VIII Международная научно-практическая конференция УДК 378, 37.07
Турлакова Ольга Евгеньевна Turlakova Olga
аспирант ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования» PhD student, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education
К ВОПРОСУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ON THE ISSUE OF DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION
Аннотация. В статье подняты актуальные проблемы цифровой трансформации высшей школы, рассмотрены вопросы обеспеченности кадрами, обладающими цифровыми компетенциями и создания в высшей школе цифрового пространства. Затронут вопрос об уровне цифровой грамотности населения России, обозначены задачи государства по его повышению. Обоснована необходимость создания в вузах цифрового пространства, в котором и обучающийся и преподаватель легко бы нашли путь к повышению цифровой грамотности и уровня образования в целом. Данная задача приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку вузы, столкнувшись с сложной эпидемиологической ситуацией, стали более ответственно относиться к созданию цифрового пространства. Онлайн обучение становится значимым направлением деятельности вузов. В этой связи, важно не только научится обучать онлайн, важно помочь обучающемуся дистанционно получить любую образовательную услугу онлайн.
Abstract. The article raises the current problems of digital transformation of higher education, considers the issues of providing personnel with digital competencies and creating a digital space in higher education. The question of the level of digital literacy of the Russian population was raised, and the tasks of the state to improve it were outlined. The necessity of creating a digital space in universities, in which both students and teachers would easily find a way to improve digital literacy and the level of education in general, is justified. This task is particularly relevant in modern conditions, as universities, faced with a complex epidemiological situation, have become more responsible in creating a digital space. Online education is a significant area of activity of universities. In this regard, it is important not only to learn how to teach online, it is important to help students remotely get any educational service online.
«Вопросы развития современной науки и техники»
Ключевые слова: высшее образование, цифровая трансформация высшего образования, цифровые компетенции, онлайн-обучение, цифровая грамотность, цифровое пространство, онлайн-образование.
Keywords: higher education, transformation of higher education, digital economy, digital competencies, online training, personnel for the digital economy, digital literacy, digital space, online training, online education.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на работе, в школе, вузе дома широко распространено и становится неотъемлемой частью повседневной жизни людей. ИКТ трансформировали повседневную деятельность. Люди должны знать, как использовать ИКТ, как должны развивать свою цифровую грамотность в этот цифровой век. Цифровая грамотность представляет собой знания и навыки человека в области использования ИКТ, а также способность выполнять различные сложные задачи, используя их эффективно и результативно в цифровой среде.
Цифровая грамотность является ключевым понятием в попытке построить коммуникацию в цифровую эпоху в стране. Понятие цифровой грамотности может интерпретироваться по-разному, это может быть определено как способность, необходимая каждому человеку, чтобы иметь возможность жить, учиться и работать в цифровом обществе. К примеру, ЮНЕСКО формулирует более конкретное определение цифровой грамотности, это способность получать доступ, управлять, понимать, интегрировать, передавать, оценивать информацию, делая ее безопасной с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни. Такое определение показывает, насколько широко должна быть распространена цифровая грамотность, чтобы каждый мог хорошо жить в цифровую эпоху.
Объединенный исследовательский центр Европейского Союза, разработал Концепцию DigComp (Digital Competence Framework for Citizens). Разработка этой концепции началась в 2005 году и продолжает обновляться до сих пор. Созданы цифровые компетенции (21 компетенция), которыми должны владеть люди в цифровом сообществе.
VIII Международная научно-практическая конференция
В России показана печальная статистика владения цифровой грамотности:
по данным 2020 года только 27% россиян - каждый четвертый - обладают высоким уровнем цифровой грамотности, поэтому многие люди оказались не готовы к работе, учебе в дистанционном формате в условиях самоизоляции только потому, что у них недостаточно высокий уровень знаний и навыков в сфере цифровых технологий.
Поэтому развитие цифровой грамотности россиян является важнейшим аспектом. Согласно Федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» в России совершенствуется система образования, которая обеспечит подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики. Граждане России получат новые возможности для освоения цифровых компетенций, что окажет и положительное влияние на их мотивацию к онлайн обучению [1].
