Научная статья на тему 'Формировании навыков техносферной безопасности старшеклассников на основе тренинга'

Формировании навыков техносферной безопасности старшеклассников на основе тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNOSPHERE / SAFETY / EDUCATION / TRAINING EXERCISES / ТЕХНОСФЕРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Э. Ш., Раджабова Р. В.

В статье рассматривается сложившийся, за последние столетие, симбиоз окружающей природы и технологического прорыва, породивший новую среду обитания. В это среде технологическая составляющая деятельности человека создают некую «иную окружающую среду», стабильную лишь под постоянным наблюдением и при активной поддержки со стороны человека. В этой связи ключевой проблемой выступает предотвращение потенциальных опасностей с помощью устранения их причин и сформированность навыков техносферной безопасности. С этих позиций, особенную важность заслуживает введение и распространение в педагогической практике образовательных организаций методик, форм и средств формирования основ техносферной безопасности, которая является одной из важнейших компонентов, составляющих учебно-воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING SAFETY SKILLS IN A TECHNOLOGICAL SPHERE TO HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with symbiosis of the surrounding nature and technological breakthrough that has created a new habitat in the last century. In this environment, the technological component of human activity creates a kind of "different environment” that is stable only under constant observation and with the active support of the person. In this regard, the key problem is the prevention of potential hazards through the elimination of their causes and the formation of the skills of technospheric safety. From these positions, of particular importance is the introduction and dissemination in educational practice of educational organizations of methods, forms and means of forming the foundations of technospheric safety, which is one of the most important components that make up the educational process.

Текст научной работы на тему «Формировании навыков техносферной безопасности старшеклассников на основе тренинга»

УДК 37.013

YusupovE.Sh., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

TEACHING SAFETY SKILLS IN A TECHNOLOGICAL SPHERE TO HIGH SCHOOL STUDENTS. The article deals with symbiosis of the surrounding nature and technological breakthrough that has created a new habitat in the last century. In this environment, the technological component of human activity creates a kind of "different environment" that is stable only under constant observation and with the active support of the person. In this regard, the key problem is the prevention of potential hazards through the elimination of their causes and the formation of the skills of technospheric safety. From these positions, of particular importance is the introduction and dissemination in educational practice of educational organizations of methods, forms and means of forming the foundations of technospheric safety, which is one of the most important components that make up the educational process.

Key words: technosphere, safety, education, training exercises.

Э.Ш. Юсупов, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГА

В статье рассматривается сложившийся, за последние столетие, симбиоз окружающей природы и технологического прорыва, породивший новую среду обитания. В это среде технологическая составляющая деятельности человека создают некую «иную окружающую среду», стабильную лишь под постоянным наблюдением и при активной поддержки со стороны человека. В этой связи ключевой проблемой выступает предотвращение потенциальных опасностей с помощью устранения их причин и сформированность навыков техносферной безопасности. С этих позиций, особенную важность заслуживает введение и распространение в педагогической практике образовательных организаций методик, форм и средств формирования основ техносферной безопасности, которая является одной из важнейших компонентов, составляющих учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: техносфера, безопасность, образование, тренинговые упражнения.

Современное общество характеризуется технологическим развитием, что в свою очередь приводит к формированию техносферной среды. Техносфера, развиваясь и распространяясь во все сферы жизнедеятельности человечества, требует от него повышенного внимания к себе, став ключевой проблемой современности. Это выражается в тех мерах безопасности, к которым приходится прибегать в случае чрезвычайных ситуаций, средствах защиты, предпринимаемых человеком и включающих в себя не только предохранение в уже сложившихся серьезных ситуациях, позволяющих оградить лишь частично от надвигающихся угроз, причем не самых главных, но еще и предотвратить возможные опасности с помощью ликвидации их причин, преобразив окружающую среду и устранив следствия, порождающие эти опасности.

С этих позиций проблема поведение человека в чрезвычайных ситуациях, формирование умений и навыков техносферной безопасности еще со школьной скамьи приобретает остроту и является актуальной.

За последние столетие сложившийся симбиоз окружающей природы и технологического прорыва является объективной реальностью, которая порождает новую среду обитания. В это среде технологическая составляющая деятельности человека создают некую «иную окружающую среду», стабильную лишь под постоянным наблюдением и при активной поддержке со стороны человека. Окружающая нас техника становится средой в самом полном смысле этого слова, она обступает людей всюду, отодвигая природу на второй план.

Технологичность современного общества уже составляет единую среду обитания современного человека, называемую «техносфера». Техносфера подразумевает под собой объединение технических систем, нуждающихся в постоянном обновлении и модернизации, при этом, вынуждая уделять серьезное внимание безопасности во время её эксплуатации. С этих позиций под «технос-ферной безопасностью» понимаются правила и инструкции, содействующие предотвращению всевозможных опасных и негативных воздействий, а также умения и навыки, способствующие ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [1, с. 18].

