СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
Оригинальная статья / Original article УДК 378.1
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
© Е.Ю. Панасенкова1, С.С. Тимофеев2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. В настоящее время компетентностный подход, интегрировавший идеи других подходов, из академической среды выходит в повседневную образовательную практику. На примере дисциплины «Региональная экология» рассмотрен опыт кафедры промышленной экологии и БЖД ИРНИТУ в реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавров направления «Техносферная безопасность». МЕТОДЫ. Систематизация компетенций профессионального стандарта «Специалиста по экологической безопасности (в промышленности)» и ФГОС третьего поколения направления «Техносферная безопасность» и внедрения проблемно-поисковой образовательной технологии. РЕЗУЛЬТАТЫ. Проведен анализ компетенций, установленных профессиональным и федеральным образовательным стандартами. На примере дисциплины «Региональная экология» рассмотрены способы их достижения современными образовательными технологиями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подготовка бакалавров направления «Техносферная безопасность», соответствующих требованиям профессионального стандарта «Специалиста по экологической безопасности (в промышленности)» должна строиться на компетентностном подходе, согласованным с федеральным образовательным стандартом. При обучении целесообразно использовать проблемно-поисковую образовательную технологию, особенно это важно в курсах дисциплин региональной направленности. На примере дисциплины «Региональная экология» показана возможность наращивания компетенций и рассмотрены этапы достижения цели учебного процесса.
Ключевые слова: подготовка специалистов, техносферная безопасность, компетентностный подход, проблемно-поисковая образовательная технология, региональная экология.
Формат цитирования: Панасенкова Е.Ю., Тимофеев С.С. Применение компетентностного подхода при подготовке студентов направления «Техносферная безопасность» на примере дисциплины «Региональная экология» // XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. № 3. С. 102-110.
1 Панасенкова Елена Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, e-mail: panaska_84@mail.ru Elena .Yu. Panasenkova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, e-mail: panaska_84@mail.ru
2Тимофеев Семен Сергеевич, старший преподаватель кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, e-mail: samtim@mail.ru
Semyon S. Timofeev, Senior Teacher of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, e-mail: sumtim@mail.ru
M 102
Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ШМ
ISNN 2500-1582
V
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
COMPETENCE-BASED APPROACH FOR TRAINING STUDENTS OF THE TECHNOSPHERE SAFETY FIELD (CASE STUDY OF THE DISCIPLINE "REGIONAL ECOLOGY") E.Yu. Panasenkova, S.S. Timofeev
Irkutsk National Research Technical University,
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.
ABSTRACT. INTRODUCTION. At present, a competence-based approach integrating the ideas of other approaches comes out the academic environment in daily educational practice. Based on the example of the discipline "Regional ecology" we analyzed the experience of the department of industrial ecology and life safety of Irkutsk National Research technical University in implementation of the competence-based approach when training Bachelor's degree students studying Technosphere safety. METHODS. We systematized competences of the professional standard "The specialist in ecological safety (in the industry)" and federal State Education Standard of the third generation for the field 'Technosphere safety' and implemened problem and search educational technology. RESULTS. The analysis of competences provided for by professional and federal educational standards was carried out. Using the discipline "Regional ecology" as an example, we considered the ways of meeting these standards using up-to-date educational technology. CONCLUSION. Training Bachelor's degree students of the Technosphere safety field in line with the requirements of the professional standard "The specialist in ecological safety (in the industry)" has to be based on the competence-based approach which is in compliance with the federal educational standard. Problem and search educational technology should be used in training bachelor's degree students. Using the di s-cipline "Regional ecology" as an example, we showed the possibility for accumulating competences and analyzed the stages of achieving the educational goals.
Keywords: specialists training, technosphere safety, competence-based approach, problem and search education technology, regional ecology
For citation: Panasenkova E.Yu., Timofeev S.S. Competence-based approach for training students of the technosphere safety field (case study of the discipline "Regional ecology"). XXI century. Technosphere Safety. 2017, vol. 2, no. 3, pp. 102-110. (In Russian).
Введение
В настоящее время компетентност-ный подход, интегрировавший идеи других подходов, из академической среды выходит в повседневную образовательную практику. Тенденция движения от понятий «квалификация», «профессионализм» к понятию «компетентность» принимает общеевропейский и даже общемировой характер [1]. В докладе международной комиссии по образованию «Образование: скрытое сокровище», представленном ЮНЕСКО, говорится: «Все чаще специалистам нужна не квалификация, которая часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рас-
сматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетается квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе и инициативность» [2].
