современные технологии обучения
Долинина И.Г., Кушнарева О.В.
педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающихся
«Способность управлять риском и вместе с тем вкус к риску, к расчетливому выбору являются ключевыми элементами той энергии, которая обеспечивает прогресс экономики»
П. Бернстайн «Против богов: Укрощение риска»
«Если человек начинает с определенности, то заканчивает сомнениями; если же он готов начать с сомнений, то заканчивает определенностью» Ф. Бекон
Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления студентов технического вуза разработана на основании Международного стандарта ISO 9001:2015 системы менеджмента качества, Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 - Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «30» июля 2014 г. № «902» по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки».
Концепция риск-ориентированного мышления обучающихся подразумевает способность к осуществлению предупреждающих действий для исключения потенциально возможных несоответствий техносферной безопасности, анализа всех выявленных несоответствий требованиям и принципам, а также осуществление действий по предотвращению повторного возникновения риска, соответствующих их влиянию. Чтобы соответствовать требованиям безопасности, обучающимся необходимо уметь планировать и осуществлять действия в ответ на риски и возможности. Реагирование на риски и возможности создает основу для
повышения результативности системы техносферной безопасности, достижения более высоких результатов и предотвращения негативных последствий.
Цель педагогической технологии направлена на формирование методологических основ научно-исследовательской деятельности в соответствии с принципами риск-ориентированного мышления, развитие их деонтологической позиции в профессиональной педагогической деятельности.
Разделяемые со многими российскими учеными педагогические принципы определили теоретико-методологическую стратегию формирования риск-ориентированного мышления студентов, которые в своей совокупности они должны были обеспечить решение следующих задач:
• Формирование потребности студентов в безопасной реализации профессионального вида деятельности.
• Интеграция знаний об отдельных аспектах обеспечения безопасности жизнедеятельности в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс.
• Усиление практико-ориентированной направленности формируемых умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности.
• Увеличение доли самостоятельности в процессе овладения знаниями, умениями, навыками безопасной жизнедеятельности с целью инициирования риск-ориентированного мышления студентов.
В ходе учебно - воспитательной работы по направлению «Техносферная безопасность» мы пришли к методологическому пониманию культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся как результата обучения и воспитания, представляющего собой комплексную характеристику полученных знаний и освоенных умений по обеспечению безопасности, закрепленных навыков действий в опасных ситуациях профессиональной, природной и бытовой сфер и выработанной системы общечеловеческих и гражданских ценностей как императива поведения в современной техносфере.
Культура безопасности жизнедеятельности обучающегося на основе компе-тентностного подхода - это интегративная характеристика специалиста, включающая подготовленность к организации профилактики и предотвращению опасных ситуаций при выполнении должностных обязанностей и в обычной жизни человека и гражданина.
Нами разработано определение, примененное в качестве элемента концептуальных основ проектируемой технологии «Риск-ориентированное мышление обучающихся» - это способность анализировать причины происходящих явлений и процессов, связанных с риском, выявлять закономерности, их порождающие, используя полученные знания и готовность находить решение по преодолению опасности в нестандартных ситуациях, когда нет готовых способов безопасного действия.
Риск-ориентированное мышление обучающихся техносферной безопасности представляет собой процессы познания обучающимися промышленных объектов и производственных процессов и отношений и их связей, решения задач
безопасности, определение возможного риска, предвидение последствий. Это процесс работы сознания, переработки знаний безопасности, поступающей новой научно-технической информации и получения результатов: принятие управленческих решений по предотвращению негативных последствий, разработка новых безопасных технологий.
Обучающиеся приобретают умения и навыки мыслительной деятельности: осмысление нормативной базы Российской Федерации по вопросам безопасности, материала учебных дисциплин, выделение принципов и закономерностей; анализ производственных ситуаций и синтез новых решений и способов организации, абстрагирование и конкретизация, индукция - дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение доклада, презентации, аргументирование предлагаемых решений; формулирование выводов об опасности и безопасности, умозаключений о содержании риска, решение задач, проблем.
Таким образом, риск-ориентированное мышление обучающихся технос-ферной безопасности считаем важнейшей составной частью образовательного процесса, включающее и внешние действия преподавателя и внутренние самого обучающегося.
Риск-ориентированное мышление позволяет организации определить факторы, которые могут вызвать отклонение результатов ее процессов и системы менеджмента качества от запланированных, разработать средства и методы предупреждения для минимизации их негативного влияния, а также максимально использовать возникающие возможности.
