Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ДИАГНОСТИКА РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты политехнического вуза / техносферная безопасность / рискологические компетенции / рискологическая компетентность / дескрипторы / риск-ориентированное мышление / диагностика компетентности / students of a polytechnic university / technosphere safety / riskological competencies / riskological competence / descriptors / risk-oriented thinking / competence diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Кушнарёва Оксана Валерьевна

Рассматривается актуальная для системы профессионального образования проблема формирования и диагностики рискологической компетентности студентов политехнического вуза, обусловленная современными требованиями соответствующих ФГОС и профессиональных стандартов к подготовке компетентных кадров. Представлен разработанный в соответствии с целями исследования диагностический инструментарий, включающий показатели рискологической компетентности, позволивший оценить уровень сформированности рискологической компетентности, соответствующий компетентностному подходу, федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профессиональным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Кушнарёва Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF RISKOLOGICAL COMPETENCE OF POLYTECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article examines the problem of the formation and diagnosis of riskological competence of students of a polytechnic university, which is relevant for the vocational education system, due to the modern requirements of the relevant Federal State Educational Standard and professional standards for the training of competent personnel. The article presents a diagnostic tool developed in accordance with the objectives of the study, including indicators of riskological competence, which allowed to assess the level of formation of riskological competence, corresponding to the competence approach, federal state educational standards of higher education in the field of training "Technosphere safety", professional standards.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-25-34

Долинина Ирина Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

e-mail: professordolinina@mail.ru

Кушнарёва Оксана Валерьевна

старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности

e-mail: ovk.delo@mail.ru

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 29, (342) 219-84-82

ДИАГНОСТИКА РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Irina G. Dolinina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Life

Safety

e-mail: professordolinina@mail.ru

Oksana V. Kushnareva

Senior Lecturer of the Department of Life Safety

e-mail: ovk.delo@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm National Research Polytechnic University», Perm, Russia 614990, Perm, Komsomolsky Prospekt str., 29

DIAGNOSTICS OF RISKOLOGICAL COMPETENCE OF POLYTECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация. Рассматривается актуальная для системы профессионального образования проблема формирования и диагностики рискологической

© Долинина И.Г., Кушнарёва О.В., 2020

компетентности студентов политехнического вуза, обусловленная современными требованиями соответствующих ФГОС и профессиональных стандартов к подготовке компетентных кадров. Представлен разработанный в соответствии с целями исследования диагностический инструментарий, включающий показатели рискологической компетентности, позволивший оценить уровень сформированности рискологической компетентности, соответствующий компетентностному подходу, федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профессиональным стандартам.

Ключевые слова: студенты политехнического вуза, техносферная безопасность, рискологические компетенции, рискологическая компетентность, дескрипторы, риск-ориентированное мышление, диагностика компетентности.

Abstract. The article examines the problem of the formation and diagnosis of riskological competence of students of a polytechnic university, which is relevant for the vocational education system, due to the modern requirements of the relevant Federal State Educational Standard and professional standards for the training of competent personnel. The article presents a diagnostic tool developed in accordance with the objectives of the study, including indicators of riskological competence, which allowed to assess the level of formation of riskological competence, corresponding to the competence approach, federal state educational standards of higher education in the field of training "Technosphere safety", professional standards.

Key words: students of a polytechnic university, technosphere safety, riskological competencies, riskological competence, descriptors, risk-oriented thinking, competence diagnostics.

С конца ХХ в. с трибун различных научных и общественных форумов звучат призывы к развитию человеческого сообщества и техносферы в соответствии с законами природы. Актуальность этих призывов обусловлена ускорением развития техносферы в направлении роботизации, автоматизации, компьютеризации производственных процессов, что приводит к постепенному и все более заметному «вытеснению» человека из производственной сферы. Кроме того, увеличение масштабов производства провоцирует возникновение новых техногенных рисков, проявляющихся в виде чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся увеличением человеческих жертв. Это является свидетельством того, что техносфера является сложнейшей антропогенной системой, управлять которой могут специалисты, с одной стороны, обладающие рискологической компетентностью с высоким уровнем профессиональных знаний, умений, интеллектуальных способностей, а с другой -ориентированные на сохранение окружающей природной среды и повышение качества человеческой жизни, ради чего и осуществляются все техносферные преобразования.