Согласно проекту 200 тыс. граждан России получат возможность освоить цифровые компетенции по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат; 50 тыс. госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления; до 120 тыс. человек в год будет увеличен прием на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий; 80 тыс. преподавателей ВПО и СПО пройдут повышение квалификации по новым программам для ИТ-специальностей и различных предметных отраслей [1].
Networked Readiness Index - этот показатель указывает на степень внедрения ИКТ в экономику страны с целью повышения ее конкурентных преимуществ, оценивает насколько развита инфраструктура ИКТ в стране, согласно этому индексу сетевой готовности страны к цифровой экономике, Россия занимает 48 место среди остальных государств [2], хотя в 2017 Россия была на 41 месте [3].
В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
«Вопросы развития современной науки и техники» года» разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
В эту программу входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». В описании проекта говориться, что «новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам России в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечении массовой цифровой грамотности и персонализации образования» [4]. Главной целью федерального проекта это обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Российская Федерация планирует к 2024 году выстроить преемственную на всех уровнях систему образования, которая будет включать «выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов» [4].
Россия поставила для себя три задачи.
1. Обеспечить доступность для населения обучения по программам дополнительного образования для получения новых востребованных на рынке труда цифровых компетенций.
2. Обеспечить потребность рынка труда в специалистах таких сфер как ИКТ, а также информационной безопасности и в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями, которые прошли обучение по соответствующим программам ВПО и СПО.
3. Обеспечить онлайн-сервисами образовательные организации всех уровней образования.
Существенный вклад в решение обозначенных задач вносит деятельность Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» -организация, созданная «в целях предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики в Российской Федерации, в том числе путем поддержки
VIII Международная научно-практическая конференция общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, а также
координации взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой
экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и
органами государственной власти» [5]). Она обозначила своей задачей к 2024
году достичь следующих показателей:
120 тыс. человек в год должны быть приняты на программы ВПО в сфере ИТ и по математическим специальностям; 800 тыс. человек в год - количество выпускников ВПО и СПО, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне; 40% населения страны должны обладать цифровыми навыками [5].
В 2019 году несколько российских образовательных организации высшего образования получили гранты на создание и функционирование центров для разработки моделей цифрового университета. К 2024 году элементы таких моделей цифрового вуза должны быть внедрены во всех университетах. У каждого студента должен быть доступ к востребованному образовательному контенту, эффективным технологиям обучения, цифровым сервисам поддержки.
В 2019 году стало ясно, что в образовательных организации высшего образования должна быть информационная система управления, которая предполагает, что все цифровые сервисы образовательной организации высшего образования будут работать в режиме одного окна и все обучающиеся будут оформлять справки, документы, а также получать необходимую информацию в очень короткий срок. Наряду с онлайн-курсами в процесс обучения университеты должны вводить курсы с использованием новых технологий виртуальной и дополненной реальности, такие линии индивидуализированного образования планирует сформировать с помощью искусственного интеллекта, так как он может обработать информацию об оценках и другие сведения, полученные в режиме онлайн, к примеру, какие предметы изучает обучающийся, как прошел промежуточные тесты, получил зачёт, какая оценка по экзаменам и т.д.) [6].
«Вопросы развития современной науки и техники»
Аналитический центр Национального агентства финансовых
исследований (НАФИ) представил свои результаты по направлению «Цифровые технологии - для людей: итоги вебинара по методологии оценки цифровой грамотности» и обозначил, что около 37% граждан страны испытывают боязнь новых ИКТ и считают, что развитые цифровые навыки помогают при переходе специалистов в смежные профессиональные области и в целом повышают их конкурентоспособность на рынке труда [7].
По итогам первого месяца работы портала «Цифровой гражданин» можно сказать, что граждане России заинтересованы в повышении цифровых компетенций: 24% работающих россиян боятся лишиться работы, если не будут проходить обучение в цифровой сфере (всего приняли участие 1000 человек.
Следует подчеркнуть, в России весьма своевременно начали внедрять свои системы онлайн обучения в вузах. Пандемия СОУГО-19 показала, что система образования Российской Федерации выдержала испытания пандемии.
