Е.В. Трубицына
Формирование гражданско-правовой культуры инновационного типа у современных школьников
В статье раскрывается сущность и содержание процесса формирования гражданско-правовой культуры инновационного типа современных школьников основной и старшей школы. Представлено дополненное определение понятий «гражданско-правовая культура общества», «гражданско-правовая культура личности», «гражданско-правовая культура школьников» (личностный, мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты). Рассматриваются
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
модели формирования гражданско-правовой культуры инновационного типа у школьников в аспекте новых образовательных стандартов, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ключевые слова: гражданско-правовая культура общества, гражданско-правовая культура личности, гражданско-правовая культура инновационного типа современных школьников, гражданско-правовое сознание, гражданско-правовое образование, деятельность в сфере гражданско-правовой культуры.
На данном этапе развития российского общества особого внимания требуют формы, методы и приемы формирования духовно-нравственных ценностей, гражданско-правовой культуры современных школьников. Новая образовательная парадигма на всех ступенях (от дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений) предусматривает непрерывное развитие личности, формирование человека культуры, активного члена гражданского общества. Развитие инновационной экономики в нашей стране требует подготовленных специалистов, обладающих не только высоким профессионализмом, но и имеющих правовую, коммуникативную и информационную компетентность [1]. Мы считаем, что этот процесс необходимо комплексно осуществлять уже в школьном возрасте, особенно на второй (основная школа) и третьей (старшая школа) ступенях обучения.
Выпускники общеобразовательных учреждений должны уметь ориентироваться в гражданско-правовых вопросах, разрешать различные гражданско-правовые ситуации, соблюдать нормы гражданско-правового поведения, обладать деловыми качествами, нравственной устойчивостью к негативным явлениям в сфере гражданско-правовых отношений современного общества. Очень важное значение имеет также ответственность в отношениях с другими людьми. От сформированности гражданско-правовой культуры выпускников школы во многом будет зависеть решение проблем формирования современного гражданского общества и его стабильности в нашей стране.
Теоретическая разработка основных положений концепции формирования гражданско-правовой культуры школьников была и остается определяющей в отечественной педагогике ХХ-ХХ1 вв. Без уяснения ее ведущих идей, анализа положительных и негативных тенденций развития педагогической науки и школьной практики невозможны понимание сущности рассматриваемого процесса, причин неблагополучия в сфере процесса формирования гражданско-правовой культуры школьников в настоящее время, определение стратегии ее развития на близкую и отдаленную перспективу.
По мнению В.Ю. Сморгуновой, гражданско-правовой культура «отражает систему гражданских отношений и прав, существующих в обществе, в котором господствует закон. Гражданская культура включает в себя и выражает различия между обществом и государством, имплицитно содержит механизм разрешения противоречий и экономических, социальных и политических конфликтов. Она является толерантной по своей сути, миротворческой по своей нацеленности, интегративной по содержанию. <...> Однако можно высказанному тезису противопоставить еще другой: гражданское общество - носитель критической, взрывной функции по отношению к государству, если оно ущемляет права граждан, если оно забывает о своих функциях заботиться о гражданах. В самом гражданском обществе также могут ущемляться права различных общин, сообществ. Панацея от этого - сочетание гражданской и правовой культуры в едином, целостном, неделимом комплексе» [7, с. 281]. В то же время, «. речь должна идти о взаимодействии, в котором не только гражданское общество служит базой демократической государственности, но и правовое государство расширяет права человека и гражданина от различных деформаций в структурах гражданского общества» [3, с. 39].
Под непосредственным воздействием гражданско-правовой культуры общества формируется гражданско-правовая культура личности. Она включает в себя гражданскую и правовую культуру, комплекс норм гражданско-правовых отношений, духовно-нравственные ценности, систему знаний и их реализацию в повседневной жизни.
