сб.статей /Отв.ред. А.И.Высоцкий. - Рязань, 1986. - С.65-75.
8. Купцов И.И., Хроменок В.Г. Интеллект и воля в познавательной деятельности // В сб.: Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее: сб.тезисов Международной конференции. - М.: ИП РАН, 1992. - С.78-81.
9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: в 6-ти тт. Т.6. /Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - С.213-384.
10. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии, 1967, № 4. - С.72-81.
Долинина И.Г., Кошик А.В.
диагностика и результаты экспериментальной работы по формированию социально-ответственного мышления обучающихся
В последние годы в российской экономике, так же как и в мировой, меняется направленность результата деятельности с получения прибыли на социальное значение, поэтому особое значение приобретает выпускник политехнического вуза с сформированным социально-ответственным мышлением. Трансформация вызвана возрастающим техногенным риском и ролью человеческого фактора, с одной стороны, изменением социальных установок управления, обеспечения безопасных условий труда и социальной ответственности предприятий.
Система подготовки инженерно-технических кадров направлена на сближение профессионального образования с производством, в результате которого необходима переориентация структуры учебно-воспитательной системы в политехнических университетах, с практико-ориентированной на социально-ответственную.
В современном высшем политехническом образовании налицо существенный пробел в подготовке специалистов с социально-ответственным мышлением. Данный пробел возник в результате оторванности содержания образования по конкретному направлению от требований безопасности современных производств. Это привело к отсутствию требуемых специалистов на рынке труда и,
как следствие, возникновению множества опасных и трагических техногенных происшествий с тяжелыми последствиями.
Концепция социально-ответственного специалиста отражена на данный момент в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ РИСО 260006 - 2012 (Руководство по социальной ответственности) и международном профессиональном стандарте (ISO 26000:2010 Guidanceon social responsibility (IDT)), которая обуславливает необходимость изменения акцента в политехническом образовании на обучение социальной ответственности, что в конечном итоге влечет за собой безопасность и стабилизацию общества в целом.
Анализ отечественных и зарубежных работ по существующим подходам к формированию социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза показал насущность дальнейшей разработки данной проблемы. в результате мониторинга источников и литературы определены концептуальные основы исследования, выдвинута и экспериментально проверена гипотеза по повышению эффективности формирования социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза.
в последние годы наблюдается закономерный интерес к проблеме социальной ответственности личности и проведен ряд исследований. в научных работах по профессиональной педагогике исследовалась социальная ответственность будущих экономистов (А.Ф. Гулевская), специалистов физической культуры (O.P. Кривошеева); Е.Ф. Самариной изучалась эколого-социальная ответственность студентов в процессе естественнонаучного образования, Л.А. Барановской исследовалось формирование социальной ответственности студента в социокультурном пространстве.
Концепция социально-ответственного специалиста частично отражена в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000 - 2012 (Руководство по социальной ответственности ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility (IDT) и предполагает необходимость внесения значительных изменений в содержание инженерного образования, проведения модернизации форм и методов на всех уровнях обучения.
Основополагающим для данного исследования является уточненное определение «Социально-ответственное мышление обучающихся», которое мы понимаем как результат воспитания и обучения, выраженный в умении профессионально анализировать состояние общественных и производственных событий, явлений и процессов, связанных со стабильностью развития и безопасностью, на основе приобретенных компетенций готовность находить решение по преодолению проблем в нестандартных ситуациях, способность нести социальную ответственность [1-4].
На этапе проектирования нами был проведен анализ федерального государственного стандарта высшего образования по направлениям подготовки политехнического вуза, согласно которым цикл профессиональных дисциплин, формирующих социально-ответственное мышление обучающихся, включает в себя следующие дисциплины: безопасность жизнедеятельности, правоведение, психология безопасности труда, педагогика(уровень магистратуры), педагогика
высшей школы (уровень аспирантуры), методология формирования социальной ответственности.
Дисциплины профессионального цикла, формирующие социально-ответственное мышление обучающихся, и конкретные темы дисциплин: Безопасность жизнедеятельности (возникновение опасности и социальная ответственность, социальная ответственность в организации безопасности технологического процесса), Правоведение (юридическая ответственность, международное право и законодательство РФ по социальной ответственности), Психология безопасности труда (психологические основы развития мышления, процессы формирования социально-ответственного мышления обучающихся), Педагогика и Педагогика высшей школы (концептуализация, моделирование и технологизация формирования социально-ответственного мышления обучающихся, социальная компетентность), Методология формирования социальной ответственности специалиста (теория социальной ответственности, социальная ответственность как интегра-тивная область знания, социальная ответственность в условиях глобализации, внутренняя и внешняя социальная ответственность индивида, виды социальной ответственности, проблемы социальной ответственности).