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результатах обучения, в качестве которых рассматриваются не сумма усвоенных знаний, а способности человека успешно действовать в различных ситуациях. По существу, компетентностный подход ставит целью овладение способностями и личностными качествами, необходимыми для эффективного выполнения рабочих функций
Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
на рабочем месте. Этот подход отличается от традиционного, при котором наиболее важным считаются понимание теоретических основ и большой объем знаний. Этот подход, в сущности, представляет собой интеграцию обучения и профессиональной деятельности.
При подготовке специалистов направления «Техносферная безопасность» крайне важно понимать региональные проблемы, прежде всего экологические, учитывающие специфику территории. Для Иркутской области главное - обеспечение экологической и промышленной безопасности оз. Байкал. В связи с этим студенты данного направления ИРНИТУ изучают дисциплину «Региональная экология
(байкаловедение)».
«Байкаловедение» является одной из первых ступеней к развитию профессиональной компетентности в региональной составляющей обучающегося в ряде последующих дисциплин: «Природопользование», «Источники загрязнения среды обитания», «Мониторинг среды обитания».
Основная цель дисциплины: сформировать у обучающегося целостное понимание региональных экологических проблем и методов минимизации антропогенного воздействия на экосистему Байкальского региона, а также способность давать обоснованные экспертные заключения о состоянии экосистем.
Объекты и методы исследования
«Региональная экология (байкало-ведение)» обносится к базовой части дисциплин учебного плана. Объем - 2 зачетные единицы. На изучение предмета выделено 72 часа, из них на аудиторные занятия (лекции и семинары) - 51 час. Вид итогового контроля по дисциплине - зачет.
Курсовое проектирование учебным планом не предусмотрено, однако работа студентов над самостоятельными проектами по экологическим проблемам оз. Байкал позволит развить творческое мышление, применить ранее полученные навыки и умения для решения стандартных задач (составление обзора литературы по выбранной теме, поиск путей решения аналогичных проблем, основываясь на уже существующих примерах, разработка реко-
мендаций по минимизации экологического риска и его последствий), тем самым наращивая свою компетентность в вопросах экологической безопасности региона для подготовки обоснованных экспертных заключений по данной тематике. Выполнение исследовательской работы является ключевым в процессе приращения компетенций по всем четырем уровням их развития: «Знать-Уметь-Владеть-Быть».
Представленное изыскание выполнено на основе анализа компетенций профессионального стандарта «Специалиста по экологической безопасности (в промышленности)» и ФГОС третьего поколения направления «Техносферная безопасность» и внедрения проблемно-поисковой образовательной технологии.
Результаты и их обсуждение
В рамках направления академического бакалавриата «Техносферная безопасность» ведется подготовка по 3 профилям:
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере.
Isi
104
- Безопасность
технологических
процессов и производств.
- Охрана окружающей среды и ресурсосбережение.
Соответственно, направлениями будущей профессиональной деятельности
Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
шм
ISNN 2500-1582
У
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
а
szz
к/
обучающихся могут стать: организационно-управленческая, экспертная, надзорная, инспекционно-аудиторская, а также научно-исследовательская. Поэтому при проектировании цикла учебных занятий по дисциплинам направления «Техносферная безопасность» необходима привязка к профессиональному стандарту по данной специальности.
Профессиональный стандарт для специалиста по экологической безопасности разработан и утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2016 г. № 591 н [3]. Согласно данному нормативному документу, одной из трудовых функций экологов является организация расследования причин и последствий выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, подготовка предложений по предупреждению негативных последствий. В это понятие входит:
- выявление причин и источников выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, возникновения твердых отходов;
- анализ результатов расследования причин и последствий выбросов и сбросов вредных веществ, возникновения твердых отходов;
- подготовка предложений по устранению причин выбросов и сбросов вредных веществ, возникновения твердых отходов;
- подготовка предложений по ликвидации последствий нарушения состояния окружающей среды.
Для этого специалисту необходимо
уметь:
- устанавливать причины выбросов и сбросов вредных веществ, возникновения твердых отходов;
- определять последствия выбросов и сбросов вредных веществ, возникновения твердых отходов;
- разрабатывать предложения по предупреждению выбросов и сбросов вредных веществ, возникновения твердых
отходов.
