современные технологии обучения
Долинина И.Г., Булатова А.А.
педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза
Существенные изменения происходящие в политической, экономической, научно-технической и социально-культурной сферах жизни диктуют новые требования к стандартизации образования. Применение педагогических технологий позволяет реализовать основную задачу этих требований, а именно гарантированное достижение заранее заданных результатов.
Модифицирование системы высшего образования в контексте Болонского процесса и переход к парадигме непрерывного образования требуют субституции традиционных форм обучения инновационными активными методами. Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» №273 - Ф3. Один из базовых принципов, на которых основывается государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования провозглашает «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [10]. Компетентностный подход в этом случае становится концептуальным компонентом процесса образования. Что подтверждает необходимость разработки методологии, теоретических основ и применение современной педагогической технологии формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов.
Концептуальной основой для спроектированной нами педагогической технологии явилось уточнение определения понятия «культура межэтнического взаимодействия студентов» и соответствующее ему определение понятия «формирование культуры межэтнического взаимодействия студентов».
«Культура межэтнического взаимодействия» - часть общей культуры индивида, характеризующаяся знаниями, ценностями, опытом взаимопонимания и взаимодействия, способностью к диалогу и непредвзятости, признанием и 54
уважением права на отличие, являющейся совокупным результатом воспитания и обучения, на основе самоидентификации и поликультурности, выработанной системы гражданских ценностей и этических норм, коммуникативности и толерантности, целостного мировоззрения, способности преодолевать возможное неблагоприятное влияние, готовность к взаимопониманию и взаимодействию [2, с.69].
Соответственно в нашем исследовании формирование культуры межэтнического взаимодействия студентов - это целенаправленный процесс воспитания и обучения, включающий в себя освоение студентами положительного опыта межэтнического взаимодействия, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического многонационального общества этногражданского самосознания и подготовку к адекватному общественной реальности конвенциональному поведению; процесс становления личности студента как субъекта и объекта межэтнических взаимодействий.
В российском образовании нет единого понимания педагогической технологии, различные авторы по-своему трактуют это понятие. Мы считаем, что технологии в образовании подразумевают системное взаимодействие всех элементов процесса обучения, обеспечивая достижение и воспроизводимость целей обучения и другое качество образования.
Технология, являясь процессом, характеризуется рядом признаков:
- разделением процесса на взаимосвязанные этапы;
- координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата(поставленной цели);
- однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и описаний, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленным целям [2,с.8].
Ряд российских ученых в своих трудах, например, в работе «Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе» М.Я. Вилен-ским определили требования к технологиям обучения в высшей школе: учет личностных качеств обучающихся, оптимальность, непротиворечие дидактическим принципам, направленность на активизацию познавательной деятельности студентов [2,с.10].
Ранее в наших работах определено, что «педагогическая технология -проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение целей образования; система воплощения теоретических основ и функционирования содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса» [3,с.31]. Логическая основа педагогической технологии состоит из трех взаимсвязанных элементов: концептуальных основ технологии, содержательного и процессуального компонентов.
Развивая педагогическую методологию в контексте исследования формирование культуры межэтнического взаимодействия студентов педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов понимается нами как проектирование и воспроизводство педагогических дей-
ствий, направленных на достижение цели образования - овладение основами культуры межэтнического взаимодействия и компетенциями (познавательной, гражданской, когнитивной, межкультурной, коммуникативной, креативной, га-битуальной, непрерывного образования); система реализации содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса (форм, методов, критериев и средств диагностики).
Педагогический процесс формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов предполагает обучение осознанию феномена культуры межэтнического взаимодействия в единстве трех воплощений: человек сам определяет то, что для него приемлемо, многие нравственные установки у людей тождественны, социальные ценности - регуляторы общественных отношений.
Педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия - проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение цели образования - овладение культурой межэтнического взаимодействия и компетенциями (социально-политической, когнитивной, межкультурной, коммуникативной, креативной, габитуальной, непрерывного образования); система реализации содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса (форм, методов, критериев и средств диагностики).
