Научная статья на тему 'Формирование гражданской компетентности посредством учебной дисциплины "Россиеведение"'

Формирование гражданской компетентности посредством учебной дисциплины "Россиеведение" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CIVIC COMPETENCE / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC EDUCATION / ДИСЦИПЛИНА "РОССИЕВЕДЕНИЕ" / DISCIPLINE 'RUSSIA STUDIES ' / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIC ACTIVITY / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / CIVIC VALUES / ГРАЖДАНСКИЕ РОЛИ / CIVIC ROLES / CIVIC POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова О.В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания гражданственности. Автором предлагается учебная дисциплина «Россиеведение» как средство формирования у обучающихся гражданской компетентности. Раскрывается содержание дисциплины, перечислены ожидаемые результаты. Обосновывается целесообразность введения дисциплины в целях развития когнитивной, деятельностной, аксиологической и индивидуальной составляющих гражданской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC COMPETENCE FORMATION BY MEANS OF ''RUSSIA STUDIES''

The article deals with the topical issue of civic education. The author offers the subject ‘Russia studies’ as a means of formation of students’ civic competence. The discipline content and the expected results are analysed. The author proves the necessity of introduction the discipline as a mean of cognitive, activity, axiological and individual parts of civic competence development.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской компетентности посредством учебной дисциплины "Россиеведение"»

2. Щетинина, Е. В. Медиабезопасность : пособие для подготовки киберволонтеров [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Щетинина. — Челябинск, 2016. — Режим доступа: №р://рзу4/и8егар1/сот.

3. Дюркгейм, Э. Самоубийство : Социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. с сокр. ; под ред. В. А. Базарова. — М. : Мысль, 1994. — 399 с.

4. Вроно, Е. М. Предотвращение самоубийства подростков [Текст] / Е. М. Вроно. — М. : Академический проект, 2001. — 40 с.

5. Гилинский, Я. И. Девиантология : Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст] / Я. И. Гилинский. — СПб., 2004. — 520 с.

6. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы [Текст] : моногр. / Э. Шнейдман. — М. : Смысл, 2001. — 132 с.

УДК 37.017.4 О. В. Самсонова, преподаватель

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: akfp3@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОССИЕВЕДЕНИЕ»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания гражданственности. Автором предлагается учебная дисциплина «Россиеведение» как средство формирования у обучающихся гражданской компетентности. Раскрывается содержание дисциплины, перечислены ожидаемые результаты. Обосновывается целесообразность введения дисциплины в целях развития когнитивной, деятельностной, аксиологической и индивидуальной составляющих гражданской компетентности.

Ключевые слова: гражданственность, гражданская компетентность, гражданское воспитание, дисциплина «Россиеведение», гражданская активность, гражданские ценности, гражданские роли.

Среди ключевых компетенций современного российского образования выделяется гражданственность как фундаментальная составляющая личности, способствующая интеграции подрастающего поколения в современное общество.

«Гражданская компетентность заключается в обладании субъектом совокупностью гражданских компетенций, проявляющихся в осознании себя полноправным членом общества (государства), приверженным его интересам, обладающим совокупностью прав, свобод и обязанностей, выступающим в роли гражданина» [1, с. 4]. Мы разделяем точку зрения Т. Е. Шепелевой, согласно которой понятие «гражданская компетентность» тождественно понятию «гражданственность» [1].

Гражданское воспитание как специально организованный целенаправленный процесс наблюдается в России со второй половины XVIII в. Его возникновение было обусловлено рядом задач, связанных с созданием грамотного чиновничье-бюрократического аппарата, воплощением в жизнь идеи воспитания преданной

монархии «новой породы людей» и формированием российского гражданского общества, владеющего основами правовой грамотности. Веком позднее, после восстания декабристов 1825 г., возникла необходимость контролировать стихийное гражданское воспитание, не удовлетворяющее консервативно настроенную власть, и гражданское воспитание приобретает идеологическую направленность.

В советский период вопросу гражданского воспитания населения придавалось первостепенное значение. Оно должно было содействовать формированию нового гражданского общества, способного к сплочению, массовой активности, самоорганизации с целью укрепления советской власти и защиты государства [2].

В современной России актуальность гражданского воспитания подтверждается рядом документов. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в содержании образования делается акцент на развитие духовно-нравственной личности, воспитание человека и гражданина,

Инновационное развитие профессионального образования

интегрированного в российское общество и нацеленного на активную деятельность по его совершенствованию. Целью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» является воспитание поколения россиян, имеющих активную гражданскую позицию, осознающих свою ответственность за будущее страны, знающих и сохраняющих историю Отечества, готовых к сплочению в целях обеспечения безопасности государства [3].

