Современный подход и перспективы развития правовой грамотности и правосознания граждан
Троян (Фадеева) Н. А.1
Ключевые слова: правовое просвещение, правовая культура, закон, население, бесплатная юридическая помощь, мероприятия, правопорядок, правовое воспитание, уровень информированности граждан, социологический опрос, формирование личности.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организационно-методического обеспечения по повышению правовой культуры и правосознания граждан, проиллюстрирован положительный опыт мероприятий в регионах по повышению уровня правовой грамотности и правового воспитания. Представлены результаты социологического опроса, проведенного на социальном сервисе опросов по следующим вопросам: уровень информированности граждан о своих правах, источники получения правовой информации гражданами. Представлены сведения о гражданах, которым была оказана бесплатная юридическая помощь в регионах, о проведении Всероссийского дня правовой помощи детям и массовых мероприятиях по правовому просвещению, проведенных в регионах в 2016 году, представлен также экспресс-анализ этих мероприятий, проведённый в ходе их мониторинга. Статья освещает успешные проекты в ряде образовательных учреждений в области правового и гражданского образования, связанные с формированием правового пространства в школе, и содержит обширный обзор правовых актов в данном направлении федерального и регионального уровня.
ЭОТ: 10.21681/2412-8163-2017-3-77-85
Н а современном этапе общественного развития знание правовых норм необходимо человеку и гражданину для полноценной реализации его прав и свобод. Сегодня многие граждане не обладают даже минимально необходимым набором правовых знаний, навыков, позволяющих эти знания пополнять. Соответственно, информирование граждан о правовых установлениях и об изменениях в законодательстве является важнейшей задачей, решить которую можно лишь путем правового просвещения населения.
В наши дни правовое просвещение населения может осуществляться разными субъектами (государством в лице органов государственной власти, средствами массовой информации, общественными организациями, высшими учебными заведениями и т. д.), которые пользуются различными инструментами правового просвещения населения.
Понятие «правовое просвещение» законодательно не закреплено. Однако в юридической науке правовое просвещение представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повы-
шению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, реализуя идею построения правового государства. Правовое просвещение - это способ показать гражданам их права и реальные возможности проявить себя в обществе, государстве, уважая себя и других членов общества, формируя при этом необходимые социальные ценности.
Правовое просвещение - это специально организованная деятельность по распространению в обществе правовых знаний, разъяснению действующих нормативных правовых актов и практики их применения, информированию населения о структуре, функциях и полномочиях правоохранительных органов, правах и обязанностях гражданина по отношению к ним. Однако правовое просвещение не будет эффективным, если осуществляется спорадически и сводится исключительно к информированию. Оно должно выступать в качестве планомерного и целенаправленного воздействия на сознание человека с целью введения его в правовую культуру и формирования определенных правовых установок, понятий, принципов, ценностных ори-
1 Троян (Фадеева) Наталья Анатольевна, старший научный сотрудник Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте России», Российская Федерация, г. Москва.
E-mail: [email protected]
ентаций, обеспечивающих необходимые условия для развития его правосознания. Таким образом, главной целью правового просвещения является не просто накопление у индивида некоторого запаса правовых знаний, а формирование способов ориентирования в значимой для него правовой информации и умений осуществлять правовую регуляцию своего поведения в соответствии с принятыми в обществе законами и правоотношениями. Высокий уровень правовой грамотности и ответственности членов общества является залогом высоких показателей состояния законности и правопорядка в стране [1].
Все граждане имеют право на получение информации. Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.
Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач, создание единой системы качественного правового просвещения и юридического образования, для правового мышления подрастающего поколения, устойчивого уважения к закону, повышение уровня правовой культуры граждан.
В целях оптимизации и координации деятельности в области правового просвещения Президентом Российской Федерации в 2011 г. были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»2, в которых определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Другими важными правовыми актами в обеспечении бесплатной юридической помощи в Российской Федерации стали принятие 21 ноября 2011 г. Федерального закона № 324-Ф3 (в ред. от 28.11.2015 № 358-Ф3) «О бесплатной юридической помощи
2 «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // Российская газета № 151 от 14.07.2011 г.
