УДК 37.017+378.14 ББК 74.005.28+74.484.4
DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-27-38
G.B. Lyalkina
(Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia)
THE ROLE OF SYSTEMIC APPROACH IN FORMING A CULTURE OF SAFETY
It is stated that the process of training specialists in the field of technosphere safety is connected with the necessity of forming their culture of safety. The safety culture is defined in this paper as part of the overall concept of culture and is based on a system approach. System formingfactors of safety culture and safety technospheric culture are identified and formulated.
1. System was defined as a set of related elements banded into a single unit under the influence of system-formingfactor. Safety culture is defined as a system of means and methods providing human security in the environment, the preservation of his life, physical and mental health as the most important social values based on the continuity of generations in a changing environment (nature, society, techno sphere).
The backbone of safety culture factor is the inner need of man as an individual and as part of society to ensure their safety, the safety of their offspring and society as a whole, provided while the conditions of ecological balance in nature and the techno sphere are provided.
2. Currently, the techno sphere acquired hazardous properties beyond the control of human actions. Manageability as an opportunity implementation of sound management dictates the necessity of forming technospheric safety culture.
3. Analysis of the professional activity ofgraduates (working in the field of technospheric safety) shows that a set of competencies, formed during the course of training, do not provide the desired result - the ability to rule the safety in industrial sphere. Establishment of professionals comes at the end of training course as a result of the accumulation of experience.
It is proved that a systematic approach allows us to implement the methodology of stating a specialist in the field of technosphere safety during training activities. It happens on the base of simulating real set ofproductions in their indissoluble unity. Taking this point of view in account as the aim of training it is necessary to form, in addition to professional skills, the skills necessary for of safety management culture, while educating the students a sense of responsibility for the outcome.
Methods of collective games allows the student to feel as one wrong decision gives rise to an avalanche ofproblems, but the mistake has to correct by the reaction of colleagues under increasing time pressure. All actions providing security are the result of an inner need to do everything «as it should.» Butfor the organization of such collective gaming is not enough to create a set of individual £ scenarios, but it is necessary to create system models that simulate the processes together with the corresponding decision-making processes. g
An example of systematic approach to the process of stating of specialists in railway safety management is presented.
This work was supported by the «Russian Foundation for Humanities", grant project «Methodological basis for the creation of continuous education in the field of health and safety", № 16-16-59004. °
Keywords: safety of technosphere, safety culture, system-forming factor, education and ° training, shaping a culture of safety, systematic approach.
о
Г.Б. Лялькина
(Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия)
РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Установлено, что проблема обучения специалистов в области обеспечения технос-ферной безопасности, связана с необходимостью формирования культуры безопасности. Понятие культуры безопасности определено в статье как часть общего понятия культуры и опирается на системный подход. Выделены системообразующие факторы культуры безопасности и культуры техносферной безопасности.
1. Система рассматривается как множество элементов, связанных отношениями в единое целое под действием системообразующего фактора.
Культура безопасности определена как система средств и способов обеспечения безопасности человека в окружающей среде, сохранения его жизни, физического и психического здоровья как важнейших социальных ценностей на основе преемственности поколений в условиях меняющейся окружающей среды (природы, социума, техносферы).
Системообразующим фактором культуры безопасности является внутренняя потребность человека как индивида и как части социума обеспечивать свою безопасность, безопасность своего потомства и социума в целом при условии обеспечения условий экологического равновесия в природе и техносфере.
2. В настоящее время техносфера приобрела опасные свойства, выходящие за пределы управляющих воздействий человека. Управляемость как возможность реализации безопасногоуправления техносферой диктует необходимость формирования культуры техносферной безопасности.
3. Анализ профессиональной деятельности выпускников, работающих в сфере обеспечения техносферной безопасности, показывает, что набор компетенций, сформированных в процессе обучения, не обеспечивает требуемый результат - способность управлять в реальных условиях производственной деятельности. Становление специалиста происходит уже после окончания курса обучения в результате накопления опыта.
В статье доказано, что системный подход позволяетреализовывать методику становления специалиста в области техносферной безопасности в ходе учебной деятельности, имитирующей совокупность реальных производственных процессов в их неразрывном единстве. С этой целью, наряду с профессиональными умениями и навыками, необходимо формировать навыки культуры управления безопасностью, воспитывая у студентов чувство ответственности за результат.
