Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося'

Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / RISK-ORIENTED THINKING OF STUDENTS / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE OF LIFE SAFETY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина И. Г., Кушнарева О. В.

Настоящая статья посвящена исследованию педагогического процесса формирования риск-ориентированного мышления в контексте культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся. Основным вектором проводимой работы является целесообразность формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов с позиции подготовки к профессиональной деятельности. Для целей исследования был применен метод моделирования, в результате чего разработана педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления. Кроме того, в статье представлена авторская трактовка понятий «риск-ориентированное мышление обучающихся» и «культура безопасности жизнедеятельности», показаны направления практического использования данной технологии в деле повышения эффективности формирования культуры БЖД, а также указано на очевидную перспективу и необходимость дальнейшего углубления рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology for forming risk-oriented thinking of training

The present article is devoted to the study of the pedagogical process of the formation of risk-oriented thinking in the context of a safety culture of the learning activity. The main vector of the work being done is the expediency of forming a safety culture for the life of students from the position of preparation for professional activity. For the purposes of the study, a modeling method was applied, resulting in the development of a pedagogical technology for the formation of risk-oriented thinking. In addition, the author presents the author’s interpretation of the concepts «risk-oriented thinking of learners» and «safety culture of life», shows the practical uses of this technology in improving the effectiveness of the formation of the culture of Belarusian Railways, as well as the obvious prospects and the need for further deepening of the problem under consideration.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося»

современные технологии обучения

Долинина И.Г., Кушнарева О.В.

педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающихся

«Способность управлять риском и вместе с тем вкус к риску, к расчетливому выбору являются ключевыми элементами той энергии, которая обеспечивает прогресс экономики»

П. Бернстайн «Против богов: Укрощение риска»

«Если человек начинает с определенности, то заканчивает сомнениями; если же он готов начать с сомнений, то заканчивает определенностью» Ф. Бекон

Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления студентов технического вуза разработана на основании Международного стандарта ISO 9001:2015 системы менеджмента качества, Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 - Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «30» июля 2014 г. № «902» по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки».

Концепция риск-ориентированного мышления обучающихся подразумевает способность к осуществлению предупреждающих действий для исключения потенциально возможных несоответствий техносферной безопасности, анализа всех выявленных несоответствий требованиям и принципам, а также осуществление действий по предотвращению повторного возникновения риска, соответствующих их влиянию. Чтобы соответствовать требованиям безопасности, обучающимся необходимо уметь планировать и осуществлять действия в ответ на риски и возможности. Реагирование на риски и возможности создает основу для

повышения результативности системы техносферной безопасности, достижения более высоких результатов и предотвращения негативных последствий.

Цель педагогической технологии направлена на формирование методологических основ научно-исследовательской деятельности в соответствии с принципами риск-ориентированного мышления, развитие их деонтологической позиции в профессиональной педагогической деятельности.

Разделяемые со многими российскими учеными педагогические принципы определили теоретико-методологическую стратегию формирования риск-ориентированного мышления студентов, которые в своей совокупности они должны были обеспечить решение следующих задач:

• Формирование потребности студентов в безопасной реализации профессионального вида деятельности.

• Интеграция знаний об отдельных аспектах обеспечения безопасности жизнедеятельности в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс.

• Усиление практико-ориентированной направленности формируемых умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности.

• Увеличение доли самостоятельности в процессе овладения знаниями, умениями, навыками безопасной жизнедеятельности с целью инициирования риск-ориентированного мышления студентов.

В ходе учебно - воспитательной работы по направлению «Техносферная безопасность» мы пришли к методологическому пониманию культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся как результата обучения и воспитания, представляющего собой комплексную характеристику полученных знаний и освоенных умений по обеспечению безопасности, закрепленных навыков действий в опасных ситуациях профессиональной, природной и бытовой сфер и выработанной системы общечеловеческих и гражданских ценностей как императива поведения в современной техносфере.

Культура безопасности жизнедеятельности обучающегося на основе компе-тентностного подхода - это интегративная характеристика специалиста, включающая подготовленность к организации профилактики и предотвращению опасных ситуаций при выполнении должностных обязанностей и в обычной жизни человека и гражданина.

Нами разработано определение, примененное в качестве элемента концептуальных основ проектируемой технологии «Риск-ориентированное мышление обучающихся» - это способность анализировать причины происходящих явлений и процессов, связанных с риском, выявлять закономерности, их порождающие, используя полученные знания и готовность находить решение по преодолению опасности в нестандартных ситуациях, когда нет готовых способов безопасного действия.

Риск-ориентированное мышление обучающихся техносферной безопасности представляет собой процессы познания обучающимися промышленных объектов и производственных процессов и отношений и их связей, решения задач

безопасности, определение возможного риска, предвидение последствий. Это процесс работы сознания, переработки знаний безопасности, поступающей новой научно-технической информации и получения результатов: принятие управленческих решений по предотвращению негативных последствий, разработка новых безопасных технологий.