Ранее в наших работах определено, что «педагогическая технология - проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение целей образования; система воплощения теоретических основ и функционирования содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса» [3, с.31]. Логическая основа педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов: концептуальных основ технологии, содержательного и процессуального компонентов.
Педагогический процесс формирования риск-ориентированного мышления студентов технического вуза предполагает обучение осознанию феномена риск-ориентированного мышления в единстве трех воплощений: человек сам определяет то, что для него приемлемо с учетом возможных отрицательных последствий, наличие нравственных установок на сохранение жизни и здоровья людей и социальных ценностей развития общественных отношений исключающих опасность.
Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления студентов - проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение цели образования - овладение культурой безопасности жизнедеятельности, основанной на системе приобретенных знаний о социальном и техногенном риске, осознание необходимости предотвращения возможного риска и опыте предотвращения опасности.
Педагогический процесс формирования риск-ориентированного мышления студентов технического вуза студентов включает содержательный и процессуальный компоненты, которые реализуются следующими средствами:
Содержательный компонент реализуется через блочность изучения содержания, через межпредметные связи, через анализ и наблюдение за реальными ситуациями жизни и производства, содержащими риск. Формируется понятие риск-ориентированного мышления и его основные характеристики, изучается история возникновения и развития теоретических основ понятия «риск-ориентированное мышление», происходит изучение процедур оценки и управления рисками, идентификация и оценивание рисков, определяется структура риск-ориентированного мышления и его основные характеристики.
Особое значение придается ответственности за общее руководство процедурой оценки и управления рисками в структуре профессиональных стандартов, обучению анализу рисков (идентификация, оценка и снижение), разработке стратегии действий в условиях риска.
Применяются методы идентификации рисков: мозговой штурм, анализ контекста по методу Майкла Портера SWOT-анализа, методика SWIFT, метод RIR Risk identification report (отчет по обнаруженному риску).
Процессуальный компонент реализуется через формы организации: групповая работа над проблемными вопросами, парная и индивидуальная, через методы организации (активные и интерактивные): целеполагание и мотивация, работу над понятиями, анализ конкретных ситуаций, постановку проблемных вопросов.
В процессе педагогической технологии формирования риск-ориентированного мышления у студентов активные и интрактивные методы обучения занимают значительное место, а их реализация предполагает наличие следующих действий:
• моделирование ситуаций, связанных с проблемами безопасности жизнедеятельности, и нравственно-эмоционального отношения (к себе, другим, деятельности, миру) как части развития общей культуры личности, проигрывание этих ситуаций (деловые игры), а также последующее их обсуждение с участием опытных консультантов в лице преподавателей.
• реализация культурного и нравственного просвещения через передачу студентам знаний об общих категориях культуры, о содержании гуманистических ценностей, содержании культуры безопасной жизнедеятельности;
• использование психолого-педагогического тренинга для развития навыков безопасного поведения вербального и невербального общения, умения работать в коллективе;
• прохождение практики под руководством опытных специалистов, организация неформального общения с преподавателями и представителями выбранной профессии.
Для реализации поставленной цели мы разработали учебное пособие «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов (методические
указания для куратора академической группы)». При составлении пособия учитывалась необходимость: 1) знакомства студентов с основными положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации; 2) использования личного примера куратора, как образца безопасного и здорового образа жизни; 3) создания благоприятного психологического микроклимата в студенческой группе; 4) информирования студентов о влиянии двигательной активности на здоровье и безопасность человека; 5) информирования об обеспечении безопасности образовательного учреждения, а также собственной и общественной безопасности, в случае террористических актов, пожаров, землетрясений; 6) информирования о возможностях сохранения и улучшения здоровья, мерах профилактики заболеваний и вредных привычек, приемах оказания первой медицинской помощи; 7) привлечения сторонних специалистов, специализированных учреждений для проведения консультаций, семинаров по темам: «Профилактика и борьба со СПИДом», «Наркотическая и алкогольная зависимость», «Радикальные группировки и борьба с ними» и т.д.
В образовательном процессе организовывались этапы воспитательной и учебной работы.
Этапы Виды образовательной деятельности
1. Мотивационно-установочный этап Выработка мотивов самосовершенствования и ориентация на риск- ориентированное мышление обучающихся и ценности культуры БЖД.
2. Формирующий этап Проведение встреч, бесед, занятий, изучение учебных дисциплин, формирующих риск- ориентированное мышление обучающихся и ценности культуры.
3. Деятельностный этап Проектирование, научно-исследовательская деятельность, проведение семинаров, общественных мероприятий, конкурсов, риск-ориентированное мышление обучающихся и ценности культуры БЖД.