Методика коллективных игр позволяет студенту прочувствовать, как одно неверное решение порождает лавину проблем, а ошибку приходится исправлять путем взаимодействия коллег в условиях нарастающего дефицита времени. Все действия обучаемого по обеспечению безопасности становятся результатом внутренней потребности сделать все «как должно». Но для организации таких коллективных деловых игр необходимо создавать не совокупность отдельных сценариев, а систему моделей, имитирующих технологические процессы и соответствующие процессы принятия решений.
Приведен пример реализации системного подхода к формированию культуры тех-носферной безопасности при подготовке специалистов в области железнодорожной безопасности.
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, про-.1 ект «Методологические основы создания системы непрерывного образования в сфере я безопасности жизнедеятельности», № 16-16-59004.
Ключевые слова: культура безопасности, техносферная безопасность, системообра-сэ зующий фактор, обучение, формирование культуры безопасности, системный подход.
The necessity to promote safety of a person in a modern developing technosphere is beyond doubt. A considerable number of arising problems are connected with a so-called human factor which includes unpreparedness of a management personnel (both middle and high level) to perform their professional functions and bear responsibility for their improper performance.
Problems of management and manageability in technosphere safety are discussed in the following paper [9]. However, one of the most important factors of manageability, the culture factor, has not been highlighted as a vital one for the solution of management problems in labour and technosphere safety in general. Meanwhile, the problem of specialist education in the sphere of safety provision, including technosphere safety, is directly linked to the necessity of safety culture development among future graduates.
Currently, the term "safety culture" itself, however, has not been thoroughly studied. There are multiple attempts to define this notion [1-5], but all of them have two major drawbacks: firstly, the notion of safety culture is to be defined as a part of the larger notion of culture; secondly, in our opinion, a systematic approach shall be applied while analyzing and defining the notion of culture and specifically, the one of safety culture.
1. A rather comprehensive analytical overview of different approaches to definition of "culture" has been provided in numerous works of Volkov Yu.G., Dobrenkov V.I., Nechipurenko V.N., Popov A.N. and other Russian and foreign authors. As a result, the term "culture" has been characterized [5] as being polysemous. While trying to describe the "culture" as a system, no attempts are made to determine its system-forming factor.
A system is a set of related elements forming a unified whole under the influence of a system-forming factor [5; 16]. Within a continuous process of a system formation, this factor changes the relationships between individual elements of the system, thus, enabling the system to be separated from the external environment and acquire more complex properties than that of constituent elements. Elements of the dynamic system
are in constant interaction, and the system-forming factor sustains the integrity preserving and developing its properties.
As a particular case (a subsystem) of a general culture, the safety culture has to contain its system components. The majority of authors point out that basic culture components include values, norms, behavior patterns, methods and techniques of human activities objectified in material media (tools, signs) being passed to succeeding generations [5; 1].
The core values of a safety culture system are the life, physical and mental health of both individual person and his/her offspring and of a society as a whole, maintaining the ecological balance in the environment. A necessary condition for existence of these values in a modern world is assurance of human safety in a technosphere.
Focusing attention on the social significance of certain values and having an internal need to preserve and pass knowledge, skills and perception of values from generation to generation, as well as via education, are inherent in the nature of a man and distinguishes a human being from an animal. Animals do not teach their offspring as they learn through imitation, and due to different reasons they are not capable of creating tangible and spiritual heritage during their life. By means of teaching, the human being secures the continuity of tangible and spiritual heritage, including values, behavioral standards, customs, scientific knowledge, religious beliefs, etc. Therefore, a special emphasis is being constantly put on cultural issues in pedagogics including its innovative aspects [19; 20; 12].
Generally, building a safety culture, and an environmental culture in particular, shall include the process of public education and attitude development [9]. Historical studies and analysis of safety culture [17] lay the foundation for the scientific and technical knowledge continuity in the sphere of safety, builds understanding of contradictory effects of the human activity and of its impact on the environment.
Safety culture is the system of means and methods ensuring a human safety
ro
(Л
4—
О <D
О ГО О) С
Е .о
о го о
го
о о
in the environment, life conservation, physical and mental health preservation as the most important social values based on the continuity of generations in a changing environment (nature, society, technosphere).
