Научная статья на тему 'Подготовка кадров высшей квалификации: техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся'

Подготовка кадров высшей квалификации: техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОСФЕРА / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОМПЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ / TECHNOSPHERE / SAFETY CULTURE / FORMATION / COMPETENCE APPROACH / POSTGRADUATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина И.Г.

В статье отражена актуальность обучения техносферной безопасности и формирования культуры безопасности жизнедеятельности, в связи с чем разработана программа аспирантуры соответствующего профиля. Представлены авторские УМКД, обеспечивающие оригинальность и востребованность данного уровня образования. Указаны цели и результаты обучения на основе компетентностного подхода к высшему образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training personnel of higher qualification: technospheric safety and forming life safety culture of students

The article reflects the relevance of training technospheric safety and the formation of a life safety culture. Due to this fact a program of postgraduate study of the appropriate profile was developed. It is presents the author’s educational materials providing uniqueness and relevance of this level of education. The goals and results of training are indicated on the basis of a competence approach to higher education.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров высшей квалификации: техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся»

Долинина И.Г.

подготовка кадров высшей квалификации: техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности

обучающихся

Профессиональное обучение современной России развивается в условиях своего рода методологической коллизии, которая заключается в повышении и усложнении требований государственных структур к теоретическому и методическому оснащению учебного процесса и недостаточным, а в ряде случаев отсутствием педагогического образования профессорско-преподавательского состава университетов. Многочисленные учебно-методические комплексы дисциплин различных предметных и отраслевых областей подготовки на основе компетент-ностного подхода зачастую разрабатываются интуитивно.

решение проблемы видится в разработке и внедрении программ аспирантуры по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования, что решает в какой-то мере и проблему гуманизации профессионального образования, поскольку создает у аспирантов, будущих преподавателей целевую ориентации на ценностные ориентации социального гуманистического смысла и при подготовке специалистов в системе многоуровневого технического образования.

Таким образом, выполняя социальный заказ в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» разработана профессиональная образовательная программа высшего образования - программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (ОПОП аспирантуры, программа аспирантуры) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Программа аспирантуры «Теория и методика профессионального образования (техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности)» регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя:

общую характеристику программы аспирантуры; учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, программы практик, оценочные средства, методические материалы, иные компоненты, включенные в состав образовательной программы и обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Настоящая основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре разработана на основе следующих нормативных документов:

• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012;

• Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 № 902 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации);

• Приказ Минобрнауки РФ от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»;

• Приказ Минобрнауки РФ от 26.03.2014 № 233 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»;

• Приказ Минобрнауки РФ от 02.09.2014 №1192 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.... научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей»;

• Паспорт научной специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, разработанный экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства в связи с утверждением приказа Минобрнау-ки России от 25 февраля 2009 г. №59 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (редакция от 14 декабря 2015 года);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2016 г. № 227 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября

2013 г. № 842 г. Москва «О порядке присуждения ученых степеней»;

• Локальные акты ПНИПУ.

Целью программы аспирантуры является подготовка специалистов высшей квалификации широкого профиля по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки и формирование у обучающихся компетенций, позволяющих выпускникам быть востребованными в различных сферах научной, педагогической, производственной и экономической деятельности, а также оборонно-промышленного комплекса. Выпускник аспирантуры способен к критическому анализу и оценке современных научных идей и построению моделей для решения практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

Нормативный срок освоения программы аспирантуры при очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 3 года.

Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за весь период обучения равна 180 зачетным единицам (6480 час.), включая все виды аудиторной и самостоятельной работы аспиранта, практики и время, отводимое на контроль качества освоения аспирантом программы, каникулы.

Область профессиональной деятельности выпускника, освоившего программы аспирантуры по направлению подготовки 4506.01 Образование и педагогические науки включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработка и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.

Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры по программе аспирантуры включает теоретико-методическое обеспечение профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области техносферная безопасность на уровне высшего образования, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.

Объектами профессиональной деятельности выпускника, освоившего программы аспирантуры, являются: образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению аспирантуры 44.06.01 «Образование и педагогические науки» определены следующие виды профессиональной деятельности выпускника: научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры реализуется в следующих областях исследований: методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию

развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования); генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; последипломное образование, подготовка специалистов в высших учебных заведениях, подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования, внутрифирменная подготовка рабочих; дополнительное профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов, непрерывное профессиональное образование, подготовка специалистов в системе многоуровневого образования, современные технологии профессионального образования; образовательный менеджмент и маркетинг; образовательная среда профессионального учебного заведения; профессиональное обучение безработных и незанятого населения; сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира; взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами; профессиональное воспитание: сущность, основные направления; отбор и структурирование содержания профессионального образования; гуманизация профессионального образования; педагогические проблемы управления, финансирования и социально-экономического развития системы профессионального образования; диагностика качества профессионального образования, регионализация профессионального образования в условиях единого образовательного пространства; проектирование локальных систем профессионального образования; понятийный аппарат профессионального образования; интеграционные процессы в профессиональном образовании; проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образования; профессиональный консалтинг и консультационные услуги; система материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности; инновационные технологии в области профессионального образования; механизмы взаимодействия образования, науки и производства; профессиональное образование через всю жизнь; государственно-общественный характер управления профессиональным образованием; формирование профессионального мировоззрения; уровни и типы учебных заведений профессионального образования, интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования, компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.

