2. Щетинина, Е. В. Медиабезопасность : пособие для подготовки киберволонтеров [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Щетинина. — Челябинск, 2016. — Режим доступа: №р://рзу4/и8егар1/сот.
3. Дюркгейм, Э. Самоубийство : Социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. с сокр. ; под ред. В. А. Базарова. — М. : Мысль, 1994. — 399 с.
4. Вроно, Е. М. Предотвращение самоубийства подростков [Текст] / Е. М. Вроно. — М. : Академический проект, 2001. — 40 с.
5. Гилинский, Я. И. Девиантология : Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст] / Я. И. Гилинский. — СПб., 2004. — 520 с.
6. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы [Текст] : моногр. / Э. Шнейдман. — М. : Смысл, 2001. — 132 с.
УДК 37.017.4 О. В. Самсонова, преподаватель
Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОССИЕВЕДЕНИЕ»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания гражданственности. Автором предлагается учебная дисциплина «Россиеведение» как средство формирования у обучающихся гражданской компетентности. Раскрывается содержание дисциплины, перечислены ожидаемые результаты. Обосновывается целесообразность введения дисциплины в целях развития когнитивной, деятельностной, аксиологической и индивидуальной составляющих гражданской компетентности.
Ключевые слова: гражданственность, гражданская компетентность, гражданское воспитание, дисциплина «Россиеведение», гражданская активность, гражданские ценности, гражданские роли.
Среди ключевых компетенций современного российского образования выделяется гражданственность как фундаментальная составляющая личности, способствующая интеграции подрастающего поколения в современное общество.
«Гражданская компетентность заключается в обладании субъектом совокупностью гражданских компетенций, проявляющихся в осознании себя полноправным членом общества (государства), приверженным его интересам, обладающим совокупностью прав, свобод и обязанностей, выступающим в роли гражданина» [1, с. 4]. Мы разделяем точку зрения Т. Е. Шепелевой, согласно которой понятие «гражданская компетентность» тождественно понятию «гражданственность» [1].
Гражданское воспитание как специально организованный целенаправленный процесс наблюдается в России со второй половины XVIII в. Его возникновение было обусловлено рядом задач, связанных с созданием грамотного чиновничье-бюрократического аппарата, воплощением в жизнь идеи воспитания преданной
монархии «новой породы людей» и формированием российского гражданского общества, владеющего основами правовой грамотности. Веком позднее, после восстания декабристов 1825 г., возникла необходимость контролировать стихийное гражданское воспитание, не удовлетворяющее консервативно настроенную власть, и гражданское воспитание приобретает идеологическую направленность.
В советский период вопросу гражданского воспитания населения придавалось первостепенное значение. Оно должно было содействовать формированию нового гражданского общества, способного к сплочению, массовой активности, самоорганизации с целью укрепления советской власти и защиты государства [2].
В современной России актуальность гражданского воспитания подтверждается рядом документов. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в содержании образования делается акцент на развитие духовно-нравственной личности, воспитание человека и гражданина,
Инновационное развитие профессионального образования
интегрированного в российское общество и нацеленного на активную деятельность по его совершенствованию. Целью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» является воспитание поколения россиян, имеющих активную гражданскую позицию, осознающих свою ответственность за будущее страны, знающих и сохраняющих историю Отечества, готовых к сплочению в целях обеспечения безопасности государства [3].
С целью формирования гражданской компетентности обучающихся в ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» в основную профессиональную образовательную программу для специалистов среднего звена за счет часов вариативной части введена учебная дисциплина «Россиеведение», которая была актуализирована в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».
Содержание дисциплины.
Раздел 1. Национальная идея России. В данном разделе рассматриваются основные элементы национальной идеи России в монархический, советский и современный периоды.
Раздел 2. Этнические, демографические, конфессиональные особенности современной России. В разделе рассматриваются динамика народонаселения, особенности современных миграционных процессов, проблемы совместного проживания представителей многочисленных этносов, проблемы сосуществования религиозных конфессий, цели, приоритетные направления и средства социальной политики Российской Федерации.
