Научная статья на тему 'Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации в сфере правового просвещения населения в 2016 году'

Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации в сфере правового просвещения населения в 2016 году Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
439
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
PUBLIC LEGAL EDUCATION / LEGAL CONSCIOUSNESS / GOVERNMENT PROGRAMME / FREE LEGAL AID / DAY OF LEGAL AID TO CHILDREN / EDUCATION / CHILDREN'S TRUST LINE / AWARENESS-RAISING EVENTS / INFORMING / LESS PROTECTED POPULATION GROUPS / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / МАЛО ЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрианова Дарья Владимировна

В статье рассматриваются способы реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий по правовому просвещению и правовому воспитанию населения в 2016 году. Формирование правовой культуры населения и правосознания граждан являются задачами, которые должны решаться посредством деятельности различных социальных институтов, органов государственной власти, органов власти субъектов, общественных объединений и некоммерческих организаций. Реализация мер по правовому просвещению во многом зависит от должной и своевременной нормотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. В статье проводится мониторинг мероприятий в сфере правового просвещения, реализованных в отношении разных социальных и возрастных категорий населения в 2016 году. Рассматривается необходимость распространение информации просветительского характера в печатных средствах массовой информации, а также через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the Activity of Subjects of the Russian Federation in the Sphere of Raising Legal Awareness of the Population in 2016

Ways to exercise the powers of subjects of the Russian Federation to raise legal awareness and conduct public legal education of the population in 2016 are considered in the paper. The formation of legal culture of the population and legal consciousness of citizens are tasks which are to be solved by various social institutions, public authorities, authorities of subjects, public associations and non-profit organisations. Implementation of raising legal awareness measures depends in large part on due and timely law-making activities of public authorities of the Russian Federation and its subjects. Monitoring of events in the sphere of legal awareness-raising in 2016 organised for population groups of different social status and age is carried out in the paper. A need for disseminating legal awareness-raising information in printed media as well as through the Internet is considered.

Текст научной работы на тему «Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации в сфере правового просвещения населения в 2016 году»

Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации в сфере правового просвещения населения в 2016 году

Андрианова Д. В.1

Ключевые слова: правовое воспитание, правосознание, государственная программа, бесплатная юридическая помощь, день правовой помощи детям, образование, детский телефон доверия, просветительские мероприятия, информирование, мало защищенные слои населения.

Аннотация. В статье рассматриваются способы реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий по правовому просвещению и правовому воспитанию населения в 2016 году. Формирование правовой культуры населения и правосознания граждан являются задачами, которые должны решаться посредством деятельности различных социальных институтов, органов государственной власти, органов власти субъектов, общественных объединений и некоммерческих организаций. Реализация мер по правовому просвещению во многом зависит от должной и своевременной нормотворче-ской деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. В статье проводится мониторинг мероприятий в сфере правового просвещения, реализованных в отношении разных социальных и возрастных категорий населения в 2016 году. Рассматривается необходимость распространение информации просветительского характера в печатных средствах массовой информации, а также через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Э01: 10.21681/2412-8163-2017-3-66-70

(Одним из приоритетных направлений деятельности государства является повышение уровня правовой культуры и правовой грамотности населения. Правовое государство в современном мире невозможно без верховенства права и недостаточного уровня правосознания человека и гражданина.

Актуальность решения проблемы правового просвещения населения вообще и молодежи в особенности обусловлена важностью обеспечения надлежащего уровня правовой грамотности населения, а также регулярной разработкой и вступлением в законную силу новых нормативных правовых актов. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 167-р утвержден План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 2

Многие субъекты Российской Федерации, отличаясь повышенной социальной ответственностью, небезразличным отношением к подрастающему поколению, социально незащищенным

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 7. Ст. 1067.

группам граждан, лицам, достигшим пенсионного возраста, лицам, привлечённым к уголовной или административной ответственности, и другим категориям граждан, утверждают собственные региональные и иные программы по правовому просвещению и воспитанию населения.

