Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ценностных ориентаций групп интернет-активистов и волонтёров'

Сравнительный анализ ценностных ориентаций групп интернет-активистов и волонтёров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-АКТИВИЗМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОЛОНТЁРЫ / ВОЛОНТЁРСКИЕ ГРУППЫ / INTERNET-ACTIVISM / VALUES ORIENTATION / SOCIAL GROUPS INTERNET-ACTIVISTS / VOLUNTARY GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каплин Сергей Николаевич

Статья посвящена анализу ценностных ориентаций групп интернет-активистов в сравнении с ценностными ориентациями волонтёрских групп. в статье приводятся данные исследования, проведён обзор ценностных ориентаций интернет-активистов и волонтёрских групп и интерпретация полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUABLE ORIENTATIONS OF INTERNET ACTIVISTS AND VOLUNTEERS GROUPS

The article focused on the analysis of value orientation of internet activists in comparison with voluntary groups. It provides a short analysis of specific value orientation of internet activists groups and classic voluntary groups, as well as the interpretation of the outcome results.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ценностных ориентаций групп интернет-активистов и волонтёров»

мышления обучающихся политехнического вуза. Это позволяет рекомендовать ее в качестве основы проектирования образовательного процесса в учебных заведениях по формированию социально-ответственного мышления обучающихся политехнического вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долинина И.Г., Кошик A.B. Педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления студентов / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Высшее образование сегодня. 2018. №1. - С. 23-25.

2. Долинина И.Г., Кошик A.B. Гносеологические основы формирования социально-ответственного мышления обучающихся / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Вестник высшей школы Alma mater. Педагогика и психология. 2018. №3. - С. 57-59.

3. Долинина И.Г., Кошик A.B. Социально ответственное мышление обучающихся как предмет научного анализа / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Bестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. - 2018. - №3.

4. Долинина И.Г., Кошик A.B. Педагогический концепт «формирование социально-ответственного мышления обучающихся» / И.Г. Долинина, A.B. Кошик // Bысшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. 29-30 марта 2018 г.: РуДн - Москва, 2018. - С. 3-7.

Каплин С.Н.

сравнительный анализ ценностных ориентаций групп интернет-активистов и волонтёров

введение

Проблема влияния интернета на протекание различных социально-психологических процессов в современном обществе, на деятельность социальных институтов, их формирование и развитие сегодня сохраняет свою актуальность [3, 6, 9]. Одним из таких социальных институтов, активно развивающимся качественно и количественно, является институт волонтёрства, или добровольчества. Стоит отметить, что в России наиболее активно в этом участвует молодежь, в то время как в европейских странах государственные и муниципальные программы

поддерживают также участие пенсионеров в волонтерской деятельности, что позволяет выполнять сравнительный анализ большего числа социальных групп. Остается нерассмотренной также проблема сопоставления ценностных ориента-ций представителей интересующих нас групп с другими социальными группами современного российского общества, что достаточно подробно изучается в настоящее время [см. например: 2, 7, 10].

Среди групп, занимающихся волонтёрской деятельностью, существуют как группы, организованные извне, так и самоорганизовавшиеся независимые группы. Волонтёрские организации чаще всего относятся к первым, ввиду необходимости государственной регистрации для деятельности волонтёрских организаций. Самоорганизованные группы имеют большую свободу и разнообразие в выборе целей и задач своей деятельности. Одними из таких групп добровольцев являются группы интернет-активистов.

Прежде чем приступать к сравнению ценностных ориентаций интернет-активистов и добровольцев волонтёрских организаций, необходимо определить, в чем имеются существенные отличия волонтёров от интернет-активистов. Под волонтёрами в нашем исследовании понимаются люди, включённые в деятельность волонтёрских организаций, имеющих официальную юридическую регистрацию, регламентированный характер и область деятельности.Деятельность волонтёрских организаций реализуется преимущественно за пределами интернета. Интернет играет вспомогательную роль для волонтёрских организаций, которые могут выступать в качестве коллективного субъекта деятельности [подробнее см. 1, 3, 5, 8].

