СИСАКЬЯН А.К., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра права; Троицкий филиал Челябинского государственного университета, 457100, г. Троицк, ул. Разина, 9
SISAKYAN A.K., Candidate of Legal Sciences, [email protected] Chair of law;
Troitsk Branch of Chelyabinsk State University, Razina St. 9, Troitsk, 457100, Russian Federation
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация. В статье исследуется проблема формирования конституционного правосознания как профилактическая мера противодействия преступности. Обосновывается важность достижения баланса прав и интересов индивида, общества и государства с целью разрешения данной проблемы. Анализ понятия «правосознание» позволяет утверждать о его взаимосвязи с понятием противоправного поведения. Изъяны в правосознании преступника могут быть выражены в непонимании ценности права, правовом негативизме, правовом инфантилизме, правовом нигилизме, сознательном противоправном поведении. Деформация правосознания определяется как одна из главных причин, порождающих совершение преступлений. Состояние преступности — основной индикатор уровня конституционного правосознания общества. Исследуется ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность, направленную на повышение уровня правовой культуры и конституционного правосознания граждан Российской Федерации. Подчеркивается необходимость усиления взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с общественностью и средствами массовой информации в процессе противодействия преступности. Высокий уровень правосознания и правовой культуры может быть достигнут в результате их целенаправленной совместной деятельности. Сформулирован вывод о заинтересованности государства в достижении высокого уровня конституционного правосознания общества.
Ключевые слова: противодействие преступности; дефекты правосознания; конституционное правосознание; Конституция Российской Федерации; правовая культура; преступное поведение.
FORMATION OF CONSTITUTIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS AS A PREVENTIVE MEASURE TO COUNTER CRIME
Annotation. The problem of the formation of constitutional legal consciousness as a preventive measure to counter crime is analyzed in the article. The importance of achieving a balance of rights and interests of the individual, society and the state in order to solve this problem is substantiated. The analysis of the concept of "legal consciousness" suggests its relationship with the concept of illegal behavior. Deficiencies in the legal consciousness of a criminal can be expressed in a lack of understanding the value of law, legal negativism, legal infantilism, legal nihilism, intentional illegal behavior. The deformation of legal consciousness is defined as one of the main reasons for committing crimes. The state of crime is the main indicator of the level of constitutional legal consciousness of the society. A number of normative legal acts regulating the activities aimed at improving the level of legal culture and constitutional legal consciousness of the citizens of the Russian Federation are investigated. The necessity of strengthening the interaction between public and local authorities with the society and the media in the process of combating crime is emphasized. A high level of legal awareness and legal culture can be achieved as a result of their purposeful joint activities. The conclusion about the state's interest in achieving a high level of constitutional legal consciousness of the society is formulated.
Keywords: countering crime; defects of legal consciousness; constitutional legal consciousness; Constitution of the Russian Federation; legal culture; criminal behavior.
Правосознание есть безусловный компонент правовой культуры личности, что подтверждает восприятие социальной действительности в рамках правовых установок, предполагающий в то же время
такую юридическую грамотность, которая позволила бы верно понимать «деятельность людей в государственно-правовой сфере» [1, с. 6]. Юридическая осведомленность, высокий уровень правовой куль-
туры общества наряду с активной гражданской позицией позволяют более эффективно реализовывать мероприятия по противодействию преступности и снижению степени криминализации населения.
Лица, обладающие высоким уровнем правосознания, ориентированы на законопослушность и участие в профилактических мероприятиях по противодействию преступности.
Формирование гражданского правового сознания происходит только при условии достижения баланса интересов личности, общества и государства. В данном случае целесообразно говорить о правосознании не в формате общетеоретической категории, а как о высшей форме такового - конституционном правосознании. Оно не только наделяет индивидов конституционными правами и свободами, но и возлагает на них равноценные обязанности, признание и соблюдение которых свидетельствуют об уровне правовой культуры общества. В статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью (впрочем, как и в международных правовых актах в этой области). Соблюдение конституционных обязанностей надлежит считать не менее значимым, ведь только в этом случае можно сделать достоверный вывод о действительном уровне конституционного правосознания, правовой культуры граждан как безусловных требованиях соблюдения конституционного правопорядка, нарушение которого имеет место, в частности, при противопоставлении сторон. Однако об этом, к сожалению, в указанной статье не говорится.
Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, что определяет смысл, цели и задачи политики государства по противодействию преступности. Полагаем, что данная конституционная обязанность государства должна носить корреспондирующий характер, предполагая соответствующее надлежащее исполнение конституционных обязанностей гражданами. Говорить об эффективности мер по противодействию преступности в ожидании исполнения кон-
ституционных обязанностей государством, но при нежелании населения выполнять собственные обязанности, по меньшей мере неразумно.
Н.С. Бондарь справедливо отмечает, что особенностью конституционных положений является «содержащийся в них высокий уровень нравственно-этических начал, то есть сочетание их правового содержания с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам» [2, с. 14]. Добросовестно следуя своим конституционным обязанностям, гражданин демонстрирует свою правопослушность и, самое главное, приверженность нравственным ориентирам.
«Конституция как высшее проявление воли и разума народа и как регулятор всех политико-правовых, экономических, гуманитарных и других отношений в государстве должна закрепить такие нормы правовой защищенности граждан, которые бы обеспечивали на государственном уровне их права и свободы, равноправие в обществе и соизмеряли их действия с конституционно-правовыми принципами и предписаниями. Поэтому благополучие и развитие общества, да и государственной власти находится в прямой зависимости от царящей в государстве правовой культуры, которая является определяющей частью конституционного правосознания» [3, с. 29]. Аналогичной точки зрения придерживаются А.С. Калманова и А.В. Кокое-ва [4, с. 59-61].
Достаточный уровень конституционного правосознания может быть достигнут не только при условии конституционного закрепления прав, свобод и интересов человека и гражданина, но и при условии, что он знает о них, соблюдает обязанности в процессе жизнедеятельности. Отсюда при формировании конституционного правосознания возникает необходимость наделения формальной стороны этого процесса главной ролью в воспитании человека.
В случае придания ключевого значения конституционному декларированию прав и свобод человека и гражданина остается нерешенной проблема целенаправленного правового просвещения населения с учетом присущих различным индивидам специфических социальных,
религиозных, политических особенностей и воззрений. Игнорируя такие объективные факторы, сложно рассчитывать на достижение положительных результатов в повышении конституционного правосознания как условия конституционного правопорядка и законности, соблюдение которых основывается на уважении и исполнении конституционных положений.
Только по достижении баланса прав и интересов индивида, общества и государства можно говорить о формировании «здорового» конституционного правосознания. Такой баланс, в свою очередь, позволит утверждать об эффективности мер, предпринимаемых в процессе противодействия преступности. Постоянно растущей угрозе преступности в состоянии противостоять только общество с высокой политической культурой и развитым конституционным правосознанием. В данном случае само общество должно осознать необходимость ликвидации царящей в нем юридической безграмотности. Опрос населения, проведенный в 2018 году в г. Троицке Челябинской области*, позволил установить следующее: свыше 90 % респондентов не знают о том, что основным законом Челябинской области является Устав; что в принципе таковой имеется. Это свидетельствует об отсутствии у подавляющей части населения достаточных представлений о конституционных положениях, закрепляющих их гражданские права, свободы и обязанности, и в первую очередь по поддержанию правопорядка и безопасности.
Состояние преступности есть основной индикатор, характеризующий правопорядок в социуме, отражающий его моральное здоровье, правовую культуру и в целом демонстрирующий уровень правосознания населения.
Во второй половине 60-х годов ХХ в. активизируется работа по изучению феномена правосознания в рамках криминологических исследований. Научный анализ правосознания правопослушных граждан и преступников позволил говорить о взаимообусловленности явлений противоправного поведения, уровня правосознания и
* В опросе приняли участие 200 респондентов.
правовой культуры и роли таковых в реализации задачи укрепления правопорядка, в целом противодействия преступности.
Например, И.И. Карпец и А.Р. Ратинов совершение преступления связывают с деформацией правосознания, называя ее «одной из конкретных ближайших и непосредственных причин, порождающих преступление и отличающих его от иных антиобщественных поступков» [5, с. 52]. По мнению А.Б. Сахарова, напротив, «правовой инфантилизм или негативизм - это определенная нравственная позиция личности и поэтому надо говорить об общих нравственно-психологических пороках, не придавая правосознанию определяющее значение в объяснении причин индивидуального преступного поведения» [6, с. 22].