4. Контролирующий этап Проведение консультаций, заключительных мероприятий, выполнение тестов, заполнение анкет с целью диагностики результатов.
Табл. 1. Этапы формирования риск-ориентированного мышления обучающихся в учебной и внеучебной работе
Диагностика результата образования - это контроль знаний, наблюдение за развитием умений и навыков, формирование компетенций и компетентности, рефлексия проводится посредством разработки оценочных средств для контроля состояния риск-ориентированного мышления студентов. Нами определены виды контроля (текущий, рубежный, итоговый), типовые контрольные задания и шкалы оценивания результатов обучения, критерии оценивания уровня сформи-рованности риск-ориентированного мышления студентов.
Процедура диагностики состоит из этапа сбора диагностической информации состояния индивидуального уровня риск-ориентированного мышления и
этапа формулировки рекомендаций по дальнейшей коррекции выявленных проблем.
Применяя классификатор Г.К. Селевко, были определены воспитательные и обучающие основания, являющиеся свойствами технологии [8, с. 26].
Разработанная нами педагогическая технология по уровню применения общепедагогическая; по философской основе - гуманистична и антропософична; по ведущему фактору психического развития - социогенна и психогенна; по концепции усвоения - развивающая и интерриоризаторская; по характеру содержания и структуры - воспитывающая, обучающая, светская, общеобразовательная; по организационным формам - классно-урочная, индивидуальная, групповая, коллективного способа обучения; по подходу к обучаемому - дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрическая, личностно ориентированная, гуманно-личностная, сотрудничества; по преобладающему (доминирующему) методу - диалогическая развивающая, проблемно-поисковая, саморазвивающая; по направлению модернизации существующей традиционной системы - на основе гуманизации демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности детей; по категории обучающихся - массовая технология.
В результате реализации педагогической технологии обучающиеся знают, умеют и владеют методами планирования и решения задачи собственного профессионального и личностного развития в области риск-ориентированного мышления. Компетентоность выражается в способности применить знания и навыки для достижения безопасности.
Педагогический эксперимент показал, что применение педагогической технологии придает педагогическому процессу формирования риск-ориентированного мышления обучающихся системность, четкость структуры, усиление межпредметных и внутрипредметных связей на основе взаимодополнения принципов: концептуальности (разработанность и применимость концепции), управляемости (эффективное осуществление педагогом управленческих функций), алгоритмизации (возможности применения рекомендуемых предписаний), про-блемности (создание проблемных ситуаций средствами постановки проблемных вопросов, творческих заданий), диалогичность (вовлеченность обучаемых в дискуссионные ситуации, стимулирование аналитичности, критического мышления), творческого саморазвития (стимулирование самопознания, самоопределения, самосовершенствования), диагностичности (объективности, надежности, валидности применяемых средств), рефлексивности (самооценки, самопознания).
Создание и использование педагогической технологии формирования риск-ориетированного мышления ведет к усилению образовательных возможностей. При помощи сконструированной педагогической технологии педагог может наиболее гармонично построить педагогический процесс, определить диагностируемую цель, формы и методы обучения и воспитания, средства диагностики; снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность преподавателя) при проведении контроля; больше внимания уделять
вопросам воспитания, индивидуального и личностного развития обучающихся.
литература
1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. - М., 1986. - С. 154-172.
2. Викулина М.А., Попова Ю.А. Педагогические технологии в процессе формирования компетенций обучающихся в вузе//Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс].-2015.- №6.- Режим доступа: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=23036
3. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования : моногр. / И.Г. Долинина. - М-во образования и науки Рос. Федерации, - Пермский гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2011.
4. Долинина И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа дис. доктора пед. наук Долинина Ирина Геннадьевна; Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2011. - 43 с.
5. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов: роль воспитательной деятельности куратора.// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.
6. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 9. - С. 83-85.
6. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-1. - С. 19-22.
7. Матюшкин A.M. Исследование и диагностика мышления в условиях совместной деятельности // Проблемы программированного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 280 с.
8. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / АН СССР, Ин-т филос. - М.: изд-во АН СССР, 1958. - 145 с.
9. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. - 2003. - № 1. - С. 3-35.
10. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 - Ф3 // [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru
11. Dolinina I.G. Civic culture at pedagogical activity in contemporary Russia // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11, № 5. - С. 527-531.
12. Irina G. Dolinina, Oksana V. Kushnaryova. Forming occupational safety culture on the basis of development of students' risk-focused intellection. INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION (IJESE), 2016, VOL. 11, NO. 14, pp. 6322-6334.