System-forming factor of a safety culture is the internal need of a human as an individual and as a society member to ensure own safety and safety of the offspring and society in general provided that there is an environmental balance in the nature and technosphere.
2. The technosphere is usually defined not as a system, but as a part of the natural environment modified by a human being by direct or indirect impact of technical means used to achieve maximum compliance with material and socioeconomic demands [24]. Initially, this goal served as positive result, and pursuance of well-being played a role of the system-forming factor of the technosphere as a functional system [2]. In the course of its functioning, a goal-driven attitude was gradually forming the technosphere as a whole establishing internal nonlinear relationships which emerged exogenously as new characteristics that are not typical for individual constituent elements.
Establishment and use of technical means to transform the environment is inevitably based on the use of the human potential. Therefore, this work describes [16] any production system as the system "man - machine - environment", and a system-forming factor is understood as the process of the human interaction with a machine or the environment.
However, at present, having been already formed as a whole, the technosphere has acquired dangerous properties that are beyond the human control action including properties critical for the survival of mankind as a whole. A human being has to live in the technosphere created by people with good intentions, but nevertheless, it largely became hostile to a human being. In many respects, safety not only of individuals and the society as a whole, but also the safety of ! the environment with all its inhabitants is я reaching its critical point. Today, an increased attention is being paid to the environmental d aspect of the culture [17; 11].
3. Manageability as the possibility of implementing safe management of the technosphere as a whole and its individual elements (human, machinery and the environment) is associated with the need to develop an appropriate culture of the technosphere safety.
System-forming factor of the technosphere safety culture as a part (sub system) of a larger concept of safety culture is the internal need of a human as an individual and as a member of the society to ensure his/ her own safety and safety of the offspring and society in general provided that an environmental balance in the nature and technosphere is preserved.
The technosphere safety culture requires research and development of new methods and conditions for mitigation of technological risks, and it is the most important social factor in the accident free management of the technosphere [15; 4]. The structure of the technosphere safety culture necessarily involves a set of interrelated elements (subsystems) as a part of the whole: information and research culture of the technosphere safety, design culture and engineering of man-made objects, technological culture and culture of maintenance of man-made objects, legal and economic culture, management culture of objects and subjects of the technosphere, etc. Therefore, the formation of a safety culture and, particularly, the technosphere safety culture is a comprehensive sociopedagogical process. It is commonly known that despite all the efforts to regulate man's a human behavior in the technosphere "all instructions are still written with blood". Only safety culture as an internal need of a human to act "in a right way" may prevent from the unnecessary risk and stop the development of dangerous tendencies.
At present, the basis of professional education in higher education institutions and secondary specialized educational institutions of Russia is formed by the so-called "competence approach" which presupposes the process of formation of a set of general cultural, general professional and professional competencies of graduates by developing and introducing
the innovative teaching methods in the educational process.
The curriculum normally contains lecture courses and practical classes, as well as a series of laboratory classes. The unity of these components within the systematic approach is provided by means of interrelated theoretical propositions and their practical implementation. The theoretical material is intended to develop the knowledge system and prepare the base for a series of practical and laboratory classes aimed at formation of a professionally competent specialist.
Analysis of professional activities of graduates shows that a set of competencies acquired in the course of education is not enough to achieve a desired result, namely, the ability to manage under actual work environment. The formation of a specialist takes place already after graduating and as a result of experience accumulation and acquisition of safety management culture skills. The alignment of theory and practice is of a particular importance in terms of technosphere safety.
The systematic approach is intended to implement the methodology for a specialist formation building up professional skills as well as developing skills of the management culture during activities that imitate work situations being an integral whole environment. Cooperative games let the student understand how a wrong decision may cause a set of problems, while the error needs to corrected by collaboration with colleagues under severe time constraints. Awareness of the responsibility for decisions made comes when the consequences are predicted and clearly demonstrated in a series of model situations of the management system as a whole.
All actions aimed at safety provision are the result of the internal need to perform everything "in a right way.
The organization of this kind of cooperative games does not require a set of scenarios, but it rather needs a system of models imitating technological processes and appropriate decision-making procedures in the technosphere.