С целью определения показателей ключевого понятия исследования, в качестве которого выступает понятие «рискологическая компетентность

студентов политехнического вуза», осуществлен анализ образовательных стандартов направлений подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)» и 20.04.01 «Техносферная безопасность (уровень магистратуры)», основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП), учебно-методических комплексов дисциплин, формирующих рискологические компетенции на уровне бакалавриата профиля «Безопасность технологических процессов и производств» и на уровне магистратуры профиля «Промышленная безопасность», профессиональных стандартов «Специалист в области охраны труда», «Специалист по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, и/или подъемных сооружений» и других документов. Это позволило выделить перечень рискологических компетенций отдельно для студентов уровня бакалавриата и магистратуры, дескрипторы рискологических компетенций, обобщенный результат профессиональной подготовки студентов в части формирования у них рискологической компетентности (кластер дескрипторов).

Всесторонние исследования понятий «риск», «компетенция», «компетентность», «рискологическая компетентность», содержания дескрипторов, а также многочисленные отечественные и зарубежные педагогические изыскания в данной области позволили выделить структурные компоненты (когнитивный, ценностно-мотивационный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный), а затем и показатели рискологической компетентности.

Рискологическая компетентность специалистов в области техносферной безопасности - это понятие, объединяющее в себе комплекс личностных качеств, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [2], позволяющих: а) осуществлять профессиональные действия по идентификации, оценке и предотвращению риска; б) решать необходимые и заданные обстоятельствами профессиональные задачи, которые в ситуации неопределенности представляют реальную угрозу для личной безопасности работников в силу их опасности, новизны, дискомфорта, в) уметь минимизировать в процессе профессиональной деятельности возможные негативные последствия своих решений с тем, чтобы обеспечить снижение их опасности для здоровья, жизни и репутации людей, а также сохранности благосостояния в условиях все усложняющейся природной, социальной и техногенной среды; в) своевременно выявлять характер производственно-технологических рисков и управлять ими, сознательно и грамотно выполняя объективно целесообразные действия, способствующие локализации, компенсации и ликвидации возможных негативных последствий, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала. Исходя из сказанного вполне правомерно считать все вышеназванные действия результатом сформированности у обучающихся вуза определенного интегративного качества (рискологической компетентности), проявляющегося в знаниях в области обеспечения безопасности и предотвращения риска,

мотивации и рефлексии, ценностях культуры безопасности, риск-ориентированном мышлении, в способности обеспечивать безопасность на основе умений и навыков преодоления опасных производственных ситуаций. Необходимость его формирования обусловлена государственным и социальным заказами, представленными в федеральных государственных образовательных стандартах направления подготовки «Техносферная безопасность» для уровней бакалавриата (20.03.01) и магистратуры (20.04.01) и в целом ряде соответствующих профессиональных стандартов.

С целью определения показателей ключевого понятия нашего исследования - «рискологическая компетентность студентов политехнического вуза» -осуществлен анализ образовательного стандарта направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» ОПОП, учебно-методических комплексов дисциплин, формирующих рискологические компетенции на уровне бакалавриата профиля «Безопасность технологических процессов и производств», профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» и других документов, позволяющий заключить следующее. Во ФГОС ВО выделен перечень рискологических компетенций, согласно которым выпускник бакалавриата должен владеть культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности; быть способным: оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники, проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации, определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.

Анализ ОПОП в части целей и планируемых результатов освоения учебных дисциплин, направленных на формирование обозначенных рискологических компетенций, потребовал введения понятия «дескрипторы рискологических компетенций» (от латинского descriptor - описывающий), которым мы означаем необходимый результат формирования компетенции в рамках конкретной дисциплины или, иными словами, дисциплинарную часть компетенции. Информационно дескрипторы содержат описание знаний, умений, навыков, отраженных в учебно-методических комплексах дисциплин. В данном исследовании дескрипторы рискологических компетенций - это основной инструмент описания результатов формирования рискологических компетенций обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность» на двух ступенях высшего образования - бакалавриат и магистратура. Для студентов бакалавриата дескрипторы рискологических компетенций включают владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, способность оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности, для студентов магистратуры - способность применять методы анализа и оценки риска, прогнозировать, определять зоны повышенного техногенного риска.

