Научная статья на тему 'Изменение парадигмы образования в контексте формирования гражданской политической культуры'

Изменение парадигмы образования в контексте формирования гражданской политической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧАСТИЕ / PARADIGM OF EDUCATION / CIVIL POLITICAL CULTURE / PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна

Показано качественное изменение парадигмы образования. Выделены элементы парадигмы, направленные на становление личности гражданина и формирование гражданской политической культуры. Обоснована направленность образования на подготовку к гражданскому политическому участию как результату образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing the paradigm of education in the context of the formation of civil political culture

The article shows the qualitative change in the paradigm of education. The elements of the paradigm related to the formation of a citizen's personality and political culture are revealed. The educational direction aimed to prepare citizen for the participation in political life is considered as a result of education.

Текст научной работы на тему «Изменение парадигмы образования в контексте формирования гражданской политической культуры»

УДК 32 001+37.013 И.Г. Долинина

ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Показано качественное изменение парадигмы образования. Выделены элементы парадигмы, направленные на становление личности гражданина и формирование гражданской политической культуры. Обоснована направленность образования на подготовку к гражданскому политическому участию как результату образования.

Ключевые слова: парадигма образования, гражданская политическая культура, участие.

Необходимость смены парадигмы осмыслена мировой философской мыслью достаточно давно. Шестой доклад Римскому клубу, опубликованный в книге «Нет пределов обучению» (1979), подготовленной авторской группой в составе: Дж. Боткин (США), М. Эльманджра (Марокко) и М. Малица (Румыния), посвящен перспективным проблемам образования, способным, по мнению авторов, значительно сократить разрыв в уровне культуры людей различных социальных групп, стран и регионов мира.

Термин «парадигма» в науковедение ввел американский историк науки и философии Т. Кун, им он обозначил признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Не вдаваясь в анализ специфики научной парадигмы, ее системы в развитии науки, соглашаясь с позицией Т. Куна, отметим, что содержание понятия «парадигма» - это «... совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества» [1. С. 220], «парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана» [1. С. 143].

Процесс выработки парадигм стимулирует выдвижение новых теорий. По мнению К. Бейли, «парадигма, как используемый в социальной науке термин, есть некоторый перспективный фрейм (a perspective frame of reference) соотнесения для рассмотрения социального мира, состоящий из совокупности концептов и допущений» [2. С. 24], «парадигма - это ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает мир» [2. С. 25].

Приведем употребляемое в научной дискуссии педагогов (Е.В. Бондаревская, О.К. Гасанов, В.А. Извозчиков, В.В. Краевский, Н.Л. Коршунова, М.Н. Потемкин) понимание термина «парадигма», позволяющее конкретизировать авторскую позицию.

Парадигма - модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев. Понятие «образовательная (воспитательная) парадигма» - модель образовательной (воспитательной) деятельности как совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев.

Парадигма педагогическая определена Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспировым как «совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регуляторов)» [3. С. 104].

В современном образовании на смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения главная задача состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области.

А.М. Новиков демонстрирует смену парадигмы учения в индустриальном и постиндустриальном обществах [4].

Сегодня востребован выпускник, не только владеющий знаниями, но и способный осваивать основы знаний и использовать их для самореализации.

Акцентируем внимание на наиболее значимых положениях. Ценности - учение для самореализации человека в жизни. Провозглашена новая цель образования - направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими,

профессиональными и т.д.); учение в течение всей жизни. Позиции участников учебного процесса определены как взаимное партнерство. Динамичная структура учебных дисциплин; демократический и эгалитарный методы; динамичные формы организации учебного процесса. Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. Контроль и оценка осуществляются при смещении акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся.

Анализ демонстрирует актуальность поставленных педагогических целей и задач. Сложность реализации более чем очевидна, так как речь идет о смене старых типов политической культуры новыми, а происходит это постепенно, «путем постепенного замещения одних ценностей и ориентаций другими» [5. С. 46], как отмечает Л.А. Фадеева. Вместе с тем, «попытки наложить на российское общество кальку концепции «гражданской» культуры, разработанной на основе анализа стабильных западных демократий, оказались не эффективными [6. С. 10]. Феномен российской политической культуры характеризуется дихотомичностью, и в силу этого не представляется возможным вести речь о «гражданской» политической культуре как о законченном результате педагогического процесса, ориентиром и критерием эффективности будет определенная подготовленность к гражданскому политическому участию в условиях противоречивого, но развивающегося демократического общества России.

