г., Кошик А.В. Гносеологические основы формирования социально-ответственного мышления обучающихся / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Вестник высшей школы Alma mater. Педагогика и психология. 2018. №3. - С. 57-59.

4. Долинина И.Г., Кошик А.В. Социально ответственное мышление обучающихся как предмет научного анализа / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Вестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. - 2018. - №3.

5. Кошик А.В., Трефилов В.А. Организация педагогического эксперимента по внедрению новой дисциплины по направлению подготовки «Техносферная безопасность» / А.В. Кошик, В.А. Трефилов // Вестник высшей школы Almamater. Педагогика и психология. 2018. № 3 - С. 57-59 (0,43 п.л., авт. текст - 0,21 п.л.).

6. Кошик А.В., Трефилов В.А. Совершенствование подготовки выпускника по направлению «Техносферная безопасность» / А.В. Кошик, В.А. Трефилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования 2017. № 3. - С. 45-48 (0,62 п.л., авт. текст - 0,31 п.л.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.