Сравнительный содержательный анализ области «Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере охраны труда, противопожарной профилактики, экологической и биологической безопасности, обращения с отходами, защиты в чрезвычайных ситуациях)», включающей профессиональную деятельность выпускников направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» и профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда», в котором основной целью профессиональной деятельности специалиста 6-го уровня квалификации является «профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня или устранение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков», позволяет представить обобщенный результат профессиональной подготовки студентов бакалавриата в части формирования у них рискологической компетентности:

1) знает основные источники риска, методы анализа риска и методы обеспечения техносферной безопасности, возможности снижения риска возникновения опасных ситуаций;

2) умеет осуществлять рефлексию, формировать мотивы и установки, отношение к риску, поведение в экстремальных ситуациях, оценивать, снижать профессиональный риск и определять меры по обеспечению безопасности;

3) имеет навыки личностного саморегулирования; профессионального и личностного саморазвития; профессионального мышления, основанного на культуре безопасности и риск-ориентированном мышлении; анализа риска, необходимые для адекватного решения типичных профессиональных задач.

Содержательный анализ аналогичных документов в отношении студентов магистратуры профиля «Промышленная безопасность» и дополнительно профессионального стандарта «Специалист по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, и/или подъемных сооружений» для 7-го уровня квалификации, выявил кластер следующих дескрипторов в качестве обобщенного результата профессиональной подготовки в части формирования рискологической компетентности:

1) знает методы и средства самоконтроля, саморазвития, улучшения состояния охраны труда и промышленной безопасности; методы идентификации и анализа рисков, принципы, теорию и практику управления рисками;

2) умеет самостоятельно получать необходимые знания, осуществлять самопознание, оценивать риски и определять меры по обеспечению промышленной безопасности, выделять показатели эффективности реализации мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков;

3) имеет навыки личностного саморегулирования, профессионального и личностного саморазвития, профессионального мышления, умеет анализировать и моделировать потенциальные опасности, оценивать риски и разрабатывать меры по их управлению.

Теоретический анализ исторических предпосылок возникновения понятий «риск», «компетенция», «компетентность», «рискологическая компетентность», отечественных и зарубежных педагогических изысканий по теме исследования, содержание приведенных дескрипторов послужили основанием для выделения структурных компонентов (когнитивный, ценностно-мотивационный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) [10], а затем и показателей рискологической компетентности. К последним мы относим: 1) знания обучающихся в области риска (источники, методы анализа, возможности снижения риска); 2) ценности культуры безопасности (сохранность жизни, здоровья, природы, материальных ценностей, обеспечение техносферной безопасности, предупреждение рисков в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности); 3) мотивация к предотвращению риска (формирование мотивов и установок саморазвития в области техносферной безопасности и методологии риска; сознательного отношения к риску; разумного поведения в экстремальных ситуациях); 4) риск-ориентированное мышление (как элемент профессионального мышления специалиста, профессиональная деятельность которого связана с обеспечением техносферной безопасности, предполагающей наличие знаний и навыков в направлении анализа риска, необходимых для адекватного решения типичных профессиональных задач); 5) рефлексия (владение методами самоконтроля, саморазвития, личностного саморегулирования, профессионального и личностного саморазвития) [1].

Для диагностики полноты и прочности знаний в области риска разработан тест «Знания в области риска». Перечень вопросов включает основные понятия, используемые в учебных модулях, внедряемых в дисциплины, участвующие в формировании рискологической компетентности.

Предварительный анализ, с одной стороны, особенностей профессиональной сферы специалистов техносферной безопасности, а с другой - исследований, посвященных изучению ценностных ориентаций, М. Рокича, В. Билски, М.С. Яницкого, А.В. Капцова, Л.В. Карпушиной, ценностного опросника Ш. Шварца, теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методики оценки культуры безопасности организации Л.Н. Горюновой способствовали выделению терминальных ценностей-целей и инструментальных ценностей-средств культуры безопасности и разработке анкеты «Ценности культуры безопасности».

