Атагимова Эльмира Исамудиновна,
кандидат юридических наук, г.Москва E-mail: [email protected]
Макаренко Григорий Иванович,
шеф-редактор журналов «Вопросы кибербезопасности» и «Мониторинг правоприменения», г.Москва E-mail: [email protected]
Состояние и проблемы оказания
^ и и
бесплатной юридическои помощи
населению
Рассматривается состояние и развитие института оказания юридической помощи населению. Показана, что бесплатная юридическая помощь как социальный институт в России усилиями Министерства юстиции Российской Федерации создана, однако объем такой помощи недостаточен, технологическая модель работы государственных юридических бюро несовершенна и не соответствует современным возможностям, что ведет к неэффективному расходованию бюджетного финансирования. Предлагается дальнейшее развитие и укрупнение на уровне федеральных округов государственных юридических бюро с расширением перечня услуг, широкой доступности и повышения эффективного расходования бюджетных средств.
Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, правовое просвещение, правовой нигилизм, государственные юридические бюро, адвокаты, современные модели удаленного доступа.
Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц.
Данный доступ организовывается и осуществляется в двух формах. С одной стороны, это непосредственное предоставление гражданам текстов нормативных и иных правовых документов справочными правовыми системами, с другой стороны, это система специализированных консультантов (юристов, юридических фирм, юридических клиник и т.п.).
Современный период характеризуется постоянным обновлением и усложнением общественных отношений, а поэтому возрастанием
объемов законодательства, усложнением системы связей между нормативными актами, включением в правовые акты огромного числа терминов, отражающих новые реалии жизни общества.
Повышение уровня правовой культуры и ее важнейшего элемента - правовой грамотности граждан - является важнейшим направлением деятельности государства и общественных институтов. Прежде всего - в контексте содействия обеспечению и соблюдению прав и свобод человека, соблюдения законности в Российской Федерации. Несмотря на важность вопроса правовой культуры в современном обществе, ситуация в этой сфере в России, например, в Республике Дагестан остается достаточно сложной. Правовой нигилизм, неумение граждан отстаивать свои права в рамках, определенных законом, характерны для широкого круга населения.
Ситуация с реализацией гражданами своих прав, соблюдением прав человека, уровнем правовой культуры свидетельствует о наличии разрывов между провозглашаемыми Конституцией Российской Федерации правами и свободами и их реальным воплощением в жизни большинства граждан. Такое состояние дел обусловлено влиянием ряда объективных и субъективных факторов общероссийского и регионального уровня.
На современное состояние правовой культуры оказывают влияние:
> интенсивное развитие законодательства, которое объясняется как объективными факторами, так и некачественной работой законодателей;
> правовой нигилизм лиц, принимающих решения, отсутствие государственной воли для борьбы с этим явлением;
> низкий уровень правовых знаний как следствие неверия населения в справедливое разрешение правовых проблем;
> недостаточный правоприменительный опыт граждан в части защиты своих прав и интересов;
> дефицит доступной (для восприятия непрофессионалов) правовой информации.
Стоит констатировать, что постоянное увеличение и усложнение нормативной правовой базы создает трудности даже для высококвалифицированных юристов, так как в современных условиях очень трудно быть одновременно хорошим специалистом в самых разных отраслях права, поэтому у судей и адвокатов все больше развиваются специализации. Большинство граждан не в состоянии надлежаще защитить свои права в суде. Если это затруднительно для имеющих специальное образование людей, то решение даже самого простого правового вопроса для пожилых людей, несовершеннолетних или лиц с ограниченными возможностями, а также малообеспеченных граждан становится просто непосильной задачей.
Статья 48 Конституции РФ каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи.
Важность права на доступ к информации состоит в том, что оно одновременно является механизмом защиты других прав, так как прозрачность и открытость деятельности органов власти снижает уровень нарушений прав и свобод человека.
Нужда в знании закона наступает у гражданина в том случае, если возникли проблемы,
связанные с судом, если необходимо защищать свои права. К сожалению, граждан, нуждающихся в соответствующей социально-правовой поддержке, становится все больше, и они обращаются в самые различные организации, общественные приемные, пытаясь реализовать свое право на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленное в Конституции РФ.
