Научная статья на тему 'Диагностика и результаты экспериментальной работы по формированию социальноответственного мышления обучающихся'

Диагностика и результаты экспериментальной работы по формированию социальноответственного мышления обучающихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КОМПЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / FORMATION / SOCIALLY RESPONSIBLE THINKING OF STUDENTS / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Кошик Андрей Вячеславович

В статье отражена необходимость обращения педагогики к проблеме формирования социально-ответственных обучающихся политехнического вуза на основе компетентностного подхода. Значительное внимание уделено авторским методам диагностики индивидуального уровня социальной ответственности обучающихся. Представлены признаки добровольной и государственно-принудительной форм реализации юридической ответственности, заинтересованное отношение, готовность нести социальную ответственность, способности к взаимодействию обучающихся. Представлена положительная динамика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS AND THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK FOR THE FORMATION OF SOCIO-RESPONSIBLE CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

The article reflects the need for Pedagogy to address to the problem of the formation of socially responsible students of a polytechnic university on the basis of a competence approach. It pays considerable attention to the author’s methods of diagnosing the individual level of social responsibility of students. The paper presents the signs of voluntary and state-compulsory forms of realization of legal responsibility, an interested attitude, readiness to bear social responsibility, ability to interaction with students. Positive dynamics is presented.

Текст научной работы на тему «Диагностика и результаты экспериментальной работы по формированию социальноответственного мышления обучающихся»

сб.статей /Отв.ред. А.И.Высоцкий. - Рязань, 1986. - С.65-75.

8. Купцов И.И., Хроменок В.Г. Интеллект и воля в познавательной деятельности // В сб.: Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее: сб.тезисов Международной конференции. - М.: ИП РАН, 1992. - С.78-81.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: в 6-ти тт. Т.6. /Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - С.213-384.

10. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии, 1967, № 4. - С.72-81.

Долинина И.Г., Кошик А.В.

диагностика и результаты экспериментальной работы по формированию социально-ответственного мышления обучающихся

В последние годы в российской экономике, так же как и в мировой, меняется направленность результата деятельности с получения прибыли на социальное значение, поэтому особое значение приобретает выпускник политехнического вуза с сформированным социально-ответственным мышлением. Трансформация вызвана возрастающим техногенным риском и ролью человеческого фактора, с одной стороны, изменением социальных установок управления, обеспечения безопасных условий труда и социальной ответственности предприятий.

Система подготовки инженерно-технических кадров направлена на сближение профессионального образования с производством, в результате которого необходима переориентация структуры учебно-воспитательной системы в политехнических университетах, с практико-ориентированной на социально-ответственную.

В современном высшем политехническом образовании налицо существенный пробел в подготовке специалистов с социально-ответственным мышлением. Данный пробел возник в результате оторванности содержания образования по конкретному направлению от требований безопасности современных производств. Это привело к отсутствию требуемых специалистов на рынке труда и,

как следствие, возникновению множества опасных и трагических техногенных происшествий с тяжелыми последствиями.

Концепция социально-ответственного специалиста отражена на данный момент в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ РИСО 260006 - 2012 (Руководство по социальной ответственности) и международном профессиональном стандарте (ISO 26000:2010 Guidanceon social responsibility (IDT)), которая обуславливает необходимость изменения акцента в политехническом образовании на обучение социальной ответственности, что в конечном итоге влечет за собой безопасность и стабилизацию общества в целом.

Анализ отечественных и зарубежных работ по существующим подходам к формированию социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза показал насущность дальнейшей разработки данной проблемы. в результате мониторинга источников и литературы определены концептуальные основы исследования, выдвинута и экспериментально проверена гипотеза по повышению эффективности формирования социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза.

в последние годы наблюдается закономерный интерес к проблеме социальной ответственности личности и проведен ряд исследований. в научных работах по профессиональной педагогике исследовалась социальная ответственность будущих экономистов (А.Ф. Гулевская), специалистов физической культуры (O.P. Кривошеева); Е.Ф. Самариной изучалась эколого-социальная ответственность студентов в процессе естественнонаучного образования, Л.А. Барановской исследовалось формирование социальной ответственности студента в социокультурном пространстве.

Концепция социально-ответственного специалиста частично отражена в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000 - 2012 (Руководство по социальной ответственности ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility (IDT) и предполагает необходимость внесения значительных изменений в содержание инженерного образования, проведения модернизации форм и методов на всех уровнях обучения.

Основополагающим для данного исследования является уточненное определение «Социально-ответственное мышление обучающихся», которое мы понимаем как результат воспитания и обучения, выраженный в умении профессионально анализировать состояние общественных и производственных событий, явлений и процессов, связанных со стабильностью развития и безопасностью, на основе приобретенных компетенций готовность находить решение по преодолению проблем в нестандартных ситуациях, способность нести социальную ответственность [1-4].

