Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза'

Педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / CULTURE OF INTERETHNIC INTERACTION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / CIVIC PARTICIPATION / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Булатова Анастасия Анатольевна

В данной статье автор обосновывает целесообразность применения педагогической технологии в контексте формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза. Также в статье рассматриваются основные элементы логической основы педагогической технологии. Авторы предполагают, что применение педагогической технологии благоприятно скажется на процессе формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational technology in the formation of interethnic interaction culture of technical college students

In this article, the author proves the expediency of educational technology in the context of scientific research formation of interethnic interaction culture of technical college students. The article also considers the main elements of the logical framework of educational technology. The author suggests that the use of educational technology will have a positive impact on the process of interethnic interaction culture formation of students.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза»

современные технологии обучения

Долинина И.Г., Булатова А.А.

педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза

Существенные изменения происходящие в политической, экономической, научно-технической и социально-культурной сферах жизни диктуют новые требования к стандартизации образования. Применение педагогических технологий позволяет реализовать основную задачу этих требований, а именно гарантированное достижение заранее заданных результатов.

Модифицирование системы высшего образования в контексте Болонского процесса и переход к парадигме непрерывного образования требуют субституции традиционных форм обучения инновационными активными методами. Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» №273 - Ф3. Один из базовых принципов, на которых основывается государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования провозглашает «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [10]. Компетентностный подход в этом случае становится концептуальным компонентом процесса образования. Что подтверждает необходимость разработки методологии, теоретических основ и применение современной педагогической технологии формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов.

Концептуальной основой для спроектированной нами педагогической технологии явилось уточнение определения понятия «культура межэтнического взаимодействия студентов» и соответствующее ему определение понятия «формирование культуры межэтнического взаимодействия студентов».

«Культура межэтнического взаимодействия» - часть общей культуры индивида, характеризующаяся знаниями, ценностями, опытом взаимопонимания и взаимодействия, способностью к диалогу и непредвзятости, признанием и 54

уважением права на отличие, являющейся совокупным результатом воспитания и обучения, на основе самоидентификации и поликультурности, выработанной системы гражданских ценностей и этических норм, коммуникативности и толерантности, целостного мировоззрения, способности преодолевать возможное неблагоприятное влияние, готовность к взаимопониманию и взаимодействию [2, с.69].

Соответственно в нашем исследовании формирование культуры межэтнического взаимодействия студентов - это целенаправленный процесс воспитания и обучения, включающий в себя освоение студентами положительного опыта межэтнического взаимодействия, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического многонационального общества этногражданского самосознания и подготовку к адекватному общественной реальности конвенциональному поведению; процесс становления личности студента как субъекта и объекта межэтнических взаимодействий.

В российском образовании нет единого понимания педагогической технологии, различные авторы по-своему трактуют это понятие. Мы считаем, что технологии в образовании подразумевают системное взаимодействие всех элементов процесса обучения, обеспечивая достижение и воспроизводимость целей обучения и другое качество образования.

Технология, являясь процессом, характеризуется рядом признаков:

- разделением процесса на взаимосвязанные этапы;

- координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата(поставленной цели);

- однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и описаний, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленным целям [2,с.8].

Ряд российских ученых в своих трудах, например, в работе «Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе» М.Я. Вилен-ским определили требования к технологиям обучения в высшей школе: учет личностных качеств обучающихся, оптимальность, непротиворечие дидактическим принципам, направленность на активизацию познавательной деятельности студентов [2,с.10].

Ранее в наших работах определено, что «педагогическая технология -проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение целей образования; система воплощения теоретических основ и функционирования содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса» [3,с.31]. Логическая основа педагогической технологии состоит из трех взаимсвязанных элементов: концептуальных основ технологии, содержательного и процессуального компонентов.

Развивая педагогическую методологию в контексте исследования формирование культуры межэтнического взаимодействия студентов педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов понимается нами как проектирование и воспроизводство педагогических дей-

ствий, направленных на достижение цели образования - овладение основами культуры межэтнического взаимодействия и компетенциями (познавательной, гражданской, когнитивной, межкультурной, коммуникативной, креативной, га-битуальной, непрерывного образования); система реализации содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса (форм, методов, критериев и средств диагностики).

Педагогический процесс формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов предполагает обучение осознанию феномена культуры межэтнического взаимодействия в единстве трех воплощений: человек сам определяет то, что для него приемлемо, многие нравственные установки у людей тождественны, социальные ценности - регуляторы общественных отношений.

