Научная статья на тему 'Современные подходы к социальной ответственности в высшей школе'

Современные подходы к социальной ответственности в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
391
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / RESPONSIBILITY / SOCIAL RESPONSIBILITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / TECHNOSPHERE SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кошик А.В.

Обосновано научное исследование «Современные подходы к формированию социальной ответственности в высшей школе». Сравнительный анализ теории и практики подготовки специалистов политехнического вуза, изучение потребностей предприятий в специалистах-выпускниках политехнического вуза позволили автору выявить противоречие между потребностями государства, общества и работодателей в социально-ответственных компетентных специалистах и недостаточным уровнем социальной ответственности выпускников высшей школы. Автор считает, что проблема формирования социальной ответственности обучающихся высшей школы, нуждается в новом концептуальным осмыслении, образовательном прикладном обеспечении в определенных педагогических условиях. Рассмотрены различные научные взгляды и современные подходы к пониманию педагогической сущности понятий «ответственность», «социальная ответственность» в высшей школе. Ответственность понимается как личностное свойство высшего порядка, так как оно далеко от природных потребностей индивида и делает его существом именно социальным, способным нести моральные, этические и правовые обязанности перед человеком, обществом и государством. Отдавая дань уважения предшествующим исследованиям, автор выделяет специфику данной работы, направленную на формирование социальной ответственности обучающихся политехнического вуза по направлению подготовки «Техносферная безопасность», на готовность к социальной ответственности, следовательно, на обеспечение техносферной безопасности. Формирование готовности к социальной ответственности обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность реализует идею интеграции философских, юридических, социологических и педагогических знаний по изучаемой проблематике. Важнейшими факторами формирования социальной ответственности обучающихся автор считает развитие интереса к изучаемым дисциплинам с позиции социальной ответственности, профессиональную ориентированность на реализацию профессиональной ответственности, соблюдение принципа «свобода выбора и ответственность» в организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO SOCIAL RESPONSIBILITY AT HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the substantiation of the scientific research “Modern approaches to the formation of social responsibility in higher education.” A comparative analysis of the theory and practice of training specialists of a polytechnic university, a study of the corporate demand for polytechnic university graduates allowed the author to identify the contradiction between the needs of the state, society and employers in socially responsible competent specialists and the insufficient level of actual social responsibility of higher school graduates. The author argues that the problem of developing social responsibility in students of higher education needs a new conceptual approach, applied educational support in certain pedagogical conditions. Various scientific views and modern approaches to understanding the pedagogical essence of the concepts of “responsibility” and “social responsibility” in higher education are considered. Responsibility is understood as a personal property of a higher order, since it is far from the natural needs of the individual and makes him/her a social being, capable of carrying moral, ethical and legal duties to humanity, society and the state. Paying respect to previous studies, the author highlights the specifics of his own research aimed at the formation of social responsibility in students of polytechnic university, majoring in “Technosphere safety”, fostering readiness for social responsibility to ensure technosphere safety. The formation of readiness for social responsibility in students majoring in “Technosphere safety” implements an idea of integrating philosophical, legal, sociological and pedagogical knowledge on the subject matter. The author considers the most important factors in the development of social responsibility of students: a high interest in the disciplines studied from the standpoint of social responsibility, professional orientation towards implementing professional responsibility, adherence to the principle of “freedom of choice and responsibility” in the organization of educational activities.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к социальной ответственности в высшей школе»