На этапе проектирования нами был проведен анализ федерального государственного стандарта высшего образования по направлениям подготовки политехнического вуза, согласно которым цикл профессиональных дисциплин, формирующих социально-ответственное мышление обучающихся, включает в себя следующие дисциплины: безопасность жизнедеятельности, правоведение, психология безопасности труда, педагогика(уровень магистратуры), педагогика

высшей школы (уровень аспирантуры), методология формирования социальной ответственности.

Дисциплины профессионального цикла, формирующие социально-ответственное мышление обучающихся, и конкретные темы дисциплин: Безопасность жизнедеятельности (возникновение опасности и социальная ответственность, социальная ответственность в организации безопасности технологического процесса), Правоведение (юридическая ответственность, международное право и законодательство РФ по социальной ответственности), Психология безопасности труда (психологические основы развития мышления, процессы формирования социально-ответственного мышления обучающихся), Педагогика и Педагогика высшей школы (концептуализация, моделирование и технологизация формирования социально-ответственного мышления обучающихся, социальная компетентность), Методология формирования социальной ответственности специалиста (теория социальной ответственности, социальная ответственность как интегра-тивная область знания, социальная ответственность в условиях глобализации, внутренняя и внешняя социальная ответственность индивида, виды социальной ответственности, проблемы социальной ответственности).

В ходе формирующего эксперимента формирования социально-ответственного мышления обучающихся в процессе изучения учебных дисциплин профессионального цикла получены результаты приобретенных знаний, умений и владений:

Обучающийся знает:

- основные понятия теории социальной ответственности;

- механизмы возникновения опасностей и степень социальной ответственности;

- организацию безопасности технологического процесса;

- международное право и законодательство РФ;

- психологические основы развития мышления, процессы формирования социально-ответственного мышления обучающихся;

- методы выработки концепции и моделирования, технологии формирования социально-ответственного мышления;

- смысл и необходимость формирования социальной компетентности;

- историю возникновения и развития социальной ответственности как науки;

- виды и проблемы социальной ответственности;

- теоретические основания социальной ответственности как интегративную область знания;

- понятия «социум», «ответственность», «социальная ответственность», «социализация»;

- этические нормы социальной ответственности;

- основные положения теории, применяемые к профессиональному образованию;

- современные тенденции развития социального образования;

- методы социальной коммуникации.

Обучающийся умет:

- прогнозировать возникновение опасностей и определять степень социальной ответственности;

- организовать безопасность технологического процесса с позиции социальной ответственности перед обществом;

- умеет выполнять операции социально-ответственного мышления;

- применять методы выработки концепции и моделирования, технологию формирования социально-ответственного мышления и социальной компетенции;

- классифицировать виды социальной ответственности;

- применять теоретические основы социальной ответственности;

- объяснять понятия «социум», «ответственность», «социальная ответственность», «социализация»;

- соблюдать этические нормы в деятельности преподавателя;

- использовать методы социальной ответственности при выполнении научного исследования в области педагогического и профессионального образования;

- использовать основные положения теории социальной ответственности в преподавательской деятельности (в рамках дисциплин, связанных с преподаванием);

- критически оценивать и адекватно применять современные технологии профессионального образования.

Обучающийся владеет:

- навыками планирования организации безопасности технологического процесса с позиции социальной ответственности;

- демонстрирует способность и готовность прогнозировать возникновение опасностей и определять степень социальной ответственности;

- управляет производственными процессами с позиции обеспечения безопасности и социальной ответственности;

- социально- ответственной компетентностью;

- этическими нормами социальной ответственности;

- культурой научного исследования в области профессионального образования;

- навыками социальной компетентности в преподавательской деятельности.

Целенаправленно велось изучение основных понятий теории социальной

ответственности параллельно с изучением учебных дисциплин.

Динамика наблюдалась по следующим уровням:

1. Уровень узнавания и представления предполагает общее представление обучающегося о понятиях, свойствах, явлениях;

2. Уровень репродуктивного воспроизведения предусматривает умение обучающегося формулировать и классифицировать понятия, давать качественную и количественную оценку свойств и явлений;

3. Уровень продуктивного воспроизведения предполагает использование понятий в новых ситуациях; применение знания свойств в практических ситуациях; умение мыслить, самостоятельно разрабатывать алгоритмы, использовать межпредметные связи;

4. Уровень творческой деятельности предполагает умение «трансформировать» знания из одной области в другую, способность к исследованию и творческой деятельности.

В рамках компетентностного подхода нами определено, что компетентность социальной ответственности - система знаний, умений и навыков об обществе и ответственности перед ним, способность взаимодействовать с его институтами в интересах безопасности, готовность нести ответственность за свои действия.

Научно-обоснованными показателями компетентности социальной ответственности мы считаем: умение устанавливать конструктивные отношения с другими людьми на основе взаимных интересов и соблюдения требований социальных норм, способность разрешать конфликты ненасильственным методом, а путем компромисса, реализующегося в правовом поведении; готовность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, ориентируясь на социально-полезное и одобряемое поведение; владение методами отстаивания собственных интересов и интересов третьих лиц на основе понимания обязанности субъектов общественных отношений; способность вносить коррективы в собственное поведение на основе уважительного отношения к установленным социальным нормам и правилам.