Here is an example of implementation of a systematic approach to the development
of technosphere safety culture during the preparation of mid-level professionals at railway secondary specialized colleges. A special attention is paid to dispatch control issues in transport safety provision. Problems of training of personnel and the processes of formation of basic competences of the managers of the railways have been studied in detail in the works of S.V. Tolpysheva, G.B. Lyalkina [13; 14; 15; 16; 21]. Developed methods of the general safety culture formation and basic competences ensuring the readiness to perform professional functions are based upon the system of interrelated work situations and their models. A system of management models in the technosphere safety presented in [21; 22; 23] covers dozens of real situations that occur daily on the railways and require competent (cultural) decisions under tight time constraints. The theory, which includes the law instruction as well, studies regulatory technical documentation in a series of lecture courses. Practical classes are intended to check acquired knowledge and practice its usage by solving model cases. To practice skills of correct action taking, each task is executed until the student demonstrates the flawless performance of individual tasks (message receipt and communication, filling out documents, etc. [23]).
The final stage of studies presupposes the training of decision-making skills in the form of cooperative games according to a system of models in technosphere safety management. Business games imitating the whole range of work situations and the impact of decisions made with regard to their interdependence foster a sense of individual and shared responsibility, form the internal need of a future specialist in technosphere safety to acquire tactics, methods and techniques aimed at provision of a transport safety and security as necessary skills of a safety culture in general.
This work has been supported by the Russian Humanitarian Science Foundation, the project "Methodological Fundamentals for Building of a Continuous Education System In Health and Safety", No 16-1659004.
ro
(Л
4—
О <U
О ГО О) £Z
E .о
о го о
го
о о
го
03
СЭ
References:
1. Audigier Teaching about society, passing on values/ Council of Europe Publishing. 1996. P 34.
2. Anokhin P.K. Principle issues of functional systems theory. M.: Nauka, 1978. [in Russian]
3. Life safety. Ed. by V.A. Trefilov. M.: Akademia, 2011. [in Russian]
4. Berdyshev O.V. Risk assessment: some problems and how to solve them // Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo universiteta. Bezo-pasnost i upravlenie riskami. 2015. №2. P. 7-14. [in Russian]
5. Volkov Yu.G., Dbrenkov V.I., Nechi-purenko V.N., Popov A.N. Sociology. M.: Gardariki, 2003. [ijn Russian]
6. Vorobiev Yu.L. Culturte ofr life safety: System forming factor of decreasing risks of emergency situations in Russia // Pravo i bezopasnost. 2006. №3-4 (2021). [in Russian]
7. Vorobiev Yu.L. Basics of forming population life safety culture. M.: Delovoi express. 2006. [in Russian]
8. Dolinina I.G., Kushnareva O.V. A model of forming life safety culture of polytechnic higher school students // Fundamentalnyie issledovania. 2015. №9. P. 19-22. [in Russian]
9. Erdenova G.B. Phenomenon of Research Culture in the Continuous Multilevel Pedagogical Education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2012. №3. P. 75-78. [in Russian]
10. Ismagulova G.K. Forming intellectual culture of students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2012. №1. P. 16-19. [in Russain]
11. Kezin V.G. Ecological culture and the place of ecological relations in it // Vestnik Perm.nats. issled. Politekh. Un-ta. 2014. №3 (24). P. 55-62. [in Russian]
12. Kosynkina S.E. Forming the life safety culture in the professional training of technical higher school students. Diss. ... cand. Sci. (Educatiion), Samara, 2006. [in Russian]
13. Lyalkina G.B. Mathematical foundations of decision making theory. Perm: Izd-vo
Per. Nats. Issled. Politekh. Un-ta, 2012. [in Russian]
14. Lyalkina G.B. Reliability of technical systems and technogenik risk. Part 1. Reliability of technical systems. Perm: Izd-vo Per. Nats. Issled. Politekh. Un-ta,
2011. [in Russian]