А также знать:
- методы и средства ликвидации последствий нарушения состояния окружающей среды;
- порядок работы по расследованию причин и последствий выбросов и сбросов вредных веществ, возникновения твердых отходов;
- технологическое оборудование организации, принципы работы оборудования.
Следовательно, с помощью проведения учебных занятий на тему «Экологические проблемы оз. Байкал» можно смоделировать процесс профессиональной деятельности специалиста по экологической безопасности.
При анализе ФГОС ВО по направлению «Техносферная безопасность» [4] установлено, что следует обратить внимание на следующие компетенции (таблица), которые необходимо развивать в цикле учебных занятий по теме «Экологические проблемы оз. Байкал».
Поскольку дисциплина изучается в 4-ом семестре после изучения таких дисциплин, как «Экология», «Ноксология», «Безопасность и демография», то перед началом изучения «Региональной экологии» «на входе» обучающийся должен иметь:
- представление об основных экологических законах, глобальных экологических проблемах и инженерных методах защиты окружающей среды (ОК-12);
- представление о проблемах безопасности современного общества в связи с демографической ситуацией в России и Байкальском регионе; представления о существующих социальных, экономических, экологических и других угрозах современного общества (ОК-13);
- представление об опасностях современного мира и их негативных последствиях для человека и среды его обитания (ОК-12, ПК-19).
Ж)
ISNN 2500-1582
105
Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
Перечень и обоснование компетенций, реализуемых в ходе занятий по теме
«Экологические проблемы оз. Байкал» List and justification of competences which are implemented in classes _on "Environmental problems of the Lake Baikal"_
Компетенция / Competence
Содержание / Content
Обоснование / Justification
ПК 19/PC19
Способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности. / Knowledge of the main problems of technosphere safety.
Поиск возможных путей решения, а также возможных последствий экологических проблем для оз. Байкал является ключевым для обеспечения техносферной безопасности региона. / Search for possible solutions and consequences of environmental problems for the Lake Baikal is key for ensuring technosphere safety of the region._
ПК 22/PC22
Способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива. / Ability to solve professional tasks as a part of the research team.
В ходе аудиторного семинарского занятия и последующей СРС студенты делятся на группы, которые совместно работают над индивидуальным заданием. В результате имитируется будущая профессиональная деятельность в составе научно-исследовательского коллектива. / During the classroom seminar occupation and SIW, students are divided into groups which perform individual tasks. They simulate future professional activities as a part of the research team.
ОПК5/EPC5
Готовность к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе. / Readiness for performing professional tasks as a part of the team.
В процессе работы при поиске пути решения задач экологической безопасности озера Байкал студенты получают опыт по планированию и проведению совместной работы при выполнении экспертных оценок состояния природных и техногенных систем. / When solving ecological safety tasks for the Lake Baikal, students acquire experience on planning and collaboration when performing expert assessment of conditions of natural and technogenic systems.
ОК12/EC 12
Способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций. / Ability
При реализации своего проекта студенты учатся применять на практике полученные ранее знания: устанавливать причины негативного воздействия на окружающую среду и определять возможные последствия. Подбирать_
lal 106
Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
шм
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
to abstract and critical thinking, environment research for identification of its opportunities and resources, ability to make non-standard decisions and solve problem situations.
и разрабатывать методы и средства защиты населения Байкальского региона и окружающей среды от экологических опасностей. Планировать порядок работы по расследованию причин и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду. / When implementing their projects, students learn to put into practice knowledge gained earlier: to establish the reasons of negative impact on the environment and identify possible consequences; to select and develop methods and means for protecting the population and environment of the Baikal region; to plan operating procedures for investigation of causes and mitigation of consequences of negative environmental effects.
ОК13/EC 13
Способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач. / Ability yo use main software, ability to use global information resources, modern telecommunication technology, to work with different information sources for solving professional and social tasks.
