Атагимова Эльмира Исамудиновна
кандидат юридических наук, г. Москва E-mail: [email protected]
Макаренко Григорий Иванович
старший научный сотрудник, г.Москва E-mail: [email protected]
Правовое просвещение: проблемы и пути решения
В статье рассматриваются проблемы организационно-методического обеспечения повышения правовой культуры и правосознания граждан. Освещены наиболее значимые нормативные правовые акты в рассматриваемой области. Приводится имеющийся положительный опыт внедрения программ правового просвещения в стране, делается акцент на то, что назрела необходимость создания единой целостной системы (программу) правового непрерывного воспитания гражданина правового государства на современной технологической основе. Представлены предложения, которые могли бы повысить эффективность реализуемых в стране мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правового воспитания граждан и придать им Всероссийский статус, включив в программу правового непрерывного образования граждан России.
Ключевые слова: правовое просвещение, правовая культура, закон, уровень, сознание, дети, законность, нравственность, правопорядок, справедливость, программа, гражданин, население, бесплатная юридическая помощь, мероприятия.
На сегодняшний день понятие «правовое просвещение» законодательно не закреплено. Однако в юридической науке правовое просвещение понимается как целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
Развитие правового просвещения особенно актуально для молодых государств, к которым в правовом отношении относится Россия: практически философия права, законодательная база и правоприменение создается заново. Кстати, в советской концепции права понятие философии права отвергалось, и хотя в советский период нормативно-правовая база, законы были тщательно проработаны, правоприменение существенно расходилось с законодательной базой,
что и послужило, на наш взгляд, существенному укоренению правового нигилизма в нашем обществе.
Правовая культура - это исторически сложившаяся, обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общечеловеческой культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества1.
Согласимся с мнением Л.А. Петручак, что именно правовая культура способствует реализации в обществе принципов законности и
1 Концепция правового просвещения на период до 2020 года. Концепция подготовлена Общественным советом при Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае http://www.pravo.khv.ru/
правопорядка, созданию атмосферы, в которой каждый человек защищен от произвола и может свободно реализовать свои творческие способности и идеалы. Правовая культура в значительной степени является гарантом реального верховенства закона, фактором, способствующим высокой гражданской активности и ответственности граждан.
Правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, которая понимает свои действительные интересы, знает свои права и обязанности, умеет защищать свои права законными средствами, уважает права и законные интересы других людей. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.
В стране за последние годы произошла частичная утрата веры в справедливость и в действие закона, что непременно приводит и к утрате в человеке чувства необходимости следовать закону. Осознание этой проблемы как важнейшего препятствия на пути построения гражданского общества привели к принятию Президентом Российской Федерации (28.04.2011 № Пр-1168) Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан .
Это первый основной документ, направленный на традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, а также на формирование высокого уровня правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.
Основы на государственном уровне закрепляют приоритетные направления государственной политики в отношении всего населения России, каждого гражданина Российской Федерации, отдельных социальных групп, категорий лиц, уделяя особое внимание формированию правосознания подрастающего поколения.
Главная цель Основ - это создание единой системы качественного правового просвещения и юридического образования, для формирования правового мышления подрастающего поколения, устойчивого уважения к закону, а также преодоление правового нигилизма и повышение уровня правовой культуры граждан.
Другим важным документом в обеспечении права на правовое просвещение, стало принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»2. Закон № 324-Ф3 объединил в себе большинство вопросов, касающихся бесплатной юридической помощи. В нем в структурированной форме определены право на получение бесплатной юридической помощи, государственная политика и основные принципы в сфере обеспечения граждан бесплатной правовой помощью, виды бесплатной юридической помощи, а также субъекты, оказывающие такую помощь, и квалификационные требования к ним. Главная ценность Закона заключается в том, что его нормы расширили перечень групп граждан, нуждающихся в оказании бесплатной юридической помощи, по сравнению с ранее действующим законодательством, а также установили государственные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения3.
Но, следует констатировать, что в стране отсутствует единая система воспитания гражданина правового государства. Та воспитательная работа, которая ведется в рамках принятых нормативных документов, в целом по стране носит эпизодический и часто отчетно-показательный характер. Многие учёные и политики работают в данном направлении, предлагая различные варианты и выходы из сложившейся ситуации. Однако бесследно ликвидировать негативные особенности правосознания невозможно. Но, зная их причины и проанализировав их сущность, мы можем отыскать пути развития и повышения уровня нашей правовой культуры. И поэтому необходимо разработать стратегии целенаправ-
2 Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / Л.А. Петручак ; науч. конс. Т.Н. Радько. -М., 2012. -54 с.-Библиогр. : с. 49 - 53. 37 ссылок //http://law.edu.ru/
3 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168)
ленного и наступательного противодействия деформациям правосознания повышения правовой культуры и правосознания граждан и предусмотреть в единой государственной программе непрерывного правового просвещения для реализации стратегии, а также оценки полученных результатов.