Педагогическая технология формирования культуры межэтнического взаимодействия - проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение цели образования - овладение культурой межэтнического взаимодействия и компетенциями (социально-политической, когнитивной, межкультурной, коммуникативной, креативной, габитуальной, непрерывного образования); система реализации содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса (форм, методов, критериев и средств диагностики).

Педагогический процесс формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов включает содержательный и процессуальный компоненты, которые реализуются следующими средствами:

1. Содержательный компонент - через блочность изучения содержания, через межпредметные связи, через наблюдение за межэтническими взаимодействиями (анализ событий, материалов СМИ, деятельности различных этнических организаций);

2. Процессуальный компонент:

- через формы организации: групповая работа над проблемными вопросами, парная и индивидуальная, через методы организации (активные и интерактивные): целеполагание и мотивация, работу над понятиями, анализ конкретных ситуаций, постановку проблемных вопросов;

- через диагностику результата: контроль знаний, наблюдение за развитием умений и навыков, формирование компетенций и компетентности, рефлексию.

Процессуальный компонент технологии определяется не только методами, формами и средствами обучения, но и характеристикой достигнутых результатов. В связи с этим мы выделили диагностические критерии, которые позволили судить об эффективности учебного процесса.

Для содержания: информативность учебного материала, усвоенность учебного материала. Для организации учебного процесса: формы и методы учебной деятельности. для характеристики достигнутых результатов: качество (прочность и точность) усвоения знаний, овладение навыками и умениями, сформи-рованность системы ценностей и личной социальной ориентации.

В целях эффективности формирование культуры межэтнического обще-

ния должно производится и за пределами пространства формального образования. Образовательные учреждения должны обеспечить встречу студентов с проблемами реального современного мира, участие в их разрешении, участие в обсуждении и активных формах работы.

Проблемы толерантности, межнационального сотрудничества обсуждаются на студенческих конференциях, во время проведения деловых игр.

Традиционным в нашем образовательном учреждении стало мероприятие «Диалог культур», на котором встречаются представители разных конфессий. Целью данной конференции является осознание многообразия духовного и материального мира, признания и понимания студентами ценностей и культуры различных этносов, уважения к ним, посредством формирования умения жить и взаимодействовать с представителями различных народов в многонациональной стране. На фестивале присутствуют представители различных этносов населяющих Пермский Край, проводятся мастер-классы, в ходе которых происходит знакомство с традициями и обычаями различных народов.

Межнациональные отношения в молодежной среде обсуждаются студентами на мероприятиях различных уровней: день правовой грамотности (октябрь 2014), Школа молодежного лидера (декабрь 2013, май 2014 г.), Межвузовский форум «Молодежь и патриотизм» (май 2015).

В контексте исследования определена форма привлечения к гражданскому участию студентов и преподавателей, а к педагогическому процессу администраторов и представителей различных этнических общественных организаций - Гражданский Форум.

для достижения цели формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов необходимы методы обучения содержанию проблем этнографии: целеполагание и мотивация, целенаправленная работа над этнологическими понятиями как необходимое условие, обучение составлению аналитических, сравнительных схем и таблиц, анализ конкретных ситуаций мировой истории и общественной реальности, постановка проблемных вопросов, «мозговые атаки», дискуссии.

Подход к пониманию методов, приемов, системы методов и сущности методов следующий:

1. Методы обучения - это основные виды деятельности педагога и обучаемого, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.

3. Система методов (приемов) - это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания обучающимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний и кон-

чая самостоятельным решением познавательных задач.

4. «Сущность метода заключается в его активности, развитии познавательных сил и способностей» [9, с. 91].

Основополагающим при определении методов обучения и воспитания являлась мнение Я. А. Коменского, который призывал учителей обучать своих учеников так, «чтобы они исследовали и познавали свои предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения» [7, с. 138].

Педагогическая технология позволяет проектировать и оценивать педагогическую работу средствами диагностики.

Диагностика - (от греческого diagnostikos - способный распознавать) способность определить особенности результатов учебного процесса: прочность усвоенных знаний, уровень развития умений и навыков, способности к творческой самореализации. В контексте нашего исследования - обследование личности студента с целью определить индивидуальный уровень развития культуры межэтнического взаимодействия студентов.

Процедура диагностики состоит из двух этапов:

1. Сбора диагностической информации;

2. Формулировки рекомендаций.

Диагностика позволяет составить качественную характеристику личности отдельного студента, групп и потоков. Полученные данные используются для определения оптимальных путей и средств обучения и воспитания, результаты диагностики в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов, применяемых с целью формирования культуры межэтнического взаимодействия.

