Научная статья на тему 'Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения'

Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4377
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩИЙСЯ / ГРАЖДАНИН / НАСЕЛЕНИЕ / ПРАВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ШКОЛА / ПРОГРАММА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / STUDENT / CITIZEN / POPULATION / LAW / MORALITY / LEGAL AWARENESS RAISING / LEGAL CULTURE / LEGAL NURTURING / LEGAL CONSCIOUSNESS / SCHOOL / PROGRAMME / RESPONSIBILITY / PREVENTION / INFORMING / LEGAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна, Фёдоров Иван Николаевич

В статье авторами подчеркивается роль нравственно-правового воспитания подрастающего поколения в создании культурного, социально активного и законопослушного общества. Обозначена значимость системы образования в решении задач нравственно-правового воспитания учащихся школьного возраста. Выявляются и анализируются проблемы правового воспитания и образования в образовательных организациях. Особое место в процессе нравственно-правового воспитания отводится школе. Раскрываются проблемы тематического содержания правовых вопросов в курсе «Обществознание» в современной школе. Представлены предложения по внедрению в образовательную программу общеобразовательных школ и профессиональных средних учебных заведений, учебных или факультативных курсов, призванных содействовать нравственно-правовому развитию личности. Отмечается, что нравственно-правовое воспитание подрастающего поколения необходимо начинать с раннего возраста, которое должно стать первостепенной задачей современной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL-CUM-MORAL EDUCATION AND RAISING LEGAL AWARENESS IN THE MODERN SCHOOL: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

In the paper, the authors emphasize the role of legal-cum-moral education of the coming generation for creating a cultured, socially active, and law-abiding society. The significance of the education system for solving problems of legal-cum-moral education of school age students is mentioned. Problems of legal nurturing and education in educational institutions are identified and analysed. In the legal-cum-moral education process a special place is given to the school. Problems of topical content of legal issues in the social science course offered in the modern school are considered in detail. Proposals to include curricular or extracurricular courses for promoting legal-cum-moral development of personality in curricula of schools of general education and secondary educational institutions are presented. It is noted that legal-cum-moral education of the coming generation should begin from an early age and it must become a top priority task for the modern education system.

Текст научной работы на тему «Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения»

Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения

Атагимова Э. И., Фёдоров И. Н.1

Ключевые слова: учащийся, гражданин, население, право, нравственность, правовое просвещение, правовая культура, правовое воспитание, правосознание, школа, программа, ответственность, профилактика, предупреждение, информирование, правовые знания.

Аннотация. В статье авторами подчеркивается роль нравственно-правового воспитания подрастающего поколения в создании культурного, социально активного и законопослушного общества. Обозначена значимость системы образования в решении задач нравственно-правового воспитания учащихся школьного возраста. Выявляются и анализируются проблемы правового воспитания и образования в образовательных организациях. Особое место в процессе нравственно-правового воспитания отводится школе. Раскрываются проблемы тематического содержания правовых вопросов в курсе «Обществознание» в современной школе. Представлены предложения по внедрению в образовательную программу общеобразовательных школ и профессиональных средних учебных заведений, учебных или факультативных курсов, призванных содействовать нравственно-правовому развитию личности. Отмечается, что нравственно-правовое воспитание подрастающего поколения необходимо начинать с раннего возраста, которое должно стать первостепенной задачей современной образовательной системы.

DOI: 10.21681/2226-0692-2016-3-70-76

Согласно основам государственной политики Российской Федерации2 в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. Правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, которая понимает свои действительные интересы, знает свои права и обязанности, умеет защищать свои права законными средствами, уважает права

2 «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168).

и законные интересы других людей. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

Правовая культура издавна определялась как часть человеческой духовной культуры, выражающей социальную ценность права и включающую правовые нормы, институты, процедуры, выполняющие функции социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе.

Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие психологической, моральной, правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся

1 Атагимова Эльмира Исамудиновна, кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отдела ФБУ НЦПИ при Минюсте России, Российская Федерация, г. Москва. Е-mail: [email protected]

Фёдоров Иван Николаевич, член Правления Ассоциации учителей права и обществознания, учитель истории, обществоз-нания и права гимназии № 1539 г. Москвы, E-mail: [email protected]

признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.

Вопрос нравственно-правового воспитания подрастающего поколения всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение национальных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. К сожалению, приходится констатировать, что многие жизненные ориентиры, которые ныне распространены в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в том числе через массовую культуру, с помощью СМИ и Интернета, оказывают негативное воздействие на их неокрепшие души. Защита детей от агрессивного негативного воздействия СМИ, Интернета и др. источников информации - это одна из наиболее важных и актуальных проблем для государства. В этой связи проблема эффективного нравственно-правового воспитания подрастающего поколения стоит очень остро.

