Научная статья на тему 'Роль правовой подготовки в формировании компетенций студентов направления "техносферная безопасность"'

Роль правовой подготовки в формировании компетенций студентов направления "техносферная безопасность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TECHNOSPHERE SAFETY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПОДГОТОВКА / TRAINING / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / LEGAL FRAMEWORK / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Ирина Валерьевна

Приведена оценка значимости правовых компетенций, сформированных у студентов направления «Техносферная безопасность», для успешности их профессиональной деятельности. Проанализированы требования государственных образовательных стандартов второго и третьего поколений в части правовой подготовки выпускников. Обоснована необходимость расширения спектра правовых дисциплин в учебных планах подготовки по направлению «Техносферная безопасность»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment of the importance of legal competence, the students formed direction «Technosphere safety» for the success of their professional activities. Analyzing the requirements of state educational standards of second and third generations of the legal training of graduates. The necessity of expanding the range of legal disciplines in the curriculum of education in «Technosphere safety».

Текст научной работы на тему «Роль правовой подготовки в формировании компетенций студентов направления "техносферная безопасность"»

4. Carrol A. Corporate Social Responsibility: Evolution Development: A theoretical Exploration of Business-of Definitional Construct // Business and Society, Society Relations // Journal of Business Ethics. 2005. 1999. Vol. 38. N.3. — P.268-295. Vol.61. №3. — P.263-281.

5. Steurer R., Langer M., Konrad A., Martinuzzi A. Corporations, Stakeholders and Sustainable

РОЛЬ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Вдовина Ирина Валерьевна

Канд. техн. наук, доцент кафедры безопасности производства и промышленной экологии ФГБОУ ВПО Уфимский

государственный авиационный технический университет, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

Приведена оценка значимости правовых компетенций, сформированных у студентов направления «Техносфер-ная безопасность», для успешности их профессиональной деятельности. Проанализированы требования государственных образовательных стандартов второго и третьего поколений в части правовой подготовки выпускников. Обоснована необходимость расширения спектра правовых дисциплин в учебных планах подготовки по направлению «Техносферная безопасность». ABSTRACT

The assessment of the importance of legal competence, the students formed direction «Technosphere safety» for the success of their professional activities. Analyzing the requirements of state educational standards of second and third generations of the legal training of graduates. The necessity of expanding the range of legal disciplines in the curriculum of education in «Technosphere safety».

Ключевые слова: техносферная безопасность, компетенции, подготовка, нормативно-правовая база, стандарты образования

Keywords: technosphere safety, competence, training, legal framework, education standards

Человечество на каждом этапе своего развития стремилось оптимизировать свою деятельность при помощи различных орудий труда, а впоследствии машинами и роботизированной техникой. Тем самым окружающее пространство человек превратил в техносферу, т.е. определенную область, в которой распространены технические изделия, устройства, созданные человеком. На сегодняшний день под техносферой понимают часть биосферы, преобразованной человеком масштабным использованием технических объектов для удовлетворения потребностей общества. Окружив себя техническими системами различной сложности, человек породил новую среду, которая стала представлять серьезную угрозу для создателя. Мировые катастрофы, такие как выброс диоксинов в Севезо (1976), метилизоцианата в Бхопале (1984), взрыв на Чернобыльской АЭС (1986) и множество других событий, которые стали огромной трагедией для человечества, привели к осознанию того, что необходимо развивать знания о сформировавшейся техносфере и учиться защищаться от тех опасностей, которые человек сам же и сотворил. Так стало развиваться направление, которое получило название «техносферная безопасность».

В общем смысле, под термином «техносферная безопасность» понимают состояние защищенности личности, общества, государства от опасностей, порожденных техносферой. В связи с неутешительной статистикой техногенных аварий и катастроф, становится понятно, что специалисты в области обеспечения безопасности труда, экологической и промышленной безопасности, которые являются составляющими техносферной безопасности, востребованы сегодня, как никогда.

Образовательное направление «Техносферная безопасность» стало приемником такого направления подготовки, как «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», которое, в свою очередь, стала ответом на осознание необходимости введения сначала отдельной

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» во все Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 1-го и 2-го поколений, а затем ее выделение в отдельное образовательное направление с подготовкой квалифицированных специалистов в области защиты человека от опасностей различного происхождения.

После аварии в г.Севезо одним из первых шагов развитых стран в направлении обеспечения безопасности промышленных объектов стало принятие Директивы Европейского сообщества от 24 июня 1982 г. № 82/501/ЕЭС по предотвращению крупных промышленных аварий (Директива Севезо), на основе которой в дальнейшем развивалось законодательство в области промышленной безопасности в разных странах. На основе принятой директивы и иных нормативно-правовых актов стали разрабатываться и внедряться различные организационные и технические методы безопасности. Таким образом, видно, что нормативно-правовая база есть один из ключевых аспектов в обеспечении техносферной безопасности.

