Научная статья на тему 'Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся'

Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE OF SAFETY / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE PROCESS OF BUILDING A CULTURE OF SAFETY / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА / IDENTITY SAFE TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Кушнарёва Оксана Валерьевна

Рассматривается приоритетная роль образования в обеспечении безопасности жизнедеятельности общества. Проводится анализ направлений организационной политики Пермского национального исследовательского политехнического университета в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов. Обосновывается необходимость создания в рамках вуза единой системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся с согласованным взаимодействием всех ее элементов и общей целью воспитанием современной личности безопасного типа.The article priority role of education in ensuring the safety of society considered. Analysis of organizational policy directions of the Perm national research polytechnic university in building a culture of life safety of students. The necessity of creation within the institution of a unified system for a culture of life safety of students with a coherent interaction of all its elements and a common goal the education of the modern person of the safe type.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Кушнарёва Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся»

УДК 378.14

И.Г. Долинина, О.В. Кушнарёва,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся

Увеличение числа человеческих жертв от природных, техногенных, экологических чрезвычайных ситуаций и социальных проблем в обществе говорит о неэффективности государственной политики в обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан. Эта проблема требует решения в государственном масштабе, в первую очередь для обеспечения превентивных мер, целью которых является обеспечение безопасности жизнедеятельности каждого человека, независимо от возраста, занимаемой должности, места жительства и др. Главенствующую роль в этом вопросе должно играть образование.

Развитие культуры безопасности начинается с семейного воспитания в дошкольном возрасте, при этом грамотность родителей, понимание важности этого вопроса оказывают существенное влияние на дальнейшую эффективность всех приемов и методов формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Второй ступенью образования, на которой человек получает более полные сведения о способах обеспечения собственной безопасности, являются дошкольные учреждения, где проводятся ознакомительные занятия о правилах пожарной безопасности и безопасности на дорогах, даются начальные экологические знания.

Третьей ступенью образования, формирующей культуру безопасности жизнедеятельности, является школа, где на уроках

«Основы безопасности жизнедеятельности» детям прививаются основы нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создании благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К завершению этой ступени человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности [1].

В высших учебных заведениях также продолжается формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов, но уже с позиции будущей профессиональной деятельности. Именно этот социальный институт является кузницей будущих инженеров, экономистов и других специалистов, несущих ответственность за безопасность жизнедеятельности различных групп населения.

В Пермском национальном исследовательском политехническом университете формирование культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется следующим образом:

- при проведении внеучебной работы со студентами, для организации которой в 2000 году в университете было создано Управление социальной и внеучебной работы. Основными направлениями его деятельности являются проведение физкультурно-массовой и спортивной работы, развитие молодежных творческих объединений и коллективов, адаптация сту-

дентов младших курсов к учебному процессу при правильно организованной и методически обеспеченной воспитательной деятельности кураторов студенческих групп, профилактика девиантного поведения молодежи и др. [3]. Кроме того, Управление социальной и внеучебной работы организует деятельность психологической службы, здравпункта, который кроме плановых медосмотров студентов проводит активную пропаганду факторов, способствующих укреплению и сохранению здоровья студентов, различных спортивных секций, занятия общей физической подготовкой в тренажерных залах (на базе общежитий), спортивного клуба «Политехник» -одного из ведущих студенческих спортивных клубов России. Клуб обеспечивает организацию работы спортивного отделения по подготовке спортсменов высших разрядов, а также подготовку сборных команд университета по семнадцати видам спорта: по баскетболу, вольной борьбе, самбо, велоспорту, волейболу, гиревому спорту, легкой атлетике, лыжным гонкам, мини-футболу, настольному теннису, полиатлону, силовому троеборью, спортивной аэробике, спортивному ориентированию, теннису, шахматам, тяжелой атлетике. Управление социальной и внеучеб-ной работы занимается также организацией и проведением в университете массовых соревнований (спартакиад университета, общежитий «Здоровье», легкоатлетических эстафет и др.);