К основным критериям и оценочным показателям техносферной безопасности, позволяющим ограничить воздействия вредных и опасных негативных факторов, влияющих на здоровье человека, относятся:

- предельно допустимый уровень различного рода потоков энергии (ионизирующей, электромагнитной, механической, тепловой), воздействие которых неблагоприятны для человека;

- предельно допустимые дозы, приобретенных за время активного влияния на организм человека негативных техногенных факторов;

- предельно допустимые концентрации токсических и загрязняющих веществ, нежелательных для человеческого организма;

- предельно допустимые выбросы в атмосферу, пагубно влияющие на дыхательные органы человека;

- предельно допустимое время влияния опасных и вредоносных факторов на человека;

- предельно допустимые сбросы в гидросферу объемов токсических и загрязняющих веществ, губительно действующие на окружающую природную среду;

- предельно допустимый риск действия отрицательных факторов техносферы на состояние окружающей природной среды.

Описанные критерии и оценочные показатели техносферной безопасности, позволяют говорить о том, что центральное место в развитии личности должно занять самосохранение жизни и здоровья. В это связи проблему формирования навыков техносферной безопасности особенно в старшей школе, вряд ли можно переоценить, так как именно в старших классах происходит переоценка ценностей. Этому способствует то, что мышление старшеклассников вступает в завершающую стадию зрелости, приобретая способность анализировать, генерировать, воспринимать правила и инструкции. Старшеклассники выделяются сравнительно высокой степенью развития кругозором, познавательным и логическим поведением, умением самостоятельно обобщать и делать необходимые выводы.

С этих позиций, особенную важность заслуживает введение и распространение в педагогической практике образовательных организаций методик, форм и средств формирования основ техносферной безопасности, которая является одной из важнейших компонентов, составляющих учебно-воспитательного процесс [2, с. 139].

Образование, получаемое в рамках школьных программ является основой в структуре системы обучения и воспитания, а знания, приобретаемые в школе, являются фундаментальной базой и имеют первостепенное значение для становления и развития личности. При этом от того, насколько качественно освоен изучаемый материал школьных предметов, существенно зависит процесс дальнейшего самосовершенствования человека.

Следовательно, школьное образование, получаемое в рамках техносфер-ной безопасности должно дать учащимся знания правил и инструкций, способствующих предотвратить влияние опасных и вредоносных факторов, а также сформировать у них умения и навыки, позволяющие действовать решительно в условиях чрезвычайной ситуации. Таким образом, повышение заинтересованности учащихся к основам техносферной безопасности являются актуальной проблемой, решение которой видится через увеличение познавательной активности старшеклассников к вопросам безопасности в окружающей техносферной среде.

Анализ содержания образовательной области безопасности жизнедеятельности, реализуемого в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», показал, что вопросы, связанные с «техносферной безопасностью» не раскрыты в полной мере из-за отсутствия системы структурированной классификации предметных понятий, что не позволяет сформировать у старшеклассников достаточного объема знаний и представления об изучаемых объектах техногенной среды. Отсутствие теоретической основы и целостного предоставления в области техносферной безопасности, а также системного понятийного аппарата, не позволяет качественно формировать предметные знания старшеклассников в области техносферной безопасности, что, в свою очередь, не позволяет реализовать метапредметные взаимосвязи с другими учебными предметными [3, с. 37].

Таким образом, в содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» не достаточно выражена интеграция научного знания в практику формирования техносферной безопасности. Учебные программы и методическая литература по основам безопасности жизнедеятельности, несмотря на разнообразие

накопленного фактологического материала, не уделяют должного внимания предметному изучению основ безопасного поведения в технологично развитой среде. Приведенный в учебниках материал зачастую дублируется из года в год, а процесс формирования теоретических основ сводится к перечислению происшедших чрезвычайных событий различного характера, и описанию внешних признаков объектов, процессов и явлений окружающей действительности.

На наш взгляд, одной из результативных форм, по формированию основ безопасности в техносферной среде, являются проведения занятий на основе тренинговых упражнений. В рамках тренинговых упражнений происходит развитие умений и навыков поведения в нестандартных условиях, формируется психологическая устойчивость при возникновении чрезвычайных ситуациях. Тренинговые упражнения выступают в качестве специальных тренировок, предназначенных для формирования и развития у старшеклассников положительных установок и привычек, позволяющих соблюдать правила безопасности в техносферной среде. Занятия, проводимые на основе тренинга, создают атмосферу неформального и непринужденного общения, которое помогает учащимся найти правильное решение из множества вариантов развития проблемы, делая процесс обучения увлекательным и занимательным [4, с. 1240].

С этих позиций нами предлагается элективный курс «Безопасность в техносферной среде», разработанный на основе тренинговых упражнений, выступающих в качестве формы интерактивного обучения, способствуя развитию психологической готовности и групповому взаимодействию старшеклассников при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основной целью элективного курса является формирование техносферной безопасности старшеклассников. Задачами, решаемыми в рамках предложенного элективного курса, выступают:

- создание условий, способствующих правильно оценивать сложившую ситуацию;

- вырабатывание устойчивого психологического и эмоционального состояния при чрезвычайных ситуациях;

- усвоение правил и инструкций поведения в нестандартных обстоятельствах;

- вырабатывание умений и навыков совместной деятельности.