На сегодняшний день законодательная база обеспечения техносферной безопасности претерпевает серьезные изменения. Принимаются новые законы, вступают в силу редакции нормативно-правовых актов, содержащие новые требования к регулированию правоотношений в установленной сфере. Например, в сфере охраны труда принятие Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ ФЗ «О специальной оценке условий труда». В сфере промышленной безопасности изменения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ в редакции Федерального закона от 04.03.2013 №22-ФЗ, предусматривающие классификацию опасных производственных объектов по 4 классам опасности и установлении определенного надзорного режима, а, следовательно, перерегистрацию опасных производ-

ственных объектов с присвоением класса опасности, требование о разработке обоснований безопасности, а также введение в действие новых федеральных норм и правил безопасности вместо действовавших правил безопасности. Также серьезные изменения внесены в экологическое законодательство. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 №°219-ФЗ предусматривает категорирование объектов по степени воздействия на окружающую среду, их регистрацию и введение новых видов разрешительной документации (комплексного экологического разрешения, декларации о воздействии на окружающую среду), введение понятия «наилучшие доступные технологии» и необходимость их внедрения и т.д. Также нельзя не отметить постоянные изменения в законодательстве об экспертизе безопасности, которая является одной из профессиональных сфер деятельности выпускников по направлению «Техносферная безопасность». Речь идет о сокращении случаев проведения государственной экологической экспертизы, проведении государственной или негосударственной градостроительных экспертиз в части определения безопасности проектируемых объектов. Таким образом, анализируя действующее законодательство в сфере техносферной безопасности, можно прийти к выводу, что будущие выпускники данного направления будут осуществлять свою профессиональную деятельность в новом правовом поле, а, следовательно, одной из важнейших профессиональных задач для них будет являться организация и ведение хозяйственной деятельности предприятий и организаций согласно новым требованиям законодательства. В перспективе это будет определять успешность работы хозяйствующего субъекта на российском, и особенно на зарубежном рынке, так как известно, что для выхода на международный уровень необходимо доказать безопасность реализуемой деятельности.

Помимо этого, для специалиста в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере, приоритетом должны являться жизнь и здоровье людей, что невозможно без обеспечения безопасности трудового процесса. Статистика показывает, что на тех предприятиях и в организациях, где выстроена функционирующая по установленным нормам система управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, потери, обусловленные заболеваемостью и травматизмом, существенно снижаются. А для того, чтобы выстроить и поддерживать работоспособность таких систем, необходимо четко знать нормативно-правовые основы.

Как известно, новые образовательные стандарты (ФГОС ВПО 3 поколения и ФГОС ВО поколения 3+) базируются на компетентностно-ориентированном подходе. Анализируя компетенции образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Техносферная безопасность», можно сказать, что компетенций, прямо или косвенно содержащих требование о необходимости знания студентами нормативно-правовых актов в области безопасности составляет 20% для бакалавриата и 14% для магистратуры. Примерами таких компетенций являются:

1) при подготовке бакалавров (согласно ФГОС ВО направления подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность)

- владение компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);

- владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы без-

опасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

- способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ОПК-3);

- готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-8);

- готовность участвовать в экспертизах безопасности, регламентированных действующими государственными требованиями (ППК-12);

2) при подготовке магистров (согласно ФГОС ВО направления подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность)

- способность осуществлять взаимодействие с государственными службами в области экологической, производственной, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях (ОУ-2);

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов по вопросам техносферной безопасности (ОУ-3);

- способность проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов (ЭНИ-2);

- способность разрабатывать рекомендации по повышению уровня безопасности объекта (ЭНИ-3);

- способность проводить экспертизу безопасности объекта, сертификацию изделий машин, материалов на безопасность (ЭНИ-5);

- способность проводить научную экспертизу безопасности новых проектов, аудит систем безопасности (ЭНИ-6);

- способность осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой (ЭНИ-7).

Однако, для реализации установленных компетенций количество дисциплин, обеспечивающих нормативно-правовую подготовку студентов, крайне мало. Сравнивая требования к перечню обязательных дисциплин стандарта ГОС ВПО 2-го поколения по направлению 656500 (280100) «Безопасность жизнедеятельности» и дисциплинам, предусмотренных стандартами 3-го поколения по направлению «Техносферная безопасность», можно выявить, что в предыдущем стандарте были определены следующие дисциплины:

«Правоведение» (общая дисциплина всех рассматриваемых специальностей);

«Безопасность труда», «Законодательство в БЖД», «Экспертиза проектов» (для специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»);

«Управление безопасностью труда» и «Аттестация рабочих мест» (для специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств»);

«Правовые основы гражданской защиты», «Организация и ведение аварийно-спасательных работ», «Тактика сил РСЧС и ГО» (для специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях»).

