Научная статья на тему 'Правовое просвещение: проблемы и пути решения'

Правовое просвещение: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6430
1587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЗАКОН / УРОВЕНЬ / СОЗНАНИЕ / ДЕТИ / ЗАКОННОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРОГРАММА / ГРАЖДАНИН / НАСЕЛЕНИЕ / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна, Макаренко Григорий Иванович

В статье рассматриваются проблемы организационно-методического обеспечения повышения правовой культуры и правосознания граждан. Освещены наиболее значимые нормативные правовые акты в рассматриваемой области. Приводится имеющийся положительный опыт внедрения программ правового просвещения в стране, делается акцент на то, что назрела необходимость создания единой целостной системы (программу) правового непрерывного воспитания гражданина правового государства на современной технологической основе. Представлены предложения, которые могли бы повысить эффективность реализуемых в стране мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правового воспитания граждан и придать им Всероссийский статус, включив в программу правового непрерывного образования граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising legal awareness: problems and ways to solve them

Problems of organizational and methodological support for raising the legal awareness of Russia’s citizens are addressed in the paper. The basic normative legal acts on the problem under consideration are considered and analysed. Proposals for raising the efficiency of development of legal awareness are presented.

Текст научной работы на тему «Правовое просвещение: проблемы и пути решения»

Атагимова Эльмира Исамудиновна

кандидат юридических наук, г. Москва E-mail: [email protected]

Макаренко Григорий Иванович

старший научный сотрудник, г.Москва E-mail: [email protected]

Правовое просвещение: проблемы и пути решения

В статье рассматриваются проблемы организационно-методического обеспечения повышения правовой культуры и правосознания граждан. Освещены наиболее значимые нормативные правовые акты в рассматриваемой области. Приводится имеющийся положительный опыт внедрения программ правового просвещения в стране, делается акцент на то, что назрела необходимость создания единой целостной системы (программу) правового непрерывного воспитания гражданина правового государства на современной технологической основе. Представлены предложения, которые могли бы повысить эффективность реализуемых в стране мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правового воспитания граждан и придать им Всероссийский статус, включив в программу правового непрерывного образования граждан России.

Ключевые слова: правовое просвещение, правовая культура, закон, уровень, сознание, дети, законность, нравственность, правопорядок, справедливость, программа, гражданин, население, бесплатная юридическая помощь, мероприятия.

На сегодняшний день понятие «правовое просвещение» законодательно не закреплено. Однако в юридической науке правовое просвещение понимается как целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.

Развитие правового просвещения особенно актуально для молодых государств, к которым в правовом отношении относится Россия: практически философия права, законодательная база и правоприменение создается заново. Кстати, в советской концепции права понятие философии права отвергалось, и хотя в советский период нормативно-правовая база, законы были тщательно проработаны, правоприменение существенно расходилось с законодательной базой,

что и послужило, на наш взгляд, существенному укоренению правового нигилизма в нашем обществе.

Правовая культура - это исторически сложившаяся, обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общечеловеческой культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества1.

Согласимся с мнением Л.А. Петручак, что именно правовая культура способствует реализации в обществе принципов законности и

1 Концепция правового просвещения на период до 2020 года. Концепция подготовлена Общественным советом при Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае http://www.pravo.khv.ru/

правопорядка, созданию атмосферы, в которой каждый человек защищен от произвола и может свободно реализовать свои творческие способности и идеалы. Правовая культура в значительной степени является гарантом реального верховенства закона, фактором, способствующим высокой гражданской активности и ответственности граждан.

Правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, которая понимает свои действительные интересы, знает свои права и обязанности, умеет защищать свои права законными средствами, уважает права и законные интересы других людей. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

В стране за последние годы произошла частичная утрата веры в справедливость и в действие закона, что непременно приводит и к утрате в человеке чувства необходимости следовать закону. Осознание этой проблемы как важнейшего препятствия на пути построения гражданского общества привели к принятию Президентом Российской Федерации (28.04.2011 № Пр-1168) Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан .

Это первый основной документ, направленный на традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, а также на формирование высокого уровня правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.