Определенно, именно нравственное сознание оказывает первостепенное влияние, однако не следует столь категорично отрицать значение правовых представлений в поведенческой ориентации личности. Наличие нравственных установок личности еще не означает принятие правовых категорий. Знание права способствует совершенствованию нравственных установок индивида, доведению их до степени общепринятых, препятствуя, таким образом, возникновению дефектов правового сознания в конкретной жизненной ситуации. Правовые установки личности, являясь одновременно нравственно-этическими представлениями, выступают также в роли внешнего регулятора поведения как принудительная необходимость. Вероятно, при этом не произойдет коренного изменения характера личности, однако она и не нарушит закон. Тем не менее необходимо и далее воздействовать на индивида, уже с целью видоизменения его представлений о праве, воспитания в нем уважения к праву, принятия его не только из чувства страха перед законом.
Высшей целью правовой социализации является образ действий личности согласно правосолидарным категориям -традиционное правопослушное поведение как перманентная особенность нравственного индивида при условии, что закон соблюдается лицом не только исходя из соображений солидарности с правом, но скорее по настоятельной нравственной потребности вести себя правомерно, а значит, достойно. Достойное с точки зрения
права поведение предполагает принятие лицом конститутивных социальных ценностей. Правовые установки и ценности индивида могут быть сформулированы, исключительно основываясь на них. В то же время исследуемое нами правосознание в общем смысле есть не что иное, как правовые установки и навыки правопо-слушного поведения.
Правосознание воздействует на формирование интересов и потребностей личности, в конечном итоге формируя ценностные ориентации таковой.
Вопросу о степени различия правового сознания преступников и законопослушных граждан были посвящены исследования таких ученых, как Г.Х. Ефремова, В.И. Павилонис, А.Р. Ратинов, А.И. Долгова. В результате проведенных ими криминологических исследований было выявлено, что качественная специфика правового сознания правонарушителей заключается не столько в отсутствии общепринятых нравственных представлений и наличии исключительно отрицательных установок, сколько в степени их сочетания.
Знания преступника в области уголовного законодательства бессистемны и хаотичны, построены на личном опыте или же опыте лиц из круга его общения. В данном случае предупредительная роль уголовного закона не достигает заданной цели. Именно дефекты правосознания в части представлений об уголовном законе определяют преступное поведение лица. Хотя в целом любой дефект правосознания вне зависимости от сферы, в которой совершено правонарушение, детерминируется общим отношением индивида к праву. Данная ситуация становится еще более критичной в условиях, когда лицо не имеет четкого понимания о структуре государственных органов, их функциях. Рассуждая о своем отношении к закону, преступники все же признают необходимость существования такового, осознают его справедливость и гуманность.
Стабильные нормативно-ценностные представления индивида составляют совокупность его правозначимых установок, определяя тем самым стереотипное поведение в конкретной ситуации.
Отклонения в правосознании преступников в наибольшей степени прояв-
ляются при избрании ими определенного варианта поведения в конфликте. Принятая ими манера поведения демонстрирует искаженную систему ценностей, в иерархии которых правовые установки занимают отнюдь не первые позиции.
Изъяны в правосознании преступника могут быть выражены в непонимании ценности права, его недооценивании (правовой негативизм), в легкомысленном восприятии права (правовой инфантилизм), в отрицании норм права как таковых (правовой нигилизм), сознательном противоправном поведении. Большинство преступлений совершается дезадаптированными лицами, утверждающими себя в этом статусе.
Криминологические исследования правосознания преступников подтверждают, что глубина деформации их правовых установок не позволяет им отличить таковые от принятых в обществе. Подобное им самим неблагополучное окружение убеждает в «нормальности» собственных ценностей.
Изъяны в правосознании - это прежде всего не столько «правовые недостатки», сколько отрицательное восприятие общественных требований.
По мнению Л.Б. Филонова, исходной причиной преступного поведения является вовсе не пробельность правосознания, «а те реальные жизненные условия, которые эти дефекты порождают» [7, с. 23]. Данную точку зрения разделяет и В.Н. Кудрявцев [8, с. 6-7].
Таким образом, противоправное поведение лица опосредовано негативными личностными и социальными факторами, психическими аномалиями преступника. В немалой степени преступное поведение возникает вследствие профанированного понимания преступником конкретной ситуации как криминогенной. В свою очередь, такое восприятие обусловливается именно правосознанием преступника.