Интернет-активисты - люди, объединённые в группы, чаще превышающие размеры малой и средней группы, не включённые в деятельность официально зарегистрированных волонтёрских организаций, имеющие, таким образом, неформальный статус, но осуществляющие коллективную добровольческую деятельность. в отличие от волонтёрских организаций, они не имеют юридической регистрации, по сути являются самоорганизующимися. В их деятельности интернет играет существенно большую роль, чем для волонтёрских организаций. Группы интернет-активистов, в отличие от волонтёрских организаций, могут не иметь представительства вне интернета. Интернет для них и место для проведения общих собраний, и пространство для принятия группового решения, и место вербовки новых участников, и средство, через которое осуществляется координация коллективной деятельности. Волонтёрская деятельность групп интернет-активистов, в некоторых случаях, может полностью реализовываться в интернете, либо носить смешанный характер.

Гипотезой нашего эмпирического исследования является предположение, что имеются существенные различия в ценностных ориентациях членов групп интернет-активистов и волонтёров, участвующих в добровольческой деятельности. Мы провели исследование ценностных ориентаций интернет-активистов, а также одной контрольной группы, где участниками выступали добровольцы волонтёрских организаций, и сравнили ценностные ориентации членов данных групп, а также групповые ценностные ориентации. Полагаем, что такой подход

даёт объяснение как личностных особенностей интернет-активистов, так и роли групп в общей структуре регуляции социального поведения их участников, а также роли самих групп интернет-активистов. Кроме того, полагаем, что именно ценностные ориентации влияют на решение, какой тип группы выбрать для реализации желания участвовать в добровольческой деятельности.

Актуальность изучения социально-психологических особенностей участников групп интернет-активистов и сравнения их особенностей с уже изученными сходными группами состоит в том, что мы имеем дело с новым типом социальных групп - большими контантными интернет-группами. Несмотря на то, что в социальной психологии уже ранее был введен в научный оборот термин «большие контактные группы» [4], остается много вопросов по поводу их контактности и способности действовать как коллективный субъект. В условиях смешанного (онлайн/оффлайн) взаимодействия в составе групп интернет-активистов происходят качественные изменения социального взаимодействия. Очевидно, что необходимы новые эмпирические исследования интернет-групп, а также теоретические обобщения по результатам их изучения.

При ближайшем рассмотрении деятельности групп интернет-активистов серьёзным изменением, происходящим в социальном взаимодействии, является изменение контактности: если ранее для контакта с другим участником деятельности необходимо было находиться в одном месте или использовать телефон, то сегодня, благодаря интернет-социальным сетям участник волонтёрской деятельности может контактировать одновременно с потенциально неограниченным количеством участников коллективной деятельности. Контакт всех со всеми даёт им возможность полноценно принимать участие в работе группы и формировании групповых решений.

На этапе, когда новые формы взаимодействия не приобрели массовый характер, исследование участников коллективной деятельности групп интернет-активистов даёт возможность выявить социально-психологические характеристики "инноваторов" социального взаимодействия, недостаточно изученные в отечественной и зарубежной социальной психологии.

Появление новых сервисов, социальных сетей, приложений и других технологических разработок, в основе которых лежит интернет, оказывают следующее влияние на социальное взаимодействие:

1) уменьшение значимости географического фактора: в группы могут вступать участники из разных городов, стран и т.д.;

2) ускоренный процесс обмена информацией между участниками группы позволяет осуществлять более эффективную внутригрупповую и межгрупповую коммуникацию;

3) интернет-социальные сети позволяют создать общее для всех участников пространство для коммуникации, общения и выстраивания внутригрупповых отношений;

4) неиерархичность групп интернет-активистов позволяет им быть независимыми от узкой группы людей и включить в процесс принятия решений всех

участников группы.

На сегодняшний день проблеме интернет-групп посвящено довольно много работ в западной социальной психологии и социологии. Наибольший интерес для нас представляют работы, посвященные роли интернета как площадки для мобилизации ресурсов социально активных людей [1, 3, 14; 15; 16; 17; 18], и работы, посвященные гражданскому и студенческому активизму в интернет-социальных сетях [11; 12; 13]

Формы групповой деятельности интернет-активистов могут быть различными - от решения простых групповых задач до осуществления сложно организованной деятельности, направленной на решение социальной проблемы, или реализации личности в рамках деятельности особого типа групп, групп интернет-активистов.

Содержание деятельности групп интернет-активистов, даже в рамках про-социальной ее направленности, достаточно разнообразно: группы интернет-активистов могут становиться как в более привычных для волонтёров формах коллективной деятельности (помощь нуждающимся людям, поиск пропавших людей), так и нехарактерных для волонтёрских организаций формах (подписание петиций, организация совместных досуговых мероприятий, коллективный сбор и аккумуляция информации, коллективный перевод научной и художественной литературы и т.д.).