В настоящее же время стандарты 3 -го поколения в качестве обязательных дисциплин с правовой основой предусматривают две дисциплины «Управление техно-сферной безопасностью» и «Надзор и контроль в сфере безопасности». Однако при сопоставлении количества и

содержания компетенций видно, что обеспечить правовую подготовку студентов в области обеспечения безопасности таким набором дисциплин крайне затруднительно. Таким образом, при проектировании и корректировании учебных планов при введении в действие новых стандар-

тов поколения 3+, разработчикам необходимо предусмотреть увеличение количества дисциплин правовой направленности и усиление подготовки студентов в формировании у них компетенций, прямо или косвенно содержащих требования знаний нормативно-правовой базы обеспечения техносферной безопасности.

РЕИТИНГ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Веремьёва Наталия Васильевна

канд. пед. наук, доцент каф. педагогики и образовательных технологий, ИвГУ, г. Иваново

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия применения рейтинга как средства диагностики в процессе обучения студентов. ABSTRACT

The article considers the psychological and pedagogical conditions of usage rating as way of diagnostic of achievements during student education.

Ключевые слова: рейтинг, виды контроля, психолого-педагогические условия. Key words: rating, types of control, psychological and pedagogical conditions.

Вопрос выявления и применения эффективных средств оценивания результатов обучения студентов в условиях реализации современных технологий обучения и идей компетентностного, деятельностного, личностно-развивающего и уровневого подходов к образованию актуален в теории и практике.

Выводы, представленные в данной статье, обоснованы практикой преподавания психолого-педагогических дисциплин в ИГЭУ на биолого-химическом факультете на протяжении последних 10 лет.

Одно из назначений традиционных форм оценивания состоит в том, что они позволяют выявить насколько выпускник, как правило, готов к овладению профессиональными функциями, но не к их реализации. Проводимая нами работа изначально была ориентирована на достижение не столько «образовательного результата», сколько именно «учебных достижений» студентов, поскольку это есть не что иное как субъективное переживание студентом полученного результата как значимого положительного события. Обращаясь к идеям компетентностного подхода, следует подчеркнуть, что компетенция - это особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов обучающегося для эффективной деятельности в ситуации неопределенности, то есть, по сути - проблемной ситуации, развитие и результат которой непредсказуемы, а успешное ее решение невозможно на основе каких-то выработанных алгоритмов деятельности. В то же время сама деятельность по решению проблемной ситуации (или ситуационной задачи) невозможна без определенных знаний, умений и опыта деятельности студентов. Следовательно, нужно обращаться к такому педагогическому инструментарию, который позволит значительно повысить эффективность диагностической деятельности как в отношении преподавателя, так и самих студентов. Наше внимание было обращено на рейтинговую систему оценивания, которая используется на биолого-химическом факультете ИвГУ.

В ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла мы реализовывали следующие принципы и особенности применения рейтинга в оценивании учебных достижений студентов:

1) Открытость. Все условия, критерии и средства оценивания разъясняются и обсуждаются на первом (вводном) занятии, при необходимости - корректируются и в итоге принимаются всеми участниками педагогического процесса (преподавателем и студентами). В ходе процесса обучения полученные результаты также анализируются и обсуждаются, при этом акцентируется внимание на анализе самого процесса достижения результатов.

2) Поуровневость в оценке. За выполнение задач разных уровней сложности (уровни сложности задач и заданий: репродукционный, продуктивный и творческий) студенты получают разное количество баллов.

3) Стимулирующая роль дополнительных баллов. Студентам обязательно предлагается выполнение дополнительных индивидуальных и творческих заданий и проектов. Результаты выполнения отображаются в выступлениях с докладами и сообщениями, подготовке презентаций по результатам исследований и поисковой деятельности, разработке творческих заданий (кроссворды, схемные и опорные конспекты и др.) по изучаемым темам.

4) Оценка результатов обучения в баллах не вызывает стресса и не усредняет студентов.

Основные психолого-педагогические условия применения рейтинга как средства диагностики учебных достижений студентов следующие:

1) максимально стимулировать и мотивировать студентов в их продвижении;

2) охватывать всех студентов и при этом их отношение к результатам своей деятельности корректировать не только путем влияния преподавателя, но и одногруппников, а также- активизацией рефлексивной стороны личности самих студентов;

3) поддерживать дух соревнования, следовательно, влиять на личностное выражение и фактуализацию накопленного студентами опыта деятельности;

4) развивать рефлексивную и творческую стороны личности, побуждать к переосмыслению результатов деятельности с учетом собственного опыта и достижений;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.