УДК 378(470+571)
ББК 74.48
И.Г. Долинина
ГРАЖДАНСКО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрен процесс смены образовательной парадигмы. Обоснована необходимость гражданско-информационной парадигмы в России и формирования политической культуры.
Ключевые слова: парадигма, гражданско-информационная парадигма, формирование политической культуры.
В конце XX - начале XXI века постепенно накапливаются изменения в характере образования - в его целях и содержании. Цель образования сегодня это не воспитание «строителя коммунизма», как было в советский период, а воспитание «свободного человека», творческая инициатива, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года и означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями, хотя само понятие «парадигма» используется ими не всегда. В педагогической научной литературе публиковались высказывания российских авторов по поводу взаимосвязи инновационных явлений в образовательной практике с возможным изменением самой парадигмы педагогики.
Необходимость смены парадигмы осмыслена западной философией достаточно давно. Шестой доклад Римскому клубу, опубликованный в книге «Нет пределов обучению» (1979), подготовленной авторской группой в составе: Дж. Боткин (США), М. Эльманджра (Марокко) и М. Малица (Румыния), посвящен проблемам образования, способного, по мнению авторов, значительно сократить разрыв в уровне культуры людей различных социальных групп, стран и регионов мира.
Процесс выработки парадигм стимулирует выдвижение новых теорий. По мнению К. Бейби, «парадигма, как используемый в социальной науке термин, есть некоторый перспективный фрейм (a perspective frame of
©
Долинина И.Г., 2012
Долинина Ирина Геннадьевна - д-р пед. наук, доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: irina_edu@mail.ru.
reference) соотнесения для рассмотрения социального мира, состоящий из совокупности концептов и допущений» [1, с. 24]. «Парадигма - это ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает мир» [1, с. 25].
Парадигма - это модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев. Образовательная (воспитательная) парадигма - модель образовательной (воспитательной) деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев. Мы понимаем парадигму как регулятив, совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, регулирующих исследование, систему научной деятельности.
В современном образовании на смену формально-знаниевой приходит современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения главная задача состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области.
Акцент ставится на непрерывном обновлении знаний, умений и навыков. Новую парадигму образования часто охарактеризуют как знания «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется способностью к постоянному обучению. Целью образования провозглашено овладение основами человеческой культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.), учение в течение всей жизни. Позиции участников учебного процесса определены как взаимное партнерство. Учебный процесс характеризуется динамичной структурой учебных дисциплин, демократическим и эгалитарным методами, динамичными формами организации. Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. Контроль и оценка осуществляется на основе самоконтроля и самооценки обучающихся.
В настоящее время педагогическая наука описывает личностно ориентированную, духовно ориентированную, здоровьетворящую, экологическую, антропологическую, синергетическую и другие парадигмы. Многие исследователи стремятся обосновать свою парадигму.
Исследуя гуманистическую сущность и концептуальные основы новой парадигмы образования, считаем, что, с одной стороны, в информационном обществе и парадигма образования должна быть информационной, с другой стороны, субстанциональной основой современного общества является ответственность человека за свои собственные действия, а значит, гражданской.
Экспликация гражданственности и информационности - процесс, в результате которого открывается контекст смены парадигмы образования как
целостного феномена, а его части имеют самостоятельное существование, отличаются одна от другой и вместе с тем связаны социальной детерминированностью.
«Гражданско-информационная парадигма образования - это методологический конструкт, который интегрирует основополагающие философские, политологические и педагогические научные теории, объясняющие направление развития современного мира, способы поиска новых знаний о нем и приоритетные ценностные ориентации образовательного конструирования» [2].
Гражданско-информационная парадигма включает в себя совокупность фундаментальных знаний, ценностей, научных убеждений, методов и приемов, выступающих в качестве эталона научной деятельности для большинства представителей научного сообщества.
Значение гражданско-информационной парадигмы состоит в научно обоснованном выборе средств и методов, соответствующих конкретно поставленной цели - подготовка обучающихся к жизни в демократическом обществе.
В России до начала 1990-х годов образование в сфере политической культуры сводилось к пропаганде марксистско-ленинской идеологии (в качестве государственной моноидеологии), опыта строительства социализма. В настоящее время по Конституции «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие», «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Налицо глубокие трансформации в глубинных основах жизни людей, в их нормах, установках и ценностях.
В руках преподавателей находится мощный инструмент влияния на судьбу России. Как отмечал американский публицист Д. Дос Пассос, «...это плод усилий целого поколения в большей мере, чем отдельного индивида, но каждый из нас, хорошо ли, плохо ли, призван вложить по кирпичику в общую постройку. Поколение не может продвинуться дальше среднего уровня, достигнутого людьми его составляющими, однако любое выдающееся усилие воздействует на этот уровень. Каждый обязан идти вперед, насколько это в его силах» (цит. по: [3, с. 7]).
Изменяются и философские основания образования: «главная задача личности - определить свою „меру жизни“, научиться понимать смысл происходящего, относиться к нему с позиций собственных возможностей и целей, выработать личностные критерии существования. Поэтому цель образования - способность к самостоятельному суждению, выбору, поступку; научить человечности („мере жизни“), т.е. состраданию, терпимости, доброте и справедливости» [4].
В самом широком смысле «политическое участие» означает возможность и желание гражданина играть определенную роль в принятии полити-
ческих решений. В узком смысле слова это право гражданина контролировать правильность и точность выполнения властью принятых решений.
