ем; семьи в основном создаются и разрушаются, не привлекая старшее поколение; полное счастье представляется и без крепкой и устойчивой семьи.
литература
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004.
2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: ИНФА - М, 2005.
3. Сизанов А.Н. Психология семейных отношений. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.
4. Сорокин П. Кризис современной семьи // Вестник Московского университета. Сер. Социология и политология, № 3, 1997.
5. Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. - («Gaudeamus»). 2006.
6. Tyszka Zb. Rodzina we uspolczesnym swiecie. - Poznan: Wydawnauk. UAM,
2003.
Долинина И.Г.
моделирование процесса формирования гражданской компетентности обучающихся
Актуальность работы обусловлена необходимостью подготовки граждан России к политическому участию, что является объективной потребностью обновляемого общества, вставшего на путь восхождения РФ в систему мировой культуры. В педагогике России на сегодняшний день недостаточно разработаны теоретические основы формирования гражданской компетентности
обучающихся, практика не привлекает к этой задачи общественные структуры.
В разработанной в ходе многолетнего исследования методологии формирования гражданской компетентности обучающихся одно из центральных мест занимает поликомпонентная модель (рис. 1).
Модель представляет собой систему компонентов, взаимодействие которых обуславливает достижение необходимого результата - формирование гражданской компетентности обучающихся и повышение ее уровня.
Поликомпонентная модель обладает не только основными системообразующими признаками известных моделей сетевого взаимодействия «сетевой кооперации» и «ресурсной сети», но и объединяет в себе преимущества данных моделей и минимизирует присущие им недостатки.
Цель модели - исходя из социального заказа, сформировать гражданскую компетентность обучающихся.
Принятые в последний период в России документы (ФГОС, ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)» подтверждают, конкретный государственный заказ на образование и воспитание людей, способных к сотрудничеству, к толерантному отношению к окружающим, обладающих гражданским долгом и владеющих гражданскими убеждениями - словом, граждан, способных активно участвовать в общественной жизни и развитии государства.
В «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», указано, что именно сфера общего образования как синтез интеллектуальной, гражданской, духовной и культурной жизни призвана обеспечивать становление и развитие гражданственности обучающегося, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Федеральный закон «Об образовании» (2012 г.), декларирует принцип государственной политики в области образования - гуманистический характер образования, приоритет прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. среди основных задач системы образования указано - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. В программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», акцентируется внимание на реализацию комплекса мероприятий по формированию активной жизненной позиции индивида, осознанности гражданского долга, ответственности и готовности за судьбу Отечества. сегодня на государственном уровне гражданская компетентность признана основополагающей, а ее формирование - приоритетная задача системы образования.
Социальный заказ - ФГОС, ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» Целевой компонент - повышение индивидуального уровня гражданской компетентности.
Концептуальный компонент Гражданская компетентность - многоуровневое интегративное и постоянно развивающееся качество личности, которое объединяет в себе правовые и гражданские знания, умения и навыки, формирующие гражданские ценности и гражданскую позицию, необходимые для успешной самореализации в общественной жизни. Гражданско-информационная парадигма образования
когнитивный компонент
1 уровень. Учебная зрелость. Приобретение начальных правовых знаний, установления правовых отношений с людьми.
2 уровень. Ценностно-ориентированная зрелость. Усвоение основных гражданских ценностей, отражающих культурно-историческую память
3 уровень. Личностная зрелость. Формирование активной гражданской позиции, собственного мнения по поводу социальных ситуаций и проблем.
4 уровень. Гражданская зрелость. Готовность применить гражданские знания на практике; социализация учащихся как успешная интеграция в гражданское общество.
Институциональный компонент
• Средние общеобразовательные учебные заведения;
• Средние специальные учебные заведения г. Перми;
• Высшие учебные заведения (ПГНИУ, ПНИПУ, ПГПУ);
• Методические объединения преподавателей общественных дисциплин;
• Некоммерческие организации (АНО «Центр развития прав человека»);
• Аппарат Уполномоченного по правам человека;
• Аппарат и члены администрации Пермского края, депутаты Законодательного собрания ПК и Пермской городской Думы, Пермской краевой избирательной комиссии.