Гончаров И.Л. справедливо отметил, что пандемия «стала катализатором изменений в сфере образования России, усилив процессы ее цифровизации» [8]. Он обозначил, что главными преимуществами онлайн образования являются не только доступность (каждый, имеющий доступ к сети, может учиться), но и снижение стоимости образования. Также повышается престиж и популярность образовательной организации высшего образования. Открытость учебных материалов университета повышает их качество, есть возможность обмена курсами между образовательными организациями высшего образования. Онлайн образование реализует принцип непрерывного образования. Но существуют и недостатки действующих онлайн обучающих курсов: к примеру, отсутствие индивидуального обучения; досрочное завершение курсов; высокие временные и денежные затраты на создание курса; ввиду низкого уровня цифровой компетентности есть риск невысокого качества разработанного курса [8].
Для того, чтобы в вузах успешно реализовать онлайн обучение необходимо оказывать поддержку преподавательскому составу и персоналу, организующему помощь в осуществлении онлайн обучения. Необходимо обучить, организовать
VIII Международная научно-практическая конференция переподготовку кадров в сфере информационно-коммуникационных
технологий. Безусловно, необходимо наладить финансирование университетов
(получение грантов, финансовой поддержки, спонсорство).
Новые форматы обучения требуют новых сотрудников, обладающих знаниями в области информационных технологий.
Обучающиеся также нуждаются в помощи. Необходимо создавать новые форматы учебных и методических пособий. Организовать дополнительное обучение или курсы личностного роста, чтобы студенты не потеряли интерес к обучению. Возможно, есть необходимость подключения психологической помощи, поскольку обучающиеся не всегда ответственно относятся к онлайн обучению. Крайне важной задачей является создание эффективно функционирующей системы онлайн обучения вуза, где у обучающихся будет возможность наблюдать свою работу, прогресс в освоении предмета, осваивать самостоятельно определённые темы, проходить тесты или выполнять задания, что значительно увеличит не только уровень знаний, но и подготовит студентов к экзаменам и зачетам.
Главное, чтобы вузы развивали у себя информационные технологии, формировали навыки работы у преподавательского состава, обучающихся.
Чтобы реформа цифровизации образования начала действовать необходимо предполагает оснастить образовательные организации высшего образования ПК, которые подключены к сети Интернет, ИС, которые позволили получить доступ ко всем образовательным ресурсам, к примеру, к научным исследованиям и разработкам, электронным научным библиотекам, также дополнительной техники, способствующей повышению цифрового пространства университета.
Современное образование уже давно вышло за пределы учебных аудиторий, лабораторий, библиотек. Цифровые технологии упрощают, изменяют содержание дисциплин, а также изменяют форму подачи информации. Речь идет, не только о презентациях Microsoft PowerPoint, Prezi, видео и фото редакторах. Университеты должны стремиться к внедрению электронных баз
«Вопросы развития современной науки и техники»
данных, библиотек с электронными книгами, видео-трансляций систем стимуляции, электронных тренажеров.
Онлайн обучение не сможет заменить живое общение, но онлайн обучение позволит получить новые знания, поможет освоить новые навыки, которые необходимы в информационном обществе.
Согласно данным аналитического центра НАФИ «индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100, как показано на рисунке 1. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам, показанные на рисунке 2 [7].
Индекс цифровой грамотности россиян
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
информационная коммуникативная грамотность грамотность
создание цифрового контента
цифровая безопасность
навыки решения
проблем в цифровой среде
Рис. 1. Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года
VIII Международная научно-практическая конференция
Рис. 2. Основные параметры цифровой грамотности [7]
Данные показывают, что профессиональная деятельность граждан России оказывает влияние на уровень цифровой грамотности. К примеру, работающие студенты имеют высокие значения индекса цифровой грамотности (64 п.п.), а неработающие пенсионеры наоборот (51 п.п.) [7].
