Долинина И.Г.
подготовка кадров высшей квалификации: техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности
обучающихся
Профессиональное обучение современной России развивается в условиях своего рода методологической коллизии, которая заключается в повышении и усложнении требований государственных структур к теоретическому и методическому оснащению учебного процесса и недостаточным, а в ряде случаев отсутствием педагогического образования профессорско-преподавательского состава университетов. Многочисленные учебно-методические комплексы дисциплин различных предметных и отраслевых областей подготовки на основе компетент-ностного подхода зачастую разрабатываются интуитивно.
решение проблемы видится в разработке и внедрении программ аспирантуры по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования, что решает в какой-то мере и проблему гуманизации профессионального образования, поскольку создает у аспирантов, будущих преподавателей целевую ориентации на ценностные ориентации социального гуманистического смысла и при подготовке специалистов в системе многоуровневого технического образования.
Таким образом, выполняя социальный заказ в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» разработана профессиональная образовательная программа высшего образования - программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (ОПОП аспирантуры, программа аспирантуры) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Программа аспирантуры «Теория и методика профессионального образования (техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности)» регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя:
общую характеристику программы аспирантуры; учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, программы практик, оценочные средства, методические материалы, иные компоненты, включенные в состав образовательной программы и обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Настоящая основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 № 902 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации);
• Приказ Минобрнауки РФ от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 26.03.2014 № 233 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 02.09.2014 №1192 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.... научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей»;
• Паспорт научной специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, разработанный экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства в связи с утверждением приказа Минобрнау-ки России от 25 февраля 2009 г. №59 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (редакция от 14 декабря 2015 года);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2016 г. № 227 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября
2013 г. № 842 г. Москва «О порядке присуждения ученых степеней»;
• Локальные акты ПНИПУ.
Целью программы аспирантуры является подготовка специалистов высшей квалификации широкого профиля по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки и формирование у обучающихся компетенций, позволяющих выпускникам быть востребованными в различных сферах научной, педагогической, производственной и экономической деятельности, а также оборонно-промышленного комплекса. Выпускник аспирантуры способен к критическому анализу и оценке современных научных идей и построению моделей для решения практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
Нормативный срок освоения программы аспирантуры при очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 3 года.
Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за весь период обучения равна 180 зачетным единицам (6480 час.), включая все виды аудиторной и самостоятельной работы аспиранта, практики и время, отводимое на контроль качества освоения аспирантом программы, каникулы.
Область профессиональной деятельности выпускника, освоившего программы аспирантуры по направлению подготовки 4506.01 Образование и педагогические науки включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработка и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.
Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры по программе аспирантуры включает теоретико-методическое обеспечение профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области техносферная безопасность на уровне высшего образования, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.
Объектами профессиональной деятельности выпускника, освоившего программы аспирантуры, являются: образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.
В соответствии с ФГОС ВО по направлению аспирантуры 44.06.01 «Образование и педагогические науки» определены следующие виды профессиональной деятельности выпускника: научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры реализуется в следующих областях исследований: методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию
развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования); генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; последипломное образование, подготовка специалистов в высших учебных заведениях, подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования, внутрифирменная подготовка рабочих; дополнительное профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов, непрерывное профессиональное образование, подготовка специалистов в системе многоуровневого образования, современные технологии профессионального образования; образовательный менеджмент и маркетинг; образовательная среда профессионального учебного заведения; профессиональное обучение безработных и незанятого населения; сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира; взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами; профессиональное воспитание: сущность, основные направления; отбор и структурирование содержания профессионального образования; гуманизация профессионального образования; педагогические проблемы управления, финансирования и социально-экономического развития системы профессионального образования; диагностика качества профессионального образования, регионализация профессионального образования в условиях единого образовательного пространства; проектирование локальных систем профессионального образования; понятийный аппарат профессионального образования; интеграционные процессы в профессиональном образовании; проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образования; профессиональный консалтинг и консультационные услуги; система материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности; инновационные технологии в области профессионального образования; механизмы взаимодействия образования, науки и производства; профессиональное образование через всю жизнь; государственно-общественный характер управления профессиональным образованием; формирование профессионального мировоззрения; уровни и типы учебных заведений профессионального образования, интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования, компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.
Задачи профессиональной деятельности аспирантов:
1) в научно-исследовательской деятельности: разработка программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовки заданий для проведения исследовательских и научных работ; сбор, обработка, анализ и систематизация научной информации по теме исследования, выбор и обоснова-
ние методик и средств решения поставленных задач; разработка методик и организации проведения эмпирических исследований, опытного обучения и анализ их результатов; проведение обзоров, подготовка публикаций и материалов по результатам выполненных исследований для участия в конференциях, симпозиумах, методических школах, семинарах и т.д.; разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере; защиты объектов интеллектуальной собственности, управления результатами научно-исследовательской деятельности.