Воспитание - понятие ёмкое, многоаспектное, это процесс целенаправленного и систематического воздействия на физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности в целях подготовки ее к семейной, общественной, производительной и культурной жизни [1, с.68]. Воспитание предполагает формирование у молодежи, начиная с раннего возраста значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства.

Основой для нравственного воспитания являются нравственные нормы, традиции, ценности, а для правового воспитания право и законы. Процесс формирования нравственного и правового воспитания молодого поколения образует неразрывную связь между собой и взаимосвязан с общим воспитанием.

Нравственное сознание человека формируется на протяжении всей жизни личности в процессе воспитания и образования, а также в процессе утверждения и развития взглядов и, в сущности, являются нормативным выражением таких взглядов. Нравственно-правовое воспитание на более ранних стадиях развития человека особенно важно, потому как именно в детском возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных

норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Важная роль в решении задач нравственно-правового воспитания подрастающего поколения принадлежит системе образования. На образовательные учреждения возложена не только образовательная задача, но и велика их роль в воспитании человека, гармонически сочетающего в себе моральную чистоту, духовное богатство и законопослушность. Значение образовательных учреждений для воспитательной работы проистекает из того, что в них работают люди именно с педагогическим образованием и стажем, а также находится целевая аудитория -дети и подростки, где они принципиально доступны для воспитательного воздействия.

Роль образовательных учреждений в развитии правосознания подрастающего поколения была в свое время подчеркнута основателем советской педагогики А.С. Макаренко, который считал, что педагоги «имеют возможность внушить детям теорию честности, теорию отношения к вещам своим, чужим и государственным с бесконечной убедительностью, с очень строгой логикой, с большой внушаемостью»3.

Как правильно отмечает И.В. Крупина, наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является уровень образования, соответствующий требованию общества и его развитию. Это диктует необходимость всеобщности и доступности образования для каждого человека, использования современных технологий в воспитании и обучении [2]. Профилактический эффект может достигаться осуществлением ряда мероприятий по совершенствованию деятельности образовательных учреждений. Среди них можно выделить: восстановление воспитательной функции образовательных учреждений на основе педагогики диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей; повышение квалификации педагогов и создание условий, стимулирующих их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения; ориентация педагогических коллективов, учащихся и родителей на сотрудничество с социальными службами и правоохранительными органами.

Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый человек знал и уважал закон, механизмы реализации своих прав, умел отстаивать свои права в конкретных жизненных ситуациях. Правильно организованное распространение правовых знаний, нравственно-правовое воспитание граждан позволят в большой степени избежать появления

3 Макаренко А.С. Соч. в семи томах т.5 М. изд. АПН РСФСР, 1958 г. С.136.

правонарушений и преступлений и таким образом дадут возможность сэкономить немалые средства, которые тратятся на борьбу с негативными проявлениями - последствиями отсутствия воспитания правовой культуры.

Мы должны понимать, что все - и хорошее, и плохое - начинается с самого человека. Для того, чтобы идеи прав и свобод действительно стали основой мировоззрения будущих взрослых граждан России и чтобы ребенок осознал ценность как собственных прав и свобод, так и прав и свобод окружающих, ему необходимо разъяснить, каким образом они реализуются в повседневной жизни. Для выполнения этих требований необходимо поднять на иной качественный уровень содержание правового образования в школе, переосмыслить его структуру, формы и методы работы. Причем эта работа требует серьезной подготовки, она должна быть систематической и кропотливой. В первую очередь следует обеспечить активное участие в ней учителей. Большое профилактическое значение имеет правовое просвещение и нравственно-правовое воспитание несовершеннолетних, склонных к противоправным проступкам. Нужно сформировать в их сознании понимание, что совершение правонарушений влечет неотвратимость юридической ответственности, в том числе с возможным применением жестких санкций.

Стоит отметить, что достаточно совершенная система правового просвещения и воспитания школьников была создана в советское время и носила общегосударственный характер. Вопросы политико-идеологического воспитания подрастающего поколения относились к основным направлениям деятельности Советского государства уже в первые годы своего существования» [3, с. 18]. На государственном уровне была организована эффективная скоординированная деятельность всех заинтересованных государственных органов и учреждений, так или иначе вовлеченных в процесс просветительской деятельности, что являлось одним из наиболее существенных положительных моментов просветительской работы в указанный период. К приоритетным задачам реализации государственной политики в данной сфере относилось «формирование советского гражданина, способного совершенствовать социалистические отношения, было важнейшим направлением деятельности политической системы того периода, одной из задач государственной политики» [3, с. 3].