15. Lyalkina G.B. Noxology. Part 1. History of life safety. Perm: Izd-vo Per. Nats. Issled. Politekh. Un-ta., 2012. [in Russian]
16. Lyalkina G.B., Tolpysheva S.V. Busio-ness game as a method to form competencies of railway life safety // Srednee professionaslnoie obrazovanie. 2010. №7. Р. 32-33. [in Russian]
17. Mamedov N.M. Culture, ecology, education. M.: Ross. Ekologich. Feder. Inform agenstvo. 1996. [in Russian]
18. Pereezdchikov I.V., Kryshevich O.V. Reliability of technical systems and technogenic risk. M.: izd-vo MGTU im. Baumana, 2002. [in Russian]
19. Rosenko N.I. Culturological approach to forming economic and legal culture of students // Contemporary Higher School: Innovative Aspects. 2015. №2. Р. 71-76. [in Russian]
20. Strelnikov A.V. Specifying the concepts "Information" and "Information culture" // Contemporary Higher School: Innovative Aspects. 2013. №4. Р. 89-92. [in Russian]
21. Tolpysheva S.V. Innovative teaching methods in the formation of professional competence of experts on safety // Contemporary Higher School: Innovative Aspects. 2011. №4. Р. 21-28. [in Russian]
22. Tolpysheva S.V., Lyalkina G.B. Innovative technologies and teaching methods in vocational training. Kranoyarsk,
2012. [in Russian]
23. Tolpysheva S.V., Lyalkina G.B. Realization of competence approach in training middle management specialists on immitqation models // Obrazovanie i obshchestvo. 2011. №4. Р. 9-13. [in Russian]
24. Frolov A.V., Shevchenko A.S. Management of technospheric safety. M.P: RUSAINS, 2016. [in Russian]
Необходимость обеспечения безопасности человека в современной развивающейся техносфере не вызывает сомнений. Значительная часть возникающих при этом проблем связана с так называемым «человеческим фактором», в том числе, с неготовностью управленческого персонала (как среднего, так и высшего звена) к выполнению своих профессиональных обязанностей и к ответственности за ненадлежащее их исполнение.
Проблемы управления и управляемости в области техносферной безопасности подробно изложены в работе А.В. Фролова, А.С. Шевченко [9]. Однако один из важнейших факторов управляемости - культурный фактор не обозначен как жизненно необходимый при решении проблем управления в сфере охраны труда и техносферной безопасности в целом. Между тем проблема обучения специалистов в области обеспечения безопасности, в том числе, в безопасности в техносфере, непосредственно связана с необходимостью формирования культуры безопасности будущих выпускников.
Однако сам термин «культура безопасности» в настоящее время недостаточно исследован. Попытки определить это понятие разнообразны [1-5], но все они при этом страдают двумя существенными недостатками: во-первых, понятие культуры безопасности с необходимостью должно быть определено как часть общего понятия культуры; во-вторых, с нашей точки зрения, при анализе и определении понятия культуры, в том числе, культуры безопасности необходимо использовать системный подход.
1. Достаточно полный аналитический обзор различных подходов к определению понятия «культура» представлен в многочисленных работах Волкова Ю.Г., Добренькова В.И., Нечипуренко В.Н., Попова А.Н. и других российских и зарубежных авторов. В итоге термин «культура» охарактеризован [5] как многозначный. А при попытках описания «культуры» как некоторой системы, не
делается попыток выделения ее системообразующего фактора.
По определению Ю.Г. Волкова [5], Г.Б. Лялькиной [16] система - множество элементов, связанных отношениями в единое целое под действием системообразующего фактора. В непрерывном процессе системообразования этот фактор меняет отношения между отдельными элементами системы, позволяя ей выделиться из внешней среды и приобрести свойства, более сложные, чем свойства входящих в нее элементов. Элементы динамической системы находятся в постоянном взаимодействии, системообразующий фактор поддерживает состояние целого, сохраняя и развивая его свойства.
Как частный случай (подсистема) общей культуры человека культура безопасности с необходимостью должна включать ее системные компоненты. Среди базовых компонентов культуры большинство авторов (Ю.Г Волков, В.И. Добрень-ков, В.Н. Ничипуренко, А.Н. Попов и др. [5]) указывают на ценности, нормы, образцы поведения, способы и приемы человеческой деятельности, объективированные в предметных и материальных носителях (средствах труда, знаках), передаваемых последующим поколениям [5; 1].