в Российской Федерации»3 и Федерального закона от 21.11.2011 № 326-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»4, этими актами предусмотрены способы реализации государственной гарантии права гражданина на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и установлены организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.5
В области правового просвещения утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»6 государственная программа «Юстиция».
Также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2016 № 346 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция»7 изменения, которые внесены в государственную программу Российской Федерации «Юстиция».
Целями Программы на период до 2020 года являются развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону. Для достижения этих целей в государственной программе «Юстиция» предусматривается решение следующих задач: повышение уровня защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций; разработка общей стратегии в сфере судебно-экспертной деятельности и модернизация
3 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 (в ред. от 28.11.20-15 № 358-Ф3) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6725.
4 Федерального закона от 21.11.2011 № 326-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6727.
5 Федеральный закон РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-Ф3 от 21.11.2011 (в ред. от 28.11.20-15 № 358-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6725.
6 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 312 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, №18 (часть II), ст. 2158.
7 Постановление Правительства РФ от 23.04.2016 N 346 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 19, ст. 2680.
федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
Реализацию указанных задач планируется осуществить путем:
1 развития рынка профессиональных юридических услуг, включая развитие адвокатуры и нотариата;
1 повышения качества и доступности юридических услуг для всех слоев населения и хозяйствующих субъектов; 1 совершенствования порядка предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния как наиболее востребованных (массовых) и приоритетных;
1 организации предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде;
1 развития судебно-экспертной деятельности, включая модернизацию государственных судебно-экспертных учреждений и разработку общей стратегии государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности.
В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 370 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция»8 внесены новые изменения в государственную программу «Юстиция».
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры со стороны государства как основного субъекта отношений, на котором лежит обязанность по выстраиванию эффективной линии правого просвещения на всех уровнях, указанная деятельность будет носить формальный характер, если при этом предполагаемые адепты просвещения не будут заинтересованы в её качественной реализации. У членов общества должна быть не только возможность прикоснуться к «плодам правового дерева»,
8 Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 370 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 15 (часть II), ст. 2205.
Таблица 1. Источники получения правовой информации гражданами
Канал информации Данные в % Ранг
Телевидение 67,2 1 место
Интернет 52,1 2 место
В процессе общения с родственниками, друзьями 44,0 3 место
Газеты, журналы 35,1 4 место
Специальная литература 17,8 5 место
Радио 17, 0 6 место
Консультации специалистов 15, 8 7 место
Таблица 2. Уровень информированности граждан о своих правах
Сфера общественных отношений Информирован достаточно Информирован частично Не информирован Затрудняюсь ответить
Получение образований 42, 9 42, 1 10,8 4,2
Трудоустройство и защита трудовых прав 38,2 47,5 11,2 3,1
Военный призыв 33,5 22,8 32,3 11,4
Личная безопасность 30,1 52,1 14,7 3,1
Здравоохранение и социальное страхование 27,8 51,0 16,6 4,6
Право на жилище 24,7 43,2 25,9 6,2
Пенсионное обеспечение 21,3 41,9 29,1 7,8
Материнство и детства 16,8 41,0 30,9 11,3
Межэкономические отношения 14,0 30,4 37,7 17,9
взращиваемого государством, но и понимание необходимости реализации этого направления. Каждый индивид с учетом его уровня развития (образования, возраста, социального статуса, профессиональной деятельности) обязан формировать в себе понятийное начало, которое позволит ему впоследствии занимать активную позицию относительно процессов, которые протекают в нашей стране [2].
Если обратиться к результатам социологического опроса, проведенного Юдиной Н.В. на социальном сервисе опросов [3], проанализировав представленные данные, можно сделать вывод, что в области правовой информации происходят кардинальные перемены и небольшие улучшения в данном направлении.
В данном опросе главной темой был определен уровень правосознания граждан среди различных групп населения.
