Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ / ЦЕЛЕВОЙ БЛОК / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадалиев Шухрат Машраббоевич

В данной статье рассматриваются формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Мамадалиев Ш.М.

Мамадалиев Шухрат Машраббоевич - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Наманганский инженерно-строительный институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, метод моделирования, целевой блок, содержательный блок, мотивация.

Сегодня безопасность жизнедеятельности является залогом формирования культуры здоровья учащейся молодежи, привычек здорового 4 образа жизни и безопасной активности в разнообразных жизненных ситуациях. Образование и воспитание в сфере безопасности жизнедеятельности призваны сформировать знания и мышление, необходимые для принятия обоснованных решений в отношение человека, семьи, общества, государства [2].

В психолого-педагогической науке проблема формирования потребности в безопасности жизнедеятельности, здоровом образе жизни у учащихся исследовалась в разных направлениях. Так, изучением сущности здорового образа жизни занимались Г.П. Богданов, В.В. Денисилов, Н.Б. Коростелев, С.Г. Сериков и др.; практический аспект формирования здорового образа жизни школьников отражен в трудах Г.Л. Апанасенко, В.К. Бальсевича, В.Г. Каменской и др.

Актуальность этого проблема: во-первых, между имеющейся системой профессиональной подготовки, ориентированной преимущественно на формирование специальных знаний, отработанных традиционных технологий и необходимостью разработки профессионально-образовательной системы, обеспечивающей становление и реализацию готовности личности к решению проблем безопасности жизнедеятельности; во-вторых, объективными потребностями общества в высококвалифицированных преподавателях, которые способны сформировать у учащихся потребность в безопасности жизнедеятельности, уважительное отношение к себе и к окружающему миру и недостаточным научно обоснованным учебно -методическим обеспечением профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности; в-третьих, направленностью на теоретическое обоснование и обобщение важности проблем безопасности и пассивным организационно-педагогическим внедрением имеющегося опыта в процесс обучения учащихся безопасности жизнедеятельности [2].

В педагогической науке были попытки разработать авторскую трактовку понятия «культура безопасности жизнедеятельности» Так, например, С.Э. Косынкина пытается определить культуру БЖД «как сложный феномен, отражающий разные виды культур - экологическую, здоровья, трудоохранную, которые в свою очередь создают психологический настрой на обеспечение безопасности жизнедеятельности и обеспечение мотивации безопасной жизнедеятельности» [3]. Такое определение не отвечает принципу методологического конструирования, так как в определении не должно быть определяемого слова и не понятно, что конкретно автор предполагает за каждой из перечисленных культур.

А.В. Снегирев более предметно подходит к определению дефиниции «Культура безопасной жизнедеятельности - целостное, многоуровневое и многокомпонентное

образование, определяющее современное развитие личности, проявляющееся в умении действовать в условиях различных по характеру ЧС» [3].

Считаем более обоснованным выработанное нами определение. Культура безопасности жизнедеятельности студентов - результат обучения и воспитания, представляющий собой комплексную характеристику полученных знаний и освоенных умений по обеспечению безопасности, закрепленных навыков действий в опасных ситуациях профессиональной, природной и бытовой сфер и выработанной системы общечеловеческих и гражданских ценностей как императива поведения.

Для своего педагогического исследования мы применили метод моделирования, т.к. он дает более полную картину анализируемого объекта и происходящих в нем явлений и процессов, при каких-либо ограничениях в проведении натурных экспериментов и прочих исследований. С учетом того, что деятельность по формированию культуры БЖД в институте должна носить системный и междисциплинарный характер, нами была разработана структурно-динамическая модель процесса формирования культуры БЖД. При ее разработке были выделены следующие структурные составляющие: целевой, содержательный, технологический, диагностико-аналитический и результативный блоки.

Целевой блок содержит обоснование прогнозируемого результата обучения и воспитания, представляющего собой комплексную характеристику полученных знаний, освоенных умений, закрепленных навыков, установившихся приоритетов.

