Правовое просвещение и предупреждение
молодежной преступности
Атагимова Э. И.*
Аннотация. В статье раскрывается роль правового просвещения и правового воспитания в предупреждении преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних и молодежи. Обосновывается эффективность и приоритетное значение в борьбе с молодежной преступностью осуществления раннего предупреждения правонарушений путем доведение до сознания молодых людей неотвратимости наказания за преступления и иные правонарушения. Рассматриваются проблемы правового воспитания школьников. Обосновывается создание в каждой школе целостной системы правового образования, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися. Приводится имеющийся положительный опыт внедрения программ правового просвещения в стране. Представлены предложения, которые могли бы повысить эффективность реализуемых в стране мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правового воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: правовое просвещение, правовая культура, правовое воспитание, правосознание, школа, учащийся, гражданин, население, право, правовая защита, ответственность, профилактика, предупреждение, правонарушение, преступление, наказание, информирование, правовые знания.
Массовые трансформационные процессы в ключевых областях жизнедеятельности российского общества - экономике, политике, социальной и духовно-нравственной сферах - повлекли за собой такие негативные явления, как безработица, коммерциализация средств массовой информации, снижение материального благосостояния значительной части молодежи, трансформация современной российской семьи, переоценка традиционных ценностей, снижение как формального, так и неформального социального контроля в обществе, которые способствуют все большей криминализации общества.
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД РФ в январе-ноябре 2015 года зарегистрировано 2163,4 тыс. преступлений, или на 8,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 74 субъектах Российской Федерации, снижение - в 9 субъектах. Не раскрыто 888,3 тыс. преступлений, что на 5,9%
больше аналогичного показателя за январь - ноябрь 2014 года. Вызывает тревогу и все большее вовлечение молодежи в криминальную сферу. Каждое двадцать первое (4,8%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Всего с января по ноябрь 2015 года зарегистрировано 54833 преступлений 1, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. Как мы видим, уровень преступности среди молодежи остается высоким.
Проблема криминализации молодежной среды вызывает серьезную тревогу в российском обществе, остается крайне актуальной и острой для криминологии, так как преступность подростков часто перерастает в рецидивную, является «резервом» взрослой; в структуре преступности несовершеннолетних доля тяжких и особо тяжких преступлений остается высокой, значи-
1 МВД России. Данные ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» о состоянии преступности в России за январь-ноябрь 2015 года.
* Атагимова Эльмира Исамудиновна, начальник научно-исследовательского отдела ФБУ НЦПИ при Минюсте России, кандидат юридических наук, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]
телен удельный вес преступлений, совершенных в группе.
Подростковая преступность охватывает все основные молодежные группы, как в социально-демографическом, так и в территориальном аспектах.
В условиях сложной криминогенной ситуации правовое просвещение и правовое воспитание подрастающего поколения могут стать дополнительными факторами обеспечения безопасности личности от преступных посягательств и от вовлечения в преступную среду.
В этой ситуации, помимо силовых мер, неизмеримо возрастает роль правового просвещения, в том числе правового воспитания как предупредительного фактора. Наряду с другими правовыми средствами, правовое воспитание оказывает мощное воздействие на поведение людей и их коллективов, формирует у них необходимые юридические взгляды, ориентиры, ценности, связанные с их правомерной деятельностью.
Правовое просвещение - это важное условие создания эффективной системы предупреждения правонарушений и формирования культуры соблюдения прав человека. Его суть в утверждении человеческого достоинства и ценности человеческой личности, научении защищать свои права и законные интересы, повышении профессионализма всех тех, кто по роду работы связан с проблемами человека.
Правовое просвещение, то есть процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения, снижает молодежный экстремизм. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Объектами правового просвещения являются все категории граждан, но в первую очередь - молодежь, наиболее остро воспринимающая отрицательные последствия экономического кризиса. Так, доведение до сознания молодых людей неотвратимости наказания за преступления и иные правонарушения - одна из важных задач правового просвещения.
Механизм правового просвещения - воздействие на правовое сознание людей. Информирование населения по вопросам правового знания является аспектом правового просвещения, куда включаются также формирование установок и представлений о правовом поведении, формирование устойчивой потребности в применении и использовании правовых знаний
в целях эффективной социализации, профилактика правонарушений.