До появления интернета и социальных сетей контактная группа, по определению, не могла быть большой, а возможности контактов участников групп были ограничены территориальным фактором и личностным пространством. Такие группы описаны ранее в работе С.В. Петрушина [4] и названы большими контактными. Однако, контактность описанных Петрушиным групп практически имела место не в большой, а в группе среднего размера.

Методический инструментарий исследования

Для исследования ценностных ориентаций нами был использован опросник Ш. Шварца в модификации В.Н. Карандашева, позволяющей выявить групповые ценностные ориентации.

Методы статистического анализа

1. Кластерный анализ эмпирических данных, собранных по методике "Опросник ценностных ориентаций" Шварца (с помощью пакета статистической обработки SPSS Statistics 23).

2. Сравнение групп по ранговым параметрам - медианный критерий для двух независимых выборок.

Описание выборки

Всего в нашем исследовании приняли участие 152 человека, из них 120 человек занимаются добровольческой деятельностью в составе групп интернет-активистов. в качестве первой контрольной группы были выбраны 32 участника волонтёрских групп, которые состояли в соответствующих организациях и принимали активное участие в их деятельности.

в основную выборку входят 57 мужчин и 63 женщины в возрасте от 18 до

50 лет. Средний мужской возраст интернет-активиста составляет 29 лет. Средний женский возраст интернет-активиста составляет 35 лет. Закономерностей по уровню дохода выявлено не было.

В контрольную группу входят 17 мужчин и 15 женщин в возрасте от 22 до 40 лет. Средний мужской и средний женский возраст волонтёров совпадает и составляет 24 года, что несколько ниже возраста интернет-активистов.

Для сравнения волонтёры и интернет-активисты по ведущей деятельности были разделены на 3 вида групп:

1) поисковые группы, занимающиеся поиском пропавших без вести людей;

2) помогающие группы, оказывающие различную помощь в домах престарелых, детских домах и адресную помощь нуждающимся;

3) экологические и зоозащитные группы, оказывающие помощь животным в беде и занимающиеся природоохранной деятельностью (субботники, акции по пропаганде защиты природы, борьба с догхантерами, помощь животным в приютах и т.д.)

Для выявления различий между основной и контрольной группами был применён медианный критерий для независимых выборок, который показал различия по следующим параметрам.

1) В основной выборке, в отличие от контрольной группы волонтёров, более выражена ценностная ориентация интернет-активистов на самореализацию (Рис.1).

Медианный критерий для независимых выборок

1 со ?гп

Рис. 1. Самореализация: сравнение волонтеров и интернет-активистов. Хи-квадрат - 4.074

Здесь и далее контрольная группа слева.

2) В основной выборке, в отличие от контрольной группы волонтёров, более выражена ценностная ориентация интернет-активистов на личные достижения (Рис. 2).

Рис. 2. Личные достижения: сравнение волонтеров и интернет-активистов.

Хи-квадрат - 4,163

3) При сравнении представителей волонтёрских организаций и групп интернет-активистов была выявлена большая выраженность групповой ценностной ориентации на власть у участников групп интернет-активистов.

Рис. 3. Власть: сравнение волонтеров и интернет-активистов

Хи-квадрат 19,824

Далее выявим различия в ценностных ориентациях между интернет-активистами и волонтёрами, занимающимися сходными типами деятельности.

Поисковые группы

При сравнении интернет-активистов и волонтёров, занимающихся поисковой деятельностью, была выявлена большая выраженность групповой ценностной ориентации на самостоятельность у участников групп интернет-активистов.

Медианный критерий для независимых выборок

в I

и

номер_групп*|

Рис. 4. Самостоятельность: сравнение волонтеров и интернет-активистов поисковой направленности деятельности.

Хи-квадрат - 13.31 Помогающие группы.

При сравнении интернет-активистов и волонтёров, занимающихся помогающей деятельностью, была выявлена большая выраженность личной ценностной ориентации на власть у участников групп интернет-активистов.