В качестве примера, можно привести такие программы, как:

1 Государственная программа Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» на 2015 - 2020 годы, утверждена постановлением администрации Алтайского края от 19 декабря 2014 года № 573; 1 Государственная программа Белгородской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий белгородской области на 2014- 2020 годы»; 1 Постановление администрации Владимирской области от 05.08.2016 № 684 «Об утверждении комплексного плана по повышению правовой культуры населения владимирской области на 2016 - 2018 годы»; 1 «Стратегия действий в интересах детей» Волгоградской области на 2012-2017 годы, утверж-

1 Андрианова Дарья Владимировна, кандидат юридических наук, начальник научно-методического отделения Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте России», Российская Федерация, г. Москва, Россия.

E-mail: [email protected]

денная постановлением Правительства Вологодской области от 07.09.2012 № 1052; 1 Государственная программа Иркутской области «Молодежная политика» на 2014-2018 годы утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 447-пп; 1 «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства», утверждена приказом Комитета образования и науки Курской области № 1-979 от 21.09.2015; 1 Государственная программу Новгородской области «Развитие образования и молодёжной политики в Новгородской области на 2014-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Новгородской области от 28.10.2013 № 317; 1 План мероприятий по повышению правовой культуры населения города Омска на 2014- 2018 годы, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 09.12.2013 № 1440-п; 1 Постановление Правительства Пензенской области от 11 октября 2012 года № 718-пп «Об утверждении перечня государственных программ Пензенской области» Подпрограмма Региональная политика, «Развитие гражданского общества в Пензенской области на 2014 - 2020 годы» и «Молодежь Пензенской области на 2014 - 2020 годы» и другие.

Правовое воспитание непосредственно влияет на становление личности человека, использующего свои права и обязанности, осознающего последствия и несущего ответственность за свои действия. Следует согласиться с мнением Э.И. Атаги-мовой и Г.И. Макаренко, что правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, которая понимает свои действительные интересы, знает свои права и обязанности, умеет защищать свои права законными средствами, уважает права и законные интересы других людей [1, с. 64]. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества, доверяющего действующей власти [2, с.5].

Очевидно, что формирование личности начинается в раннем возрасте, именно поэтому так важно заложить основы правовой грамотности в общеобразовательных учреждениях.

Система образования выполняет важную роль в решении задачи по правовому воспитанию молодого поколения. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф33 «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598.

создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Исходя из данного определения, правовое воспитание - деятельность, направленная на формирование правовой личности и правового сознания граждан.

Большинство субъектов Российской Федерации придерживается концепции реализации правового просвещения через правовое воспитание и сводит свою деятельность в этой сфере к спорадичным мероприятиям, проводимым в учреждениях начального, основного общего и среднего общего образования.

В рамках исполнения мероприятий, утвержденных региональными программами субъектов Российской Федерации, с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам детей, профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми, проводятся общешкольные родительские собрания, в которых принимают активное участие сотрудники прокуратуры, территориальных органов МВД России, специалисты муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители органов опеки и попечительства, а также представители общественных организаций.

Кроме того, анализ мер по организации правового воспитания в субъектах Российской Федерации показал, что элементы правового просвещения включены в состав учебных предметов «Обществознание», «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности» и других. Более того, в Челябинской области в образовательных организациях реализуется обучение по дополнительной общеразвивающей программе «3акон и мы», а также существуют элективные курсы «Подросток и закон», «Практическое право», «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся 1-11 классов», «Маленькие дети с большими правами» и другие (всего более 170 комплексных и тематических программ).