Педагогический процесс формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов включает содержательный и процессуальный компоненты, которые реализуются следующими средствами:
1. Содержательный компонент - через блочность изучения содержания, через межпредметные связи, через наблюдение за межэтническими взаимодействиями (анализ событий, материалов СМИ, деятельности различных этнических организаций);
2. Процессуальный компонент:
- через формы организации: групповая работа над проблемными вопросами, парная и индивидуальная, через методы организации (активные и интерактивные): целеполагание и мотивация, работу над понятиями, анализ конкретных ситуаций, постановку проблемных вопросов;
- через диагностику результата: контроль знаний, наблюдение за развитием умений и навыков, формирование компетенций и компетентности, рефлексию.
Процессуальный компонент технологии определяется не только методами, формами и средствами обучения, но и характеристикой достигнутых результатов. В связи с этим мы выделили диагностические критерии, которые позволили судить об эффективности учебного процесса.
Для содержания: информативность учебного материала, усвоенность учебного материала. Для организации учебного процесса: формы и методы учебной деятельности. для характеристики достигнутых результатов: качество (прочность и точность) усвоения знаний, овладение навыками и умениями, сформи-рованность системы ценностей и личной социальной ориентации.
В целях эффективности формирование культуры межэтнического обще-
ния должно производится и за пределами пространства формального образования. Образовательные учреждения должны обеспечить встречу студентов с проблемами реального современного мира, участие в их разрешении, участие в обсуждении и активных формах работы.
Проблемы толерантности, межнационального сотрудничества обсуждаются на студенческих конференциях, во время проведения деловых игр.
Традиционным в нашем образовательном учреждении стало мероприятие «Диалог культур», на котором встречаются представители разных конфессий. Целью данной конференции является осознание многообразия духовного и материального мира, признания и понимания студентами ценностей и культуры различных этносов, уважения к ним, посредством формирования умения жить и взаимодействовать с представителями различных народов в многонациональной стране. На фестивале присутствуют представители различных этносов населяющих Пермский Край, проводятся мастер-классы, в ходе которых происходит знакомство с традициями и обычаями различных народов.
Межнациональные отношения в молодежной среде обсуждаются студентами на мероприятиях различных уровней: день правовой грамотности (октябрь 2014), Школа молодежного лидера (декабрь 2013, май 2014 г.), Межвузовский форум «Молодежь и патриотизм» (май 2015).
В контексте исследования определена форма привлечения к гражданскому участию студентов и преподавателей, а к педагогическому процессу администраторов и представителей различных этнических общественных организаций - Гражданский Форум.
для достижения цели формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов необходимы методы обучения содержанию проблем этнографии: целеполагание и мотивация, целенаправленная работа над этнологическими понятиями как необходимое условие, обучение составлению аналитических, сравнительных схем и таблиц, анализ конкретных ситуаций мировой истории и общественной реальности, постановка проблемных вопросов, «мозговые атаки», дискуссии.
Подход к пониманию методов, приемов, системы методов и сущности методов следующий:
1. Методы обучения - это основные виды деятельности педагога и обучаемого, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
2. Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
3. Система методов (приемов) - это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания обучающимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний и кон-
чая самостоятельным решением познавательных задач.
4. «Сущность метода заключается в его активности, развитии познавательных сил и способностей» [9, с. 91].
Основополагающим при определении методов обучения и воспитания являлась мнение Я. А. Коменского, который призывал учителей обучать своих учеников так, «чтобы они исследовали и познавали свои предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения» [7, с. 138].
Педагогическая технология позволяет проектировать и оценивать педагогическую работу средствами диагностики.
Диагностика - (от греческого diagnostikos - способный распознавать) способность определить особенности результатов учебного процесса: прочность усвоенных знаний, уровень развития умений и навыков, способности к творческой самореализации. В контексте нашего исследования - обследование личности студента с целью определить индивидуальный уровень развития культуры межэтнического взаимодействия студентов.
Процедура диагностики состоит из двух этапов:
1. Сбора диагностической информации;
2. Формулировки рекомендаций.
Диагностика позволяет составить качественную характеристику личности отдельного студента, групп и потоков. Полученные данные используются для определения оптимальных путей и средств обучения и воспитания, результаты диагностики в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов, применяемых с целью формирования культуры межэтнического взаимодействия.
