Научная статья на тему 'Негативные факторы техносферы'

Негативные факторы техносферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3032
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ТЕХНОСФЕРА / РИСК / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Северин Н.Н., Васюткина Д.И., Фурманов И.В.

Проведен анализ негативных факторов в современной техносфере и дается обоснование управления техносферным риском с целью обеспечения безопасности человека, его жизнедеятельности и окружающей среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негативные факторы техносферы»

Продолжение таблицы 1

B 85,50 82,35 55,00

D 85,10 83,80

F 97,20 86,21

H 85,50 86,40

J 83,50 83,20

Для подтверждения полученных результатов были проведены натурные наблюдения. Измерения уровня шума осуществлялось с помощью шумомера CEM DT - 8852, погрешность которого составляет ± 1.4 дБ [3]. В результате были получены данные (таблица 1), сходные по значению с уровнем шума, полученным расчетным методом. Однако в точках C и F уровень шума оказался значительно выше, чем расчетный, что можно объясняться наличием дополнительных источников воздействия. Так, например, в непосредственной близости от точки С расположен торговый комплекс «Сибирь» с наружной аудиорекламой, а возле точки F находится промышленная территория завода. Кроме того, в данной точке происходит разветвление путей, что обуславливает множество стыков между рельсами.

В результате проведенных исследований было установлено, что реальный уровень шума вдоль железнодорожных путей в г. Абакане выше расчетного, т.к. кроме железнодорожного транспорта в шумовое загрязнение территории вносят вклад и другие техногенные факторы.

Для снижения уровня шумового воздействия от железнодорожного транспорта рекомендуется: устанавливать шумозащитные экраны, использовать бесстыковую конструкцию рельсов, применять амортизирующие прокладки между шпалами и рельсами, совершенствовать сцепку ходовых частей вагонов и локомотива.

Список использованной литературы:

1. ГОСТ Р 54933-2012. Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом

2. СНиП 23-03-2003 Защита от шума. Москва: ГОССТРОЙ РОССИИ, 2003.

3. Измерители уровня звука. Шумомер модель DT - 8851/52 Руководство по эксплуатации. v. 2011-06-28 AMV MIT DVB.

© Сайфуллин В.Р., Шанина Е.В., 2015

УДК 614

Н.Н.Северин

д.п.н., профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Д.И.Васюткина

ассистент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

И.В.Фурманов

аспирант кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

г. Белгород, Российская Федерация

НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ТЕХНОСФЕРЫ

Аннотация

Проведен анализ негативных факторов в современной техносфере и дается обоснование управления техносферным риском с целью обеспечения безопасности человека, его жизнедеятельности и окружающей среды

Ключевые слова

негативные факторы, техносфера, риск, управление, защита.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

В современной техносфере формируются новые негативные факторы; условия труда, и жизни человека значительно превышают адаптационные, физиологические и психологические возможности организма. По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительным. Поэтому проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека становится все более актуальной. Настало время задуматься о путях и возможностях поддержания качества среды обитания на уровне, необходимом для сохранения здоровья людей и устойчивого существования всех земных живых популяций. Иначе человечество окажется перед фактом возникновения в природе необратимых процессов глобального масштаба, приводящих к гибели всего живого.

Роль школы и вузов состоит в том, чтобы подготовить граждан не только к выживанию в условиях нарастающих техногенных опасностей, но и к освоению новой культуры безопасного поведения, основанной на ресурсо- и здоровье сберегающих технологиях, бережном отношении к окружающей нас природной среде [1, с. 54].

Решение проблем безопасности жизнедеятельности человека и общества требует активной позиции молодежи, развития гражданского самосознания, готовности к добровольному ограничению некоторых индивидуальных прав и свобод во имя общей безопасности. Это возможно только в обществе, организованном на принципах демократии, дисциплины, законности и культуры безопасности, реализация которых возможна лишь на основе массового изучения и освоения культуры безопасного поведения и воспитания, охватывающей все ступени образования - от дошкольного воспитания до системы повышения квалификации и переподготовки кадров [2, с. 255].

Вместе с тем развитие техносферы, имевшее в ХХ веке исключительно высокие темпы, привело к ряду негативных результатов. По ходу развития возникли трудноразрешимые глобальные проблемы и, прежде всего, экологические. На планете и во многих ее регионах резко ухудшилась экологическая обстановка, обусловленная обострением противоречий между обществом и природой, антагонизмом между процессом развития производительных сил и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания, усилением антропогенной нагрузки на Землю, разрушением экологического равновесия [3, с. 252].

