intercultural communicative competence/Abilchanova // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 4 (9). -С. 54-59.
2. Басова О.В. Обучение профессиональной лексике студентов международников / О.В. Басова // Вестник современных исследований. - 2017. - № 6-1(9).-С. 51-52.
3. Гальскова Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М. : Аркти-Глосса, 2004. - 165 с.
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2009. - 339 с.
5. Дмитриенко Т.А. Методика преподавания английского языка в вузе / Т.А. Дмитриенко. - М. : МЭЛИ, 2009.-92 с.
6. Ермолаева С.А. Обучение лексике студентов неязыковых вузов / С.А. Ермолаева, Ю.А. Цапаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №3-5. - С. 79-82.
7. Макушева Ж.Н. К вопросу о профессионально-ориентированном обучении иностранному языку
в медицинском вузе на материале аутентичных текстов по специальности / Макушева Ж.Н., Ковалёва М.Б. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2(32). - 4.1. - С.115-118.
8. Назаренко Т.Ю. Оптимизация усвоения лексики при профессионально-ориентированном обучении английскому языку [Электронный ресурс]. /Т.Ю. Назаренко// Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1 Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76730 (дата обращения: 11.01.2017).
9. Роганова Л.А. Обучение студентов химико-технологических специальностей профессиональной лексике на уроке английского языка / Л.А. Роганова // Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - №5. - С. 205-206.
10. Rania Hassen Kabouha Vocabulary Learning Strategies of Medical English Terminologies: The Case of Foundation Year Students at Ibn Sina Medical College / Rania Hassen Kabouha // English Language Institute King Abdul-Aziz University 2014-2015.
THE ROLE OF MORAL AND LEGAL EDUCA T/ON IN FORMA T/ON OF CIVIL QUALITIES OF THE PERSONALITY Berkovskiy Vyacheslav Alexandrovich, PhD of Sociological science, Associate Professor, Department of Philosophy and Cuituroiogy, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
Bragina Elena Anatolievna, Undergraduate student, North-Caucasus Federal University, Stavropol
The article considers the role of moral and legal education in the formation of civic qualities of the younger generation. The priority importance of moral enlightenment in the early stages of the primary socialization of the individual is substantiated. Positive experience of approbation of programs of legal education in the country is resulted. The necessity of creation of the integral system of moral and legal education of youth at all levels of educational process is emphasized.
Keywords: moral education; legal education; education; primary socialization; morality; law; legal culture; civic culture; justice, truth.
РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО И ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКИХ КА ЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается роль нравственного и правового просвещения, воспитания в формировании гражданских качеств подрастающего поколения. Обосновывается приоритетное значение нравственного просвещения на ранних стадиях первичной социализации личности. Приводится положительный опыт апробации программ правового просвещения в стране. Подчеркивается необходимость создания целостной системы нравственно-правового просвещения молодежи на всех уровнях образовательного процесса. Ключевые слова: нравственное просвещение; правовое просвещение; воспитание; первичная социализация; мораль; право; правовая культура; гражданская культура; справедливость; истина.
Общеизвестна точка зрения специалистов разных научных направлений относительно роли нравственно-правового просвещения в формировании гражданской культуры общества и морально-нравственных качеств личности. Именно в процессе нравственного и правового просвещения происходит органичное включение индивида в динамичный процесс социальных отношений, совершается акт становления гражданских качеств личности, рост уровня ее правосознания. Нравственно-правовое просвещение, будучи частью процесса социализации личности, сохраняет свою актуальность
УДК 37.034 ВАК РФ 13.00.01
© Берковский В.А., 2018 © Брагина Е.А., 2018 6
БЕРКОВСКИЙ Вячеслав Александрович, кандидат социологических наук, доцент, кафедра Философии и культурологии, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь [email protected]
БРАГИНА Елена Анатольевна, магистрант, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь Ьгад'та70@таИ. и
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
*
22
во всех общественных формациях, у различных наций и народов. В силу этого нравственное и правовое просвещение, заключающиеся в социальном воспроизводстве населения, выступают важнейшим средством среди других в силу своей наибольшей общественной значимости.
Проблемы нравственно-правового просвещения, воспитания гражданских добродетелей имеют глубокие исторические корни и являются предметом философского, педагогического осмысления на протяжении всей эволюции государства и общества. Теоретические концепции "этического реализма", "гражданского воспитания", "законопослушного гражданина" восходят к временам античности и находят свое отражение в трудах великих мыслителей прошлого Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона и др.