Сейчас сложилось совершенно очевидное мнение, что в области правовой информации происходят изменения, на смену традиционным каналам (газеты, журналы, специальная литература, радио) приходят оперативные каналы получения правовой информации (телевидение, Интернет), невзирая на то, что эти каналы не могут, к сожалению, гарантировать полноту и достоверность информации. Межличностный обмен правовой информацией также оказывается результативным каналом. А за консультацией к специалистам обращается только каждый шестой (15,8%) из числа опрошенных.
Из данных опросов можно сделать заключение, что лучше всего информированы о правах граждане в сфере получения образования, трудоустройства и защиты трудовых прав. Хуже всего результат в вопросах материнства и детства. Таким образом, логичным является тот факт, что обращение граждан за правовой консультацией относится к числу массовых явлений.
Вместе с тем, невысокий уровень информированности населения о своих правах можно объяснить и тем, что на сегодняшний день в стране отсутствует единая система воспитания гражданина правового государства. Воспитательная работа, которая ведется в рамках принятых нормативных документов, в целом по стране носит эпизодический и часто отчетно-показательный характер [4]. В данном направлении многие ученые и политики вносят достаточно много предложений для выхода из сложившейся ситуации. Однако бесследно ликвидировать негативные особенности правосознания невозможно. 3ная их причины и проанализировав их сущность, есть возможность отыскать путь развития и повышения уровня нашей правовой
культуры. Следовательно, необходимо разработать стратегии целенаправленного и наступательного противодействия деформациям правосознания повышения правовой культуры и правосознания граждан и предусмотреть в единой государственной программе непрерывное правовое просвещение для реализации стратегии, а также оценки полученных результатов.
Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит, конечно, системе образования. Стоить подчеркнуть тот факт, что в целом в ряде образовательных учреждений успешно реализуются проекты в области правового и гражданского образования, связанные с формированием правового пространства в школе, созданием демократического уклада жизни, разработкой и реализацией социальных проектов, предполагающих правовое решение возникших проблемных ситуаций. Совершенно очевидно, что начинать правовое воспитание граждан России следует с детских лет. Необходимо разработать и включить в образовательную программу учебные курсы, призванные содействовать нравственно-правовому, духовному и патриотическому развитию личности. Данные программы обучения необходимо вводить в обязательные курсы общеобразовательных школ и профессиональных средних и высших учебных заведений с учетом конкретной специфики учреждения и возраста учащихся. В результате последовательного и методического воспитания личности, можно воспитать духовно-развитую личность, мотивированную к добросовестному исполнению должностных обязанностей. Необходимо унифицировать подход при реализации правового просвещения в субъектах Российской Федерации. Назрела необходимость разработать единую Концепцию правового просвещения в Российской Федерации, которая предусматривала бы единую целостную систему правового просвещения и воспитания граждан России [5]. В настоящее время государство на федеральном и региональном уровне предпринимает немало мер для повышения уровня правовой культуры в Российской Федерации (например, совершенствование системы высшего юридического образования, развития правового воспитания и правового образования подрастающего поколения, правовое информирование и правовое просвещение граждан, повышение уровня юридической грамотности населения в целом и т. д.). Однако, местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, играет в соответствующей сфере важнейшую роль. Местное самоуправление является специфической формой организации публичной власти на уровне соответствующих административно-территориальных единиц, выступающих в
качестве муниципальных образований. От того, как организовывается работа по повышению уровня правовой культуры на территории отдельных муниципальных образований, во многом зависит общий уровень правовой культуры в России. Это обусловлено тем, что каждое муниципальное образование имеет свою специфику (по численности населения и его составу, размеру территории, социально-экономической инфраструктуре и т. д.). В этой связи, при регулировании правовой культуры на федеральном и региональном уровне далеко не всегда возможно учесть эти особенности. И здесь особое значение приобретает соответствующая деятельность органов местного самоуправления [6].
Региональные особенности системы правового информирования можно рассматривать в двух ракурсах. Во-первых, это региональные особенности распространения правовой информации из федеральных источников. Во-вторых, это особенности распространения именно региональной информации.