Еще во второй половине XX столетия в целях повышения уровня правовой культуры и правосознания советского населения предпринимались высокоэффективные меры. Вместе с крушением советского уклада жизни такие профилактические меры в противодействии преступности становятся менее востребо-
ванными. Как результат - «...социальная деградация, деморализация населения, отсутствие элементарного понимания необходимости взаимодействия с органами власти» [3, с. 30]. Дестабилизация государственного управления, изъяны правовой системы в виде противостояния федерального и регионального законодательства в стране сказались на уровне правосознания населения. В Российской Федерации переходного периода складывается образ парадоксального индивида, который «одновременно способен и принять, и отвергнуть социальные нормы» [9, с. 67]. Э. Дюркгейм такое состояние сознательного отрицания императивных социальных норм называет аномией [10, с. 77].
В настоящий период МВД России все чаще обозначает потребность повсеместной активизации мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере повышения уровня юридической грамотности населения, воспитания уважения к закону и осознания гражданской ответственности за состояние правопорядка и законности в обществе. В связи с этим на расширенных заседаниях коллегий МВД России Президент Российской Федерации неоднократно отмечал важность создания качественной нормативной правовой базы.
В настоящее время в рамках политики противодействия преступности в Российской Федерации функционирует механизм правового просвещения населения. Данная работа регламентирована рядом нормативных правовых актов.
Конституция Российской Федерации, являясь основным нормативным актом в деятельности по формированию правосознания, в ч. 3 ст. 15 содержит норму, гарантирующую гражданам возможность ознакомления с принимаемыми законами посредством их обязательной официальной промульгации для всеобщего ознакомления. При этом необнародованные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, применению не подлежат.
Во исполнение статей 46, 48 Конституции Российской Федерации с целью обеспечения безвозмездной юридической помощи был принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-Ф3 «О бесплат-
ной юридической помощи в Российской Федерации»*. Настоящий закон предусматривает все организационно-правовые основы предоставления бесплатной юридической помощи, а его отдельная глава освещает вопросы организации мероприятий по правовому просвещению населения.
К документам, сопровождающим профилактические мероприятия в области противодействия преступности, следует отнести рассчитанную до 2020 г. государственную программу Российской Федерации «Юстиция»**. Целью данной программы является преодоление правового нигилизма, привитие населению уважения к закону и правопорядку, что в конечном итоге формирует высокий уровень правосознания.
Кроме того, в 2011 г. Президентом Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан***. В Основах закреплены меры государственной политики в области юридического просвещения не только населения, но и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также совершенствования действующего законодательства.
К числу основных нормативных правовых актов, необходимых для деятельности по формированию правосознания, следует также отнести Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений
* О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. N 324-Ф3: ред. от 28 нояб. 2015 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
** Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апр. 2014 г. N 312: ред. от 30 марта 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 18. Ст. 158; 2018. N 15 (ч. III). Ст. 2139.
*** Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом Российской Федерации 28 апр. 2011 г. N Пр-1168 // Рос. газ. 2011. 14 июля.
в Российской Федерации»*. Статьи 15, 16 настоящего закона к числу профилактических мер относят повышение уровня правовой культуры и устранение дефектов правосознания посредством информирования и просвещения. В рамках указанных направлений профилактики предлагается использовать профилактическую беседу и учет, профилактический надзор, недопустимость продолжения антиобщественного поведения, ресоциализацию, реабилитацию, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений, и т.д.
Правовые основы добровольного участия граждан в политике противодействия преступности, в частности поддержания правопорядка, установлены Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»**.
Непосредственной компетенцией в области противодействия преступности наделены органы внутренних дел, воспитательная и просветительская деятельность которых реализуется, в частности, посредством работы средств массовой информации: интернет-сайта МВД России, газеты «Щит и Меч», журнала «Полиция России» и др.
При формировании общественного мнения МВД России придает большое значение именно работе средств массовой информации, что подтверждается принятием приказа МВД России от 31 декабря 2013 г. N 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»***, в котором общественное мнение названо
* Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: фе-дер. закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3851.
** Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ: ред. от 31 дек. 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://www. pravo.gov.ru
*** Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД Рос-
сии от 31 дек. 2013 г. N 1040. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
показателем вневедомственной оценки деятельности территориальных органов МВД России по материалам, размещенным в СМИ и Интернете (рассчитывается как соотношение доли негативных информационных поводов (событий), касающихся деятельности территориального органа МВД России и нашедших отражение в СМИ, от общего количества информационных поводов (событий).
Посредством анализа общественного мнения можно выявить не только удовлетворенность граждан работой органов внутренних дел по защите их прав и законных интересов, но и уверенность в гарантиро-ванности личных и имущественных прав.