Диагностика результатов эффективности учебного процесса - целенаправленное последовательное исследование процесса формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов, в ходе которого решались задачи образования, развитие умений и навыков, формирование системы ценностей. Осуществлялась через: контроль знаний (тестирование, блочный контроль); наблюдение за развитием умений и навыков работы с текстом, развитием устной речи, способности к творческой реализации; рефлексию средствами разработанных нами анкет.
Применяя классификатор Г.К. Селевко, были определены воспитательные и обучающие основания, являющиеся свойствами технологии [8, с. 26].
Разработанная нами педагогическая технология по уровню применения общепедагогическая; по философской основе - гуманистична и антропософична; по ведущему фактору психического развития - социогенна и психогенна; по концепции усвоения - развивающая и интерриоризаторская; по характеру содержания и структуры - воспитывающая, обучающая, светская, общеобразовательная; по организационным формам - классно-урочная, индивидуальная, групповая, коллективного способа обучения; по подходу к обучаемому - дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрическая, личностно ориентированная, гуманно-личностная, сотрудничества; по преобладающему (доминирующему) методу - диалогиче-
ская развивающая, проблемно-поисковая, саморазвивающая; по направлению модернизации существующей традиционной системы - на основе гуманизации демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности детей; по категории обучающихся - массовая технология.
Педагогический эксперимент показал, что применение педагогической технологии придаст педагогическому процессу формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов системность, четкость структуры, усиление межпредметных и внутрипредметных связей на основе взаимодополнения принципов: концептуальности (разработанность и применимость концепции), управляемости (эффективное осуществление педагогом управленческих функций), алгоритмизации (возможности применения рекомендуемых предписаний), проблемности (создание проблемных ситуаций средствами постановки проблемных вопросов, творческих заданий), диалогичность (вовлеченность обучаемых в дискуссионные ситуации, стимулирование аналитичности, критического мышления), творческого саморазвития (стимулирование самопознания, самоопределения, самосовершенствования), диагностичности (объективности, надежности, валидности применяемых средств), рефлексивности (самооценки, самопознания).
Из вышесказанного можно заключить, что создание и использование педагогических технологий ведет к усилению образовательных возможностей в целом, так как педагогическая технология позволяет:
1. Наиболее гармонично построить педагогический процесс, определить диагностируемую цель, формы и методы обучения и воспитания, средства диагностики;
2. Снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность преподавателя) при проведении контроля;
3. Больше внимания уделять вопросам воспитания, индивидуального и личностного развития студентов.
Применение педагогической технологии создает необходимые условия для положительной динамики культуры межэтнического взаимодействия студентов по заданным критериям, основывающееся на компетентностном подходе и гуманистическом характере образования в центре которого свободное развитие личности, ее права и свободы, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, а также защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
литература
1. Булатова А.А., Долинина И.Г. Культура толерантности студента технического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view.
2. Булатова А.А., Долинина И.Г. Культура межэтнического взаимодействия студентов: понятие, модель формирования // Направления научной мысли. -2015-2016. - Т. 7, С. 69-72.
3. Викулина М.А., Попова Ю.А. Педагогические технологии в процессе формирования компетенций обучающихся в вузе//Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс].-2015.- №6.- Режим доступа: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=23036
4. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе/М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. - М.:Пед. общ-во России, 2004.- 192с.
5. Долинина И.Г., Булатова А.А. Педагогические условия формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016(октябрь). - Т. 8, №3. - С. 127-133.
6. Долинина И.Г., Булатова А.А Проблема межэтнического взаимодействия как предмет научного исследования // Современный научный вестник. - 2014. -Т. 6, № 1. - С. 12-18.
7. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования : моногр. / И.Г. Долинина. - М-во образования и науки Рос. Федерации, - Пермский гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2011.
8. Долинина И.Г. Молодёжный гражданский форум: институциональный опыт учащихся // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 232-234.
9. Долинина И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа дис. доктора пед. наук Долинина Ирина Геннадьевна; Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2011. - 43 с.
10. Коменский, Я. Великая дидактика. Избранные дидактические сочинения: в 2 т: т. 1/ Я. Коменский. - М., 1982. - 410 с.
11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М. : Народ. образование. - 1998. - С. 26 -28.
12. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1987. - С. 119.
13. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 - Ф3 // [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru
14. Dolinina I.G. Civic culture at pedagogical activity in contemporary Russia // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11, № 5. - С. 527-531.