УДК 37.035.7
DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-69-74
Рыбаков Алексей Витальевич
старший воспитатель
ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище», Пермь, Россия 614575, Пермский край, пгт Звездный, ул. Ленина, 15
аспирант
ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 29 e-mail: aleksey. rybakov. [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Alexei V. Rybakov
Senior Teacher
Federal State Treasury Educational Institution «Perm Suvorov Military School», Perm, Russia 614575, Perm Territory, urban village Zvezdny, st. Lenin, 15 e-mail: aleksey. rybakov. [email protected]
Postgraduate Student
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm National Research Polytechnic University», Perm, Russia 614990, Perm, Komsomolsky Prospekt str., 29
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE COMPETENCE OF LIFE SAFETY IN STUDENTS
Аннотация. Представлен обзор организационно-педагогических условий формирования необходимых компетенций безопасности жизнедеятельности, которые бы позволили овладеть, а в последующем умело их применять в профессиональной деятельности, тем самым минимизировать риск
© Рыбаков А.В., 2020
возникновения опасности для человека, общества и государства. Автором описана матрица формирования у обучающихся Пермского суворовского военного училища компетентности безопасности жизнедеятельности, применяемые виды образовательной деятельности, формируемых компетенций.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, компетентность, обучающиеся, матрица, риск, компетенции, образование.
Abstract. The article provides an overview of the organizational and pedagogical conditions for the formation of the necessary competencies for life safety, which would allow you to master, and then skillfully apply them in professional activities, thereby minimizing the risk of danger to the individual, society and the state. The author describes the matrix of formation of life safety competence in students of the Perm Suvorov military school, the types of educational activities used, and the competencies formed.
Key words: life safety, competence, students, matrix, risk, competence, education.
В современном мире наблюдаются процессы глобализации, которые проявляются во всех сферах: наука, образование, промышленность, медицина, экономика. Природные катаклизмы, эпидемии, политические события имеют цепную реакцию, т.е. прямо или косвенно влияют на события в каждой стране мирового сообщества. В связи с этим вопросы безопасности жизнедеятельности человека выходят на первый план.
В настоящее время не существует единого мнения, какими компетенциями безопасности жизнедеятельности должен обладать выпускник общеобразовательного, профессионального или высшего учебного заведения [8]. Как правильно формировать культуру безопасности в образовательной организации любого типа? Что позволяет эффективно контролировать и повышать уровень безопасности обучающихся? Какими качествами должен обладать выпускник, чтобы в последующем добиваться желаемых результатов и обеспечивать безопасность жизнедеятельности вверенных в подчинение ему людей?
В ходе учебно-воспитательного процесса Пермского суворовского военного училища педагогический коллектив пытается найти ответы на данные вопросы. Учебное заведение находится в ведении Ракетных войск стратегического назначения, которые являются главным компонентом стратегических ядерных сил Вооруженных сил Российской Федерации и предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе этих сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов.
Данный род войск является войсками повышенной опасности. В связи с этим обучающиеся Пермского суворовского военного училища, а завтра -офицеры РВСН, решившие связать свою жизнь с этой профессией, должны обладать определенными профессиональными компетенциями, отражающими
запросы общества и личности, позволяющими создать безопасные условия как для отдельно взятого человека, так и государства в целом.
На сегодняшний день вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности являются актуальными, потому что имеется как положительный, так и отрицательный опыт в данной области. Одна из главных причин - отсутствие целостной системы формирования необходимых компетенций, которые бы позволили умело их применять в целях обеспечения безопасности, тем самым минимизировать риск возникновения опасности для личного состава.
Перед тем как приступить к формированию компетентности безопасности жизнедеятельности, необходимо определить организационно-педагогические условия, под которыми мы подразумеваем комплекс взаимосвязанных мер, необходимых для эффективного формирования у обучающихся знаний, умений, навыков и качеств личности, важных для достижения ими успехов в профессиональной деятельности и активизации самообразования в профессиональной сфере, как следствие, при выполнении которых возможен переход к реализации этого процесса [7]:
1. Знание и строгое выполнение законодательной и нормативной базы в области безопасности жизнедеятельности.
2. Владение на высоком уровне современными формами и методами, в том числе инновационными, по созданию и обеспечению безопасных условий обучения, позволяющих достигать поставленные перед образовательной организацией цели и задачи.
3. Владение способностью прогнозировать и моделировать последствия или результаты чрезвычайных ситуаций, непосредственно связанные с угрозой обществу [5].
4. Использование отечественного и мирового опыта во всех сферах деятельности, который позволит качественно осуществлять профессиональную подготовку специалистов в области безопасности.