Средствами формирования правовой культуры являются развитие у граждан юридических знаний, совершенствование систематизации правовых актов, пропаганда права, наличие сильной юридической науки. Повышение правовой культуры населения происходит путем профилактики противоправного поведения, стимулирования правомерного поведения, создания у населения уважительного отношения к праву, борьбы с деформацией правового сознания (правовым нигилизмом, антилегализмом).
Процесс донесения до разума и чувств каждого человека правовых ценностей осуществляется властными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом.
Важная роль в решении задач правового просвещения и правового воспитания подрастающего поколения принадлежит школе. Именно школа призвана заложить основы правовой культуры граждан. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»2 названо в качестве принципа государственной политики в области образования «...воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры...». В статье 12 «Образовательные программы» записано: «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Для того чтобы идеи прав и свобод действительно стали основой мировоззрения будущих взрослых граждан России и чтобы ребенок осознал ценность как собственных прав и свобод, так и прав и свобод окружающих, ему необходимо разъяснить, каким образом они реализуются в повседневной жизни.
Для выполнения этих требований необходимо поднять на иной качественный уровень содержание правового образования в школе, переосмыслить его структуру, формы и методы работы. Причем эта работа требует серьезной подготовки, она должна быть систематической и кропотливой. В первую очередь следует обеспечить активное участие в ней учителей. Большое профилактическое значение имеет правовое просвещение несовершеннолетних, склонных
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
к противоправным проступкам. Нужно сформировать в их сознании понимание, что совершение правонарушений влечет неотвратимость юридической ответственности, в том числе с возможным применением жестких санкций.
Стоит отметить, что достаточно совершенная система правового просвещения и воспитания школьников была создана в советское время и носила общегосударственный характер. Была сформирована эффективная координационная деятельность, в том числе и на законодательном уровне, между всеми заинтересованными государственными органами и учреждениями, так или иначе вовлеченными в процесс просветительской деятельности, что являлось одним из наиболее существенных положительных моментов просветительской деятельности в указанный период.
Проблемам школьного правового просвещения и правового воспитания в советский период уделялось значительное внимание учеными — педагогами и юристами. Данные проблемы в первую очередь решались введением по указанию партийного руководства СССР специальных предметов для изучения в школе советского законодательства.
В 1930-1950-е годы - это курс «Конституция СССР», с 1960-х годов - курс «Обществоведение», часть уроков которого отводилась на изучение правовых вопросов, с 1970-х - факультативный курс «Основы советского законодательства» и, наконец, в 1975 году был введен курс «Основы Советского государства и права» (преподавался до конца 1980-х годов). Научно-методическое обеспечение преподавания этих курсов связано с трудами А. Т. Кинкулькина, Г. П. Давыдова, Г. С. Карева, В. И. Мазуренко, А. В. Дружковой, М. П. Овчинниковой, Л. С. Бахму-товой, а позже с трудами А. Ф. Никитина, В. М. Обухова, В. В. Бермана, В. П. Прохорова, Н. Г. Суворовой [1].
В 1970-е годы начинается активная разработка проблем правового воспитания школьников. Исследования в этом направлении проводились как на базе юридических институтов, в частности, во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (Т. М. Миньковский, А. И. Долгова, А. П. Кожевникова и др.), на юридическом факультете ЛГУ им. А. А. Жданова (Н. П. Гра-бов-ская), так и в институтах Академии педагогических наук (Г. П. Давыдов, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, В. В. Берман, Я. В. Соколов). В трудах ученых, юристов и педагогов была определена общая цель правового воспитания - фор-
мирование у учащихся правовой культуры, при этом правовое обучение рассматривалось как часть правового воспитания. Научная разработка проблемы правового воспитания ориентировалась на социальный заказ, на предупреждение правонарушений несовершеннолетних и формирование у школьников законопослушания. На это была ориентирована и школьная практика - именно по наличию (или отсутствию) в школе фактов правонарушений школьников оценивалась работа школы по правовому воспитанию.
Сегодня, в условиях высокого уровня правового нигилизма и недоверия к правовой системе нашего государства очень высокое значение приобретает правовое просвещение и воспитание подрастающего поколения. Правильно организованное распространение правовых знаний, своевременное правовое воспитание граждан позволят в большой степени избежать появления правонарушений и преступлений и таким образом дадут возможность сэкономить немалые средства, которые тратятся на борьбу с негативными проявлениями - последствиями отсутствия воспитания правовой культуры.