УДК 378.048.2 DOI: 10.15593/2224-9389/2019.1.18

А.В. Кошик Получена: 24.01.2019

Принята: 27.02.2019

Северо-Западный округ Федеральной службы Опубликована: 29.03.2019

войск национальной гвардии Российской

Федерации, 17-й центр подготовки личного

состава, Ленинградская область, Всеволожский

район, поселок-станция Лемболово,

Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Обосновано научное исследование «Современные подходы к формированию социальной ответственности в высшей школе». Сравнительный анализ теории и практики подготовки специалистов политехнического вуза, изучение потребностей предприятий в специалистах-выпускниках политехнического вуза позволили автору выявить противоречие между потребностями государства, общества и работодателей в социально-ответственных компетентных специалистах и недостаточным уровнем социальной ответственности выпускников высшей школы. Автор считает, что проблема формирования социальной ответственности обучающихся высшей школы, нуждается в новом концептуальным осмыслении, образовательном прикладном обеспечении в определенных педагогических условиях. Рассмотрены различные научные взгляды и современные подходы к пониманию педагогической сущности понятий «ответственность», «социальная ответственность» в высшей школе. Ответственность понимается как личностное свойство высшего порядка, так как оно далеко от природных потребностей индивида и делает его существом именно социальным, способным нести моральные, этические и правовые обязанности перед человеком, обществом и государством. Отдавая дань уважения предшествующим исследованиям, автор выделяет специфику данной работы, направленную на формирование социальной ответственности обучающихся политехнического вуза по направлению подготовки «Техносферная безопасность», на готовность к социальной ответственности, следовательно, на обеспечение техносферной безопасности. Формирование готовности к социальной ответственности обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность реализует идею интеграции философских, юридических, социологических и педагогических знаний по изучаемой проблематике. Важнейшими факторами формирования социальной ответственности обучающихся автор считает развитие интереса к изучаемым дисциплинам с позиции социальной ответственности, профессиональную ориентированность на реализацию профессиональной ответственности, соблюдение принципа «свобода выбора и ответственность» в организации учебной деятельности.

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, профессиональная деятельность, техносферная безопасность.

A.V. Koshik

North-West District of the Federal Service of the Russian National Guard Troops, 17 Personnel Training Centre, Leningrad Region, Vsevolozhsky District, Lembolovo Settlement, Russian Federation

Received: 24.01.2019 Accepted: 27.02.2019 Published: 29.03.2019

MODERN APPROACHES TO SOCIAL RESPONSIBILITY AT HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the substantiation of the scientific research "Modern approaches to the formation of social responsibility in higher education." A comparative analysis of the theory and practice of training specialists of a polytechnic university, a study of the corporate demand for polytechnic university graduates allowed the author to identify the contradiction between the needs of the state, society and employers in socially responsible competent specialists and the insufficient level of actual social responsibility of higher school graduates. The author argues that the problem of developing social responsibility in students of higher education needs a new conceptual approach, applied educational support in certain pedagogical conditions. Various scientific views and modern approaches to understanding the pedagogical essence of the concepts of "responsibility" and "social responsibility" in higher education are considered. Responsibility is understood as a personal property of a higher order, since it is far from the natural needs of the individual and makes him/her a social being, capable of carrying moral, ethical and legal duties to humanity, society and the state. Paying respect to previous studies, the author highlights the specifics of his own research aimed at the formation of social responsibility in students of polytechnic university, majoring in "Technosphere safety", fostering readiness for social responsibility to ensure technosphere safety. The formation of readiness for social responsibility in students majoring in "Technosphere safety" implements an idea of integrating philosophical, legal, sociological and pedagogical knowledge on the subject matter. The author considers the most important factors in the development of social responsibility of students: a high interest in the disciplines studied from the standpoint of social responsibility, professional orientation towards implementing professional responsibility, adherence to the principle of "freedom of choice and responsibility" in the organization of educational activities.

Keywords: responsibility, social responsibility, professional activity, technosphere safety.

Система подготовки инженерно-технических кадров направлена на сближение профессионального образования с производством, поэтому необходима переориентация учебно-воспитательной системы в политехнических университетах с практико-ориентированной на социально-ответственную.

Социальная ответственность - одно из относительно новых понятий в современном образовании, которая понимается, как объективная необходимость отвечать за нарушение социальных норм, выражающая характер взаимоотношений личности с обществом, государством, коллективом, другими социальными группами и образованиями - со всеми окружающими ее людьми.

Философское осмысление категории «социальная ответственность» началось достаточно давно. Ф. Бэкон в начале XVII века рассматривал взаимосвязь понятий «ответственность» и «обязанность» в контексте общественного блага [1]. Естественные, гражданские и церковные обязанности, обусловленные правовой системой, описывал Т. Гоббс [2]. Э. Кант детерминировал

«обязанности добродетели» и «обязанности права» [3]. Гегель в «Философии права» вывел соответствие, что «человек обладает правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права» [4].

Современные выводы социальной философии содержат потенциал глубокого осмысления социальной ответственности и применимы к пониманию педагогического значения формирования социальной ответственности обучающихся высшей школы.

В частности, О.Е. Пазина, комплексно рассмотрев проблему социальной ответственности, пришла к выводу, что «социальная ответственность, представляет собой систему, являющуюся непременным условием взаимодействия индивида и социума; характеризующуюся динамичностью ее структурных элементов: субъект - объект - инстанция; проявляющуюся во взаимодействии личности (индивида) и общества (социума) как: свойство человека, но не врожденное, данное природой от рождения, а как результат воздействия определенных социальных условий на конкретную личность; социокультурное качество личности, которое напрямую связано с волевой целеустремленностью индивида, проявляющееся при реализации им социально активной деятельности внутри конкретного социума; механизм социального контроля, регулирования системы социально-общественных отношений личности и общества, признак социальной организации общества» [5].