В ходе проведенного мониторинга был проведен экспресс-анализ мероприятий, проведенных в регионах, в рамках правового просвещения. Основной задачей проведенного мониторинга являлась оценка эффективности различных форм распространения информации в области правового просвещения субъективной оценки и сравнения качества работы в различных регионах. Основная задача - это обзор в некоторых регионах проведения мероприятий и оценка эффективности различных форм распространения информации в области правового просвещения.
Есть регионы, где правовое просвещение население достигло высокого уровня, посредством эффективной работы органов местного самоуправления,есть регионы которые очень активно работают в данном направлении.
Так, например, в Республике Хакасия сложилась конструктивная модель правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, образовательные организации и учреждения для детей.
В образовательных организациях, учрежде-них культуры и социального обслуживания семей с детьми важным направлением работы является правовое просвещение несовершеннолетних: индивидуальные и коллективные бесседы, диспуты, тестирование и анкетирование несовершеннолетних, культурные мероприятия.
В республике стали традиционными месячники правовой культуры, в рамках которых проходят следующие мероприятия: часы правовой грамотности по темам «Человек и гражданин», «Главный закон государства», анкетирования с детьми и родителями на выявлениями уровня правовых знаний, классные часы по темам: «Что такое право?», «Мы граждане России», «Закон - твоя безопасность» и др. Так, 18 ноября 2016 года во Всероссийский День правовой помощи детям, в образовательных организациях проведены различные мероприятия, в которых приняли участие 65 222 детей и взрослых.
Приведем еще пример: в соответствии с федеральным и региональным законодательством Министерством образования Тульской области совместно с государственными образовательными учреждениями дополнительного образования Тульской области с обучающимися проведен ряд мероприятий, направленных на формирование законопослушного гражданина своей страны, на развитие правовой культуры личности: областная интеллектуальная игра «Мои права - моё богатство» (12 февраля - 18 марта 2016 года); региональный этап ХУ1 Всероссийской акции «Я - гражданин России (20 января - 29 апреля 2016 года); областная правовая олимпиада «Колесо Фемиды» (13 января - 29 февраля 2016 года), областной конкурс творческих работ обучающихся «Конвенция о моих правах» (15 сентября - 1 ноября 2016 года); областной конкурс исследовательских и творческих работ обучающихся «Защита гражданина от преступных посягательств в нашей стране» (3 октября - 30 ноября 2016 года); 20 апреля 2016 года на базе ГПОУ ТО «Тульский государственный машиностроительный колледж им. Никиты Демидова» состоялось областное родительское собрание на тему: «Безопасность детей в наших руках», в рамках которого обсуждались актуальные вопросы воспитания подрастающего поколения, в том числе вопрос о правовом просвещении и распространении информации о правах ребенка.
В рамках Международного дня детского телефона доверия 17 мая 2016 года в образовательных организациях региона проведено более 3,5 тыс. мероприятий.
Признавая детство важным этапом жизни человека, в Тульской области принят и действует Закон Тульской области от 07.10.2009 № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка». Закон направлен на создание механизмов, призванных обеспечить реализацию прав ребенка, поддержку семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав и законных интересов, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Целью данного Закона является правовое обеспе-
Таблица 3. Сведения о проведении Всероссийского дня правовой помощи детям
Оказание консультативной помощи
Организация, где проводится мероприятие Количество пунктов по консультированию Количество обращений Количество случаев консультационной помощи
всего из них детей Из них родителей, опекунов, приемных семей всего из них детей
Детские дошкольные учреждения 264 70 27 43 75 25
Учебные заведения общего образования 577 251 152 99 254 153
Воспитательные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей 4 7 4 3 7 4
Учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 17 115 68 47 115 59
Воспитательные колонии 1
Другие организации 152 322 104 218 318 107
Всего по организациям 1015 765 355 410 769 348
чение реализации государственной политики в интересах детей на территории Тульской области.