Процессуальный компонент организационно-педагогические условия реализации:
Гражданский форум, краевые олимпиада, конкурсы
организационно-функциональный компонент Информационная ф.; Коммуникационная ф.; Ресурсная ф.; Статусная ф..
критериально-диагностический компонент Критерии и показатели: знаниевый (правовые и гражданские знания), ценностный (гражданские ценности), поведенческий (готовность к гражданскому участию).
Рис. 1. Поликомпонентная модель формирования гражданской компетентности обучающихся
Значимость актуализации потенциала сетевого взаимодействия в контексте формирования гражданской компетентности обучающегося отражена в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.
Концептуальный компонент обеспечивает руководящую основу модели, которая определяет ее эффективное функционирование. Центральной частью компонента является компетентностный подход, определяющий результат педагогического влияния - формирование гражданской компетентности обучающихся.
Гражданско-информационная парадигма образования применена как ос-
нова методологии и проектирования модели формирования гражданской компетентности. «Гражданское» подразумевает цель развития, а «информационность», обеспечивая адекватные условия, создает средства для реализации прав и свобод граждан современной России, их ответственности за свои действия.
Экспликация гражданственности и информационности - процесс, в результате которого открывается содержание смены парадигмы образования, как целостного феномена, а его части имеют самостоятельное существование, отличаются одна от другой и вместе с тем связаны социальной детерминированностью.
спецификой содержательного компонента является определение поэтапного перехода исследуемой характеристики личности - гражданской компетентности обучающихся на более высокий уровень. В качестве основных этапов процесса формирования гражданской компетентности обучающихся нами выделены: 1 этап - учебной зрелости , 2 этап - личностной зрелости, 3 этап - гражданской зрелости.
субъект-субъектный компонент (обучающиеся, педагоги, кураторы) определяет характер взаимовлияния и взаимодействия в процессе формирования гражданской компетентности обучающихся. субъект-субъектный компонент предполагает, что педагоги и обучающиеся в своей деятельности являются главными субъектами педагогического процесса. субъект-субъектные отношения означают в нашем исследовании диалоговую культуру преподавания, а не просто традиционное обучение. В этом плане нам близко понимание педагога-новатора Е. Н. Ильина, который пишет, что субъект-субъектные отношения целостного педагогического процесса, возникающие в сложной звеньевой взаимосвязи эстетических и нравственных технологических решений, способствуют гармонии развития интеллектуальных особенностей обучающихся и таких приоритетных качеств, как доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность. В процессе учебной деятельности у обучающихся могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, нравственные основы, уважение и готовность к труду [57].
Институциональный компонент (организации, учреждения, институты - участники взаимодействия) придает устойчивость и открытость сетевой организации, а также возможность воспроизводства результатов формирования гражданской компетентности обучающихся в условиях изменяющихся внешних влияний и соответствующих внутренних потребностей личности.
Институциональный компонент содержит новый социальный характер образовательной деятельности, в которой обучающиеся получают не только необходимые знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам, но и получают основы гражданского воспитания, направленного на воспитание патриота и гражданина своего общества, защитника отечества, законопослушного и деятельного участника жизненного процесса. Опыт, полученный обучающимися как комплекс практических знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися в ходе специально организованной учебной деятельности
образовательных учреждений совместно с социальными партнерами (сетевого взаимодействия), играет огромную роль в становлении гражданского сознания обучающихся, в формировании гражданской компетентности и подготовке их к жизни в социуме.
Организационно-функциональный компонент (информационная, коммуникационная, ресурсная, статусная функции) обеспечивают работоспособность поликомпонентной модели формирования гражданской компетентности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия. компонент гармонично сочетает в себе дополняющие друг друга функции:
1. Информационная функция - каждый из субъектов сети декларирует свои основные информационные ресурсы и источники; определяет по согласованию с другими субъектами принципы их применения в общих или индивидуальных целях, повышается информационный потенциал каждого.