Результаты изучения и анализа таких общепризнанных диагностических материалов, как «Диагностика мотивационной сферы личности», разработанная Ж. Ньютеном; «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана; анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой и других, были положены в основу разработанной анкеты «Мотивация к предупреждению риска».

В качестве основы для разработки анкеты «Рефлексия» послужили научно-теоретические работы [7, 9] и диагностические методики, в частности, «Методика диагностики индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова и В.В. Пономаревой, «Уровень выраженности и направленности рефлексии»

М. Гранта, «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии» О.В. Калашниковой.

Уровень развития риск-ориентированного мышления, скорость принятия решений оценивались посредством выполнения студентами кейсов, разработанных на основе «Конструктора риск-ориентированных заданий» [3, 5].

Задания, представленные в кейсах, составлены отдельно для студентов уровней бакалавриата и магистратуры в соответствии с дескрипторами рискологических компетенций, требованиями профессиональных стандартов. Не отличаясь по структуре и выполняемым операциям мышления, они имеют соответствующий уровень сложности.

Итоговый уровень рискологической компетентности обеспечивает согласование требований соответствующих образовательных

и профессиональных стандартов [4, 6]: 1) оптимальный (продвинутый) уровень рискологической компетентности соответствует 7-му уровню квалификации, предусматривает свободное применение показателей рискологической компетентности в сложных нестандартных ситуациях; 2) репродуктивный (достаточный) уровень соответствует 6-му уровню квалификации, при этом проявление показателей рискологической компетентности достаточное для разрешения стандартных проблемных ситуаций; 3) адаптивный (пороговый) уровень согласуется с 5-м уровнем квалификации, ему соответствует ограниченное, нестабильное проявление показателей рискологической компетентности; 4) нейтральный (критический) уровень рискологической компетентности соответствует 4-му уровню квалификации, предусматривает проявление отдельных показателей рискологической компетентности [8, 11, 12].

Сравнение результатов констатирующего (далее - КЭ) и формирующего (далее - ФЭ) экспериментов (табл. 1.) показало, что динамика сформированности рискологической компетентности студентов бакалавриата является положительной.

Таблица 1

Динамика сформированности рискологической компетентности студентов бакалавриата: констатирующий (КЭ) и формирующий (ФЭ) эксперименты

Показатели рискологическои компетентности Уровни, %

Н А Р О

КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ

Знания в области риска 87 0 11 0 2 77 0 23

Ценности культуры безопасности 27 0 57 7 16 61 0 32

Мотивация к предотвращению риска 33 0 43 15 24 58 0 27

Риск-ориентированное мышление 45 0 35 10 20 35 0 55

Рефлексия 28 0 59 13 13 54 0 33

Примечание. Н - нейтральный, А - адаптивный, Р - репродуктивный, О - оптимальный.

Диагностика сформированности рискологической компетентности студентов магистратуры в ходе констатирующего (КЭ) и формирующего (ФЭ) экспериментов также показала положительный результат (табл. 2).

Таблица 2

Динамика сформированности рискологической компетентности студентов

магистратуры

Показатели рискологической компетентности Уровни, %

Н А Р О

КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ

Знания в области риска 0 0 71 0 23 37 6 63

Ценности культуры безопасности 0 0 14 0 76 11 10 89

Мотивация к предотвращению риска 14 0 49 0 37 48 0 52

Риск-ориентированное мышление 27 0 42 0 29 15 2 85

Рефлексия 13 0 68 7 19 52 0 41

Примечание. Н - нейтральный, А - адаптивный, Р - репродуктивный, О - оптимальный.

При проведении констатирующего эксперимента большинство студентов уровня бакалавриата по всем показателям имело нейтральный или адаптивный уровень сформированности показателей рискологической компетентности. Результаты формирующего эксперимента указывают на то, что большинство студентов имеют репродуктивный уровень развития таких показателей рискологической компетентности, как знания в области риска, ценности культуры безопасности, мотивация к предотвращению риска, рефлексия. По показателю риск-ориентированное мышление 55 % опрашиваемых студентов имеют оптимальный уровень.

