Научная статья на тему 'Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход'

Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / РИСКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТАКСОНОМИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ / РИСКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / STUDENTS OF A POLYTECHNICAL UNIVERSITY / RISKOLOGICAL COMPETENCES / TAXONOMY / RISK-ORIENTED TASKS / RISK-ORIENTED THINKING / THINKING OPERATIONS / RISKOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнарёва Оксана Валерьевна

Статья посвящена проблеме формирования рискологических компетенций студентов политехнического вуза. Актуальность статьи обоснована тем, что в соответствии с ФГОС и соответствующими профессиональными стандартами, выпускники политехнического вуза, в частности направления подготовки «Техносферная безопасность», должны обладать рискологическими компетенциями, в том числе культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, способностью применять методы анализа и оценки профессионального и техногенного риска, умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания, определять меры по обеспечению безопасности. Необходимость формирования рискологических компетенций, привела к пониманию важности развития способностей, которые касаются не только будущих профессиональных функций, но и личностных и метапредметных качеств, к которым, в рамках нашего исследования, мы относим знания о риске, ценности культуры безопасности, риск-ориентированное мышление, мотивацию готовности к профессиональному риску, профессиональную рефлексию. Автор раскрывает данную проблему с позиции таксонометрического подхода. В результате автором был разработан Конструктор риск-ориентированных заданий, имеющий универсальное применение в условиях политехнического вуза, представляющий собой систему конкретных учебных задач (клише), активизирующих определенные операции мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение), позволяют усвоить теоретическое содержание и необходимые практические умения и навыки рискологических компетенций. На основе учебных задач Конструктора риск-ориентированных заданий и современных методов оценки риска, автором разработаны практические работы для студентов направления подготовки «Техносферная безопасность». С учетом отраслевых особенностей, работы адаптированы для направления подготовки «Нефтегазовое дело», где изучаются в рамках дисциплины «Безопасность технологических процессов и производств в трубопроводном транспорте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of riskological competencies of students of a polytechnic university: taxonometric approach

The article is devoted to the problem of formation of riskological competencies of students of a polytechnic university. The relevance of the article is justified by the fact that, in accordance with the Federal State Educational Standard and relevant professional standards, graduates of a polytechnic university, in particular the “Technosphere Safety” training area, should have risk-related competencies, including a safety culture and risk-oriented thinking, the ability to apply analysis and assessment methods professional and technological risk, the ability to analyze and evaluate the potential danger of economic objects for humans and the environment, to determine place to ensure safety. The need to create riskological competencies has led to an understanding of the importance of developing abilities that relate not only to future professional functions, but also personal and meta-subject qualities, which, in the framework of our study, we include knowledge about risk, the values of a safety culture, risk-oriented thinking, motivation of readiness for professional risk, professional reflection. The author reveals this problem from the perspective of a taxonometric approach. As a result, the author developed the Designer of risk-oriented tasks, which has universal application in the conditions of a polytechnical university, which is a system of specific educational tasks (cliches) that activate certain thinking operations (analysis, comparison, synthesis, abstraction, generalization), allow you to understand the theoretical content and necessary practical skills and skills of riskological competencies. Based on the educational tasks of the Designer of risk-oriented tasks and modern methods of risk assessment, the author has developed practical works for students of the “Technosphere Safety” training area. Taking into account industry specifics, the work is adapted for the direction of preparation "Oil and Gas Business", where it is studied in the discipline "Safety of technological processes and production in pipeline transport".

Текст научной работы на тему «Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/69PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кушнарёва О.В. Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kushnaryova O.V. (2019). Formation of riskological competencies of students of a polytechnic university: taxonometric approach. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 378

Кушнарёва Оксана Валерьевна

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, Россия

Старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности»

E-mail: ovk.delo@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1390-1110 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=128319

Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования рискологических компетенций студентов политехнического вуза. Актуальность статьи обоснована тем, что в соответствии с ФГОС и соответствующими профессиональными стандартами, выпускники политехнического вуза, в частности направления подготовки «Техносферная безопасность», должны обладать рискологическими компетенциями, в том числе культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, способностью применять методы анализа и оценки профессионального и техногенного риска, умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания, определять меры по обеспечению безопасности.