Изучив образовательные парадигмы и концепции ученых (политологов, психологов, социологов, представителей педагогической науки), практиков (педагогических работников, представителей региональных учреждений образования России), родителей, граждан мы можем сделать вывод о том, что гражданско-правовая культура может трактоваться в широком и узком смыслах, в зависимости: а) от субъектов гражданско-правовых отношений (юридический контекст); б) от области применения; в) от организационного контекста (где и как формируется).
Мы считаем, что гражданско-правовая культура в широком смысле -это социально обусловленный процесс формирования и развития гражданско-правовых отношений, гражданско-правового образования (обучения, воспитания, развития), формирующий гражданско-правовое сознание. Особый характер приобрел этот процесс в период модернизации гражданского общества и реформирования правового государства в нашей стране с учетом общеевропейской образовательной парадигмы.
Нам видится, что гражданско-правовую культуру в узком смысле (у школьников) следует понимать как социально обусловленный процесс
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
формирования и развития гражданско-правовых отношений детей и взрослых (обучающихся начальной, основной, старшей школы, их родителей и педагогических работников, социальных партнеров) в процессе гражданско-правового образования (обучения, воспитания, развития), процесс, способствующий в течение школьного периода формированию и развитию гражданско-правового сознания, отвечающий вызовам времени. Исследования показывают нам, что такую культуру смогут формировать у школьников лишь качественно подготовленные в высших учебных заведениях педагогические работники, обладающие гражданско-правовой культурой инновационного типа. Подготовка таких профессионалов - одна из главных задач университетского образования, которое является важнейшим институтом формирования гражданского общества. На данном этапе модернизации российского образования происходит наполнение новым содержанием образовательных программ и государственных стандартов. Их новый гражданско-правовой, когнитивный и эмоционально-оценочный потенциал сможет выступить значимым фактором гражданско-правового образования и нового типа гражданско-правовой культуры как нового типа коллективной идентичности российских граждан. Перед профессиональным педагогическим сообществом стоит важнейшая задача формирования личности, активно участвующей в развитии и совершенствовании гражданского общества в России. Мы считаем, что «построение гражданского общества во многом зависит от уровня гражданско-правовой культуры его граждан» [8].
Можно отметить наличие в российской действительности свойств, препятствующих созиданию гражданского общества в ближайшем будущем: «Современная российская политико-правовая ментальность имеет ряд характерных особенностей: неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуважения и законопослушания; незрелое, деформированное правосознание; девальвация моральных и духовных ценностей; упоение свободой без границ; элементы вседозволенности; утрата доверия к власти и т.д.» [4, с. 5].
Мы, как и многие представители профессионального педагогического сообщества, видим возможности решения данных проблем в разработке и реализации эффективных моделей формирования гражданско-правовой культуры инновационного типа современных школьников. Одним из ее ведущих элементов мы считаем гражданско-правовое образование. В Письме Минобразования РФ от 15 января 2003 г. № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» раскрывается система формирования личности
гражданина России. «Общепризнанно, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. <.. .> Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни, иными словами, создание в школе демократического уклада жизни. Основными элементами демократического уклада являются:
- идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу - как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
- демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
- превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;
- широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
- создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
- создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного соуправления, моделирование институтов демократии;
- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.
Перед педагогическим сообществом поставлена задача участия в становлении и развитии института гражданского общества, личности юного гражданина России» [5]. Это направление в педагогике определено как одно из наиболее важных в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС-2) [9]. Исследуя нормативно-правовые документы ФГОС-2, мы обратили внимание на социальный заказ, изложенный в Концепции формирования
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
духовно-нравственных ценностей и личности гражданина России. В этом документе, в частности, отмечается, что «Сфера педагогической ответственности в этом процессе (духовно-нравственное развитие и воспитание. - Е.Т.) определяется следующими положениями:
- усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
- общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
- содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства»
[2, с. 15-16] .