В каждом субъекте Российской Федерации действует уполномоченный по правам ребенка, который принимает участие в проводимых школьных мероприятиях. Однако следует заметить, что большинство таких мероприятий носит разовый характер, в большей степени проводится для отчетности, нежели для формирования правового сознания молодежи. Так, например, в Пензенской области проведен один открытый урок с учениками 10 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 58 г. Пензы с целью формирова-

ния правовых знаний в области противодействия коррупции и антикоррупционных стандартов. С целью воспитания правового сознания, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних Кировской области, для учащихся 6-9 классов проведен час профилактики «Подросток. Правонарушение. Ответственность».

Однако, вполне очевидно, что одна лекция, один классный час не может повлиять на формирование активной гражданской позиции и правосознания. В данном случае, мероприятия должны носить систематический характер, быть интерактивными, охватывать как можно больше форм взаимодействия с подрастающим поколением. Только в таком случае, можно будет утверждать о наличии правового воспитания на территории субъекта Российской Федерации.

Тем не менее, по результатам проведенного анализа мероприятий в 2016 году, можно утверждать, что на территории большинства субъектов Российской Федерации проделана большая работа в сфере правового просвещения и правового воспитания.

Мониторинг мероприятий позволил сделать вывод, о том, что на территории различных субъектов Российской Федерации используют такие, ставшие традиционными, способы и меры по правовому воспитанию, как: проведение бесед, лекций, открытых уроков, классных часов, «круглых столов», семинаров-практикумов, тематических родительских собраний, конкурсов, викторин и олимпиад по правовым знаниям. Все данные мероприятия непосредственно оказывают плодотворное влияние на подрастающее поколение, что выражается в проявлении активной гражданской позиции и реализации своих прав. Так, на территории Российской Федерации действует детский телефон доверия как служба экстренной психологической помощи с единым общероссийским номером 8-800-2000-122, который оказывает консультативную помощь детям.

В Сахалинской области в 2016 году на телефон доверия, установленный на базе ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», от детей и взрослых поступило 602 звонка, из них по вопросам нарушений прав и законных интересов детей - 28 звонков (по трем звонкам информация была передана в муниципальные органы опеки и попечительства). В Вологодской области на телефон доверия поступило более 6 тысяч обращений. В Тульской области только 17 мая 2016 года, в рамках Международного дня детского телефона доверия, на «детские горячие линии» обратилось 139 человек, из них 89 несовершеннолетних.

Эти данные свидетельствуют о распространении информации и знаний о наличии такой службы, о ее востребованности и реальной эффективности в оказании помощи детям.

Кроме традиционных способов правового воспитания, следует отметить и более современные, инновационные, которые используют некоторые субъекты Российской Федерации, которые можно и необходимо перенять другим субъектам для увеличения количества грамотного правового населения. Так, в Тульской области на базе общеобразовательных учреждений действует Школа правовых знаний, в Ханты-Мансийском автономном округе проводятся месячники гражданско-правового воспитания, направленные на воспитание гражданского самосознания детей и подростков. Ежегодно в ноябре в Ставропольском крае в общеобразовательных организациях края проводится Декада правовых знаний, в рамках которой организуются встречи с представителями правоохранительных органов, нотариальной палаты Ставропольского края. Кроме того, реализуется проект «Школьный уполномоченный», в рамках которого в настоящее время в школах Ставропольского края действуют 586 школьных уполномоченных по правам ребенка и функционирует 530 школьных медиативно-восстановительных служб примирения. Такой же проект реализуется в Ростовской области совместно с Областной коллегией адвокатов. Более того, при поддержке Общественной палаты 3ако-нодательного собрания Ростовской области проходит ежегодная акция «Поезд будущего».

Стоит отметить, что наибольшее количество просветительских мероприятий приурочены к значимым датам, таким как: 18 ноября - Всероссийский день правовой помощи детям; 17 мая -Международный день детского телефона доверия; 1 июня - Международный день защиты детей.