Правовое просвещение какуниверсальное средство, формирующее идеалы справедливости, равенства, свободы, сближается с нравственным просвещением, поскольку эти два аспекта единого воспитательного и образовательного процесса имеют общую ценностную основу придающей абсолютную значимость человеческой личности, способствуют социальной регуляции и социальной интеракции индивидов, социальных групп и общностей. В тоже время нравственное и правовое просвещение опираются на разные содержательные оценки рассматриваемых явлений. Правовое просвещение ориентировано на систему формального равенства, справедливости, свободы применительно к правовой системе общества, конкретной правовой ситуации,а нравственное просвещение на категории добра и зла, свободы и необходимости, чести и достоинства как альтернатив морального выбора индивида. Нравственное просвещение имеет всеобъемлющий характер и охватывает все стороны социального взаимодействия. Оно ориентирует субъекта на идеальную модель поведения, учит не только соблюдать правовые нормы, но и переводить их в внутри личностные убеждения.
Общей основой нравственного и правового просвещения выступает морально-правовая интерпретация прав человека, заключающаяся в защите жизни, свободы, собственности. В правовом просвещении велико значение таких нравственных ценностей, как "справедливость", "правда", "истина". Если же государство умаляет их значимость, то качество такого просвещения падает, а позитивная степень воздействия на правовое сознание индивида снижается. Значение нравственного и право-
вого просвещения особенно возрастает в периоды аномии, когда общество перестает выступать регулирующей силой, а граждане перестают верить в ценности этого общества.
Одной из основных задач правового государства должна стать планомерная работа по организации и осуществлению нравственно-правового просвещения граждан. Только развитое гражданское общество с высоким уровнем нравственной и правовой культуры способно обеспечить конструктивное взаимодействие общества с государственными институтами, способствовать росту осознания гражданами своих прав и обязанностей, выступая тем самым залогом поступательной эволюции социума на пути к гражданским ценностям равенства, свободы, справедливости.
Процесс нравственно-правового просвещения должен осуществляться в раннем детстве на первых стадиях первичной социализации. Ключевая роль в данном процессе должна принадлежать семье, от нравственного здоровья которой будет за висеть усвоение ребенком базовых нравственно-правовых ценностей и установок. При этом необходимо отметить первичность нравственного просвещения по отношению к просвещению правовому. В процессе первичной социализации с первых лет жизни ребенок непроизвольно усваивает от своего ближайшего окружения первые морально-нравственные нормы,у него складывается некий базисный мир, с первыми конструктами которого согласовывает свое поведение индивид. В дальнейшем на последующих стадиях социализации в процессе правового просвещения качество интериориза-ции правовых норм будет зависеть от первоначальных нравственных установок личности, иерархии этических ценностей и норм, усвоенных в детском возрасте.
Среди важнейших субъектов нравственного и правового просвещения важное место после семьи принадлежит системе образования. Именно школа как один из элементов образовательной системы развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения, дает новые знания и навыки социализации [1, 65]. Одна из целей школьного образования состоит в нравственно-правовом просвещении и воспитании чувства уважения к праву, формированию высокой нравственной и правовой культуры подрастающего поколения. За учителями закрепляется задача исправления недостатков семейного воспитания, предупреждения процесса моральной деградации личности школьника, который начинается в асоциальной семье.
Однако современная российская школа, уделяя значительное внимание образовательному процессу, не всегда на должном уровне решает задачи воспитания подрастающего поколения. В результате молодые люди владеют значительным объемом знаний, но недостаточно воспитаны, в том числе в морально-правовом отношении [2, 33]. В связи с этим основное внимание в современном образовательном процессе необходимо уделять формированию таких качеств, как убежденность в справедливости закона, готовность последовательно руководствоваться его предписаниями, умение защищать не только свои права, но и законные интересы других граждан, государства [2,33].
В последнее десятилетие ряд образовательных учреждений разработали и на практике реализуют программы в сфере нравственно-правового просвещения подростков. Так, в Санкт-Петербурге Н.И. Элиасберг разработана программа "Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитания гражданина России" [3], которая прошла успешную апробацию в общеобразовательных школах города, носит комплексный характер и охватывает все образовательные ступени школьного образования. Поскольку приведенный пример в образовательном пространстве России носит эпизодический характер, он может послужить экспериментальной базой распространения аналогичной программы в образовательных организациях страны. Практику нравственно-правового просвещения молодежи необходимо поэтапно распространять на всех уровнях непрерывного общего, профессионального и высшего образования на основе единой государственной концепции реализующей образовательную стратегию повышения нравственно-правовой культуры и правосознания молодежи, воспитания полноценного гражданина правового государства.
Практическим результатом нравственно-правового просвещения должно стать активное привлечение молодежи к обсуждению и участию в решении актуальных молодежных проблем, повышению социально-политической роли в обществе, осознания того, что их личная позиция влияет на выработку и принятие решений, что формирует соответствующее отношение к праву. Важно уделять особое внимание в процессе нравственно-правового просвещения вопросам взаимосвязи объективного и субъективного права, влиянию морально-нравственных отношений в социуме, нравственного сознания на формирование
правовых норм и проблем нравственно-правового выбора линии поведения личности.