Необходимость формирования рискологических компетенций, привела к пониманию важности развития способностей, которые касаются не только будущих профессиональных функций, но и личностных и метапредметных качеств, к которым, в рамках нашего исследования, мы относим знания о риске, ценности культуры безопасности, риск-ориентированное мышление, мотивацию готовности к профессиональному риску, профессиональную рефлексию.

Автор раскрывает данную проблему с позиции таксонометрического подхода. В результате автором был разработан Конструктор риск-ориентированных заданий, имеющий универсальное применение в условиях политехнического вуза, представляющий собой систему конкретных учебных задач (клише), активизирующих определенные операции мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение), позволяют усвоить теоретическое содержание и необходимые практические умения и навыки рискологических компетенций.

На основе учебных задач Конструктора риск-ориентированных заданий и современных методов оценки риска, автором разработаны практические работы для студентов направления подготовки «Техносферная безопасность». С учетом отраслевых особенностей, работы

https:// mir-nauki. com

адаптированы для направления подготовки «Нефтегазовое дело», где изучаются в рамках дисциплины «Безопасность технологических процессов и производств в трубопроводном транспорте».

Ключевые слова: студенты политехнического вуза; рискологические компетенции; таксономия; риск-ориентированные задания; риск-ориентированное мышление; операции мышления; рискологическая компетентность

Комплексное проявление способностей и готовности проявляются в процессе профессиональной деятельности. Формирование рискологических компетенций студентов в политехническом вузе призвано развить способности, которые касаются не только будущих профессиональных функций, но и личностных и метапредметных качеств, к которым, в рамках нашего исследования, мы относим ценности, риск-ориентированное мышление, мотивацию, рефлексию. В будущей профессиональной деятельности это позволит развить ответственность, стрессоустойчивость, умение самостоятельно осваивать и применять дополнительные знания, умения и навыки, быстро адаптируясь к изменяющимся условиям, творчески подходить к решению современных технических задач с учетом существующего уровня риска [1].

При проведении исследования были использованы теоретические методы, в том числе анализ научных результатов и нормативной базы РФ, передового педагогического опыта, систематизация и обобщение результатов теоретического анализа и другие. Поиск соответствующих учебных форм, методов и средств формирования рискологических компетенций, привел нас к исследованиям, посвященным таксонометрическому подходу [2-4], реализующему возможности таксономии Б. Блума, ее модификаций (Л. Андерсона, Д. Гилфорда, Д. Кратвола, Р. Марцано и др.) и конструкторов учебных задач (Л.С. Илюшина, Д. Толлингеровой).

К сожалению, можно отметить, что применяются подобные разработки, в основном в школьном и педагогическом образовании. Соглашаемся с мнением И.Н. Лазаревой: «таксономия может помочь в разрешении ряда затруднений, препятствующих включению в образовательный процесс метода аутентичных интеллектуально развивающих заданий, поскольку она является инструментом, позволяющим правильно сформулировать диагностичные цели, составить задания для учащихся, подобрать методы оценки, адекватные поставленным целям, правильно провести рефлексию по результатам обучения» [5]. Считаем, что, в условиях компетентностного подхода, возможности таксономии, позволяют повысить результативность учебно-воспитательного процесса политехнического вуза, в том числе, формирования рискологических компетенций.

Для разработки авторского Конструктора риск-ориентированных заданий (табл. 1), был проведен анализ содержания рискологических компетенций направления подготовки «Техносферная безопасность»: ОК-7 «владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности», ПК-3 «способность оценивать риск и определять меры по обеспечению

Введение

Методы

Результаты

безопасности разрабатываемой техники» и ПК-17 - «способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска» (уровень бакалавриата) и ПК-2 -«способность прогнозировать, определять зоны повышенного техногенного риска и зоны повышенного загрязнения», ПК-13 - «способность применять методы анализа и оценки надежности и техногенного риска», ПК-19 «умение анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания» (уровень магистратуры).