Задачи профессиональной деятельности аспирантов:

1) в научно-исследовательской деятельности: разработка программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовки заданий для проведения исследовательских и научных работ; сбор, обработка, анализ и систематизация научной информации по теме исследования, выбор и обоснова-

ние методик и средств решения поставленных задач; разработка методик и организации проведения эмпирических исследований, опытного обучения и анализ их результатов; проведение обзоров, подготовка публикаций и материалов по результатам выполненных исследований для участия в конференциях, симпозиумах, методических школах, семинарах и т.д.; разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере; защиты объектов интеллектуальной собственности, управления результатами научно-исследовательской деятельности.

2) в преподавательской деятельности: преподавание дисциплин в области техносферная безопасность; разработка образовательных программ и учебно-методических материалов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов, проведенных теоретических и эмпирических исследований; ведение НИр со студентами в образовательной организации.

результаты освоения программы аспирантуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения программы аспирантуры выпускником должны быть сформированы: универсальные компетенции (УК), не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции (ОПК), определяемые направлением подготовки; профессиональные компетенции (ПК), определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры и номенклатурой научных специальностей.

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими компетенциями:

• универсальные компетенции (УК): способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5); способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

• общепрофессиональные компетенции (ОПК): владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1); владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2); способность ин-

терпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3); готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4); способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5); способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6); способность проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7); готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).

• профессиональные компетенции (ПК): способность свободно ориентироваться в области актуальных проблем теории и методики профессионального образования, знание основных проблем, направлений, научных парадигм исследований в данной области (ПК-1); способность к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (ПК-2).

Проектирование и оптимизация профессиональной подготовки реализуется посредством изучения двадцати учебных дисциплин.

Создание инновационных форм профессионального образования обеспечено учебно-методическими комплексами авторских программ дисциплин: «Методология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов», «Формирование риск-ориентированного мышления студентов», «Методология формирования социальной ответственности специалиста». Теория, методика и диагностика качества в профессиональном образовании по данному направлению широко представлена в публикациях списка ВАК («Высшее образование сегодня», «Alma mater (Вестник высшей школы)», «Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования», «Вестник Университета российской академии образования», «Гуманизация образования», «Современные проблемы науки и образования», «фундаментальные исследования»).

Апробация методологии происходила в процессе обсуждения на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Modern European Researches (Salzburg, ноябрь 2015), III Международная научно-практическая конференция «Безопасность и управление рисками» (г. Пермь, ноябрь 2016 г.); Международная научно-практическая конференция «Совершенствование системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности» (г.

Санкт-Петербург, июнь 2017 г.); Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире» (г. Сочи, сентябрь 2017 г.); X Международная научно-практическая конференция «Теория и наилучшие практики риск-ориентированного подхода к системному управлению охраной труда и сохранению трудового потенциала» г. Пермь, (ноябрь 2017 г.), 14-я Международная научно-практическая конференция «Акмеология профессионального образования (Екатеринбург, март 2018 г.), XI Международная научно-практическая конференция «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, РУДН, март 2018 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Тенденции развития высшего образования в современном мире» ( г. Сочи, сентябрь 2018 г.).

Программа аспирантуры ориентирована на современный рынок труда и разработана с учетом профессиональных стандартов «Научный работник» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника аспирантуры - научно-исследовательская деятельность и преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Представленная образовательная программа соответствует требованиям закона «Об образовании» и является комплексом основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей), а также оценочных и методических материалов.

Программа содержит значительный интеграционный потенциал развития профессионального образования и за счет включения оригинальных программ учебных дисциплин обеспечит взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долинина И.Г., Кошик А.В. Педагогическая технология формирования социально-ответственного мышления студентов / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Высшее образование сегодня. 2018. №1. - С. 23-25.

2. Долинина И.Г., Кошик А.В. Гносеологические основы формирования социально-ответственного мышления обучающихся / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Вестник высшей школы Alma mater. Педагогика и психология. 2018. №3. - С. 57-59.

3. Долинина И.Г., Кошик А.В. Социально ответственное мышление обучающихся как предмет научного анализа / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Вестник

ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. - 2018. - №3.

4. Долинина И.Г., Кошик А.В. Педагогический концепт «формирование социально-ответственного мышления обучающихся» / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XI Междунар. на-уч.-практ. конф. 29-30 марта 2018 г.: РУДН - Москва, 2018. - С. 3-7.

5. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов: роль воспитательной деятельности куратора [Электронный ресурс] // И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20934 (0,44 п.л., авт. текст - 0,12 п.л.);

6. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 9. - С. 83-85. (0,19 п.л., авт. текст - 0,09 п.л.);

7. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе [Электронный ресурс] // И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-1. - С. 19-22. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=38958. (0,25 п.л., авт. текст - 0,12 п.л.);

8. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Риск-ориентированное мышление обучающихся: актуальность, определение и операции [Электронный ресурс]/ И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 495-499. URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36257. (0,31 п.л., авт. текст - 0,15 п.л.);

9. Dolinina I.G., Kushnaryova O.V. Forming occupational safety culture on the basis of development of students' risk-focused intellection / I.G. Dolinina, O.V. Kushnaryova // International journal of environmental & science education 2016, vol. 11, no.14, 6323-6334, Scopus (0,81 п.л., авт. текст - 0,4 п.л.);

10. Долинина И.Г., Кушнарева, О.В. Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающихся/ И.Г. Долинина, О.В Кушнарева // Гуманизация образования. - 2017. - № 4. - С. 85-91. (0,44 п.л., авт. текст - 0,12 п.л.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.