Студенты развивают свои навыки и умения в области поиска и использования информации для составления обзора литературы по выбранной теме, поиска путей решения проблем, основываясь на аналогичных, уже существующих примерах, и т.д. Таким образом, они развивают свою общекультурную компетентность в области работы с информацией для решения профессиональных задач. / Students develop skills and abilities searching for and using information for making literature review on the chosen subject, search for solutions based on analogues, etc. They develop the general cultural competence for working with information for the purpose of professional tasks._
Промежуточные ожидаемые результаты:
- теоретические знания о глобальных экологических проблемах и инженерных методах защиты окружающей среды, опасностях современного мира и их негативных последствиях для населения При-
байкалья и экосистемы оз. Байкал;
- определенные глобальные информационные ресурсы, а также навыки работы с информацией для решения задач экологической безопасности оз. Байкал и Байкальской природной территории;
- поскольку задания (сбор и анализ
Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
информации по темам исследования, разделение труда) выполняются малыми исследовательскими группами, у обучающихся начинает развиваться готовность к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе;
- полученная информация об опасностях техносферы для окружающей природной среды в глобальном масштабе рассматривается применительно к оз. Байкал и Прибайкалью.
По завершению изучения дисциплины «на выходе» у обучающегося формируется целостное понимание региональных экологических проблем (ОК-12), путей и многообразие методов (ОК-13) минимизации антропогенного воздействия на экосистему Байкальского региона.
Происходит наращивание профессиональных компетенций.
В результате работы в малых группах формируются навыки коллективного труда для решения задач экологической безопасности Байкальского региона.
После изучения конкретных экологических проблем оз. Байкал и защиты исследовательских проектов студенты уже могут самостоятельно свободно ориентироваться в вопросах безопасности региона.
При реализации компетентностного подхода главная задача преподавателя заключается в:
- своевременном выявлении и развитии творческих способностей студента;
- поощрении самостоятельности в учебной деятельности при решении конкретных задач;
- переходе от «стандартной» передачи компетенций, навыков и умений к решению нетипичных задач и проектов для получения нового нетривиального взгляда на поставленную проблему;
- развитии у студента системного аналитического мышления, т.е. рассмотрения различных явлений и процессов в комплексе.
Процесс достижения цели учебной
дисциплины включает следующие этапы [5].
Вхождение в деятельность. Преподаватель в процессе лекции актуализирует знания, полученные обучающимися как на курсе «Региональной экологии», так и при изучении других дисциплин. В ходе занятия он должен доказать актуальность темы «Экологические проблемы оз. Байкал», т.е. охарактеризовать в общих чертах современное состояние проблемы, ее взаимосвязь с глобальными экологическими процессами и рассказать о возможных последствиях реализации этих воздействий для региона, тем самым произвести первичное целеполагание.
Полученная информация должна мотивировать у студентов желание разобраться более детально в теме и на конкретных примерах продолжить изучение поставленного вопроса.
В лекции разбирается конкретная ситуация по применению тех или иных методов и технологий защиты окружающей среды (например, технология очистки сточных вод на Байкальском ЦБК - плюсы и минусы; проект по обезвреживанию отходов БЦБК и приведение их в экологически безопасное состояние; экотуризм на Байкале).
На этом этапе перед обучающимися стоят следующие задачи:
- проследить закономерности влияния глобальных процессов в техносфере на экологическое состояние оз. Байкал;
- выделить существующие социальные, экономические, экологические и другие угрозы для экосистемы оз. Байкал;
- ознакомиться с современными технологиями и инженерными методами защиты окружающей среды, используемыми на предприятиях, расположенных в центральной экологической зоне.
Вхождение в проблему и целепо-лагание. На этом этапе студенты должны показать свою способность ориентироваться в основных экологических проблемах
108
Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
шм
ISNN 2500-1582
У
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
а
szz
к/
оз. Байкал и путях их решения, правильно расставить акценты, спланировать работу при выполнении экспертных оценок состояния природных и техногенных систем, сформировать исследовательские группы и выбрать темы для самостоятельного исследования. Например:
Спирогира - угроза Байкалу.
Лесные пожары на ООПТ 2015-2016
гг.
Низкий уровень воды в оз. Байкал.
Развитие туризма на Байкале, социальные и экологические аспекты. «Дикий» туризм - экологическая угроза.
Изменение климата и его влияние на экосистему оз. Байкал.
Уменьшение популяции омуля. Экологические и социальные последствия запрета на вылов.
Обосновать свой выбор, используя имеющиеся знания и информационные ресурсы (например, ресурсы сети Интернет и т.д.).
Поиск способа и решения проблемы. Определившись с темами для исследования, составляют примерный план содержания студенческих работ.