© Долинина И.Г, Кушнарёва О.В., 2015

ИРИНА

ГЕННАДЬЕВНА

ДОЛИНИНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: развитие образования, исследование путей и средств интеграции педагогической среды. Автор 128 публикаций

- при оздоровлении студентов в санатории-профилактории университета, который имеет одну из самых богатых лечебных баз среди студенческих здравниц России, позволяющую эффективно лечить болезни опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения, пищеварения, нервной системы, уха, горла и носа, кожи и обмена веществ, а также посттравматические состояния;

- при подготовке профессиональных кадров по направлению «Техносферная безопасность» по таким профилям, как «Инженерная защита окружающей среды», «Устойчивое развитие урбанизированных территорий», «Утилизация и переработка техногенных отходов», «Промышленная безопасность», «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность»;

- при включении в образовательные программы всех направлений и специальностей дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», которые носят общепрофессиональный характер, а также спе-

ОКСАНА

ВАЛЕРЬЕВНА

КУШНАРЁВА

старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: педагогика, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека, развитие образования. Автор 31 публикации

циальной дисциплины «Безопасность технологических процессов» в соответствии со спецификой профессиональной деятельности, связанной с повышенной опасностью производимых технологических операций. Так, например, согласно рабочему учебному плану очной формы обучения по направлению «Нефтегазовое дело», профилю «Сооружение и ремонт объектов трубопроводного транспорта», студентам в седьмом семестре преподается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», а в восьмом - «Безопасность технологических процессов в трубопроводном транспорте»;

- при подготовке научных кадров по безопасности жизнедеятельности в аспирантуре и докторантуре (в настоящее время на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» ведется подготовка аспирантов по специальностям «Охрана труда» и «Пожарная и промышленная безопасность»);

- в рамках повышения квалификации, например на факультете повышения квалификации университета, деятельность которого направлена на повышение уров-

ня подготовки преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования, специалистов производственного обучения предприятий и организаций, аспирантов, магистров, бакалавров, студентов и учащихся образовательных учреждений по различным актуальным программам, в частности по программе «Методологические основы повышения эффективности труда и применения здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания».

Как уже было отмечено, работа по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в Пермском национальном исследовательском политехническом университете ведется по двум направлениям - с помощью учебного процесса и внеучебной работы (в свободное от учебных занятий время). Однако современная реальность диктует новые требования, поэтому устаревшие методики и программы уже неэффективны, так как связь между подразделениями вуза, принимающими участие в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, теряется или становится формальной, а разрозненность действий приводит к потере времени, финансов и не дает желаемого результата.

Согласно данным социологического исследования, студенты обращают внимание на недостаточность проводимых профилактических мер [2]. Многие из них отмечают, что проблемы со здоровьем возникают достаточно часто (13,5%), при этом работа здравпункта устраивает их частично, они заинтересованы в увеличении перечня предоставляемых услуг (39,1%), а также в изменении графика его работы (27,9%) и повышении качества обслуживания (24,8%).

Абсолютное большинство студентов очень серьезно относятся к вопросам, связанным со здоровьем (76,8%). Больше половины студентов всех факультетов отмечают, что в целом ведут здоро-

Рассматривается приоритетная роль образования в обеспечении безопасности жизнедеятельности общества. Проводится анализ направлений организационной политики Пермского национального исследовательского политехнического университета в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов. Обосновывается необходимость создания в рамках вуза единой системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся с согласованным взаимодействием всех ее элементов и общей целью - воспитанием современной личности безопасного типа. Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности, личность безопасного типа.

The article priority role of education in ensuring the safety of society considered. Analysis of organizational policy directions of the Perm national research polytechnic university in building a culture of life safety of students. The necessity of creation within the institution of a unified system for a culture of life safety of students with a coherent interaction of all its elements and a common goal - the education of the modern person of the safe type. Key words: culture of safety, the process of building a culture of safety, identity safe type.

вый образ жизни и хотят улучшить его (61,6%). Однако довольно высок процент студентов, считающих свой образ жизни «нездоровым» (31%), при этом большая часть студентов хотела бы получать информацию о здоровом образе жизни (59,7%).