2. коммуникационная функция - это расширение коммуникационной инфраструктуры в техническом и географическом смысле и расширение возможностей доступа, вступления в коммуникацию с теми или иными социальными субъектами.
3. Ресурсная функция содействует объединению различных типов материальных ресурсов субъектов сети ради достижения общей цели.
4. Статусная функция создала возможность строить отношения между субъектами не только от имени образовательного или другого учреждения, но и от имени сети как представителя сетевой организации, имеющей соответствующий деловой, научный и корпоративный статус.
критериально-диагностический компонент позволяет определить динамику уровня сформированности гражданской компетентности обучающихся по заданным уровням (низкий, средний, высокий) и критериям (знаниевый критерий - знания о принципах государственного и общественного устройства: политические, правовые, социальные, исторические, культурологические знания; ценностный критерий - сформированная гражданская позиция, усвоение гражданский ценностей, таких как патриотизм, свобода, толерантность, гражданский долг, уважение прав и свобод человека, национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей; поведенческий критерий - умение критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, уметь пользоваться своими правами и защищать их - вести дискуссию, аргументировать свою позицию, конструктивно строить социальное взаимодействие).
Эффективность реализации модели обеспечивается организационно-педагогическими условиями, которые объединяют все компоненты модели, структурируют их деятельность, одновременно показывая и доказывая жизнеспособность и успешность разработанной модели. к ним относятся: использование системы форм и методов, способствующих накоплению гражданских знаний и усвоению гражданских ценностей; обеспечение специфики взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, актуализирующей гражданскую пози-
цию и участие в жизни общества; привлечение иностранного языка и создание языковой среды для более эффективного понимания и принятия чужой культуры, а также обогащения опыта гражданской деятельности.
Основные выводы и результаты исследования заслушивались, обсуждались и получили положительную оценку на научных, научно-практических конференциях, семинаров различного уровня: Oxford Education Research Symposium (Великобритания г. Оксфорд 2015, 2016), Международной конференции «Образовательные технологии и образование» EUROPMENT (Швейцария, Греция
2014), EDUCATION AND SCIENCE WITHOUT BORDERS (Германия, Мюнхен,
2015), VII Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» РУДН (Москва, 2014, 2015); Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире» (Сочи, 2014).
литература
1. Алексеев В.Н. Формирование гражданской компетентности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия. Автореф. К.пед.н. Оренбург 2014 _С.. 24.
2. Алексеев, В.Н., Долинина, И.Г. Формирование гражданской компетенции в условиях Ассоциации «Содружество». / В.Н. Алексеев, И. Г. Долинина // Высш. образование сегодня. - 2013. - № 2. - С. 34-37.
3. Алексеев, В.Н., Долинина, И.Г. Педагогические условия формирования гражданской компетентности обучающихся. / В.Н. Алексеев, И. Г. Долинина // Высш. образование сегодня. - 2013. - № 8 - С. 33-37.
4. Alexeev, V.N., Dolinina, I.G. Interactive and online methods of forming civic competence of students. / Advances in educational technologies // Proceedings of the 2014 international conference on education and modern educational technologies (EMET 2014). Santorini Island, Greece, July 18-20, 2014. P. 76-83.
5. Алексеев, В.Н., Долинина, И.Г. Сетевое взаимодействие - актуальная потребность современного образования/ В.Н. Алексеев, И. Г. Долинина //Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии, ком-петентностный подход». Пермь 2013. - С. 256-262.
6. Алексеев, В.Н., Долинина, И.Г. Историко-философская ретроспектива понимания «гражданской компетентности» личности / В.Н. Алексеев, И. Г. Долинина //Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии, компетентностный подход». Пермь 2014. - С. 312-318.
7. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования : моногр. / И.Г. Долинина. - М-во образования и науки Рос. Федерации, - Пермский гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2011.
8. Dolinina I.G. Civic culture at pedagogical activity in contemporary Russia // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11, № 5. - С. 527-531.