Основные ценности в системе культуры безопасности - жизнь, физическое и психическое здоровье как отдельного человека и его потомства, так и социума в целом, сохранение экологического равновесия в окружающей среде. Необходимое условие существования этих ценностей в современном мире - обеспечение условий безопасности жизнедеятельности человека в техносфере.
Мы согласимся с точкой зрения исследователей Г.К. Исмагулова [12], Н.И. Росенко [19], А.В. Стрельникова [20] о том, что ориентация на социальную значимость тех или иных ценностей, внутренняя потребность человека к сохранению и передаче своих знаний, умений и представлений об этих ценностях от поколения к поколению, в том числе, путем научения, заложена в природе человека
го
(Л ч— О
Ф
О ГО О) с
Е .о
о го о
го
о
üi о
и отличает его от животных. Животные не научают свое потомство, а обучаются самостоятельно путем подражания и, в силу разных причин, не способны создавать в процессе своей жизнедеятельности материальные и духовные объекты культурного наследия. В процессе научения человек обеспечивает преемственность своих материальных и духовных достижений, в том числе, ценностных ориента-ций, законов и норм поведения, обычаев, научных знаний и религиозных представлений и т.д. Поэтому вопросам культуры в педагогике, ее инновационным аспектам уделяется особое внимание.
Формирование культуры безопасности в целом, как и экологической культуры, с необходимостью должно включать процессы общественного образования и воспитания [9]. Изучение и анализ истории безопасности [17] закладывает основы преемственности научных и технических знаний в области безопасности, формирует представление о противоречивых последствиях деятельности человека и его влиянии на окружающую среду.
Культура безопасности - система средств и способов обеспечения безопасности человека в окружающей среде, сохранения его жизни, физического и психического здоровья как важнейших социальных ценностей на основе преемственности поколений в условиях меняющейся окружающей среды (природы, социума, техносферы).
Системообразующим фактором культуры безопасности является внутренняя потребность человека как индивида и как части социума обеспечивать свою безопасность, безопасность своего потомства и социума в целом при условии обеспечения условий экологического равновесия в природе и техносфере.
2. Техносфера обычно определяется не как система, а как часть природной среды, преобразованная человеком посредством прямого или косвенного воз-
"й действия технических средств с целью наибольшего соответствия своим мате-
03
о риальным и социально-экономическим
потребностям [24]. Изначально эта цель выступала в качестве полезного результата, а стремление к достижению благ играло роль системообразующего фактора техносферы как функциональной системы [2]. В процессе функционирования движение к цели постепенно формировало техносферу в качестве целого, устанавливая в ней внутренние нелинейные связи, которые проявлялись экзоген-но как новые свойства, не характерные для отдельных, слагающих ее элементов.
Создание и применение технических средств к преобразованию окружающей среды неизбежно основано на использовании человеческого потенциала. Поэтому в работе [16] любая система производства описывается как система «человек - техника - среда», а под системообразующим фактором понимается процесс взаимодействия человека с техникой или средой.
Однако, в настоящее время, уже будучи сформированной в качестве целого, техносфера приобрела опасные свойства, выходящие за пределы управляющих воздействий человека, в том числе, свойства, критические для существования человечества в целом. Человек вынужден существовать в техносфере, им созданной с благими целями, но в значительной мере ставшей ему враждебной. По многим показателям, безопасность жизнедеятельности не только отдельных людей и общества в целом, но также безопасность окружающей среды для всех ее обитателей подошла к критическим значениям. Экологическому аспекту культуры в настоящее время уделяется повышенное внимание [17; 11].
3. Управляемость как возможность реализации безопасного управления техносферой в целом и ее отдельными элементами (человеком, техникой и средой) связана с необходимостью формирования соответствующей культуры технос-ферной безопасности.
Системообразующим фактором культуры техносферной безопасности как составной части (подсистемы) куль-
туры безопасности является внутренняя потребность человека обеспечить безопасность жизнедеятельности человека в техносфере при условии сохранения экологического равновесия в природной среде.