Исследуя практический опыт по формированию гражданско-правовой культуры современных школьников, мы встретили трактование понятия «гражданско-правовая культура личности школьника» через признание ценностей человека и гражданина, прав и свобод личности и общества; проявление гражданских и патриотических чувств; реализацию актуальной гражданской позиции в социально-ориентированной и личностно значимой деятельности, в защите ценностей демократического общества [6]. Мы считаем, что эти качества личности и составляют основу гражданско-правовой культуры школьников, формирование которой основывается на гражданско-правовом образовании инновационного типа.
Это позволяет говорить о необходимости разработки такой модели формирования гражданско-правовой культуры, которая уже со школьной скамьи способствует формированию ее основных элементов: гражданско-правового сознания на основе духовно-нравственных ценностей современного гражданского общества путем качественного гражданско-правового образования инновационного типа, следовательно, позитивного гражданско-правового поведения школьников, их гражданской идентичности. Нами выдвинута и апробирована гипотеза о возможности
формирования гражданско-правовой культуры школьников при определенных социально-педагогических условиях. При разработке ведущих элементов модели:
- разработана концепция формирования гражданско-правовой культуры инновационного типа современных школьников;
- дополнено и расширено понятие формирования гражданско-правовой культуры инновационного типа современных школьников;
- разработана и апробирована комплексная модель формирования гражданско-правовой культуры инновационного типа современных школьников;
- разработана и апробирована программа курсов повышения квалификации для руководящих педагогических работников с модулем «Гражданско-правовая культура участников образовательного процесса»;
- разработаны и апробированы курсы дополнительного образования для школьников «Мы и Конституция РФ», «Дискуссия - ведущий элемент успешной социализации», «Основы гражданско-правовой культуры школьников»;
- разработаны и реализуются модели переговорных площадок-дискусси-онных центров и др.
Реализуя данные условия, образовательные учреждения формируют личность школьника, обладающего гражданско-правовой культурой.
Мы согласны, что «Современный образованный человек - это новый субъект политической деятельности и гражданских отношений, это человек, способный включиться в международный политический и правовой дискурс, открытый новому межэтническому пониманию, признающий факт интернационализации международного образовательного и социально-культурного пространства. <...> Инновационный тип гражданско-правового образования, который начинает складываться в России, должен быть ориентирован на личность, обладающую активной гражданской позицией, эмоционально-нравственной готовностью непосредственно участвовать в социально-политической жизни страны и способствовать ее процветанию и стабилизации при глубокой убежденности в праве других этнических и социальных групп, социально-политических конгломераций утверждать соответствующие и собственные уникальные модели гражданского социально-нравственного поведения» [7, с. 280].
Мы продолжаем изучение эффективности процесса формирования гражданско-правовой культуры школьников подросткового и старшего возраста в условиях развития образования инновационного типа и становления современного российского гражданского общества.
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
Библиографический список
1. Белова В.А., Корнеева И.Г. Должностные обязанности и функции работников образования. М., 2010.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010.
3. Красин Ю. Гражданское общество, плюрализм и толерантность // Стратегии формирования гражданского общества в России. СПб., 2002.
4. Матузов Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм как явления российского политического менталитета // Право и жизнь. 2002. № 3(6).
5. Письмо Минобразования РФ от 15.01.2003 г. №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // Правотека. ЦКЪ: http://pravoteka.ru/pst/907/453293.html- (дата обращения: 12.01.2012).
6. Программа развития НОУ СОШ «Европейская школа “Ех рго1^о” с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов». ЦКЪ: http://euros. perm.ru/ (дата обращения: 12.01.2012).
7. Сморгунова В.Ю. Гражданско-правовая культура и развитие гражданского общества в России в контексте образовательной парадигмы Болонского движения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право). 2005. № 5(11). С. 278-295.
8. Трубицына Е.В. Социальный заказ российского общества - воспитание гражданско-правовой культуры школьников // Современные проблемы воспитания и образования / Под ред. А.Д. Солдатенкова. Вып. 5. М., 2006. С. 5-7.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.