Нельзя не согласиться с мнением А.Ф. Кони, который утверждал, что всему хорошему и всему плохому в себе человек обязан своим детским годам. «Сколько было в старой России казнокрадов. И среди мелких чиновников, и среди министров. Одних судили, других прощали. Петр Великий пытался выжечь воровское племя каленым железом. Воры появились снова. Значит, дело не в том, как их карать. Все зависит от того, как воспитать детей. Вот главная точка для приложения сил общества» [2, с. 416].
В сложном деле привития гражданам и особенно молодежи уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющиеся средства правового воспитания и просвещения населения, научные методики, комплексные подходы, включающие современные достижения психологов, социологов, педагогов и правоведов.
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый человек знал и уважал закон, механизмы реализации своих прав, умел отстаивать свои права в конкретных жизненных ситуациях. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.
Одним из важных шагов в этом направлении должен стать пересмотр стандартов школьного образования.
Анализ имеющихся разработанных программ по правовому просвещению учащихся школьного возраста показал, что в стране отсутствует единая система воспитания гражданина правового государства.
Та воспитательная работа, которая ведется в рамках принятых нормативных документов, в целом по стране носит эпизодический и часто отчетно-показательный характер.
Школьный курс права есть не во всех школах, и далеко не каждый школьник сможет сказать, какие именно права есть у него или у его товарищей, учителей, родителей, и в чем их смысл. В центре внимания преподавателей права сегодня - формирование новых подходов к правому образованию в школе, превращение правового обучения и воспитания в самостоятельные виды деятельности, определение для каждого из направлений перспективных целей и ожидаемых результатов.
Для правового воспитания в школе актуальными стали следующие проблемы:
> правовое воспитание в школах не является системой, как правило, это набор разовых мероприятий;
> календарь важнейших правовых дат не является для школ ориентиром в воспитательной работе;
> не созданы на федеральном уровне сборники программ по правовому воспитанию и УМК по праву для внеурочной деятельности;
> отсутствует банк данных педагогических технологий, связанных с правовым воспитанием;
педагогическими технологиями правового воспитания владеют только учителя истории и обществознания, остальные учителя-предметники, будучи классными руководителями, не выходят за рамки тематического классного часа;
слабая связь школ по вопросам правого воспитания с юридическими факультетами вузов и правоохранительными органами;
нет условий для стимулирования гражданской активности школьников и их правосознания, в портфолио выпускника входят только успехи в сфере обучения.
Решение этих проблем предполагает объединение усилий не только специалистов в области школьного правового образования, но преподавателей права в вузах, ученых-юристов. «Право» должно стать ключевым предметом школьного учебного процесса, без которого не-
возможно завершить становление человека и гражданина. Право должно преподаваться в простой и интересной форме в течение всего процесса школьного образования, должно быть в какой-то мере интегрировано и в общие курсы гуманитарной направленности и по окончании средней школы выпускник должен:
> усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности;
> знать содержание Конституции Российской Федерации, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России;
> знать основополагающие документы международного права по правам человека и правам ребенка;
> иметь представление о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны;
> знать наиболее «ходовые» нормы частного и публичного права и иметь представление о порядке их применения;
> владеть знаниями об охране правопорядка государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка;
> иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
> усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, доме, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
> овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права;
> уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать юридические документы и объяснять их смысл;
> уметь применять правовые знания: планировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни;
> уметь осуществлять свои права на практике;
> руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни;
> иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов - такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.);
> осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
> иметь четкую установку на законопослуша-ние, негативно относиться к нарушению правопорядка.
> подтвердить свои знания сдачей итогового экзамена.
Стоит отметить и то, что есть образовательные учреждения, где успешно реализуются проекты в области правового и гражданского образования, связанные с формированием правового пространства в школе, разработкой и реализацией социальных проектов, предполагающих правовое решение возникших проблемных ситуаций. Так, например, в Санкт-Петербурге существует хорошая школа гражданско-правового образования в общеобразовательных учреждениях, а именно Наталия Ильинична Элиасберг разработала программу «Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитание гражданина России»3. Данная программа, в отличие от многих существующих в системе образования и воспитания программ, носит комплексный характер, она охватывает все этапы школьного образования с 1 по 11 классы, включая и внеурочную деятельность.