Цель работы: рассмотреть экологическую проблему и предложить пути для ее решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Обосновать актуальность выбранной темы.
- Используя различные информационные ресурсы, описать: суть проблемы, источники загрязнения окружающей среды, последствия для экосистемы оз. Байкал.
- Дать обоснованную рекомендацию по минимизации негативного воздействия на окружающую среду и заключение о ликвидации последствий.
На семинаре, а затем и в ходе дальнейшей самостоятельной работы участники малых исследовательских групп решают поставленные перед ними задачи, консуль-
тируясь друг с другом, а также с преподавателем. Дистанционно консенсус достигается с помощью консультаций по электронной почте с преподавателем.
В процессе выполнения задания студенты показывают свое умение работать в коллективе, пользоваться информационными ресурсами, ориентироваться в основных региональных экологических проблемах и путях их решения, а также давать самостоятельную экспертную оценку состояния экосистемы оз. Байкал и прилегающих территорий.
Оценка способа решения в коммуникации. По результатам исследований группы готовят презентации к защите на семинарском занятии. Оценивается полнота информации, а также эффективность и оригинальность предложенных методов решения поставленной проблемы. Группы обмениваются полученным опытом по решению поставленных задач, обсуждают и оценивают работы друг друга. Происходит самоконтроль и самооценка. Таким образом, студенты приобретают навыки разработки обоснованных экспертных заключений о состоянии природных экосистем и рекомендаций по минимизации экологического риска в том или ином конкретном случае.
Рефлексия целостной деятельности. В ходе рефлексии после защиты проектов обучающиеся видят недочеты при выполнении работ, сравнивая их друг с другом.
На основании проведенных исследований и последующего обсуждения студенты моделируют свой будущий вид профессиональной деятельности.
В процессе занятия используется проблемно-поисковая технология. Именно она, на наш взгляд, наиболее полно соответствует основной идее курса - развитию у студентов творческого профессионального потенциала.
Ж)
ISNN 2500-1582
Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ STANDARTIZATION AND LEGAL ISSUES
Заключение
Подготовка бакалавров направления «Техносферная безопасность», соответствующих требованиям профессионального стандарта «Специалиста по экологической безопасности (в промышленности)» должна строиться на компетентностном подходе, согласованным с федеральным образовательным стандартом. При обуче-
нии целесообразно использовать проблемно-поисковую образовательную технологию, особенно это важно в курсах дисциплин региональной направленности. На примере дисциплины «Региональная экология» показана возможность наращивания компетенций и рассмотрены этапы достижения цели учебного процесса.
Библиографический список
1. Чернявская А.Г. Деятельностный подход в обучении взрослых: Инструментарий успешного тьютора. М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2013. 286 с.
2. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. М.: ЮНЕСКО, 1996. 31 с.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2016 г. № 591 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эко-
логической безопасности (в промышленности)».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 20.03.01 Техно-сферная безопасность (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2016 г. № 246).
5. Кормаков Е.С., Чернявская А.Г. Методическое пособие к Воскресной школе. Жуковский: ЛИНК, 2016. С. 34.
References
1. Chernyavskaya A.G. Activity approach in adult training: Tools of the successful tutor. Moscow, Publisher Markhotin P.Yu., 2013. 286 p. (In Russian).
2. Basic provisions of the Report of the International Commission on Education for the 21st century. Moscow, UNESCO Publ., 1996, 31 p. (In Russian).
3. The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation no 591 n of October 31, 2016 "On the approval of the professional standard
Критерий авторства
Панасенкова Е.Ю., Тимофеев С.С. обладают равными авторскими правами и несут равную ответственность за плагиат.
"The Specialist in Ecological Safety (in the Industry)". (In Russian).
4. Federal state educational standard of the higher education 20.03.01 Technosphere safety (order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no 246 of March 21, 2016, no. 246). (In Russian).
5. Kormakov E.S., Chernyavskaya A.G. A methodical grant for the Sunday school. Zhukovsky, MIME LINK Publ., 2016, p. 34. (In Russian).
Authorship criteria
Panasenkova E.Yu., Timofeev S.S. have equal authors' rights and responsibility for plagiarism.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии интересов.
конфликта
Поступила 28.08.2017
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests.
Received on 28 August 2017
'IS 110
Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ШМ
ISNN 2500-1582
V