В ходе формирующего эксперимента формирования социально-ответственного мышления обучающихся в процессе изучения учебных дисциплин профессионального цикла получены результаты приобретенных знаний, умений и владений:
Обучающийся знает:
- основные понятия теории социальной ответственности;
- механизмы возникновения опасностей и степень социальной ответственности;
- организацию безопасности технологического процесса;
- международное право и законодательство РФ;
- психологические основы развития мышления, процессы формирования социально-ответственного мышления обучающихся;
- методы выработки концепции и моделирования, технологии формирования социально-ответственного мышления;
- смысл и необходимость формирования социальной компетентности;
- историю возникновения и развития социальной ответственности как науки;
- виды и проблемы социальной ответственности;
- теоретические основания социальной ответственности как интегративную область знания;
- понятия «социум», «ответственность», «социальная ответственность», «социализация»;
- этические нормы социальной ответственности;
- основные положения теории, применяемые к профессиональному образованию;
- современные тенденции развития социального образования;
- методы социальной коммуникации.
Обучающийся умет:
- прогнозировать возникновение опасностей и определять степень социальной ответственности;
- организовать безопасность технологического процесса с позиции социальной ответственности перед обществом;
- умеет выполнять операции социально-ответственного мышления;
- применять методы выработки концепции и моделирования, технологию формирования социально-ответственного мышления и социальной компетенции;
- классифицировать виды социальной ответственности;
- применять теоретические основы социальной ответственности;
- объяснять понятия «социум», «ответственность», «социальная ответственность», «социализация»;
- соблюдать этические нормы в деятельности преподавателя;
- использовать методы социальной ответственности при выполнении научного исследования в области педагогического и профессионального образования;
- использовать основные положения теории социальной ответственности в преподавательской деятельности (в рамках дисциплин, связанных с преподаванием);
- критически оценивать и адекватно применять современные технологии профессионального образования.
Обучающийся владеет:
- навыками планирования организации безопасности технологического процесса с позиции социальной ответственности;
- демонстрирует способность и готовность прогнозировать возникновение опасностей и определять степень социальной ответственности;
- управляет производственными процессами с позиции обеспечения безопасности и социальной ответственности;
- социально- ответственной компетентностью;
- этическими нормами социальной ответственности;
- культурой научного исследования в области профессионального образования;
- навыками социальной компетентности в преподавательской деятельности.
Целенаправленно велось изучение основных понятий теории социальной
ответственности параллельно с изучением учебных дисциплин.
Динамика наблюдалась по следующим уровням:
1. Уровень узнавания и представления предполагает общее представление обучающегося о понятиях, свойствах, явлениях;
2. Уровень репродуктивного воспроизведения предусматривает умение обучающегося формулировать и классифицировать понятия, давать качественную и количественную оценку свойств и явлений;
3. Уровень продуктивного воспроизведения предполагает использование понятий в новых ситуациях; применение знания свойств в практических ситуациях; умение мыслить, самостоятельно разрабатывать алгоритмы, использовать межпредметные связи;
4. Уровень творческой деятельности предполагает умение «трансформировать» знания из одной области в другую, способность к исследованию и творческой деятельности.
В рамках компетентностного подхода нами определено, что компетентность социальной ответственности - система знаний, умений и навыков об обществе и ответственности перед ним, способность взаимодействовать с его институтами в интересах безопасности, готовность нести ответственность за свои действия.
Научно-обоснованными показателями компетентности социальной ответственности мы считаем: умение устанавливать конструктивные отношения с другими людьми на основе взаимных интересов и соблюдения требований социальных норм, способность разрешать конфликты ненасильственным методом, а путем компромисса, реализующегося в правовом поведении; готовность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, ориентируясь на социально-полезное и одобряемое поведение; владение методами отстаивания собственных интересов и интересов третьих лиц на основе понимания обязанности субъектов общественных отношений; способность вносить коррективы в собственное поведение на основе уважительного отношения к установленным социальным нормам и правилам.
Для будущих специалистов, в том числе опасных производств, связанных с риском, особенно актуально глубокое понимание юридической ответственности. Обучающимся необходимо различать признаки добровольной и государственно-принудительной форм реализации юридической ответственности: юридическая обязанность претерпеть неблагоприятные последствия, вытекающие из юридического факта совершения правонарушения; нормативность; юридической обязанностью соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права; правомерное поведение; состояние наказанности, формальная определенность, четкость и детализированность; претерпевание ограничений материального или личного характера; осуждение правонарушителя; применением мер поощрения (факультативный признак); обеспеченность государственным убеждением, принуждением или поощрением.