Раздел 3. Экономика и хозяйственная деятельность в России. Основные вопросы раздела: идеология труда в хозяйственной деятельности и благотворительность; особенности, проблемы и тенденции развития сельского хозяйства и промышленности; проблема экономической независимости России.
Раздел 4. Политическая жизнь России. Здесь обучающиеся знакомятся с приоритетными направлениями внешней и внутренней политики России в текущем году, нововведениями, принятыми законами, проблемами судебной системы и инициативами политических партий и общественно-политических объединений региона.
В результате освоения теоретического материала дисциплины обучающийся должен знать:
- эволюцию представлений о национальной идее в истории отечественной мысли;
- основные факты, процессы и явления, характеризующие хозяйственную жизнь страны;
- этнические, демографические, конфессиональные особенности России;
- основные версии и трактовки важнейших проблем России;
- особенности политической жизни современной России, ее роль в мировом сообществе;
- характерные формы проявления российской ментальности в различных сферах общественной жизни и деятельности (в хозяйственной деятельности, в политической и государственной жизни, во взаимоотношениях людей).
В конце каждого раздела дисциплины предусмотрены практические занятия. На проведение практических занятий отводится 8 часов.
В результате освоения практической части дисциплины студент должен уметь:
- соотносить личные ценности и ценности общества;
- уважительно и толерантно относиться к эт-ноконфессиональному разнообразию страны;
- самостоятельно и творчески мыслить, поддерживать интерес к отечественному культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;
- критически осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе и проявлять активную гражданскую позицию;
- представлять результаты изучения материала в форме творческих работ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для активной реализации гражданских прав и обязанностей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; ориентировки в актуальных событиях; определения личной гражданской позиции.
Гражданская компетентность включает в себя несколько структурных составляющих: когнитивную, деятельностную, аксиологическую и индивидуальную [4]. Дисциплина «Россиеведение» позволяет формировать все перечисленные составляющие профессиональной компетентности.
Когнитивная составляющая реализуется изучением теоретического материала дисциплины и предполагает получение обучающимися культурологических, политических, социальных, правовых знаний о современной России. Содержание дисциплины способствует становлению гражданина как субъекта, владеющего знаниями о государстве, деятельности государственной власти во внутренней и внешней политике,
правах гражданина и способах их реализации. Современные педагогические методы, применяемые в образовательном процессе, позволяют развивать ключевую для данной составляющей информационную компетенцию (умение самостоятельно находить, отбирать и применять необходимую информацию).
Деятельностная составляющая заключается в формировании готовности обучающегося к выполнению различных гражданских ролей: избирателя, члена общественной или политической организации, военнослужащего и т. д. В рамках дисциплины отрабатывается умение аргументировать и отстаивать свою позицию, прививаются навыки аналитического и критического мышления, ведения диалогов и дискуссий.
Аксиологическая составляющая предполагает включение в систему ценностей обучающе-
Библиографический список
гося понятий, способствующих общественному прогрессу, таких как свобода, демократия, права человека, гуманизм. Эти ценности не могут быть навязаны, они должны быть включены в систему ценностей на основе свободного выбора человека — в этом заключается индивидуальная составляющая гражданской компетентности [4].
На развитие деятельностного, аксиологического и индивидуального компонентов гражданской компетентности направлены практические занятия дисциплины, разработанные в сотрудничестве с психологической службой колледжа.
Таким образом, дисциплина «Россиеведение» позволяет формировать все перечисленные составляющие профессиональной компетентности обучающихся по программам специалистов среднего звена.
1. Шепелева, Т. Е. Соотношение терминов «гражданская компетенция», «гражданская компетентность» с понятием «гражданственность» [Электронный ресурс] / Т. Е. Шепелева. — Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN216.pdf.
2. Шупаев, А. В. Развитие гражданского воспитания в дореволюционной России конца XVIII — начала XX вв. [Текст] : моногр. / А. В. Шупаев. — Озерск : Издательство ОГТИ, 2010. — 157 с.
3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс] : [Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUww zHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.
4. Буянский, Д. Б. Гражданская компетентность как цель образования [Текст] / Д. Б. Буян-ский // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 8.