Формирование политической культуры как социума в целом, так и индивида в частности происходит при активном влиянии макро- и микросферы посредством адаптации, коммуникации, социальной интеграции. Макросфера включает в себя политику, экономику, культуру, социальную среду. Семья, школа, ученические коллективы, ближайшее окружение составляют микросреду. Постоянное взаимодействие и взаимовлияние макросферы и микросферы формируют политическую культуру, под воздействием которой развивается личность. Существенную роль в исследуемом процессе играет образование, по сути дела все элементы микросферы связаны с образованием, но нельзя сбрасывать со счетов и остальные составляющие, влияние которых может быть более действенным на молодых людей, особенно в период смены общественно-политической системы, а следовательно, распада прежней советской политической культуры как целостной парадигмы и замещение ее новой, что само по себе процесс сложный и противоречивый. Политическое образование играет важную роль в гармонизации отношений между личностью и группой, государством и обществом.

В руках преподавателей и учителей находится мощный инструмент влияния на судьбу России. Как отмечал американский публицист Д. Дос Пассос, «...это плод усилий целого поколения в большей мере, чем отдельного индивида, но каждый из нас, хорошо ли, плохо ли, призван вложить по кирпичику в общую постройку. Поколение не может продвинуться дальше среднего уровня, достигнутого людьми, его составляющими, однако любое выдающееся усилие воздействует на этот уровень. Каждый обязан идти вперед, насколько это в его силах» [7. С. 7].

«Важным звеном механизма формирования политической культуры является образование, которое подразумевает построение системы знаний о социальной жизни и, в этой связи, о закономерностях политической жизни» [8. С. 193]. Разумеется, одних знаний недостаточно, и свое видение данной проблемы мы изложим в дальнейшем, но считаем необходимым остановиться на феномене «политического участия».

Перечисленные работы внесли значительный вклад в развитие педагогической науки, но в полной мере не смогли разрешить столь многогранную проблему, как формирование политической культуры учащихся, о чем свидетельствуют мнения педагогов-практиков, высказанные не раз в педагогической периодике. Например заслуженный работник школы С.С. Хозе пишет: «В настоящее время школа не располагает критериями учета и оценки политических знаний учащихся. Дело в том, что абсолютное большинство учителей затрудняются в определении путей и условий психолого-педагогического влияния на процесс приобщения старшеклассников к политической культуре, в выявлении объективных и субъективных факторов, способствующих повышению эффективности этого процесса. Не случайно в массовой школьной практике преобладает не качественная сторона, а количество формально организованных, так называемых «политических мероприятий». И далее, «ученым следовало бы сосредоточить усилия на исследовании политических интересов старшеклассников, путей и условий повышения политической зрелости 14 - 16-летних подростков, определении уровней и критериев сформированности их политической культуры, ее нравственного и духовного аспекта, в целом ее гуманизации» [9].

Динамика социальных и политических процессов в России в начале XXI в. такова, что актуальной является задача формирования политической культуры граждан, доминантной характеристикой

которой будет способность и потребность в заинтересованности в процессах общественного бытия, политическом участии и взаимодействии с государственными и общественными структурами всей политической системы.

В самом широком смысле «политическое участие» означает возможность и желание гражданина играть определенную роль в принятии политических решений. В узком смысле слова - это право гражданина контролировать правильность и точность выполнения властью принятых решений.

Необходимо провести различие между «политическим участием» в данном значении, с одной стороны, и заинтересованностью, взаимодействием, с другой стороны. «Заинтересованность» означает активную позицию, когда гражданин ощущает, что жизнь государства, политические решения и его частная жизнь взаимосвязаны и влияют друг на друга независимо от того, приводит это к осуществлению определенного права при принятии политических решений или нет. «Заинтересованность» и «участие» в полной мере реализуются во взаимодействии государственных институтов и граждан.