Начинать правовое воспитание граждан России следует с детских лет. Необходимо разработать и включить в образовательную программу учебные курсы, призванные содействовать нравственно-правовому, духовному и патриотическому развитию личности, в том числе привитию гражданам уважения к закону.
Данные программы обучения необходимо вводить в обязательные курсы общеобразовательных школ и профессиональных средних и высших учебных заведений с учетом конкретной специфики учреждения и возраста учащихся. В результате последовательного и методического воспитания личности, мы получим высоконравственную, духовно развитую личность, мотивированную к добросовестному исполнению должностных обязанностей. В обществе сформируется устойчивое уважение к закону.
Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит, конечно, системе образования. Стоит отметить и то, что в целом ряде образовательных учреждений успешно реализуются проекты в области правового и гражданского образования, связанные с формированием правового пространства в школе, созданием демократического уклада жизни, разработкой и реализацией социальных проектов, предполагающих правовое решение возникших проблемных ситуаций. Так, например, в Санкт-Петербурге существует хорошая школа гражданско-правового образования в общеобразовательных учреждениях, а именно Наталия Ильинична Элиасберг разработала программу «Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитание гражданина России»4, данная программа в отличии от многих существующих в системе образования и воспитания программ носит комплексный характер. Она охватывает все этапы школьного образования с 1 по 11 классы, включая и внеурочную деятельность.
Имеющийся положительный опыт внедрения вышеупомянутой программы, говорит о том, что пора разработать единую целостную
4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
систему правового непрерывного воспитания гражданина правового государства.
Создание в каждой школе целостной системы правового образования, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися, позволит оказать содействие в создании правового пространства в образовательном учреждении. При этом стоит учитывать, что правовое просвещение и воспитание у разных возрастных групп населения требует индивидуального подхода.
В целях совершенствования работы в сфере правового просвещения населения необходимо проведение адресной работы с выделением целевых групп. Думается, что те предложения, которые представлены ниже, могли бы повысить эффективность реализуемых в стране мероприятий по повышению уровня правовой грамотности и правового воспитания граждан:
> с целью устранения разрозненности в подходах при реализации правового просвещения в субъектах Российской Федерации необходимо разработать единую Концепцию правового просвещения в Российской федерации (дорожную карту), которая предусматривала бы единую целостную систему правового просвещения и воспитания гражданина России;
> необходимо разработать единую государственную программу непрерывного правового просвещения населения в России;
> для организации синхронности в реализуемых мероприятиях необходимо - День оказания правовой помощи детям 20 ноября сделать «Всероссийским днем оказания правовой помощи детям» и обозначить еще один день «Всероссийский день оказания бесплатной юридической помощи». Разработать единый порядок их проведения в России, придать предусмотренным мероприятиям статус обязательных для всех регионов закрепив в нормативном документе;
> в рамках Всероссийского дня оказания правовой помощи детям необходимо охватить все имеющиеся в России, как и среднеобразо-вательные учебные заведения, так и детские дома, интернаты, реабилитационные центры для оказания правовой поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приемным семьям, а также колонии для несовершеннолетних; Решить эту проблему на всероссийском уровне сможет Министерство образования.
> в рамках Дня оказания бесплатной юридической помощи необходимо охватить все
население России. Каждый гражданин Российской Федерации, имеющий право на бесплатную юридическую помощь согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», должны знать, что в этот день он сможет получить бесплатную правовую консультацию. Для информирования населения можно привлечь СМИ, органы местного самоуправления, разместить на телевидении социальную рекламу с информацией, о том, как и где можно получить правовую консультацию; > в работе по развитию правовой грамотности, правовой культуры и правосознания населения необходимо организовать активное участие не только всех государственных органов, но и общественных объединений и движений, политических партий, профсоюзов, правозащитных организаций, уполномоченных по правам человека, общественных палат и других институтов гражданского общества закрепив роль каждого субъекта правового просвещения в единой государственной программе непрерывного правового просвещения населения в России;
Сложившаяся система правового просвещения населения посредством электронного ресурса не обеспечивает качественного информирования граждан об основных вопросах права, положениях Конституции Российской Федерации, требованиях федерального законодательства. Разработка эффективной модели проведения информационно-разъяснительной работы посредством электронного ресурса является необходимым.
Это возможно путем:
1. Создание информационного сайта с ведением рубрики «Правовое просвещение» в обязательном порядке не только государственными органами и органами местного самоуправления (стоит отметить, что многие государственные органы и органы местного самоуправления ведет успешно такую рубрику), но и иными организациями, которые задействованы в работе правового просвещения;
2. Создание отдельной странички на сайтах Минюста России и его территориальных органов, где будет присутствовать визуализированная отчетная информация от всех государственных органов и других институтов участвующих в правом просвещении населения [1].
3. В рамках развития автоматизированной си-
стемы бесплатной юридической помощи [2] создать специализированный центр правового консудьтирования граждан.