Реализовать свою активную гражданскую позицию по восстановлению нарушенных прав и интересов граждане могут путем обращения в органы внутренних дел. Например, А.А. Минина полагает, что обращения граждан следует считать средством повышения правосознания граждан, инструментом, обеспечивающим «поддержание информационной открытости органов государственной власти» [11, с. 75].
Рассматривая необходимость формирования должного уровня правосознания в контексте противодействия преступности, следует отметить приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», устанавливающий обязанность информирования населения посредством СМИ о правомерных способах защиты от преступных посягательств****.
Вышесказанное подтверждает высокую степень заинтересованности государственных органов в развитии общества с достаточным уровнем правовой культуры и правосознания. Исходя из смысла действующего законодательства Российской Федерации, можно сделать вывод, что формирование правовой культуры населения и ликвидация деформации его правосознания есть предмет интереса и ответственности не только самой личности, но и специализированных субъектов в области противодействия преступности. «Недо-
**** о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 янв. 2006 г. N 19: ред. от 28 нояб. 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
статочный уровень правосознания может обречь на неуспех самое совершенное законодательство» [7, с. 53]. В то же время закон, созданный без учета правосознания населения, эффективным быть не может.
Безусловно, работа, проводимая такими специализированными субъектами, носит масштабный характер, однако при этом не является успешной до такой степени, как на это рассчитывают правопослуш-ные граждане. Сохраняется необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в этой области.
М.И. Еникеев отмечает, что потребность в получении правовых знаний в последние годы значительно возросла. Но вместе с этим некоторая часть населения продолжает оставаться в состоянии тотальной юридической безграмотности. Закон в понимании таких граждан связан только с обязанностями, а не с правами человека [12, с. 12].
Современные геополитические условия, обусловливающие стремительные научно-технические достижения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, ставят перед нами возрастающую необходимость повышения уровня правовой культуры и правосознания. Лишь человек, для которого уважение к закону является постулатом и который принимает границы своей свободы как осознанную необходимость, способен результативно не только противодействовать преступности, но и, прежде всего, не допускать нарушения закона.
В Российской Федерации сегодня сложилась парадоксальная ситуация, в условиях которой, с одной стороны, органами публичной власти предпринимаются повсеместные попытки качественного повышения уровня правосознания населения в виде принятия соответствующих нормативных правовых актов, утверждения федеральных программ стратегического значения, организации профилактических мероприятий в рамках противодействия преступности, с другой стороны, подобная активность не всегда приносит ожидаемый результат.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что эффективное функционирование всех сфер человеческой жизнедеятельности зависит не только от их полноценной юридической регламентации, но и
от законопослушности населения, зависящей в первую очередь от уважения к закону. Оптимальный уровень правосознания и правовой культуры может быть достигнут в ходе целенаправленной совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественности.
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством. Однако действительно правовое государство предполагает существование «работающей» конституции и эффективного законодательства, наличие такого государственного аппарата, в котором органы публичной власти не только контролируют и осуществляют надзор за его исполнением. В правовом государстве уровень конституционного правосознания должен быть настолько высок, чтобы общество и органы государственной власти соответствовали провозглашенному конституцией демократическому строю.
Таким образом, в целях повышения уровня конституционного правосознания населения предлагаем следующее:
1. Разработать и реализовать комплекс целенаправленных мероприятий по устранению дефектов конституционного правосознания, повышению уровня правовой культуры населения, адекватному противодействию укоренившемуся правовому нигилизму, негативизму, антисоциальным установкам, представлениям, иным субъективным причинам преступности. Данный комплекс мероприятий предлагаем разработать совместными усилиями педагогов, юристов, и в частности криминологов, сотрудников социальной службы и здравоохранения. Правовое просвещение населения надлежит включить в число обязательных преподаваемых дисциплин в общеобразовательных (включая начальную школу), специальных средних, высших учебных заведениях. Закрепить обязательность таких дисциплин в качестве необходимого компонента в федеральных государственных образовательных стандартах. В первую очередь, образовательная программа должна предусматривать ознакомление населения с нормами Конституции Российской Федерации, уставов и конституций субъектов Федерации, уставов муниципальных образований.
2. Разработать специальные образовательные просветительские программы для взрослого населения, реализуя их посредством организации общественных лекториев, проведения семинаров, распространения раздаточных материалов.
3. Органам государственной власти и местного самоуправления оказывать содействие в работе добровольцев и волонтеров, деятельность которых предусматривает обучение населения юридической грамоте с целью повышения его правовой культуры и правосознания.