Из гуманитарных наук особенно интенсивно проблемы социальной ответственности изучаются в значении корпоративной социальной ответственности в рамках менеджмента организаций, фактически став самостоятельным научным и образовательным направлением.

Разработанные теоретические основы входят в программы образования по специальности 061100 «Менеджмент организации», что создает благоприятные возможности для интеграции наработанного научного и практического опыта в других сферах и специальностях современного российского образования.

Несколько иная ситуация сложилась в политехническом образовании, понимания необходимости образования в сфере социальной ответственности недостаточно. В том числе социально-ответственное мышление студентов привлекает внимание российских ученых в связи с нарастающим числом техногенных аварий и катастроф. Проблема формирования социальной ответственности студентов по направлению подготовки «Техносферная безопасность» становится одной из наиболее актуальных и одновременно мало разработанных в педагогической науке современной России.

Сравнительный анализ теории и практики подготовки специалистов политехнического вуза, изучение потребностей предприятий в специалистах-выпускниках политехнического вуза позволили выявить противоречие между

потребностями государства, общества и работодателей в социально-ответственных компетентных специалистах и недостаточным уровнем социальной ответственности выпускников высшей школы.

Ответственность понимается как личностное свойство высшего порядка, так как оно далеко от природных потребностей индивида и делает его существом именно социальным, способным нести моральные, этические и правовые обязанности перед человеком, обществом и государством.

В современном обществе термин «ответственность» означает необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках, быть ответственным [6]. В словаре В.И. Даля «ответственность» понимается как «обязанность отвечать за что-то, повинность ручательства за что-то, долг дать чем-то отчет» [7]. Оксфордский толковый словарь трактует «ответственность» как «быть ответственным, сделать что-либо без чужой подсказки или приказа, обязанность отвечать за что-то» [8].

В советской педагогике идея социальной ответственности развивалась в единстве с идеями коллективизма и нравственного становления личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвилли).

В педагогических исследованиях последних лет находим достаточно широкий спектр мнений о «социальной ответственности».

О.Н. Шалдыбина рассматривает данное понятие как социально-психологическую характеристику, определяющую высокий уровень исполнения профессиональных обязанностей; М.Б. Баянова - как основу осознанного отношения к выполнению профессиональных обязанностей, к обществу; Н.Ю. Макеева - как готовность субъекта труда (профессионала) на самостоятельные решения и действия; Н.В. Лежнева и Т.Ф. Рымарева - как способность личности к саморегуляции своей трудовой деятельности. В. А. Гафарова и Г.Р. Бакиева полагают «ответственность» универсальной характеристикой, детерминирующей эффективность любой деятельности.

Являясь социально ценным личностным качеством, ответственность не задается сама по себе, а, напротив, требует систематичного формирования, развития и воспитания.

О.В. Донева останавливает свое внимание на аксиологическом подходе - одном из определяющих аспектов подготовки будущих инженеров: «диалектика ответственности как личностного образования состоит в том, что в ответственном поведении одновременно потребность постепенно преобразуется в личностную ценность, способствуя духовному развитию личности и формированию у нее социально значимого качества - социальной ответственности» [9]. Специфика инженерной деятельности заключается в «предвидении, прогнозировании и нравственной оценке общечеловеческих последствий от создаваемых сооружений, техники и технологий». Это непосредственно и выражает сущность социальной ответственности как ценности.

Вместе с тем в процессе обучения у будущего специалиста-инженера развиваются способности к переоценке накопленного опыта в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, к анализу своих возможностей, умению приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии. Обучающиеся усваивают не только содержание изучаемых дисциплин, определяющих область их будущей профессиональной деятельности, но и социальную значимость своей профессии. Поэтому главной составляющей профессиональной подготовки будущих инженеров является приобщение их к ценностям социальной ответственности -«ответственности за», «ответственности перед» - как аксиологической основе профессиональной деятельности.

В процессе обучения преподаватель, обращаясь к жизненному опыту обучающегося, способствует тем самым развитию у него способности опираться на свой собственный опыт. Должны создаваться условия и возможности для того, чтобы обучающийся пересматривал свои прежние представления, осваивал новые знания и находил личностные смыслы своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе политехнического вуза обучающемуся передаются социальные и профессиональные ценности, он активно приобщается к ним.