Результаты формирующего эксперимента указывают на то, что большинство студентов уровня магистратуры имеют оптимальный уровень развития знаний в области риска, ценностей культуры безопасности, мотивации к предотвращению риска, риск-ориентированного мышления, и только по показателю «рефлексия» 52 % обучающихся имеют репродуктивный уровень.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что студенты уровней бакалавриата и магистратуры имеют необходимые уровни сформированности рискологической компетентности, достаточные для соответствия требованиям ФГОС ВО и профессиональных стандартов: оптимальный или продвинутый - для 7-го уровня квалификации, и репродуктивный или достаточный для 6-го уровня квалификации.

Разработанный в соответствии с целями исследования диагностический инструментарий позволил произвести оценку уровня сформированности показателей рискологической компетентности, соответствующую компетентностному подходу, федеральным государственным образовательным

стандартам высшего образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профессиональным стандартам.

Результаты диагностики продемонстрировали переход студентов на более высокий уровень сформированности рискологической компетентности. Это доказывает успешность проведения педагогического эксперимента по формированию рискологической компетентности студентов политехнического вуза и применения диагностического инструментария.

Результаты диагностики могут быть переведены преподавателями, внедряющими результаты нашего исследования, в пятибалльную систему и использованы при определении итоговой оценки по дисциплине. Кроме того, уровни рискологической компетентности, представляя собой унифицированную шкалу, могут быть использованы в системе дополнительного профессионального образования, а также специалистами кадровых служб.

Список литературы

1. Кушнарёва О.В. Критерии готовности к профессиональному риску обучающихся направления «Техносферная безопасность» // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. РУДН, 28-29 марта 2019 г.: в 2 ч. / науч. ред. В.И. Казаренков. - М.: РУДН, 2019. - 429 с.

2. Кушнарёва О.В. Теоретические основы и результаты эксперимента по формированию рискологических компетенций студентов политехнического вуза // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 12. - С. 24-27.

3. Кушнарёва О.В. Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, № 4. - С. 12.

4. Кушнарёва О.В. Формирование риск-ориентированного мышления обучающихся в условиях реализации ФГОС и профессиональных стандартов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 24-25 апреля 2018 г. / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - С. 70-73.

5. Орехова Т.Ф., Кружилина Т.В. К вопросу о формировании у студентов технических профилей инженерного сознания гуманистического типа // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика: материалы междунар. науч.-метод. конф. / отв. ред. Л.Л. Мехришвили. - [Б. м.], 2018. - С. 111-118.

6. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Л.И. Савва, В.А. Беликов, П.Ю. Романов и др.; под общ. ред. Л.И. Саввы. - Магнитогорск: МГТУ, 2019. - 211 с.

7. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук. -Магнитогорск, 2002. - 408 с.

8. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Коновалов М.В. Становление студента вуза как субъекта будущей профессиональной деятельности общества //

Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. -С.261-265.

9. Сайгушев Н.Я., Сайгушева Л.И., Мелехова Ю.Б. Технологии рефлексивного продвижения студентов // Мир науки, культуры, образования. -2015. - № 2. - С. 113-116.

10. Трегубова Е.Д., Савва Л.И., Лешер О.В. Формирование готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности: теоретико-экспериментальный аспект // Мир науки. Педагогика и психология. -2020. - Т. 8, № 3. - С. 39.

11. Dolinina I.G., Kushnaryova O.V. Forming occupational safety culture on the basis of development of students' risk-focused intellection // International journal of environmental & science education. - 2016. - Vol. 11, №. 14. - Р. 6323-6334.

12. Engineering Education for Forming Students' Risk-Oriented Consciousness / I.G. Dolinina, L.K. Geykhman, O.V. Kushnaryova, V.I. Kazarenkov // International Journal of Engineering & Technology. - 2018. - Vol. 7 (4.38). - Р. 118-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.