Таблица 1

Конструктор риск-ориентированных заданий

Операция мышления Конструктор задач Пример реализации в учебном процессе

Анализ А1. Объясните особенности влияния на общий уровень безопасности элементов (факторов)... А2. Проанализируйте структуру (состав) ... с позиции законодательства и нормативно-технической базы по обеспечению безопасности. А3. Составьте перечень ..., характеризующих . с точки зрения безопасности (риска). А4. Разделите объект (событие) на элементы ..., оказывающие различное влияние на уровень безопасности. А5. Найдите в тексте (модели, схеме и т. п.) элементы (события) ., оказывающие непосредственное влияние на уровень безопасности. А6. Сравните точки зрения авторов научных статей (коллег, экспертов) на анализ подобных объектов (ситуаций) с позиции обеспечения безопасности. А7. Выявите принципы культуры безопасности, лежащие в основе обеспечения допустимого уровня риска на объекте (подобных объектах). По функциональному назначению производственный объект (например, магистральный нефтепровод) делится на отдельные элементы (линейные сооружения, головные и промежуточные перекачивающие насосные станции, резервуарные парки), что позволяет выявить наиболее опасные участки технологической цепочки.

Сравнение Б1. Сравните выделенные элементы (явления, события) по уровню риска (обеспечения безопасности). Б2. Расположите выделенные элементы (явления, свойства) ... в порядке ... степени риска, приведите цель и примеры подобного распределения. Б3. Перечислите общие признаки ..., оказывающие влияние на безопасность... Б4. Выявите различия ... во влиянии на уровень риска (безопасности). Б5. Выявить взаимное влияние друг на друга ... с позиции законодательства и нормативно-технической базы по обеспечению безопасности. Б6. Оцените возможность эффекта суммации факторов (событий) ... и его влияние на уровень риска (безопасности). Б7. Укажите достоинства и недостатки выделенных элементов (явлений) ... с позиции обеспечения безопасности. В развитии чрезвычайных ситуаций выделяют стадии зарождения, инициирования, кульминации, затухания, в зависимости от принятых превентивных мер, наличия сопутствующих факторов, эта последовательность может изменяться, поэтому, данный этап предполагает проведение идентификации опасностей, величину риска развития стадий.

Операция мышления Конструктор задач Пример реализации в учебном процессе

Синтез В1. Объедините выделенные элементы (события) ..., с целью анализа общего уровня риска (безопасности)... В2. Объедините выделенные элементы (явления) ... в отдельные блоки (события), с целью анализа уровня риска (безопасности)... В3. Разработайте мероприятия по управлению уровнем риска, объединив выделенные ранее элементы по принципу (фактору)... В4. Разработайте схему (модель) объекта (события) на основе выделенных элементов (связей), влияющих на общий уровень безопасности. В5. Объедините элементы (явления) ... в блоки (события), имеющие различное влияние на уровень риска (безопасности), объясните полученный результат. В6. Опишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития ... с позиции обеспечения безопасности. В7. Изложите свое понимание взаимодействия элементов, оказывающих влияние на уровень риска (безопасности)... Разработка сценариев развития событий (с использованием адаптированных учебных материалов, разработанных на основе отдельных этапов таких методов, как FMEA, BOW-TIE, FTA, ETA, SWIFT и т. д.), оценка суммарного эффекта.

Абстрагирование Г1. Выскажите критические суждения о существующей системе категорирования (классификации) ... в зависимости от уровня конкретного вида риска. Г2. Предложите новый (иной) способ категорирования (классификации) ... , соответствующий принципам культуры безопасности. Г3. Укажите возможные препятствия (трудности) при обеспечении допустимого уровня риска (безопасности) на... Г4. Выделите существенные признаки (закономерности) элементов (явлений) ..., влияющие на уровень ... риска на анализируемом объекте (события). Г5. Составьте список понятий, касающихся ... вида риска. Г6. Выявите основные признаки (качества, связи) выделенных элементов (явлений) исследуемого объекта (события), с позиции безопасности. Г7. Разработайте собственное (изложите иначе, переформулируйте) понятие ... риска для анализируемого объекта (события). Производственные помещения обладают большим количеством характеристик, однако ключевыми факторами, влияющими на уровень электробезопасности, являются наличие влажности, токопроводящей пыли и полов, высокой температуры и т. д., поэтому наличие, изменение и сочетание данных факторов должно подлежать контролю и управлению.