4. К правовому обучению и просвещению привлекать сотрудников право-
охранительных органов, представителей правоприменительной практики. Подобное сотрудничество с общественностью должно восприниматься ими не как исполнение профессиональных обязанностей, а как общественный долг, реализация активной гражданской позиции в процессе противодействия преступности.
5. Привлечь средства массовой информации как активных участников правовоспитательной деятельности. При этом ввести эффективные меры контроля за осуществляемой ими деятельностью.
Список литературы
1. Савченко С.А. Роль конституционной правовой политики в формировании правосознания // Омбуд-смен. 2014. N 1. С. 3-9.
2. Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. Ростов н/Д, 1996.
3. Киричек Е.В. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. N 7. С. 28-33.
4. Калманова А.С., Кокоева А.В. Конституционное правосознание как условие формирования конституционной законности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2016. N 7. С. 59-61.
5. Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. 1968. N 12. С. 47-54.
6. Сахаров А.Б. Личность преступника и типология преступников // Социалистическая законность. 1973. N 3. С. 19-23.
7. Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983. 80 с.
8. Кудрявцев В.Н. Причины конкретного преступления // Советская юстиция. 1970. N 22. С. 6-7.
9. Сундиев И.Ю. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности. М., 1990. 267 с.
10. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. 575 с.
11. Минина А.А. Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Юридические записки. 2013. N 1. С. 72-77.
12. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: учебник для вузов. СПб., 2003. 747 с.
References
1. Savchenko S.A. Rol' konstitucionnoy pravovoy politiki v formirovanii pravosoznaniya [The role of constitutional legal policy in the formation of justice]. Ombudsmen - Ombudsman, 2014, no. 1, pp. 3-9.
2. Bondar' N.S. Grazhdanin i Rossiyskoe gosudarstvo: konstitutsionnye osnovy vzaimootnosheniy [Citizen and Russian state: constitutional foundations of mutual relations]. Rostov-on-Don, 1996.
3. Kirichek E.V. Vzaimodeystvie politsii i institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii [The interaction of the police and civil society institutions in the Russian Federation]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative law and process, 2015, no. 7, pp. 28-33.
4. Kalmanova A.S., Kokoeva A.V. Konstitutsionnoe pravosoznanie kak uslovie formirovaniya konstitutsionnoy zakonnosti [Constitutional sense of justice as a condition for the formation of constitutional legality]. Zhurnal nauchnyh publikatsiy aspirantov i doktorantov - Journal of scientific publications of graduate students and doctoral students, 2016, no. 7, pp. 59-61.
5. Karpets I.I., Ratinov A.R. Pravosoznanie i prichiny prestupnosti [Legal awareness and causes of crime]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo - Soviet state and law, 1968, no. 12, pp. 47-54.
6. Saharov A.B. Lichnost' prestupnika i tipologiya prestupnikov [The identity of the perpetrator and the typology of criminals]. Sotsialisticheskaya zakonnost' - Ssocialistic legality, 1973, no. 3, pp. 19-23.
7. Kudryavtsev V.N. Prichiny konkretnogo prestupleniya [Causes of a particular crime]. Sovetskaya yustitsiya - Soviet justice, 1970, no. 22, pp. 6-7.
8. Filonov L.B. Psihologicheskie sposoby izucheniya lichnosti obvinyaemogo [Psychological ways of studying the identity of the accused]. Moscow, 1983. 80 p.
9. Sundiev I.Yu. Psihologiya sotsial'nyh grupp i mezhlichnostnyh otnosheniy, znachenie ee analiza dlya sovershenstvovaniya pravoohranitel'noy deyatel'nosti [Psychology of social groups and interpersonal relations, the value of its analysis to improve law enforcement]. Moscow, 1990. 267 p.
10. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sotsiologii [On the division of social labor. Method of sociology]. Moscow, 1991. 575 p.
11. Minina A.A. Pravovoe informirovanie naseleniya kak uslovie povysheniya effektivnosti deyatel'nosti organov gosudarstvennoy vlasti i mestnogo samoupravleniya [Legal information of the population as a condition for increasing the efficiency of the activities of state and local government bodies]. Yuridicheskie zapiski - Legal notes, 2013, no. 1, pp. 72-77.
12. Enikeev M.I. Obshchaya, sotsial'naya i yuridicheskaya psihologiya [General, social and legal psychology: a textbook for universities]. St. Petersburg., 2003. 747 p.