Для будущих специалистов, в том числе опасных производств, связанных с риском, особенно актуально глубокое понимание юридической ответственности. Обучающимся необходимо различать признаки добровольной и государственно-принудительной форм реализации юридической ответственности: юридическая обязанность претерпеть неблагоприятные последствия, вытекающие из юридического факта совершения правонарушения; нормативность; юридической обязанностью соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права; правомерное поведение; состояние наказанности, формальная определенность, четкость и детализированность; претерпевание ограничений материального или личного характера; осуждение правонарушителя; применением мер поощрения (факультативный признак); обеспеченность государственным убеждением, принуждением или поощрением.

Система подготовки обучающихся ориентирована на готовность и способность к социально-ответственному мышлению и социально-ответственному поведению обучающихся, которые проявляются в заинтересованном отношении, готовности нести социальную ответственность и способности к взаимодействию в контексте изученной темы.

I. Заинтересованно отношусь к последствиям социальной и производственной деятельности:

- владею знаниями о моральной, социальной, правовой, юридической ответственности;

- у меня есть собственное мнение на основе владения нормативно-правовыми актами и понимания функций государственно-принудительной формы реализации юридической ответственности;

- я обсуждаю проблемы социальной ответственности на производстве среди

ближайшего окружения и в семье.

II. Готов нести социальную ответственность на производстве и в обществе:

- понимаю, что необходимо соблюдать на производстве и в обществе нормы морали, этики и права;

- могу оценить деятельность сотрудников и руководителей с позиции социальной ответственности.

III. Способен взаимодействовать в вопросах социальной ответственности с обществом, руководством предприятий и государственными институтами разного уровня:

- у меня есть основные знания законов и стандартов, регулирующих социальную ответственность;

- умею вести переговоры в трудной ситуации и готов к взаимному компромиссу.

На основании полученных результатов мы пришли к выволу, что обучающиеся старших курсов (обучающихся по дисциплине правоведение) и аспиранты (обучающиеся по дисциплине «методология формирования социальной ответственности специалиста» показали более высокий результат.

Результаты наблюдения за обучающимися в трех экспериментальных группах (90 человек) для определения уровней сформированности социально-ответственного мышления показали, что на начало первого этапа педагогического эксперимента лишь немногие обучающиеся имели актуальный уровень:

- социальная осведомленность (когнитивно-информационный критерий) - 12 %;

- просоциальная направленность (мотивационно-ценностный критерий) -

23 %;

- социальная активность (результативно-деятельностный критерий) - 24%;

- социальная самостоятельность (рефлексивно-прогностический критерий) - 16%.

На втором этапе педагогического эксперимента получили результаты, отражающие динамику формирования социально-ответственного мышления - актуальный уровень был отмечен у 44,5 % обучающихся.

По окончании экспериментальной работы зафиксированы результаты, которые отражают более значимые положительные изменения по всем уровням - актуальный уровень отмечен у 78,2 %. У половины обучающихся экспериментальных групп зафиксирован «нормативно-деятельностный» уровень социальной ответственности с социально-ответственным мышлением в модусе гармоничного единства модальностей «ответственный за» и «ответственный перед».

Формирующий эксперимент по формированию социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза результативен при реализации педагогической технологии формирования социально-ответственного мышления обучающихся. По всем разработанным показателям преобладает положительная оценка. Выявлены интегративные возможности и тенденция эффективности организации педагогического процесса формирования социально-ответственного

мышления обучающихся политехнического вуза. Это позволяет рекомендовать ее в качестве основы проектирования образовательного процесса в учебных заведениях по формированию социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долинина И.Г., Кошик A.B. Педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления студентов / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Высшее образование сегодня. 2018. №1. - С. 23-25.

2. Долинина И.Г., Кошик A.B. Гносеологические основы формирования социально-ответственного мышления обучающихся / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Вестник высшей школы Alma mater. Педагогика и психология. 2018. №3. - С. 57-59.

3. Долинина И.Г., Кошик A.B. Социально ответственное мышление обучающихся как предмет научного анализа / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Bестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. - 2018. - №3.

4. Долинина И.Г., Кошик A.B. Педагогический концепт «формирование социально-ответственного мышления обучающихся» / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Bысшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. 29-30 марта 2018 г.: РуДн - Москва, 2018. - С. 3-7.

Каплин С.Н.

сравнительный анализ ценностных ориентаций групп интернет-активистов и волонтёров

введение

Проблема влияния интернета на протекание различных социально-психологических процессов в современном обществе, на деятельность социальных институтов, их формирование и развитие сегодня сохраняет свою актуальность [3, 6, 9]. Одним из таких социальных институтов, активно развивающимся качественно и количественно, является институт волонтёрства, или добровольчества. Стоит отметить, что в России наиболее активно в этом участвует молодежь, в то время как в европейских странах государственные и муниципальные программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.