Имеющийся положительный опыт внедрения вышеупомянутой программы говорит о том, что пора разработать единую целостную систему правового непрерывного воспитания гражданина правового государства. Необходимо создать и включить в образовательную программу учебные курсы, призванные содействовать нравственно-правовому, духовному и патриотическому развитию личности, в том числе привитию гражданам уважения к закону.
3 Н.И. Элиасберг (04.08.1933 - 03.07.2014.) разработала Петербургскую модель этико-правового воспитания, учебные программы с 1-го по 11-й класс, учебники и учебно-методические комплексы по этике и праву.
Такие программы обучения необходимо вводить в обязательные курсы общеобразовательных школ и профессиональных средних и высших учебных заведений с учетом конкретной специфики учреждения и возраста учащихся. В результате последовательного и методического воспитания личности мы получим высоконравственную, духовно развитую личность, уважающую закон и мотивированную в будущем в профессиональной деятельности к добросовестному исполнению должностных обязанностей [3, с.65].
Создание в каждой школе целостной системы правового образования, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися, позволит оказать содействие в создании правового пространства в образовательном учреждении. При этом стоит учитывать, что правовое просвещение и воспитание у разных возрастных групп населения требует индивидуального подхода.
Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит, конечно, системе образования.
Правовое просвещение и воспитание граждан это многогранный и сложный процесс управления, который требует повседневного государственного внимания. Повышения эффективности в области правового просвещения можно достичь только путем оптимизации работы по реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, разработки единой стратегии целенаправленного и наступательного противодействия деформациям правосознания населения, а также создания условий на федеральном и на региональном уровнях, для обеспечения эффективности исполнения запланированных мероприятий с последующей оценкой полученных результатов.
О необходимости формирования целостного и системного подхода к вопросам правовоспитательного процесса отмечает и выдающейся юрист нашего времени А.Я. Сухарев. В статье «Управление правовым воспитанием трудящихся» автор исключает механические подходы к организации правового воспитания как инструмента государственной политики обеспечения законности. Он констатирует, что «эффективность правовоспитательного процесса во многом зависит от глубины и всесторонности его научного обоснования. как отрасли науки и практической деятельности» [4, с.9; 5]. Отмечается необходимость выработки эмпирических показателей, позволяющих определить эффект достижения целей правового воспитания. Осо-
бый интерес представляют взгляды А.Я. Сухарева, что система управления в этой сфере должна быть связана: с проведением конкретных социологических, социально-психологических исследований правовой культуры; с разработкой методики определения уровня предъявляемых обществом требований к правовому регулированию социальных отношений и к деятельности по распространению юридически значимой информации; с определением механизмов правового воспитания в строгой дифференциации по отношению к статусу тех, в отношении которых оно направлено.
Как видно, для решения такой сложной проблемы, как повышение правовой культуры населения, требуется программно-целевой подход, а именно создание дифференцированной системы правового просвещения и воспитания, охватывающей все социальные и возрастные категории населения, так как разовыми мероприятиями или силами отдельного ведомства решить её невозможно. С учетом этого необходимо разработать план организационно-методических мероприятий («дорожную карту») с обширным кругом предлагаемых мероприятий, которые были бы сгруппированы в самостоятельные направления и закреплены за конкретными исполнителями (включая вопросы его координации со стороны Минюста России). Предлагаемый план предназначен для формирования у всех субъектов (участников) правового просвещения граждан в Российской Федерации целостного представления о планируемой деятельности и ее результатах. Данный документ будет способствовать организации активного участия в работе по развитию правовой грамотности, правовой культуры и правосознания населения не только государственных органов, но и общественных объединений и движений, политических пар-
тий, профсоюзов, правозащитных организаций, уполномоченных по правам человека, общественных палат и других институтов гражданского общества.
Формы и методы реализации мероприятий по правовому просвещению населения должны иметь системный характер и предусматривать правовое просвещение населения на трех уровнях: федеральном, субъектовом и территориальном (районном, городском).
