МЕЖЕВИКИНА Елена Алексеевна
Соискатель кафедры управления образованием Педагогического института
Южный федеральный университет
344006, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33 Контактный телефон: (918) 515-54-01 e-mail: elena.mezhevikina@mail.ru
Гражданское образование в контексте процессов модернизации
Ключевые слова: гражданское общество; гражданское образование; гражданские ценности; правовое сознание; гражданский долг.
Аннотация. Гражданское образование в современной школе как многоплановая и скоординированная деятельность (государства - главного заказчика на образование и гражданского общества) по формированию нравственного облика личности становится частью образовательной политики в целом и педагогической практики в частности. Процесс формирования данного педагогического феномена может быть полноценно осмыслен только в широком культурном контексте, интегрирующем философию, историю, общественно-политические науки. Для преодоления кризисных явлений в нравственно-правовом сознании молодого поколения необходимо изучение условий развития гражданского образования старшеклассников. Это поможет сформировать у учащихся средних школ основы правовой и политической культуры, способствующие становлению общественно активной личности.
Современная социокультурная ситуация в построении гражданского общества заметно усиливает процессы противостояния новым цивилизационным вызовам. От образовательных стратегий гражданского образования, адекватных для начала XXI века, ждут ответов на вопрос «Каким будет человек в гражданском обществе?» разные группы общества: политики, чиновники, родители, бизнес-сообщество, профессиональные и общественные организации, средства массовой информации, правозащитники и др.
Гражданское образование в современной школе представляет собой многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государства как главного заказчика на образование, а также региональных сообществ и гражданского общества в целом по формированию нравственного облика личности. Данная характеристика наиболее полно реализует способность школьника к сознательному, мотивированному поведению, усвоению и принятию нравственных норм, выражаемых в моральных понятиях, правилах, принципах, законах выработки алгоритма становления гражданских ценностей, правового сознания и гражданского долга, чувства верности Отечеству, использования их в качестве личностных критериев нравственной оценки и самооценки. Это - образование, ориентированное на формирование совокупности гражданских свойств личности.
Новое качество социальных ожиданий связано с осознанием того, что все свои проблемы общество может решать только через образованного и культурного (воспитанного) человека, способного к продуктивному сотрудничеству и совместной деятельности в сообществах, состоящих из людей, отличающихся вероисповеданием, национальностью, менталитетом, убеждениями, образом и смыслом жизни. Человек как субъект культуры, истории, собственной жизни представляет собой главный предмет
© Межевикина Е. А., 2010
образования и науки. Гражданское образование становится частью образовательной политики общества в целом и педагогической практики в частности.
Процесс формирования такого педагогического феномена, как гражданское образование может быть наиболее полно осмыслен только в широком культурном контексте, интегрирующем философию, историю, общественно-политические науки.
Современные концепции гражданского образования опираются на различные представления о гражданине, гражданстве и гражданском обществе, зачастую характеризующиеся внутренней противоречивостью ввиду их длительной эволюции и разных культурно-исторических трактовок, что затрудняет определение методологических ориентиров формирования целей и содержания гражданского образования.
С учетом указанных проблем гражданское образование в контексте его личностно ориентированной парадигмы направлено на утверждение идеи приоритета прав человека, их защиту. В демократическом обществе ее реализация призвана обеспечивать достижение социального консенсуса в решении проблем гражданского строительства, а также умение постигать истину через диалог, поскольку подрастающему поколению предстоит находить ответы на сложные вопросы, касающиеся определения прав этносов, функционирования национальных языков и национальных культур, сохранения национально-этнических компонентов духовной культуры.
В ходе модернизации российского общества, нацеленной на укрепление основ правового государства, среди прочих неотложных задач, предстоит решить такую, как создание гомогенной правовой культуры демократического (гражданского) типа. О социальной значимости для России проблемы целенаправленного формирования правой культуры, и в частности правовых ценностей, подробно писали еще русские историки государственной школы, а чуть позже - замечательный мыслитель И. А. Ильин, который, анализируя историю Российского государства, объяснял причины политических кризисов исходя из характера правосознания российского общества.
В современной России правовые реформы не сопровождаются пока целенаправленным воспитанием молодежи в ценностях права. Между тем эти ценности не формируются естественным путем, практикой современных российских социально-экономических отношений. Не укоренены они и в культурно-исторической традиции России. Поэтому разработка концепции гражданского образования современного молодого поколения должна опираться на знание реальных правовых установок и ценностей, которые воспроизводятся в обществе и воспринимаются молодежью.
Для преодоления кризисных явлений в нравственно-правовом сознании молодого поколения необходимо изучать условия развития гражданского образования старшеклассников средних школ.
Одним из приоритетов образовательной деятельности школы и важнейшей ее задачей согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» является «воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине». В Концепции определены новые требования, предъявляемые к системе российского образования [1. С. 8]:
• школа (в широком смысле слова) должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности;
• обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способности к сотрудничеству; кроме того, они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны;
• использование потенциала образования для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной
напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства, формирования профессиональной элиты.