Диагностика результатов эффективности учебного процесса - целенаправленное последовательное исследование процесса формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов, в ходе которого решались задачи образования, развитие умений и навыков, формирование системы ценностей. Осуществлялась через: контроль знаний (тестирование, блочный контроль); наблюдение за развитием умений и навыков работы с текстом, развитием устной речи, способности к творческой реализации; рефлексию средствами разработанных нами анкет.

Применяя классификатор Г.К. Селевко, были определены воспитательные и обучающие основания, являющиеся свойствами технологии [8, с. 26].

Разработанная нами педагогическая технология по уровню применения общепедагогическая; по философской основе - гуманистична и антропософична; по ведущему фактору психического развития - социогенна и психогенна; по концепции усвоения - развивающая и интерриоризаторская; по характеру содержания и структуры - воспитывающая, обучающая, светская, общеобразовательная; по организационным формам - классно-урочная, индивидуальная, групповая, коллективного способа обучения; по подходу к обучаемому - дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрическая, личностно ориентированная, гуманно-личностная, сотрудничества; по преобладающему (доминирующему) методу - диалогиче-

ская развивающая, проблемно-поисковая, саморазвивающая; по направлению модернизации существующей традиционной системы - на основе гуманизации демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности детей; по категории обучающихся - массовая технология.

Педагогический эксперимент показал, что применение педагогической технологии придаст педагогическому процессу формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов системность, четкость структуры, усиление межпредметных и внутрипредметных связей на основе взаимодополнения принципов: концептуальности (разработанность и применимость концепции), управляемости (эффективное осуществление педагогом управленческих функций), алгоритмизации (возможности применения рекомендуемых предписаний), проблемности (создание проблемных ситуаций средствами постановки проблемных вопросов, творческих заданий), диалогичность (вовлеченность обучаемых в дискуссионные ситуации, стимулирование аналитичности, критического мышления), творческого саморазвития (стимулирование самопознания, самоопределения, самосовершенствования), диагностичности (объективности, надежности, валидности применяемых средств), рефлексивности (самооценки, самопознания).

Из вышесказанного можно заключить, что создание и использование педагогических технологий ведет к усилению образовательных возможностей в целом, так как педагогическая технология позволяет:

1. Наиболее гармонично построить педагогический процесс, определить диагностируемую цель, формы и методы обучения и воспитания, средства диагностики;

2. Снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность преподавателя) при проведении контроля;

3. Больше внимания уделять вопросам воспитания, индивидуального и личностного развития студентов.

Применение педагогической технологии создает необходимые условия для положительной динамики культуры межэтнического взаимодействия студентов по заданным критериям, основывающееся на компетентностном подходе и гуманистическом характере образования в центре которого свободное развитие личности, ее права и свободы, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, а также защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

литература

1. Булатова А.А., Долинина И.Г. Культура толерантности студента технического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view.

2. Булатова А.А., Долинина И.Г. Культура межэтнического взаимодействия студентов: понятие, модель формирования // Направления научной мысли. -2015-2016. - Т. 7, С. 69-72.

3. Викулина М.А., Попова Ю.А. Педагогические технологии в процессе формирования компетенций обучающихся в вузе//Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс].-2015.- №6.- Режим доступа: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=23036

4. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе/М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. - М.:Пед. общ-во России, 2004.- 192с.

5. Долинина И.Г., Булатова А.А. Педагогические условия формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016(октябрь). - Т. 8, №3. - С. 127-133.

6. Долинина И.Г., Булатова А.А Проблема межэтнического взаимодействия как предмет научного исследования // Современный научный вестник. - 2014. -Т. 6, № 1. - С. 12-18.

7. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования : моногр. / И.Г. Долинина. - М-во образования и науки Рос. Федерации, - Пермский гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2011.

8. Долинина И.Г. Молодёжный гражданский форум: институциональный опыт учащихся // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 232-234.

9. Долинина И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа дис. доктора пед. наук Долинина Ирина Геннадьевна; Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2011. - 43 с.

10. Коменский, Я. Великая дидактика. Избранные дидактические сочинения: в 2 т: т. 1/ Я. Коменский. - М., 1982. - 410 с.

11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М. : Народ. образование. - 1998. - С. 26 -28.

12. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1987. - С. 119.

13. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 - Ф3 // [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru

14. Dolinina I.G. Civic culture at pedagogical activity in contemporary Russia // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11, № 5. - С. 527-531.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.