Осознание этой проблемы привели к принятию Президентом Российской Федерации (28.04.2011 № Пр-1168) Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан1.
В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем. В пункте 16 Основ закреплено совершенствование оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи, а именно поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения.
Так, во исполнение намеченной государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи, а также повышения правовой культуры общества в целом, для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно, принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»2. Закон № 324-Ф3 объединил в себе большинство вопросов, касающихся бесплатной юридической помощи. В нем в структурирован-
1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168).
2 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-Ф3 (ред. от 21.07.2014) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
ной форме определены право на получение бесплатной юридической помощи, государственная политика и основные принципы в сфере обеспечения граждан бесплатной правовой помощью, виды бесплатной юридической помощи, а также субъекты, оказывающие такую помощь, и квалификационные требования к ним. Главная ценность Закона заключается в том, что его нормы расширили перечень групп граждан, нуждающихся в оказании бесплатной юридической помощи, по сравнению с ранее действующим законодательством, а также установили государственные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Например, в Республике Дагестан действует Закон Республики Дагестан от 14 июня 2012 года № 32 «О бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан.
В развитие данных законов в 2013 году в Республике Дагестан принято Постановление Республики Дагестан от 16 октября 2013 г. № 525 «Об утверждении порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Дагестан»; Постановлением Правительства РД от 02.10.2008 № 335 утвержден порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан. В целях создании единой системы качественного правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающей интересы всех граждан, проживающих на территории Республики Дагестан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений Правительство Республики Дагестан утвердило Постановление от 13 декабря 2013 года № 653 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Повышение правовой культуры населения Республики Дагестан (2014-2016 годы)"».
Однако, несмотря на принимаемые меры на федеральном и региональном уровне, правовые знания значительной части населения страны не соответствуют уровню развития современных общественных отношений. Очевидно, одной из проблем доступа к бесплатной юриди-
ческой помощи граждан является слабая информационная составляющая - недостаточная информированность граждан, обладающих правом получения юридической помощи бесплатно, - о такой возможности.
В свое время (после 2011 г.) Министерство юстиции Российской Федерации приложило много усилий по организации и развитию бесплатной юридической помощи для определенных категорий населения. Однако в процессе этой работы были, на наш взгляд, допущены методические ошибки. В частности, за основу была принята финская модель [2], что в условиях размеров нашей страны было ошибкой. В 2011 г. уже были достаточно развиты в России и телефония, и интернет, и строить надо было межрегиональные центры оказания юридических услуг на основе современных технологий [3,4], что позволило бы существенно поднять уровень оказания услуг при значительно меньших затратах. Вместо этого пошли по пути создания региональных юридических бюро, которые на сегодняшний день созданы практически во всех регионах, что мы считаем существенной ошибкой [5], так как финская модель государственных юридических услуг устарела и не позволяет донести услугу до отдаленных мест проживания российских граждан.
По-прежнему особое внимание по решению этой проблемы и нормативно-правовому регулированию в сфере правового просвещения населения и обеспечения организации получения гражданами бесплатной юридической помощи уделяет Министерство юстиции Российской Федерации. Являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и в рамках координационных полномочий, Минюст России проводит мониторинг деятельности в сфере бесплатной юридической помощи федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
Координирующим органом, обеспечивающим согласованные действия органов государственной власти федерального и регионального уровней по выработке и реализации государственной политики в сфере бесплатной юриди-
ческой помощи, является Правительственная комиссия по реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» которую возглавляет Министр юстиции Российской Федерации А.В. Коновалов.
За два года работы Правительственной комиссии рассмотрен ряд актуальных вопросов формирования единого механизма реализации государственной политики, оказания содействия в определении наиболее оптимального вектора ее развития на территории регионов, активизации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, адвокатов, государственных юридических бюро по реализации государственной политики, а также методической помощи по организации оказания бесплатной юридической помощи участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи3.
В 2014 году в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 19.03.2014 на территории Ульяновской области проходил эксперимент по реализации мер государственной политики в сфере правового просвещения граждан. В рамках экспериментального проекта для достижения положительных результатов были объединены усилия не только представителей исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, но и представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная миграционная служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная налоговая служба), Федеральной нотариальной палаты, Федеральной палаты адвокатов Российской Фе-
3 Доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2014 год.
дерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, образовательных организаций Ульяновской области, общественных организаций и средств массовой информаций.
Работа в рамках проведения эксперимента была выстроена по двум основным направлени-ям4:
1) работа с конкретными социальными группами граждан;
2) работа по проблемно-отраслевому принципу.
По первому направлению охватили более 10 социальных групп:
> пожилые граждане (разработан цикл ежемесячных лекций-семинаров в учреждениях социального обслуживания). Всего проведено более 20 мероприятий;
> лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы (проводятся правовые лектории и юридические консультации). Всего проведено более 15 мероприятий;
> дети дошкольного возраста (в дошкольных организациях проводятся спектакли из цикла «Азбука права»). Проведено более 30 мероприятий.
> дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья (проводится викторина «Право в жизни», спектакли «Об основных правах детей» и другие);
> дети средних возрастных групп (проводятся Областной слет отрядов юных инспекторов движения, конкурс «Безопасное колесо», акция «Стань заметнее на дороге» и другие). Всего проведено более 200 мероприятий;
> старшие школьники (проводятся Дни в стиле «Право», круглые столы с полицейскими классами, акции «Поезд Права», уроки по правовому просвещению, проект «Молодежная правовая академия» и другие). Всего проведено более 30 мероприятий;
> студенты (проводятся декады правовой грамотности, уроки по правовому просвещению, межведомственные акции «Летний правовой экспресс», областной конкурс «Я - юрист, я -лидер, я - профессионал!», Международный молодежный юридический форум «ЮрВол-га» и другие). Всего проведено более 20 мероприятий;
По проблемно-отраслевому принципу работа строится по следующим направлениям:
4 Материалы заседания Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». (17.12.2014 г.).
> жилищно-коммунальное хозяйство (проводится обучение собственников в рамках проекта «Проблемы реализации законодательства о ЖКХ», для старших по домам организуются правовые декады по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в рамках проекта «Домоуправ», распространяются памятки по вопросам жилищно-коммунального хозяйства). Всего распространено 1,5 тысяч памяток, проведено 15 мероприятий;
> здоровый образ жизни (распространение памяток в сфере защиты здоровья граждан от воздействия табака проведение «круглых столов», специальных акций и другие). Всего распространено 10 тысяч памяток, проведено 10 мероприятий;
> избирательное законодательство (проводятся учебно-деловые игры «Модельные выборы Президента Российской Федерации», День избирательного права и процесса, участие в Корпусе наблюдателей «За чистые выборы» и другие). Всего проведено более 20 мероприятий;
В 2014 году в эксперименте по реализации мер государственной политики в сфере правового просвещения граждан приняли участие более 14 000 человек.
Среди промежуточных итогов наиболее социально-значимыми можно обозначить:
> разрешение числа участников правового просвещения за счет увеличения числа категорий граждан;
> снижение уровня детского травматизма на проезжей части дорог в 2014 году по сравнению с 2013 годом;
> увеличение на 50 % числа школьников, принимающих участие в мероприятиях по правовому просвещению, в 2014 году по сравнению с 2013 годом;
> снижение количества обращений граждан в органы власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;
> повышение электоральной активности молодежи.
Как видим, данный регион успешно решает задачи по реализации мер государственной политики в сфере правового просвещения граждан. Однако, во многих регионах осуществляемая деятельность по правовому просвещению в большинстве случаев не носит систематического характера, а усилия в этом направлении, как показал экперимент Ульяновской области, нуждаются в большей координации.
Проблемы:
Мы проанализировали экономическую составляющую оказания бесплатной юридической помощи. Например, в Московской области в 2014 году оказано 174 случая бесплатной юридической помощи (БЮП) и затрачено бюджетных средств 98926000 руб. — то есть 1 случай помощи обошелся государству более, чем 52 тысячи рублей5 (См. Сведения о деятельности государственных юридических бюро субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.07.2014. Справка о реализации Федерального Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации, 2015. С. 85). В то же время есть регионы, где бюджетное финансирование на 1 случай БЮП составляет менее 400 рублей (Пензенская область, 27046 случаев оказания БЮП), в основном же в большинстве регионов на один случай БЮП бюджетное финансирование составляет 3-5 тысяч рублей.