Операция мышления Конструктор задач Пример реализации в учебном процессе

Обобщение Д1. Идентифицируйте объект (явление) в соответствии с существующей классификацией ... по степени риска, объясните принцип и приведите примеры подобной классификации. Д2. Предложите свою классификацию, объединяющую ... по общему, существенному признаку, на основании принципов культуры безопасности. Д3. Обобщите сходные признаки, характеризующие уровень безопасности, отдельных элементов объекта (события), дайте свои рекомендации по обеспечению нормативного уровня безопасности. Д4. Разработайте план (инструкцию), позволяющий проводить идентификацию признаков опасности и классифицировать объект (события) с позиции риска. Д5. Разработайте план (перечень) мероприятий по обеспечению ... анализируемого объекта (события), на основании... Д6. Приведите примеры классификации ... по признакам (степень риска, класс опасности, рабочее давление), учитывающим степень риска возникновения и масштабы негативных событий на... Д7. Дайте общую характеристику ... в зависимости от ..., учитывающему(-щих) степень риска возникновения и масштабы негативных событий. Производится классификация (категорирование) анализируемых объектов, учитывающая степень риска возникновения и масштабы негативных событий, для осуществления контрольно -надзорных функций, составления графика профилактических ремонтов, планирования мероприятий по обеспечению безопасности, разработки превентивных мероприятий.

Разработано автором

Квазипрофессиональные риск-ориентированные задания, представляют собой систему конкретных учебных задач (клише), активизирующих определенные операции мышления [6], позволяют усвоить теоретическое содержание и необходимые практические умения и навыки [7; 8] рискологических компетенций.

Наш опыт внедрения компетентностного подхода в политехническом вузе позволяет утверждать, что компетенция - это необходимый результат образовательной деятельности, позволяющий решить конкретную профессиональную задачу, тогда рискологическая компетенция - это необходимый результат образовательной деятельности, включающий знания, умения и навыки в области риска, позволяющий решить конкретную профессиональную задачу.

Обсуждение

Комбинируя между собой учебные задачи Конструктора риск-ориентированных заданий, используя современные методы оценки риска (ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска), нами разработаны практические работы для студентов направления подготовки «Техносферная безопасность» [9]. Содержание работ, позволило применить их на нескольких дисциплинах, реализующих рискологические компетенции: «Системный анализ и моделирование опасных явлений и процессов», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Проектирование систем защиты»,

https:// mir-nauki. com

«Психология безопасности», «Психология делового общения» (уровень бакалавриата) и «Управление рисками, системный анализ и моделирование», «Экспертиза безопасности», «Методы и средства неразрушающего контроля опасных производственных объектов», «Декларирование и паспортизация опасных производственных объектов», «Страхование рисков» (уровень магистратуры).

Практические работы, с учетом отраслевых особенностей, адаптированы и для других направлений подготовки, в частности, «Нефтегазовое дело» в рамках дисциплины «Безопасность технологических процессов и производств в трубопроводном транспорте» [10].

Таким образом, можно не только создать предпосылки развития профессионального -риск-ориентированного мышления, но и сформировать знания, умения и навыки идентификации, оценки, прогнозирования и управления факторами риска. Совокупность освоенных знаний, способов деятельности в области риска и личностных качеств будет способствовать успешной трансформации сформированных рискологических компетенций студента, в рискологическую компетентность специалиста в условиях профессиональной деятельности, представляющую собой профессионально-личностное качество, способность и готовность преодолевать профессиональные риски, нести ответственность за принятые решения, обеспечивая безопасность техносферы, в том числе в нестандартных ситуациях, когда нет известных технических решений и способов действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кушнарёва О.В. О проблеме формирования готовности к профессиональному риску обучающихся направления «Техносферная безопасность» // В сборнике: Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Материалы XX Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 394-398.