Основы на государственном уровне закрепляют приоритетные направления государственной политики в отношении всего населения России, каждого гражданина Российской Федерации, отдельных социальных групп, категорий лиц, уделяя особое внимание формированию правосознания подрастающего поколения.

Главная цель Основ - это создание единой системы качественного правового просвещения и юридического образования, для формирования правового мышления подрастающего поколения, устойчивого уважения к закону, а также преодоление правового нигилизма и повышение уровня правовой культуры граждан.

Другим важным документом в обеспечении права на правовое просвещение, стало принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»2. Закон № 324-Ф3 объединил в себе большинство вопросов, касающихся бесплатной юридической помощи. В нем в структурированной форме определены право на получение бесплатной юридической помощи, государственная политика и основные принципы в сфере обеспечения граждан бесплатной правовой помощью, виды бесплатной юридической помощи, а также субъекты, оказывающие такую помощь, и квалификационные требования к ним. Главная ценность Закона заключается в том, что его нормы расширили перечень групп граждан, нуждающихся в оказании бесплатной юридической помощи, по сравнению с ранее действующим законодательством, а также установили государственные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения3.

Но, следует констатировать, что в стране отсутствует единая система воспитания гражданина правового государства. Та воспитательная работа, которая ведется в рамках принятых нормативных документов, в целом по стране носит эпизодический и часто отчетно-показательный характер. Многие учёные и политики работают в данном направлении, предлагая различные варианты и выходы из сложившейся ситуации. Однако бесследно ликвидировать негативные особенности правосознания невозможно. Но, зная их причины и проанализировав их сущность, мы можем отыскать пути развития и повышения уровня нашей правовой культуры. И поэтому необходимо разработать стратегии целенаправ-

2 Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / Л.А. Петручак ; науч. конс. Т.Н. Радько. -М., 2012. -54 с.-Библиогр. : с. 49 - 53. 37 ссылок //http://law.edu.ru/

3 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168)

ленного и наступательного противодействия деформациям правосознания повышения правовой культуры и правосознания граждан и предусмотреть в единой государственной программе непрерывного правового просвещения для реализации стратегии, а также оценки полученных результатов.

Начинать правовое воспитание граждан России следует с детских лет. Необходимо разработать и включить в образовательную программу учебные курсы, призванные содействовать нравственно-правовому, духовному и патриотическому развитию личности, в том числе привитию гражданам уважения к закону.

Данные программы обучения необходимо вводить в обязательные курсы общеобразовательных школ и профессиональных средних и высших учебных заведений с учетом конкретной специфики учреждения и возраста учащихся. В результате последовательного и методического воспитания личности, мы получим высоконравственную, духовно развитую личность, мотивированную к добросовестному исполнению должностных обязанностей. В обществе сформируется устойчивое уважение к закону.

Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит, конечно, системе образования. Стоит отметить и то, что в целом ряде образовательных учреждений успешно реализуются проекты в области правового и гражданского образования, связанные с формированием правового пространства в школе, созданием демократического уклада жизни, разработкой и реализацией социальных проектов, предполагающих правовое решение возникших проблемных ситуаций. Так, например, в Санкт-Петербурге существует хорошая школа гражданско-правового образования в общеобразовательных учреждениях, а именно Наталия Ильинична Элиасберг разработала программу «Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитание гражданина России»4, данная программа в отличии от многих существующих в системе образования и воспитания программ носит комплексный характер. Она охватывает все этапы школьного образования с 1 по 11 классы, включая и внеурочную деятельность.

Имеющийся положительный опыт внедрения вышеупомянутой программы, говорит о том, что пора разработать единую целостную

4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).

систему правового непрерывного воспитания гражданина правового государства.

Создание в каждой школе целостной системы правового образования, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися, позволит оказать содействие в создании правового пространства в образовательном учреждении. При этом стоит учитывать, что правовое просвещение и воспитание у разных возрастных групп населения требует индивидуального подхода.