К действенным механизмам нравственного и правового просвещения следует отнести функционирование различного рода просве-тительско-образовательных площадок по нейтрализации социальных дисфункций и антагонизмов в молодежной среде. Выступающих ареной формирования общекультурных компетенций, системы гражданских ценностей, приобретения навыков проектной культуры. Деятельность подобных образовательных форумов призвано популяризировать правовые знания и содействовать становлению будущих поколений молодых специалистов. Участникам юридических образовательных программ должна предоставляться возможность дискуссии с юристами федерального уровня, что позволит эффективно выстраивать научно-исследовательское взаимодействие. Деятельность молодежных образовательных форумов разных уровней и направлений является эффективным механизмом повышения общей грамотности молодежи, правосознания и культуры правового поведения.
Сегодня перед институтами государственной власти стоит важнейшая задача построения правовой системы, развитого гражданского общества на основе высокого нравственного потенциала российского общества. Это обуславливает необходимость качественной разработки, системногоанализа демократических начал, последовательной нравственной направленности законодательства. Анализ современного состояния нравственного и правового просвещения выдвигает необходимость признания их диалектического единства в образовательно-воспитательном процессе, проведение экспертизы действующих программ на уровне субъектов РФ и приведение их в соответствие с разработанной единой Концепцией нравственно-правового просвещения в РФ, которая предусматривала бы создание единой федеральной программы просвещения и воспитания гражданина России,учитывая общие научно-теоретические основы морали, нравственности и права.
Реализуя эффективную общенациональную программу нравственно-правового просвещения молодежи, государство и общество могло бы укрепить свои позиции. Социально активная, духовно-нравственная, законопослушная молодежь - основа общественно-политической стабильности и процветания государства и общества.
Литература:
1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. - СПб.: Питер-Пресс, 2007. - 224 с.
2. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и
перспективы // Государство и право. - 2005. - №4. - С. 28-36.
3. Элиасберг Н.И. Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен / Н.И. Элиасберг. - СПб.: Союз, 2006. - 167 с.
ЪС
LU
s: ъс и ш
24
BOLOTSKAYA K.V. DIFFICULTIES OF USING JAPANESE POETRY AS AN AUTHENTIC MATERIAL IN TEACHING BUNGO
Bolotskaya Ksenia Valeryevna, Undergraduate student, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Moscow
The article considers the problems of understanding old Japanese poetry and analyzes difficulties that arise while using poetry as an authentic material in the process of teaching Japanese language at university.
Keywords: authentic material; Classical Japanese language; Japanese language; Japanese poetry.
УДК 811.521 ВАК РФ 13.00.02
) Болотская КВ., 2018
< CI
LH
БОЛОТСКАЯ Ксения Валерьевна, магистрант, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Москва Л warmalS>gmail. сот
ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ японской поэзии BKA ЧЕСТВЕАУТЕНТИЧНОГОМА ТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ БУНГО
В статье рассматриваются основные проблемы понимания японских поэтических текстов и анализируются трудности, возникающие при использовании данных текстов как аутентичного материала в процессе преподавания японского языка в языковом вузе.
Ключевые слова: японский язык; аутентичный материал; японская поэзия; старописьменный язык бунго.
I
Статья посвящена основным проблемам понимания японских поэтических текстов на японском старописьменном языке бунго, использующихся в качестве аутентичного материала при обучении японскому языку. Мы рассмотрим особенности японских стихотворений, написанных на бунго, которые вызывают трудности у обучающихся.
Актуальность темы состоит в том, что в сфере японистики возникает потребность более чёткого разграничения областей изучения, и необходима подготовка специалистов не просто по Японии в целом, а по определённым областям внутри данного направления. Необходимо изучить и подготовить соответствующий материал, который поможет в специализации в различных областях японоведения. Данная статья рассматривает такое направление как японская литература.
Говорить о литературе Японии невозможно, не затрагивая поэзию, которая занимает в ней большое место. Поэзия в Японии дала начало многим литературным приёмам и философско-эстетическим основам, которые впоследствии можно было найти и в прозе. Большая часть японской поэзии написана на старописьменном японском языке бунго. Данный язык сложился примерно в начале средневековой эпохи вЯпонии (Х11-ХШ вв.) и использовался в письменности в качестве основного вплоть до конца Второй мировой войны. Согласно Е.В. Маевскому, известному автору пособия по старописьменному японскому языку, "бунго - это (в широком смысле слова) язык классической литературы Японии, сформировавшийся более тысячи лет назад и сохранившийся до наших дней" [5,3].
При обучении японскому языку на продвинутом этапе важно также и знакомство с историей языка [5,4]. Японский литературный язык бунго является значимой областью японского языка. К сожале-