Приведённые показатели свидетельствуют о необходимости широкого внедрения онлайн обучения в разных возрастных группах, которое поможет создать новые возможности для реализации проектов. Возможным становится привлечение специализированных мессенджеров. Сторонние компании часто устраивают онлайн матер-классы, практические занятия. Информационные
«Вопросы развития современной науки и техники» технологии способствуют созданию объёмны баз данных, включающих социально-значимую информацию, а также контент образовательного характера.
Невозможно через онлайн обучении создать традиционную систему воспитания, но сформировать открытое воспитательное пространство, к примеру, с помощью социально-проектной деятельности возможно. Л.С. Пастухова указала на возможность в онлайн формате создать открытое воспитательное пространство, ведь работать над социально-ориентированным проектом возможно и в режиме онлайн [9].
Образовательные организации высшего образования уже готовы стать интеллектуальными лидерами цифровой «революции», но также есть риск, что они могут быть вытеснены сетевыми поставщиками образовательных услуг. Чтобы вуз сохранил лидирующие позиции, необходимо создать сообщество нового уровня - «мыслящей среды» или центров технологических кластеров (инновационных зон) [3]. Если цифровая экономика нашей страны будет развитой, то главной задачей государства станет создание условий и требований для возникновения новых поставщиков образовательных услуг, конкурентных на внутреннем и глобальном рынках [3].
Внедрению цифровых технологий в сферу образования способствует реализуемая в настоящее время Госпрограмма «Развитие образования», включающая проект «Современная цифровая образовательная среда», для среднего образования разрабатывается проект «Цифровая школа», а в программе развития цифровой экономики выделено отдельное направление «Образование и кадры».
Таким образом, технологическое развитие образования на информатизационном этапе остаётся позади и наступает цифровизация образования. В исследовании Н.П. Днепровской проведен анализ готовности образовательных организаций высшего образования к переходу на цифровой уровень методической и образовательной деятельности. Данные показали, что в образовательных организациях высшего образования высокий уровень обеспечения персональными компьютерами и доступом к интернету, но есть
VIII Международная научно-практическая конференция недостаток автоматизации административных и учебных процессов вуза [10].
Этот анализ проведен в 2018 году, сейчас в 2021 году уже каждый университет
освоил цифровое пространство, сейчас уже невозможно представить
образования без онлайн формата. Тем не менее потенциал образовательных
организаций высшего образования в подготовке кадров для цифровой экономики
задействован в полной мере. В этой связи, образовательный процесс должен
быть обеспечен цифровыми инструментами и материалами, кроме того
трансформация управления вузом требует подготовку управленческих кадров с
акцентом на формирование знаний и в области антикризисного управления.
Современная образовательная организация высшего образования должна иметь возможность создать цифровое пространство и подготовить кадры, в соответствии с задачами государства. Важной задачей на перспективу выступает разработка принципов взаимодействия в цифровом образовательном пространстве, которые будут направлены на обучение педагогов поддерживать, обучать ориентироваться в большом количестве информации обучающихся, помогать сформировать культуру пользователей сети.
Библиографический список:
1. Национальные проекты Российской федерации [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki-p
2. Индекс сетевой готовности. Информация об исследовании и его результаты. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/networked-readinessindex/networked-readiness-index-info (дата обращения: 13.04.2021).
3. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. 2018. №5 (35) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 13.04.2021).
«Вопросы развития современной науки и техники»
4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov. ru/ru/activity/directions/866/ (дата обращения: 13.04.2021)
5. Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]. URL: https://data-economy.ru/organization (дата обращения 13.04.2021)
6. Минобрнауки России: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=23442 (дата обращения: 13.04.2021)
7. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/ (дата обращения 13.04.2021).
8. Гончаров И.Л. Пандемия как вызов системе образования в России // Инновации и инвестиции. 2020. №10 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pandemiya-kak-vyzov-sisteme-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 13.04.2021).
9. Пастухова Л.ССоциально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство развития гражданских качеств молодежи // Вестник Марийского государственного университета. 2019. №2 (34) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-proektnaya-deyatelnost-kak-otkrytoe-vospitatelnoe-prostranstvo-razvitiya-grazhdanskih-kachestv-molodezhi (дата обращения: 15.04.2021).
10. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. №4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/otsenka-gotovnosti-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-k-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 13.04.2021).