Управление техногенным риском осуществляется в основном, с целью обеспечения безопасности человека, его жизнедеятельности и окружающей среды [4, с. 42]. Поскольку безопасность этих компонентов есть состояние защищенности, оно может регулироваться, т.е. фактически быть объектом управления. Поэтому часто говорят об управлении безопасностью человека, жизнедеятельности, окружающей среды. В случаях техногенных рисков, испытываемых человеком, речь может идти раздельно для персонала предприятия-источника опасности (например, потенциально опасного объекта) и проживающего вблизи населения. В этом случае по отношению к персоналу предприятия говорят об управлении профессиональным риском, управлении безопасностью профессиональной деятельности. Однако часто в сферу профессионального риска в качестве его объектов включают вблизи проживающее население и окружающую среду - природную и искусственную. Такой подход обусловлен соображением, что в конечном итоге этот риск является порождением чьей-то профессиональной деятельности [5, с. 220].

Для эффективного управления безопасностью различных видов профессиональной деятельности необходимо иметь достаточно развитую систему методов анализа и оценки сопровождающих рассматриваемый вид деятельности опасностей. Эти методы, как уже указывалось, основываются на использовании количественных показателей риска. Показатели риска должны обеспечивать сравнимость [6, с. 69]:

— безопасности различных видов профессиональной деятельности;

— состояния безопасности между отраслями промышленности и предприятиями;

— безопасности различных категорий работающих (профессий).

Безопасность профессиональной деятельности характеризует защищенность персонала, населения прилегающих к промышленным объектам территорий и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении рассматриваемого вида профессиональной деятельности. Степень опасности профессиональной деятельности количественно можно характеризовать риском. При этом следует иметь в виду, что безопасность и риск - инверсии, поскольку безопасность - состояние защищенности, а риск - мера опасности. То есть, при оценке, чем выше значение риска, тем меньше безопасность [7, с. 54].

Таким образом, с целью снижения риска производственной деятельности для персонала, населения, окружающей среды осуществляют мониторинг, ограничения, защиту.

Защита является составной частью мер обеспечения безопасности, представляет собой комплекс специфических мероприятий и проводится с целью обеспечения сохранности жизни и здоровья персонала и населения, целостности и функциональных возможностей материальных объектов и окружающей среды. Управление техногенным риском, управление безопасностью профессиональной деятельности по большому счету сводится к разработке и реализации программ деятельности по предотвращению аварий, снижению их возможных последствий, обеспечению мониторинга, ограничений и защиты в процессе производственной деятельности. Цель этого управления - достижение приемлемого уровня риска [8, с. 120]. Список использованной литературы:

1. Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Нестерова Н.В. Основы защиты в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. 248 с.

2. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Нестерова Н.В., Бабешко Н.Ю. Определяющие и влияющие факторы безопасности ВУЗа // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Материалы 13 Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 2008. С. 254-256

3. Шаптала В.Г., Шульженко В.Н., Радоуцкий В.Ю., Нестерова Н.В. Факторы экологического риска образовательных учреждений // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 2008. С. 250 -253.

4. Ветрова Ю.В., Ковалева Е.Г., Нестерова Н.В.Управление системой жизнеобеспечения высшего учебного заведения // Актуальные проблемы технических наук. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 40-43.

5. Ковалева Е.Г., Нестерова Н.В Сравнительный анализ методов оценки рисков в учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014 №5. С. 220-223.

6. Нестерова Н.В, Васюткина Д.И., Павленко А.В Обоснование единой системы обеспечения комплексной безопасности // Наука: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 68-70.

7. Нестерова Н.В., Гревцев М.В., Харыбин А.В. Факторы определяющие состояние защищенности высшего учебного заведения // Эволюция современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 56 -58.

8. Ветрова Ю.В., Васюткина Д.И., Нестерова Н.В. Пункты управления систем обеспечения безопасности высших учебных заведений // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 3. С. 120-123.

© Северин Н.Н., Васюткина Д.И., Фурманов И.В.,2015

УДК 69.04

С.А. Симбирцева

Магистрант, Архитектурно-строительный факультет Тольяттинский Государственный Университет г. Тольятти, Российская Федерация

К ВОПРОСУ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УСИЛЕНИЯ СЖАТЫХ СТЕРЖНЕЙ СТАЛЬНЫХ

ФЕРМ ИЗ УГОЛКОВОГО ПРОКАТА

Аннотация

Необходимость усиления конструкций, в том числе и стальных ферм покрытия, появляется при реконструкции вследствие наличия дефектов или необходимости увеличения нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.