В целях совершенствования работы в сфере правового просвещения населения необходимо проведение адресной работы с выделением целевых групп. Думается, что те предложения, которые представлены ниже, могли бы повысить эффективность реализуемых в стране мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правового воспитания граждан:

> с целью устранения разрозненности в подходах при реализации правового просвещения в субъектах Российской Федерации необходимо разработать единую Концепцию правового просвещения в Российской федерации (дорожную карту), которая предусматривала бы единую целостную систему правового просвещения и воспитания гражданина России;

> необходимо разработать единую государственную программу непрерывного правового просвещения населения в России;

> для организации синхронности в реализуемых мероприятиях необходимо - День оказания правовой помощи детям 20 ноября сделать «Всероссийским днем оказания правовой помощи детям» и обозначить еще один день «Всероссийский день оказания бесплатной юридической помощи». Разработать единый порядок их проведения в России, придать предусмотренным мероприятиям статус обязательных для всех регионов закрепив в нормативном документе;

> в рамках Всероссийского дня оказания правовой помощи детям необходимо охватить все имеющиеся в России, как и среднеобразо-вательные учебные заведения, так и детские дома, интернаты, реабилитационные центры для оказания правовой поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приемным семьям, а также колонии для несовершеннолетних; Решить эту проблему на всероссийском уровне сможет Министерство образования.

> в рамках Дня оказания бесплатной юридической помощи необходимо охватить все

население России. Каждый гражданин Российской Федерации, имеющий право на бесплатную юридическую помощь согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», должны знать, что в этот день он сможет получить бесплатную правовую консультацию. Для информирования населения можно привлечь СМИ, органы местного самоуправления, разместить на телевидении социальную рекламу с информацией, о том, как и где можно получить правовую консультацию; > в работе по развитию правовой грамотности, правовой культуры и правосознания населения необходимо организовать активное участие не только всех государственных органов, но и общественных объединений и движений, политических партий, профсоюзов, правозащитных организаций, уполномоченных по правам человека, общественных палат и других институтов гражданского общества закрепив роль каждого субъекта правового просвещения в единой государственной программе непрерывного правового просвещения населения в России;

Сложившаяся система правового просвещения населения посредством электронного ресурса не обеспечивает качественного информирования граждан об основных вопросах права, положениях Конституции Российской Федерации, требованиях федерального законодательства. Разработка эффективной модели проведения информационно-разъяснительной работы посредством электронного ресурса является необходимым.

Это возможно путем:

1. Создание информационного сайта с ведением рубрики «Правовое просвещение» в обязательном порядке не только государственными органами и органами местного самоуправления (стоит отметить, что многие государственные органы и органы местного самоуправления ведет успешно такую рубрику), но и иными организациями, которые задействованы в работе правового просвещения;

2. Создание отдельной странички на сайтах Минюста России и его территориальных органов, где будет присутствовать визуализированная отчетная информация от всех государственных органов и других институтов участвующих в правом просвещении населения [1].

3. В рамках развития автоматизированной си-

стемы бесплатной юридической помощи [2] создать специализированный центр правового консудьтирования граждан.

Все вышеизложенные мероприятия - это возможность оказать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Стоит отметить, что для повышения уровня правовой культуры общества необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение не только населения, но и государственных и муниципальных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение социальных прав человека и гражданина. В связи с отсутствием возможности объективно оценивать профессиональные качества и результатов профессиональной деятельности государственных служащих, желательно закрепить в нормативных-правовых актах минимальные квалификационные требования к юридической подготовке различных категорий государственных и муниципальных служащих.

В целях мотивирования к добросовестному исполнению своих должностных обязанностей, необходимо разработать курсы повышения квалификации, направленные на формирование правовой культуры личности, как развитие профессионально-этических качеств, неподкупность, профессиональная открытость; уважение к людям, надежность в служебно-деловых отношениях, такие как «Повышение уровня правовой культуры государственных и муниципальных служащих» [3]. Данные курсы должны быть обязательными для работников государственной и муниципальной службы и прежде чем принять на работу будущего сотрудника необходимо обязать пройти повышение квалификации.

Порою должностные лица являются невеждами в правовом отношении. Общество, видя безграмотность, коррупцию, уподобляется этим государственным служащим, а параллельное воздействие как на население в целом, так и на должностных лиц в частности может принести определенные положительные результаты.

