динамики // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т. 2. С. 15-20.
3. Котмакова Т.Б. Формирование личностной мобильности как профессионального качества будущих специалистов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2011.
4. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М., 1996.
Поступила в редакцию 7.12.2012 г.
UDC 304.444
FORMATION OF YOUTH READINESS TO SOCIO-CULTURAL MOBILITY IN ACTIVITY OF SOCIAL ORGANIZATIONS
Svetlana Victorovna SLEPCHENKOVA, Smolensk National Research University MPI (branch), Smolensk, Russian Federation, Senior Lecturer, Humanitarian Sciences Department, e-mail: [email protected]
The article deals with the youth readiness formation problem to the manifestation of socio-cultural mobility in the public organization activity. The concept, structural components, criterions and parameters of young people readiness are shown to socio-cultural mobility manifestation. Experimental work progress are described, which was done on the base of Smolensk region youth organizations. The result of this work has become the increasing of young people readiness formation level to the socio-cultural mobility manifestation.
Key words: readiness to socio-cultural mobility; structure; readiness to socio-cultural mobility; readiness criterions to socio-cultural mobility; youth; public organizations.
УДК 374.02
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Сергей Сергеевич МОИСЕЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
Представлен анализ теоретических подходов к проблеме формирования гражданско-правового сознания подрастающего поколения. На основе изучения потенциала социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания личности определены сущность и специфика формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: формирование гражданско-правового сознания; молодежь; средства социальнокультурной деятельности.
В современных условиях развития российского общества существенно изменились социокультурные основы жизнедеятельности, которые нередко негативно влияют на процесс формирования гражданско-правового сознания молодого поколения. Остаются нерешенными вопросы слабой правовой информированности и правовой безграмотности молодежи, незнания и неуважения законов, невладения элементарной информацией о своих конституционных правах и отсюда -неумения их отстаивать и защищать.
Сформированность гражданско-правового сознания молодежи, правомерное поведение граждан является главным признаком правового государства, обязательным условием его построения, что требует переориентации ценностей и изменения гражданско-правового сознания граждан. Ни одна из актуальных задач, стоящих перед современным российским обществом, не может быть решена без обеспечения прав и свобод граждан, без законности и правового порядка, без верховенства закона и гарантированности прав граждан.
Правительство Российской Федерации издало ряд законов и нормативных актов, которые предусматривают воспитание граждан, обладающих гражданско-правовым сознанием.
В Национальной доктрине образования граждан Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается, что в настоящее время необходимо обеспечить воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
В новом законе РФ «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г.), в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г., в программе воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятой Советом Европы 15 января 2003 г. и признанной Российской Федерацией, отмечается необходимость воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, т. е. формирование у молодежи гражданско-правового сознания.
Встречающиеся негативные явления в молодежной среде, с одной стороны, и недостаточность использования средств педагогической деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи -с другой, а также приоритетная роль социально-культурной деятельности как ведущей формы жизнедеятельности молодого человека изменяют систему взглядов на проблему формирования у молодежи гражданско-правового сознания и актуализируют ее.
Интерес ученых к проблеме формирования гражданско-правового сознания молодежи весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют количество и направленность научных работ, посвященных этой проблеме: труды Е.А. Аграновской, А.Б. Венгерова, Е.А. Зорченко, А.Г. Майстренко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Л.И. Спиридонова, З.Ф. Степановой и др.
Среди современных исследований феномена гражданско-правового общества следует также отметить труды В.В. Бойцовой, В.Н. Влазнева, С.В. Калашникова, Г.Д. Матвеевой, М.В. Михайлова, А.В. Одинцовой,
В.Д. Перевалова, Л.Л. Плотникова, Р.Л. Ромашова и др.
Достаточно много работ посвящено изучению понимания принципов права и правового регулирования, его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями (В.А. Беловолов, А.Б. Венгеров, Е.А. Зубок, А.Д. Лопуха, П.С. Самыгин, А.К. Черненко и др.).
Проблемы становления личности, создание условий, влияющих на воспитание, отражены в трудах К. А. Гельвеция, Н.П. Дубинина, Я. А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Поршнева, В.А. Сухо-млинского, К.Д. Ушинского и др.
Социально-культурный подход, формирующийся сегодня в гуманитарных науках, отражен в исследованиях А.И. Арнольдова, М.С. Кагана, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, А.Я. Флиера и др.
Важную роль в формировании концептуальной базы исследования сыграли труды
A.С. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, А.В. Соколова, Э.В. Соколова и других, в которых изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры.
Социально-педагогические и психологические возможности социально-культурной деятельности изучены А.Д. Жарковым, Ю.А. Стрельцовым, А. А. Сукало, В.Я. Сур-таевым, Б.А. Титовым, В.Е. Триодиным,
B.М. Чижиковым и др.
Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социальнокультурной деятельности: М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Ю.Д. Стрельцова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся достижения, остается нерешенным ряд проблем, которые были нами изложены в противоречиях между:
- объективными потребностями государства в гражданах, обладающих гражданско-правовым сознанием и способных применить свои социально значимые качества на строительство гражданского общества, что является обязательным условием и главным признаком построения правового государства, с одной стороны, и имеющим место уси-
лением деформации личности молодых граждан - с другой;
- возросшими требованиями к воспитанию гражданско-правового сознания современной молодежи и реальной гражданско-правовой практикой, характеризующейся недостаточным вниманием, уделяемым решению этой проблемы;
- имеющимся высоким потенциалом использования средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи и недостаточностью научных подходов к решению проблемы.
Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий и несоответствий, недостаточность имеющихся в науке и практике ответов на возникающие при этом затруднения, позволили сформулировать научную проблему: каков потенциал средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи?
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность.
Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях [1].
Термин «сознание» является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. Вместе с тем многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Проблема того, чем же является сознание, каковы его рамки и в чем же смысл существования данного термина, выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих искусственный интеллект.
Широкая теоретическая разработка проблемы человеческого сознания представлена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и др.
Сознание требуется для разумного поведения [2]. Это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, другими сторонами правового бытия общества [3].
Гражданственность - интегративное качество личности, позволяющее человеку ощутить себя социально, нравственно и политически дееспособным членом общества и гражданином государства. Гражданственность - это не столько платоническое чувство, сколько осознанная жизненная позиция, выражающаяся в активной, сознательной деятельности.
Гражданское сознание - важнейшая часть общественного сознания, в которой сконцентрировано представление общества и отдельных его членов о самих себе, о своих социальных идеалах, о смысле, целях, ориентирах на будущее и т. п.
Воспитание гражданственности, выработка гражданских позиций - центральное звено проблемы формирования поколений. Исходной позицией одной из основополагающих задач любой общественной системы при этом было и остается утверждение в сознании объединяемых ею масс чувства принадлежности к данному обществу.
Основная цель гражданско-правового воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, стремления к труду на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития общества.
При формировании личности в нормальных условиях, социализации правовые за-
преты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т. е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность - прогнозирование последствий поступков до их совершения - и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.
Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону - это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона.
Личность может быть законопослушной, сообразовывать свое поведение с требованиями закона в связи с осознанием его исторической необходимости, общесоциальной ценности. Однако уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу формируется на основе признания ценности закона для личности.
Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной только тогда, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает сознательное, организующее творчество. Только осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм. По субъектам гражданско-правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое
гражданско-правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.
С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: 1) обыденное (эмпирическое); 2) научное (теоретическое); 3) профессиональное.
Обыденное правосознание складывается стихийно под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности.
Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок и т. п.
Социально-культурная деятельность определяется как многофункциональная сфера деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени [4].
Социально-культурная деятельность является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения [5].
Педагогический аспект социальнокультурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
- целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей;
- стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу-
говой квалификации, т. е. умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
- создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения [6].
Наличие нравственных начал в любой сфере духовной жизни не исключает, а предполагает осуществление системы пропаганды принципов нравственности, органически дополняемой и углубляемой включением различных групп населения в деятельность, в процессе которой знание нравственных категорий преобразуются в убеждения, становятся нормой поведения [7].
Как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обусловливают формирование качественно новых общественных отношений, рассматривает социально-культурную деятельность Н.Н. Ярошенко, предлагая следующее определение: «Социально-культурная дея-
тельность - это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регу-лятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [8, с. 46].
Проанализировав вышеизложенное, нами была определена сущность формирования гражданско-правового сознания молодежи, которая определяется нами как комплексный и планомерный педагогический процесс, осуществляемый в свободное время, направленный на формирование у молодых людей системы мотивов, взглядов, оценочных суждений и убеждений, целью которого является осознание долга перед обществом, понимание, цивилизованное и сознательное выполнение своих гражданских прав и обя-
занностей, выражающееся в активной, сознательной деятельности и обеспечивающее регуляцию гражданско-правовых отношений в обществе.
Нами определена также специфика формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности, которая заключается в уникальности воздействия на сознание, чувства и поведение молодых людей комплекса средств социально-культурной деятельности, выбранных самостоятельно с учетом интересов и потребностей каждой личности, имеющих для молодого человека личностный смысл и позволяющих ему совершенствоваться и овладевать гражданско-правовыми нормами поведения.
1. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М., 2009.
2. Прист С. Теории сознания / пер. с англ.
A.Ф. Грязнова. М., 2000.
3. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981.
4. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 1998.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М., 2001.
6. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сборник статей / под ред. Т.Г. Киселевой (отв. ред.), Б.Г. Мосале-ва, Ю.А. Стрельцова. М., 1999.
7. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001.
8. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / науч. ред. Т.Г. Киселева,
B.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. М., 2001.
Поступила в редакцию 5.12.2012 г.
UDC 374.02
ESSENCE AND SPECIFICITY OF FORMATION OF CIVIL-LAW CONSCIOUSNESS OF YOUTH BY MEANS OF WELFARE ACTIVITY
Sergey Sergeyevich MOISEYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The analysis of the theoretical approaches to a problem of formation of civil-law consciousness of growing up generation is submitted. On the basis of study of potential of welfare activity in formation of civil-law person consciousness the essence and specificity of formation of civil-law consciousness of youth by means of welfare activity are determined.
Key words: formation of civil-law consciousness, youth, means of welfare activity.