Больше половины студентов не курят и никогда не курили (54,7%), они в основном учатся на химико-технологическом, строительно-технологическом и автодорожном факультетах. Студентов, кто курит и получает от этого удовольствие, тоже немало (28,1%), больше всего их на горно-нефтяном факультете и факультете прикладной математики и механики.

Многие студенты занимаются различными видами спорта или физическими упражнениями (27,9%). Около четверти обучающихся отмечают, что хотели бы заниматься спортом в рамках вуза, но им мешает нехватка времени, или они жалеют о том, что интересующий их вид спорта в вузе не пропагандируется (10,8%).

Большинство студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета частично довольны работой пунктов питания (48,7%), но их волнует вопрос дороговизны предлагаемого ассортимента в столовых и буфетах.

Работа по формированию культуры безопасности жизнедеятельности студентов, конечно, очень важна и нужна. Особенно значимые направления в этой деятельности: улучшение организации досуга студентов; создание психотерапевтического реабилитационного или консультативного центра и усиление информационной работы среди студентов для борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением; преподавание специальных дисциплин, например таких как «Валеология», «Социальная экология», формирующих представления о здоровом образе жизни, об обеспечении личной, общественной безопасности, а также безопасности окружающей человека среды в современном мире.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности студентов в вузе необходимо создать единую систему формирования культуры безопасности жизнедеятельности с согласованным взаимодействием всех ее элементов и общей целью - воспитанием современной личности безопасного типа. Функционирование этой системы должно начинаться с первых дней жизни студента в стенах вуза (на основе

кураторских технологий, воспитательной работы в общежитиях и др.) и заканчиваться разделом «Безопасность жизнедеятельности» в дипломных проектах (отсутствие последних в выпускных квалификационных работах бакалавров отдельный вопрос, требующий обсуждения профессиональной общественности), а в некоторых случаях может быть продолжено и после окончания вуза с учетом возможностей факультета повышения квалификации Пермского национального исследовательского политехнического университета[3].

В настоящее время авторами настоящей статьи разрабатывается положение «О системе формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Пермском национальном исследовательском политехническом университете». Его задача - координация действий организационных структур, механизмов учебного процесса и внеучебной деятельности с целью повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, качества профессиональной подготовки и, что немаловажно, привития общечеловеческих ценностей обучающимся в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов С.В., Девисилов В.А. Российская концепция непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2005. № 14. С. 4-9.

2. Внеучебная работа со студентами в Пермском государственном техническом университете: итоги социологического исследования / Н.А. Ложкина, Е.Н. Патласова, Е.О. Поносова, М.А. Слюсарянский, Т.А. Ульрих, Т.П. Царапина. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. 75 с.

3. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Формирование культуры

LITERATURA

1. Belov S.U., Devisilov V.A. Rossiiskaja koncepcija nepreryvnogo mnogourovnevogo obrazovanija v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti // Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. 2005. №14. S. 4-9.

2. Vneuchebnaja rabota so studentami v Permskom gosudarstvennom tehnicheskom universitete: itogi sociologicheskogo issledovanija / N.A. Lozhkina, E.N. Patlasova, E.O. Ponosova, M.A. Slyusarjanskii, TA. Ul'rih, T.P. Carapina. Perm': Izd-vo Perm. gos. tehn. un-ta, 2011. 75 s.

безопасности жизнедеятельности студентов: роль воспитательной деятельности куратора // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.

4. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования. Пермь, 2011. 366 с.

5. Косынкина С.Э. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 244 с.

3. Dolinina I.G., Kushnaryova O.V. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti studentov: rol' vospitatel'noi dejatel'nosti kuratora // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 4.

4. Dolinina I.G. Formirovanie politicheskoi kul'tury: opyt metodologicheskogo konstruirovanija. Perm', 2011. 366 s.

5. Kosynkina S.Ye. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti v professional'noi podgotovke studentov tehnicheskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. Samara, 2006. 244 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.