В качестве базовых компетенций гражданское образование сегодня включает в себя такие современные аспекты, как правовой, мультикультурный, демократический, наднациональный, институциональный и др., находящие свое отражение во множественной (или многоуровневой) идентичности гражданина.
Знание правовых норм и отношений, а также ценности и образы формируют нравственно-правовое сознание гражданина, которое реализуется в его соответствующем поведении. В этой связке определяющим компонентом формирования гражданских ценностей является нравственно-правовое сознание, поскольку именно оно определяет поведение человека.
В правосознании можно выделить такие составные элементы, как знание правовых норм, законов, Конституции РФ, ценностное отношение к правовой организации конкретного общества, которое может включать критику действующего права и иных по отношению к существующей системе права ценностных ориентаций, направленных на признание возможности ее изменения. Правосознание выполняет функции отражения и оценки всех ее остальных компонентов: права как совокупности норм, правовых институтов, правового поведения, а также порождаемых юридическими нормами правовых отношений. В качестве системообразующего элемента правового сознания выступают правовые ценности, которые детерминируют правосознание и правовую культуру в целом. Они служат мотивообразующим основанием, участвуют в определении целей и средств развития личности, являются основой принятия решений и критерием того, к чему следует стремиться и чего следует избегать, выступают в качестве арбитра при разрешении внутренних конфликтов.
Для устранения низкого уровня нравственного и правового воспитания, преодоления кризисных процессов, неуважения прав и свобод человека и гражданина, для борьбы с конфронтацией в обществе от всех государственных и общественных институтов требуются незамедлительные действия по утверждению прав и свобод человека и гражданина, а также утверждению законности.
В науке методологически уже сформирована система универсальных ценностей, определяющих не только моральные, но и правовые системы цивилизованных стран.
А. А. Пинский называет следующие базовые нормы, ценности, отношения, входящие в систему права:
• ценность индивидуальной свободы;
• ценность межчеловеческой и межгрупповой толерантности;
• недопустимость насилия и агрессии;
• ценность собственности и материального достатка;
• уважение к труду;
• уважение к жизни;
• недопустимость дискриминации разного рода, идея принципиального правового равенства людей;
• почитание реального альтруизма и жертвенности;
• ощущение ценности естественного многообразия и, соответственно,
• ощущение сомнительности различных искусственных унификаций;
• переосмысление достоинства и ценности природы, «экологическая идея» [2. С. 15]
Самосознание как сознание личности, направленное «вовнутрь», «на самого себя»,
непосредственно формируется в процессе идентификации ценностей культуры, ценностей социума. Нравственно-правовое самосознание реализуется в нравственной жизни и правовых отношениях, в понимании собственных ценностно-смысловых оснований, определяющих отношения с миром, государством, ближайшим окружением;
оно интерпретируется в качестве способности к переживанию, самооценке, рефлексии себя как свободной, нравственной личности и гражданина. Нравственно-правовое самосознание нацелено на самооценку нравственных сил человека, направляемую идеалом самосовершенствования. Нравственность связана со свободой и ответственностью. Нравственный человек - тот, кто свободно признает личность в другом, считается с ней, строит жизнь на началах взаимодействия свободных и ответственных людей.
В процессе гражданского образования у учащихся формируются основы правовой и политической культуры, способствующие становлению общественно активной личности, «обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием» [3. С. 20]. А таким человек «не дан» непосредственно: только с помощью образования, представляющего собой процесс целенаправленно организованного взаимодействия с людьми на началах разума, взаимной ответственности и свободы, он становится личностью. В этом заключается основная посылка идеи нравственно-правового самосознания.
Моделируя современную систему гражданского образования, ученые пришли к выводу о том, что она должна концентрировать в себе образ человека культуры, т. е. свободной, гуманной, духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, способной к творческой самореализации в мире культурных ценностей, к нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Все это диктует необходимость проектирования оптимальной системы гражданского образования, которая согласно Закону «Об образовании» должна «максимально полно соответствовать складывающемуся типу культуры, отвечая на актуальные вопросы современной цивилизации».
Процессуальные связи объясняют возможность и обоснованность рассмотрения и организации гражданского образования как культурного процесса, как процесса вхождения человека в целостный мир культуры, как единства духовного, нравственного и личностного становления гражданина, не ограничивая его лишь функцией социализации. Такова комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой являются правовое, гражданское и нравственное обучение и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.
