Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности'

Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CULTURE OF LIFE SAFETY / TECHNOSPHERIC SECURITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCE OF PROVIDING TECHNOSPHERIC SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попцов Андрей Николаевич, Долинина Ирина Геннадьевна, Хаматнурова Елена Николаевна

Статья посвящена педагогическому исследованию процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности и компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов. Представлена концепция педагогического понятия "компетенция обеспечения техносферной безопасности", разработана педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов политехнического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попцов Андрей Николаевич, Долинина Ирина Геннадьевна, Хаматнурова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical formation technology technical safety competence

The article is devoted to pedagogical research of the process of formation of safety culture of life activity and competence of providing technospheric safety of students. The concept of the pedagogical concept "competence of providing technospheric security" is presented, a pedagogical technology has been developed to form the competence of ensuring technospheric safety of students of a polytechnical college.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности»

А.Николаева / Блог "Skyteach". - 2017. - Режим доступа; https://www.skyteach.ru/201 7/10/23/ chetyire-printsipa-obucheniya-biznes-angliyskomu 4. ^лучшихучебника по бизнес-английскому: наш обзор [Электронный ресурс] // Блог "Инглекс". -2015. - Режим доступа: https://engiex.ru/4-textbooks for-iearnmgbusiness-engiish

5. Радченко И. А. Учебный словарь терминов рек ламы и паблик рилейшенз / под ред. Е. Е. Топил ь-ской. - Воронеж : 8Ф МОИ, 2007. -114 с.

6. Evans V. Successful writing - Upper Intermediate./ Virginia Evans.- Newbury: Express publishing, 2011. - 135 p.

PEDAGOGICAL FORMATION TECHNOLOGY TECHNICAL SAFETY COMPETENCE Poptcov Andrey Nkkotaevich, Senior Lecturer, Department of General Scientific Disciplines Dotinina Mm Gennadievna, DSc of Pedagogical science. Professor of Department of Life Safety Khamatnurova Elena Nlckolaevna, Assistant Professor, Department of General Scientific Disciplines Perm National Research Polytechnic University (branch), Lysva

The article is devoted to pedagogical research of the process of formation of safety culture of life activity and competence of providing technospheric safety of students. The concept of the pedagogical concept "competence of providing technospheric security" is presented, a pedagogical technology has been developed to form the competence of ensuring technospheric safety of students of a polytechnics/ college.

Keywords: culture of life safety; technospheric security; Federal state educational standard; competence of providing technospheric security. i:

CD «ч

О cu

-0 Q-Ш

ш h-X

о

cu

CO CD

г

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена педагогическому исследованию процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности и компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов. Представлена концепция педагогического понятия "компетенция обеспечения техносферной безопасности", разра ботана педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов политехнического вуза.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности; техносферная безопасное ть; Федеральный г осу даре таенный образова тельный стан дар т; компетентность обеспечения техносферной безопасности.

УДК 378.016 ВАК РФ 13.00.08

ОПопцовА.Н.,2019 ©Долинина И,Г., 2019 Ф Хама тнурова ВН., 2019

S

107

Активное преобразование окружающей среды человеком по* родило риски, связанные с использованием достижений науки и техники. Изначально инструкции по технике безопасности формулировались по следам аварий и катастроф. Но современное состояние техносферы и сумма естественнонаучных знаний достигли таких масштабов, что подготовка высококвалифицированного специалиста любого профиля должна сопровождаться формированием и развитием культуры безопасности жизнедеятельности [1] и компетентностью обеспечения техносферной безопасности. Методологические основы и модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности подробно рассматриваются в работах ИХ. Долининой и 0.8. Кушнаревой на примере работы со студентами политехнического вуза [2, 3].

При разработке программ учебных дисциплин, преподаваемых в политехническом вузе, обращает на себя внимание содержание компетенций, которые должны быть сформированы в соответствии с требованиями ФГОС и дисциплин, на которых эти компетенции формируются с точки зрения проблемы техносферной безопасности человека и общества. Например, по направлениям: 44.03.04 "Профессиональное обучение (по отраслям)" 13.03,02 "Электроэнергетика и электротехника", 38.03.01 "Экономика" мы видим только одну общекультурную компетенцию, связанную с техносферной безопас-

ПОПЦОВ Андрей Николаевич, старший преподава гель кафедры Общенаучных дисциплин

ДОЛИНИНА Ирина Гчннадьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры БЖД

ХАМА ТНУРОВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общенаучных дисциплин

Пермский национальный исследова тельский политехнический университет (филиал), Лысьва

Î3É

UJ

S ^

О UJ

<

CI UJ

*

108

ностью: "способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций", которая формируется ео время изучения предмета "Безопасность жизнедеятельности". По специальности 20.03.01 "Техносферная безопасность" ФГОС содержит 19компетенций, формирующих компетентность обеспечения техносферной безопасности [6].

Опираясь на многочисленные определения понятия "техносфера", под техносферой будем понимать очередной эволюционный этап развития биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям, которая может стать частью ноосферы - сферы разумного взаимодействия общества и природы.