2. Кенжетаева С.О., Кенжетаев Р.Р., Сиволобова О.А., Халитова А.И. Таксономический подход при подготовке заданий СРС по органической химии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 3-1. - С. 103-107.

3. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11408 (дата обращения: 28.09.2019).

4. Гузанов Б.Н., Бухаленков В.В., Кузина Л.Л. Контроль качества самостоятельной работы студентов образовательных организаций высшего образования на основе методов педагогической квалиметрии // В сборнике: Техническое регулирование в едином экономическом пространстве. Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под научной редакцией Б.Н. Гузанова. 2017. С. 177-188.

5. Шустова Л.П., Данилов С.В. Проблема субъекта и объекта наставничества в образовании // В сборнике: Менеджмент и образовательные технологии: теория и практика. Сборник научных трудов. Ульяновск, 2018. С. 125-132.

6. Лазарева И.Н. Таксономический подход в проектировании личностно-ориентированного интеллектуально развивающего обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена -2009. - Спб. - № 94. - С. 130-136.

7. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Риск-ориентированное мышление обучающихся: актуальность, определение и операции // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 9-3. - С. 495-499; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36257 (дата обращения: 28.09.2019).

8. Смирнова В.А. Конструктор учебных задач как средство развития учебно-познавательной деятельности // Ярославский пед. вестн. - 2017. - №2. - С. 77-83.

9. Смирнова В.А. Конструирование учебных задач по курсу биологии 5-6 на основе таксонометрического подхода: сборник задач с методическими рекомендациями / В.А. Смирнова. - Казань: Бук, 2018. - 30 с.

10. Dolinina I.G., Kushnaryova O.V. Forming occupational safety culture on the basis of development of students' risk-focused intellection // International journal of environmental & science education 2016, vol. 11, no.14, 6323-6334.

11. Dolinina I.G., Geykhman L.K., Kushnaryova O.V., Kazarenkov V.I. Engineering Education for Forming Students' Risk-Oriented Consciousness // International Journal of Engineering & Technology, 7 (4.38) (2018) 118-121.

Kushnaryova Oksana Valer'evna

Perm national research polytechnic university, Perm, Russia

E-mail: ovk.delo@mail.ru

Formation of riskological competencies of students of a polytechnic university: taxonometric approach

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of riskological competencies of students of a polytechnic university. The relevance of the article is justified by the fact that, in accordance with the Federal State Educational Standard and relevant professional standards, graduates of a polytechnic university, in particular the "Technosphere Safety" training area, should have risk-related competencies, including a safety culture and risk-oriented thinking, the ability to apply analysis and assessment methods professional and technological risk, the ability to analyze and evaluate the potential danger of economic objects for humans and the environment, to determine place to ensure safety.

The need to create riskological competencies has led to an understanding of the importance of developing abilities that relate not only to future professional functions, but also personal and meta-subject qualities, which, in the framework of our study, we include knowledge about risk, the values of a safety culture, risk-oriented thinking, motivation of readiness for professional risk, professional reflection.

The author reveals this problem from the perspective of a taxonometric approach. As a result, the author developed the Designer of risk-oriented tasks, which has universal application in the conditions of a polytechnical university, which is a system of specific educational tasks (clichés) that activate certain thinking operations (analysis, comparison, synthesis, abstraction, generalization), allow you to understand the theoretical content and necessary practical skills and skills of riskological competencies.

Based on the educational tasks of the Designer of risk-oriented tasks and modern methods of risk assessment, the author has developed practical works for students of the "Technosphere Safety" training area. Taking into account industry specifics, the work is adapted for the direction of preparation "Oil and Gas Business", where it is studied in the discipline "Safety of technological processes and production in pipeline transport".

Keywords: students of a polytechnical university; riskological competences; taxonomy; risk-oriented tasks; risk-oriented thinking; thinking operations; riskological competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.