Рис. 5. Власть: сравнение волонтеров и интернет-активистов помогающей направленности деятельности. Хи-квадрат - 6.08

Экологические и зоозащитные группы

При сравнении интернет-активистов и волонтёров, занимающихся экологической и зоозащитной деятельностью, была выявлена большая выраженность личной ценностной ориентации на универсализм у участников групп интернет-активистов.

Рис. 6. Универсализм: сравнение волонтеров и интернет-активистов экологической и зоозащитной направленности деятельности.

Хи-квадрат - 5,170

Далее мы провели кластеризацию методом к-теап для основной и контрольной выборки, в результате получили по 4 кластера, которые представлены ниже.

Интернет-активисты:

Кластер

Рис. 7. Средние значения оснований кластерного анализа ценностных ориентаций интернет-актив

Получены четыре типа интернет-активистов на основе ценностно-мотива-ционного комплекса.

1) властные, для которых характерно доминирование 3-х групповых ценностных ориентаций: на власть, достижение, самостоятельность.

2) Для второго кластера характерно доминирование 2-х групповых ценностных ориентаций: на самостоятельность и достижение.

3) Коллективисты, для которых характерно наличие явно выраженной доминанты в виде групповой ценностной ориентации на самостоятельность.

4) Добрые: для четвёртого кластера характерно близкое распределение сразу четырёх групповых ценностных ориентаций: на доброту, универсализм, самостоятельность, достижение.

волонтёры:

1) Индифферентно-добрые: для первого кластера характерно примерно равное распределение ценностных ориентаций, без явно выраженного доминирования.

2) Индифферентные: для второго кластера характерно отсутствие явно выраженного доминирования по сравнению с показателями в других кластерах.

3) Организованные: для третьего кластера характерно наличие одной доминанты в виде групповой ценностной ориентации на власть.

4) Безразличные: для четвёртого кластера характерно наличие 2-х доминант в виде групповых ценностных ориентаций на власть и универсализм.

выводы

в ходе проведённого нами исследования были выявлены различия ценностных ориентаций волонтёров и интернет-активистов. Интернет-активисты, в

отличие от участников волонтёрских организаций, имеют большую ориентацию на самореализацию, достижение и власть. Данные различия могут определяться характером деятельности интернет-активистов, так как сочетание онлайн и оффлайн компонент предполагает большую нагрузку на участников и большую инициативность в принятии решений, а это требует стремления интернет-активистов к самореализации, к достижению и, как следствие, к власти.

В результате исследования также были выявлены различия в ценностных ориентациях интернет-активистов и волонтёров, занимающихся сходным типом деятельности.

В данном исследовании представлены помогающая, экологическая, зооза-щитная и поисковая деятельность. Данные виды деятельности характерны для добровольцев, как волонтёрских групп, так и групп интернет-активистов. Для интернет-активистов, занимающихся поисковой деятельностью, характерна большая, чем для членов волонтёрских организаций, выраженность групповой ценностной ориентации на самостоятельность, что свидетельствует о большей инициативности и независимости интернет-активиста в ходе поисковой деятельности.

Для интернет-активистов, занимающихся помогающей деятельностью, характерна большая, чем среди членов волонтёрских организаций, выраженность ценностной ориентации на власть. Это можно объяснить только стремлением интернет-активистов к высокоорганизованной и упорядоченной деятельности.

При сравнении интернет-активистов и волонтёров, занимающихся экологической и зоозащитной деятельностью, была выявлена большая выраженность личной ценностной ориентации на универсализм у участников групп интернет-активистов. Наличие большей выраженности ценностной ориентации на универсализм у интернет-активистов группы зоозащитников и экологов свидетельствует о большей значимости для них защиты окружающей среды и животных. Для таких интернет-активистов проблемы природы и животных, возможно, более значимы, чем проблемы людей, что подтверждается признаниями в личных интервью.

С помощью кластерного анализа были выявлены 4 типа интернет-активистов по ценностно-мотивационным основаниям. В целом содержание кластеров довольно похоже, с той лишь разницей что доминанты, характерные для волонтёров, выражены сильнее. Интересным для нас результатом полученной типологии является доминирование в основной и контрольной группах ценностных ориента-ций группы над индивидуальными. Такой результат, вероятно, связан с большой значимостью группы для опрошенных волонтёров и интернет-активистов. В этом их принципиальное сходство, поскольку и те, и другие находят правильным решать социальные проблемы сообща.