В заключение стоит отметить, что процесс формирования правового воспитания молодого поколения и привития поколению моральных ценностей образует неразрывную связь между собой и взаимосвязан с общим воспитанием. Нельзя не согласиться с мнением Э. Канта, который утверждал, что главная цель воспитания - научить думать. «Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания: обрести дисциплину, получить навыки труда, научиться вести себя и стать моральным». В своем труде «О педагогике», он отмечает. «Прежде и превыше всего - дисциплина, ее отсутствие превращает человека в дикаря; можно обучить любым навыкам, но искоренить дикость, возместить отсутствие дисциплины невозможно... Одна из наиболее сложных задач воспитания состоит в том, чтобы соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой. Общественное воспитание имеет неоспоримые преимущества, благодаря ему дети привыкают соразмерять свои права с правами других. Здесь же приобретается представление об обязанностях. Воспитывать надо личность, то есть свободно действующее, обладающее чувством собственного достоинства и сознательно налагающее на себя обязанности члена общества» [6, с.87].
Литература
1. Элиасберг Н. И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Книга для руководителя школы. Под общей редакцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук. Санкт-Петербург, 2001.
2. Высоцкий С.А. Кони (серия - Жизнь замечательных людей) - М.: Мол. Гвардия, 1988.
3. Атагимова Э.И.,. Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. Выпуск 1-2015. - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2015.
4. Астанин В.В. Историография работ А.Я. Сухарева: от пропаганды правового просвещения до обеспечения международной законности. // Мониторинг правоприменения. Выпуск 3-2014. - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2014.
5. Сухарев А.Я. Актуальные проблемы профессиональной подготовки и использования юридических кадров в стране. Вопросы совершенствования юридического образования. М., 1973; Правовое воспитание и юридическая наука // Государство и право. № 1974.
6. Гулыга А.В. Кант. М., «Молодая гвардия», 1977. — 304 с. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 7 (570)).
Legal awareness raising and prevention of youth crime
El'mira Atagimova, Ph.D. in Law, Head of the Law Enforcement Monitoring and Information Resources Development Laboratory of the Scientific Research Division of the Scientific Centre for Legal Information under the Ministry ofJustice of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow.
E-mail: [email protected]
Abstract. The role of legal awareness raising and legal education in the prevention of criminal and other offences of minors and young people is expounded upon in the paper. A justification is presented for the efficiency and priority importance of early prevention of offences in combating youth crime, by means of making young people aware of the inevitability of punishment for criminal and other offences. Problems of legal education of schoolchildren are considered. Creation of an integral system of legal education encompassing the teaching and learning process as well as extracurricular work with pupils is being justified. The existing positive experience of implementing legal awareness raising programmes in the country is cited. Proposals that could increase the efficiency of measures directed at raising the level of legal literacy and legal education of the coming generation which are implemented in the country are presented.
Keywords: raising legal awareness, legal culture, legal education, legal consciousness, school, schoolchild, student, citizen, population, law, legal protection, responsibility, prevention, warning, offence, criminal offence, punishment, informing, legal knowledge.
References
1. Eliasberg N. I. Sistema pravovogo obrazovaniia v shkole i vospitanie grazhdanina Rossii. Kniga dlia rukovoditelia shkoly, pod obshchei redaktsiei doktora pedagogicheskikh nauk, chlena-korrespondenta Akademii gumanitarnykh nauk, Sankt -Peterburg, 2001.
2. Vysotskii S.A. Koni (seriia "Zhizn' zamechatel'nykh liudei"), M., Molodaia gvardiia, 1988.
3. Atagimova E.I.,. Makarenko G.I. Pravovoe prosveshchenie: problemy i puti resheniia, Monitoring pravoprimeneniia, vypusk 1-2015, M.: FBU NTsPI pri Miniuste Rossii, 2015.
4. Astanin V.V. Istoriografiia rabot A.Ia. Sukhareva: ot propagandy pravovogo prosveshcheniia do obespecheniia mezhdunarodnoi zakonnosti, Monitoring pravoprimeneniia, vypusk 3-2014, M.: FBU NTsPI pri Miniuste Rossii, 2014.
5. Sukharev A.Ia. Aktual'nye problemy professional'noi podgotovki i ispol'zovaniia iuridicheskikh kadrov v strane. Voprosy sovershenstvovaniia iuridicheskogo obrazovaniia, M., 1973; Pravovoe vospitanie i iuridicheskaia nauka, Gosudarstvo i pravo, No. 1974.
6. Gulyga A.V. Kant (seriia "Zhizn' zamechatel'nykh liudei"), M., Molodaia gvardiia, 1977, 304 pp.