Во многих регионах, как было отмечено выше, невелика степень осведомленности населения о системе бесплатной юридической помощи. Учитывая региональные особенности отдельных территорий, многие проживающие там граждане просто не знают, что бесплатная юридическая помощь существует, что ее можно получить в юридических клиниках и некоммерческих организациях, и что она может быть качественной.
Для ликвидации этой серьезной проблемы в сфере информирования населения о бесплатной юридической помощи нужно прилагать существенные усилия. Необходимо разработать систему, правового просвещения населения путем проведения именно адресной работы с выделением целевых групп. Значительную помощь в информировании граждан может оказать и информационно-разъяснительная работа посредством электронного ресурса.
Кроме того, переориентация работы по БЮП на другую технологическую модель работы — оказание БЮП по интернету и телефону — расширила бы и осведомленность граждан, и круг лиц, которым оказывается БЮП, и удельная себестоимость БЮП существенно бы снизилась.
По нашему мнению, в стране достаточно восьми центров БЮП — по числу федеральных округов, — оснащенных современной компьютерной техникой и специальным программным обеспечением. Одним из первых по такой технологии работает с 2011 года Национальная юри-
5 http://to20.minjust.ru/ru/print/43638.
дическая служба6 [2, 3], оказывающая гражданам дистанционно платные юридические услуги.
Другая проблема, связанная с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, связана с механизмом определения права гражданина на получение бесплатной юридической помощи, особенно в отношении малоимущих граждан. В ходе проводимого мониторинга по всем субъектам Российской Федерации выявлены существенные недостатки, свидетельствующие о крайне низком коэффициенте доступности юридической помощи для малоимущих граждан на территории Российской Федерации. Из общего числа граждан (148 169 166 чел.), проживающих на территории России, 17,88% (26 491 701 чел.) имеют право на получение бесплатной юридической помощи, из них 49,12% (13 013 474 чел.) отнесены к категории малоимущих граждан. В 77 субъектах Российской Федерации процент оказанной бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам составляет менее 1% общего количества малоимущих граждан, проживающих в регионе. У граждан зачастую отсутствуют документы, подтверждающие их принадлежность к категориям, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи; сбор необходимых документов затруднителен и длителен, так как, к примеру, процедура признания граждан малоимущими подразумевает представление в орган социальной защиты населения перечня документов, свидетельствующих о наличии у него этого права, на сбор которых требуется длительное время.
В ряде регионов, где основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, возникают определенные трудности, связанные со сложностью подготовки адвокатами отчетов для получения оплаты труда за оказанную помощь и получении компенсации понесенных расходов. Кроме большого количества документов, необходимых для формирования отчетности, к таким проблемам относятся трудности подтверждения участия в судебных заседаниях, если рассмотрение дела не окончено, трудности подтверждения представления гражданина в государственных и муниципальных органах, проблема длительных сроков, установленных региональным законодательством для возмещения расходов.
Положительные результаты:
Стоит отметить и достигнутые результаты за время существования системы бесплатной
6 www.amulex.ru.
юридической помощи. Количество граждан, обратившихся за получением бесплатной юридической помощи, как к адвокатам, так и в государственные юридические бюро, из года в год растет. За 2012 год к адвокатам обратилось 26 923 гражданина, 2013 год - 46 253, 2014 год - 71 415. В государственные юридические бюро за 2012 год обратилось 24 373 гражданина, 2013 год - 56 959, 2014 год - 121 889. При этом государственные юридические бюро действуют только в 24 регионах России (28,4%), а адвокаты задействованы в 75 (88,24%). Показатели в 2014 г. по обращениям граждан в государственные юридические бюро почти в 2 раза выше, чем к адвокатам.
Нельзя не отметить и активность адвокатов в оказании бесплатной юридической помощи. Из общего числа адвокатов (70 414), включенных в реестры адвокатов субъектов Российской Федерации, 13 370 являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, что составляет 18,99% участия от общего количества адвокатов, имеющих действующий статус. С 2012 года количество адвокатов, участвующих в государственной системе, постоянно увеличивается: в 2012 г. - 7 631; в 2013 г. -12 358; в 2014 г. - 13 3707.