Социальная ответственность в бытовом сознании рассматривается не как ценность или личностное качество, а как санкция, регулирующая морально-правовые отношения личности и общества, где преобладает модальность «ответственность перед».

Приобщение обучающегося к ценностям социальной ответственности предполагает реализацию организационно-педагогических условий, предусматривающих ознакомление обучающихся с ценностями социальной ответственности, принятие их как социально и профессионально значимых, сознательное и активное участие обучающихся в проектной деятельности производственной и социальной направленности [9].

Исследования аксиологической проблематики приведены в работах Л.А. Барановской, что позволило:

- определить место социальной ответственности обучающегося в социокультурном образовательном пространстве в ряду регулятивов ценностного поведения, признаком которого является выбор личностью ценностей, являющихся благом для других и для нее самой;

- сформулировать само понятие «социальная ответственность» как нравственно-ценностное устойчивое личностное образование, отражающее ценностное гуманистическое отношение человека к окружению и самому себе в гармоничном единстве ответственностей «перед» и «за».

Движущей силой социальной ответственности выступает деятельность, мотивируемая потребностью «для других»: человек осуществляет осмыслен-

ный личный выбор социально направленных действий, его деятельность и поведение регулируются нравственными ценностями и социальными нормами, что делает возможным постепенный переход ответственности с внешнего уровня на внутренний - от «ответственный за» к «ответственный перед» и далее к их гармонии. При этом ответственность постепенно преобразуется в личностную ценность, способствуя духовному развитию личности и формированию у нее социально значимого качества - социальной ответственности.

В качестве методологической основы формирования социальной ответственности выделены подходы:

- культурологический - раскрывает природу формирования ответственности личности в контексте культуры, культурных традиций и новаций в формировании данного качества личности;

- аксиологический - ориентирует на ценностно-смысловое понимание развития личности и принятие ценности ответственности «перед» и «за» в их гармонии;

- историко-онтологический - отражает путь развития идеи формирования социальной ответственности личности и позволяет при разработке педагогических факторов, условий, методов и средств учитывать традиции и опыт, накопленные в данном направлении;

- философско-антропологический - ориентирует на приоритеты организационно-педагогических действий по отношению к обучающемуся как человеку, ответственному за собственный социальный выбор, способному осознанно совершать ответственные действия;

- компетентностный - позволяет определить социальную ответственность обучающегося как движущую силу, способствующую овладению компетенциями социально-ценностного поведения, признаком которого является личный социальный выбор как благо для других и для него самого;

- личностно-деятельностный - предполагает, что социальная ответственность формируется в деятельности и одновременно является результатом данного процесса - качеством личности;

- личный выбор - признак социальной ответственности как качества личности, выражающийся в осознании обучающимся своей самостоятельности, своего права на выбор, своей ответственности за принятие решений [10].

М.Г. Иванов основное внимание уделяет социальному воспитанию студенческой молодежи, «социальное воспитание включает в себя и формирование социальной ответственности личности, способствующей осознанию ею своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает не только нормативное поведение, предупреждение антисоциальных проявлений с ее стороны, но и активное противостояние всем нарушениям общественно должного и значимого, высокую степень самоотдачи ради собственных общественно значимых

интересов и интересов общества. В связи с этим воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как полно удалось передать молодым необходимые знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения. Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые неотделимы друг от друга (И.С. Кон). Все вышеизложенное требует существенных изменений содержания и организации социального воспитания в вузе, его ориентации на формирование социальной ответственности обучающихся» [11].

В работе Л.В. Крылова, посвященной теоретическим аспектам формирования социальной ответственности студентов университета, говорится, «что исходя из последнего понимания социальной ответственности, анализируя ее структуру, можно выделить ряд компонентов, диктующих определенное содержание по ее формированию у студентов: когнитивный, который предполагает наличие определенного объема необходимых знаний, развитость социального интеллекта; эмоционально-волевой, который ориентирует на развитие соответствующих сфер личности; деятельностный, который позволяет реализовать накопленный опыт в жизнедеятельности человека, помогает расширять его представления о допустимых принципах поведения и рамках принятия решений. Таким образом, отметим, что социальная ответственность - достаточно размытое понятие, которое трудно поддается анализу, может быть рассмотрено на различных уровнях, с внешней и внутренней стороны, с различных методологических позиций. Однако в любом случае ее формирование связано со свободой выбора личностью путей и средств его реализации» [12].