На территории всей Российской Федерации в рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям, который проходил 18 ноября 2016 года, в каждом субъекте Российской Федерации проведены консультации, беседы, конкурсы, разработаны брошюры по правам детей. Так, в Республике Марий Эл прошли мероприятия (семинары, лекции, беседы, консультации, конкурсы) с несовершеннолетними, родителями (законными представителями) и специалистами, работающими с детьми и в интересах детей, о правах ребенка, разработаны информационные материалы (буклеты, листовки, брошюры, памятки), оформлены стенды по правам детей. В 17 муниципальных органах проведены приемы и консультации граждан по различным правовым вопросам. На территории Ростовской области в этот день проведено 2572 массовых

мероприятия по правовому просвещению, в которых приняли участие 256755 человек. В Сахалинской области охват детей мероприятиями в рамках Дня правовой помощи в 2016 году составил 33386 человек, из них 849 человек в индивидуальном порядке обратились за юридической помощью.

17 мая 2016 года в рамках Международного дня детского телефона доверия в Свердловской области прошли мероприятия под девизом «Помочь ребенку - помочь семье», в Ханты-Мансийском автономном округе в общеобразовательных организациях прошли классные часы по темам, посвященным Международному дню детских телефонов доверия.

Следует отметить, что на детей огромное влияние оказывает информация, которая распространяется через СМИ и сеть Интернет. Все мероприятия, проводимые в субъектах Российской Федерации, освещаются в местных газетах и на местном телевидении. Кроме того, молодое поколение все больше времени проводит в «виртуальном мире». Именно поэтому так важно, чтобы дети имели возможность получить правовые знания и необходимую информацию через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Более того, каждый орган государственной власти, который содействует в реализации программы по правовому просвещению, имеет специальный раздел в сети Интернет, посвященный мероприятиям в сфере правового просвещения, телефонам доверия и другой необходимой информации.

Некоторые субъекты Российской Федерации имеют официальные интернет-порталы, на которых размещена информация в сфере правового просвещения. Такие порталы существуют в Хабаровском крае (http://habarovsk.rfdeti.ru), в Чукотском автономном округе (http://edu87.ru), в Ярославской области (http://podrostok.edu.yar.ru), в Астраханской области (http://astrahan.rfdeti.ru), в Пермском крае (http://www.pravovsem59.ru).

Информация о правах ребенка, адаптированная для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет размещается регулярно на официальных сайтах образовательных организаций. Кроме того, специалисты региональной системы образования в деятельности, направленной на правовое просвещение обучающихся, широко используют федеральные и региональные тематические Интернет-ресурсы (официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка http://www.deti.gov.ru , официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам человека http://ombudsmanrf.org).

Правовое просвещение реализуется посредством размещения во всех образовательных организациях информации на стендах, оформления информационных уголков с информацией для детей, родителей (законных представителей) о правах и обязанностях детей и подростков, детском телефоне доверия, организациях и службах, оказывающих правовую, психологическую и медицинскую помощь. Издаются буклеты, брошюры, методические материалы, статьи в местных средствах массовой информации в сфере правового просвещения, памятки, которые раздаются в общеобразовательных учреждениях и на мероприятиях, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям. Так, в Брянской области изготовлены буклеты для несовершеннолетних «Рискуй с умом» общим тиражом 21870 шт., закладки по профилактике правонарушений и рискованного поведения несовершеннолетних общим тиражом 34509 шт.; в Курской области подготовлены правовые памятки и рекомендации для несовершеннолетних и их родителей: «Памятка для несовершеннолетних и родителей по профилактике преступлений в отношении детей, обеспечения их безопасности», «Советы инспектора ПДН - родителям», «Профилактика наркомании. Памятка для родителей» и другие; в Ярославской области издана информационная брошюра о мерах социальной поддержки семей с детьми «Счастье - это Я»; и другие.

Бесспорно, правовое воспитание детей играет первостепенную роль в формировании правовой личности человека. Однако государство не должно забывать и о других категориях населения, которые в той же мере, как и дети, относятся к мало защи-щённым слоям населения, а также к социально незащищенным.