С целью улучшения доступа к правосудию для малоимущих граждан и других социально незащищенных групп населения в Российской Федерации путем совершенствования реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на V Санкт-Петербургском международном юридическом форуме официально запустили совместную программу министерства юстиции РФ и Совета Европы «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан». Целевой взнос на ее реализацию Россия получила от Великого Герцогства Люксембург.
Фактически новая программа является формой реализации 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ», который устанавливает порядок и условия оказания такой помощи в регионах России. Новая программа должна обеспечить эффективные механизмы целевого распределения средств, которые государство выделяет на правовую поддержку малоимущих граждан, детей-сирот, инвалидов и иных социально уязвимых категорий населения, а также
7 Доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2014 год.
повсеместное распространение этой работы. Но пока пилотные проекты будут реализованы в трех субъектах РФ - это Санкт-Петербург, Волгоград и Ульяновск.
Бюджет программы составляет 800 тысяч евро, определенную часть этой суммы вносит РФ, но в основном путем проведения мероприятий. Вклад Люксембурга - 200 тысяч евро, которые пойдут на финансирование расходов секретариата Совета Европы по реализации программы. Результатом должна стать выработка определенного стандарта оказания бесплатной юридической помощи.
Выводы
> Несмотря на непродолжительное время существования, созданная усилиями Минюста России, система бесплатной юридической помощи подтвердила свою необходимость.
> Анализ оказания бесплатной юридической помощи в регионах показывает, что наблюдается существенные и неоправданные различия как в себестоимости оказания услуги, так и в определении категорий граждан, имеющих право на получение такой услуги.
> Полноценное развитие института бесплатной юридической помощи требует принятия ряда комплексных мер, в частности, безотлагательного упрощения порядка подтверждения статуса гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи.
> Для сокращения бюджетной нагрузки, повышения качества услуг следует перейти от существующей модели многочисленных небольших локальных государственных юридических бюро к организации крупных федеральных специализированных юридических центров, работающих на основе современных интернет- и 1Р-технологий, что обеспечит доступность услуги в самых отдаленных населенных пунктах. Такие юридические центры могли бы также удаленно оказывать гражданам и платные юридические услуги, что имело бы значительный социальный эффект, так как нынешний уровень юридических услуг дорог, их размер не регламентирован, а тарифы государственных юридических центров стали бы ориентиром для граждан при их обращениях к частным юридическим фирмам.
Литература
1. Курова Н.Н., Вяткина Л.А Оказание бесплатной юридической помощи в России: развитие института // Адвокат. 2014. № 8. С.39-46.
2. Залуцкая И.А. Создание и деятельность государственных юридических бюро // Мониторинг правоприменения. 2012. №3 с.7-15.
3. Макаренко Г.И., Макаренко Д.Г. Организация скорой юридической помощи населению // Правовой мониторинг. НЦПИ.2009. Выпуск 10. С30-32.
4. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание Всероссийского бюро справедливости // Мониторинг правоприменения. 2012. №4. С4-9.
5. Дмитриев Ю.А. Неудачный эксперимент по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам / / Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1.С.33-35
References
6. Kurova N.N., Viatkina L.A Okazanie besplatnoP iuridicheskor pomoshchi v Rossii: razvitie instituta // Advokat. 2014. № 8. S.39-46.
7. Zalutckaia I.A. Sozdanie i deiatePnosP gosudarstvenny^kh iuridicheskikh biuro // Monitoring pravoprimeneniia. 2012. №3 s.7-15.
8. Makarenko G.I., Makarenko D.G. Organizatciia skoroP iuridicheskoP pomoshchi naseleniiu // PravovoP monitoring. NTCPI.2009. Vy^pusk 10. S30-32.
9. Makarenko G.I., Mihalevich V.V. Distantcionnoe okazanie iuridicheskikh uslug naseleniiu cherez sozdanie VserossiPskogo biuro spravedlivosti // Monitoring pravoprimeneniia. 2012. №4. S4-9.
10. Dmitriev Iu.A. NeudachnyT experiment po sozdaniiu gosudarstvennof sistemy^ okazaniia besplatnoP iuridicheskoP pomoshchi maloimushchim grazhdanam / / Probely^ v rossiPskom zakonodatePstve. 2008. № 1.S.33- 35