Существует несколько формулировок определения термина "техносферная безопасность": свойство техносферы - не причинять вреда при всех условиях эксплуатации; защищенность техносферы; область науки и техники, занимающаяся разработкой методов и средств, обеспечивающих благоприятные для человека условия существования в преобразуемой человеком биосфере - техносфере и другие.

Под обеспечением техносферной безопасности будем понимать создание благоприятных для человека условий существования в преобразуемой человеком биосфере - техносфере.

В условиях современного состояния биосферы любой квалифицированный специалист должен знать и понимать, какие его профессиональные действия могут привести к техносферной опасности, а не только инженер, который получил высшее образование по специальности "Техносферная безопасность". Профессиональная компетентность специалиста в области техносферной безопасности должна соответствовать уровню развития производства.

Каждому человеку в быту и на производстве необходимо уметь учитывать и предотвращать вредные последствия воздействия техносферы на человека и общество и не допускать чрезвычайных ситуаций. Формирование компетентности обеспечения техносферной безопасности для студентов всех специальностей должно быть целенаправленным и непрерывным в течение всего образовательного процесса и продолжаться в обычной жизни и на производстве.

Непрерывность развития культуры безопасности жизнедеятельности рассматривается в работах С.8. Белова и В.А. Девисилова [4], В. Гришагина и В. Фарберова [5] и др. Однако, наблюдения показывают, когда студент изучает конкретный предмет естественнонаучного цикла (химия, физика, материаловедение и др.}, то вопросы техносферной безопасности рассматриваются по инициативе преподавателя и зависят от его отношения к этой проблеме.

Опираясь на нормы Федерального закона № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", что квалификация выпускника политехнического университета - это уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, включая компетентности обеспечения техносферной безопасности.

Для формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности предлагаем включить в ФГОС общекультурную компетенцию:

- способность понимать явления окружающей среды и техносферы на основе естественнонаучных знаний, уметь оценивать безопасность с точки зрения техногенного риска, владеть приемами защиты от негативных воздействий на человека, природу и общество, быть готовым к предотвращению опасных ситуаций в природе, обществе и производственной деятельности.

Для достижения цели необходимо разработать педагогическую технологию формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов.

Ведется работа по проверке выдвинутой гипотезы исследования: компетентность обеспечения техносферной безопасности студентов политехнического вуза будет успешно сформирована, если:

- разработана и применена в образовательном процессе педагогическая технология формирования компетентности техносферной безопасности в образовательном процессе;

- методически обеспечена непрерывность системы формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности на основе межпредметных связей:

-преподаватель моделирует образовательную среду предметной области во взаимосвязи техносферной угрозы для социума и индивидуума с естественнонаучной картиной мира.

В монографии И.Г. Долининой [7] подробно проанализированы свойства, характерно-

тики и определения педагогических технологий в трудах Г.К. Селевко и А.Г. Селевко, 8.8. Гузеева, A.M. Новикова, 8.Н. Воронина и сформулировано авторское понимание "педагогической технологии": "Педагогическая технология - проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение целей образования; система воплощения теоретических основ и функционирования содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса".

Опираясь на данное определение, мы рассматриваем педагогическую технологию формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов как проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение цели политехнического образования по формированию компетентности обеспечения техносферной безопасности студента, способности и готовности к предотвращению опасных ситуаций в природе, обществе и производственной деятельности.

На начальном этапе обучения на передний план выходит освоение студентом новой образовательной среды и адаптация в ней. От успешности образовательной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Образовательную адаптацию студентов первого курса в политехническом вузе мы рассматриваем как адаптацию, в процессе которой студент-первокурсник принимает решение получить профессиональную квалификацию и применяет общие учебные умения для успешного обучения, что приводит в состояние динамического баланса социальные и личностные характеристики студента с условиями вузовской среды.

Социальный заказ: № 27Э^ФЗ «Об образования в Российской Федерации», стандарты высшего образования Цель: формирование компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов

I

Педагогическая технология - проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности студента, способности и готовности к предотвращению опасных ситуаций в природе, обществе и производственной деятельности

Межпредметные

связи: Блочное изучение материала:

«Проблемы современной техносферы» на дисциплинах физика химия электротехника матер иаловеден ие теплотехника и ДР Интегрирующая дисциплина: БЖД

t Е

1 I ||

I Е

£ 1 * *

£

Наблюдение за развитием техносферной опасности:

развитие естественнонаучной картины мира достижения науку и техники анализ публикаций в средствах массовой информации

Работа с документами:

должностные инструкции инструкции по технике безопасности инструкции по использованию оборудования СНИПь

л

* с

5 и

I g

II

Формы организаций:

индивидуальная, групповая работа над проектами, фронтальная

1

Методы организации

Цепе по латание v мотивация Активные и интерактивные методь обучения Постановке проблемных вопросов Развитое естественнонаучного мышления Анализ конкретных ситуаций

3

а

|

0

1

ее

Блочный контроль, тестирование

Наблюдение за развитием умений и навыков работы с нормативными документами

Критерии уровня компетентности обеспечения техносферной безопасности

Е

ф х

0

1

g

3

I л

I

и ф

а-о

а

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г-Л

О CXJ

-О Q-Ш о;

X

о

си т.