В наибольшей степени близки к рассматриваемой проблематике подходы российской педагогики последних лет, разработавшие методологические основы, различные понимания «социальной ответственности студента» и методику образовательного процесса.

Социальная ответственность, считает Ю.В. Баурова, «изначально включена во всю совокупность отношений личности и общества, во все формы общественного и индивидуального сознания, однако наиболее своевременным представляется рассмотрение проблемы формирования социальной ответственности студента» [13].

И.Г. Долинина рассматривает комплексно социальную ответственность и считает, что «социальная ответственность возникает тогда, когда поведение человека приобретает общественное значение и регулируется определенными правилами. Особенность социальной ответственности в позитивном смысле состоит в ее активном характере и относится к настоящему, текущему поведению с расчетом на будущее. В негативном значении социальная ответст-

венность выступает как принятие либо возложение определенных обязательств, мер воздействия или ограничений, которые являются следствием нарушения установленных правил и относится к прежним, ранее совершенным действиям» [14, 15].

Подводя некоторые итоги изучения работ российских ученых по проблеме социальной ответственности (Н.В. Абрамовских, Э.М. Новая, Л.А. Барановская, В.В. Игнатова, Ю.В. Артюхович, А.А. Соловьев, Ю.В. Баурова,

A.В. Белов, В.А. Гафарова, Г.Р. Бакиева, Т.Н. Дегтярева, И.Г. Долинина, О.В. Донева, М.Г. Иванов, Л.В. Крылов, А.В. Лебедев, М.А. Лощилова, Л.П. Николаева, И. А. Панарин, А.А.Попова, В. Л. Семиков, И.Ю. Спасская), мы обобщили их представления, что позволило нам сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблематики.

Изученные педагогические труды, к сожалению, не рассматривают научный опыт юридических констант, связанных с социальной ответственностью, а между тем проработка этих идей ведется примерно с 1960 года.

С.Н. Братусь, С.Н. Кожевников, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский,

B.А. Тархов, М.Н. Марченко, И.С. Самощенко И.С., А.Ф. Черданцев, М.Х. Фарукшин и другие описывают различные подходы к пониманию.

Смысловое единство их работ в определении целей юридической ответственности: 1) создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированность; 2) обеспечение правомерного поведения граждан, снижение числа правонарушений; 3) воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма; 4) наказание правонарушителей; 5) восстановление общественных отношений.

Данное представление актуализируется и в федеральных образовательных стандартах для технических специальностей.

Не умаляя значение предшествующих исследований, выделим специфику данной работы, направленную на формирование социальной ответственности обучающихся высшей школы, на готовность выпускников к соответствующей профессиональной и социальной деятельности и, следовательно, на обеспечение техносферной безопасности.

Важнейшими факторами формирования социальной ответственности обучающихся считаем: развитие интереса к изучаемым дисциплинам с позиции социальной ответственности, профессиональную ориентированность на реализацию профессиональной ответственности, соблюдение принципа «свобода выбора и ответственность» в организации учебной деятельности.

Проблема формирования социальной ответственности обучающихся высшей школы, на наш взгляд, нуждается в новом концептуальным осмыслении, образовательном прикладном обеспечении в определенных педагогических условиях.

Список литературы

1. Бэкон Ф. Соч. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1977. - 78 с.

2. Гоббс Т. Основы философии. Часть третья: О гражданине // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - С. 270-506.

3. Кант И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. Т. 4(2). - М., 1965. - С. 353-357.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - С. 202-207.

5. Пазина O.E. Социальная ответственность личности в современном обществе: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Н. Новгород, 2007. - 165 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1981. - С. 218; Он же. Толковый словарь русского языка. - М., 1995. - С. 459.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1935. -Т. 2. - С. 742.

8. Oxford advanced learner's dictionary of current English. - Oxford, 1987. -

P. 722.

9. Донева О.В. Теоретическое обоснование модели развития социальной ответственности студентов технологического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13528 (дата обращения: 16.03.2018).

10. Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Чита, 2012. - 434 с.

11. Иванов М.Г. Социальная ответственность студентов как аспект социального воспитания // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2011. - № 9 (63). - С. 4-8.

12. Крылов Л.В. Теоретические аспекты формирования социальной ответственности у студентов университета // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. -Т. 14. - № 2. - С. 116-118.

13. Баурова Ю.В. Основы формирования социальной ответственности студента современного вуза // Известия Сарат. ун-та. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - № 3. - С. 338-343.