В качестве методологической основы элективного курса заложены следующие принципы:

Библиографический список

- принцип активности. Вовлекать старшеклассников в разнообразные игровые упражнения, создавать такие ситуации, при которых они имели бы возможность понять и попробовать новые способы поведения в экстремальных условиях.

- принцип исследовательской деятельности. Организуя работу в группах, создавать обстоятельства, в которых старшеклассникам самостоятельно необходимо найти решение возникшей проблемы.

- принцип объективного оценивания. Свести поведение старшеклассников с эмоционального на осознанный уровень. При этом организовать обратную связь, позволяющую объективно оценивать свое поведение, поступки и чувствах, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Элективный курс, основанный на тренинговых упражнениях, подразумевает работу в группах, наполненную разнообразным содержанием и обладающую общей гибкой структурой, состоящей из трех основных этапов.

Этап I. Целевой компонент. Основной целью первого этапа является настроить группу на коллективную работу, создать условия, позволяющие испытывать положительные эмоции всем участникам. К основным процедурам работы можно отнести приветствие, которое сплачивает коллектив, повышает внутренние ресурсы, позволяет продуктивно работать в группе.

Этап II. Проектировочный. Данный этап характеризуется смысловой нагрузкой, включающей в себя упражнения, дискуссии, анализ конкретных чрезвычайных ситуаций, направленных на развитие основ техносферной безопасности старшеклассников.

Этап III. Заключительный. В рамках третьего этапа подводятся итоги проведенных тренинговых упражнений, выделяются основные моменты и аргументированные выводы, также осуществляется саморефлексия.

В ходе реализации элективного курса используются такие методические приемы как игровой метод, мозговой штурм, дискуссия, сюжетно-ролевое моделирование, разбор реальных чрезвычайных происшествий.

Таким образом, в результате реализации элективного курса «Безопасность в техносферной среде» старшеклассники осваивают знания о правилах и инструкциях поведения в техносфере; у них формируются умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также безопасного поведения в критических условиях и чрезвычайных обстоятельствах; формируется психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям; способность к организации деятельности по предотвращению влияния негативных факторов на здоровье человека и природную среду.

1. Цейко В.А. Сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников. Педагогические науки. 2013; № 4: 17 - 23.

2. Гафнера В. Педагогика безопасности: наука и образование. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Екатеринбург - 2012; Ч. 1: 137 - 143.

3. Михайленко Д.А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности. Молодой ученый. Москва. 2015; № 6 (4): 36 - 38.

4. Овчинникова И.С., Кобзева Н.А. Тренинг как технология активного обучения. Молодой ученый. 2015; № 10: 1239 - 1241. References

1. Cejko V.A. Suschnost' i struktura kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti starsheklassnikov. Pedagogicheskie nauki. 2013; № 4: 17 - 23.

2. Gafnera V. Pedagogika bezopasnosti: nauka i obrazovanie. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ekaterinburg. - 2012; Ch. 1: 137 - 143.

3. Mihajlenko D.A. Razvitie umenij i navykov bezopasnogo povedeniya v gorodskoj srede pri izuchenii kursa osnov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Molodoj uchenyj. Moskva. 2015; № 6 (4): 36 - 38.

4. Ovchinnikova I.S., Kobzeva N.A. Trening kak tehnologiya aktivnogo obucheniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 10: 1239 - 1241.

Статья поступила в редакцию 14.11.18

УДК 793.31(571.56)

Yadreeva A.P., senior teacher, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

NON-PROFESSIONAL DANCING OF YAKUTIA. The article studies how to preserve features of folk dances and analyzes amateurs' dancing in Yakutia. The paper shown the need to preserve the best examples of traditional dance culture in connection with some departure from the national basis. The author proves that in tis important to understand the specifics of cultural traditions, achievements and promotion of dance heritage, its spiritual wealth. The role and importance of amateurs' dance groups of Yakutia in the development, introduction and preservation of historical and cultural heritage in the socio-cultural environment is revealed. There is a transformation of traditional dance forms, where their original meaning is lost. The Republic of Sakha (Yakutia) has its own set traditional ethnic characteristics, which are carefully identified and are added to the stage design. If properly collected and recorded, the folklore dance provides rich material for a new dancing stage.

Key words: ethnicity, ulus, Dolgans, Neryungri, Mirninsky, Namsky, Khangalassky, Upper Vilyui, Suntarsky and Nyurbinsky districts, Megino-Kanga-lassky, Churapchinsky, Ust-Aldansky, Momsky Ulus.

А.П. Ядреева, ст. преп. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЯКУТИИ

Статья посвящена вопросам сохранения особенностям развития народного танца и анализу самодеятельного танцевального творчества Якутии, необходимостью сохранения лучших образцов традиционной танцевальной культуры в связи с некоторым отходом от национальной основы. Для понимания особенностей культурных традиций, достижений и пропаганды танцевального наследия, его духовного богатства. Рассматривается роль и значение самодеятельных танцевальных коллективов Якутии в развитии, приобщении и сохранении историко-культурного наследия в социально-культурной среде. Идет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.