Обучающиеся приобретают умения и навыки мыслительной деятельности: осмысление нормативной базы Российской Федерации по вопросам безопасности, материала учебных дисциплин, выделение принципов и закономерностей; анализ производственных ситуаций и синтез новых решений и способов организации, абстрагирование и конкретизация, индукция - дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение доклада, презентации, аргументирование предлагаемых решений; формулирование выводов об опасности и безопасности, умозаключений о содержании риска, решение задач, проблем.

Таким образом, риск-ориентированное мышление обучающихся технос-ферной безопасности считаем важнейшей составной частью образовательного процесса, включающее и внешние действия преподавателя и внутренние самого обучающегося.

Риск-ориентированное мышление позволяет организации определить факторы, которые могут вызвать отклонение результатов ее процессов и системы менеджмента качества от запланированных, разработать средства и методы предупреждения для минимизации их негативного влияния, а также максимально использовать возникающие возможности.

Ранее в наших работах определено, что «педагогическая технология - проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение целей образования; система воплощения теоретических основ и функционирования содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса» [3, с.31]. Логическая основа педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов: концептуальных основ технологии, содержательного и процессуального компонентов.

Педагогический процесс формирования риск-ориентированного мышления студентов технического вуза предполагает обучение осознанию феномена риск-ориентированного мышления в единстве трех воплощений: человек сам определяет то, что для него приемлемо с учетом возможных отрицательных последствий, наличие нравственных установок на сохранение жизни и здоровья людей и социальных ценностей развития общественных отношений исключающих опасность.

Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления студентов - проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение цели образования - овладение культурой безопасности жизнедеятельности, основанной на системе приобретенных знаний о социальном и техногенном риске, осознание необходимости предотвращения возможного риска и опыте предотвращения опасности.

Педагогический процесс формирования риск-ориентированного мышления студентов технического вуза студентов включает содержательный и процессуальный компоненты, которые реализуются следующими средствами:

Содержательный компонент реализуется через блочность изучения содержания, через межпредметные связи, через анализ и наблюдение за реальными ситуациями жизни и производства, содержащими риск. Формируется понятие риск-ориентированного мышления и его основные характеристики, изучается история возникновения и развития теоретических основ понятия «риск-ориентированное мышление», происходит изучение процедур оценки и управления рисками, идентификация и оценивание рисков, определяется структура риск-ориентированного мышления и его основные характеристики.

Особое значение придается ответственности за общее руководство процедурой оценки и управления рисками в структуре профессиональных стандартов, обучению анализу рисков (идентификация, оценка и снижение), разработке стратегии действий в условиях риска.

Применяются методы идентификации рисков: мозговой штурм, анализ контекста по методу Майкла Портера SWOT-анализа, методика SWIFT, метод RIR Risk identification report (отчет по обнаруженному риску).

Процессуальный компонент реализуется через формы организации: групповая работа над проблемными вопросами, парная и индивидуальная, через методы организации (активные и интерактивные): целеполагание и мотивация, работу над понятиями, анализ конкретных ситуаций, постановку проблемных вопросов.

В процессе педагогической технологии формирования риск-ориентированного мышления у студентов активные и интрактивные методы обучения занимают значительное место, а их реализация предполагает наличие следующих действий:

• моделирование ситуаций, связанных с проблемами безопасности жизнедеятельности, и нравственно-эмоционального отношения (к себе, другим, деятельности, миру) как части развития общей культуры личности, проигрывание этих ситуаций (деловые игры), а также последующее их обсуждение с участием опытных консультантов в лице преподавателей.

• реализация культурного и нравственного просвещения через передачу студентам знаний об общих категориях культуры, о содержании гуманистических ценностей, содержании культуры безопасной жизнедеятельности;

• использование психолого-педагогического тренинга для развития навыков безопасного поведения вербального и невербального общения, умения работать в коллективе;

• прохождение практики под руководством опытных специалистов, организация неформального общения с преподавателями и представителями выбранной профессии.

Для реализации поставленной цели мы разработали учебное пособие «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов (методические

указания для куратора академической группы)». При составлении пособия учитывалась необходимость: 1) знакомства студентов с основными положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации; 2) использования личного примера куратора, как образца безопасного и здорового образа жизни; 3) создания благоприятного психологического микроклимата в студенческой группе; 4) информирования студентов о влиянии двигательной активности на здоровье и безопасность человека; 5) информирования об обеспечении безопасности образовательного учреждения, а также собственной и общественной безопасности, в случае террористических актов, пожаров, землетрясений; 6) информирования о возможностях сохранения и улучшения здоровья, мерах профилактики заболеваний и вредных привычек, приемах оказания первой медицинской помощи; 7) привлечения сторонних специалистов, специализированных учреждений для проведения консультаций, семинаров по темам: «Профилактика и борьба со СПИДом», «Наркотическая и алкогольная зависимость», «Радикальные группировки и борьба с ними» и т.д.

В образовательном процессе организовывались этапы воспитательной и учебной работы.