со г

V

S

109

Рисунок 1 Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов

Педагогическая технология непрерывного формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности способствует образовательной адаптации студентов первого курса и должна обеспечить уровень обучения, соответствующий требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Концептуальный компонент содержит методологическое обоснование прогнозируемого результата формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности студента во всех сферах деятельности.

Содержательный компонент обеспечивает непрерывность процесса формирования компетенции обеспечения техносферной безопасности за счет межпредметных связей и определяет способы достижения цели. Для обеспечения связи предметов с техносферной безопасностью необходимо в рабочие про-

ш S

О ш

<

С1 ш

*

110

граммы и фонды оценочных средств внести соответствующие темы и вопросы. Таким образом, преподаватель на основе ФГОС ВО будет моделировать образовательную среду предметной области во взаимосвязи технос-ферной угрозы для социума и индивидуума с естественнонаучной картиной мира.

Чтобы оценить реальную опасность для человека, необходимо знать естественнонаучные основы техносферного воздействия на организм. Поэтому при изучении в техническом вузе всех разделов физики, химии, специальных технических дисциплин и проведении лабораторных работ, необходимо уделять внимание межпредметным связям, что позволит сформировать готовность к техносфер-ной безопасности. Вопросы техносферной безопасности необходимо включать в экзаменационные билеты по предметам естественнонаучного цикла. Например, по дисциплине "Общая энергетика" к вопросу "Устройство ГЭС и их использование" добавляем предложение: "Дайте оценку техносферной опасности ГЭС при их строительстве,эксплуатации и возможной аварии". Как показывает многолетняя практика преподавания, вопросы, связанные с воздействием на живые организмы, вызывают дополнительный интерес к предметам естественнонаучного цикла, показывая их роль в формировании естественнонаучной картины мира, формируют готовность к обеспечению техносферной безопасности студентов всех специальностей.

Образовательная среда формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности может быть сформирована только при взаимодействии образовательного субъекта с внешней средой. Наблюдение за состоянием техносферной опасности и анализ публикаций о достижениях науки и техники способствует пониманию естественнонаучной картины мира.

Большое значение имеет дальнейший анализ конкретных ситуаций, что способствует пониманию студентами связи между естесвенно-научными дисциплинами и практическим применением получаемых знаний.

Формы и методы организации, а также диагностика входят в процессуальный компонент технологии. Между выбранными формами организации и диагностикой результата можно установить связь, учитывая формы организации учебных занятий. Фронтальная форма применяется при письменном контроле знаний или тестировании. Причем тестирование и письменный контроль должны дополнять, а не заменять друг друга. Это может

происходить во время промежуточного или итогового контроля знаний. Групповая форма организации будет способствовать развитию устной речи и естественнонаучного мышления во время выступления при защите проектов на практических занятиях и научных конференциях. Наблюдение за развитием умений и навыков работы с нормативными документами {должностными инструкциями, технической документацией к приборам и оборудованию, вопросам техники безопасности, СНИПам и т.д.) необходимо максимально индивидуализировать, так как вопросстоит о техносферной безопасности каждого. Выбор методов организации зависит от содержания конкретного учебного предмета и определяется индивидуально преподавателем.

После диагностики достижения поставленной цели, возможна коррекция содержательного, образовательного и процессуального компонентов, так как педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности должна учитывать динамичные изменения в педагогическом процессе высшей школы и инновации в науке и технике.

Литература:

1. Долииииз И.Г., Кушнзрееа О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // Высшее образование сегодня. -2015. ■■ №9, -С 83-85.

2. Долинина И.Г., Кушнарева О.В, Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом еузе П Фундаментальные исследования.- 2015.- №9. С. 19-

22.

3. Долинина И.Г., Кушнарева О.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов: роль воспитательной деятельности кура-гора // Современные проблемы науки и образования, - 2015.- №4.

4. Белов С.8., Девисилов В.А, Российская концеп цил непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности / / Безопасность жизнедеятельности. - 2005. - N'4. -С. 4-9.

5. 0. Гриша гин И В. Фарберов. О концепции не прерывного образования в области безопасное та жизнедеятельности // Высшее образование в России. - 2007. - №12. - С 33-36.

6.ФГОС ВО. Уровень высшего образования. Бака лавриат. Направление подготовки 20.03.01 Технос ферная безопасность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ 21 марта 2016 г. N«246) ГАРАНТ.РУ:(тр:/Му™.дагап1.ш/ргос1исТ5/ "|ро/рг1те/сЬо71284972/||хгг4тоХШОС

7 Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования ; монография / И. Г. Долинина ; Перм. гос. нац. иссл. ун т. Пермь, 2011. -366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.