Можно определить связь между тремя данными понятиями следующим образом:

- заинтересованность - субъективная данность, зависит от личности гражданина;

- участие - регулярная акция, осуществление которой разрешается политической системой;

- взаимодействие - результат предыдущих двух явлений, определяющийся взаимоотношениями между государством и личностью.

Без осуществления в политической жизни данных явлений не представляется возможным реализовать политико-правовые нормы, заложенные в Конституции Российской Федерации, такие как правовое, демократическое, социальное государство, многопартийность, разделение власти и т. п.

Педагогической целью преподавания обществознания в школе следует считать насущную необходимость в формировании такого уровня политической культуры учащихся, который позволил бы ученикам проявлять в будущей жизни заинтересованность, участие и взаимодействие в социально-политической действительности.

Стоит обратиться к мнению некоторых российских авторов, считающих, что высокий уровень политической культуры может быть лишь у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более активно это участие, тем уровень политической культуры выше. Однако практика показывает, что далеко не все люди, добровольно и сознательно включающиеся в политику, обладают необходимым уровнем политической культуры. Нельзя педагогической целью образования ставить воспитание всех обучающихся как политиков-профессионалов, то есть речь идет о политической грамотности, умении «самостоятельно ориентироваться в мире политики и успешно действовать в нем согласно своим индивидуальным склонностям "просто" в качестве сознательных граждан, в качестве журналистов, активных участников экономической или избирательной политики, кандидатов на государственные посты и другие должности» [10. С. 143].

Для того чтобы выпускники в будущем могли полноценно участвовать в политической жизни общества и успешно интегрироваться в развивающиеся политические отношения, адекватно воспринимать политический мир и уметь ориентироваться в нем, необходимо развивать у них способность к участию в политической жизни в активной конвенциональной форме, посредством целенаправленного педагогического процесса как специфического средства самоидентификации личности. Абсолютно правомерно А.И. Щербинин считает образование, политическую дидактику и социализацию фундаментальным фактором политической жизни: «Политический процесс никогда не сводился к деятельности профессиональных политиков и экспертов. Закрывая для других эту сферу, превращая политическое знание в "сакральное", политики рискуют оказаться в плену собственных схем и "правил внутреннего распорядка", упуская из виду динамику политического мира. Для современной России, которая на протяжении последних десяти - пятнадцати лет ищет пути самоидентификации и развития, эта проблема особенно актуальна» [11. С. 169].

Методической основой исследования явились международные документы и государственные акты Российской Федерации. Прежде всего Декларация прав человека, принятая на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., один из пунктов которой гласит: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [93. С. 6].

Государства - члены ООН, подписавшиеся под Конвенцией о правах ребенка, соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на «воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также к принципам, провозглашенным в Уставе ООН; ...подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» [12. С. 16].

Из рассмотренных документов очевидно, что меняется понимание целей, содержания и результата образования - меняется его парадигма.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его адаптацию в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно- и социально-интегрированного результата, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Татур и др.).

Необходимый результат, по нашему убеждению, ориентирован на подготовку будущих граждан к конвенциональному политическому участию, самоопределению и политической социализации.

Обозначенная проблема нашла свое отражение в нормативных документах Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ, что и послужило методологическими ориентирами для данного исследования. В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что содержание образования должно обеспечить «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры» и под образованием «понимается направленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». «Содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [13].

Данная трактовка содержания образования получила дальнейшее развитие в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой 13 января 1996 г. В качестве государственной политики установлен приоритет образования и ожидаемых результатов развития системы образования на период до 2005 г. - укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества. Среди основных целей и задач определено воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Принципами государственной политики в области образования среди прочих являются:

1) «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.;

2) .свобода и плюрализм в образовании» [14. С. 1].

Образование должно обеспечить формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Основной функцией образования является содействие социализации личности, то есть ее становлению, усвоению индивидом культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции на основе усвоения социального опыта - формированию политической культуры.

Поскольку, согласно научным представлениям, социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании, - школьное социально-гуманитарное образование выполняет следующие функции:

- «в сфере деятельности: ориентировка в основных видах социальной активности, формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознание личных и социальных возможностей их осуществления;

- в сфере общения: обогащение содержания и форм общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;

- в сфере самосознания: формирование образа собственного "я" как активного объекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции» [15].