В сложном деле привития гражданам и особенно молодежи уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать исторический опыт правового просвещения, научные методики, комплексные подхо-

ды, включающие достижения психологов, социологов, педагогов и правоведов.

В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в школе правовое воспитание и обучение необходимо начинать уже с 1 класса, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.

Соглашаясь с мнением ученых-юристов [4, с. 102], отметим, что при изучении правовых вопросов на уроках преподаватели должны помимо материала, изложенного в учебниках, широко использовать примеры из жизни школ, чтобы убедить учащихся, что каждый противозаконный поступок обязательно влечет за собой соответствующее наказание. Воспитание у ребят сознательных навыков правомерного поведения, честности, принципиальности, доброты, взаимного уважения и взаимной выручки должно проводиться также и на положительных примерах, на примерах героических поступков работников милиции, отдельных граждан, которые зачастую с риском для себя спасают жизнь и здоровье людей, обеспечивают сохранность государственной собственности, охраняют общественный порядок.

Для успешного решения задач по нравственно-правовому воспитанию учащихся необходимо уделять внимание и внеурочной работе по правовому воспитанию. Она имеет много различных форм и включает в себя организацию школ, лекториев, университетов правовых знаний для учащихся и родителей, тематических вечеров, олимпиад и викторин, выступлений работников суда, прокуратуры, полиции, просмотра и обсуждения художественных и документальных фильмов, посещение заседаний судов.

Одной из форм этой работы являются беседы. Причем наибольший воспитательный эффект дают беседы, проводимые непосредственно в учебных группах, поскольку они позволяют в максимальной мере сосредоточить внимание ребят, ответить на все интересующие их вопросы. Поэтому в начале учебного года рекомендуется организовать проведение квалифицированных бесед на тему правового воспитания в каждой учебной группе. К проведению таких бесед следует привлекать работников суда и прокуратуры, органов внутренних дел и юридических консультаций, которые должны подробно разъяснять учащимся меру ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения. Сотрудники правоохранительных органов должны разъяснять законодательство,

охраняющие права и интересы подростков, содержание норм уголовного, административного и других отраслей права об ответственности несовершеннолетних, показывать воспитательно-профилактическую роль российских законов и практики их применения, вести антиалкогольную пропаганду в учебных заведениях, по месту жительства, осуществлять другие мероприятия по формированию и развитию правосознания школьников, учащихся ВУЗов, всех юношей и девушек.

Анализ имеющихся на сегодняшний день разработанных программ по правовому просвещению учащихся школьного возраста показал, что школьный курс права есть не во всех школах, и далеко не каждый школьник сможет сказать, какие именно права есть у него или у его товарищей, учителей, родителей, и в чем их смысл.

В центре внимания преподавателей права сегодня формулирование новых подходов к правому образованию в школе, превращение правого обучения и воспитания в самостоятельные виды деятельности, определение для каждого из направлений перспективных целей и ожидаемых результатов.

Для правого обучения в школе наиболее значимыми являются проблемы:

> в начальной школе (1-4 классы) в интегрированном курсе «Окружающий мир» правовые вопросы представлены минимально (3 часа из 264 часов, 1,1%), затронуты только отдельные элементы государственного права (Конституция РФ, государственные символы, федеративное государство, Президент РФ, права ребёнка);

> в основной школе содержательная область «Право» включена в курс обществознание и до 9 класса изучается в незначительном объеме:

• 5-7 классы - освещены отдельные вопросы по правовой тематике в минимальном объеме (за три года 17 из 102 часов, 17%):

• 5 класс - 5 из 35 часов (государственное право, повторение изученного содержания в начальной школе);

• 6 класс - правовые вопросы не изучаются;

• 7 класс - 12 из 35 часов (права и свободы человека и гражданина, обязанности гражданина РФ, правовой статус несовершеннолетнего, правонарушение).

• 8-9 класс - право представлено единым содержательным блоком в курсе обще-ствознания (за два года 22 из 68 часов, 32%).

• 8 класс - правовые вопросы не изучаются

• 9 класс - 22 часа (обзорно затронуты ключевые вопросы теории государства

и права, первое знакомство с содержанием отраслей права).