Культура техносферной безопасности требует изучения и разработки новых методов и условий минимизации техногенных рисков и является важнейшим социальным фактором безаварийного управления техносферой [15; 4]. Структура культуры техносферной безопасности с необходимостью включает множество взаимосвязанных элементов (подсистем) в составе целого: информационную и исследовательскую культуру техносферной безопасности, культуру проектирования и конструирования технических объектов, технологическую культуру и культуру эксплуатации технических объектов, правовую и экономическую культуру, культуру управления объектами и субъектами техносферы и т.п. Поэтому формирование культуры безопасности и, в частности, культуры техносферной безопасности - сложный общественно-педагогический процесс. Как известно, несмотря на все усилия регламентировать поведение человека в техносфере, по-прежнему «все инструкции пишутся кровью». Только культура безопасности в качестве внутренней потребности человека вести себя «как должно» способна воспрепятствовать бездумному риску и остановить развитие опасных тенденций.
В настоящее время основу профессионального образования в высшей школе и средних специальных учебных заведениях России составляет так называемый «компетентностный подход», который реализует процесс формирования набора определенных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников путем разработки и внедрения в учебный процесс инновационных методик преподавания.
Учебный план обычно включает в себя лекционные курсы и практические занятия, а также серию лабораторных
работ. Единство указанных компонентов в рамках системного подхода обеспечивается на основе взаимосвязанных теоретических положений и их практической реализации. Теоретический материал призван формировать систему знаний и готовить базу для проведения комплекса практических и лабораторных занятий, направленных на становление профессионально компетентного специалиста.
Анализ профессиональной деятельности выпускников, работающих в сфере обеспечения техносферной безопасности, показывает, что набор компетенций, сформированных в процессе обучения, не обеспечивает требуемый результат - способность управлять в реальных условиях производственной деятельности. Становление специалиста происходит уже после окончания курса обучения в результате накопления опыта и приобретения навыков культуры управления безопасностью. Неразрывность теории и практики имеет особое значение в области обеспечения техно-сферной безопасности.
Системный подход призван реали-зовывать методику становления специалиста путем формирования не только профессиональных умений и навыков, но также путем формирования навыков культуры управления в ходе активной деятельности, имитирующей реальные производственные процессы в их неразрывном единстве. Методика коллективных игр позволяет студенту прочувствовать, как одно неверное решение порождает лавину проблем, а ошибку приходится исправлять путем взаимодействия коллег в условиях нарастающего дефицита времени. Осознание ответственности за принятые решения приходит тогда, когда последствия прогнозируются и наглядно демонстрируются в сериях модельных ситуаций, представляющих систему управления в целостном виде. Все действия по обеспечению безопасности становятся результатом внутренней потребности сделать все «как должно».
го
(Л ч— О
Ф
О ГО О) с
Е .о
о го о
го
о
üi о
Для организации такого рода коллективных деловых игр необходимо создавать не совокупность отдельных сценариев, а систему моделей, имитирующих технологические процессы и соответствующие процессы принятия решений в техносфере.
Приведем пример реализации системного подхода к формированию культуры техносферной безопасности при подготовке специалистов среднего звена в средних специальных учебных заведениях железнодорожного профиля. Особое место в сфере обеспечения транспортной безопасности занимают задачи диспетчерского управления. Проблемы подготовки кадрового состава и процессы формирования базовых компетенций диспетчеров железных дорог подробно исследованы в работах Тол-пышевой С.В., Лялькиной Г.Б. [13; 14; 15; 16; 21]. Основу разработанных методик формирования культуры безопасности в целом и базовых компетенций готовности к выполнению профессиональных обязанностей составляет система взаимосвязанных производственных ситуаций и их моделей. Представленная в [21; 22; 23] система моделей управления техносферной безопасностью охватывает десятки реальных ситуаций, возникающих ежедневно на железных дорогах и требующих принятия грамотных (культурных) решений в условиях жесткого дефицита времени. Теоретическую, в том числе, правовую базу обучения составляет нормативно-техническая документация, изучению которой традиционно посвящается серия лекционных курсов. На практических занятиях соответствующие знания проверяются, а умения использовать их детально прорабатываются путем решения модельных ситуационных задач. Для отработки навыков правильных действий каждая из задач прорабатывается до тех пор, пока студент не демонстрирует без-"й ошибочное владение отдельными опе-^ рациями (прием и передача сообщений, (D заполнение документов и т.п. [23]).