2) в преподавательской деятельности: преподавание дисциплин в области техносферная безопасность; разработка образовательных программ и учебно-методических материалов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов, проведенных теоретических и эмпирических исследований; ведение НИр со студентами в образовательной организации.
результаты освоения программы аспирантуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения программы аспирантуры выпускником должны быть сформированы: универсальные компетенции (УК), не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции (ОПК), определяемые направлением подготовки; профессиональные компетенции (ПК), определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры и номенклатурой научных специальностей.
Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими компетенциями:
• универсальные компетенции (УК): способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5); способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
• общепрофессиональные компетенции (ОПК): владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1); владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2); способность ин-
терпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3); готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4); способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5); способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6); способность проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7); готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).
• профессиональные компетенции (ПК): способность свободно ориентироваться в области актуальных проблем теории и методики профессионального образования, знание основных проблем, направлений, научных парадигм исследований в данной области (ПК-1); способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (ПК-2).
Проектирование и оптимизация профессиональной подготовки реализуется посредством изучения двадцати учебных дисциплин.
Создание инновационных форм профессионального образования обеспечено учебно-методическими комплексами авторских программ дисциплин: «Методология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов», «Формирование риск-ориентированного мышления студентов», «Методология формирования социальной ответственности специалиста». Теория, методика и диагностика качества в профессиональном образовании по данному направлению широко представлена в публикациях списка ВАК («Высшее образование сегодня», «Alma mater (Вестник высшей школы)», «Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования», «Вестник Университета российской академии образования», «Гуманизация образования», «Современные проблемы науки и образования», «фундаментальные исследования»).
Апробация методологии происходила в процессе обсуждения на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Modern European Researches (Salzburg, ноябрь 2015), III Международная научно-практическая конференция «Безопасность и управление рисками» (г. Пермь, ноябрь 2016 г.); Международная научно-практическая конференция «Совершенствование системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности» (г.
Санкт-Петербург, июнь 2017 г.); Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире» (г. Сочи, сентябрь 2017 г.); X Международная научно-практическая конференция «Теория и наилучшие практики риск-ориентированного подхода к системному управлению охраной труда и сохранению трудового потенциала» г. Пермь, (ноябрь 2017 г.), 14-я Международная научно-практическая конференция «Акмеология профессионального образования (Екатеринбург, март 2018 г.), XI Международная научно-практическая конференция «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, РУДН, март 2018 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Тенденции развития высшего образования в современном мире» ( г. Сочи, сентябрь 2018 г.).
Программа аспирантуры ориентирована на современный рынок труда и разработана с учетом профессиональных стандартов «Научный работник» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника аспирантуры - научно-исследовательская деятельность и преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
Представленная образовательная программа соответствует требованиям закона «Об образовании» и является комплексом основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей), а также оценочных и методических материалов.
Программа содержит значительный интеграционный потенциал развития профессионального образования и за счет включения оригинальных программ учебных дисциплин обеспечит взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долинина И.Г., Кошик А.В. Педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления студентов / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Высшее образование сегодня. 2018. №1. - С. 23-25.
2. Долинина И.Г., Кошик А.В. Гносеологические основы формирования социально-ответственного мышления обучающихся / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Вестник высшей школы Alma mater. Педагогика и психология. 2018. №3. - С. 57-59.
3. Долинина И.Г., Кошик А.В. Социально ответственное мышление обучающихся как предмет научного анализа / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Вестник
ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. - 2018. - №3.
4. Долинина И.Г., Кошик А.В. Педагогический концепт «формирование социально-ответственного мышления обучающихся» / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XI Междунар. на-уч.-практ. конф. 29-30 марта 2018 г.: РУДН - Москва, 2018. - С. 3-7.
5. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов: роль воспитательной деятельности куратора [Электронный ресурс] // И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20934 (0,44 п.л., авт. текст - 0,12 п.л.);
6. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 9. - С. 83-85. (0,19 п.л., авт. текст - 0,09 п.л.);
7. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе [Электронный ресурс] // И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-1. - С. 19-22. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=38958. (0,25 п.л., авт. текст - 0,12 п.л.);
8. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Риск-ориентированное мышление обучающихся: актуальность, определение и операции [Электронный ресурс]/ И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 495-499. URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36257. (0,31 п.л., авт. текст - 0,15 п.л.);
9. Dolinina I.G., Kushnaryova O.V. Forming occupational safety culture on the basis of development of students' risk-focused intellection / I.G. Dolinina, O.V. Kushnaryova // International journal of environmental & science education 2016, vol. 11, no.14, 6323-6334, Scopus (0,81 п.л., авт. текст - 0,4 п.л.);
10. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающихся/ И.Г. Долинина, О.В Кушнарева // Гуманизация образования. - 2017. - № 4. - С. 85-91. (0,44 п.л., авт. текст - 0,12 п.л.).