С целью формирования гражданской компетентности обучающихся в ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» в основную профессиональную образовательную программу для специалистов среднего звена за счет часов вариативной части введена учебная дисциплина «Россиеведение», которая была актуализирована в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».

Содержание дисциплины.

Раздел 1. Национальная идея России. В данном разделе рассматриваются основные элементы национальной идеи России в монархический, советский и современный периоды.

Раздел 2. Этнические, демографические, конфессиональные особенности современной России. В разделе рассматриваются динамика народонаселения, особенности современных миграционных процессов, проблемы совместного проживания представителей многочисленных этносов, проблемы сосуществования религиозных конфессий, цели, приоритетные направления и средства социальной политики Российской Федерации.

Раздел 3. Экономика и хозяйственная деятельность в России. Основные вопросы раздела: идеология труда в хозяйственной деятельности и благотворительность; особенности, проблемы и тенденции развития сельского хозяйства и промышленности; проблема экономической независимости России.

Раздел 4. Политическая жизнь России. Здесь обучающиеся знакомятся с приоритетными направлениями внешней и внутренней политики России в текущем году, нововведениями, принятыми законами, проблемами судебной системы и инициативами политических партий и общественно-политических объединений региона.

В результате освоения теоретического материала дисциплины обучающийся должен знать:

- эволюцию представлений о национальной идее в истории отечественной мысли;

- основные факты, процессы и явления, характеризующие хозяйственную жизнь страны;

- этнические, демографические, конфессиональные особенности России;

- основные версии и трактовки важнейших проблем России;

- особенности политической жизни современной России, ее роль в мировом сообществе;

- характерные формы проявления российской ментальности в различных сферах общественной жизни и деятельности (в хозяйственной деятельности, в политической и государственной жизни, во взаимоотношениях людей).

В конце каждого раздела дисциплины предусмотрены практические занятия. На проведение практических занятий отводится 8 часов.

В результате освоения практической части дисциплины студент должен уметь:

- соотносить личные ценности и ценности общества;

- уважительно и толерантно относиться к эт-ноконфессиональному разнообразию страны;

- самостоятельно и творчески мыслить, поддерживать интерес к отечественному культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;

- критически осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе и проявлять активную гражданскую позицию;

- представлять результаты изучения материала в форме творческих работ;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для активной реализации гражданских прав и обязанностей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; ориентировки в актуальных событиях; определения личной гражданской позиции.

Гражданская компетентность включает в себя несколько структурных составляющих: когнитивную, деятельностную, аксиологическую и индивидуальную [4]. Дисциплина «Россиеведение» позволяет формировать все перечисленные составляющие профессиональной компетентности.

Когнитивная составляющая реализуется изучением теоретического материала дисциплины и предполагает получение обучающимися культурологических, политических, социальных, правовых знаний о современной России. Содержание дисциплины способствует становлению гражданина как субъекта, владеющего знаниями о государстве, деятельности государственной власти во внутренней и внешней политике,

правах гражданина и способах их реализации. Современные педагогические методы, применяемые в образовательном процессе, позволяют развивать ключевую для данной составляющей информационную компетенцию (умение самостоятельно находить, отбирать и применять необходимую информацию).

Деятельностная составляющая заключается в формировании готовности обучающегося к выполнению различных гражданских ролей: избирателя, члена общественной или политической организации, военнослужащего и т. д. В рамках дисциплины отрабатывается умение аргументировать и отстаивать свою позицию, прививаются навыки аналитического и критического мышления, ведения диалогов и дискуссий.

Аксиологическая составляющая предполагает включение в систему ценностей обучающе-

Библиографический список

гося понятий, способствующих общественному прогрессу, таких как свобода, демократия, права человека, гуманизм. Эти ценности не могут быть навязаны, они должны быть включены в систему ценностей на основе свободного выбора человека — в этом заключается индивидуальная составляющая гражданской компетентности [4].

На развитие деятельностного, аксиологического и индивидуального компонентов гражданской компетентности направлены практические занятия дисциплины, разработанные в сотрудничестве с психологической службой колледжа.

Таким образом, дисциплина «Россиеведение» позволяет формировать все перечисленные составляющие профессиональной компетентности обучающихся по программам специалистов среднего звена.

1. Шепелева, Т. Е. Соотношение терминов «гражданская компетенция», «гражданская компетентность» с понятием «гражданственность» [Электронный ресурс] / Т. Е. Шепелева. — Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN216.pdf.

2. Шупаев, А. В. Развитие гражданского воспитания в дореволюционной России конца XVIII — начала XX вв. [Текст] : моногр. / А. В. Шупаев. — Озерск : Издательство ОГТИ, 2010. — 157 с.

3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс] : [Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUww zHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

4. Буянский, Д. Б. Гражданская компетентность как цель образования [Текст] / Д. Б. Буян-ский // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.