Этапы Виды образовательной деятельности

1. Мотивационно-установочный этап Выработка мотивов самосовершенствования и ориентация на риск- ориентированное мышление обучающихся и ценности культуры БЖД.

2. Формирующий этап Проведение встреч, бесед, занятий, изучение учебных дисциплин, формирующих риск- ориентированное мышление обучающихся и ценности культуры.

3. Деятельностный этап Проектирование, научно-исследовательская деятельность, проведение семинаров, общественных мероприятий, конкурсов, риск-ориентированное мышление обучающихся и ценности культуры БЖД.

4. Контролирующий этап Проведение консультаций, заключительных мероприятий, выполнение тестов, заполнение анкет с целью диагностики результатов.

Табл. 1. Этапы формирования риск-ориентированного мышления обучающихся в учебной и внеучебной работе

Диагностика результата образования - это контроль знаний, наблюдение за развитием умений и навыков, формирование компетенций и компетентности, рефлексия проводится посредством разработки оценочных средств для контроля состояния риск-ориентированного мышления студентов. Нами определены виды контроля (текущий, рубежный, итоговый), типовые контрольные задания и шкалы оценивания результатов обучения, критерии оценивания уровня сформи-рованности риск-ориентированного мышления студентов.

Процедура диагностики состоит из этапа сбора диагностической информации состояния индивидуального уровня риск-ориентированного мышления и

этапа формулировки рекомендаций по дальнейшей коррекции выявленных проблем.

Применяя классификатор Г.К. Селевко, были определены воспитательные и обучающие основания, являющиеся свойствами технологии [8, с. 26].

Разработанная нами педагогическая технология по уровню применения общепедагогическая; по философской основе - гуманистична и антропософична; по ведущему фактору психического развития - социогенна и психогенна; по концепции усвоения - развивающая и интерриоризаторская; по характеру содержания и структуры - воспитывающая, обучающая, светская, общеобразовательная; по организационным формам - классно-урочная, индивидуальная, групповая, коллективного способа обучения; по подходу к обучаемому - дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрическая, личностно ориентированная, гуманно-личностная, сотрудничества; по преобладающему (доминирующему) методу - диалогическая развивающая, проблемно-поисковая, саморазвивающая; по направлению модернизации существующей традиционной системы - на основе гуманизации демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности детей; по категории обучающихся - массовая технология.

В результате реализации педагогической технологии обучающиеся знают, умеют и владеют методами планирования и решения задачи собственного профессионального и личностного развития в области риск-ориентированного мышления. Компетентоность выражается в способности применить знания и навыки для достижения безопасности.

Педагогический эксперимент показал, что применение педагогической технологии придает педагогическому процессу формирования риск-ориентированного мышления обучающихся системность, четкость структуры, усиление межпредметных и внутрипредметных связей на основе взаимодополнения принципов: концептуальности (разработанность и применимость концепции), управляемости (эффективное осуществление педагогом управленческих функций), алгоритмизации (возможности применения рекомендуемых предписаний), про-блемности (создание проблемных ситуаций средствами постановки проблемных вопросов, творческих заданий), диалогичность (вовлеченность обучаемых в дискуссионные ситуации, стимулирование аналитичности, критического мышления), творческого саморазвития (стимулирование самопознания, самоопределения, самосовершенствования), диагностичности (объективности, надежности, валидности применяемых средств), рефлексивности (самооценки, самопознания).

Создание и использование педагогической технологии формирования риск-ориетированного мышления ведет к усилению образовательных возможностей. При помощи сконструированной педагогической технологии педагог может наиболее гармонично построить педагогический процесс, определить диагностируемую цель, формы и методы обучения и воспитания, средства диагностики; снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность преподавателя) при проведении контроля; больше внимания уделять

вопросам воспитания, индивидуального и личностного развития обучающихся.

литература

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. - М., 1986. - С. 154-172.

2. Викулина М.А., Попова Ю.А. Педагогические технологии в процессе формирования компетенций обучающихся в вузе//Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс].-2015.- №6.- Режим доступа: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=23036

3. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования : моногр. / И.Г. Долинина. - М-во образования и науки Рос. Федерации, - Пермский гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2011.

4. Долинина И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа дис. доктора пед. наук Долинина Ирина Геннадьевна; Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2011. - 43 с.

5. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов: роль воспитательной деятельности куратора.// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.

6. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 9. - С. 83-85.

6. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-1. - С. 19-22.

7. Матюшкин A.M. Исследование и диагностика мышления в условиях совместной деятельности // Проблемы программированного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 280 с.

8. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / АН СССР, Ин-т филос. - М.: изд-во АН СССР, 1958. - 145 с.

9. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. - 2003. - № 1. - С. 3-35.

10. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 - Ф3 // [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru

11. Dolinina I.G. Civic culture at pedagogical activity in contemporary Russia // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11, № 5. - С. 527-531.

12. Irina G. Dolinina, Oksana V. Kushnaryova. Forming occupational safety culture on the basis of development of students' risk-focused intellection. INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION (IJESE), 2016, VOL. 11, NO. 14, pp. 6322-6334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.