В 2016 году в федеральном регистре нормативных правовых актов Тульской области действующими правовыми актами числятся 35 основных актов, регулирующие права несовершеннолетних детей.
В таблице № 3 представлены сведения на 2016 год по региону Тульской области о проведении Всероссийского дня правовой помощи детям.
Также важным правовым актом в Тульской области в обеспечении права на правовое просвещение, является принятие 3акона Тульской области от 16.07.2012 № 1782-3ТО (с изм. от 09.12.2013) «О регулировании отдельных отношений в области
обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и о наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по оказанию бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме некоторых категорий граждан», который объединил в себе большинство вопросов, касающихся юридической помощи, установил гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи.
В таблице № 4 представлено количество мероприятий, посвященных Всероссийскому дню правовой помощи детям, с участием адвокатов и нотариусов.
Таблица 4. Участие в мероприятиях адвокатов и нотариусов
Количество мероприятий с участием адвокатов/нотариусов Численность участвующих в мероприятиях адвокатов/нотариусов Количество случаев индивидуальной консультативной помощи
Адвокаты 75 75 12
Нотариусы 2 66 28
Таблица 5. Сведения о гражданах, которым оказана бесплатная юридическая помощь
№ Категория граждан УК*(1)
1. Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко приживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане) 2842
2. Инвалиды I и II группы 471
3. Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда 67
4. Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители 54
5. Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 484
6. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители 11
7 Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 25
8 Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители 36
9 Граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации 40
*(1) Количество устных консультаций по правовым вопросам. *(2) Количество письменных консультация по правовым вопросам.
*(3) Количество заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
*(4) Количество случаев представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
При осуществлении мониторинга в ходе проведения анализа были представлены сведения об организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет Хабаровского края органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования. В этом регионе подготовлена Концепция Общественным советом при Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае под названием: «Концепция правового просвещения на период до 2020 года».
Состояние правовой культуры в этом регионе, нормативности его сознания, желание и готов -ность соблюдать населением социальные и правовые нормы, быть законопослушными гражданами определяется в значительной степени оценками населения состояния правопорядка в стране. Социологические опросы жителей Хабаровского края,
проводившиеся в 2009 году Дальневосточной академией государственной службы (г. Хабаровск) и Комсомольским-на-Амуре техническим университетом (г. Комсомольск-на-Амуре), свидетельствуют о том, что население Хабаровского края характеризуется низким уровнем нормативности сознания, выраженного в субъективных оценках допустимости для себя тех или иных асоциальных форм поведения. Ненормативность сознания в большей степени выражена у молодежи (допустимость для себя различных асоциальных явлений), чем у представителей среднего или старшего поколения, хотя и у последних она также находится на достаточно высоком уровне. По данным опроса, каждый третий считает основными причинами нарушения прав человека в Хабаровском крае незнание населением законов, своих прав (41,8%), коррупцию во властных структурах (37,7%), коррупцию в правоохранительных органах (36,2%), несовершенство законодательства (25,9%), бюрократический аппарат (23,6%). Как показали проведенные опросы, в подавляющем большинстве население Хабаров-
ского края не знакомо с деятельностью Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае. Имеют хорошее представление о его деятельности лишь 6,4%, каждый пятый впервые слышит о нем, примерно половина опрошенных не имеют представления о его деятельности, третья часть имеет лишь общее представление о его деятельности.
Повышение правовой культуры населения через систему образования и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых и социальных норм. Поэтому главная государственная задача - повышение уровня культуры населения в целом, и молодежи в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека.
Просветительские проекты в регионе планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач они подразделяются на три вида: 1 тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
1 территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты); 1 проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Таблица 6. Информация о массовых мероприятиях по правовому просвещению, проведенных в 2016 году:
Количество мероприятий Общее количество участников
на региональном уровне 13 3 534
на муниципальном уровне 26 26 894
на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность 446 57 940
Таблица 7. Информация о массовых мероприятиях по повышению юридической грамотности педагогов,
проведенных в 2016 году:
Количество мероприятий Общее количество участников
на региональном уровне 177 5 348
на муниципальном уровне 8 125
на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность 80 1 963
Вся эта работа сориентирована на то, чтобы создать качественную обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в закон. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.