Таким образом, нам удалось эмпирически доказать, что внешне организованные волонтерские группы и самоорганизованные группы интернет-активистов имеют общие черты в ценностно-мотивационном основании - оба типа волонтерских групп придают большое значение групповым ценностным ориентациям. Тем не менее, их ориентация на группу связана с разными мотивами добровольческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянова Т.П., Журавлев А.Л. Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 5-15.

2. Журавлева Н.А., Журавлев А.Л. Динамика ценностных ориентаций личности и социальных групп в условиях экономических изменений в обществе // Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы международной научно-практической конференции. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2007. С. 24-29.

3. Китова Д.А., Журавлев А.Л. Социально-психологические детерминанты развития глобальной информационной сети // Наука. Культура. Общество. 2017. № 3-4. С. 10-21.

4. Петрушин С. В. Социально-психологические особенности самоорганизации большой контактной группы //Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №. 2. - С. 17-17.

5. Проблемы субъектов в постнеклассической науке. М.: Когито-центр, 2007.

6. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

7. Психологические исследования личности и ее ценностного мира в современном российском обществе: Сб. науч. трудов / Ред.-сост. И.М.Городецкая. Казань: КГТУ, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Психология индивидуального и группового субъекта. М.: ПЕР СЭ, 2002.

9. Социально-психологическая оценка рисков современной реальности: очевидное и вероятное. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017.

10. Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долгосрочные горизонты): Материалы международного психологического конгресса. Том 1. Кострома: Изд-во Костромского госуниверситета, 2003.

11.Biddix J. P., & Park H. W. Online networks of student protest: The case of the living wage campaign //New Media & Society. -2008. №10.-С. 871-891.

12. Cabrera N. L., Matias C. E., Montoya R. Activism or slacktivism? The potential and pitfalls of social media in contemporary student activism //Journal of Diversity in Higher Education. - 2017. - Т. 10. - №. 4. - С. 400.

13. Esu A. Making Sense of Life, Global Activism in the Cyberspace //Sociology and Anthropology. - 2017. - Т. 5. - №. 3. - С. 195-203.

14. Nekmat E; Gower KK; Gonzenbach WJ. Source effects in the micro-mobilization of collective action via social Media // Information, Communication and Society. -2015 T.18. -№. 9. -С. 1076-1089.

15. Yang G. The power of the Internet in China: Citizen activism online. -Columbia University Press, 2009.

16. Yang G. The Internet and the rise of a transnational Chinese cultural sphere //Media, Culture & Society. - 2003. - Т. 25. - №. 4. - С. 469-490.

17. Gerbaudo P. Tweets and the streets: Social media and contemporary activism.

- Pluto Press, 2018.

18. Karpf D. Analytic Activism and Its Limitations //Social Media+ Society. -2018. - T. 4. - №1.

Сухарев A.B.

роль КОЛЛЕКТИВНЫХ АРХАИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Нарастающий интерес к архаике является общей тенденцией в современных гуманитарных исследованиях. Это связано с тем, что в современном глобализирующемся мире актуализация архаики в ментальности личности и общества, как ни парадоксально, возрастает [12, 18]. Роль архаических мифологических представлений в психическом развитии и адаптации личности, например, по психопатологическим и др. показателям отмечалась в работах таких исследователей как Л. Леви-Брюль, К. Юнг, З. Фрейд и др. В настоящей статье ставится проблема роли архаических и мифологических представлений в процессе адаптации личности к природной и культурной среде по показателям интеллекта как важнейшего фактора адаптации.

В целом архаика понимается как относительно ранний этап в историческом развитии какого-либо явления, как что-либо древнее, изначальное. Архаика сохраняется и в ментальности современного человека в различных формах (см. также: [6, 7]). Исходя из принципа единства микро- и макрокосма, на ранних стадиях психического развития важным является формирование архаических представлений, в частности, сказочно-мифологических [14]. Архаические представления являются коллективными и характеризуются тем, что их «человек получает не из своего личного опыта, но [они]... навязываются ему общественной средой [3, с.174]. Эти представления выражают способ, которым группа осмысливает себя в своих отношениях с объектами, в том числе и с объектами природы (подробнее см.: [4]). В процессе воспитания и социализации личности коллективные, в том числе архаические мифологические представления, могут передаваться из поколения в поколение и «навязываться отдельным личностям, пробуждая в них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т.д. Они проявляют черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида как такового.» [8, с.9].

Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, сравнивая не мифологические тексты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.