Субъекты Российской Федерации в рамках проекта «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан», направленного на улучшение доступа к правосудию для малоимущих граждан и других социально незащищенных групп населения в Российской Федерации, продолжили оказывать консультации по различным правовым вопросам. Однако, следует согласиться с мнением Э.И. Атагимовой и Г.И. Макаренко о существующей проблеме - низкой степени осведомленности населения о системе бесплатной юридической помощи [3, с. 56]. Объективным видится вывод о внедрении возможности оказания бесплатной юридической помощи по интернету и телефону, что может повлиять, с одной стороны, на расширение количества граждан, которым оказывается консультативная помощь, а с другой, на снижение затрат при ее осуществлении. [4, с. 6].

В результате проведенного анализа, выявлен крайне низкий уровень правового просвещения лиц, достигшего пенсионного возраста, и лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности. Лишь в нескольких субъектах были реализованы мероприятия по формированию правовых знаний у пенсионеров. Так, во Владимирской области осуществляется развитие системы обучения пожилых людей по правовому просвещению в рамках «Университета третьего возраста», а в Тульской области отделение пенсионного фонда России проводит работу по разъяснению пенсионного законодательства. Относительно мероприятий по правовому просвещению лиц, отбывающих наказание, следует отметить Тульскую область. С целью содействия в защите прав осужденных, находящихся в местах лишения свободы, ежемесячно Уполномоченным по правам человека Тульской области проводятся «часы информирования» с участием руководителя регионального УФСИН, прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, специалистов социальных структур и миграционной службы. С учетом правовых консультаций по итогам 2016 года в два раза сократилось количество жалоб осужденных. В Ленинградской области Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав заключила Соглашение об оказании помощи колония в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из ФКУ «Колпинская воспитательная колония». В Пензенской области квалифицированная помощь в 2016 году оказана 85 осужденным. При тесном взаимодействии с УФСИН России по Псковской области осуществляется правовое консультирование осужденных на территории исправительных учреждений региона. В 2016 году проведено 12 мероприятий по консультированию осужденных. В Республике Башкортостан проведено 87 мероприятий по правовому просвещению осужденных. Аналогичные мероприятия прохо-

дили в пенитенциарных учреждениях Самарской области, Тюменской области, Тульской области, в Республике Крым.

В результате проведенного анализа мероприятий в сфере правового просвещения и правового воспитания в 2016 году можно сделать следующие выводы.

Мероприятия, проводимые в различных субъектах Российской Федерации, носят разрозненный характер, отсутствует системность, единый подход и постоянство в их проведении. В связи с чем, видится необходимым в каждом субъекте Российской Федерации разработать свои региональные программы в сфере правового просвещения для более систематического и единообразного проведения просветительских мероприятий.

В 2016 году большинство мероприятий были направлены на подрастающее поколение и проведены, в основном, в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации. Тем не менее, помимо формирования правосознания и правовой культуры необходимо осуществлять и антикоррупционное просвещение учащихся, родителей и педагогов, а также обратить внимание на другие, мало защищённые категории населения, которые при отсутствии должных правовых знаний не могут обеспечить реализацию своих прав и обязанностей - это лица пенсионного возраста и лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях.

Необходимым видится просветительская работа населения о наличии в регионах квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В 2016 году в субъектах Российской Федерации была проделана достаточно большая просветительская работа, однако для повышения правовой культуры населения необходимо создание единой целостной системы правового просвещения и воспитания, которая сможет охватить все социальные и возрастные категории населения.

Литература

1. Атагимова Э. И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1. С. 64-68.

2. Макаренко Д.Г. Механизм формирования доверия общества к институтам государственной власти // Черные дыры в Российском законодательстве. 2015. № 5. С. 5-7.

3. Атагимова Э. И., Макаренко Г.И. Состояние и проблемы оказания бесплатной юридической помощи населению // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2. С. 52-58.

4. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание всероссийского бюро справедливости // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.