Содержательный блок права изучается в конце первого полугодия и втором полугодии, учащиеся в этот период в основном готовятся к ОГЭ.

> в старшей школе курс права изучается в различных объемах и на различной содержательной основе:

Курс права изучается внутри базового курса обществознания в 10-11 классах (22 из 134 часов, 16%), его изучают более 50% учеников, которые не сдают ЕГЭ по обществознанию (раздел право изучается во втором полугодии 11 класса, учащиеся уделяют много внимания подготовке к ЕГЭ).

Отдельный курс права изучается в объеме 134 часов в классах социально-гуманитарного профиля, и 68 часов классах социально-экономического профиля, эти профили выбирают учащиеся, которые сдают обществознание как ЕГЭ.

В контрольно-измерительные материалах по обществознанию из 21 задания первой части, ориентированных на определенную область знания, только 5 заданий посвящены праву.

Профильные УМК по праву требуют серьезного обновления, так как они были созданы еще в начале предыдущего десятилетия.

> вне правого обучения оказывается большинство учащихся, кроме тех, кто изучает право, как профильный курс;

> начальная школа потеряна для правового образования в основной школе право фактически начинают изучать в 7 классе (14 лет), с полным содержанием права учащиеся знакомятся только с 9 класса;

> более 50% старшеклассников получают минимальные знания по праву из-за непродуманной структуры базового обществознания и значительного влияния ЕГЭ на образовательный процесс;

> в школе не изучают системно Конституцию РФ, не говоря о других отраслях права, происходит размывание содержательной стороны права в курсах обществознания;

> отсутствует общественный контроль над содержанием правовых элементов КИМ в рамках ЕГЭ, эта одна из причин низких результатов учащихся в области право внутри курса обще-ствознания; - большинство школ РФ испытывают дефицит преподавателей-специалистов в области права в учебных заведениях, право преподают учителя истории и обществознания, это допустимо в 5-9 классах и 10-11 для базового обществознания, для преподавания профильного права нужен другой уровень знаний и подготовки;

> общеобразовательные школы при этом не поддерживает связь с юридическими факультетами вузов, даже при наличии в них студенческих волонтерских программ по правой помощи [5].

> Для правого воспитания в школе актуальными стали следующие проблемы:

> правое воспитание в школах не является системой, как правило, это набор разовых мероприятий;

> календарь важнейших правовых дат не является для школ ориентиром в воспитательной работе;

> не созданы на федеральном уровне сборник программ по правому воспитанию и УМК по праву для внеурочной деятельности;

> отсутствует банк данных педагогических технологий, связанных с правовым воспитанием;

> педагогическими технологиями правого воспитания владеют только учителя истории и обще-ствознания, остальные учителя предметники, как классные руководители, не выходят за рамки тематического классного часа;

> внешнюю волонтерскую помощь школа принимает редко, слабая связь школ по вопросам правого воспитания с юридическими факультетами вузов и правоохранительными органами;

> нет условий для стимулирования гражданской активности школьников и зрелости их правосознания, в портфолио выпускника входят только успехи в сфере обучения.

Выполнение этих задач предполагает объединение усилий не только специалистов в области школьного правого образования, но преподавателей права в вузах, ученых-юристов. Сегодня у нас общая цель - остановить умаление и разрушение школьного правого образования. «Право» должно стать ключевым предметом школьного учебного процесса, без которого невозможно завершить становление человека и гражданина4.

Право должно преподаваться в простой и интересной форме в течение всего процесса школьного образования, должно быть в какой-то мере интегрировано и в общие курсы гуманитарной направленности и по окончании средней школы выпускник должен [6, с. 3]:

> усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности;

4 Федоров И.Н. Масштабы и содержание правовых вопросов в курсе обществознания в современной школе (доклад)/ IV Всероссийский съезд учителей права и обществознания. Санкт-Петербург. 17 мая 2016 г.

> знать содержание Конституции Российской Федерации, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России;

> знать основополагающие документы международного права по правам человека и правам ребенка;

> владеть знаниями об охране правопорядка государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка;

> иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

> усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, доме, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

> овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права;

> уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать юридические документы и объяснять их смысл;

> уметь применять правовые знания: планировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни;

> уметь осуществлять свои права на практике;

> руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни;

> иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов - такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.);

> осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

> иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

> подтвердить свои знания сдачей итогового экзамена.

Внедрение в образовательную программу

учебных или факультативных курсов, призванных

содействовать нравственно-личностному, духовному и патриотическому развитию личности, в том числе привитию гражданам уважения к закону и желание действовать законно и добросовестно помогло бы решить обозначенную проблему.

