УДК 371.8.1; 37.034; 374.1; 37.043
А. Л. Третьяков
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЭТИКО-ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК УСПЕШНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ
В статье раскрываются некоторые особенности духовно-нравственного и этико-правового просвещения подрастающего поколения. Отмечены важные факторы развития личности в детско-юношеских сообществах. Приведена модель формирования гармонично развитой личности.
The article describes some of the features of spiritual and moral and ethical and legal education of the younger generation. Noting the important factors of personality development in children and youth communities. A model of the formation of harmoniously developed personality.
Ключевые слова: духовно-нравственное и этико-правовое просвещение, детско-юношеские сообщества, личность, образование.
Keywords: spiritual, moral, and ethical and legal education, children and youth community, identity and education.
Современное общество характеризуется быстро растущим нормативным и правовым полем в той или иной сфере. Детско-юношеское сообщество не стало исключением. Так, 29 октября 2015 г. Президентом Российской Федерации подписан указ № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"».
Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности «Пионерское содружество», организация детей-инвалидов «Аленький цветочек». Площадкой для формирования детских
общественных объединений являются образовательные учреждения, прежде всего - учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодёжи и т. д.
Объединяющим началом для детского и молодёжного движения России стало создание в 1992 г. ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодёжных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодёжных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодёжи и детей [1].
Отметим, что духовно-нравственное воспитание - это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:
• индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
• семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
• национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
• общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т. д.).
В. П. Голованов утверждает, что духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование её нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости; нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [2].
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сферы общего полного и дополнительного образования призваны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего полного и дополнительного образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями и организациями дополнительного образования детей совместно с другими субъектами социализации, призваны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообщест-
вом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Нельзя забывать, что этико-правовое просвещение в настоящее время играет очень важную роль в формировании личности в детско-юношеском сообществе. Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитания гражданина России, разработанная Н. И. Элиасберг, является центральным ядром этико-правового просвещения подрастающего поколения [3].
Особенность предлагаемой системы правового образования школьников в том, что содержательным ядром системы гражданско-правового образования являются учебные курсы этики и права, составляющие этико-правовую вертикаль, образующие подсистему «Этико-правовое образование».
Таким образом, духовно-нравственное и этико-правовое просвещение является успешным фактором развития личности в детско-юношеских сообществах.
Примечания
1. Гринкруг М. А., Григорова В. К. Специфика деятельности лидера детско-юношеского сообщества // Среднее профессиональное образование. 2013. № 7. С. 33-37.
2. Голованов В. П. Гражданско-нравственные аспекты дополнительного образования детей // Образование в современной школе. 2012. № 4. С. 23-26.
3. Третьяков А. Л. Гражданское общество и права человека: опыт реализации петербургской модели гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодёжи // Управленческое консультирование. 2016. № 7. С. 128-136.