Содержательный блок представляет ожидаемые результаты формирования культуры БЖД в форме соответствующих составляющих знаний, умений, навыков, а также приобретенных ценностей, способствующих формированию общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, именно поэтому данная модель формирования культуры БЖД может быть легко интегрирована в любую компетентностную модель выпускника в рамках конкретной ООП либо использована при разработке рабочих программ близких по тематике дисциплин.

Технологический блок раскрывает возможности (ресурс) образовательного пространства вуза для активизации процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности, который ведется по двум направлениям - через учебный процесс и через внеучебную работу (в свободное от учебных занятий время). Данный блок состоит из четырех этапов:

1) мотивационно-установочный, цель которого привлечь внимание студентов к проблеме обеспечения безопасности человека в современном мире, показать ее «злободневность» и необходимость обсуждения;

2) формирующий этап - призван создать багаж знаний по данной проблеме, для наиболее полного ее осмысления и понимания;

3) деятельностный этап включает проектирование, научно-исследовательскую деятельность, проведение семинаров, общественных мероприятий, конкурсов и т.д., его цель - выработка и/или корректировка жизненных приоритетов (ценностей), собственного взгляда на данную проблему, обмен мнениями и, самое главное, развитие устойчивых убеждений, переходящих в умения и навыки сознательно «безопасного поведения»;

4) контролирующий этап представляет систему диагностических процедур (консультаций, экзаменов, зачетов, выполнение тестов и т.д.), необходимых для проведения оценки полученных знаний, освоенных умений, закрепленных навыков [3].

Но деятельность человека не ограничивается профессиональной сферой. Более того, рассматривая будущего выпускника как индивидуума, члена общества, гражданина государства и жителя планеты и, учитывая широкий спектр опасностей современного мира, формирование культуры безопасности у студентов вуза должно способствовать повышению осознания роли человека в сохранении своего здоровья,

сохранению приемлемого качества окружающей среды, минимизации негативных последствий своей деятельности, созданию комфортных условий существования.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М., 2008. С. 87.

2. Вязовкин С.В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Вязовкин. СПб., 1998. 16 с.

3. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-1. С. 19-22.

ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ Дубинина А.И.

Дубинина Алла Ивановна - музыкальный руководитель 1-ой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 общеразвивающего вида, г. Рыбница

Человек человеку друг, товарищ и брат. Такой высокий принцип нашего современного общества.

Гуманизм - сложное моральное понятие, сюда входят доброта, заботливое и уважительное отношение к людям. В.А. Сухомлинский отмечал, что доброта может быть для нас таким же важным методом, как и мышление. У детей в детском саду она проявляется как товарищество, уважение к одногруппникам, готовностью поделиться игрушками, подарками [1, 16].

Первоосновой добрых позывов - добродушности, радости, нежности и сочувствия - закладывается именно в раннем возрасте, и эти качества сыграют огромную роль в становлении и формировании личности.

Следует отметить, что воспитание доброты тесно связано и с воспитанием коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия, честности, дисциплинированности. Формируя у детей старательного отношения к выполнению поручений, культуры поведения, какая регулирует отношения, вместе с тем, вырабатывается привычка считаться с другими, подчинять собственные желания и привычки общим интересам, желание бескорыстно делиться с товарищами, выполнять свои обещания, уважать старших, и их желания [2, 44].

Целостная работа в этом направлении начинается в детском саду с изучения основ дошкольниками о добрых поступках, делах людей и их умения проявлять заботу о родителях, родных, товарищах, быть чуткими и отзывчивыми к бедам и неудачам других людей.

Студенты-«дошкольники» одного из пединститута проводили беседы с детьми, и вот какие ответы получили на свои вопросы.

«За что ты называешь маму или папу добрыми?» - «Они покупают мне все»; «Заботятся обо мне, покупают вещи, игрушки, готовят еду»; «Не обижают, ходят со мной гулять, читают книги»; «Любят меня, ухаживают, когда я болею».

В воспитании добрых эмоции, как и в формировании каких-либо моральных ценностей, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Дошкольники, непосредственные в общении, восприимчивые, ранимые, воспринимают разные ситуации, случаи, под натиском своего эмоционального состояния. Если случай детям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.