В нормативных документах Министерства образования и науки подчеркивают, что особое внимание должно быть обращено на образовательную обществоведческую подготовку. Кем бы ни стал выпускник - математиком, инженером, коммерсантом и т. д., он должен быть интегрирован в реально существующее общество. Знания о человеке и обществе нужны не только тем, кто избрал «профиль», а всем. Поэтому на первом плане должно быть обществознание - как общеобразовательный обязательный для всех учащихся интегральный учебный курс.

Новая система образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек: экономических, национальных, семейных, политических и др. Поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучить в отрыве от нравственных и правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.

Обучение и воспитание гражданина и человека - это не разные процессы, это единый процесс. Изучение правовых и моральных норм ущербно, если оно не связано с реальной жизнью общества, с теми противоречивыми процессами, которые в ней протекают. Поэтому при изучении в школе любого социального объекта (семья, производство, национальные отношения и т. п.) должны раскрываться все аспекты изучаемого: и объективные тенденции происходящего, и правовое регулирование, и нравственные нормы. Именно таким образом обучающийся будет введен в реальную жизнь общества и точнее, всесторонне осмыслит ту реальность, в которой он живет.

Вместе с тем, ситуация в российской системе образования такова, что, несмотря на взятый Министерством образования Российской Федерации с 1994 г. курс на повышение роли гражданско-правового образования учащихся, опора в этом важнейшем вопросе (что вполне традиционно для нашей страны) происходит не на государство, а в основном на педагогов-подвижников, создающих новые авторские программы, курсы, учебники.

В Российской Федерации разработана Стратегия государственной молодежной политики на период до 2016 г., которая определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь:

- вовлечение молодежи в общественную жизнь и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

- выявление, продвижение, поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России [16].

Ряд работ посвящен исследованию различных аспектов политической культуры учащихся. В работах Л.Н. Богомолова рассматриваются общая культура человека и политическая культура как ее часть. Н.И. Элиасберг разрабатывает задачи этико-правового воспитания школьников. О.В. Петриченко рассматривает процесс формирования политической культуры с точки зрения гуманизации и аскеологии. Ж.К. Плескач считает, что политическая культура учащихся не может быть сформирована до необходимого в современных условиях уровня без экономических знаний и экономической культуры. Большое внимание формированию демократической культуры в аспекте демократического и гражданского образования уделяется в работах И.Д. Фрумина. Специфику педагогического руководства деятельностью учащихся в курсе «Человек и общество» в процессе преподавания политологии исследует Ю. Ассеф.

Интересно исследование Г.А. Аминева и А.А. Копаневой «Политическая культура старшеклассников», которые определяют политическую культуру старшеклассника как «социально обусловленный уровень развития его личности в сфере общественно-политической деятельности» [17. С. 12]. Далее авторы предложенное определение рассматривают на основе психологической теории деятельности и выбирают блоки: мотивы, планирование, выбор цели и принятие решения, исполнение, реализацию плана - обратную связь и контроль. Нам такой подход представляется невозможным, поскольку данное

определение рассматривалось сквозь призму идеологической системы СССР, вне представлений политологии. Политическая деятельность в образовательных учреждениях запрещена Законом об образовании 1993 г. И организовывать педагогический процесс только с точки зрения деятельности недостаточно, а именно деятельности в этой работе отведено приоритетное место. Кроме того, как мы выяснили ранее, деятельность является лишь одним из компонентов политической культуры. Можно констатировать, что речь должна идти о подготовке будущих граждан к политической деятельности на основе политологических знаний, выработанных умений и навыков и системы ценностей. Не является государственной нормой системы образования и целью педагогического процесса партийность (как заявлено в работе), так как одна из основ конституционного строя в Российской Федерации - многопартийность.

Не определены критерии и уровни индивидуального развития политической культуры, в силу этого вряд ли исследование можно считать репрезентативным.