Все вышеизложенные мероприятия - это возможность оказать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Стоит отметить, что для повышения уровня правовой культуры общества необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение не только населения, но и государственных и муниципальных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение социальных прав человека и гражданина. В связи с отсутствием возможности объективно оценивать профессиональные качества и результатов профессиональной деятельности государственных служащих, желательно закрепить в нормативных-правовых актах минимальные квалификационные требования к юридической подготовке различных категорий государственных и муниципальных служащих.
В целях мотивирования к добросовестному исполнению своих должностных обязанностей, необходимо разработать курсы повышения квалификации, направленные на формирование правовой культуры личности, как развитие профессионально-этических качеств, неподкупность, профессиональная открытость; уважение к людям, надежность в служебно-деловых отношениях, такие как «Повышение уровня правовой культуры государственных и муниципальных служащих» [3]. Данные курсы должны быть обязательными для работников государственной и муниципальной службы и прежде чем принять на работу будущего сотрудника необходимо обязать пройти повышение квалификации.
Порою должностные лица являются невеждами в правовом отношении. Общество, видя безграмотность, коррупцию, уподобляется этим государственным служащим, а параллельное воздействие как на население в целом, так и на должностных лиц в частности может принести определенные положительные результаты.
И в заключении стоит отметить, что высокую эффективность правовой просветительской работы можно достигнуть только в том случае, когда она осуществляется с учетом специальных знаний касающихся понятия правового сознания и основой для нравственного воспитания будут нравственные нормы, традиции, моральные ценности, а для правового воспитания право и законы. Процесс формирования нравственно-правового воспитания молодого поко-
ления и привития поколению моральных ценностей образует неразрывную связь между собой и взаимосвязан с общим воспитанием. Моральные нормы формируются на протяжении всей жизни личности в процессе воспитания и образования, а также в процессе утверждения и развития взглядов и, в сущности, являются нормативным выражением таких взглядов. Следует обратить особое внимание на то, что, идейно-волевая позиция лица, его осознанная, целенаправленная способность противостоять неблагоприятным факторам и обстоятельствам - это главный сдерживающий фактор антиобщественного поведения. Если идейно-волевая позиция человека надежная, крепкая, то, как бы ни были сложны объективные фактические обстоятельства, как бы ни воздействовали на человека сложности и трудности социальной обстановки, конкретные конфликтные ситуации - это не отразится на его отношении к общественным ценностям, нормам и интересам общества, не приведет к антиобщественному поведению. Процесс внедрение системы возрождения в людском сознании морально-нравственных, идеологических ценностей чрезвычайно длителен по времени, но планомерность работы и систематичность ре-
Литература
1. Сергин М.Ю., Горбачёва Е.В., Макаренко Г.И., Танимов О.В. Концепция развития научной деятельности федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» // Правовая информатика. 2013. № 2. С. 4-11.
2. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание всероссийского бюро справедливости // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С. 6-11.
3. Атагимова Э.И. Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения // Правовая информатика. 2013. № 1. С. 21-24.
4. 4. Курова Н.Н., Вяткина Л.А. Оказание бесплатной юридической помощи в России: развитие института. Адвокат, 2014, N 8. // СПС КонсультантПлюс;
ализуемых мероприятий, гарантирует стабильный и продолжительный результат. Правовоспитательная деятельность есть не что иное, как продолжение того сложного и многогранного процесса политического, нравственного, культурного воспитания, которое начинается на более ранних стадиях развития человека. Если мы попытаемся хотя бы поверхностно проследить этапы развития той части населения, которой принадлежит близкое и отдаленное будущее, то указанная взаимосвязь и соединение форм воспитания с точки зрения решения нашей проблемы особенно ярко проявятся на первых этапах. И поэтому необходимо систематизировать и целенаправить деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений на формирование у молодого поколения уважительного отношения к закону, развития чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции. Знание, духовность и нравственность нынешних и будущих молодых поколений, от которых зависит будущее России, пока еще в руках старшего поколения. Мы все должны помнить, каждый гражданин Российской Федерации может и обязан жить и работать, руководствуясь законом!
References
1. Sergin M.Iu., Gorbachyova E.V., Makarenko G.I., Tani-mov O.V. Kontceptciia razvitiia nauchnoi^ deiatePnosti federal4nogo biudzhetnogo uchrezhdeniia «NauchnyT centr pravovor informatcii pri Ministerstve iustitcii Rossirskor Federatcii» // Pravovaia informatika. 2013. № 2. S. 4-11.
2. Makarenko G.I., Mihalevich V.V. Distantcionnoe oka-zanie iuridicheskikh uslug naseleniiu cherez sozdanie vserossirskogo biuro spravedlivosti // Monitoring pravo-primeneniia. 2012. № 4. S. 6-11.
3. Atagimova E\I. Problemy4 otritcatePnogo vliianiia interneta na nravstvennoe vospitanie podrostkov v informat-cionnom prostranstve i puti resheniia // Pravovaia informatika. 2013. № 1. S. 21-24.
4. Kurova N.N., Viatkina L.A. Okazanie besplatnoi^ iuridicheskor pomoshchi v Rossii: razvitie instituta. Advokat, 2014, N 8. // SPS KonsuPtantPlius;