Реализация этой концепции должна обеспечить: широкий доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечение всех государственных институтов и общественных организаций к решению проблем правовой информации и пропаганды; формирование основ правовой культуры населения.
Также в крае существует информационно-образовательный портал «ПроОбраз27», информационный портал для молодежи и молодых семей «Совершенно несекретно», научно-исследовательские проекты: «Конституционное право, как отрасль Российского права», «Гражданство РФ», «Права и обязанности граждан России», авторский проект; информационно-правовой проект «Ты - для закона, закон для тебя». Имеется множество региональных сайтов, на которых размещена информация для родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет -minobr.khb.ru, pu40.ru, py16dv.ru и многие другие.
Все мероприятия в данном случае нет необходимости перечислять. Понятно, что вся эта масштабная деятельность - это возможность оказать
реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Стоит отметить, что для повышения уровня правовой культуры общества необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение не только населения, но и государственных и муниципальных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение социальных прав человека и гражданина.
Для целенаправленного и массового правового просвещения граждан необходимо, чтобы компьютерные системы могли быть реально полезны широкому кругу пользователей-граждан, следовательно, они должны претерпеть некоторые изменения. Необходимо продуманно подойти к составу и объему нормативных актов, включаемых в базы данных для граждан, также при способе подачи материала следует отталкиваться не от нормативного акта как такого, а от проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются граждане (в форме советов: как действовать, куда обращаться и т. д.).
И, наконец, самое важное условие - это создания качественных информационных систем, ориентированных на граждан. Необходима государственная поддержка разработчиков, заключающаяся в снятии необоснованных запретов на оперативное получение правовой информации от органов государственной власти.
В связи с отсутствием возможности объективно оценить профессиональные качества и результаты профессиональной деятельности государственных служащих назрела необходимость закрепить в нормативных правовых актах мини-
мальные квалификационные требования к юридической подготовке различных категорий государственных и муниципальных служащих.
Подводя итог, можно отметить, что благодаря просветительским проектам и мероприятиям в регионах по правовому просвещению удалось на сегодняшний день, создать сеть организаций и учреждений, способных обеспечить право молодых граждан России на доступ к правовой информации. Конечно, еще нужно время для улучшения правовой информированности молодежи, необходимо усиление координации работы всех правовых организаций, ведомств и учреждений, работающих в этой сфере.
Нравственно-правовое воспитание, выстраиваемое на основе общечеловеческих ценностей, влияет на качественное содержание правовой практики. Процесс правового воспитания должен органично включаться в систему общегражданского воспитания, базироваться на формировании нравственного и религиозного сознания, активной жизненной позиции, патриотизма, толерантности, здорового образа жизни. Государство должно это учитывать, осуществляя свою законодательную власть.
Рецензент: Андрианова Дарья Владимировна, кандидат юридических наук, начальник научно-методического отделения Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте России», Российская Федерация, г. Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
Литература
1. Андрианов М.С., Артемов В.В. Организация и методическое обеспечение работы органов прокуратуры по правовому просвещению // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 3 (41). С. 62.
2. Зин Н.В., Афанасьев Д.А. Правовое просвещение населения как неотъемлемый элемент правовой культуры // Актуальные проблемы правового просвещения и воспитания населения. Материалы научно-практической конференции, 2016 г.
3. Юдина Н.В. Организация деятельности органов государственной власти по правовому просвещению населения // Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2016 г. С. 117.
4. Атагимова Э.И. Правовое просвещение и предупреждение молодежной преступности // Мониторинг правоприменения. 2015. № 4 (17). С. 16-22.
5. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). С. 64-68.
6. Савичев А.А. Проблемы развития правовой культуры населения на уровне местного самоуправления // Мониторинг правоприменения. 2014. № 4 (13). С. 55-58.