5. Создание в учебном заведении системы формирования компетентности безопасности жизнедеятельности обучающихся с согласованным взаимодействием всех ее элементов [6].
Предполагаем, что если создать данные условия, то велика вероятность выстраивания целостного и результативного процесса профессиональной подготовки компетентного специалиста, способного обеспечить безопасность жизнедеятельности окружающих.
Далее подробнее рассмотрим условие, связанное с созданием единой системы формирования компетентности безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Компетентность рассматривается как обладание совокупностью определенных компетенций, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения, сформировав которые обучающиеся или выпускники образовательной организации более успешно будут адаптироваться в будущей профессиональной
деятельности [4]. Обучение в Пермском суворовском военном училище является начальной ступенью для формирования у его воспитанников знаний, умений и навыков, необходимых будущему защитнику Отечества.
Основные компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности, которые формируются у воспитанников в процессе семилетней учебы:
1) способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельно сти;
2) владение компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры) [4];
3) владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности [3];
4) способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций.
Образовательный процесс должен быть последовательным и непрерывным, для этого необходимо разработать матрицу контекста анализа исследуемого понятия (рисунок), направленную на выполнение требований безопасности, а также показывающую результативность работы преподавателей и воспитателей по формированию и развитию культуры безопасности.
Компетенции Сохранение здоровья Изучение законодательной и нормативной базы БЖ
<— Владение современными формами и методами по созданию безопасных условий обучения
Безопасные условия жизнедеятельности Условия формирования
Абстрактное и критическое мышление Применение отечественного и мирового опыта
Культура безопасности Обучение прогнозированию и моделированию последствий или результатов чрезвычайных ситуаций
Осознание внешних и внутренних угроз
Организационно-педагогические условия формирования компетентности безопасности
жизнедеятельности обучающихся
Наряду с изучением основных учебных дисциплин осуществляется формирование компетенций безопасности жизнедеятельности, и данное направление является одним из приоритетных [6].
Наибольшим воспитательным потенциалом обладают:
- дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности», изучаемая с 8-го по 11-й класс - 1 час в неделю, в учебном году - 34 часа, за весь период обучения в училище - в среднем 136 часов;
- плановые и внеплановые инструктажи с постоянным и переменным составом, с обязательной регистрацией;
- проводимые согласно руководящим документам два раза в год тренировки по эвакуации личного состава, но в учебном заведении это осуществляется один раз в месяц, как днем во время учебного процесса, так и ночью из спального корпуса, с целью выработки у обучающихся правильного стереотипа действий при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации;
- организация и проведение для обучающихся внутриучилищных внеурочных мероприятий, главная цель которых - профилактика травматизма путем агитации по сохранности своего здоровья;
- плановая диспансеризация обучающихся, проведение профилактических мероприятий, направленных на укрепление иммунитета: закаливание, прием витаминов, соблюдение правил личной гигиены;
- участие в проектах «Школа выживания», «Юный спасатель», которые способствуют выработке у обучающихся умений работать в экстремальных ситуациях, оказывать первую доврачебную помощь, оценивать состояние пострадавшего.
В процессе формирования компетентности безопасности жизнедеятельности обучающихся не следует упускать из внимания то, каким образом будет осуществляться контроль усвоения полученных знаний, освоенных умений и закрепленных навыков; какие ценности, способствующие формированию общекультурных и профессиональных компетенций, были приобретены [1, 2].
Таким образом, организационно-педагогические условия являются необходимым фактором для формирования системы компетенций по безопасности жизнедеятельности. Создание рассматриваемых условий позволит добиться того, что суворовец, а в будущем - курсант Высшего военного учебного заведения, офицер-ракетчик, используя личные способности и определенные компетенции, должен умело управлять своими подчиненными для достижения поставленных целей при этом соблюдать все необходимые меры и принципы безопасности как в повседневной жизни, так и на военной службе.
Список литературы
1. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // Здоровье студента. - 2015. - С. 85.
2. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-1. - С. 19-22.
3. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося // Гуманизация образования. - 2017. - № 4. - С. 85-91.
4. Компетентность [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 21.11.2020).
5. Лустгартен Т.Ю. Формирование специалиста по техносферной безопасности // Вестник КГУ. - 2017. - С. 120.
6. Рыбаков А.В. О формировании компетентности обучающихся в сфере безопасности жизнедеятельности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2020. - С. 299.
7. Синкина Е.А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Машиностроение» при изучении дисциплин профессионального цикла: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2016. - С. 14.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Ст. 23.