Система подготовки обучающихся ориентирована на готовность и способность к социально-ответственному мышлению и социально-ответственному поведению обучающихся, которые проявляются в заинтересованном отношении, готовности нести социальную ответственность и способности к взаимодействию в контексте изученной темы.
I. Заинтересованно отношусь к последствиям социальной и производственной деятельности:
- владею знаниями о моральной, социальной, правовой, юридической ответственности;
- у меня есть собственное мнение на основе владения нормативно-правовыми актами и понимания функций государственно-принудительной формы реализации юридической ответственности;
- я обсуждаю проблемы социальной ответственности на производстве среди
ближайшего окружения и в семье.
II. Готов нести социальную ответственность на производстве и в обществе:
- понимаю, что необходимо соблюдать на производстве и в обществе нормы морали, этики и права;
- могу оценить деятельность сотрудников и руководителей с позиции социальной ответственности.
III. Способен взаимодействовать в вопросах социальной ответственности с обществом, руководством предприятий и государственными институтами разного уровня:
- у меня есть основные знания законов и стандартов, регулирующих социальную ответственность;
- умею вести переговоры в трудной ситуации и готов к взаимному компромиссу.
На основании полученных результатов мы пришли к выволу, что обучающиеся старших курсов (обучающихся по дисциплине правоведение) и аспиранты (обучающиеся по дисциплине «методология формирования социальной ответственности специалиста» показали более высокий результат.
Результаты наблюдения за обучающимися в трех экспериментальных группах (90 человек) для определения уровней сформированности социально-ответственного мышления показали, что на начало первого этапа педагогического эксперимента лишь немногие обучающиеся имели актуальный уровень:
- социальная осведомленность (когнитивно-информационный критерий) - 12 %;
- просоциальная направленность (мотивационно-ценностный критерий) -
23 %;
- социальная активность (результативно-деятельностный критерий) - 24%;
- социальная самостоятельность (рефлексивно-прогностический критерий) - 16%.
На втором этапе педагогического эксперимента получили результаты, отражающие динамику формирования социально-ответственного мышления - актуальный уровень был отмечен у 44,5 % обучающихся.
По окончании экспериментальной работы зафиксированы результаты, которые отражают более значимые положительные изменения по всем уровням - актуальный уровень отмечен у 78,2 %. У половины обучающихся экспериментальных групп зафиксирован «нормативно-деятельностный» уровень социальной ответственности с социально-ответственным мышлением в модусе гармоничного единства модальностей «ответственный за» и «ответственный перед».
Формирующий эксперимент по формированию социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза результативен при реализации педагогической технологии формирования социально-ответственного мышления обучающихся. По всем разработанным показателям преобладает положительная оценка. Выявлены интегративные возможности и тенденция эффективности организации педагогического процесса формирования социально-ответственного
мышления обучающихся политехнического вуза. Это позволяет рекомендовать ее в качестве основы проектирования образовательного процесса в учебных заведениях по формированию социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долинина И.Г., Кошик A.B. Педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления студентов / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Высшее образование сегодня. 2018. №1. - С. 23-25.
2. Долинина И.Г., Кошик A.B. Гносеологические основы формирования социально-ответственного мышления обучающихся / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Вестник высшей школы Alma mater. Педагогика и психология. 2018. №3. - С. 57-59.
3. Долинина И.Г., Кошик A.B. Социально ответственное мышление обучающихся как предмет научного анализа / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Bестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. - 2018. - №3.
4. Долинина И.Г., Кошик A.B. Педагогический концепт «формирование социально-ответственного мышления обучающихся» / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Bысшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. 29-30 марта 2018 г.: РуДн - Москва, 2018. - С. 3-7.
Каплин С.Н.
сравнительный анализ ценностных ориентаций групп интернет-активистов и волонтёров
введение
Проблема влияния интернета на протекание различных социально-психологических процессов в современном обществе, на деятельность социальных институтов, их формирование и развитие сегодня сохраняет свою актуальность [3, 6, 9]. Одним из таких социальных институтов, активно развивающимся качественно и количественно, является институт волонтёрства, или добровольчества. Стоит отметить, что в России наиболее активно в этом участвует молодежь, в то время как в европейских странах государственные и муниципальные программы