А.Т. Чечикин рассматривает формирование политической культуры учащихся на гуманитарных предметах и во внеурочной деятельности. Предложенное им определение политической культуры учащихся имеет ряд недостатков, что объясняется в значительной мере временем написания работы (1993), когда не были приняты основные нормативные документы: Конституция РФ (1993) и Закон об образовании РФ (1992). Понятие «политическая культура учащихся» определяется А.Т. Чечикиным через понятие «идеологическая убежденность», что противоречит первой главе Конституции РФ.

Кроме того, политическая культура понимается как «обобщенная характеристика человека, который сочетает глубокое знание политики с общей культурой». Нам представляется такое понимание недостаточным. Справедливость требует признания того, что в целом исследование А.Т. Чечикина дает позитивный результат, то есть позволяет формировать более высокий уровень политической культуры учащихся. Для определения уровня политической культуры старшеклассника оценка проводилась по различным «видам знаний», оценивалась степень «усвоения социально-экономических реформ» учащимися, проверялось знание понятий. Воспитательная составляющая педагогического воздействия определена как «идейно-политическая», и одновременно автор заявляет о необходимости обучать не идеям, а способам политического мышления.

Конструктивными элементами данных исследований являются: анализ и развитие интереса обучающихся к политическим процессам, событиям, личности лидера; методы работы с понятийным аппаратом предмета; активные и интерактивные формы и методы формирования политической культуры; ориентация педагогического процесса на личность.

Отмеченные недостатки, на наш взгляд, обусловлены невозможностью обращения авторов к теоретическим основам самого концепта «политическая культура», так как ко времени написания работ не было в России опубликовано литературы по политологии.

Смена образовательной парадигмы нашла отражение в нормативных документах и научных трудах и требует переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, форм, методов обучения. В целом научную разработанность проблемы формирования политической культуры обучающихся считаем недостаточной. Преобразования должны опираться на соответствующие теоретико-методологические основы, пронизывать все компоненты образовательного процесса, отражаться на деятельности его субъектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

2. Battistoni R. Public Schooling and the Education of Democratic Citizens. University Press of Mississippi, 1985. P. 187.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 160 с.

4. Новиков А.М. Развитие отечественного образования // Полемические размышления. М.: Эгвес, 2005. 176 с.

5. Фадеева Л.А. Политическая культура: курс лекций. Пермь, 2000. 160 с.

6. Гельман В.Я. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение // Политическая социология и современная политика. СПб., 2000. С. 10.

7. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М.: Речь, 1999. 260 с.

8. Политология: рабочая кн. преподавателя и студента / под ред. А.В. Миронова, Ю.В. Северова, В.А. Варыв-дина. М., 1998. 193 с.

9. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. №4. С. 29-36.

10. Уайльке Дж. Гуманитарное воспитание и специализация в области политических наук в США // Политические исследования. 1996. № 4. С. 143.

11. Щербинин А.И. Что же будет с Родиной и с нами? // Полис. Политические исследования. 2003. № 4. С. 169.

12. Всеобщая декларация прав человека: утверждена и проведена генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. М.: Ассоциация содействия ООН - СССР, 1989. 8 с.

13. Закон РФ «Об образовании» // Федеральное собрание. М., 1993. 35 с.

14. Из кризиса к достойной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газ. 2000. № 43.

15. 12-летняя школа: проблемы и перспективы развития общего среднего образования / под ред. В.С. Лебедева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 1999. 24 с.

16. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-р. URL: http://www.admhmao.ru/socium/molod/ Yprav/1760.htm

17. Аминев Г.А., Копанева А.А. Политическая культура старшеклассника. М.: Знание, 1987. 80 с.

Поступила в редакцию 18.06.11

I. G. Dolinina

Changing the paradigm of education in the context of the formation of civil political culture

The article shows the qualitative change in the paradigm of education. The elements of the paradigm related to the

formation of a citizen's personality and political culture are revealed. The educational direction aimed to prepare citizen

for the participation in political life is considered as a result of education.

Keywords: paradigm of education, civil political culture, participation.

Долинина Ирина Геннадьевна, Dolinina I.G.,

кандидат педагогических наук, доцент candidate of pedagogy, associate professor

ГОУВПО «Пермский государственный университет» Perm State University

614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 614990, Russia, Perm, Bukireva st., 15

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.