И в заключении стоит отметить, что высокую эффективность правовой просветительской работы можно достигнуть только в том случае, когда она осуществляется с учетом специальных знаний касающихся понятия правового сознания и основой для нравственного воспитания будут нравственные нормы, традиции, моральные ценности, а для правового воспитания право и законы. Процесс формирования нравственно-правового воспитания молодого поко-

ления и привития поколению моральных ценностей образует неразрывную связь между собой и взаимосвязан с общим воспитанием. Моральные нормы формируются на протяжении всей жизни личности в процессе воспитания и образования, а также в процессе утверждения и развития взглядов и, в сущности, являются нормативным выражением таких взглядов. Следует обратить особое внимание на то, что, идейно-волевая позиция лица, его осознанная, целенаправленная способность противостоять неблагоприятным факторам и обстоятельствам - это главный сдерживающий фактор антиобщественного поведения. Если идейно-волевая позиция человека надежная, крепкая, то, как бы ни были сложны объективные фактические обстоятельства, как бы ни воздействовали на человека сложности и трудности социальной обстановки, конкретные конфликтные ситуации - это не отразится на его отношении к общественным ценностям, нормам и интересам общества, не приведет к антиобщественному поведению. Процесс внедрение системы возрождения в людском сознании морально-нравственных, идеологических ценностей чрезвычайно длителен по времени, но планомерность работы и систематичность ре-

Литература

1. Сергин М.Ю., Горбачёва Е.В., Макаренко Г.И., Танимов О.В. Концепция развития научной деятельности федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» // Правовая информатика. 2013. № 2. С. 4-11.

2. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание всероссийского бюро справедливости // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С. 6-11.

3. Атагимова Э.И. Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения // Правовая информатика. 2013. № 1. С. 21-24.

4. 4. Курова Н.Н., Вяткина Л.А. Оказание бесплатной юридической помощи в России: развитие института. Адвокат, 2014, N 8. // СПС КонсультантПлюс;

ализуемых мероприятий, гарантирует стабильный и продолжительный результат. Правовоспитательная деятельность есть не что иное, как продолжение того сложного и многогранного процесса политического, нравственного, культурного воспитания, которое начинается на более ранних стадиях развития человека. Если мы попытаемся хотя бы поверхностно проследить этапы развития той части населения, которой принадлежит близкое и отдаленное будущее, то указанная взаимосвязь и соединение форм воспитания с точки зрения решения нашей проблемы особенно ярко проявятся на первых этапах. И поэтому необходимо систематизировать и целенаправить деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений на формирование у молодого поколения уважительного отношения к закону, развития чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции. Знание, духовность и нравственность нынешних и будущих молодых поколений, от которых зависит будущее России, пока еще в руках старшего поколения. Мы все должны помнить, каждый гражданин Российской Федерации может и обязан жить и работать, руководствуясь законом!

References

1. Sergin M.Iu., Gorbachyova E.V., Makarenko G.I., Tani-mov O.V. Kontceptciia razvitiia nauchnoi^ deiatePnosti federal4nogo biudzhetnogo uchrezhdeniia «NauchnyT centr pravovor informatcii pri Ministerstve iustitcii Rossirskor Federatcii» // Pravovaia informatika. 2013. № 2. S. 4-11.

2. Makarenko G.I., Mihalevich V.V. Distantcionnoe oka-zanie iuridicheskikh uslug naseleniiu cherez sozdanie vserossirskogo biuro spravedlivosti // Monitoring pravo-primeneniia. 2012. № 4. S. 6-11.

3. Atagimova E\I. Problemy4 otritcatePnogo vliianiia interneta na nravstvennoe vospitanie podrostkov v informat-cionnom prostranstve i puti resheniia // Pravovaia informatika. 2013. № 1. S. 21-24.

4. Kurova N.N., Viatkina L.A. Okazanie besplatnoi^ iuridicheskor pomoshchi v Rossii: razvitie instituta. Advokat, 2014, N 8. // SPS KonsuPtantPlius;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.