Необходимо провести различие между «политическим участием» в данном значении, с одной стороны, и заинтересованностью, взаимодействием, с другой стороны. «Заинтересованность» означает активную позицию, когда гражданин ощущает, что жизнь государства, политические решения и его частная жизнь взаимосвязаны и влияют друг на друга независимо от того, приводит ли это к осуществлению определенного права при принятии политических решений или нет. «Заинтересованность» и «участие» в полной мере реализуются во взаимодействии государственных институтов и граждан.
Можно определить связь между тремя данными понятиями следующим образом: заинтересованность - субъективная данность, зависит от личности гражданина; участие - регулярная акция, осуществление которой разрешается политической системой; взаимодействие - результат предыдущих двух явлений, определяющийся взаимоотношениями между государством и личностью.
Без осуществления в политической жизни данных явлений не представляется возможным реализовать политико-правовые нормы, заложенные в Конституции Российской Федерации, такие как правовое, демократическое, социальное государство, многопартийность, разделение власти и т. п.
Позволим себе не согласиться с мнением некоторых российских авторов, считающих, что высокий уровень политической культуры может быть лишь у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более активно это участие, тем уровень политической культуры выше. Однако практика показывает, что далеко не все люди, добровольно и сознательно включающиеся в политику, обладают необходимым уровнем политической культуры. Нельзя педагогической целью образования ставить воспитание политиков-профес-сионалов, речь идет о политических знаниях, умении «самостоятельно ориентироваться в мире политики и успешно действовать в нем согласно своим индивидуальным склонностям „просто“ в качестве сознательных граждан, в качестве журналистов, активных участников экономической или избирательной политики, кандидатов на государственные посты и другие должности» [5, с. 143].
Для того чтобы наши выпускники в будущем могли полноценно участвовать в политической жизни общества и успешно интегрироваться в развивающиеся политические отношения, адекватно воспринимать политический мир и уметь ориентироваться в нем, необходимо развивать у них способность к участию в политической жизни в активной конвенциональной форме, посредством целенаправленного педагогического процесса как специфического средства самоидентификации личности.
Образование, политическая дидактика и социализация - это фундаментальный фактор политической жизни.
Не следует превращать политическое знание в «сакральное». Для современной России, которая на протяжении последних десяти-пятнадцати лет ищет пути самоидентификации и развития, эта проблема особенно актуальна.
По нашему убеждению, цель образования, его необходимый результат -подготовка будущих граждан к конвенциональному политическому участию, самоопределению и политической социализации. В вузе целесообразно реализовать это при изучении не только политологии, но и социологии, права, культурологии, экономики, истории России, объединенных в раздел «Социально-гуманитарные дисциплины».
Новая система образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек: экономических, национальных, семейных, политических и др. Поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучить в отрыве от нравственных и правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.
Изучение правовых и моральных норм ущербно, если оно не связано с реальной жизнью общества, с теми противоречивыми процессами, которые в ней протекают. Поэтому при изучении любого социального объекта (семья, производство, национальные отношения и т. п.) должны раскрываться все аспекты изучаемого: и объективные тенденции происходящего, и правовое регулирование, и нравственные нормы. Именно таким образом обучающийся будет введен в реальную жизнь общества и, точнее, всесторонне осмыслит ту реальность, в которой он живет.
Вместе с тем ситуация в российской системе образования такова, что, несмотря на взятый почти двадцать лет назад (с 1994 года!) Министерством образования Российской Федерации курс на повышение роли гражданско-правового образования обучающихся, опора в этом важнейшем вопросе (что вполне традиционно для нашей страны) происходит не на государство, а в основном на педагогов-подвижников, создающих новые авторские программы, курсы, учебники.
Таким образом, смена образовательной парадигмы нашла отражение в нормативных документах и научных трудах, и требует переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, форм, методов обучения. Наблюдается несоответствие между нормативными декларациями и фактическим положением дел в образовании в сфере формирования политической культуры, отсутствует перевод в конкретные образовательные стандарты, программы, планы, учебно-методические материалы. Сложность реализации смены парадигмы образования в контексте формирования политической культуры более чем очевидна, так как речь идет о смене старых типов политической культуры новыми, а происходит это постепенно. Феномен россий-
ской политической культуры характеризуется дихотомичностью, и в силу этого не представляется возможным вести речь о «гражданской» политической культуре как о законченном результате педагогического процесса. Ориентиром и критерием эффективности будет определенная подготовленность к гражданскому политическому участию в условиях противоречивого, но развивающегося демократического общества России.
Список литературы
1. Baiby K.D. Methods of Social Research New York. - London, 1982. -
230 р.
2. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования. - Пермь, 2011. - 366 с.
3. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя / Самар. пед. гос. ун-т. - Самара; СПб., 1997. - 172 с.
4. Адамский А.И. Авторская школа. Инновационное движение в российском образовании. - М.: Парсифаль, 1997. - 172 с.
5. Уайльке Дж. Гуманитарное воспитание и специализация в области политических наук в США // Политические исследования. - 1996. - № 4. -С.134-145.
Получено 21.05.2012
I.G. Dolinina
CIVIC AND INFORMATIONAL PARADIGM OF EDUCATION IN RUSSIA
The paper describes the process by which the educational paradigm is changed. The authors give grounds for the necessity of implementing civic and informational paradigm in Russia and formation of political culture.
Keywords: paradigm, civic and informational paradigm, formation of political culture.