Такие программы обучения необходимо вводить в обязательные курсы общеобразовательных школ и профессиональных средних и высших учебных заведений с учетом конкретной специфики учреждения и возраста учащихся.

В результате последовательного и методического воспитания личности, начиная с дошкольного возраста, мы получим высоконравственную, духовно развитую личность, мотивированную к добросовестному исполнению должностных обязанностей [7, с. 65]. В обществе в будущем сформируется устойчивое уважение к закону.

Мы должны понимать, что дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным

капиталом каждого общества - это завтра любого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Нравственно-правовое воспитание, выстраиваемое на основе общечеловеческих ценностей, влияет на качественное содержание правовой практики. Процесс правового воспитания должен органично включаться в систему общегражданского воспитания, базироваться на формировании нравственного и религиозного сознания, активной жизненной позиции, патриотизма, толерантности, здорового образа жизни. Государство должно это учитывать, осуществляя свою законодательную власть.

Литература

1. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.

2. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения / автореферат диссертации доктора педагогических наук. М., 2000.

3. Ростова О.С. Правовая охрана материнства и детства в Советском государстве / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратовская государственная академия права. Саратов, 2007. - 27 с.

4. Астемиров З.А., Зиядова Д.З. Проблемы профилактики преступлений: монография. - Махачкала, 2009.

5. Федоров И.Н. Масштабы и содержание правовых вопросов в курсе обществознания в современной школе // IV Всероссийский съезд учителей права и обществознания. Санкт-Петербург. 17 мая 2016 г.

6. Атагимова Э.И. Правовое просвещение и предупреждение молодежной преступности // Мониторинг правоприменения. 2015. № 4 (17).

7. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1(14).

Legal-cum-moral education and raising legal awareness in the modern school: problems and ways to solve them

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Atagimova E., Fedorov I.5

Keywords: student, citizen, population, law, morality, legal awareness raising, legal culture, legal nurturing, legal consciousness, school, programme, responsibility, prevention, informing, legal knowledge.

5 El'mira Atagimova, Ph.D. in Law, Head of the Research Division of the Scientific Centre for Legal Information of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]

Ivan Fedorov, member of the Board of Association of Teachers of Law and Social Science, teacher of history, social science and law at Moscow Gymnasium No. 1539, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]

Abstract. In the paper, the authors emphasize the role of legal-cum-moral education of the coming generation for creating a cultured, socially active, and law-abiding society. The significance of the education system for solving problems of legal-cum-moral education of school age students is mentioned. Problems of legal nurturing and education in educational institutions are identified and analysed. In the legal-cum-moral education process a special place is given to the school. Problems of topical content of legal issues in the social science course offered in the modern school are considered in detail. Proposals to include curricular or extracurricular courses for promoting legal-cum-moral development of personality in curricula of schools of general education and secondary educational institutions are presented. It is noted that legal-cum-moral education of the coming generation should begin from an early age and it must become a top priority task for the modern education system.

DOI: 10.21681/2226-0692-2016-3-70-76

References

1. Iatsenko N.E. Tolkovyi slovar' obshchestvovedcheskikh terminov, SPb., 1999.

2. Krupina I.V. Obrazovatel'naia sreda sem'i i shkoly kak sredstvo vospitaniia i obucheniia, avtoreferat dissertatsii doktora pedagogicheskikh nauk, M., 2000.

3. Rostova O.S. Pravovaia okhrana materinstva i detstva v Covetskom gosudarstve, avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata iuridicheskikh nauk, Saratovskaia gosudarstvennaia akademiia prava, Saratov, 2007, 27 pp.

4. Astemirov Z.A., Ziiadova D.Z. Problemy profilaktiki prestuplenii: monografiia, Makhachkala, 2009.

5. Fedorov I.N. Masshtaby i soderzhanie pravovykh voprosov v kurse obshchestvoznaniia v sovremennoi shkole, IV Vserossiiskii s'ezd uchitelei prava i obshchestvoznaniia, Sankt-Peterburg, 17 maia 2016 g.

6. Atagimova E.I. Pravovoe prosveshchenie i preduprezhdenie molodezhnoi prestupnosti, Monitoring pravoprimeneniia, 2015, No. 4 (17).

7. Atagimova E.I., Makarenko G.I. Pravovoe prosveshchenie: problemy i puti resheniia, Monitoring pravoprimeneniia, 2015, No. 1(14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.