Для создания системы гражданского образования требуется, прежде всего, общность позиции в употреблении основных понятий, поскольку воспитательный процесс конструируется как своеобразный культурный акт (событие), опирающийся на закономерности и механизмы усвоения содержания в виде значений и смыслов путем перевода их субъектами на уровень личностных культурных смыслов (когнитивных, ценностных, регулятивных), являющихся главными образующими в структуре целостного сознания личности, а также универсальными структурными элементами культуры. Культурным событием для нас служит порождение смыслов, в которых ученик выступает как субъект мыследеятельности, творец собственных смыслов, выражающий личностное отношение к содержанию образования.
Учет взаимосвязи культуры и человека на протяжении всей его жизни позволит конструировать образование целостно, т. е. не как этап подготовки молодежи к жизни, а как полноценную во всех отношениях и в первую очередь в культурном плане, саму жизнь. Такую взаимосвязь можно считать одним из основных предметов исследования при разработке культурологических концепций целостности образования, поскольку она во многом определяет необходимую содержательную и процессуальную основу «очеловечивания» воспитания и обучения, т. е. гуманизацию образования:
1) целостную аксиологическую основу как единство ценностных ориентаций отдельно взятого человека и системно-структурную организацию культурных ценностей человечества;
2) целостное представление о закономерностях развития человека как существа природного, социального и духовного;
3) целостное представление о единстве деятельности и сознания;
4) целостное представление о содержании образования как усваиваемом опыте, представляемом в единстве значений и смыслов (единство объективного и субъективного, социального и индивидуального, бытийного и рефлексивного);
5) универсальность механизмов порождения и обретения значений и личностных смыслов как главных образующих сознания, и т. д.
По мнению С. И. Гессена, «каждому слою культуры не должен соответствовать определенный общественный класс, но каждый человек, участвуя в хозяйственной жизни общества и в гражданской его жизни, должен быть причастен к образованности». Отсюда, цели и задачи образования он определил как «приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращения природного человека в культурного», отметив при этом, что «деление культуры определяет и деление образования на его виды», а значит, «в основе деления понятия образования лежит, таким образом, признак целей, преследуемых образованием» [4. С. 36].
В рамках современного правового государства, опирающегося на институты гражданского общества, функционирует модель правового поведения, состоящая в диалоге власти и человека, основанная на принципах личной инициативы, осознания индивидом собственной ценности и правового статуса, на реальном уважении к закону и готовности его неукоснительно соблюдать.
Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от нравственно-правового образования, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве.
Центральными понятиями правового воспитания являются категории «право» и «закон». Современный исследователь А. А. Потякин справедливо считает, что «от того, как население понимает право, во многом зависит и состояние законности в стране, и степень правового нигилизма» [5. С. 349]. Если человек будет понимать право как результат естественно-исторического развития, который можно оценить как достижение общественной мысли, что ведет к созданию гражданского общества и на его основе правового государства, в котором высшей ценностью являются права и свободы человека, и деятельность всех государственных органов, общественных организаций направлена на достижение этой цели, то и принцип законности будет рассматриваться не только как строгое и неуклонное соблюдение и выполнение требований законов и основанных на них нормативно-правовых актов государственными органами, но и всеми участниками общественной жизни. Именно такое понимание права позволит человеку почувствовать себя свободным, правильно оценить роль государства как защитника и гаранта прав и свобод. Человек перестанет ощущать себя «винтиком», постепенно начнет осознавать свою значимость и вместе с тем ценить право и сознательно соблюдать его нормы, что и является основным признаком правовой культуры гражданского общества.
Рассмотренные выше тенденции и процессы имеют место в ходе модернизации средней школы. На наш взгляд, их необходимо учитывать при проектировании отечественного гражданского образования. В связи с этим возрастает потребность в воспитании гибкой личности, способной в большей степени быть нескончаемо вовлеченной в процесс самосозидания и самореконструкции, нежели определять себя через адаптацию к однажды принятым социальным ролям, не являющимся более жизнеспособными и потому утратившим смысл.
Становление системы гражданского образования зависит от разнообразия и качества мыслительной и практической деятельности школьника, в процессе которой прослеживается генезис его нравственных свойств и психических функций.
Качественные изменения структуры интеллекта характеризуются четким переходом от чувственных восприятий нравственных и правовых понятий до абстрактных суждений и далее - к целеустремленному поведению. От качественных изменений структуры интеллекта зависит развитие нравственных качеств личности. Гражданское образование становится культурообразующим фактором, противостоящим потоку разрушения, различным формам интеллектуального нигилизма и социального цинизма, оно формирует осмысленное социальное действие личности.
Источники
1. Концепции модернизации российского образования // Вестн. образования. 2002. № 3.
2. Пинский А. А. Образование свободы и несвобода образования. М. : АПК и ПРО, 2001.
3. Аникеев А. С., Борисова О. В., Симоненко П. П. Рекомендации по организации гражданско-правового образования в общеобразовательных учреждениях Калужской области. Калуга : Калужский ин-т социологии, 2001.
4. Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М. : Школа-пресс, 1995.
5. Потякин А. А. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / ред.
В. Ю. Большаков. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000.