14. Долинина И.Г., Кошик А.В. Педагогический концепт «формирование социально-ответственного мышления обучающихся» //Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф.; 29-30 марта 2018 г. (РУДН). - М., 2018. - С. 3-7.

15. Долинина И.Г., Кошик А.В. Педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления студентов // Высшее образование сегодня. -2018. - № 1. - С. 23-25.

References

1. Bakon Francis. Selected works (Russ. ed.: Bekon F. Sochineniia, 2nd ed. Moscow, 1977-78).

2. Hobbes Thomas. Elementorum Philosophiae Sectio Tertia de Cive (Russ. ed.: Gobbs T. Osnovy filosofii. Chast' tret'ia: O grazhdanine. Gobbs T. Sochineniia v dvukh tomakh. Moscow, Mysl', 1989, vol. 1, pp. 270-506).

3. Kant Immanuel. Metaphysik der Sitten (Russ. ed.: Kant I. Metafizika nravov. Soch. v 6 t., Vol. 4 (2). Moscow, 1965, pp. 353-357).

4. Hegel Georg Wilhelm Friedrich. Philosophie des Rechts (Russ. ed.: Gegel' G.V.F. Filosofiia prava. Moscow, Mysl', 1990, pp. 202-207).

5. Pazina O.E. Sotsial'naia otvetstvennost' lichnosti v sovremennom obshchestve [Social responsibility of the individual in modern society]. Ph.D. thesis. Nizhny Novgorod, 2007, 165 p.

6. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo iazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, 1981, 218 p. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, 1995, 459 p.

7. Dal' V.I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka [Explanatory dictionary of the living Great Russian language]. Moscow, 1935, vol. 2, 742 p.

8. Oxford Advanced Learner's Dictionary of current English. Oxford, 1987, 722 p.

9. Doneva O.V. Teoreticheskoe obosnovanie modeli razvitiia sotsial'noi otvetstvennosti studentov tekhnologicheskogo vuza [Theoretical justification of model of development of social responsibility of students of technological higher education institution]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2014, no. 3, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13528 (accessed 16 March 2018).

10. Baranovskaia L.A. Formirovanie sotsial'noi otvetstvennosti studenta v sotsio-kul'turnom obrazovatel'nom prostranstve [Formation of social responsibility of the student in the socio-cultural educational space]. Abstract of Doctor's dissertation. Chita, 2012, 434 p.

11. Ivanov M.G. Sotsial'naia otvetstvennost' studentov kak aspekt sotsial'nogo vospitaniia [Social responsibility of students as an aspect of social education]. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus, 2011, no. 9 (63), pp. 4-8.

12. Krylov L.V. Teoreticheskie aspekty formirovaniia sotsial'noi otvetstvennosti u studentov universiteta [Theoretical aspects of developing social responsibility in university students]. VestnikKGUim. N.A. Nekrasova, 2008, vol. 14, no. 2, pp. 116-118.

13. Baurova Iu.V. Osnovy formirovaniia sotsial'noi otvetstvennosti studenta sovremennogo vuza [Fundamentals of student's social responsibility formation]. Izvestiia saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: filosofiia. psikhologiia. Pedagogika, 2016, no. 3, pp. 338-343.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Dolinina I.G., Koshik A.V. Pedagogicheskii kontsept "formirovanie sotsial'no-otvetstvennogo myshleniia obuchaiushchikhsia" [Pedagogical concept "formation of socially responsible thinking of students"]. Vysshaia shkola: opyt, problemy, perspektivy. Proc. XI Int. Sci.-Pract. Conf. (29-30 March 2018). Moscow, RUDN, 2018, pp. 3-7.

15. Dolinina I.G., Koshik A.V. Pedagogicheskaia tekhnologiia formirovaniia sotsial'no-otvetstvennogo myshleniia studentov [Pedagogical technology of developing socially responsible thinking in university students]. Vysshee obrazovanie segodnia, 2018, no. 1, pp. 23-25.

Сведения об авторе

КОШИК Андрей Вячеславович

e-mail: andriei-73@bk.ru

Северо-Западный округ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, 17-й центр подготовки личного состава (Ленинградская область, Всеволожский район, поселок-станция Лемболово, Российская Федерация)

About the author

Andrey V. KOSHIK

e-mail: andriei-73@bk.ru

North-West District of the Federal Service of the Russian National Guard Troops, 17 Personnel Training Centre (Leningrad Region, Vsevolozhsky District, Lembolovo Settlement, Russian Federation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.