Обучение завершает отработка навыков принятия решений в форме коллективных деловых игр в согласии с системой моделей процесса управления техносферной безопасностью. Деловые игры, имитирующие весь спектр реальных производственных и возможных последствий принятых решений в их взаимосвязи, воспитывают чувство личной и коллективной ответственности, формируют внутреннюю потребность будущего специалиста в области техносферной безопасности овладевать средствами, методами и приемами управления защитой людей на транспорте как необходимыми навыками культуры безопасности в целом.
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Методологические основы создания системы непрерывного образования в сфере безопасности жизнедеятельности», № 16-16-59004. Библиографический список:
1. Audigier Teaching about society, passing on values/ Council of Europe Publishing. 1996. P 34.
2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы теории функциональных систем. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов вузов / [Тре-филов В.А, Бердышев О.В. и др.] под ред. В.А. Трефилова. - М.: Академия, 2011. - 304 с.
4. Бердышев О.В. Оценка риска: некоторые проблемы и пути их решения // Вестник Пермского национального исследовательского университета. Безопасность и управление рисками. 2015. № 2. С. 7-14.
5. Волков ЮГ., Добреньков В.И., Не-чипуренко В.Н., Попов А.Н. Социология: учебник для вузов / под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.
6. Воробьев Ю.Л. Культура безопасности жизнедеятельности: Системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современ-
ной России // Право и безопасность. 2006. №3-4 (20-21).
7. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. - М.: Деловой экспересс, 2006. - 316 с.
8. Долинина И.Г., Кушнарева О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. 2015. №9. С. 19-22.
9. Ерденова Г.Б. Феномен исследовательской культуры в непрерывном многоуровневом образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. №3. С. 75-78.
10. Исмагулова Г.К. Формирование интеллектуальной культуры в студенческой аудитории // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. №1. С. 16-19.
11. Кезин В.Г. Экологическая культура и место экологических отношений в ее составе // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Социально-экономические науки. 2014. №3 (24). С. 55-62.
12. Косынкина С.Э. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов технического вуза: дисс. ...к.п.н. - Самара: 2006. -181 с.
13. Лялькина Г.Б. Математические основы теории принятия решений: учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012.
14. Лялькина Г.Б. Надежность технических систем и техногенный риск. Часть 1. Надежность технических систем: учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2011. - 90 с.
15. Лялькина Г.Б. Ноксология. Ч. 1. История безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. В.А. Тре-филова. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 224 с.
16. Лялькина Г.Б., Толпышева С.В. Деловая игра как метод формирования компетенций специалиста по безо-
пасности на железнодорожном транспорте // Среднее профессиональное образование. 2010. №7. С. 32-33.
17. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. - М.: Росс. экологич. фе-дер. информ. агенство, 1996. - 151 с.
18. Переездчиков И.В., Крышевич О.В. Надёжность технических систем и техногенный риск: учеб. пособие. -М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002.44 с.
19. Росенко Н.И. Культурологический подход к формированию экономико-правовой культуры студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. №2. С. 71-76.
20. Стрельников А.В. К уточнению понятий «информация» и «информационная культура» // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. №4. С. 89-92.
21. Толпышева С.В. Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетенции безопасности техников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. №4. С. 21-28.
22. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. - Красноярск, 2012. - С. 201-245.
23. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов среднего звена на основе имитационных моделей // Образование и общество. 2011. №4. С. 9-13.
24. Фролов А.В., Шевченко А.С. Управление техносферной безопасностью: учеб. пособие. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 268 с.
Поступила 16.05.16
го
(Л ч— О
Ф
О ГО О) с
Е .о
о го о
го
о
üi о
About the author:
Lyalkina Galina Borisovna, Professor, Department of Life Safety, Perm National Research Polytechnic University (Russia, Perm, Komsomol PR-t, 29), Doctor of Sciences (Physics and Mathematics), Professor, [email protected]
For citation: Lyalkina G.B. The role of systemic approach in forming a culture of safety// Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. Р. 27-38. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-27-38
Об авторе:
Лялькина Галина Борисовна, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета (Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-т, д. 29), доктор физико-математических наук, профессор, [email protected]
Для цитирования: Лялькина Г.Б. Роль системного подхода в формировании культуры безопасности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 27-38. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-27-38
го с
го ii m CD